В 1992 г. началось возрождение Далматовского Успенского мон-ря. По благословению и при участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей Д., почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской ц. мон-ря. Почитание В 1864 г. по просьбе жителей Далматова, «отягченных бедствиями от пожаров», был установлен ежегодный крестный ход «к отвращению бедствий» 24 июня, в день преставления Д. (дата неточна). С 1871 г. в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось ок. 30 таких записей XIX в. На Урале Д. считался покровителем воинов - молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем. Во 2-й пол. XIX в. в периодике, в офиц. документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х гг.) Д. часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В 1997 г., к 300-летию преставления Д., были написаны служба и акафист ему. В 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля» (цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. С. 68). 4 фев. 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил его общецерковное прославление в лике общероссийских святых. Д. широко почитается на Урале. Частицы его мощей находятся во мн. храмах Курганской, Екатеринбургской и Челябинской епархий. В Далматовском мон-ре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к Д. Ист.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186 [«Известие об основании Далматовского монастыря»]; Первое столетие сибирских городов, XVII в. Новосиб., 1996. С. 52-53. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 7); «Велено быть на государевой службе в Сибири»: Док-ты XVII в. о назначениях и деятельности приказчиков уральских слобод/Публ. подгот. И. Л. Манькова//ИА. 2005. 4. С. 180-195.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Гюль-джами (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе. Монастырь прп. Далмата (42) - см. Далмата монастырь . Церковь прор. Даниила (43) ( Janin. 1969. P. 85), существование к-рой Жанен ставит под сомнение, поскольку свидетельства о ней сохранились только у нек-рых рус. паломников XV в.: диак. Зосима и Аноним (1424-1434) упоминали о церкви прор. Даниила, располагавшейся недалеко от Студийского мон-ря. Другие рус. паломники более раннего времени (Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.)) свидетельствовали лишь о мощах прор. Даниила в церкви «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27), освященной в честь мч. Романа. Монастырь св. Даниила Столпника в Стиле (44) (ν τ Στλ) ( Janin. 1969. P. 86), имп. Лев I (457-474) построил для учеников прп. Даниила Столпника рядом со столпом, на котором подвизался св. Даниил с 461 г. до своей кончины в 493 г. По сведениям, содержащимся в Житии прп. Луки Столпника ( Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 195-237. (SH; 14)), столп, а следов., и обитель прп. Даниила находились вблизи Сосфениона (ныне Истинье). Игумены мон-ря участвовали в К-польских Соборах в 518 и 536 гг., но в позднейший период мон-рь редко упоминается в источниках. Известно, что он существовал по крайней мере до XII в. От этого времени сохранилось письмо мон. Николая из Катаскепи игумену мон-ря Савве. Монастырь св. Димитрия Палеологов (45) ( Janin. 1969. P. 92-93). В сер. XII в. Георгий Палеолог построил церковь и мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского, к-рый считался небесным покровителем рода Палеологов. Имп. Михаил VIII Палеолог (1258-1282) восстановил храм и обитель после разрушения латинянами и объединил ее с Келливарским монастырем, расположенным в М. Азии, так что у них был общий игумен, который мог именоваться «игумен Келливарский», «игумен святого Димитрия» или этими 2 титулами одновременно. Монастырь пользовался полной независимостью и контролировался только императором. В обители проживало 36 монахов, из них 15 исполняли исключительно обязанности, связанные с богослужениями, а 26 занимались материальными вопросами.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

По решению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода от 22-23 февр. 1993 г. из состава Екатеринбургской епархии была выделена самостоятельная Курганская и Шадринская епархия. 3 апр. 1993 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве была совершена хиротония архим. Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Новообразованная Курганская и Шадринская епархия имела 37 приходов и была разделена на 3 благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. В 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, 4 мон-ря, служило свыше 80 священнослужителей. За годы управления епархией еп. Михаилом были возрождены Далматовский муж. мон-рь и Верхнетеченский жен. мон-рь, а также учреждены 2 новых мон-ря: жен. мон-рь Похвалы Божией Матери в с. Боровском Катайского р-на (2000) и Казанский Чимеевский муж. мон-рь (2002). 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей прп. Далмата Исетского (см. Далмат (Мокринский) ), прославленного в лике Сибирских местночтимых святых 17 июля 2004 г. В числе новомучеников и исповедников Российских был канонизирован сщмч. Аркадий Гаряев, священник Никольского храма с. Боровского, замученный красноармейцами в 1918 г., мощи котого были обретены 10 июня 2007 г. В 2004 г. по определению Синодальной комиссии по канонизации святых список Казанской иконы Божией Матери , именуемый «Чимеевский», был внесен в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. 14 сент. 2006 г. открылась правосл. общеобразовательная школа им. св. Александра Невского. Ее учредителем является Фонд св. блгв. кн. Александра Невского. В 2007 г. впервые начал работу летний правосл. детский оздоровительный лагерь. В К. м. действует ок. 50 воскресных школ, где обучается ок. 1 тыс. чел. Почти при всех воскресных школах имеются приходские б-ки.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Богородицы и во имя мч. Диомида. Из «Хроники» Иоанна Малалы известно, что в этой обители часто собиралось множество людей для совместной молитвы о предотвращении стихийных бедствий, в частности в авг. 562 г. патриарх К-польский Евтихий молился здесь о предотвращении засухи. Мон-рь беспрерывно существовал до сер. IX в. и был перестроен и богато украшен Василием I Македонянином (867-886), после того как он получил здесь предсказание о восшествии на престол. Антоний Новгородец (1200) поклонялся мощам мч. Диомида, хранящимся в посвященном ему храме (Книга Паломник. С. 25). В нач. XIV в. обитель находилась в упадке, однако церковь во имя мч. Диомида еще существовала во 2-й четв. XIV в., когда анонимный рус. паломник видел в ней стол, за к-рым совершал Тайную вечерю Спаситель ( Khitrowo. 1889. P. 231). Монастырь прп. Дия (48) ( Janin. 1969. P. 97-99), один из наиболее древних мон-рей К., основан в кон. IV в. сир. монахом Дием ( ок. 430; пам. 19 июля), прибывшим в К. после мн. лет аскетической жизни близ Антиохии. Имп. Феодосий I Великий (379-395), посетив Дия и поразившись его праведной жизни, выделил ему землю и средства на устройство обители. Во время патриаршества свт. Аттика (406-425) Дий был рукоположен во пресвитера и назначен игуменом монастыря. По свидетельству прп. Феодора Студита (PG. 99. Col. 1081) этот монастырь иногда называется 1-м из построенных в К., однако в совр. науке наиболее ранним принято считать мон-рь мч. Далмата. Обычно датой основания называется 390 г., однако в источниках сведения о времени основания обители противоречивы. К сер. V в. мон-рь приобрел большую известность: в соборных документах V-VI вв. подписи его архимандритов стоят на 2-м месте после подписей архимандритов мон-ря мч. Далмата ( Mansi. T. 8. Col. 986, 1052). Дальнейшая история монастыря известна не полностью: в 1-й период иконоборчества там были спрятаны частицы мощей мч. Стефана Нового. Согласно Феофану, имп.-иконоборец Константин V (741-775) разрушил до основания мон-рь прп. Дия за приверженность монахов почитанию икон.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 835/9), прп., исп. (пам. греч. 27 апр.), игум. Кафарского монастыря. Сказание об И. включено в греческий стишной Синаксарь под 27 апр. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и, возможно, является краткой версией несохранившегося Жития. Дополнительные сведения о жизни И. содержатся в письмах и в «Малом оглашении» прп. Феодора Студита . И. род. в Иринополе, одном из городов Десятиградия Исаврийского, в семье благочестивых христиан Феодора и Григории. В возрасте 9 лет, движимый любовью к Богу, он ушел в мон-рь. Духовный наставник, видя смирение и послушание И., в знак особого расположения позволил ему сопровождать себя в Никею на Вселенский VII Собор (787), а затем в К-поль. На основании этого указания франц. исследователь Д. Стьернон относит время рождения И. к 765-770 гг., поскольку для того, чтобы присутствовать на Соборе, ему в 787 г. должно было быть не менее 18 или 20 лет. В столице наставник И. получил сан архимандрита Далматского мон-ря (см. Далмата монастырь ), а И. был рукоположен во иерея. Согласно Синаксарю, спустя нек-рое время имп. Никифор I (802-811) назначил И. игуменом Кафарского мон-ря, располагавшегося в Вифинии , рядом с г. Пифии Фермы (ныне Термал, близ Яловы, Турция), в 12 км к юго-западу от порта Пилы (ныне Ялова, Турция). Вскоре после этого к И. пришел Иларион Новый Далматский , к-рый, не желая быть избранным на пост игумена Далматского мон-ря, тайно покинул обитель. И. управлял Кафарским мон-рем чуть больше 10 лет, когда имп. Лев V Армянин (813-820) начал гонения на иконопочитателей. Посланники императора прибыли в обитель, тогда И. собрал насельников и призвал их оставаться верными в поклонении св. иконам. Иконоборцы прогнали братию и разграбили имущество, а И. заковали в цепи и отправили в К-поль. И. предстал перед императором и смело обвинил его в нечестии. Придя в ярость, Лев приказал бичевать святого, а затем заключить на 3 месяца (апр.-июнь 815(?)) под стражу на подворье Кафарского мон-ря в К-поле, после чего он был отправлен в ссылку в крепость Пентадактил (возможно, в горах Бешпармак) в районе Лампы (в сказании Синаксаря - Кампа). Вероятно, крепость располагалась недалеко от совр. сел. Бакланкуюджак (Турция). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца Лампа была отождествлена с Лампидией на Пелопоннесе ( Νικδημος. Σ. 282).

http://pravenc.ru/text/468999.html

T. 1. P. 443). Мон-рь был возобновлен вскоре после VII Вселенского Собора 787 г., его настоятелем назначен духовный наставник исп. Иоанна, игум. Кафарского, в свите к-рого Иоанн присутствовал на Соборе и имя к-рого в источниках не сохранилось (SynCP. P. 632). Его преемником стал Иларион Далматский (770 или 775/6 - 6 июня 845), исповедник, пострадавший во время 2-го периода иконоборчества. Сведения о нем содержатся в неизданном Житии (BHG, N 2177-7177b), приписываемом Савве Монаху ( Matantseva. 1993). Иларион, в 20 лет покинувший родителей и удалившийся в мон-рь, стал игуменом Д. м. при имп. Никифоре I, при Льве V подвергся гонениям за иконопочитание. Период правления Михаила II он также провел в заточении, при Феофиле был отправлен в ссылку и вернулся в мон-рь только после смерти последнего благодаря личному вмешательству имп. Феодоры. Об авторитете Д. м. и его настоятеля можно судить по подчеркнуто уважительному обращению прп. Феодора Студита к Илариону, к-рого Феодор называет «архимандритом» ( Theod. Stud. Ep. 90. 1), «отцом» (Ibid. 90. 2; 91. 20) и «экзархом» (Ibid. 214. 21; 291. 20). В последующие века мон-рь еще 2 раза становился тюрьмой: в 913 г. после неудачного заговора Константина Дуки в Д. м. был помещен патрикий Константин Элладик; в 1182 г. имп. Андроник I Комнин заточил в Д. м. имп. Марию, вдову Мануила Комнина ( Sathas. P. 330). Возможно, к этому моменту мон-рь был превращен в жен. обитель (ср. предположение Р. Жанена о том, что мон-рь стал женским только во время Патриаршества Георгия II Ксифилина, т. е. между 1191 и 1198 ( Janin. P. 84)). Последнее упоминание о мон-ре относится к кон. XII в.; есть основания полагать, что он перестал функционировать в период захвата К-поля крестоносцами, т. е. после 1204 г. Точное местоположение мон-ря неизвестно. В Житии прп. Исаакия (BHG, N 955) рассказано о том, что святой приказал ученикам Сатурнину и Виктору построить для него в К-поле скромное жилище, если они хотят, чтобы он задержался в столице. Ученики приступили к работе, и первым постройку закончил Сатурнин, соорудив для учителя келью в собственном поместье в пригороде недалеко от крепостной стены (имеются в виду стены, возведенные при имп.

http://pravenc.ru/text/168658.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

В нач. ХХ в. в б-ке Далматовского мон-ря хранилось 2 книги, принадлежавшие Д.: «Беседы на Деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) с «Толкованием на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). Последняя книга 23 марта 1679 г. была вложена преподобным в ц. Николая Чудотворца на монастырской заимке. Еще при жизни преподобный приготовил себе гроб-колоду. Д. был погребен в алтаре Успенской ц. Далматовского монастыря. В 1720 г. завершилось возведение нового, 3-престольного Успенского собора. На месте старой Успенской ц. над захоронением Д. была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 г. расписанное худож. И. Соколовским сценами из жизни преподобного (были изображены столкновение с Илигеем, явление Пресв. Богородицы спящему Илигею и его приход к Д. с покаянием). В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Д.,- подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в наст. время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 г. губ. секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Д. церковь. В 1845 г. крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 г. близ погребения Д. началось строительство ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. После длительной переписки настоятеля монастыря архим. Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским еп. Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Д. на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, состоялось 8 мая 1881 г. В 1896 г. к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением Д. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на сев. стене находились портреты Д. и архим. Исаака. После закрытия монастыря (1923) и прекращения богослужений в Скорбященской ц. (1928) в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ († 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата . Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве. Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010