радуйся, яко приобщился еси осияний божественных. Радуйся, Божию видевый светлость; радуйся, страстей изгоняяй темность. Радуйся, догматов православных основание; радуйся, струй боготочных источниче. Радуйся, отче Григорие, благодати проповедниче. Кондак 7 Велий во святителех воистину показался еси, Григорие мудре, богоявителю, яко апостольским житием и дивными добродетельми украшен, преподобне, и вся воздвизаеши пети: Аллилуия. Икос 7 Нектар невещественный божественный и манну душепитательную и мед иже из камене источающся, яко рече священный Давид, твоих словес завещания подают, Григорие всечудне, веселяще вопиющия: Радуйся, языче сладчайший; радуйся, зраче божественнейший. Радуйся, подобниче Спасов и подражателю; радуйся, ревнителю отцем и сообитателю. Радуйся, веяние небесное, души прохлаждающее; радуйся, росо духорадованная, нас орошающая. Радуйся, благовоние святое чистаго жительства; радуйся, пище совершенная душевнаго пиршества. Радуйся, чаше нектара безсмертнаго; радуйся, лютых мудрований обличителю. Радуйся, богоносцев сияние мудрых; радуйся, людей водителю православных. Радуйся, отче Григорие, благодати проповедниче. Кондак 8 Странная дадеся благодать во излиянии богате устнама твоима, богоявителю, отнюдуже, яко велия река, из Едема происходящая, Григорие, Церковь всю напояеши, Господеви вопиющую: Аллилуия. Икос 8 Гора, отче, Афонская светлыя твоя подвиги с Солунем проповедует, и вся Церковь верных яко богозарнаго тя чествует изъявителя Света иже паче смысла, имже просвещаеши вопиющия: Радуйся, уста богоносная; радуйся, сосуде мироносный. Радуйся, трисолнечнаго осияния органе; радуйся, безмолвия совершеннаго ниво. Радуйся, доме богосветлый божественнаго действа; радуйся, богатство некрадомое иже в Дусе живота. Радуйся, яко приял еси божественная даяния; радуйся, яко отвратил еси Варлаамова пустословия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Во всю землю изыде, якоже поет Давид, апостольское Божественное вещание,/учащее страстем Спасовым и воскресению,/имже вси востахом от гробов суетства.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Обрет Тя, Ангелов чистейшую,/вниде во утробу Твою святую Свет сый неприступен, Богородице,/и явися Человек, из Тебе воплощаемь, во двою естеству познаваемый.  Седален, глас 3 Божественное углие, Утешителя теплотою разжжени, прехвальнии бывше апостоли,/безбожия мрак разористе и верныя священно согреясте./Темже днесь память вашу чтуще, просим прияти велию милость. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Божественная скиния была еси Слова,/едина Пречистая Мати Дево,/чистотою Ангелы превозшедшая,/паче всех мене, персть бывша, осквернена плотскими прегрешеньми,/очисти молитв Твоих Божественными водами,/подающи, Чистая, велию милость. Песнь 4 Ирмос: Пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся:/до мене бо идеши, мене ища, заблуждшаго./Тем многое Твое снизхождение, еже на мя,/прославляю, Многомилостиве.  Припев: Святии апóстоли, молите Бога о нас. Крепостию вся сотворшаго прошедше вселенную, якоже крилатии,/спасосте сущия, в пучине лютых, Богоноснии, бедствующия,/и к тихому пристанищу настависте.  Припев: Святии апóстоли, молите Бога о нас. Утверждая разслабленныя, славне, мысли словом,/Сило, с Павлом проповедником прошед ты весь мир,/многими напастьми обливаемь и верным спас являяся.  Припев: Святии апóстоли, молите Бога о нас. Велиими благодатьми украшаемь, шествовал еси от востока до запада,/якоже заря, с Павлом, Сило премудре, светозарная солнцу сущи,/языков сердца просветисте.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Да восхвалится Крискент и Андроник,/и с Силою да возвеличится Силуан днесь,/Епенет же да похвалится,/Христова винограда суще гроздие, сладость искапающе спасительную. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Якоже древо насадился еси на водах, преподобне,/токи духовных добродетелей нося плоды,/на садовне же древе водрузив, яко орел, отче, гнездо,/к Небесным твой ум вперил еси. Твой пророчески узрев, Давиде, исход,/провозглашаеши сий людем, егда посылаемь,/еже на них поставил еси, мудре, царствующаго многое негодование. Святая память твоя освящает днесь нас, творящих сию верно, преподобне Давиде:/свято бо препроводил еси твою, святе, жизнь/ и по успении радуешися со святыми присно. Богородичен: Светоносну дверь Тя предзряше Иезекииль,/еюже пройде Свет истинный, Христос, Бог наш,/Егоже прилежно моли, Чистая, покаяния ми двери отверсти, молюся. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Мирскаго веселия, яко от скверны, уклонился еси,/и, неядением плоть увядив, обновил еси души крепость, преподобне,/и славою обогатился еси Небесною, славне./Темже моля не престай о нас Господа. Богородичен: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, Владычице, Тобою спасшиися:/ибо Господа неизреченно родила еси, разоршаго Крестом смерть,/к Себе же привлекша преподобных соборы./С нимиже Тя восхваляем, Дево. На стиховне Октоиха. Слава, глас 5: Преподобне отче,/не дал еси сна твоима очима,/ни веждома дремания,/дондеже душу и тело от страстей свободил еси/и себе уготовал еси Духу жилище,/пришед бо Христос со Отцем,/обитель в тебе сотвори,/и Единосущныя Троицы угодник быв,/великопроповедниче отче наш Давиде,/моли спастися нам. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Радуйся: Егда Грозд, ненасажден сущ,/яко Лоза, отрастила еси,/узревши на Древе повешена,/прободена же копием в Божественная ребра:/что сие,– глаголаше, – Сыне и Боже Мой?/Како, Иже недуги вся и страсти исцеляяй, страсти терпиши,/безстрастен сый по естеству Божественному?/Что Ти безблагодатнии людие, Благодетелю,/сия воздаша вместо благодеяний? –/вопияше Пречистая./Но Того страстьми страстей мя свободити моли непрестанно,/яко да славлю Тя. Преподобный Давид Солунский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Якоже преторжеся сонм еврейский остротою словес твоих, блаженне,/в градех Северских в Козарех приложися к тебе./Ты бо множество посече, учителю святый,/яко Голиафа Давид, в поганех.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велика тя оплота и твердь земля Паннонская имущи, блаженне,/заблуждения еретическая рушит Книгами и триязычников, крепко научена тобою,/темже тя, учителя мудраго, поминающе присно, Христа прославляем.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Книгами учений святых пророк, Дево,/Богородицу Тя верою проповедаем,/Ты бо роди Отроча, Ветхаго деньми, яко нова Человека,/темже Тя, Пресвятая, поем и превозносим.  Песнь 9 Ирмос: Ева убо недугом преслушания/клятву вселила есть:/Ты же, Дево Богородице,/прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси,/тем Тя вси величаем.  Припев: Святый равноапостольный Кирилле, моли Бога о нас. Яко светило, тя честно Христос возложи,/блещущася в концах, мудре, в венци церковнем,/Егоже ради до смерти подвизася,/умножая верных воспитание разумом и говением.  Припев: Святый равноапостольный Кирилле, моли Бога о нас. Павлу Божественному ученик был еси,/егоже детели последуя,/пройде до край западных, слово разсевая в языцех (в Каоне),/и в Риме дух свой в руце Богу своему предаде.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко солнце на земли возсия, учителю,/всюду притчами, лучами Богогласия, просвещая,/поющия тя верою и о раце стоящих твоего тела,/помяни, блаженне, своя ученики.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Лучами Твоего света, Пречистая,/душу мою ныне просвети/лежащу в рове гибельнем,/воздвигни, враги сокрушающи,/оскорбляюща присно души моей и на грехи мя побуждающа.  Светилен Яко светильника тя Христос мирови показа/и учителя вселенней, преблаженне Кирилле, Солунская отрасле,/тем и нам, поминающим честную твою память,/от Него просим милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

47, 51). Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. вмч. Димитрия Солунского, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1345 г. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. вмч. Димитрия Солунского, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1345 г. Затем следует смена предмета беседы (Ин 6. 52). От слов о Мессии Господь переходит к обсуждению возможности приобщения вечной жизни через вкушение Его Плоти. Он утверждает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 53-56). Экзегеты указывают на то, что использованное здесь существительное σρξ (плоть, а не σμα - тело, как в др. Евангелиях) подчеркивает реальность воплощения и крестной смерти Спасителя (ср.: Ин 1. 14; Ign. Ep. ad Smyrn. 7. 1; существовала теория, к-рую поддерживал, в частности, И. Иеремиас, что в данном случае за греч. σρξ стоит арам.   употреблявшееся Самим Спасителем, это, однако, не может быть доказано). Некоторые исследователи считают, что то же значение имеет использованный здесь глагол τργω (есть, вкушать, букв. - грызть), что спорно, поскольку этот глагол употребляется в Евангелии от Иоанна и как синоним более нейтрального σθω (ср.: Ин 6. 58), в т. ч. в контекстах, не имеющих отношения к Е. (Ин 13. 18). Сторонники теории интерполяций считают, что данный отрывок не принадлежит к оригинальному тексту Евангелия, указывая в качестве главного аргумента на появление в нем темы Крови Христовой, к-рая является христ., и потому ее обсуждение, как они полагают, могло иметь смысл лишь после установления таинства Е. Однако тема Крови здесь совершенно не противоречит контексту, поскольку служит логичным развитием слов Спасителя о Его близкой смерти (Ин 6. 51), к-рые, в свою очередь, связаны с темой нисхождения и восхождения Логоса или Сына человеческого (ср.: Ин 6. 62). При истолковании данного отрывка в сакраментальном смысле раздельное упоминание Плоти и Крови указывает на жертвенный характер Е. Тем не менее нек-рые исследователи вообще отрицают связь беседы о Хлебе жизни с Е., считая главной темой этой части Евангелия от Иоанна христологию ( Dunn J. John VI - A Eucharistic Discourse?//NTS. 1970/1971. Vol. 17. P. 328-338; Stimpfle A. Blinde sehen. B.; N. Y., 1990. (BZNW; 57)).

http://pravenc.ru/text/348067.html

В течение сорока дней Господь являлся Апостолам, то принимая вместе с ними пищу, то беседуя о Царстве Божием, то есть о наиболее сокровенных его таинствах, как пишет священный Лука: которым и явил Себя вым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1, 3). Также и священный Феофилакт говорит: «Господь часто являлся ученикам и удалялся». А Григорий Солунский дополняет: «Евангелист не сказал, что Господь в третий раз уже при море Тивериадском пришел к ним, но сказал, что явился (Ин. 21, 1), показывая, что Он был с ними и невидимый чувственно. Он предоставил ученикам видеть Себя потому, что пожелал этого, ибо такова сила бессмертных тел». Возможно, кто–то задается вопросом: «Зачем Господь ел после Воскресения и каким образом?» Недоумение такого рода разрешает Григорий Солунский: «Это непорочное тело питалось после Воскресения не потому, что оно нуждалось в пище, но чтобы удостоверить Свое Воскресение и показать, что оно, ныне вкушающее с ними, таково же, каким было до страдания. А пищей это тело распорядилось не по природе смертных тел, но Божественной энергией, можно сказать, как огонь, истребляющий воск, с той разницей, что огонь для своего существования нуждается в горючем материале, тогда как бессмертные тела для своего существования не имеют нужды в пище». И священный Феофилакт говорит соответственно: «Нужно мыслить Господне тело после Воскресения духовным, тонким и совершенно невесомым, не нуждающимся ни в пище, ни в чем–либо другом, а если оно и ело для достоверности, то ело не по природе, а по усмотрению, чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. И, конечно, совершенно естественным было для этого тела войти при закрытых дверях (Ин. 20, 19) и без труда перемещаться из одного места в другое». И далее: «Тело Господне (после Воскресения) не было Духом, но было духовным, то есть лишенным всякой тяжести и руководимым Духом» [ 1060 ]. Святитель Епифаний Кипрский обобщает все эти мы сли следующим образом. Христос воскрес, «поистине, к нему прикоснулся Фома, Он ел и пил с Апостолами и был с ними сорок дней и сорок ночей. Но когда Он вошел при закрытых дверях, то, войдя, показал жилы, кости, следы гвоздей и место прободения, то есть что это было настоящее тело. Вознесшись же на небо, Он сел одесную Бога (Рим. 8, 34), не оставив тела, которое «Он соединил как духовное и совершенное с единым Божеством». Подобным же образом и наши тела, сеющиеся ныне «душевно», должны воскреснуть «духовно», сеющиеся «в тлении» и «в смерти», должны воскреснуть «в нетлении» и «в бессмертии» [ 1061 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Ветхозаветные апокрифы указывают на мистическую связь между помазанием миром и светом: " И помаза мя маслом благим, видения масла паче снега великого, яко луча солнечная светящася " (М.И.Соколов, Славянская книга Еноха Праведного, М., 1910) . Освящающий храм архиерей приступает к помазанию престола и антиминсов Святым Миром. Хор поет: " Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века " . Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачения символизируют духовный свет, ибо Бог одевается светом, как ризою (Пс 103. 2). " Трапезофор (индития) служит образом славы Божией, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как свет... Потом приносится светильник, светильня и свет для возжения елея. Это, с одной стороны, потому что Церковь есть свещник Христов и светильник подзаконный был образом ея; а с другой - потому что елеем знаменуется подаяние божественной милости, а светом возжигаемым - сообщение божественного просвещения " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 80-81) . Согласно ранним византийским и армянским чиновникам архиерейского служения, светильники возжигаются по облачении престола. Церковные светильники символизируют сотворенные Богом в четвертый день планеты и звезды: " В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников изображает твердь и круги планет " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108) . 5) В день пятый Бог создал всякую душу животных пресмыкающихся, живущих в воде, а также птиц. В пятой речи Господь учит Моисея составлять фимиам для каждения: Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас (Исх 30. 34 36).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Символика краеугольного камня упоминается в Новом Завете: Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф 16. 18-19). Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2. 19-22). В книге Исход в первой, наиболее пространной, речи к Моисею, Господь говорит об устройстве скинии, изготовлении богослужебной утвари и облачений священнослужителей (Исх 25. 1 - 30. 10). О сотворении света и создании дня и ночи (Быт. 1. 3 5) напоминает ритуал возжигания светильника: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх 27. 20-21; 30. 7-8). В соответствии с православным чином на основание храма епископ и архитектор совершают разметку фундамента будущего здания. Для разметки выкапываются рвы и углубление на месте будущего престола. Архиерей устанавливает закладной камень и возжигает свет лампады. О древней богослужебной практике свидетельствует святитель Симеон, архиепископ Солунский (XV век): " Архиерей сам берет руками камни и, сошедши в основание, полагает камни крестообразно, благословив их в знак того, что он положил основанием незыблемый камень - Христа. Взяв также лампаду, наполнив ее елеем и возжегши, полагает с благословением в промежутке между камнями, означая светом горнее просвещение от истинного Света и единый истинный Свет - Христа " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69) . По освящении краеугольного камня начинаются строительные работы и изготовление храмовой утвари. Православная Церковь сохранила священные библейские принципы и планы храмоздательства, которые Господь открыл пророкам Моисею (Исх гл.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского 26 февраля 2012 г. 18:08 26 февраля 2012 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения  храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше  в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Амфилохия (Бондаренко)  во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского»

http://patriarchia.ru/db/text/2036996.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010