Г. История армянской философии. С. 73). Так это или нет, сказать трудно; но одно очевидно: умеренный реализм Давида Анахта практически полностью совпадает с той онтологией, которая обычно и используется халкидонскими богословами. Проф. Н. И. Стяжкин о предложенной Давидом формуле троякого существования универсалий пишет: «Приведённая чеканная " формула " Давида без всяких натяжек позволяет сделать вывод, что её автор не только существенно уточнил порфириевскую постановку проблемы универсалий, но и впервые предложил фактически так называемый компромиссный вариант её решения в духе умеренного (аристотелевского) реализма, который (вариант) часто возводят к Альберту фон Больштедту и Фоме Аквинскому» (См. Стяжкин Н. И. Давид непобедимый: «формула» троякого существования универсалий и диалектическая логика. С. 181-182). Стяжкин выдвигает гипотезу, что Фома заимствовал свою известную формулу (сходство которой с приведённой выше формулой Давида очевидно) не у Прокла, как полагал немецкий историк философии Р. Лай, а скорее из текста «Анализа» Давида, и даже утверждает, что «именно Анахт, а не Прокл, повлиял и во многом предопределил характер средневековых подходов к решению проблемы универсалий» (Там же, С. 182-183). Иоанн Филопон (ок. 490– 570 гг.)– философ-неоплатоник, богослов и физик, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Именно у Филопона, в егоизвестном труде «Арбитр», учение о частных природах, служившее онтологическим обоснованием нехалкидонской формулы «единая (сложная) природа Христа», представлено в наиболее чёткой и ясной форме. Многие более поздние нехалкидониты заимствуют из этой работы те или иные положения (впрочем, без упоминания имени Филопона, т.к. он дискредитировал себя как тритеит); в то же время такие известныехалкидонские богословы, как Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский и преп. Максим Исповедник, подвергают эти положения серьёзному анализу и приводят против них свою контраргументацию, основательность которой достигает своего максимума у св.

http://bogoslov.ru/article/4657128

Различение и разъяснение терминов, с которыми обращаются философы, и опровержение душегубительной ереси акефалов севериан, то есть яковитов/Перевод и примечания Ф. Г. Беневича//Леонтий Иерусалимский. Феодор Абу-Курра. Леонтий Византийский. Полемические сочинения. Краснодар: Текст, 2011. – С.173–194. 14)    Theodori Studitae. Antirrheticus I. PG 99, 328a–352b. 15)    . : . ,1995. – 273.= Григор Татевац и. Златочрев. На арм. яз. Ереван: «Гтутьюн», 1995. – 273с.   Литература 1.    Аревшатян С. С. Давид Анахт и его роль в развитии древнеармянской философии// Давид Анахт . Сочинения. М.: Мысль, 1975. – С. 5–28. 2.    Аревшатян С.С. Философские взгляды Григора Татеваци. Ереван, Изд. АН Арм. ССР, 1957. – 182с. 3.    Армянская апостольская Церковь//Православная Энциклопедия. Т. III. М., 2001. – С. 329– 355. 4.    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 18 – 23 февраля 1997 года, Свято-Данилов монастырь. Сборник документов. М., 1997. 5.    Бенакис Л . Давид Непобедимый в трудах византийских толкователей Аристотеля//Философия Давида Непобедимого. [Сб. ст.]. М.: Наука, 1984. – С. 261–267. 6.    Беневич Г. И. Иоанн Филопон//Православная энциклопедия, Том XXIV. М., 2010. –С. 628 –646. 7.    Болотов В.В.Лекции по истории Древней Церкви. Минск: Харвест, 2008. Т. III-IV. 8.    Габриелян Г. Г. История армянской философии. Ереван: Айастан, 1972. – 488с. 9.    Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. М.: ПСТГУ, 2007. – 328с. 10.  Кросс Ричард. Индивидуальные природы в христологии Леонтия Византийского//Леонтий Византийский. Сборник исследований. М. 2006. – С. 632–654. 11.   Месяц С. В. Аммоний сын Гермия//Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 105–108. 12.  Месяц. С. В. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского: по поводу статьи В. М. Лурье «Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник. Сергиев Посад: МДАиС, 2006, 5-6.– С.670–680.

http://bogoslov.ru/article/4657128

В Эчмиадзине издано собрание речей Давида Анахта и Мамбре Верцаноха 18 августа 2008 г. 11:04 По благословению Католикоса всех армян Гарегина II издательский отдел Первопрестольного Святого Эчмиадзина выпустил в свет панегирики (похвальные речи) армянского философа V-VI веков Давида Анахта и речи одного из отцов Армянской Церкви Мамбре Верцаноха (V век), сообщили в субботу агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Книга издана в рамках серии «Отцы Армянской Церкви» при меценатской поддержке фонда «Саргис Габриелян». Перевод с древнеармянского языка (грабар) на современный восточноармянский язык осуществила Марта Арабян. Давид Анахт (Давид Непобедимый; конец V века — 1-я половина VI века), армянский философ-неоплатоник, представитель александрийской школы неоплатонизма. Мамбре Верцанох — один из отцов Армянской Апостольской Церкви V века. Считается младшим братом Мовсеса Хоренаци. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449099.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной философии. Средние века АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии

http://pravenc.ru/rubrics/317314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Философия ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГРАБМАНН Мартин (1875 — 1949), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ГУМАНИЗМ многозначный философский и культурно-исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни ГХОШ Ауробиндо (1872 - 1950), философ, политический деятель, один из лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии

http://pravenc.ru/rubrics/123336_4.html

Но Господь Бог посещал царя Давида и многими скорбями. Так вначале сам царь Саул выслеживал Давида, чтобы убить ею. Однажды Давид играл Саулу на гуслях, развеселяя его. Саул же, питая ненависть к Давиду, неожиданно бросил в него свое копье. Он хотел юношу пригвоздить копьем к стене, но Давид легко увернулся от удара и выбежал из спальни Саула. В другой раз Саул с отрядом своих воинов искал Давида в пустыне, чтобы поймать и убить его. Им попалась глубокая пещера. Саул зашел туда, чтобы передохнуть от жары, и заснул там. Давид же со своими людьми был в глубине пещеры. Люди говорили Давиду: – Вот Сам Бог предает царя в твои руки; убьем его и все. Но Давид, удерживая их, отвечал так: – Нельзя поднимать руки на помазанника Божия. Когда Саул спал в пещере, Давид тихо подошел к нему и отрезал мечом край от плаща царя. Саул, отдохнув, вышел из пещеры. Тогда Давид закричал ему вслед: – Царь, во веки живи! Вот ты был в моих руках, царь, но я не тронул тебя, ибо боюсь Бога. Ты, царь, ищешь моей смерти, но я не хочу смерти твоей, и не сделаю тебе зла. Саул умилился от этих слов Давида. Но спустя немного времени снова искал убить Давида. На этот раз с воинами. Саул остановился ночевать под горой, на которой был Давид с небольшим отрядом. Темной ночью, когда Саул уснул и стража его спала, Давид со своим слугой прокрался к шатру царя. Давид опять не тронул своего врага. Он только взял его меч и копье и вернулся обратно на гору. Утром же, когда взошло солнце, Давид, встав на горе, закричал Саулу: «Царь! Вечно живи! Вот ты ищешь моей смерти, царь, но посмотри, чей это меч в моих руках и копье? Не ты ли в эту ночь был в моих руках, царь? Но я не тронул тебя». О, какое дивное незлобие имел святой Давид! Его гнали, а он прощал; его души искали, а он все покрывал любовью. Когда же Давид стал царем иудейским, то бедствия не оставляли его. На него восстал родной его сын Авессалом, который хотел убить отца своего и воцариться вместо него. Давид тайно бежал из города, спасая свою жизнь. Он шел, как простой человек, глава его была открыта, одежда изодрана, ноги босые. Идя по дороге и плача, святой Давид молился так: «Господи! Как умножились враги мои. Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге, но Ты, Господи, щит предо мной, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим взываю ко Господу, и Он услышит меня со святой Горы Своей…» ( Пс. 3:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

41 . Давид вышел на Голиафа, который был ростом шесть локтей и пяди – около 3 метров, в брони и шлеме, с копьем и мечом ( 1Цар.17:47 ), и воскликнул: «Я иду во имя Господа Саваофа, Которого ты поносишь» – и взял один из пяти камней и бросил из пращи, и поразил великана ( 1Цар.17:4549 ). 42 . И много скорбей терпел Давид от Саула, ибо он по зависти искал убить его ( 1Цар.18:29 ). 43 . Однажды Саул и с ним 3 тыс. воинов искали Давида, и Господь навел на них сон, и пришел Давид в стан их и видит: Саул спит, и люди его, но Давид не поразил врага своего, сказав: «Кто, подняв руку на помазанника Господня, окажется ненаказанным?» ( 1Цар.26:10 ). 44 . Какое благородство явил Давид! И сказал: «Жив Господь, пусть поразит его Сам Господь, я же не подниму руку на Саула». И взял копье царское и сосуд с водою, и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали ( 1Цар.26:12 ). 45 . И великодушный поступок поразил душу Саула, и он сказал: Благословен ты, сын мой Давид – и возвратился в дом свой, а Давид ушел в чужую страну, и брань утихла, а Саул вскоре погиб в сражении с филистимлянами ( 1Цар.26:25; 27:1; 31:16 ). 46 . И вопросил Давид Господа: Идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных. И сказал Господь: иди в Хеврон. И мужи Иудины помазали Давида на царство над домом Иудиным ( 2Цар.2:14 ). 47 . Когда же Давиду было тридцать лет, пришли все старейшины Израиля и заключили завет в Хевроне пред Господом, и помазали Давида в царя над всем Израилем ( 2Цар.5:3 ). 48 . И взял Давид крепость Сион и поселился там, и назвал его городом Давида – Иерусалимом ( 2Цар.5:7, 9 ). 49 . Давид в делах своих вопрошал Господа и просил благословения, и он знал глас Господень, ибо Бог часто говорил с ним. Давид поражал врагов и сжигал их истуканы и идолы ( 2Цар.5:1925 ). 50 . И много скорбей понес Давид за то, что взял в жены Вирсавию у воина Урии и много плакал и писал покаянные псалмы ( 2Цар.11:24 ). 51 . И плакал Давид о том, что Авессалом, сын его, убил другого его сына Амнона за то, что он обидел сестру свою. Нарушен был мир в семье Давида за то, что он нарушил мир дома Урии ( 2Цар.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

537 ждане Кеильские в руки его? Придет ли Саул, как слышал раб твой? Ягвэ, Боже Израилев! Возвести ныне рабу твоему. — И сказал Ягвэ: придет. — И сказал Давид: выдадут ли граждане Кеильские меня и мужей моих в руки Саулу? — И сказал Ягвэ: выдадут. И встал Давид и мужи его, около шестисот человек, и вышли из Кейла, и ходили где могли; Саулу же возвещено, что удалился Давид из Кейла, и отменил он поход. И обитал Давид в пустыне в теснине, и обитал на горе в пустыне Зиф; и искал его Саул все дни, но не выдал его Бог в руки его» (1 Сам. XIII, 22, 23; XXIII, 1-14). Также при походе на амалекитян, разоривших Давидов город Циклаг, «укрепился Давид в Ягвэ Боге своем (вайит-хазэк Давид ба Ягвэ Элогав), и сказал Давид Эбиатару священнику сыну Ахимэлэкову: принеси мне, прошу, Эфод; — и принес Эбиатар Эфод к Давиду. И спросил Давид у Ягвэ, говоря: гнаться ли за полчищем этим? догоню ли его? — И сказал ему (Ягвэ): гонись, ибо настигая настигнешь и отбивая отобьешь (добычу)» (1 Сам. XXX, 6-8). И было после того (после гибели Саула) и спросил Давид у Ягвэ, говоря: взойти ли в один из городов Иудиных? — И сказал Ягвэ ему: взойди. — И сказал Давид: куда же взойду? — И сказано: в Иэброн. — И взошел туда Давид и с ним обе жены его: Ахиноамь Изреэлитанка и Абигайль жена Набала Кармелийца. И мужей своих, которые с ним, привел Давид, каждого с домом его, и поселились они в городах Хэбронских. И пришли мужи Иудины и помазали там Давида в цари над домом Иудиным. И возвестили Давиду, говоря, что мужи Ябэша Гилеадского погребли Саула. И послал Давид вестников к мужам Ябэша Гилеадского и сказал им: благословенны вы у Ягвэ, что сотворили милость сию с государем вашим, с Саулом, и погребли его. И ныне да воздаст вам Ягвэ милость и верность (хэдэс ве-эмэт), а также и я воздам вам за добро это, что сделали вы такое дело. Теперь да укрепятся руки ваши и будьте добры: как умер государь ваш, Саул, так уже помазали меня дом Иудин в цари над собою» (2 Сам. II, 1-7). «И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хэброн; и сказали, говоря: Вот мы кость твоя и плоть твоя. И вчера и третьего дня, когда был Саул царем над нами, ты был выводящим и вводящим Израиля. И сказал Ягвэ тебе: ты будешь пасти на

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

538 род Мой, Израиля, и ты будешь вождем над Израилем. — И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хэброн и заключил с ними царь Давир договор (б’рит) в Хэброне пред лицом Ягвэ; и помазали Давида в цари над Израилем. — И пошел царь и мужи его в Иерусалим на Иебусеев, жителей земли. — И взял Давид крепость Сион. — И поселился Давид в крепости и назвал ее градом Давидовым; и строил Давид кругом от вала и внутрь. И пошел Давид далеко и (стал) велик, и Ягвэ Бог Цебаот — с ним. И прислал Хирам царь Тирский послов к Давиду, и кедрового лесу и плотников и каменщиков, и выстроили они дом Давиду. И познал Давид, что утвердил ею Ягвэ царем над Израилем, и что поднял царство его ради народа Своего Израиля» (2 Сам. V, 1-3, 6, 7, 9-12). Давид не искал, подобно Саулу, утвердить и возвысить царство свое для себя истреблением духовной власти и угождением народной толпе. Руководясь в своих действиях указаниями свыше, он только из великого успеха этих действий познал, что Ягвэ утвердил и возвысил его власть для блага Израиля. Но и познавши это, он не перестает обращаться к высшей воле и следовать ее решениям. «И услышали филистимляне, что помазали Давида в цари над Израилем, и поднялись все филистимляне, чтобы изловить Давида; и услыхал Давид и вошел в крепость. А филистимляне пришли и расположились в долине исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, говоря: выходить ли мне на филистимлян, предашь ли их в руку мою? — И сказал Ягвэ Давиду: выходи, ибо отдавая отдам филистимлян в руку твою. — И пошел Давид на Баал-Працим (вершина Прорывов), и поразил их там Давид и сказал: прорвал Ягвэ (ряды) врагов моих пред лицом моим, как прорыв вор; поэтому и наречено имя месту тому Вершина Прорывов (Баал-Працим). И забыли там идолов своих и унес их Давид и мужи его. И еще снова пришли филистимляне и расположились в долине Исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, и он сказал: не выступай (прямо), а зайди им в тыл и подойди к ним со стороны тутовых деревьев; и будет, когда услышишь шорох проходящий (буквально: глас шествия — кол цеада) по верхушкам шутовых деревьев, — разом ударь, ибо тогда пойдет Ягвэ пред лицем твоим на поражение полчищ филистимских. — И сделал Давид

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Давид долго царствовал и умер очень старым. Дети! видите, как Давид любил храм Божий, часто молился в нем и усердно заботился о нем. И мы должны любить храм свой, заботиться о нем, чаще ходить в него и молиться в нем Богу. Где стал жить Давид, когда он стал царем? Почему он стал жить в Иерусалиме? О чем он позаботился прежде всего? Почему враги евреев не стали больше нападать на их землю? Что устроил Давид в Иерусалиме вместо скинии Моисеевой? Как перенесли ковчег завета в скинию? Почему евреи любили Давида? Что делал Давид, когда согрешал перед Богом? Что хотел сделать Давид вместо скинии? Что сказал Господь Давиду? Что Давид заготовил для храма? Грех Давида и раскаяние его (2 Цар.11, 12) Однажды евреи вели войну с соседним народом. Давид оставался в Иерусалиме, а управлять войсками послал главного из своих полководцев. В один вечер он прогуливался на крыше своего дворца. Крыши у домов еврейских делались плоскими, так что можно было ходить по ним. С крыши дворца своего Давид увидел на соседнем дворе очень красивую женщину, и хотел жениться на ней. Давид послал расспросить, кто эта женщина. Посланные сказали: «Это – Вирсавия, жена одного воина, Урии». Узнав об этом, Давид послал к своему полководцу письмо, в котором приказывал поставить Урию в самое опасное место и, когда начнется сражение с врагами, отозвать от него всех воинов, чтобы он был убит. Все исполнилось по желанию царя. Урия был убит, а Давид женился на Вирсавии. Давид был очень рад, что все сделалось по его желанию и не думал о том, как много он согрешил перед Господом. Но Господь любил Давида и хотел, чтобы он понял свой грех и раскаялся. Он послал к Давиду святого человека Нафана. Придя к царю, Нафан сказал ему: «В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много крупного и мелкого скота, у бедного ничего, кроме одной овечки. Он купил эту овечку маленькою и выкормил ее, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела и из чашки пила и на руках его спала.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010