В Дубровнике прожил целых 28 лет, в качестве учителя сербского и немецкого языка, приходского священника (с 1833 г.) и наконец (с 1846 г.) протопресвитера. В 1858 г. перемещён в Задр профессором богословия в тамошней семинарии, а по учреждении в 1860 году консистории в Задре, назначен консисториальным протопресвитером и духовным членом краинского школьного совета. В 1881 году, по пострижении в монашество, назначен консисториальным архимандритом в Сараево, а в 1885 году, после удаления митрополита Саввы Косановича, поставлен был сначала администратором епархии, а потом избран и в преемники удалённого митрополита Саввы.. Почивший архипастырь немало потрудился и на литературном поприще. Вскоре по переселении своём в Дубровник он вместе с другим народным деятелем Божидаром Петрановичем начал издавать „Сербско-Далматинский магазин“ , повременный сборник исторических, церковно-религиозных и поэтических памятников, и в течении 20 лет был его редактором; участвовал своими литературными трудами в „Летописи“ сербской матицы, в черногорской „Горлице“ и других изданиях, переводил с итальянского и немецкого языков научные статьи по воспитанию юношества, издал несколько брошюр по предметам пастырской практики, два раза издавал „шематизм (календарь) православной митрополии Дабро-Босанской“ и основал духовный журнал; „Дабро-Босанский Источник“. За свои литературные труды избран был в члены сербского учёного общества, сербской матицы и др. Но особенно памятен и дорог сербскому народу почивший митрополит, как щедрый благотворитель и сербский добротвор. При Вот уже минуло почти 19 лет с тех пор, как австро-венгерские войска, на основании постановления берлинского конгресса, перешли границы Боснии и Герцеговины и заняли эти две сербские области. Австро-Венгрия торжественно обещала ввести в этих областях благоустройство, правду и законность (в прокламации австрийского императора и венгерского короля от 25 (13) июля 1878 года и в особой конвенции, заключённой 21 (9) апреля 1879 года между Австро-Венгрией и Оттоманской Портой).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Если же я решился сделать представление Св. Синоду об удалении Протоиерея Никоновичу от консистории и кафедрального Собора, то побуждением к сему были именно те причины, которые изъяснены мною в донесении и по которым Никонович, будучи терпим на другом месте, не может, без соблазна для епархии и без вреда для православия, оставаться на таком видном и важном месте, как настоятельство кафедрального собора. Если Св. Синоду благоугодно будет выслушать более обстоятельное раскрытие этих причин, я готов и почитаю своим долгом это сделать. Доказательством недостаточного образования Протоиерея Никоновича служат: 1, то, что он, как видно из дела о произведении его в 1839 г. во священника, по увольнении в июле 1833 г. из 1-го (по нынешнему – низшего) отделения Белорусской Греко-Униатской Семинарии во 2-м разряде, состоя в течение года в числе ставленников, обучался нравственному и пастырскому Богословию, церковной истории и догматическому Богословию; между тем в клировых ведомостях пишет о себе, что он окончил полный курс Семинарии; 2, поучений не говорил никогда, как свидетельствуют его сослуживцы; 3, резолюции на жур- (Продолжение следует). Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 18991900 учебном году//Богословский вестник 1900. Т. 3. 11. С. 147 (4-я пагин.). —1— А. Состав Академии I. а) Состав почетных членов К началу отчетного года почетными членами Московской Духовной Академии состояли 24 лица: 18 духовных и 6 светских. – В течение года вновь избраны в звание почетных членов Академии и утверждены в означенном звании Святейшим Синодом: а) Преосвященный Никодим (Милаш) , Епископ Далматинский и Истрийский, – во уважение ревностных и плодотворных ученых трудов его по разработке церковного права православных поместных церквей; б) Преосвященный Димитрий, Епископ Чигиринский, Ректор Киевской Духовной Академии, – во уважение свыше тридцатилетней многополезной профессорской деятельности его в Киевской Духовной Академии и ученых трудов по церковной истории; в) Преосвященный Антоний, Епископ Чистопольский, Ректор Казанской Духовной Академии (ныне Епископ Уфимский и Мензелинский), – во уважение к плодотворной религиозно-просветительной деятельности его, выразившейся в многочисленных печатных и проповеднических трудах; г) Преосвященный Борис, Епископ Ямбургский, Ректор С.-Петербургской Духовной Академии, – во уважение его учено-литературных трудов по разработке предметов богословского образования; д) заслуженный экстра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При выходе из бухты справа, виден огромный хребет горы Велебича. Местоположение Люшина довольно живописно. На обратном пути из Далмации в Триэст пароход опять заходил в Люшин. В этот раз мне удалось видеть странный наряд люшинских дам, кои приезжали из города на лодке полюбоваться пароходом. Платья на них черные, а на головах белые повязки, вроде чепцов, с тем различием, что передняя лицевая оборка их сделана из той же белой материи вроде толстой нити, которой оба конца торчат гораздо ниже подбородка, так что лицо представляется окруженным как будто белою дугою. Это старый венецианский(?) костюм матрон. Сначала я думал, что эти дамы монахини; но на вопрос мой мне отвечали с улыбкою, – что это просто горожанки Люшина. Задера (Zara). В этом столичном городе Далмации я был два раза, пробыв в нем около двух суток. В первый раз из Люшина приехал туда на пароходе 9 июня пополудни и пробыл там до 11 часов 10 дня июня. На обратном пути из Каттаро прибыл туда 18 июня, в 4 часа пополудни, и выехал 19 июня, в 9 часов утра. В тот и другой раз я посетил администратора далматинской православной епархии архимандрита Стефана Крагуевича и пароха Ильинской православной церкви. От них я узнал следующее. «По переводе православного епископа Пантелеймона Живковича в Венгрию на темешварскую епархию, далматинский епископский престол, как говорят здесь, вдовствует. Епархией управляет генерал-викарий архимандрит. В прошлом 1841 г., в октябре месяце, православно-духовное управление и семинария переведены из Шибеника в Задеру. Но высочайшее повеление об этом переводе состоялось еще в 1838 году. Переходом медлили по причине поправки дома, назначенного для архимандрита и семинарии. Нынешний генерал-викарий архимандрит Стефан Крагуевич, уроженец оссекский в Венгрии, переведен сюда из Арада. Правительство австрийское назначило его в Далмацию, а карловичской митрополии дало только знать об этом переводе. Архимандрит Стефан живет в Задере еще не более 12 дней, однако-же, принял все дела и будет давать отчет в них австрийскому правительству. Он молод, 35 лет от роду, смугл, но лицо его весьма приятно; усы и борода маленькие, улыбка приятная, лицо выражает хитрость. Я просил его принять на память несколько русских книг духовного содержания; он принял их, но весьма холодно: ни полслова благодарности, ни ползнака ласки и радушия братского. Видно было, что мой дар тяготил его. Меня обдало потом. Он сказал только с лукавою улыбкой, что он видел подобные книги в Венгрии и читал мое письмо, посланное мною к преосвященному Живковичу. Чем объяснить эту холодность? Страхом иудейским. Думаю, что он почитал меня за агента русского правительства и боялся правительства собственного. Напрасная тревога! Напрасная холодность! Впрочем и то может быть, что холодность естественна в тех людях, которым мы не сделали никакого добра и для которых имя русское так страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

348 Форма эта, остающаяся и до настоящего времени, есть: 1) подрясник, по-сербски долама, отличающийся от наших русских подрясников тем, что верхняя часть его от ворота до пояса застегнута на множество пуговиц; 2) ряса иди тиундия, иначе тунджа или тунья, которая по покрою совершенно то же, что подрясник, только несколько просторнее его, и которая в верхней части также застегивается на множество пуговиц; 3) маленькая, едва сидящая на темени скуфейка употребление которой есть древнее в православной церкви и форма которой взята австрийскими сербами у католических священников; 4) невысокая круглая шляпа с весьма малыми полями (Чапл. ibid. II, 94). 350 См. указ у Чапловича в Slavonien II, 37 и у Раича IV, 302 fin. В 1696 г. при патр. Арсении находилось в Австрии шесть митрополитов и десять епископов (Муравьева Сношений с Востоком ч. 4, л. 1207), следовательно девятеро архиереев безместных. Некоторые из этих последних может быть были архиереи упраздненных австрийским правительством сербо-венгерских епархий (каких именно неизвестно); но большая часть, по всей вероятности; были архиереи епархий турецких, бежавшие из Турции в Австрию вместе с самим патриархом. 351 Если верны сведения, сообщаемые Чапловичем, то весьма странно, что сербов в Австрии не только не прибывает, но значительно убывает. По Vertheilung der Völkerstämme in der Oesterreichischen Monarchie барона Чёрнига, напечатанному в 1861 г. (в Вене), всех сербов в Австрии, со включением, кажется, католиков и униатов, 1,427,788. 352 См. Србско-далматинск. Магазин 1862 г. стр. 141 sqq и 1863 г. стр. 149. Что касается до греческих венецианских епископов, носивших название архиепископов филаделфийских, то они явились следующим образом. Иеромонах Гавриил Север, исправлявший обязанности священника у общины венецианских греков, в 1577 г., быв в Константинополе, посвящен был патриархом константинопольским в архиепископы филаделфийские, что в Лидии, но вместо того, чтобы идти в свою епархию, возвратился в Венецию, и потом, ссылаясь на убожество епархии, испросил у патриарха дозволение остаться в Венеции с сохранением титула архиепископа филадельфийского (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

3 июня 1944 г. Владыка бежал в Рим, только что освобожденный союзниками. Здесь он проявил себя сторонником королевского правительства в эмиграции и Д. Михайловича, в частности уже 3 июня написал протоиерею Милану Мацуре о своей поддержке четников и осуждении И.Б. Тито. 8 июля епископ поздравил от имени проживавших в Риме сербов генерала Михайловича и его «храбрых борцов». В июне 1944 г. еп. Ириней встречался с премьер-министром эмигрантского югославского правительства Иваном Шубашичем, рассчитывавшим использовать его авторитет у сербов западной части Югославии в интересах королевской власти. В середине марта 1945 г. Владыка вошел в образованный тогда в Риме Комитет международной помощи югославскому национальному единству. В связи с приходом к власти в Югославии коммунистов на родину епископ Ириней уже не вернулся, с июля 1945 г. он проживал в США, в 1949 г. переехал в Великобританию и скончался в 1952 г. в Кембридже (похоронен в Лондоне). [xiii] На Адриатическое побережье Югославии, помимо Италии, претендовала и провозгласившая свою независимость Хорватия. Поэтому отношения итальянского и хорватского правительств были непростыми. Территориальная граница была определена заключенным при содействии Германии Римским договором от 18 мая 1941 г., но многие проблемы остались. В будущем предусматривалось провозглашение королем Хорватии члена итальянского королевского дома герцога Сполетто. Еще в середине апреля 1941 г. Павелич предложил ему в Риме корону Хорватии, и хотя герцог ответил согласием, однако в Загребе так и не появился. Итальянцы также хотели связать персональной унией Далмацию и Хорватию, но и эти планы закончились неудачей. В 1941 г. хорватские радикальные националисты – усташи – и в Далмации жестоко преследовали сербов, убивая их или насильно заставляя переходить в католичество. В целом в Далматинской епархии из 109 церквей были уничтожены 23 и 55 повреждены, разрушены два из трех монастырей (Крка, Крупа и Драгович), сильно повреждены 18 приходских домов, уничтожены 24 церковных архива. От рук усташей погибли 22 православных священника и 5 монахов, в частности в июне-августе 1941 г. были убиты: 2 иеромонаха, 1 протоиерей и 12 иереев.

http://bogoslov.ru/article/1147640

В итальянской оккупационной зоне оказались Адриатическое побережье (Далмация), Черногория, большая часть Косово и Метохии и западная часть Македонии. Так, под власть итальянцев попали соответственно Далматинская, Черногорско-приморская и Рашко-Призренская епархии. Захолмско-Герцеговинская епархия частично находилась под итальянским управлением, частично под властью усташей. Положение СПЦ на разных территориях, оккупированных итальянцами, имело свои региональные особенности. Не последнюю роль сыграл здесь разный этнический состав населения этих областей и различные формы административного управления. Большая часть Косово и Метохии вместе с пятью уездами в западной части Македонии 12 августа 1941 г. были переданы Как отмечает Слиепчевич, «отношение оккупантов к Церкви и духовенству на этой территории не было одинаковым. Там, где были только итальянцы, оно отличалось от положения на территории, которую совместно контролировали итальянцы и В Далмации оккупационными властями был арестован и интернирован в Италию один из активных участников событий 27 марта 1941 г. епископ Далматинский Ириней (Джорджевич). Он был освобожден только после капитуляции Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Липовац) В Черногории оккупационные власти сначала не предпринимали каких-либо особых мер по отношению к духовенству. Можно говорить о некоторых шагах к установлению сотрудничества. Так, благодаря вмешательству митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия (Липовца), были освобождены солдаты и офицеры югославской армии, объявленные военнопленными и подлежавшие По свидетельству самого митрополита, в первые месяцы оккупации итальянцы проявляли корректность и предусмотрительность в отношении Сербской Церкви и Сам митрополит Иоанникий, высокообразованный человек со знанием итальянского языка, был оставлен на своей кафедре. Однако впоследствии ряд факторов негативно повлиял на отношение итальянцев к СПЦ и к населению в целом. Слиепчевич выделяет две основные причины ухудшения этого отношения: 1) сопротивление народа провозглашению независимой Черногории под итальянским протекторатом и 2) восстание, начавшееся 13 июля 1941 г. и положившее начало вооруженной борьбе с оккупантами и гражданской войне. Действия партизан вызвали ответный террор со стороны итальянцев. В результате боевых действий пострадало большое количество церковных объектов. В июле 1941 г. итальянцы разорили епархиальное здание в Цетинье, были уничтожены инвентарь и большая часть архива. После этого здание использовалось на нужды военных властей вплоть до капитуляции Италии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Отпуск за ворота семинарии дозволяется ректором лишь в исключительных случаях, а равно и свидание с приходящими в семинарию посетителями обставлено строгими формальностями. При воспитанниках состоят надзиратели, провожающие их и на прогулках. При семинарии есть библиотека, доступная и питомцам. Читать посторонние книги можно только по предъявлении начальству. Беллетристические произведения дозволяется читать только с разрешения начальства, чтение изданий политических не допускается. Библиотека семинарии в конце 1883 г. насчитывала 2218 названий в 4001 томе. Ежегодно ассигнуется на библиотеку 100 гульд. Для приготовления профессоров, с 1882 г. выдается государственная стипендия лучшим воспитанникам семинарии, посылаемым для усовершенствования в богословских науках в университеты Венский или Черновицкий. В программе наук произведены некоторые перемены в 1882 г., а в августе 1894 г. утвержден «Устав за православни богословски завод у Задру», которым точнее определяются права профессорских собраний вообще и отдельных профессоров в частности, словом все, что относится к внутренней стороне жизни семинарии. Воспитанников с 1869 г. до 1894 г. было 138. 274 Преосв. Никодим Милаш , епископ Далматинский и Истрийский, был в течении 19 лет профессором и 4 года ректором Задрской богословской школы. По поводу и в память исполнившегося 25-летия школы, преосв. епископ Никодим принес ей в дар 1000 крун с тем, чтобы проценты с них выдавались ежегодно в Пасху тому воспитаннику, который напишет лучшее сочинение по богословским наукам. Церковно-административное устройство православной Буковинско-Далматинской митрополии таково. Высшим органом власти в делах церковного управления и церковного суда служит митрополитский Синод. 276 Он состоит из митрополита, как председателя, и епархиальных епископов (§§ 5 и 6). Как митрополит, так и епархиальные епископы имеют право вводить в синодские заседания по одному из духовных лиц своей епархии, но только с совещательным голосом (§ 6). Синод собирается один раз в году; если нет предметов, требующих скорейшего рассмотрения, то может и не собираться каждогодно (§ 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

провинциями была политически соединена, и только тогда бы мог стать на очередь вопрос о церковном устройстве, т. е. чтобы из всех тех провинций составилась и одна церковная единица. По этому началу образована и нынешняя буковинско-далматинская митрополия после дуалистического устройства монархии. Следовательно говорить, что если бы присоединены были две православные далматинские епархии к карловицкой митрополии, из этого должно бы следовать присоединение и боснийско-герцеговинских епархий к той же митрополии и тогда бы легко следовала и аннексия Боснии и Герцеговины к австро-венгерской монархии, – говорить так значит просто молотить пустую солому и приводить в заблуждение общественное мнение… Что касается первого вопроса, то повод газетным слухам и догадкам мог подать один тост («здравица») далматинско-истрийского епископа Никодима Милаша по адресу сербского патриарха Георгия Бранковича в Карловцах 12 апреля 1904 г. Для правильного понимания всего этого дела «Гласник православне далматинское цркве» сообщает следующие документальные данные. 1) Православная далматинская церковь с того времени, когда был назначен первый сербский епископ в Далмацию, постоянно подчинена была в религиозных и духовно-судебных вопросах карловицкому архиерейскому синоду. Когда учреждена была буковинско-далматинская митрополия 23 января 1873 г., первую высшую инстанцию по тем делам имел составлять буковинско-далматинский св. синод, а второю и последнею инстанцией остался как и прежде карловицкий св. синод. Это затем торжественно было утверждено высочайшим указом от 23 июля 1874 г. С течением времени такая практика оставлена была. После синодских заседаний 1903 г., преосвященные епископы задрский и которский нашлись вынужденными обратиться к высокопреосвященному митрополиту черновицкому с просьбой, чтобы он высказал своё мнение о распоряжении упомянутого высочайшего указа, по которому сербско-далматинская церковь в последней инстанции в религиозных и духовно-судебных делах подчинена сербскому патриарху в Карловцах и его св. синоду. Высочайшее распоряжение известно, – в немецком подлиннике гласит так: «Er (der Bischof) und seine Nachfolger wer-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—159— стоятельных родителей. Общежитие учреждено не только для оказания помощи в материальном содержании учеников, но и для лучшего воспитания их и наблюдения за их нравственным направлением. 1440 – Исключительно сербско-православных средних учебных заведении ни в той, ни в другой епархии нет, а сербские дети обыкновенно посещают общие школы, где Закон Божий преподают им сербские православные священники. Основных школ в далматинско-истрийской епархии 51, сербских детей-школьников 3.227. – Приятно отметить обилие фондов на содержание школ и вообще на просветительные и благотворительные цели. В далматинско-истрийской епархии таких фондов 18. Из них назовем: фонд священнических вдов и сирот епархии – 25.713 флоринов; фонд Бабича Вуиновича на стипендии сербским воспитанникам в университетах или русских духовных академиях – 54.048 фл.; подобный же фонд епископа Стефана Кнежевича – 8.534 фл.; фонд на построение церкви в г. Сплете (к сожалению сумма фонда пока очень незначительная, всего 2.672 фл.). В боко-которской епархии фонд вдов и сирот священнических имеет 17.000 фл. 1441 Униатская пропаганда в Далмации особенный успех имела в двадцатых годах XIX столетия при далматинском епископе Венедикте Кральевиче, который всеми силами работал в ее пользу. Но и после Венедикта, который должен был бежать в Венецию, униатская пропаганда не исчезла совершенно. С утешением можно отметить, что благодаря непрестанным заботам энергичного и высокоученого епископа далматинского Никодима Милаша уния в Далмации насчитывает весьма мало своих после- —160— дователей. Во всех трех униатских приходах всего 14: душ: в бальячском 5, в кричанском 3 и в верличском 6. И можно надеяться, что униатские приходы скоро останутся без пркхожан, как эго предсказывают и сами униатские газеты, напр. «Novi List», 270. 1442 Это в далматинско-истрийской епархии. Не больше успеха уния имеет и в боко-которской епархии. Весною 1900 года явился было в Боку униатский миссионер – в одежде православного священника, с бородой, обходил села, присматривался, советовался с местным католическим епископом и наконец решил было возобновить какую-то старинную униатскую церковь , от которой и всякий след давно исчез. Известие об этом скоро разнеслось по всей Боке. И вот из Котора, по распоряжению преосвященного Герасима, явились сюда два протоиерея, епископский протосинкелл и еще несколько православных священников. В местной православной церкви совершили торжественную литургию с крестным ходом, причем которский протоиерей, отличный проповедник И. Бучин обратился к народу с горячею речью, в которой убеждал его хранить православную веру, спасавшую сербов в течение стольких веков и беречься от злых хищных птиц, которые опять налетели из Рима. Результатом всего этого было то, что униатский миссионер бесследно исчез из Боки, не нанеся православным ни малейшего вреда. 1443

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест» 3 февраля 2008 г. 12:07 «Семинария в Крке верит в будущее епархии, потому что в ней учатся люди, которые, пройдя курс обучения, станут духовными пастырями Сербской Православной Церкви и сербского народа», — сказал в интервью корреспонденту боснийского журнала «Фокус» епископ Далматинский Фотий. В семинарии Трех святителей в монастыре Крка (Хорватия), ректором которой является преосвященный Фотий, изучают богословие, Священное Писание и церковное богослужение, а также древнегреческий и церковнославянский языки. Трагедия войны, разыгравшаяся на этой территории, к сожалению, оставила свой след и на семинарии, но, слава Богу, сегодня она продолжает свою просветительскую и культурную деятельность. — Владыка, с 1999 года Вы являетесь епископом Далматинской епархии. По сравнению с тем, какой была Хорватия, когда Вы приехали, каково состояние епархии на сегодняшний день? — Состояние Далматинской епархии в момент моего приезда было тяжелым во всех отношениях. Епархия осталась без священства и монашества — они вместе с народом были изгнаны с территории Далматинской епархии, а церковные объекты сильно пострадали или были разрушены. Поэтому в своем служении в Далматинской епархии мне нужно было начинать с самых основ, что само по себе нелегко. Слава Богу, за эти почти десять лет епархия ожила, благодаря появлению новых священников, а в особенности благодаря восстановлению монастырей Крка, Крупа и Драгович (XIV век), которые являются духовными центрами сербов в Далмации. Особо значимым событием для нашей епархии стало возобновление в 2001 году работы семинарии Трех святителей при монастыре Крка, в которой обучается 50 молодых людей из Хорватии и Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Много сил было вложено в восстановление разрушенных церковных объектов. В этой области нам предстоит еще много работы, так же как и в деле духовного просвещения и утверждения нашего народа в православной вере. — Вы занимаете должность ректора в древней семинарии Трех святителей, которая располагается в монастыре Крка. В последней войне это богословское учебное заведение разделило тяжелую судьбу сербского народа.

http://patriarchia.ru/db/text/359361.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010