Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви (СПЦ), объединяет приходы на территории исторической обл. Далмация в пределах Республики Хорватии. Кафедра - г. Шибеник. Правящий архиерей - еп. Фотий (Сладоевич), на кафедре с 31 окт. 1999 г. В епархии 6 мон-рей: Драгович , Крупа , Крка , Света-Лазарица, св. Василия Острожского, вмц. Кириакии (Недели) Никомидийской, 21 священник, 15 монахов и монахинь. Правосл. население упоминается в городах и на островах Далмации с раннего средневековья. Поначалу это были греки, в XIV-XVI вв. появились сербы. В XIV в. было основано 3 серб. мон-ря: Крупа, Драгович и Крка, в к-ром с 1615 г. действовала семинария - серб. духовный центр в Далмации. После восстановления Печской Патриархии (1557) далматинские сербы вошли в ее юрисдикцию и окормлялись митрополитами Дабро-Босанскими, к-рые часто носили титул «патриарший экзарх всей Далмации». В помянник мон-ря Гомирье внесено имя митр. Далматинского Епифания (ок. 1640-1648) ( Д. Дабро-босански митр. Гаврило и Гомирско и Жумберачко владичанство//Богосл. гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 282). В 1688 г. Книнская Краина и Далмация перешли из-под власти турок под власть Венецианской республики. Юрисдикция Дабро-Босанских митрополитов перестала распространяться на эти территории, а новые власти подчинили правосл. подданных униатскому архиепископу Филадельфийскому. В 1692-1693 гг. упоминается еп. Далматинский Василий, для к-рого представители правосл. населения Далмации попросили титул у Печского патриарха Арсения III (Черноевича) . Еп. Василий отказался следовать требованиям властей принять унию и был вынужден покинуть кафедру. В 1693 г. униат. еп. Далматинский Мелетий (Типалдия) и неизвестный по имени греч. архиерей с о-ва Корфу (Керкира) хиротонисали во епископа Далматинского насельника монастыря Крка Никодима (Бусовича). В 1696 г. патриарх Арсений признал эту хиротонию и доверил еп. Никодиму управление православными всей Далмации и Боки-Которска.

http://pravenc.ru/text/168664.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   18 лютого 2008 р. 12:36 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Сербы, оставайтесь в своем Отечестве! [Ihmepb " ю] «Как во времена прошлых оккупаций нашего государства народ не оставлял Косово, так не должно этого случиться и сейчас», — заявил владыка Артемий в интервью газете «Глас Jabhocmu» 18 лютого 2008 р. 11:30 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Ни одна оккупация не длится вечно. Интервью сербскому еженедельнику НИН. [Ihmepb " ю] Сербия, как демократическое государство, как член ООН, должна предпринять такие же действия, которые предприняло бы любое другое демократическое государство, если бы у него отнимали часть территории, включая военную интервенцию, убежден правящий архиерей автономного края. 3 лютого 2008 р. 12:07 Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест» [Ihmepb " ю] Об истории и современном положении Далматинской епархии и семинарии Трех святителей в монастыре Крка (Хорватия) рассказывает в интервью боснийскому журналу «Фокус» епископ Далматинский Фотий. 25 2008 р. 17:02 Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): Жить во Христе [Ihmepb " ю] Митрополит Диоклийский Каллист ответил на вопросы главного редактора сайта «Православие и мир» Анны Даниловой. 21 грудня 2007 р. 14:20 Межхристианский диалог — это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов [Ihmepb " ю] Насколько противоречия, существующие между Московским и Константинопольским Патриархатами, препятствуют развитию православно-католического диалога? С этим вопросом корреспондент «НГ-Религии» Леонид Бамблевский обратился к секретарю по межхристианским отношениям ОВЦС Московского Патриархата священнику Игорю Выжанову. 11 грудня 2007 р. 14:30 Профессор Белградского университета Мирослав Йованович: «Признание Косово — лишь первый этап проекта по созданию " великой " Албании» [Ihmepb " ю] 10 декабря истек установленный ООН крайний срок для подписания соглашения по окончательному статусу Косово.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Руська Православна Церква сайт Московського новини наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   21 лютого 2008 р. 12:12 Игумения Феофания, настоятельница Покровского монастыря: «Территория Таганского парка останется открытой для посещения горожанами» [Ihmepb " ю] В связи с участившимися публикациями в прессе о возможном закрытии Таганского парка после его передачи Покровскому женскому монастырю, настоятельница монастыря ответила на вопросы корреспондента портала Патриархия.ru. 18 лютого 2008 р. 12:36 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Сербы, оставайтесь в своем Отечестве! [Ihmepb " ю] «Как во времена прошлых оккупаций нашего государства народ не оставлял Косово, так не должно этого случиться и сейчас», — заявил владыка Артемий в интервью газете «Глас Jabhocmu» 18 лютого 2008 р. 11:30 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Ни одна оккупация не длится вечно. Интервью сербскому еженедельнику НИН. [Ihmepb " ю] Сербия, как демократическое государство, как член ООН, должна предпринять такие же действия, которые предприняло бы любое другое демократическое государство, если бы у него отнимали часть территории, включая военную интервенцию, убежден правящий архиерей автономного края. 14 лютого 2008 р. 15:39 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Мы готовы пройти этот путь до конца» [Ihmepb " ю] Журнал «Русский дом» публикует интервью с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, касающееся негативных последствий отделения Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви. 6 лютого 2008 р. 14:02 Олеся Николаева: «”Иуда” становится этаким брендом» [Ihmepb " ю] «Российская газета» публикует интервью с известной поэтессой и публицистом Олесей Николаевой, в котором писатель делится своими мыслями по поводу недавней премьеры телевизионного фильма «Евангелие от Иуды». 3 лютого 2008 р. 12:07 Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест» [Ihmepb " ю] Об истории и современном положении Далматинской епархии и семинарии Трех святителей в монастыре Крка (Хорватия) рассказывает в интервью боснийскому журналу «Фокус» епископ Далматинский Фотий.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский в Ниш не приедет На завершившимся в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви приняты важные решения 28.05.2011 1265 Время на чтение 3 минуты 26 мая завершила работу весенняя сессия Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, сообщает наш корреспондент. На Соборе был принят ряд важных, прежде всего, кадровых решений. Согласно уставу СПЦ, обновлен состав Священного Синода СПЦ. В связи с истечением срока полномочий Синод покинули митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Далматинский Фотий и епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий. В Священный Синод нового состава, помимо Патриарха Сербского Иринея, теперь входят епископы Бачский Ириней, Сремский Василий, Шумадийский Иоанн и Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Принят ряд решений по изменению административного устройства Сербской Православной Церкви. Созданы три новые епархии. Одной епархией в Латинской Америке с центром в Буэнос-Айросе поручено управлять митрополиту Черногорскому Амфилохию. Второй - Среднеевропейской епархией с центром в Вене – поручено управлять епископу Бачскому Иринею. Третья - Крушевачская епахия в самой Сербии с центром в городе Крушевац - создана путем выделения части приходов Нишской и Жичской епархий, ее епископом избран доцент богословского института иеродиакон Давид (Перович). Епископом Нишской епархии, которой управлял до своего избрания на патриарший престол епископ Ириней, стал епископ Йован (Пурич), настоятель знаменитого Острожского монастыря. Избраны также два викарния Патриарха - представитель Патриарха в исторической резиденции сербских патриархов Печке Патриаршей в Косово епископ Липлянский Йован (Чулибрк) и настоятель Ковельского монастыря епископ Андрей (Чилерчич). Еще одно кадровое решение, принятое на Соборе, является довольно странным. Митрополиту Добробосанскому Николаю, который является человеком преклонного возраста, в помощь назначен не викарный епископ, а глава соседней епархии епископ Григорий Герцеговинский, один из лидеров «модернистской партии» в СПЦ. Видимо, дело в том, что епархия митрополита Николая – богаче и больше по размерам, чем епархия Герцеговинская.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сторонники бывшего епископа Артемия (Радосавлевича) лишены сана и монашества Такое решение принял Суд Сербской Православной Церкви 09.12.2010 534 Время на чтение 4 минуты 7 декабря Великий церковный суд Сербской Православной Церкви на основании пункта В статьи 2 главы 79 Устава СПЦ согласно обвинению, вынесенному церковным судом Рашско-Призренской епархии, лишил священнического сана и монашества ряд священнослужителей, самовольно покинувших эту епархию весной этого года. Клирики уехали из епархии в знак протеста против отстранения от управления бывшего епископа Артемия (Радосавлевича), сообщает Седмица.Ру со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Согласно решению, извергнуты из сана, лишены монашества и возвращены в число мирян с их прежними мирскими именами: - протосинкел Николай (Негослав Николич), - протосинкел Варнава (Владан Димитриевич), - иеромонах Наум (Горан Миркович), - иеромонах Ириней (Игор Ристич), - иеромонах Ксенофонт (Ненад Томашевич), - иеромонах Бенедикт (Бранко Прерадович), - иеромонах Виссарион (Милован Шулович), - иеромонах Иоанн (Иван Милоевич), - иеромонах Роман (Радослав Папич), - иеромонах Максим (Миливой Новакович), - иеромонах Евфимий (Миодраг Милентиевич), - иеромонах Досифей (Деян Вукосавлевич), - иеромонах Агапит (Любиша Бичанин), - иеромонах Иоанн (Иван Узелец), - иеродиакон Прохор (Ивица Ацкович), - иеродиакон Павел (Райко Дрекович), - иеродиакон Иаков (Жилимир Купрешак). В заседании суда приняли участие епископ Бачский Ириней (председатель), епископ Далматинский Фотий, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий, протоиерей др Радомир Попович, протоиерей др Драгомир Сандо и диакон Александр Секулич (референт). Согласно статье главе 77 Устава СПЦ, в заседании не принимал участия митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, так как он являлся местоблюстителем Рашско-Призренской епархии после отстранения епископа Артемия. Перечисленные клирики были обвинены в насильственном вторжении в несколько монастырей Рашско-Призренской епархии; в совершении таинств, несмотря на наложенное на них запрещение в священнодействии; в служении с епископом Артемием, несмотря на наложенное на него запрещение в священнодействии; в продолжении служения с монахом Артемием после лишения его епископского сана; в установлении второго жертвенника в храмах без благословения местного епископа и в подаче поводов для соблазнов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/st...

Псковская епархия предала анафеме журналиста за клеветнические публикации 20 августа, 2009. Редакция " Правмира " В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи ««Осиное гнездо»» под золотыми куполами» в газете «Псковский рубеж» (503) за 14-20 января 2008 года и в газете «Правда» 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовного завещания основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, «кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви… на это свидетелем Бог и отец мой духовный», решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию. Согласно «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденной Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3) о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ «в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов … епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может … предать каноническим прещениям виновных». Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского М., 1994. С.61). Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода. А ведь они в годы гонения на Церковь были замучены и утоплены в водах Чудского озера. Автор статьи даже не удосужился узнать, что до закрытия в 1918 году монастырь был мужским, а не женским.

http://pravmir.ru/pskovskaya-eparxiya-pr...

II. Буковинско-Далматинская митрополия Общие сведения о Буковине и Далмации Буковина, получившая свое название, как говорят, от росших прежде в ней обширных буковых лесов и занимающая пространство около 190 кв. географич. миль, лежит в юго-восточной окраине Австро-Венгрии, гранича с востока и юга с Россией (с бессарабской губернией) и Румынией, с запада – с Трансильванией и Венгрией, с се­вера – с Галицией. Любопытна история этой, ныне австрийской, области. Долгие годы Буковина находилась под владычеством русских государей, сначала с 993 г. до половины ХП в. входя в состав т. н. Червонной Руси, завоеванной вели­ким князем Владимиром, крестителем Руси (в продол­жение этого времени в Буковине, Галиции и северо-восточ­ной Венгрии распространилась и укрепилась среди тамош­него русского народа православная вера), а потом с кон­ца XII в. до 1340 г. принадлежа к Галицкому удельному княжеству. В 1340 г., когда Русь и восточная часть Галиц­кого княжества – Буковина и Молдавия – находились под властью татар, Галиция вплоть до реки Прута отошла во власть польских королей и находилась под польским владычеством до 1772 г. до первого раздела Польши, и в этот-то длинный период времени там распространилась и укрепилась уния. Православный русский народ в соседней Буковине избег участи сделаться союзником римской церкви благодаря двум обстоятельствам, именно, в 1-х, тому, что стоявшие в северной части Буковины могуще­ственные полчища татарского хана Мамая не позволили полякам в 1341 г. из Галиции проникнуть в соседнюю Буковину, и, во 2-х. тому, что вскоре после занятия Гали­ции поляками, в половине XIV в., русский народ в Бу­ковине был подкреплен православными румынами, заняв­шими, по предложению венгерского короля Людовика I, после изгнания им татар из Венгрии, Буковины и Мол­давии, – пустопорожние места в Буковине, особенно в южной её половице 73 . Воеводе Богдану Драгошу, под предводительством которого прибыли в Буковину румыны, вскоре (в 1859 г.) удалось с помощью буковинских рус­ских и румын овладеть соседней Молдавией и образовать из этих двух земель особое независимое государство под названием; „Земля Молдавская».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Вышел в свет апрельский номер журнала " Вода живая " марта 2015 Кроме того, этот номер - пасхальный, поэтому традиционное послание правящего архиерея посвящено главному празднику христиан - Светлому Христову Воскресению. С пасхальными приветствиями на страницах журнала выступили и остальные архиереи. Страница, на которой расположено приветствие архиерея, содержит краткие сведения о возглавляемой им епархии: карту-схему, перечень благочиний, количество храмов и монастырей, адрес сайта. Темой рубрики " Подробно " стал христианский брак. Не секрет, что вопрос о семейной жизни и супружеском счастье - один из самых болезненных, в том числе и в христианском сообществе. О разности мужского и женского подходов к этой проблеме рассуждает Тимур Щукин в статье " Христианский брак: монархия или демократия? " .  О " практической " стороне дела мы узнаем из материала Анны Ершовой " Вместе до Небесного Иерусалима " : настоятель  Петропавловского храма в Сестрорецке   протоиерей Михаил Петропавловский  и его супруга Татьяна вместе уже 35 лет, и не только счастливы сами, но и помогают обрести счастье другим супружеским парам. На приходе они организовали регулярные встречи, на которые приходят супруги - делиться опытом, обсуждать сложные ситуации.  Мысль организовать встречи для семейных пар появилась у супругов Петропавловских, когда они узнали о программе " Супружеские встречи " , которую уже несколько лет ведет  протоиерей Александр Дягилев  и его супруга Любовь, и попросили их провести выездной семинар " Супружеских встреч " в Сестрорецке. Об истории встреч-выездов рассказывают на страницах журнала сам отец Александр и его матушка. Своим опытом делятся и супруги - модераторы и просто участники программы " Супружеские встречи " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен церковному канону. Он открывается материалом Жанны Сизовой и Тимура Щукина о выдающемся канонисте епископе Далматинско-Истринском священноисповеднике Никодиме (Милаше), 100-летие кончины которого отмечается в этом году. Тему продолжает беседа с преподавателем канонического права на кафедре церковно-практических дисциплин СПбПДА  иереем Александром Мироновым . Можно ли говорить о том, что каноны " устарели " ? Нужно ли отменять то, что, исходя из современных реалий, невозможно исполнить? Каким целям служат церковные наказания? Об этом и о многом другом вы узнаете из интервью, взятого Алексеем Виноградовым и озаглавленного " Зачем нужны каноны? " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Надгробный памятник на могиле еп. Герасима (Петрановича) (Петранович; 1820, Шибеник, Хорватия - 18.04.1906, Котор, Черногория), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов. Начальное образование получил в Шибенике, затем окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци, курс философии в Загребе. 14 окт. 1844 г. пострижен в монашество в мон-ре Крупа. 9 дек. рукоположен во диакона, 20 июля 1846 г.- во иерея. В 1852-1854 гг. в Вене контролировал печать богослужебных книг, издаваемых по распоряжению австро-венг. властей для вытеснения с рынка рус. изданий. 6 дек. 1855 г. возведен в сан архимандрита. Был профессором богословия в семинарии в Задаре, помощником председателя Задарской консистории. 25 февр. 1871 г. избран епископом новообразованной Бока-Которской, Дубровникской и Спичанской епархии. Возведен на кафедру 26 мая 1874 г. Известен как богослов, яркий проповедник, автор неск. сборников проповедей «Добрый пастырь» и ряда книг. С 1862 по 1871 г. был редактором «Српско-далматински магазин» (Сербско-далматинский журнал), к-рый издавал его родной брат Божидар Петранович. Основал и был первым редактором ж. «Шематизм Православне enapxuje Бококоторско-дубровачке и Спичанске» (Положение православной Бока-Которской и Спичанской епархии; выходил в Задаре в 1874-1908). Особое попечение имел о народных школах, учредил неск. детских приютов, на свои средства основал фонд материальной помощи религиозно-просветительским и благотворительным учреждениям. Почетный доктор богословия богословского фак-та Черновицкого ун-та. В 1888 г. обновил мон-рь Савина, в к-ром построил свою задужбину - часовню в честь 100-летия Успенского собора мон-ря и разместил летнюю резиденцию. Собрал богатую б-ку, в архиве мон-ря нашел ряд древних документов, в т. ч. Савину кормчую, по поводу к-рых состоял в переписке с крупнейшими серб. историками того периода - С. Новаковичем , архим. Иларионом (Руварацем) , Дж. Стратимировичем. Похоронен близ алтаря Успенского собора мон-ря Савина.

http://pravenc.ru/text/164587.html

Письмо епископа Далматинского Фотия президенту Республики Хорватия Иво Йосиповичу (версия для печати)/Православие.Ru Письмо епископа Далматинского Фотия президенту Республики Хорватия Иво Йосиповичу Православие.Ru , 21 марта 2010 г. Позвольте мне от своего имени и от имени Епархии далматинской поздравить вас с недавним избранием на высший государственный пост Республики Хорватии и пожелать Вам долгого и успешного выполнения этой деликатной и ответственной должности. Наше письменное обращение к Вам вызвано доброжелательной и искренней потребностью указать Вам на возможную опасность от планируемого создания так называемой Хорватской православной общины и вчерашнего объявления в Задре о том, что в ближайшее время будет основана и так называемая Хорватская православная церковь. Все это, включая нашу озабоченность в связи с созданием этих объединений, может казаться совершенно ненужным, так как мы являемся свидетелями того, что в демократических обществах разные объединения возникают как грибы после дождя. Однако нам кажется, что на этот раз речь идет все-таки о другом, и не так уж безопасном. Вышеупомянутая «Хорватское православная община» в своей учредительной программе отмечает, что она основывется и исторически восходит к Независимому государству Хорватии (НГХ) А. Павелича. НГХ, как это всем нам хорошо известно, оставило за собой бесчисленное количество трупов, ям и лагерей, в которых были убиты по большей части невинные люди только потому, что они были иного вероисповедания и принадлежали к иным народам. Помимо жестоких злодеяний и геноцида сербов, евреев и цыган, вождь усташей А. Павелич в 1942 г. основал так называемую Хорватскую православную церковь, чтобы окончательно уничтожить и стереть с лица земли сербов и Сербскую Православную Церковь на просторах Хорватии. Но не будем слишком вдаваться в историю. Чувствуем свой человеческий и пастырский долг указать Вам на милитантный и проусташский характер этого образующегося Объединения. Своей возможной деятельностью это Объединение могло бы способствовать возобновлению расовых теорий и религиозной нетерпимости, которые сегодня в большинстве стран демократической Европы запрещаются законом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010