Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Три книги о преподобном Сергии Радонежском 3 мин., 15.08.2014 В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и сегодня я расскажу вам о трех книгах для взрослых и детей, посвященных святому.  «Избранник Святой Троицы. Книга о преподобном Сергии Радонежском» К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского издательством «Никея» выпущена книга «Избранник Святой Троицы», которая включает в себя жизнеописание преподобного Сергия. Святой не оставил сочинений и записей, и его жизнь подробно описал ученик преподобного - Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия в дальнейшем дополнил монах Свято-Троицкого монастыря Пахомий Логофет, и, уже в XVII веке, по поручению царя Алексея Михайловича, русский писатель и биограф Симон Азарьин подготовил «Житие преподобного Сергия», опираясь на записи современников святого и добавив рассказы о чудесах, совершенных в XV —XVII вв. Эта книга рассказывает о жизни преподобного Сергия, о монастырях, основанных им и его учениками, откуда впоследствии вышли новые подвижники православия. Издание прекрасно оформлено: плотная обложка, цветные иллюстрации, «читаемый» шрифт и закладка делают книгу хорошим подарком близким. Эта книга маленького формата также будет удобна для чтения в дороге. «Избранник Святой Троицы» относится к серии «Мини-антология православных святых и праздников», выпущенной издательством «Никея». Твердый переплет, 319 страниц, формат 80х115мм, рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.   «Сергий Радонежский» Серия " Святые " Следующая книга о преподобном Сергии Радонежском подходит для совместного чтения с детьми школьного возраста. Это живая и увлекательная повесть о земном пути святого, рассказывающая, как Варфоломей (таким было имя преподобного Сергия при рождении) принял постриг, как стал игуменом Свято-Троицкого монастыря и провел общежительную реформув монастыре.. О невероятной духовной силе игумена Русской земли и многочисленных чудесах преподобного Сергия дети и взрослые смогут узнать из этой книги.

http://foma.ru/tri-knigi-o-prepodobnom-s...

(† после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), 3-й игум. Андроникова мон-ря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет А. С. учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского (3-й редакции Пахомия Логофета , 1442) А. С. назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, А. С., его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом мон-ре (Клосс. С. 401-402). Однако исследования 60-80-х гг. XX в. относят время постройки этого собора к 90-м гг. XIV в. (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12), т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона , также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.), ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова мон-ря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила (РГБ. Унд. 370. Л. 226; XV в.). Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, к-рый и стал их «последним рукописанием» (Яблонский. Прил. С. LXXVI). Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 322об.- 333). В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) А. С. неск. раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия (РГБ. Муз. 8663; XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова мон-ря)).

http://pravenc.ru/text/64404.html

Может показаться невероятным, а между тем известно положительным образом, что бывали в старое время «зело чудные» деревянные церкви 37 сажен длины и стольких же сажен вышины и не называемые чудными – 30 сажен вышины до креста, и притом бывали в монастырях, не имевших никакой особой знаменитости (см. Бычкова Описание сборников Публичн. библиотеки. Ч. I, С. 8 нач. и 104 fin.). Симон Азарьин (бывший монахом, казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века) в житии архимандрита Дионисия сообщает известие, что до осады лавры Поляками была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на святых воротах ее вместе с каменною церковию преподобного Сергия (в настоящее время Иоанна Предтечи) 120 . Чудотворец Димитрий Солунский был ангел великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1362–1389), и дело необходимо понимать так, что церковь первоначально была построена самим преподобным Сергием в честь ангела государя, с которым он находился в тесном союзе духовной любви. Но если преподобным Сергием была поставлена на воротах монастырской ограды церковь , то необходимо представлять себе ограду эту не как тын, а как настоящую стену (подразумевается срубленную из дерева, каковыми были тогда почти и все наши городские крепости или, как они назывались, города). А из сего следует, что тын, которым обнесен был монастырь первоначально, заменил стеной еще сам преподобный Сергий. В 1382 году, в августе месяце, хан Сарайский Тохтамыш, низложивший Мамая, сделал грозное нашествие на Москву. От полчищ Татарских преподобный Сергий удалялся со своей братией в Тверь (в которую удалялся и митрополит Киприан из Москвы). Но монастырь его, подвергавшийся опасности быть разграбленным и выжженным, ибо Тохтамышем были разосланы отдельные отряды войска во все окрестности Москвы, остался невредимым. После 78 лет жизни, после 55 лет монашества и после 48 лет игуменства преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года, поставив в свои преемники за шесть месяцев до своей кончины ученика своего Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В XVII в. составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим, в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613. Это очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона 513 . Житие Никодима Кожеозерского сохранилось в двух редакциях: кроме известной подробной повести есть краткая записка оном, более древняя и остававшаяся неизвестною 514 . Составитель этой последней не называет себя по имени, а пишет, что о явлениях митрополита Алексия и Троицкого архимандрита Дионисия Никодим «за седмь месяц до отшествия своего сказа мне смиренному». Симон Азарьин в житии Дионисия говорит, что постриженник Кожеозерского монастыря Боголеп Львов об этих явлениях «от преп. инока Никодима пустынножителя уверився и от его Никодимовых уст слышав таковая, и писанию предаст». В другом месте жития Симон замечает, что он читал эту «повесть» Боголепа. По этим и другим указаниям всего вероятнее, что Боголеп был автором краткого жития. По чудесам, приложенным к пространной редакции, видно, что она составлена в 1649–1677 гг. каким-то Кожеозерским иеромонахом, который не знал Никодима при жизни и писал о нем по рассказам других. Он не указывает прямо в числе своих источников на краткую записку, но последняя вся вошла в его рассказ большею частью дословно. Сравнение обеих редакций дает редкую в древнерусской агиобиографии возможность видеть, что такое те первоначальные памяти или записки, о которых так часто говорят позднейшие украшенные редакции, и как они переделывались в последние. Новый редактор прибавил рассказы «самовидцев житию» Никодима о его отшельнической жизни, о которой очень кратко говорит записка; сверх того, он переплел рассказ последней общими биографическими чертами, почерпнутыми из древнерусского понятия о подвижнике, а не из какого-либо фактического источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1610  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 200  голосов:  4.7 из  5) В основе настоящего издания Жития преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным. Епифаний Премудрый , известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик преподобного Сергия, написал самое первое Житие преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей преподобного, а также рядом посмертных чудес. В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития старец Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2020 Преподобный Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского –:– 08:57 Скачать M3U плейлист для воспроизведения в плеере Стоп через Рекомендуемые аудио 6 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/zhitie-i-chudesa-...

209. Симон Азарьин , келарь Сергиевой Лавры, а) описал житие преп. архим. Дионисия, у которого жил в келье, и написал Канон ему (рукоп. Синод. библ. И Сергиевой Лавры, нап. в М. 1824 г. и много раз); б) в 1645 г., по воле царя Алексея, писал записки о новых чудесах преп. Сергия (рукоп. Моск. дух. акад.); а в 1647 г. в первый раз напечатано им житие преп. Сергия, описанное Епифанием, дополненное Пахомием, и потом самим Симоном. Любопытное предисловие его к описанию новых чудес, напеч. в 10-й кн. Временника, М., 1851 г. Здесь между прочим говорить он о заведывавших типографиею, что они произвольно изменили многое в его описании чудес Сергия. 210. Никон патриарх , великий святитель, с 1648 г. митрополит Новгородский, с 25 июня 1652 г. патриарх, правивший церковью столько же твердо, сколько умно и снисходительно, но крамолами честолюбия и суеверия лишенный доверенности царя, 12 декабря 1667 г. лишен и сана, впрочем погребен как патриарх 1681 г. (см. Ист. Русск. ц. IV, 39 73, 155–157, 220–241). Доказательством любви его к просвещению служит и то, что он купил много книг в Новгороде на свои келейные деньги (Временник Общ ист. ч. XVI, стр. 133–134). кроме тех, которые куплены на востоке на счет патриаршей казны (там же, стр. 117–131). Сочинения его: а) о перенесении мощей св. Филиппа – письмо к царю и два донесения, изд. в Переписке царской, стр. 301, 324, 325. М. 1851 г. б) История исправления книг с соборными деяниями, напеч. в Скрижали. М. 1656 г. в) Окружная грамота о принятии мер против заразы, напеч. в М. 1656 г. и в Древн. вивл. VI, 162–182. Об опустошении Москвы моровою язвою письмо патр. Никона к царю, от 4 Февр. 1655 г., издано между письмами государей 386, М., 1851 г. г) Несколько других писем к царю – там же, 383–385, 387–388. Они – печать души великого Никона, всегда строгого подвижника. Самое замечательное из писем его то, которое писал он пред своею кончиною из Кириллова монастыря к братии Воскресенского монастыря. «Ведомо вам буди, что я болел болезнию тяжкою и уже не могу встать с одра, а лежу, как Иов, на гноищи своего смрада.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дорофей Радонежский, книгохранитель, прп. Описания иконы Преподобный Дорофей-книгохранитель, святой инок обители Преподобного Сергия Источник: Сайт stsl.ru Среди учеников архимандрита Дионисия (Зобниновского), настоятеля Троице-Сергиева монастыря, особенно известен преподобный Дорофей. Подробности жизни подвижника известны нам из жития преподобного Дионисия. Его автор троицкий келарь Симон (Азарьин) называл святого Дорофея «великим трудником» и даже посвятил ему отдельную главу «О Дорофее-иноке и о крепком житии его», которая основана на рассказах архимандрита Дионисия и священника Иоанна Наседки. Преподобный Дорофей был канонархом Троицкого собора, пономарем в церкви Преподобного Никона и библиотекарем. Одним из многих послушаний преподобного Дорофея было переписывание книг. Некоторые экземпляры, написанные его рукой, до сих пор хранятся в лаврской библиотеке. В самый разгар Смуты архимандритом Троицкого монастыря стал преподобный Дионисий (Зобниновский). По его распоряжению часть монастырской казны была использована на строительство домов призрения в Служней слободе и в Клементьеве. Ближайшим помощником архимандрита в попечен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4133

л. 149. Нач. Бе же человек сидит в темне месте старостию одержим, а на нем риза червлена. Изъяснение изображения на иконе сошествия Св. Духа. См. 188 л. 163. Тут же другие отрывки подобного рода. С л. 156 до конца 39 повестей, избранных из Патерика 701 л. 1–80, в том числе, ложная (л 255 об.) о Макарии римлянине. На первых листах внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Соборник келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 710. (1915.) Патерик египетский, с прибавлениями, полууст., переходящий в скоропись, иапис. 1493 года, в четверть, 166 листов. л. 2. Оглавление, первый лист порожний. Заглавие: Сказание о егупетскых черноризцех. л. 3 об. Глава 1. Нач. Благословен Бог, хотяй вся человеки спасти и на разум истине приити, еже и нас настави к Егупту. л. 4 об. Глава 2. О черноризци Иоане пророце. Нач. Видех убо в пределех фиваидьсцех великаго и блаженнаго Иоанна, мужа свята по истине и удобродеаниа. л. 12 об. Глава 3. О черноризце Оре. Нач. Видехом и другаго мужа чюдесна в Фиваиде, Ор имя ему, отца в монастырех братиа тысящи. л. 14. Глава 4. О черноризци. Нач. Видехом и другаго старца кротостию всем человеком удолея. л. 14. Глава 5. О черноризци Феопа. Нач. Видехом и иного недалече от града к пустыгт, Феопа именем, мужа свята. л. 14 об. Глава 6. О черноризци Аполоне. Нач. Видехом и другаго мужа свята, именем Аполона, у Фиваиды, в пределех иерусалимских. л. 22. Глава 7. О черноризци Амопе. Нач. Видехом в Фиваиде и другаго мужа, именем Амопа, отца черноризцем трии тысущ. л. 22. Глава 8. О черноризци Амуне. Нач. Идущим же нам по пустыни в полудне внезаапу видехом след велик змиев. л. 23 об. Глава 9. О черноризци Копре прозвутере. Нач. Бяше же некто прозвутер облизу, имый ту монастырь в пустыни, Копр нарицаем, муж свят. л. 23 об. Глава 10. О черноризци Патермуфии. Нач. Беаше бе некто отець преже нас, именем Патермуфий. л. 27. Глава 11. О черниризьце Суре и Исаин и Павле. Нач. Черноризець Кур, иногда рече Исаиа и Павел, случися друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010