Если св. Ангелы и Угодники являются ходатаями и молитвенниками за людей перед Богом, то как должно относиться к ним? Должно почитать их, как друзей Божиих ( Ин. 15, 14 ) и прославлять их за полученные по их молитвам благодеяния. Призывает ли Слово Божие людей к прославлению Святых? Призывает. Премудрый Сирах пишет: «восхвалим славных мужей и отцов рода нашего: много славного Господь являл через них величие свое от века» ( Сир. 44, 1 ). Не противоречит ли почитание Святых заповеди Божьей: «Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи» ( Втор. 6, 13 ; Мф. 4, 10 )? Нет, не противоречит. Как царю земному не может быть не угодно, когда люди чтут его лучших и верных слуг, ибо, почитая последних, они выражают доверие и признательность велениям царским; так Господу Богу не может быть не угодно наше почитание Святых, так как в лице последних мы чествуем самого Бога, «дивного во святых своих». Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди покланялись Ангелам и св. Угодникам? Имеются. Иисус Навин, пророк Валаам, царь Давид кланялись Ангелам, когда видели их (1. Нав. 5, 13–14 – числ. 22, 31– 1Пар. 21, 16 ), Сыны пророческие поклонились Елисею, когда увидели, что на нем опочил Дух Божий ( 4Цар. 2, 15 ), темничный страж припадал к стопам ап. Павла и Силы ( Деян. 16, 29 ). Кого из св. Угодников мы должны чествовать и прославлять наиболее всех? Наиболее всех мы должны прославлять Пресвятую Богородицу, Матерь нашего Спасителя, которая сама благоволила сказать: «отныне будут ублажать меня все роды» ( Лк. 1, 48 ). Заповедует ли Слово Божие почитать Богородицы? Заповедует. Оно повествует, что Пресв. Богородицу почитали не только люди, ( Лк. 1, 41–43 ; Лк. 11, 27–28 ) но и ангелы. Так Архангел Гавриил был послан от Бога к Пресв. Деве возвестить ей о рождении от неё Спасителя, приветствовал ее словами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; благословенна ты между женами» ( Лк. 1, 26–28 ). Если учение о молитвенном призывании и почитании св. Ангелов, св. Угодников и Пресвятой Богородицы имеет для себя твердое основание в Слове Божием, то почему же сектанты не почитают их и не молятся им?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Еще же жизнь наша подобна странствованию и потому, что она непостоянна по своей фортуне, или счастью: сегодня человек богат, а наутро оказывается нищим; сегодня он радостен, а наутро печален; сегодня его почитают, а завтра бесчестят. И как странник на пути минует города, веси, горы, дебри, дубравы и видит многое прекрасное для зрения, но, мало посмотрев, идет мимо, так и жизнь наша минует все прекрасное и благополучное в мире сем, хотя и думает медлить при сем, держать все в своих руках и всем наслаждаться. Каким же образом жизнь скоро все сие минует, сие объясняют в Премудрости Соломона говорящие с сетованием: «Что пользова нам гордыня, или богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она яко сень и яко весть претекающая, и яко корабль, преходяй волны водам, егоже прехода несть стопы обрести, и яко птица, прелетающая по аеру, еяже пути ни едино обретеся знамение, и яко стрела, испущенная на намеренное место: таково странствование жизнь наша» ( Прем. 5, 8–13 ). Поэтому-то и Давид, молясь Богу, говорит о себе: «Пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» ( Пс. 38,13 ). Хорошо увещевает святой апостол Петр: «Возлюбленнии, молю вы, яко пришельцы и странники, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Пет. 2,11 ). Где же отечество и наследие для смертного человека? Отечество для человека (говорю по плоти, а не по духу) – гроб, земля и прах, ибо оттуда мы вышли своею плотию и сие есть отечество для нашего тела, и к сему мы опять возвращаемся по суду Бога, рекшего: «Земля еси, и в землю паки пойдеши» ( Быт. 3, 19 ). И как душа, от Бога человеку данная, по исшествии своем из тела к Богу, как Отцу, и в небо, как отечество свое, возвращается (если будет праведна), так и тело, из земли рожденное, к земле, как к своей матери, отходит. Посему и святой Иоанн Богослов, войдя в приготовленный себе гроб, сказал ученикам своим: привлекши землю, матерь мою, покройте меня. Если столь великий святой знал, что земля есть отечество для его тела, и назвал ее своею матерью, то мы грешные что скажем, не к той ли матери пойдем? Не в землю ли и гроб, как в свое истинное отечество, возвратимся? Что же там мы наследуем? Не иное что, как только совершенное тление и червь, как пишет Сирах: «Егда умрет человек, наследит гады и звери, и червие» ( Сир. 10, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ибо от сего рождается умиление сердечное, пение, истинная благодарность за все благодеяния Божии. Стой в церкви и телом, и духом. Берегись телом стоять в церкви, а духом в Египте. В противном случае приличны будут тебе и подобным, оные Божии глаголы: приближаются мне людие сии усты своими, и устнами чтут мя: сердце же их далече отстоит от мене ( Мф.15:8 ). Смотря в церкви на иконы святых, подражай жизни их. Истинно и совершенно тот почитает святых, кто подражает трезвости, чистоте, благоговению, молитве и святости их. Аще благочестив еси, преклоняй свои колена в молении, – но не расслабленные; наклоняй главу, – но не памятозлобия исполненную, воздевай руки, – но преподобные, не обагрённые, то есть кровью неповинных, не осквернённые воровством, убийством и граблением. Повергай себя при молитве на землю, – но паче повергай и истребляй порочные страсти твои, каковы суть: гнев, пьянство, злоба и проч.; ибо кои молятся Богу, исполнивши сердце всеми пороками, о таковых можно с Давидом сказать ко Богу: оскверниша храм святый твой ( Пс.78:1 ). Твори милостыню; да и сам помилован будешь. Слушай, что говорит Христос: блажени милостивии: яко тии помиловани будут ( Мф.5:7 ). Твори милостыню, да избавишься от смерти, по оному Товита слову: милостыня от смерти избавляет. Твори милостыню, да получишь жизнь: творящии бо милостыни исполнятся жизни ( Тов.12:9 ). Твори милостыню, да возлюблен будешь всеми: Чадо, – говорит Сирах, – в кротости дела твоя препровождай, и человеком приятным возлюблен будеши ( Сир.3:17 ). Твори милостыню, да избавит тебя Господь от бедствий временных, и вечного мучения. Слушай, что говорит Давид: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь ( Пс.40:2 ). 2) Аще ты христианин еси, возлюбивший жизнь иноческую, и не знаешь своей должности, не знаешь, как тебе располагать себя в рассуждении тела и души должно? Слушай наставление святого Василия 76 , так глаголющего: „тщательно старайся быть всех последнейшим и слугою; ибо сим одним образом приобретёшь себе славу истинную и твёрдую, а не тщетную и пустую.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Исполненный сим Духом, Моисей законодательствует, Даниил управляет царством и предводит общество мудрецов вавилонских, Соломон знает все от кедра до иссопа, Иов указует происхождение металлов, жителей бездн морских и пустынь непроходимых, Давид бряцает на арфе и поет псалмы, Ездра восстановляет летописи народные, Сирах предает письмени изречения старцев. – Посему, какому бы кто ни посвятил себя виду познаний человеческих, да не почитает его чуждым Духа Божия. Ему чужда одна ложь и неведение 460 . Никто же себе да прельщает: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть ( 1Кор.3:18:19 ). Кому говорит здесь Апостол? Членам Церкви коринфской, из коих многие отличались мудростью, так как и самый город славился просвещением. Известно, до чего достигла земная мудрость в Греции; она достигла там такой высоты, далее коей не восходили во всем древнем мире. Самый Рим, пред коим пала Греция, падал с уважением пред мудростью греческой. (Но) греческая мудрость составляла совершенную противоположность с догматами Евангелия. Какая же причина, что премудрость мира стала в такую решительную противоположность с мудростью Божией, что оказалась буйством? Не та, чтобы разум человеческий сам по себе был противоположен разуму Божественному; не та, чтобы премудрость мира не имела в себе никакой возможности быть не противной мудрости Божией. Но та, что мудрецы, увлекшись страстями, извратили и свой ум и вместе с ним и свои познания. Конечно, не все занимающиеся мудростью в равной мере подлежали этому извращению познаний: были малые исключения. И вот, поскольку в премудрости Божией, явленной в природе внешней и в душе человеческой, мир не уразумел премудрости Бога, то Бог благоволил уже не мудростью, а буйством проповеди спасти верующих. После сего, для самих – так называемых мудрецов, чтобы сделаться мудрыми, не осталось другого средства, как отвергнуть свою ложную мудрость, сделаться – буиими, восприять буйство проповеди евангельской, и таким образом умудриться воистину. Аще кто мнится мудр быти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. ( 1Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст , толкователь Апостола Павла, «Апостол доказал это ясно и многими доводами». Согласно тому же отцу, апостольское изречение «грешни быша мнози» означает, что «после смерти Адама» и тот, кто не вкусил от запретного плода, через него «стал смертен». Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным. 176 Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст , «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству». 177 Поскольку грех имея следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поскольку единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» 178 ; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски». 179 Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли». 180 Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши ( Быт.3:19 ) – относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий». 181 Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть ( Иов.34:15 ). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, – брение снова возвращается в землю ( Иов.10:9 ). 182 Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» ( Пс.88:49 ). Премудрый Сирах утверждает: ...это приговор от Господа над всякой плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни ( Сир.41:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Когда святой Пророк говорит: «удержи язык от зла», то разумеет и всякое вообще зло от языка, и наиболее открытое, явное зло, делаемое языком. Но когда прибавляет: «удержи — и устне твои от льсти»; то из всех злых действий языка выделяет ненавистнейшую лесть, сладкоречие, прикрывающее зло–умышленность, коварство, хитрость и лукавство (по–гречески: δολος). Вкрадывается в доверие, разведывает тайны и обращает это во вред доверившемуся. Это домашний вор, укравший ключи и окрадывающий хозяйское добро. Это утонченная хитрость, притворяющаяся в своем расположении, внутри же исполненная коварства, которое если по недостатку силы и не может теперь обидеть тебя, то сделает тебе зло, когда лишь найдет случай, — так, однако ж, что ты не заметишь того — так изображает сие зло Сирах (см.: Сир. 19, 23—25). И святой Давид самыми мрачными красками описывает его в других местах. Это у него — бритва изощренная (см.: Пс.51, 4). По Василию Великому, это скрытное злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра. По святому Лествичнику, это скрытная и неощутимая пиявка, которая сосет и поглощает кровь любви (Лествица, 10,2). Потому так черно говорится, что лесть коварная и обличает в совершителе большую порчу нравственную, и большой вред производит вовне. Первый производитель льстивого злодейства есть диавол. Он первый этим ядом сгубил прародителей; а потом яд сей разлился по всему роду человеческому, и сколько производил и производит он зла?! После всего сказанного всякий легко согласится, что, коль скоро кто сможет управиться с языком своим, для того ничего не будет стоить явиться исправным во всем прочем. Почему и говорит в другом месте Пророк: уж я сохраню, говорит, «пути моя», только бы не согрешать мне языком моим (см.: Пс. 38, 2). И святой апостол Иаков пишет, что, кто в слове не погрешает, тот есть совершен муж, силен обуздать и все тело, то есть все неправые движения, возникающие в поврежденном составе естества человеческого (см.: Иак.3, 2). Желающий да прочтет и все это место у святого Иакова о зле, от языка бывающем, чтоб вооружиться осторожностью в употреблении сего орудия, столь малого и столь неудержимого во зле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Кротостью и смирением он походил на Моисея и Аарона, Елеазара и Иисуса, сына Навина, ревнитель законов Божьих, как Финеес и Илия и апостолы Петр и Павел. Верой и надеждой он подобен был Сифу 689 и Еновсу 690 , Еноху и Ною 691 . Милосердный и сострадательный, нищелюбивый и гостеприимный, как Авраам 692 и Лот 693 , Иоанн Милостивый 694 и папа римский Григорий 695 . Терпеливый и воздержанный, как Иов и Исаак 696 , Иаков и Иосиф 697 , мудрый, одаренный и ученый, как Давид, Соломон и Сирах 698 , и более, чем все риторы. Отважный и храбрый, побеждающий и добродетельный, как Поль 699 и Макарий 700 , как Нил 701 и Онуфрий 702 . Неустанно, во всякое время он, преклонив колени, пребывал в молитвах и псалмопении. И день и ночь он проливал из очей море слез из-за несчастий христиан, согласно Давиду, говорившему: «Из глаз моих текут потоки вод, оттого, что не хранят закона Твоего» 703 . И далее: «Вижу отступников, и сокрушаюсь» 704 . Как говорит Соломон: «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» 705 . И святой отец наш духовный болел всегда душой за армянскую церковь , за духовенство, за мужчин и женщин, стариков и детей, здравствовавших и умерших. Думая обо всех этих горестях, он не имел покоя, как пророк Иеремия, проповедник Ездра 706 и как законодатель народа, говоривший: «О, кто превратит слезы наши в море, дабы я мог оплакать сокрушение народа моего и разрушение Иерусалима» 707 . Он повторял их слова и неустанно изнурял себя, обучая отроков церкви псалмам, молитвам, гимнам, искусству письма, церковной службе. Он сам превосходно и безошибочно переписал из отменных списков молитвенник и толкования, а также святцы и подготовил 24 искусных писца. И сказал святой вардапет наш, что Благовещение Богоматери следует праздновать два дня: шестого апреля, т. е. шестнадцатого числа [месяца] нисан 708 справлять предпразднество, а седьмого апреля, т. е. семнадцатого [числа месяца] нисан отмечать праздник Благовещения Богоматери. Один – для обитателей неба, другой – для жителей земли. Ибо архангел Гавриил дважды благовествовал Богоматери деве Марии: один раз – в три часа [дня] у источника, а другой – в шесть часов в комнате. [Он повелел также] говорить: «Святой Боже, ты, кто воплотился ради нас, смилуйся над нами». И от праздника Лазаря 709 до страстной пятницы говорить: «Святой Боже, который пришел и должен прийти», и в пятницу [говорить] три раза: «Святой Боже, который был предан, распят и погребен». И это верно и не подлежит сомнению, ибо первоначально было сказано святыми отцами, согласно Соломону, говорившему: «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас» 710 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Кто исполняет волю Божию по страху мук, тот есть еще новоначальный; а кто исполняет волю Божию из любви к Богу, для того чтоб угодить Богу, того сия любовь приводит в совершенный страх, по коему он, вкусив сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей-то совершенный страх, рождающийся от любви, вон изгоняет страх первоначальный. Страха совершенного невозможно достигнуть, если кто прежде не приобретет первоначального страха. Премудрый Сирах говорит: страх Божий есть начало и конец ( Сир. 1:15–18 ). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен душевному (а не духовному) состоянию. Он охраняет душу от всякого падения; ибо сказано: страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч. 15:27 ). Но кто уклоняется от зла, по страху наказания, как раб, боящийся господина, тот постепенно приходит к тому, чтоб делать благое добровольно, сначала, как наемники, надеясь некоего воздаяния за свое благое делание. Если же он такими образом будет постоянно избегать зла, из страха, подобно рабу, и делать благое, в надежде награды, подобно наемнику; то пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, получает он наконец вкус ко благому, приходит в некоторое ощущение истинно благого, и уже не хочет разлучиться с ними. Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра. Сей-то есть великий и совершенный страх. Сию постепенность изображает и св. пророк Давид в следующих словах: уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и ( Пс. 33:15 ). Уклонися, говорит, от зла, т. е. избегай всякого вообще зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего к греху. Но сказав это, он не остановился на сем, но прибавил: и сотвори благо. Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не творит; и, например, не обижает, но и милосердия не оказывает, или не ненавидит, но и не любит. Сказав же и о сем, он последовательно продолжает: взыщи мира и пожени и. Не сказал только – взыщи, но усиленно стремись за ним, чтоб достигнуть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Необходимо помнить, что это не простое размышление, а такое зрение внутренним душевным оком этих истин, которое приводит к восприятию их в чувство и к возгоранию ревности к богоугождению. Восприятие в чувство будет предохранять нас, не допускать до падения. Поминай последняя твоя, – учит премудрый Сирах, – и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ). Предзрех Господа предо мною выну... да не подвижуся, – свидетельствует из опыта пророк Давид ( Пс.15:8 ). Посредством этого подвига приобретается страх Божий. «Страх Божий предшествует всякой добродетели, – говорит преподобный авва Дорофей , – ибо начало премудрости (а следовательно, и благочестия) страх Господень ( Пс.110:10 ); и без страха Божия никто не может совершить ни добродетели, ни чего-либо благого; ибо страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 )» 744 . Также и святой Исаак Сирин говорит, что «страх Божий есть начало добродетели» 745 . Страх Божий есть дар Бога. Поэтому о стяжании страха Божия и помощи в преднаписанных духовных подвигах надо молиться Господу. В ежедневных наших вечерних молитвах мы умоляем об этом Господа: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук... Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое... Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление... Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание... Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое...» 746 . Рассмотренные вкратце духовные делания: внутрь-пребывание со зрением духовного мира есть условие к возгреванию духовных чувств. И наоборот, последние своим рождением вызывают и поддерживают первые. «Совокупным же взаимодействием тех и других спеется духовная жизнь» 747 . Необходимо знать, что это есть самый прямой и плодотворный путь к спасительному устроению духовной жизни. «Поэтому священнику, руководящему духовной жизнью, надлежит как можно скорее вводить своих питомцев в это делание и утверждать в нем. Можно даже вводить в него прежде всего внешнего, но лучше всего совместно с ним...

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. Ни другу, ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая — от младенца. Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» ( Сирах. 19:6-18 ). Домыслы и принятие слухов Нередко бывает, что кто-то приписывает другим определенные мотивы, «прозорливо» читая в их сердце. Зачастую при этом другим приписывается то, к чему склонен сам человек, т.е. он судит по себе. Безусловно, это тоже связано с лжесвидетельством. Также мы видим, что эта заповедь касается не только передачи слухов, но и их принятия. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» — восклицает Давид. «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс. 14:1-4 ). Вред слухов О том, насколько большой вред может принести необузданный язык, говорится и в послании ап. Иакова, брата Господня (3 глава). Мы же приведем притчу из книги р. Иосифа Телушкина «Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют». По небольшому восточноевропейскому городу ходил человек и клеветал на раввина. Как-то, почувствовав внезапное раскаяние, он пришел к раввину и попросил о прощении, а для искупления греха выразил готовность снести любую епитимью. Раввин велел ему взять перьевую подушку из своего дома, разрезать ее, разбросать перья по ветру и потом прийти к нему. Сделав как было наказано, человек вернулся к раввину и спросил:

http://azbyka.ru/katehizacija/desjat-zap...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010