Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Грузия, Украина и терпение Кремля 22.11.2008 504 Время на чтение 11 минут Грузия, и Украина обладают искусственно созданными в советское время территориями. Эти территории никем не гарантированы, в том числе и всяческими международными организациями. Их положение гарантировано лишь терпением Кремля. Вместе с тем, Россия. Украина, Белоруссия, Казахстан, Приднестровье — части исторической России. В наше время многих интересует, что происходит с Украиной? Почему правительство Украины так радикализировалось? Почему Ющенко буквально «на стенку лезет» в ситуации, его прямо не касающейся? Речь, естественно, идет о грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликте. Безусловно, мы говорим о двух православных странах, что отнюдь не означает, что они являются православными государствами. Ющенко, в принципе, в попытках «сварганить» автокефальную церковь вызвал очень большие вопросы по поводу своей «православности». Правда, его нигде и не поняли, даже в Константинополе. Но дело не в этом. Как нам представляется, и Грузия, и Украина обладают искусственно созданными в советское время территориями. Эти территории никем не гарантированы, в том числе и всяческими международными организациями. Их положение гарантировано лишь терпением Кремля. Грузия Государственная история Грузии уходит в дохристианскую древность, но и тогда Грузия состояла из двух исторических образований - Колхиды и Иверии. Они были очень различны по многим уровням, включая и международные связи. Колхида более тяготела к Востоку, Иверия - к средиземноморским странам. Впрочем, Грузия в своей истории была не только единой державой, но и великой. Максимального веса она достигла в конце XI века при царе Давиде-Строителе. Но на основании этого трудно утверждать, что нынешняя Грузия наследница той. У царя Давида были в составе армянские земли, которые сегодня, кстати, принадлежат даже не Армении, а оккупированы Турцией. Были у Давида и земли в области не только нынешних Южной и Северной Осетии. Державы, как часто это бывает, не стало. Если опыт имперского строительства заканчивается неудачей, то большие империи рассыпаются, поскольку их ничто не держит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Первым делом израильтян, по возвращении их в Иерусалим, было построение храма на месте разоренного Навуходоносором Соломонова храма. Побуждениями к сему были: во-первых, ревность о славе имени Божия со стороны тех благочестивых израильтян, которые трудились над этим делом и, во-вторых, повеление давшего им свободу царя Кира, который не только повеление о построении Храма всенародно объявил повелением Господа Бога Небесного ( 1Ездр.1:2 ), но и сделал распоряжение о выдаче пособия на строительные материалы из государственной казны и о сборе благотворительных пожертвований на сие дело от частных лиц золотом, дорогими вещами и скотом ( 1Ездр.1:6 ). Блж. Феодорит, приступая к объяснению сего псалма, делает над ним такое надписание: «Песнь восхождений, Соломона», и затем объясняет его так: «В древности божественный храм построил Соломон, по разрушении же его вавилонянами, восстановил его Зоровавель. Он-то, полагаю, называется Соломоном, как происходящий от Соломонова рода и как обновляющий Соломоново строение. Ибо не к Соломонову строению относятся пророческие сии слова, но к созданному по возвращении при Зоровавеле. Итак, современники Зоровавеля и Иисуса, сына Салафиилова, и с ними украшавшиеся благочестием произносят то, что содержится в сем псалме» с. 620]. Так же почти говорит и св. Иоанн Златоуст : «На сие указывают и иудеи, когда говорят: сей храм строился сорок шесть лет ( Ин.2:20 ), сказывая не о прежнем Соломоновом здании, но о втором, построенном уже по освобождении от персов» с. 1021]. Постройка второго храма производилась долгое время, потому что производилась с большими препятствиями. Родственные иудеям самаряне и другие соседние народы, завидуя их благополучию и опасаясь, как бы они не сделались таким же могущественным и сильным народом, каковым были прежде, при царях Давиде и Соломоне, препятствовали их работам, и сами, своими нападениями, и разными клеветами и ложными доносами правительству персидского царя, так что насколько иудеи усердно работали, настолько же враги их препятствовали им всеми способами. И потому требовалось особенное пророческое возбуждение и частое напоминание о Боге, как верховном строителе, о том, что в делах человеческих все будет тщетно, если не поможет Он, верховный Строитель, а потому, чтобы, усердно работая, уповали не на свои силы, а на помощь Божию, и призывали Бога в своих молитвах. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Напрасно и вообще люди будут трудиться, если на их труды не будет благословения Божия, не только в частных, домашних занятиях, но и в делах городских и общественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf 47. Неделя св. отец, перед Рождеством Христовым Ebp. XI, 9–10,17–32 9. Братия, верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. 17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быm. XXI, 12 ). 19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой; 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. 27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. 28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. 29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. 30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. 31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. 32. И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. Есть наблюдение, что нет ничего томительнее, как дожидаться да догонять. Это томление испытали и ветхозаветные люди. Так, Спасителя ожидали люди долго – пять тысяч пятьсот восемь лет со дня своего грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Неделя пред Рождеством Христóвым; святых отéц Прокимен, глас 4, песнь отцéв: Благословéн еси, Гóсподи Бóже отéц нáших,/и хвáльно и прослáвлено Имя Твоé во вéки. Стих: Яко прáведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Ко евреем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Вéрою обитáл Авраáм на землé обетовáнной, как на чужóй, и жил в шатрáх с Исаáком и Иáковом, сонаслéдниками тогó же обетовáния; ибо он ожидáл гóрода, имéющего основáние, котóрого худóжник и строитель Бог. Вéрою Авраáм, бýдучи искушáем, принёс в жéртву Исаáка и, имéя обетовáние, принёс единорóдного, о котóром было скáзано: в Исаáке наречётся тебе сéмя. Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить, почемý и получил егó в предзнаменовáние. Вéрою в бýдущее Исаáк благословил Иáкова и Исáва. Вéрою Иаков, умирáя, благословил кáждого сына Иóсифова и поклонился на верх жезлá своегó. Вéрою Иосиф, при кончине, напоминáл об исхóде сынóв Изрáилевых и завещáл о костях своих. Вéрою Моисéй по рождéнии три мéсяца скрывáем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрáсно, и не устрашились цáрского повелéния. И что ещё скажу? Недостáнет мне врéмени, чтóбы повествовáть о Гедеóне, о Варáке, о Самсóне и Иеффáе, о Давиде, Самуиле и других прорóках, котóрые вéрою побеждáли цáрства, творили прáвду, получáли обетовáния, заграждáли устá львов, угашáли силу огня, избегáли острия меча, укреплялись от нéмощи, были крепки на войнé, прогоняли полки чужих; жёны получáли умéрших своих воскрéсшими; иные же замучены были, не приняв освобождéния, дáбы получить лýчшее воскресéние; другие испытáли поругáния и побóи, а тáкже узы и темницу, были побивáемы камнями, перепиливаемы, подвергáемы пытке, умирáли от мечá, скитáлись в милотях и кóзьих кóжах, терпя недостáтки, скóрби, озлоблéния; те, котóрых весь мир нé был достóин, скитáлись по пустыням и горáм, по пещéрам и ущéльям земли. И все сии, свидéтельствованные в вéре, не получили обéщанного, потомý что Бог предусмотрéл о нас нéчто лýчшее, дáбы они не без нас достигли совершéнства. ( Евр. 11:9–10, 17–23; 32–40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН-ДИМИТРИЙ [Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; груз. -] († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55), сын и преемник св. царя Давида IV Строителя . Сведения о нем сохранились в соч. неизвестного автора XIII в. «Жизнь царя Деметре» (КЦ. Т. 1. С. 365-367). Как «царь Даниил, монах» Д.-Д. упоминается в синодике сб. XVII-XVIII вв. (Кекел. А 186. Л. 2029-2039). П. Иоселиани считал, что Дамиан - монашеское имя царя ( Иоселиани. С. 65). Как прп. Д.-Д. внесен в груз. церковный календарь в сер. XX в. Д.-Д. с юности обладал талантом полководца и вместе с отцом участвовал в военных операциях. Так, в 1117 г. царевич совершил удачный поход в Ширван и взял крепость Каладзори. Был помазан на царство св. Давидом IV Строителем, после смерти отца расширил границы государства, возродил пришедшие в упадок во время нашествий турок груз. провинции Эрети, Сомхити, Ташири, Джавахети, Артаани, прибрежную часть Тао, закончил начатое при св. Давиде строительство мон-ря Гелати . Сын Д.-Д., Давид, принял участие в заговоре против отца. Д.-Д., подавив мятеж, оставил трон Давиду и принял постриг в мон-ре Давидгареджи. Через год после смерти Давида Д.-Д. вернулся на трон и возвел на престол младшего сына Георгия III, а затем вновь удалился в пустынь. Похоронен в мон-ре Гелати. Д.-Д. принадлежат созданные в Давидгареджи 4 ямбических гимна (Кекел. A 342. Л. 432-445 - Джвари вазиса. 1906. 8. С. 10; Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 315), вошедших в богослужебную практику ГПЦ: 2 посвящены прп. Шио Мгвимскому , 2 - Пресв. Богородице (поются 13 мая и 22 июня как Богородичные стихиры на Хвалитех на «И ныне:»). В наст. время наиболее известным и широко исполняемым песнопением стал посвященный Пресв. Богородице гимн: «Ты еси Лоза, вновь цветущая,/Ветвь благая, насажденная в Эдеме,/Ладан благоухающий, из рая происшедший,/восхваленная Господом, никем не превзойденная,/Ты еси Солнце сияющее» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 315). На основе этого текста был создан иконописный образ Божией Матери Умиление «Ты еси Лоза».

http://pravenc.ru/text/168786.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книги Паралипоменон I. НАЗВАНИЕ И МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ К.П. [евр. дивре хайямим, «Речи/coбытия дня» ]. Вульгата (как и рус. Синод. пер.) заимствовала из Септуагинты название «Паралипоменон», что означает «упущенное» (в книгах Царств). Принятое в зап.-европ. традиции заглавие «Книги Хроник» восходит к Иерониму, решившему, что здесь речь идет о хрониках всей Свящ. истории. Его примеру последовал М.Лютер. Деление К.П. на 1-ю и 2-ю книги берет начало от Септуагинты, которая являлась ориентиром для Вульгаты и которой (с 1448 г.) руководствовались иудеи. В евр. Библии К.П. завершают ВЗ. Так было уже при Иисусе, поскольку Он считает Захарию ( 2Пар. 24:20–22 ) последним ветхозаветным мучеником ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ А. СОДЕРЖАНИЕ К.П. излагают историю народа Израиля от сотворения мира до конца вавил. пленения. Первый отрезок (до начала царствования Давида) представляет собой список следующих одно за другим имен ( 1Пар. 1–9 ). О Давиде и его преемниках рассказано более подробно (гл. 11–29). Однако и здесь на передний план выступают не историч. события, а израил. богослужение: храм, жертва, священники, левиты, певцы, закон. Далее повествуется только о Южном царстве – Иудее. Северное царство не принимается во внимание, поскольку оно отпало от дома Давида и от богослужения в Иерусалиме. В жизнеописаниях Давида и Соломона больший акцент, по сравнению с книгой Царств, делается на положит. моменты. Так, напр., отсутствуют упоминания о прелюбодеянии Давида ( 2Цар. 11 ) и об идолопоклонстве Соломона ( 3Цар. 11 ). Б. КОМПОЗИЦИЯ 1) введение ( 1Пар. 1–9 ); родословия от Адама до патриархов колена Иуды и других израил. колен и далее, включая тех, кто вернулся из вавил. плена; 2) деяния Давида ( 1Пар. 10–29 ): после смерти Саула ( 1Пар. 10–29 ) следует воцарение Давида ( 1Пар. 11:12 ), перенесение ковчега завета в Иерусалим и замысел строительства храма для хранения ковчега ( 1Пар. 13–17 ), воен. успехи ( 1Пар. 18–20 ) и первые приготовления к строит-ву храма ( 1Пар. 21–29 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Абхазия (храмы) Материал из Азбука паломники Благовещенский кафедральный собор (Сухум) [ править править код ] В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм». После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек. В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера». До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75 Подробнее... Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата) [ править править код ] Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата. Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии. Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью. Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик. Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17. Подробнее... Илорская церковь святого Георгия Победоносца [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Абхазия_(храмы...

Гелатский монастырь (версия для печати)/Православие.Ru Гелатский монастырь Православие.Ru , 26 февраля 2003 г. / Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение. В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход. О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии. Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Икалтойский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь в Икалто является первым в Кахетии и одним из первых в Грузии. Его основал в VI веке один из христианских проповедников в Грузии, так называемых «ассирийских отцов» — Зенон Икалтойский. Содержание История [ править править код ] Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским ( ) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день. В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба. В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке. Современное состояние [ править править код ] В центре комплекса купольный храм Хвтаэба (Святого Духа) , датируемый VIII-IX вв. То, что видим сейчас - это результат реконструкций, произведенных в XIX веке. Таким образом внешний вид храма сильно изменился. Внутри не осталось следов привычной для грузинских храмов богатой росписи. У южной стены (правее алтаря) располагается могила Зенона Икалтойского. Южнее главного храма (справа от входа) стоит зальная церковь Успения Богородицы , датируемая XII в. Северо-восточнее храма Святого Духа стоит храм Святой Троицы (груз. - Самеба), датируемый VI веком. Вероятно, церковь также была переделана - либо отстроена заново (непохоже, что строение относится к той эпохе). Архитектура церкви своеобразная: строение двухэтажное, на второй ярус ведет внешняя лестница.

http://azbyka.ru/palomnik/Икалтойский_му...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010