Подобные же наказания назначаются безбожникам и гордым. Так пострадали строители вавилонской башни: только лучшие между ними наказаны смешением языков, а остальные, безбожники, обращены в обезьян, кошек, мышей и пр. Душа Измаила перешла в Валаамову ослицу, а потом в осла, принадлежавшаго раввину Пинхас бен Иаиру… Пророчица Девора перешла в пчелу за то, что гордо обошлась с Вараком, пославши сказать ему, чтобы он пришел к ней, а не отправилась к нему сама. В пчелу же обращена и пророчица Хулда, которая сказала о царе Давиде: «скажите этому человеку» ( 2Цар.22:14,15 ), а не назвала его царем… В рыб, называемых в законе чистыми, переходят только души праведников. Эту мысль раввины доказывают особенным аргументом: о рыбах говорится в законе: должны ли все рыбы морские быт собраны для вас? ( Числ.11:22 ) — и о праведниках часто повторяется в законе, что они будут собраны. Это одинаковое слововыражение закона о праведниках и рыбах дает разуметь, что первые иногда являются в виде последних. Поэтому необходимо евреям есть как можно чаще рыбу… Кто накормил еврея нечистой пищей, тот в наказание перейдет в листья древесные и будет кружиться между небом и землей при каждом дуновении ветра… Кто часто лжет, тот по смерти перейдет в немые неодушевленные предметы… Кто пролил невинную человеческую кровь, тот превращается в воду, и в этом таинственный смысл слов 4Цар.14:14 «мы умрем и будем как вода, вылитая на землю»… Посему кто пьет воду, тот не должен погружать своего рта в источник, чтобы не проглотить души, которая может быть безбожной. Кроме того, души часто живут в водных мельницах, где обязанность их постоянно вертеть водою колеса и камни. Это наказание назначается женам за преступные связи их мужей с чужими женами. Таково таинственное значение слов: если сердце мое прельщалось чужою женою, и я строил ковы у дверей ближнего моего, то пусть жена моя мелет другому, и другие пусть мучат ее ( Иов. 31:10 )… Последнее и самое тяжелое душепереселение состоит в том, что душа, отвергнутая всем миром, даже неодушевленным, разливается в воздухе и переходит в ветер.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

О чудесном событии на этом месте при Давиде он не упоминает, а относительно исторической важности его только вскользь замечает: «по преданию это было то самое место, на котором Авраам принёс в жертву своего сына»... Если бы дело касалось свидетельства только Талмуда или другого подобного ему памятника, то можно было бы ограничиться выражением: по преданию. Но если место, где Авраам намеревался принести в жертву своего сына (а не принёс в жертву, как говорит автор), названо Мориа, и гору храма писатель 2Пар. 3:1 назвал тоже Мориа, то это уже больше, чем предание. Западным учёным, с их известным взглядом на книги Св. Писания и в частности на кн. Паралипоменон, обычно обозначать с оттенком недоверия словом «предание», то, что в книге Паралипоменон есть нового сравнительно с книгой Царств. Но и протестантские богословы не находят ничего невероятного в том, что Авраам с Исааком из Вирсавии отправились именно на Иерусалимские высоты (Riehm, Handw. Art. Moria)... Далее автор говорит о количестве золота, серебра, меди и железа, заготовленного Давидом. Он справедливо и основательно доказывает, что это количество не должно представляться чрезмерным. План храма по его взгляду составлен именно Давидом, а не иноземными художниками, которые были только исполнителями. О подготовительных действиях самого Соломона автор говорит частью на основании Библии, частью на основании свидетельств И. Флавия. На основании последних он описывает устройство площади на горе Мориа. После этого он пишет нечто вроде краткого предисловия к исследованию о храме Соломоновом. «Следить шаг за шагом порядок постройки Соломонова храма, – говорит он, – ни Св. Писание, ни предание не дают данных. Поэтому археология храма должна исходить из той его картины, какую он по описанию источников представлял в своём законченном и цельном виде» (стр. 216). Здесь, во-первых, непонятно, что значит «следить шаг за шагом порядок постройки Соломонова храма». Следить шаг за шагом какую-либо постройку можно только, имея в руках смету архитектора и отчёт строительного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Исполнительная деятельность по управлению текущими государственными делами была при Соломоне в надежных руках, по крайней мере, в первую половину его царствования. (Не так, очевидно, было в конце царствования, когда между лицами, облеченными доверием царя, были даже такие, как Иеровоам). Это, вместе с отсутствием войны, еще более увеличивало досуг царя-строителя, царя-любителя свободных знаний и удовольствий. Не вмешиваясь в подробности управления, он только руководил и создавал наилучшие, как ему казалось, способы крепко и со славой держать в руках бразды правления. Не в этом ли, между прочим, заключалась причина того, что его замыслы были смелы и блестящи, но не довольно практичны?.. Высшие придворные и государственные должности были у Соломона частью те же, что у Давида, частью – новые, обязанные своим происхождением новым потребностями. Прежние должности занимали, частью, те же лица, частью – дети Давидовых сановников. Главнокомандующим войсками, после казни Иоава, стал Ванея, начальник царской стражи при Давиде 665 . В должности писцов были два сановника, Елихореф и Ахия, сыновья Сусы, Давидова писца. Дееписателем оставался Иосафат. Вероятно, он вступил в должность при конце царствования Давида. Заведующий государственными податями был Адонирам. Под податями нужно разуметь не только подати, в собственном смысле, но и всякие повинности, как, напр., обязательные работы на царя и на государство. Поэтому и сказано ( 3Цар. 5:14 ), что Адонирам начальствовал над 30000 израильтян, рубивших кедры на Ливане 666 . Первосвященником при Соломоне был Садок 667 . Его сын, Азария тоже принадлежал к числу высших сановников при дворе. По-видимому, он был особым придворным священником, т. е. исполнял, по отношению к царю и его семейству, то, что остальные священники обязаны были исполнять в храме и вне его, по отношению ко всем евреям 668 ). Садок вероятно недолго уже жил при Соломоне, так как был очень стар, и после него первосвященствовал который-нибудь из его сыновей 669 . Друзей-советников у Соломона было меньше, чем у Давида – всего один, это-Завуф, сын Нафана, священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Далее указанные Гретцем в Песни Песней археологические реалы и обычаи, конечно, могли бы иметь значение, если бы можно было доказать их греческое происхождение; но это то именно и недоказано. 1) Употребление носилок – чисто восточный обычай, известный уже древним египтянам и доселе существующий на востоке. По свидетельству мишны (Sota 49:1) во время войн Адриана существовавший дотоле обычай – носить невесту на носилках был уже запрещён иудеям. Спрашивается, когда же этот обычай успел прижиться у иудеев, если, по мнению Гретца, носилки первый раз стали входить в употребление в Иерусалиме только при Ироде. Древне раввинская литература известность брачных носилок и балдахина относит ко временам патриархальным. Но если бы даже до македонского периода евреям и не были известны носилки, то и тогда указание на них в Песн. 3.8 ровно ничего не доказывает, потому что обозначающее их греческое слово aphirjon случайно попало в еврейский текст из LXX: но      греческое слово, употребленное вместо еврейского, не сделало греческий обычай еврейским. 2) Возлежание за столом также не есть первоначальный обычай греков, но заимствовано ими с востока, где оно известно до настоящего времени, независимо от греков. Существование его у древних евреев достаточно подтверждается свидетельством Амос. 6:4 : «они едят отборных овнов, лежа на ложах из слоновой кости и развалившись на диванах своих». (Ср. Есф. 7:8 ). 3) Обычай возлагать венки на женихов не мог быть греческим; о нем упоминается уже Ис.61:10 . По свидетельству мишны (Sota 9.:4), этот исконный еврейский обычай прекратился во время войн Веспасиана, когда, в знак народной печали, представители иудейства запретили венчать женихов венками; п дополнение к этому во время войны Тита это запрещение было распространено и на невест. 4) Ночные стражи, причиняющие в Песни Песней оскорбление Сулнмите, были известны у евреев издавна. Из Притч. 7.7–23 видно, что ночных скиталиц задерживали на улицах, так что если они ночью и показывались, то только с большою опасностью. Следовательно, и без предположение нарочито организованных городских патрулей, места П. П. 3:8, 5:7 будут совершенно понятны. 5) Касательно употребления мрамора нужно заметить, что он упоминается между строительным материалом уже при Давиде 1Парал.29:2. О мраморных столбах говорится Есф.1:6 и проч.. 6) Наконец яблоки и стрелы, как символическое выражение любви, самыми греками взяты у восточных народов, вавилонян и персов. Впрочем, о «стрелах» любви в Песни Песней вовсе и не упоминается ( 8:6 значит пламя, искры, а не стрелы, сравн. талм. Pes. III.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Он всего лишь падший дух, а не Господь Всемогущий. Он не может слушать всех. Его рабы разлетелись по миру, его слуги служат ему и подслушивают, смотрят за человеком. А сам он один, больше, чем может, не сделает. Он всего лишь один из падших ангелов. Вот поэтому не нужно ему приписывать высокие мысли, у него их нет. И нужно чтить Господа и не возвеличивать дьявола, приписывая ему ложное всезнайство. Не знает он ничего, кроме того, что может знать ангел. Т.е. тайну сердца знают только Бог и Богородица. А кроме них - никто. Кроме Господа и Богоматери больше никто. И, конечно же, покаяние — это заповедная область очищения душ. Туда лукавый не проникает.       - Батюшка, раба Божия Елена, Нью-Йорк, Бруклин. У меня три вопроса. Первый. Вот, псалом пятидесятый: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся  стены Иерусалимския». Если можно, объясните. Второй вопрос. Как удостоиться знать волю Божию, как молиться и что при этом делать. Ведь Господь не будет говорить как с Авраамом. И третий вопрос у меня серьёзный. Поэтому я не хотела бы задать вам его в прямом эфире... - Что касается стен Иерусалимских. Эти слова о Иерусалимских стенах позволяют некоторым рационалистам говорить о том, что псалом был написан позже. Уже после захвата вавилонянами Иерусалима и разрушения Иерусалимских стен. Потому что при Давиде стены не разрушались. Но поскольку мы веруем, что это Давид покаянный плач свой оставил нам в виде пятидесятого псалма, то в словах о стенах Иерусалимских мы узнаём пророчество, поскольку Давид был пророк. Он мог говорить о Небесном Иерусалиме, о Матери всех нас. Земной Иерусалим- это всего лишь некая земная тень этого города золотого, этой небесной скинии. А стены Небесного Иерусалима созидаются постоянно. Созидаются из людей. Как пишет Пётр, что вы как живые камни, устрояйте жилище Божие духом. Стены Небесного Иерусалима — это люди. Основание Иерусалима Небесного — это апостолы. И вот пророк Давид, будучи в пророческом духе, мог созерцать этот некий небесный город, который строит Господь. Архитектором которого является Бог. «И да созиждутся  стены Иерусалимския» - это означает, что «да устроится Твой промысел о жизни людей с Тобою». Что покаянием -  псалом ведь покаянный -  мы должны войти в общение с Богом, примириться с Ним. «От лица Божия просим, примиритесь с Богом». И войти в небесный оный покой, и там жить с Господом. Это и есть вхождение людей покаянием в число спасённых, это есть созидание Небесного Иерусалима. Все те, кто каются и примиряются с Господом, это люди, которые входят в число строителей Небесного Иерусалима, и из них строится это жилище Божие. Мы можем смело принимать эти слова в пророческом духе как о будущем. Не о том Иерусалиме, в котором жил сам Давид, а Иерусалиме грядущем. Городе, сходящем с неба, как невеста, украшенная для мужа своего.

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Общая технология строительства Храма из этих слов понятна. Сначала, разумеется, был заложен на огромной глубине фундамент Храма. По словам Флавия, он состоял «…из очень твердых камней, которые могли бы устоять в продолжение долгого времени и, совершенно слившись с почвой, могли бы служить прочным и устойчивым основанием для возведения на них предполагавшейся постройки и, благодаря своей крепости, были бы в состоянии выдержать не только всё грандиозное сооружение храма, но и тяжесть всех его украшений» . Желая подчеркнуть глубину фундамента Храма, одна из еврейских легенд утверждает, что закладка этого фундамента началась еще при царе Давиде. Причем во время этих работ строители так далеко углубились в землю, что дошли до ее «изначального слоя» — того самого, с которого началось сотворение нашей планеты. Когда же они вошли и в этот слой, из образовавшегося отверстия хлынули «первозданные воды», которые могли затопить сначала Иерусалим, а затем весь мир. Но Давид бросил в эти воды записку с сакральным именем Всевышнего, и земля сомкнулась, закрыв образовавшийся родник. Давид же после этого прекратил работы, окончательно смирившись с тем, что ему не только не дано построить Храм, но и запрещено вести какие-либо подготовительные работы по его сооружению . Таким образом, Соломону пришлось начать все работы по строительству Храма именно с фундамента. На этом фундаменте был возведен каменный каркас здания, на южной и северной стене которого были сделаны «окна решетчатые, глухие, с откосами». Трудно сказать, имеется ли в виду, что окна были застеклены. Под словом «решетчатые» ряд комментаторов понимают то, что на них были решетки из того же кедрового дерева. При этом устная традиция подчеркивает, что оконные проемы Храма имели форму трапеции: они были сужены изнутри и расширялись в направлении внешней стены. Сама форма этих проемов символизировала, что Храм не нуждается в освещении снаружи — напротив, это из него Божественный свет изливается в материальный мир. Уже затем к Храму были сделаны пристройки, служившие для хранения его сокровищ и различных нужд служивших в нем коэнов. После этого кровля Храма была перекрыта кедровыми балками и на них была настелена крыша.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

центр: 9:1–34 Иерусалимляне во времена Давида (в особ. привратники) 9:35–44 Вениамин (Саул) 10:1–14 Смерть Саула и переход царства к Давиду Главы 1–10 можно сравнить с историческим полотном, которое желает не изобразить прошедшую историю, но охватить настоящее в его историческом глубинном измерении. Основные иерусалимские институты послепленной эпохи – Храм, служители культа, богослужение – глубоко укоренены в истории Израиля. Хронист пишет свой труд, когда царства уже не существует, но сохраняется важнейшее наследие Давида и его преемников – Храм: здесь испытывается власть Царства Божия над Израилем (ср. 1Пар.16, 29:23 ; 2Пар.13:8 ). Послепленная Иудея становится с богословской точки зрения прямой продолжательницей народа 12 колен – Израиля, но этнически и географически она базируется на коленах Иуды и Вениамина и их территориях. Давид – ключевая фигура уже первой основной части 1Пар (не Рувим, а Иуда возглавляет списки колен начиная с 2:3, ср. 5:1 слл.; в 4:31 упоминается уже о возвышении Давида до положения царя, ср. 7:2; по 6:31 и 9:22, Давид организует службу левитов; в 10:14 Давид – антипод «неверного» Саула). Начиная с 1Пар.11 до конца 2Пар.36 следуют отдельные истории царей, которые в повествовании разграничены заключительными заметками или же соединены друг с другом при помощи указаний на вступление на престол преемника. 1Пар.11–29 Соломон Ровоам (разделение царств) Иосафат Охозия и Гофолия Амасия Иоафам Езекия Манассия Последние цари Иуды (Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия и конец государства) Эдикт Кира (новое начало) Особая обстоятельность рассказов о Давиде и Соломоне – им посвящена почти половина всей хроники – показывает, что этим фигурам основателей придается большое значение; значительное место занимает также изображение царей, изображаемых (в основном) позитивно: Асы, Иосафата, Езекии и Иосии. Связь между историями Давида и Соломона ( 1Пар.11–29 и 2Пар.1–9 ) специально подчеркивается включением 1Пар.29 :(23–)25 в 2Пар.1:1 : история основателя Храма Давида (ср. ключевое слово «основывать» в 1Пар.22:3, 5, 14 и др. [в Едином переводе неточно «заготавливать» 46 ]) находит свое продолжение и исполнение в строителе Храма Соломоне (ср. 1Пар.22:28 слл.). Структурные взаимосвязи между историями о двух царях создаются прежде всего с помощью параллелизмов и контрастов: добрые цари «повторяют» дела Давида и Соломона, прежде всего подражают их рвению в части строительства Храма и в делах культа (ср. 2Пар.24, 29, 35 ), поведение дурных царей диаметрально противоположно (ср. 2Пар.26, 28, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

3Цар.16:34 .  В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина. Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина ( Нав.6:25 ), восстановление или собственно укрепление (ср. 3Цар.11:27,12:25 ) Иерихона (он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем), ( 2Цар.10:5 ), неким Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо, LXX: Ιεριχ, Vulg.: Iericho), лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в области Вениаминова колена ( Нав.18:21 ), но теперь принадлежавший Израильскому царству ( 4Цар.2:5,18 ), славился плодородием, бальзамом, розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим, город пальм) ( Втор.34:3 ; Суд.1:16,3:13 ). По своему положению Иерихон был ключом святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев ( Нав.2:1,24,6:1 ) и вместе было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты, ст. 31–33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон 19 . Таким образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31–33, вместе образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии, ( 3Цар.17:1 ) и сл. 17 Так называлась в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr. Botrther, Neue exegetisch – kritische Aerenlese zum Alten Testament Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen. 1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s. 103

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Над всей этой громадной армией строительных рабочих были поставлены три тысячи триста надсмотрщиков. Семь долгих лет возводился храм ( 3Цар.6:38 ), выложенный внутри чистым золотом. И вот наконец наступил час освящения только что построенного храма. Соломон собрал старейшин. Левиты взяли ковчег с Сиона и торжественно, с песнопениями, перенесли его в нововозведенное здание. Он был установлен на специальном месте, в особом зале, получившем наименование „Святое-святых». Как только ковчег со скрижалями Закона был водружен, раздалась величественная музыка. Хвалу Богу пели и играли лучшие певцы и музыканты. Их возглавляли три выдающихся мастера – Асаф, Еман и Идифун. Они были поставлены еще Давидом для руководства музыкальной жизнью царского двора и для религиозных церемоний – „чтобы они играли на киннорах, навлах и кимвалах» (1 Паралипоменон 25:1). А произошло это так. Давид приказал начальникам левитов назначить музыкантов с навласами, киннорами и кимвалами, „чтобы они громко возвещали глас радования» (1 Паралипоменон 15:16). Тогда-то и были призваны для этого дела Еман – сын Иоилев, Асаф – сын Верехиина и Ефан – сын Кушаии. Под их руководством играли на навласах Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Уиний, Елиав, Маасей и Ванея, а на киннорах – Матгафия, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия. Тогда же работал и учитель пения Хенания (1 Паралипоменон 15:16–22). Значит, при Давиде, еще перед постройкой храма, был определен распорядок службы певчих и музыкантов, а также важнейшие религиозные песнопения. Ибо, как свидетельствует Священное Писание , „...во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу хвалебные и благодарственные» (Неемии 12:46). Постепенно музыкальное дело укреплялось, а его знатоков становилось все больше и больше. Получилось так, что кроме вышеперечисленных людей к ремеслу музыканта постепенно приобщались и дети Асафа, Емана и Идифуна. По мере овладения мастерством они также начинали принимать участие в музицировании, как в царском дворце, так и при религиозных обрядах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чем же был Израиль при Соломоне? Правление Соломона, приходившееся на X век, было расцветом древнего Израиля, подобного которому он уже никогда более не переживал. Границы государства в этот период охватывали территорию от Средиземного моря на Западе до Иордана на Востоке и от Ливанских гор на Севере до Газы на Юге ( 3Цар.4:21, 24 ; под «рекой» здесь, очевидно, подразумевается Иордан, а не Евфрат, как указано в Синодальном переводе). Для того, чтобы обезопасить границы своего государства, Соломон вступил в союзнические отношения как с финикийскими городами (прежде всего с Тиром), так и с Египтом ( 3Цар.3:1, 5:1 ). Союз с Египтом, как видно, был скреплён династическим браком, весьма почётным для Соломона. Население страны было многонациональным, причём, если для евреев долговое рабство было отменено, то для нееврейского населения оно сохранялось ( 3Цар.20-22 ). Такая политика делала положение еврейского населения привилегированным, до известной степени сглаживая противоречия между северными и южными кланами. Немалый доход приносила стране транзитная торговля, так как Израиль контролировал в этот период значительную часть приморской караванной дороги, связывавшей города Финикии с Египтом. Соломон ввёл в Израиле современные для своего времени государственные институты, государством в полном смысле слова Израиль становится именно при Соломоне. Прежде всего, он вводит в стране регулярное налогообложение ( 3Цар.9:15 ). Как видно, значительная часть налоговых поступлений шла на строительство, как в Иерусалиме, так и в других городах страны. Такое регулярное налогообложение требовало создания аппарата управления, состоящего из профессиональных чиновников, способных управлять страной, в том числе и на местах. Соломон, очевидно, разделил страну на двенадцать областей, сделав её более управляемой, и поставил во главе каждой области своих наместников, как это делалось тогда во всех цивилизованных странах ( 3Цар.4:7-19 ). Трудно сказать, совпадали ли границы вновь установленных областей с традиционными племенными, но управляемость страной при таком подходе, несомненно, возрастала. К тому же, Соломон организовал профессиональную армию вместо существовавшего при Давиде племенного ополчения, создав для неё соответствующую инфраструктуру ( 3Цар.4:26-28; 9:19 ).

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010