Далмат назван преподобным на тоновой литографии, изданной в Екатеринбурге в 1890-х годах (цензорское разрешение 1890 г. прот. Симеона Вишнякова, экземпляры в частных собраниях). К первоначальному портрету восходит образ святого с нимбом конца XIX - начала XX века, очевидно, в технике хромолитографии (сохранилась фотография из архива Далматова монастыря), а также несколько современных образов: икона 1990-х годов - дар Далматовскому монастырю игумена Тихона (Затёкина) в бытность его наместником Верхотурского Никольского монастыря (Святой представлен на фоне монастырских построек, повторяющих вид обители на хромолитографии Е. И. Фесенко 1902 года; подобный образ - в Верхотурском монастыре); икона 1994 года насельника монастыря иконописца иеромонаха Давида (Эрназарова) в круге (помещена во фронтальную часть раки); икона 1997 года работы О. Вороновой Воскресенская церковь г. Шадринска . К прославлению Далмата в 1994 году в московской мастерской И. Исакова была написана икона святого, изображенного фронтально, по пояс. К празднованию 300-летия преставления в 1997 году одесский иконописец И. Н. Стоянов выполнил образ для церкви святителя Николая Чудотворца в с. Боровском (в настоящее время в скиту во имя Далмата Катайского района Курганской области) - преподобный представлен в клобуке , мантии , с благословляющей именословно десницей и посохом в левой руке. На поясной иконе 2000 года работы А. Маркова ( кафедральный собор благоверного князя Александра Невского в Кургане ) Далмат облачен в схиму с куколем на голове , в руках модель монастыря, вверху - образ Божией Матери «Знамение» ; в икону вложена частица мощей святого. Поясной прямоличный образ Далмата с частицей мощей ( 2001 , иконописец П. Рублёв) находится над ракой преподобного. Молитвословия Тропарь, глас 4 , утверждён Святейшим Синодом 29.07.2017 (в Службе Далматовского Успенского монастыря - " Ин тропарь " ) Подвигом добрым подвизався,/постом, бдением и молитвою любовь Христову стяжал еси,/чудным же заступлением Божия Матере/угрозы неверных ни во что же вменив,/яко светило на тверди Небесней просиял еси,/преподобне отче наш Далмате,//моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/23406.html

3     Пр. отцы Исаакий, Далмат и Фавст. Об Исаакии было 30 мая, Далмат воин во 2 гвардейском полку (они тогда назывались схолариями), отправив жену свою с дочерьми на восток, по убеждению св. Исаакия, поселился с сыном своим Фавстом в обители его между 381—383 годами, здесь отличался великим воздержанием, так что однажды в великий пост сорок дней пробыл без пищи и затем по принятии пищи 43 дня до праздника Вознесения Христова пробыл в экстазе (восхищении), причем удостоился видений божественных и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. По кончине св. Исаакия в 383 году, он, по избранию братии, поставлен был в настоятели обители патриархом Нектарием (381— 397), а не Аттиком (408—425), Св. Далмат оказал важную услугу православию. Когда ему угрожало насилие на ефесском соборе; он, став во главе игумнов, монахов и верных православию християн, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, тогда как до сего 48 лет не выходил из своего монастыря, не смотря на просьбы самого царя, желавшего во время землетрясений, чтобы он участвовал в общих молитвах. Время кончины его с точностию неизвестно; известно, что он жил еще при св. патриархе Прокле (434—446). Св. Прокл еще при жизни Далмата весьма хвалит его в письме к Иоанну антиохийскому, которое Тильмон относит к 437 году.    Сын Далмага Фавст также славен добродетелями иноческими, но подробности жизни его неизвестны. В Деяниях св. (Aug. I. 213) после исторического исследования помещено житие его из Бандурия (Imper. Orienm. 697) «Подвиги пр. Далмата против несториан, составляющие значительную часть его жития, видны из Деяний 3 вселенского собора, согласно с которыми они и излагаются в житии. В житии помещены также послания в пр. Далмату св. Кирилла александрийского и всего собора и взаимно письмо пр. Далмата в собору.» Св. Димитрий м. ростов. стр. 188. 4     Седмь отроков в Ефесе. В Деяниях св. (Iul. VI. 375—397) обширное исследование о них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Второй раз Илигей возжелавший согнать старца, но Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. Таким образом, монастырская легенда представляла передачу земельных угодий основателю монастыря как добровольное пожалование. Скорее всего, Далмат договорился с Илигеем об аренде этой земли за более высокую плату, чем предыдущие арендаторы Королевы и Шипицыны. Тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» составила примерно 90 верст, ширина - 25-30 верст. Наверное, с тех пор и пошла у монахов поговорка: «Вплоть до Атяша все наше». Спустя 5 лет, в 1651 г., старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Б. Б. Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины. Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий на р. Исети. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель. Монастырь, занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне. К 1651 г. первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище, по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева Далмат с товарищами построили деревянную часовню, кельи и ограду - первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго. Как сообщают документы, «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятые Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Эта икона была принесена на Белое Городище Далматом из Невьянского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.

http://pravicon.com/info-2136

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Далмат Исетский, прп. - житие Город Далматово - одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья на землях Далматовского монастыря на реке Железянке. В это время заселения Сибири русскими людьми - продвижение Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат. До пострижения в монахи преподобный Далмат, в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, - дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети. После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божию помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия. По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа. Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли. Считалось, что успех Далмата был обеспечен его родством с Илигеем по материнской линии, но сочинение Исаака сообщает, что этот факт не соответствует истине. Оно таким образом описывает этот эпизод: «...прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

http://pravicon.com/info-2136

8-го января 1883 г. Высочайше утверждено определение Св. Синода о перемещении епископа Израиля на острожское викариатство Волынской епархии, а 4-го февраля пр. Израиль выбыл из Одессы, простившись с пр. Димитрием и испросив у него позволение продолжать духовное общение при помощи переписки. На вакансию Новомиргородского викария назначен был (12 марта 1886 г.) ректор Екатеринославской семинарии архимандрит Далмат. По случаю этого назначения преосв. Димитрию привелось быть председателем временного собора епископов и принимать главное участие в редком для провинции торжестве, так как хиротония еп. Далмата назначена была в Одессе 482 . Прежде чем состоялось определение Синода о возведении архимандрита Далмата в сан епископа, обер-прокурор спрашивал Димитрия: позволят ли ему силы совершить наречение и хиротонию нового викария? – Ответ дан был утвердительный. Был еще вопрос о назначении соседних епископов на помощь Херсонскому архиепископу; но, по совету митрополита Исидора, решено предоставить это усмотрению самого Херсонского преосвященного. Димитрий пригласил принять участие в одесском торжестве подольского епископа Иустина и аккерманского викария Августина. Но пр. Иустин не мог прибыть, и собор составился из двух епископов – Неофита и Августина под председательством архиепископа Димитрия. 9-го апреля в крестовой церкви одесского архиерейского дома состоялось наречение архим. Далмата во епископа Новомиргородского, а 10-го, в воскресенье, совершена была его хиротония в Одесском кафедральном соборе. Вручая архиерейский посох, пр. Димитрий приветствовал новопоставленного епископа речью, в которой глубоко изъяснил важнейшие обязанности епископского служения 483 . Новому викарию пр. Димитрий предоставил такое же участие в управлении епархией, какое дано было раньше епископу елисаветградскому, второму викарию херсонской епархии. В новом предложении Его Высокопреосвященства, данном на имя консистории, между прочим сказано: «нахожу нужным вверить пр. Далмату наблюдение за благовещенским женским монастырем, перепелицынским приютом, и рассмотрение и решение некоторых дел, касающихся ближайших к г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Священный Собор Православной Российской Церкви 5 (18) апреля 1918 года определил: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В новейшее время Архиерейский Собор 1992 года определил: «Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного» . Вместе с тем, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 1981 года постановил: «Общий праздник Российских новомучеников и исповедников устанавливается в воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю». В результате день празднования Собора новомучеников и исповедников российских в отдельные годы по-разному определялся в календарях, принятых в Русской Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве. Синодальная богослужебная комиссия, изучив вопрос, поддержала практику, установленную Собором 1981 года. Согласно этой практике, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды, празднование Собора новомучеников и исповедников российских совершается в предшествующий воскресный день, если же 25 января бывает в четверг, пятницу или субботу, празднование совершается в последующее воскресенье. Такой порядок, имеющий прецеденты в церковном уставе , позволяет, в частности, избежать совпадения празднования Собора новомучеников с памятью святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Предлагаю Освященному Собору обсудить эту тему. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году в лике местночтимых святых Курганской епархии был прославлен преподобный Далмат Исетский. Сегодня Преосвященные ряда епархий Урала и Зауралья, Сибири, Казахстана и Поволжья свидетельствуют о почитании преподобного Далмата в пределах их епархий. Священный Синод, изучив вопрос, констатировал наличие всех необходимых условий для общецерковного прославления преподобного Далмата. Руководствуясь Уставом Русской Православной Церкви , согласно которому подвижник может быть причислен к лику общецерковных святых решением Архиерейского Собора, и во исполнение определения Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал ставлю перед членами Освященного Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата. Более подробно об этом доложит Преосвященный епископ Панкратий, когда мы приступим к рассмотрению соответствующего пункта повестки дня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

О Господи, единый Живой и единый Всемогущий, пригвозди ум и сердце наше к Тебе, Богу истинному, и соблюди нас – соблюди нас от отступничества от Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 августа 1. Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст . Память преподобного Исаакия празднуется и отдельно (см. 30 мая). Святой Далмат служил сначала офицером в войске царя Феодосия Великого и был у него в большом почете. Но когда пробудился в нем дух, презрел он всё оставил и свою службу и, взяв с собой своего единственного сына Фавста, ушел с ним в пригород Царьграда, где находилась обитель преподобного Исаакия. Там вместе с сыном принял он иноческий постриг. Святой Далмат всецело предал себя богоугодной жизни, чему весьма радовался старец Исаакий. Когда [же святой] Исаакий приблизился к смертному часу, то поставил святого Далмата игуменом вместо себя. Впоследствии эта обитель по имени святого Далмата стала называться Далматской. Святой Далмат иногда держал пост и в течение 40 дней. Постом и одолел он невидимую демоническую силу. Был участником Третьего Вселенского Собора и боролся против ереси Нестория. Угодив Богу, мирно преставился он в V столетии. Его сын Фавст подражал отцу во всем и, свершив богоугодную жизнь, мирно скончался в оной Далматской обители. 2. Преп. Косма [отшельник] (скопец) . Монах из Фаранской лавры, весьма обученный Священному Писанию . Настолько ценил он произведения святителя Афанасия Великого , что говорил своему ученику: «Если услышишь какое-либо слово из книг святого Афанасия и нет у тебя хартии, то запиши его прямо на рубашке». На закате жизни пришел он в Антиохию к патриарху Григорию († 593) и там скончал свою жизнь. Первоиерарх повелел погрести тело Космы в монастыре при Патриархии. Некий человек часто приходил на гробницу святого Космы и, воздавая честь [сему] преподобному, молился там Богу. Когда спросили его о причине [столь усердных благодарственных молитв], он [во всеуслышание] объявил, что на протяжении 12 лет лежал в расслаблении, а святой Косма его исцелил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 10 (11) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2023-04-18) Происхождение изображения: Загружено 2023-04-18, анонимно. Описание: 17 июля, в день памяти св. Царственных Страстотерпцев, после Божественной литургии, заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, игумен Печерской обители архимандрит Тихон (Затёкин) в своих покоях передал находящуюся в своей личной коллекции икону Божией Матери «Успение», которая была написана монахами Далматовской Успенской обители в начале ХХ века, с печатью на обороте «Благословение обители преподобного Далмата», наместнику Далматовского монастыря, члену ИППО игумену Варнаве (Аверьянову). Данная икона принадлежала св. преподобноисповеднику иеросхимонаху Иоанну (Кевролетину) – последнему насельнику Верхотурского Николаевского монастыря, оставшемуся в живых в годы репрессий. После его кончины в 1960 году икона была передана настоятелю открытой после Великой Отечественной войны кладбищенской Успенской церкви г. Верхотурья – архимандриту Спиридону (Комарову). После открытия в 1990 году Верхотурского Николаевского монастыря архимандрит Спиридон благословил эту икону наместнику возрождаемого монастыря игумену Тихону (Затёкину). Передавая эту святыню игумену Варнаве, архимандрит Тихон подробно рассказал присутствующим при передаче насельникам Далматовской обители историю данного святого образа. В дополнение этого, отец Тихон также передал в музей при Далматовском Успенском монастыре имени архимандрита Антонина (Капустина), который создал игумен Варнава (Аверьянов), три детали фаянсового иконостаса, который был изготовлен знаменитой фабрикой Матвея Кузнецова для храма в г. Шадринске в начале ХХ века. Игумен Варнава поблагодарил архимандрита Тихона за бесценные дары для обители св. преподобного Далмата. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Успение Далматская " .

http://pravicon.com/image-35766

Св . блаженного Bacuлiя, инока Спасокаменного монастыря, подвизавшегося в этом монастыре (см. Волог. еп.) в XV в. (и скончавшегося после 1472 г.). Мощи его почивают в монастырской нижней церкви блаж. Василия, Московского чудотворца, в правом углу ее, в особой палатке. В 1774 г., когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами блаж. Василия деревянная рака и образ на ней остались целыми, хотя вся палатка была наполнена дымом и пламенем. Память его совершается ныне, в день его тезоименитства. 3. В. Преподобных отцов наших, Далмата и Фаста, подвижников Далматской обители, близ Царьграда. Пр. Исаакий (см. 30 мая), по смерти своей в 383 г., оставил своим преемником пр. Далмата. Последний до пострижения своего был воином, а сделавшись иноком, отличался великим воздержанием. Однажды он в Великий пост пробыл без пищи 40 дней. Подвигами поста и молитвы он достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился Божественных видений. Он явил себя и ревностным поборником православия во время 3 Вселенского Собора. Когда православию на этом соборе стало угрожать насилие, св. Далмат, до того временя 48 лет не выходивший из своего монастыря, теперь пошел, во главе игуменов, монахов и верных православию мирян, к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, склонив его на сторону отцов собора. Прожив не менее 90 лет, он мирно скончался после 434 г. (по Х.М., около 440 г.). По смерти его место игумена Далматской обители занял сын его Фавст, который также был славен иноческими добродетелями. Подробности жизни сего св. подвижника неизвестны. Кондак, гл. 2. Пощением воссиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники: Того молящия о всех нас. + Пр. римлянина, Новгородского чудотворца. Пр. Антоний родился в Риме и, по смерти своих родителей, еще будучи юным (на 19 г. своей жизни) поселился в одной пустыне, в которой в иноческих подвигах послушания и поста провел 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там. Прп. Исаакий умер в 383 г. По другим, более достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом Нектарием (381–397), а не Аттиком (408–425). А затем, по принятии пищи, 43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. — Св. патриарх Прокл (434–446), еще при жизни прп. Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому. Еретики несториане утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие Св. Духа, стал Христом, т. е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена на III Вселенском соборе. Узнав, что православию на Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря, хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в общих молитвах об избавлении от землетрясения. Время кончины его с точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле, патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90 лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следов. после 434 г. и вероятно около 440 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010