de la G., I, 370). Он же, судя по надписи на башне при Убисской церкви в Шоропанском уезде, осмотренной во время этого путешествия, является, под годом 1141, при сыне Давиде Возобновителя Димитрия (1125–1154), строителем означенной Убисской церкви 7 . Чкондидели названы так от Чкондидского храма, ныне Мартвили, который был основан в одно время вместе с его епископскою кафедрою при абхазском царе Георгии II, умершем в 955 г. (Н. de la G., I, 278; II, I livr., 641), и с того времени они, при династии абхазо-карталинских царей, постоянно занимали самый высший пост после католикоса. Чкондидели именуется в письменных памятниках Грузии главою письмоводителей, первым докладчиком царя и ходатаем за вдов и сирот. Кроме того, Чкондидели Антоний, как показывает один акт Шио-Мгвимской пустыни за время царицы Тамары, титулуется протипертимосом; daprès Ducange, говорит покойный Броссе, περτμος etant un titre des métropolites, on voit par l que ce titulaire de Dchgondid ètait regardé comme le premier métropolites géorgines (Voyage archéol. I. Rapp., 45). 11. Ацхурская Икона Божией Матери в Гелати 3 . Икона Божией Матери, называемая Ацхурская, живописная, с Младенцем на левой руке, по образу Богородицы Одигитрии, в серебряном, чеканном и позолоченном окладе, нового письма и нового устроения, заключена в большой складень, с двумя покрывающими створками, в типе и манере иконы Анчисхатской (см. ниже). Вышина складня 1 м. 48 см, ширина 1,42 м. и среднее тябло в ширину 0,72. Складень крыт серебром и весь чеканен, но в разное время, а именно, судя по одной грузинской надписи, при имеретинском царе Георгии III (1605–1639), по другой, украшен серебряным окладом при царе Соломоне I (†1780) в 1774 году 8 . Но эта позднейшая часть складня есть только среднее тябло (кроме щипца), надпись на левой стороне и ниже изображение Богородицы с предстоящими и надписью внизу на правой створке. Напротив того, мелкие сцены на створках древнее всей остальной иконы и носят на себе характер лучшего времени, не позже XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 963 - 973. Адрес: Турция, пос.Чамлыямак Координаты: 40.613942, 41.542523 Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли. На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе. Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме). Давид Вартумашвили. http://vartumashvili.com/hahuli Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36416

Предположение, что большая часть людей знаменитых выросли под руководством матери, особенно справедливо по отношению к людям благочестивым. История библейская, история церковная, история современная все согласно подтверждают это. Обратимся к истории библейской. Какая цель краткого предисловия к жизни Самуила, если не та, чтобы объяснить, как благодаря обетам и молитвам своей матери, Анны, он стал человеком Божиим, и великим строителем государства и Церкви?! Вероятно, с той же целью Св. Писание делает подобные замечания, когда говорит о Моисее, Давиде, об ученике апостола Павла Тимофее (Исх.9,1-10; Пс.85,16; Деян.16,1; 2Тим.1,5). Обратимся к истории Церкви. Всякий, произнося имя блаженного Августина (этого светильника, два раза почти угасавшего, но оставившего сначала разврат, потом ересь), не видит ли в этом двойном превращении, после воздействия руки Божией, еще и руку нежной, смиренной, терпеливой его матери, Моники? Златоуст, Василий Великий, Григорий Назианзин и бесчисленное множество следовавших по их стопам каждый из них имел свою мать, только мы забываем об этих святых женах, как часто, наслаждаясь плодами, забываем сеятеля. Зачем, впрочем, обращаться нам к таким отдаленным временам? Посмотрите с вниманием вокруг себя, потрудитесь исследовать сколько-нибудь пути Божии. Вы найдете, что большая часть служителей Христовых первым светом благочестия обязаны своим матерям. Иногда случается, что и истинная мать не успевает в своих стремлениях, иногда сын её очень далеко уклоняется от пути, указанного ею. Но чем сильнее уклонение сына, тем яснее обнаруживается её влияние. Воспоминание о ней часто побеждает его упорство спустя долгое время после того, как он забыл все её уроки, когда мгла закрыла от него пример её жизни. Но доброе влияние может иметь только истинная мать; а не истинною нельзя назвать всякую мать, даже ту, которая любит своё дитя, но не имеет с ним нравственной связи. К несчастью семьи, к несчастью общества, к гибели жизни христианской, эта связь часто теряется. Родился ребенок и его тотчас передают кормилице, потом сдают на руки няньке, и он растет под влиянием наемниц, пока не придет время отдать его в школу. Оканчивает он курс наук и опять из дома на службу. И вот встречаются потом эти два лица, которые должны бы быть близки между собою, а оказываются посторонними, чужими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2020...

Абхазия (храмы) Материал из Азбука паломники Благовещенский кафедральный собор (Сухум) [ править править код ] В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм». После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек. В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера». До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75 Подробнее... Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата) [ править править код ] Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата. Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии. Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью. Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик. Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17. Подробнее... Илорская церковь святого Георгия Победоносца [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Абхазия_(храмы...

В научной лит-ре существует мнение, что М. М.- коренной житель южногруз. пров. Тао-Кларджети. О месте его деятельности высказаны 2 т. зр. Одна группа ученых (Ф. Жордания , Н. Я. Марр , Г. Н. Леонидзе, П. И. Ингороква , М. Бердзнишвили, Метревели, Н. В. Сулава) считает, что М. М. подвизался в мон-ре Шатберди , основанном в Кларджетской пустыни прп. Григорием Хандзтийским , и здесь составил свой Иадгари. По мнению др. ученых (К. Кекелидзе , Л. В. Менабде), М. М. был насельником тао-кларджетского мон-ря Ошки (как и Шатберди, Ошки в источниках называется Великой лаврой) и кроме работы над Иадгари занимался переписыванием Ошкской (Афонской) Библии. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Жордания полагал, что М. М. приходился дядей (братом матери) одному из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, прп. Иоанну-Торникию , и одному из строителей этого мон-ря, Иоанну (Иоване) Варазваче, т. е. был родственником преподобных Иоанна Святогорца, Георгия Святогорца и Евфимия Святогорца ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 112). Кекелидзе сомневался в достоверности этого факта, т. к. «в 978-988 годах, когда Микаел писал свой сборник, Иоване и Торнике были глубокими стариками (Торнике скончался в 985 г.), каким же должен был быть брат их матери, это же что-то немыслимое?» ( Кекелидзе. 1960. Т. 6. С. 175). Очевидно, в источнике речь идет о племянниках М. М. Иоанне-Бераи и Давиде. По мнению Кекелидзе, М. М. являлся сыном Варазваче и старшим братом прп. Евфимия Святогорца, он упомянут как насельник Ошки (978), а в завещании Ошкской (Афонской) Библии о нем говорится: «Микел, сын Варазваче. Внес большой вклад в составление этой книги». По предположению ученого, М. М. был одним из переписчиков Ошкской (Афонской) Библии и «Книги 12 предсказаний». У М. М. и прп. Евфимия Святогорца была сестра, к-рая имела 2 сыновей: Иоанна-Бераи и Давида, и, «таким образом, Микаел Модрекили является деятелем Ошки, братом Евфимия Афонского, и этим можно объяснить, что в нижней части 491-й страницы его сборника написано: «Боже, помилуй Евфимия, великого грешника»» (Там же. С. 175-176).

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Умер Толя 8 февраля 1989 года – по старому стилю 26 января. В этот день Русская Православная Церковь праздновала 400летие установления Патриаршества на Руси. Событие это он очень чтил, понимал его исторический и духовный масштаб, успел глубоко осознать место Патриаршества в жизни Святой Руси и государства Российского. Кроме того, на этот день положено имя Благоверного Давида III, Возобновителя, царя Иверии и Абхазии, в современных изданиях – Давида IV Строителя. Так получилось, что еще ничего не зная о святых, Толя уже узнал о Давиде Строителе. История его жизни произвела на него большое впечатление. Когдато, еще до нашего приезда в Ярославль, он отдыхал в военном санатории в Цхалтубо. Неподалеку находился Гелатский монастырь. Он съездил на экскурсию и часто потом вспоминал этот монастырь, особенно Давида Строителя, который завещал похоронить себя под порогом храма, чтобы все входящие попирали его прах своими ногами. Именно смирение, кротость Давида запали Толе в душу. Тогда в Гелатском монастыре он купил небольшой керамический барельефчик с изображением царя Давида. Переезжая с места на место, мы возили его с собой… Сорок дней со дня смерти Толи выпали на 19 марта – День торжества православия. До последнего дня своей жизни митрополит Иоанн не оставлял заботы о заблудших душах. За несколько дней до кончины он пишет письмо близкому человеку, с кем работал еще в геологии в Ташкенте… «15 марта 1989 г. Дорогая Н. Д.! Мне очень жаль Вас. Я сильно болен. У меня одышка, я еле хожу и плохо сплю. Но зато мимо меня протекает очень интересная и радостная жизнь. Эта жизнь, преимущественно религиозная. Один офицер, военный судья (37 лет), принял святое Крещение, склонил к тому же свою жену и обвенчался с ней. Ощутил истинное счастье, был постоянным моим гостем, очень дружил со мною. Очень много сделал для духовного развития своей жены. Он был очень добрый, порядочный человек. Его все любили: и соседи, и сослуживцы, и друзья. И вот он 8 февраля 1989 года на работе внезапно умер от сердечной недостаточности. Умер так рано, но успел сделать все самое важное! (Даже обвенчаться успел за 10 дней до смерти!) Недавно я крестил молодого человека, вернувшегося из армии. Таких примеров много, и они создают около меня радостную обстановку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Неизвестно, сколько времени еп. Стефан был во главе И. е., но не исключено, что следующий известный ишхнели Иларион (I) наследовал кафедру после него. С его именем связаны 2 ишханских памятника: выполненный по его заказу в 973 г. специально для Ишхани выносной крест (ГМИГ) и переписанный с его благословения в кон. X - нач. XI в. большой (331 с.) сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35). Колофоны сборника позволяют установить, что с кон. X в. ишхнели носили титул архиепископа. Других сведений об архиеп. Иларионе (I) в грузинских исторических источниках нет, ученые датируют время его предстоятельства посл. четв. X в. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. В арм. исторических источниках сохранились сведения о некоем еп. Иларионе, который по наущению азнауров (дворян) Тао и влиявшего на них византийского имп. Василия II (976-1025) участвовал в заговоре и убийстве царя Давида III Куропалата ( 1001). Арм. историк XII в. Маттеос Урхаеци , основываясь на сведениях более ранних источников, писал: «Безбожный епископ Иларион снова воспламенился злыми мыслями, вошел в его (царя.- Авт.) комнату и, пока благочестивый Давид спокойно почивал, взял его подушку, наложил ему на лицо, навалился на него крепкой силой и мученически задушил боголюбивого Давида Куропалата». Спустя несколько лет еп. Илариона по приказу имп. Василия арестовали и вместе с азнаурами бросили в море ( Цагареишвили. 1973. С. 198-199; Абдаладзе. 1997. С. 31-37). Исследователи считают, что нельзя отождествлять этого архиерея с архиеп. Иларионом (I); очевидно, речь идет о неизвестном по другим источникам придворном грузинском епископе. После смерти Давида III его владения перешли к Византийской империи . На протяжении более 100 лет большая часть И. е. находилась под властью византийцев и турок-сельджуков. Эти территории были возвращены Грузии при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

В общем, в свое время этот человек был одним из самых известных и почитаемых людей в Грузии, а потому и Убиси, его детище, выглядит более весомо в свете этой информации. Итак, свыше тысячи лет назад здесь появилась простенькая по современным взглядам церковь (однонефная базилика Святого Георгия), которая по сей день является основным звеном архитектурного ансамбля. Позже к ней были пристроены галерея и часовня, территория обзавелась каменным забором, а над центральным входом появилась колокольня. Особый вид монастырю придала четырехэтажная башня (четвертый этаж, к сожалению, сохранился не полностью) или «столп» напротив восточного фасада церкви, согласно надписи на южной стене возведенная в 1141 году Свимоном Чхондидели - современником и приближенным царя Давида Строителя. (С фамилией Чхондидели связаны некоторые интересные события в грузинской истории. В былые времена монастырь Мартвили, который стоит в моих планах на посещение, называли Чхондиди. Чхондидские монахи пользовались особым почетом в Грузии и именно настоятель монастыря назначался на должность главного советника при царе. Так, Свимон Чхондидели получил при Давиде Строителе должность губернатора, а Арсен Чхондидели столетие спустя при царице Русудан возглавил посольство в стан хана Батыя). В башне сейчас расположена келья одного из монахов, поэтому я не стал напрашиваться на ее посещение, несмотря на то, что лестница на второй этаж, наполовину каменная, наполовину деревянная, является одной из архитектурных находок комплекса. Церковь Святого Георгия расположена в центре небольшого практически прямоугольного участка, обойти его - дело двух-трех минут. Но это время будет насыщено интересными деталями. Здесь и архитектурные элементы храма, и захоронения нескольких прошедших веков разной степени сохранности. Слышал, но не обратил внимание, что у питьевого фонтанчика прижилось банановое деревце и даже плодоносит. Пишу эти строки, и вспоминаю еще одно необычное для Грузии наблюдение - отсутствие посетителей. Возможно это всего лишь исключение, но в тот момент на территории находился лишь я и один из служителей, у которого были куплены свечи.

http://sobory.ru/article/?object=36392

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2018/07/31, 01:47:38 Братья, прошу молитв о прибавлении мне грешному ума и Веры. Также, чтобы Богородица сподобила посещения Святой Горы. Слава Богу за всё! Вам - спасения! Константин 2018/07/30, 16:39:47 Простите и благословите Святые Отцы. Божией помощи и Матери Божией защиты вам всем! Пожалуйста, очень прошу, помолитесь о р.Б Иеромонахе Давиде, у него послушание, несколько строительных объектов,и Храм,к сожалению есть финансовые затруднения, которые тормозят выполнить послушание.... Пожалуйста, помолитесь о р.Б.Анне, выучиться на регента, получить российское гражданство, найти свой монастырь, и исполнить волю Божию- принять монашество(8-9 лет не получается с монашеством).Искренно благодарю Вас за молитвенную помощь. Как можно за наличные деньги заказать сорокоуст у Вас? У меня нет компьютера и электронных денег, пишу от знакомых, подскажите пожалуйста. Спаси Господи вас всех, низкий поклон, дай Бог вам всем спасения. р.Б. Анна. 2018/07/30, 16:28:36 Дорогие Отцы и Братья святой горы Афон! Прошу Ваших молитв о здравии Раисы второй год без работы нечем платить за ординатуру дочки,о здравии Юлии,чтобы прошла по конкурсу в ординатуру по офтальмологии.Крепкого здоровья,милости Вам Божьей!!! Спаси и Храни Вас Господь! Р.Б.Раиса 2018/07/30, 14:04:30 Дорогие Святые Отцы и братия! Прошу Вас помолиться о прибавлении ума болящему младенцу Марии. Ребенок гиперактивный и отстает в развитии. Пусть по вашему молитвенному заступлению дарует Господь младенцу разума, усидчивости и послушания. Благодарю Вас за молитвенную помощь.Спаси Вас, Господи! р.Б. Олег 2018/07/30, 12:49:09 Прошу молитв моем муже р.Б. Сергии, об избавлении его от пьянства и человекоугодия, и о уважении между нами. Спаси Бог!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=57

Голгофский крест над окном барабана кафоликона. X в. О., основанный как центр груз. духовности и культуры, называли великой (великолепной) лаврой (Ath. Iver. georg. 1. Fol. 213v; Ath. Iver. georg. 3. Fol. 141-141v; Ath. Iver. georg. 9. Fol. 377 v; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 29, 47; Рукописное наследие. 2018. С. 220, 225). В надписи над окном вост. апсиды кафоликона упомянуты современники строительства кафоликона священники Михаил и Иоанн - предположительно настоятель и руководитель книжников О.; в колофонах рукописей Ath. Iver. georg. 3 и Ath. Iver. georg. 9 упомянут настоятель О. «святой» Савва (кон. 70-х гг. X в.). После кончины Давида III (1001) его владения, в т. ч. О., Отхтаэклесиа и Пархали , перешли под власть Византии. В груз. 8-строчной надписи под окном средней арки юж. рукава кафоликона (утрачена) было указано, что при настоятелях Григории и Давиде кафоликон на средства визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII был покрыт кровлей; также там упомянуты Григол (возможно, руководитель строительством О.) и каменщик Иесе. Такаишвили датирует это событие 1022-1025 гг. Василий II также упомянут в надписи над юж. входом. В 1036 г. по заказу патрикия Джоджика (груз. сановник на службе Византии) интерьер храма был расписан: дата росписи и портрет ктитора сохранялись на вост. стене алтаря ( Такаишвили. 1952. С. 63-64; Джобадзе. 2007. С. 162-163). Особенное культурно-историческое значение имеет фреска со сценой бракосочетания царя Грузии Баграта IV с визант. царевной Еленой в храме Бана (рядом с Баной изображен кафоликон Отхтаэклесиа) ( Thierry. 1986. P. 135-153), свидетельствующая о возвращении мон-ря Грузии. Пограничные территории, на которых находился О., неск. раз захватывали сельджуки и затем отвоевывали груз. цари (напр., в кон. XI в.- св. Давид IV Строитель (1089-1125)). В нач. XIII в. Хахули, О. и Бана были окончательно возвращены в состав Грузии (Летопись времен царя Лаши Георгия. 1955. С. 368; То же. 2008. С. 215). В центральной части южного рукава храма сохранилась 2-строчная ктиторская надпись покровительствовавшего О. царя Грузии прп. Дамиана-Димитрия (1124-1156) ( Схиртладзе. 1993. С. 97-99). О мон-ре заботились и местные феодалы: в надписи в юж. рукаве сказано, что некие Свимеон, Варнама (sic!) и Ткома Гедаонисдзе (по др. источникам неизвестны) 2 раза в год обязывались снабжать братию О. вином и пшеницей (Там же. С. 99-102). Особое значение для О. имело приобретение статуса ставропигиального мон-ря (не позже нач. XIII в.) ( Силогава. 2006. С. 62). Ок. 1516 г. атабаги (князья) Джакели, владевшие Юго-Зап. Грузией с кон. XIII в., подтвердили права Мцхетского Католикосата на О., Пархали и Вардзию (ПГП. 1970. Т. 3. С. 242-244; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010