Однако настоящий расцвет монашеской жизни в самой Грузии, притом одновременно и в уединенной, и в общежительной форме, зафиксирован в исторических документах в связи с приходом в Грузию (Картли и Кахети) «сирийских отцов». Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000 - житие Дни памяти: во вторник Светлой седмицы В 1615 году иранский шах Абасс I c многочисленным войском напал на Грузию. Утолив жажду кровью христиан, он устроил охоту в долине Гаре-Кахети. Ночь застала его в горах Гареджи, и там же он расположился лагерем со своей свитой. В полночь внимание шаха привлекла огненная вереница, двигающаяся по горе. Вначале он принял это за привидение, но потом ему объяснили, что там находится знаменитый монастырь, нынешней ночью там празднуется Светлое Воскресение Христово и монахи с горящими свечами трижды обходят церковь. Шах приказал тотчас же отправить туда войско и истребить всех. В ту же ночь Ангел Божий явился настоятелю Гареджской лавры Арсению и сообщил: " Господь наш Иисус Христос призывает вас всех в свою Небесную Обитель. Этой ночью вас ждет великое испытание - мечом будете убиты. Кто желает продлить свою земную жизнь, пусть бежит, а кто жаждет душу свою очистить для вечности, тот погибнет от меча и Господь Бог украсит его нетленным венцом. Сообщи это всем обитателям монастыря и пусть каждый сделает выбор сам! " Настоятель сообщил всем о видении и монахи стали готовиться к грядущим испытаниям. Только двое послушников испугались смерти и спрятались подальше от монастыря, на горе. В конце службы, при пении " Отче наш " , обитель окружили иранские воины. Настоятель монастыря вышел к предводителю и попросил немного времени, чтобы закончить службу и причаститься всей братии. Иранцы посоветовались и решили уступить просьбе. Отцы причастились, пожелали друг другу отваги и празднично одетые предстали перед карателями. Иранцы сперва отрубили голову настоятелю, затем беспощадно изрубили всех. В это время два послушника, убежавшие из монастыря, увидели как с неба спускаются сияющие венцы, а два из них понуро плывут в отдельности. Послушники тотчас вернулись в монастырь. Воины зарубили и их. Впоследствии на этом месте вырос розовый куст, который цвел и в XIX веке, несмотря на сухую и каменистую почву. В конце XVII века царь Арчил с большим усердием собрал кости мучеников и упокоил их в большом каменном ящике, слева от алтаря. Святые мощи мироточат по сей день. Братия монастырей святого Давида Гареджского и святого Иоанна Крестителя обратилась к Католикосу Антону I с просьбой составить чинопоследование праздничной службы мученикам и днём их почитания установить вторник Светлой седмицы, то есть третий день Пасхи. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000 " .

http://pravicon.com/info-3636

Отец Гавриил говорил: «Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека, отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога». Человека, не имеющего в себе любви, он сравнивал с кувшином без дна. Сегодня в монастырь Самтавро стекается непрерывный поток страждущих и немощных людей. Житие, наставления и посмертные чудеса святого записаны в книге архимандрита Кириона (Ониани) «Юродивый Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, а также в книге «Диадема старца Гавриила» издательства ПСТГУ. «Авво Давиде, моли Бога о нас» Особенно запоминающейся для паломников стала поездка к источнику святого Давида Гареджийского на склоне горы Мтацминда и в Кахетинскую пустыню, где расположен комплекс пещерных монастырей VI века «Давид Гареджа». Почитание святого Давида Гареджийского среди грузин можно сравнить с почитанием в русском народе святых Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В России не так много людей, которые знакомы с житием этого подвижника, а в Грузии его знает буквально каждый. Особенно почитают его женщины. К целебному источнику преподобного Давида тянутся длинные вереницы паломниц. Святой старец - скорый помощник в женских недугах и молитвенник пред Господом о даровании неплодным женам долгожданных чад. Давид Гареджийский прибыл в Иверию из Сирии или Каппадокии спустя двести лет после распространения на этой земле христианства, около середины VI века. Для своих апостольских трудов он избрал город Тбилиси. Святой поселился на горе Мтацминда. Как повествует предание, отец Давид по четвергам спускался с горы к жителям и своими проповедями утверждал в них христианскую веру. Таким образом старец нажил себе немало врагов и завистников. В памяти грузинского народа до сих пор жива одна удивительная история. В буклете, издаваемом храмом «Мама Давиди», имеется подробное описание этого случая: «На месте ныне существующей Кашветской церкви, что на проспекте Руставели, жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, забеременела. Наученная и подкупленная врагами отца Давида, она оклеветала святого подвижника. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу: дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: " Я ли отец твой? " . Из утробы девицы послышался голос " Не ты... " ».

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/2018-...

В московском храме вышили покров на гробницу великого грузинского святого Москва, 30 марта 2015 г. 26 марта в храме Троицы Живоначальной на Грязех состоялось большое событие: впервые широкой публике был представлен покров на гробницу преподобного Давида Гареджийского, над которым три с половиной года трудились прихожанки. После Пасхи этот покров будет доставлен в Грузию – в Давидогареджийскую лавру, сообщается на сайте храма.      Сегодня, когда политика разъединяет людей, и в пылу страстей мы забываем, что мы – единая Церковь Христова, – сами святые напоминают нам об этом, соединяя нас своею помощью и любовью. Одно из свидетельств этого – особое почитание великого грузинского святого, установившееся в московском храме Троицы Живоначальной на Грязех. Еще в 90-х храм обрел написанный по благословению настоятеля, протоиерея Иоанна Каледы, святой образ преподобного Давида Гареджийского – великого святого, необычайно почитаемого в Грузии, но почти неизвестного в России.        Каждый в Грузии знает: преподобный Давид обладает особой благодатью от Господа – помогать бесплодным и страдающим от болезней женщинам. Вот и в Москве начали служить ему молебны. Помолиться святому в храм на Покровке каждый понедельник съезжаются   женщины не только со всей Москвы, но и из других городов, и из ближнего зарубежья. И святой помогает – радостно видеть, когда в какое-нибудь тихое время между службами с благоговением целует образ преподобного женщина, ждущая дитя, или молодая мать с благодарностью прикладывает к иконе своего младенца. От святого образа происходят чудеса, одним из которых стало обычное на первый взгляд событие – как-то в храм «случайно» зашел грузин, немало удивившийся, обнаружив икону преподобного Давида. Это был брат первого настоятеля Давидограджийской лавры, а ныне митрополита Алавердского Давида. Георгий тут же позвонил своему брату,   – так преподобный Давид сам соединил московский храм со святой Иверией. А в 2011 московские паломники отправились в далекую Давидогареджийскую Лавру, расположенную в высокогорной засушливой местности у самой границы Грузии с Азербайджаном.

http://pravoslavie.ru/78267.html

     Вскоре монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра. Отцы-пустынники …Вода, один из первых по необходимости Божиих даров человеку. Но посреде Гареджийских гор не прошли воды (см. Пс. 103:10). Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год. По-видимому, всё было так и много веков назад: Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления. А уже в наше время митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава), в 1990-е годы бывший наместником возрожденной Давидо-Гареджийской лавры, вспоминал: «Условия жизни в монастыре были трудные: воды, как питьевой, так и для бытовых нужд, там никогда не было − собирали дождевую воду, используя при этом старинные резервуары…» По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, но – крайне аскетического свойства: впоследствии он получил поэтическое название «Слезы Давида», – по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер. В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освященная в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещенный им со всеми своими домочадцами.      Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь – тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

http://pravoslavie.ru/113061.html

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освящённая в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещённый им со всеми своими домочадцами. Подвижники не могли долго оставаться в своём уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь - тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне. Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь " Додос-Рка " (по-грузински – " ветвь Додо " ) во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан , согласно преданию, - монастырь " Натлисмцемели " ( " Креститель " ) во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников. Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения во Святую Землю. Взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он недостоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому патриарху явился Ангел и сказал, что один из паломников " верой своей унес всю благодать из Иерусалима " , и велел снарядить скорохода, который забрал бы у преподобного два из трёх камней. Давид послушался гонцов и вернул просимые камни, третий же камень отнёс в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси . Место погребения прп. Давида Гареджийского в Давидогареджийском монастыре Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7 мая 604 года, в четверг по Вознесении. Поэтому переходящая память его и совершается в этот день (Мамадавитоба, груз. ), а 7 мая - вместе с остальными двенадцатью сирийскими отцами . Он был погребён в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13677846.h...

Спустя 3 года прп. Иоанн послал учеников проповедовать во все концы Грузии. Давид обосновался близ Тбилиси на горе Мтацминда (груз.- св. гора; др. название: Мамадавити - отец Давид), на склоне к-рой устроил небольшую пещеру (сохр. до наст. времени) и часовню. Учеником Давида стал один из местных жителей, также впосл. прославленный как преподобный,- Лукиан. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии рассказывается, что подвижники многих обратили в христианство, совершали чудеса. Язычники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на отца ее ребенка. На суде преподобный призвал ее сказать правду, иначе она родит камень. Он коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. Толпа побила клеветницу камнями. По преданию, женщина родила камень. Считается, что с этим событием связано возведение ц. Квашвети (груз.- родившая камень), которая в наст. время находится напротив совр. здания Парламента Грузии в Тбилиси. Опечаленный происшедшим, Давид испросил у Бога источник целебной воды, и на горе Мтацминда забил ключ благодатной для бездетных семей воды. Ангел испепеляет дракона. Сцена из Жития прп. Давида Гареджийского. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. Ангел испепеляет дракона. Сцена из Жития прп. Давида Гареджийского. Роспись главного храма мон-ря Удабно. 1-я пол. XI в. Д. и Л. Г. покинули Тбилиси и обосновались в полупустынной местности Гареджи (70 км от Тбилиси, юго-запад Кахети, древняя Кухети), в маленьких естественных пещерах хребта каждый высек в стене низкое узкое ложе. Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, к-рое давали 3 лани с детенышами (этот эпизод стал одним из наиболее ярких иконографических сюжетов в росписях Гареджи). С ланями связаны еще 2 житийных эпизода: о драконе, похитившем одного из детенышей и испепеленном ангелом, и об охотниках, гнавшихся за ланями. Эриставом Рустави Бубакаром в скале напротив пещер отшельников была высечена первая небольшая церковь зального типа, освященная в честь Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Вскоре вокруг прп. Шио собрались ученики, был построен храм в честь покровителя пустынников святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Храм этот много раз подвергался нападениям, сейчас на его месте стоит поздняя копия с фресками и иконами XIX века, но на одной из стен воспроизведены копии древних фресок. На одной из икон мы увидели изображение прп. Шио с оскалившимся волком в ногах. Тема «Святые, приручившие животных» — особенная, вот к ослику, тигру и медведю прибавился еще и волк… В монастыре больше всего потряс колодец, в котором находился в затворе прп. Шио, когда монастырь стал многолюдным. Этот сверхжестокий по отношению к немощной человеческой плоти подвиг прп. Шио свершал до самой своей кончины. Опять вспомнились строки Лермонтова (если их немного переиначить): «Да, были люди в оно время. Богатыри! Не мы…» Монастырь Давида Гареджийского Такие же мысли-потрясения появляются и в монастыре самого знаменитого отца из числа 13 сирийцев, пришедших в Иверию в VI веке — прп. Давида Гареджийского. Это место в безжизненной пустыне более всего напоминает пустыню Иудейскую, а кельи в скале напоминают монастыри св. Герогия Хозевита, Каранталя, прп. Харлампия. И так же, как и там, на Святой Земле, чувствуется, что весь воздух вокруг пропитан молитвами отшедших подвижников. Только здесь, в Грузии, гораздо более безлюдно, паломники и туристы хоть и бывают в монастыре Гареджи, но их не так много, как в монастырях Иудейской пустыни. Значит, просторы безжиз-ненной пустыни гораздо ближе к первозданному состоянию. И добираться сюда труднее, чем в монастыри Святой Земли — асфальтовой дороги нет, грунтовка петляет среди гор, иногда из машины приходится выходить — не объехать с «грузом» большие ямы. И освещения на этой дороге, конечно, нет. Чуть начинает смеркаться — ехать уже нельзя. Но, еще раз повторяю, зато каким первозданным духом тут веет! Отрадно было узнать, что в монастыре в храме Преображения Господня покоятся мощи его основателя, который перенес на Иверскую землю благодать из Иерусалима. В житии прп. Давида рассказывается, что когда он вместе с учеником Лукианом дошел до Святого Г рада, то счел себя недостойным войти в него, а только посмотрел на купола храма Гроба Господня с горы и поднял с земли три камня, забрав их с собою на память как святыню. После чего отправился в обратный путь. Патриарху Иерусалимскому в сонном видении было сказано: «Давид из Иерусалима унес всю благодать! Догоните его!» Святого нашли и забрали у него два камня, оставив только один. Но этот один камень освятил скалы монастыря прп. Давида и всю Грузию. Сейчас этот камень находится в патриаршей резиденции.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Молитва составлена самим автором сей книги. 89 Грузинское название Гареджи означает " уединенное место, удобное для иноческих подвигов " . Но вернейшее объяснение названия Гареджийской местности мы видим в слове " Каредж " , или " Кареджи " . Это-название острова в Персидском заливе, означающее " вне " , т.е. " самый внешний остров " , Гареджийская местность действительно по отношению к Грузии является внешней, отдаленной от центра Грузии и необитаемой. Ранее здесь было двенадцать обителей, высеченных в скалах. Две из них наполовину разрушились, остальные опустели и остаются в развалинах. 90 Вот как рассказывается об этом происшествии. При жизни св. Давида на месте нынешней церкви Кашвэтской жила одна отшельница, которая сделалась беременной. Удивленные этим духовные власти требовали от преступницы, чтобы она объявила имя соблазнителя. Враги св. Давида, огнепоклонники, жившие еще во множестве в Тифлисе, подкупив женщину, добились, чтобы она оклеветала праведного Давида, грозного противника огнепоклонства. Собрался суд, и св. Давид должен был предстать пред ним, там же была и женщина, оклеветавшая праведного Давида. Святой, не отвечая ничего на ее обвинения, взял свой жезл, на котором был крест, коснулся чрева беременной преступницы и грозно спросил дитя: " Я ли твой отец? Отвечай скорей! " Ребенок из утробы отвечал: " Нет, нет! " -и при этом назвал имя отца своего, какого-то кузнеца. После сего дивного события преступницу приговорили к побиению камнями, что и было вскоре исполнено. А некоторые говорят, что она родила камень, чего, впрочем, я не признаю. Это и было причиной того, что святой оставил Мтацминдскую гору и временно поселился ееверо-восточнее, на левом берегу р. Куры, в пещере. Пещера эта ныне является местом паломничества христиан. Отсюда св. Давид отправился уже в степь Караягскую, или Гареджийскую. 91 В 60 верстах от Тифлиса на восток по левому берегу реки Куры. 92 Св. Давид духом прозрел, что в образе змея кроется древний враг, и изгнал его из пустыни Гареджийской. 93

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В наст. время могила Давида (глубина 137 см, длина 182, ширина 40-45, высота 33-35 см) расположена по оси «восток-запад» и обведена относительно узкой ступенью (шириной 8-10 см), служившей опорой для 2 рядов плоских плит перекрытия. На неск. фрагментах заметны полукруглые края отверстий для евлогии, что характерно для ранних сир. церквей. Источники отмечают, что они использовались для извлечения священной пыли из могилы (см.: Чубинашвили Н. Путешествие - Кекел. А 1767. Л. 153 об., опубл.: Цагарели. 1888. С. 46). В Житии прп. Онисифора Гареджийского , созданном прп. Гавриилом Мцире († 1802), указано, что прп. Онисифор (XVIII в.) изгнал беса из некоего юноши, дав ему выпить воды, перемешанной со священной пылью из могилы Давида (ПДГАЛ. Т. 5. С. 115). В «Богодухновенных повествованиях» прп. Гавриила рассказывается о чудесах, связанных с извлечением св. частиц из могилы Давида ( Гавриил Мцире. 2002. С. 13-14). Существование этой практики в Гареджи документально прослеживается до 60-х гг. XIX в. (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. Усыпальница Лукиана Место захоронения Лукиана не выявлено. Согласно монастырскому преданию, записанному А. Муравьёвым, святой был похоронен под ступенью, идущей вдоль раки Давида ( Муравьёв. 1848. С. 106). Место погребения Лукиана уточняется в метафрастической редакции Жития Давида: прп. Иларион Грузин «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). В поздних документах монастырей Гареджи указания на погребение Лукиана рядом с могилой Давида отсутствуют (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1553, 1582 г.; 1555, 1590 г.; Кекел. Hd 1377, 1597 г.; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1860, 1700 г.; Кекел. Ad 341, 1703 г.; 1028, 1704-1712 гг.; 78, 1715 г.; 1099, 1748 г.; 419, 1748 г.).

http://pravenc.ru/text/168562.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010