Тбилиси. Церковь Давида Гареджийского на Мтацминде. Церковь. Действует.   Престолы: Давида Гареджийского Год постройки:Между 1859 и 1871. Адрес: Грузия, г.Тбилиси, гора Мтацминда, ул. Mama Daviti Rise Координаты: 41.695805, 44.788919 Проезд:юго-запад Тбилиси Изменить описание Добавить фотографии Грот с могилами А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Фото 1916 г. Польская национальная цифровая библиотека Т. 1 июня 1916 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По сохранившимся историческим данным, именно здесь в VI веке проживал святой Давид Гареджский. Предположительно, в Х-ом веке на этом месте был основан монастырь, который существовал около трёх веков. Позже, в 1542-ом году, под предводительством братьев Николоза и Давида Габашвили обитель была восстановлена. В XVII веке монастырь был закрыт. В 1810 году вместо старой церкви опустошенного монастыря была возведена церковь Преображения. Идущая к ней широкая и крученная дорога была прорезана в 1817 году под руководством генерала Ермолова. Церковь имени Святого Давида Гареджского, или Мамадавити была построена в 1859-1871 гг., купол был установлен в 1879 году. Снаружи кирпичная церковь повторяет традиционное кресто-купольное сооружение, но в его интерьере отсутствуют продольные балки, пространство отличается единством и неразделенностью. В западном крыле расположена деревянная галерея. Церковь имеет вход с двух сторон: с запада и с юга. Фасады отличаются немногоцветностью, верхние части северных отсеков украшены декоративными арками и круглыми форточками. Интерьер был расписан в конце XIX столетия. Большую часть художества занимают изображения грузинских святых. В молельне выполнено изображение Святой Троицы. Трехярусная молельня на юге церкви также выстроена кирпичом, колокольня украшена аркой и камнем. С 1929 года терраса вокруг церкви Мамадавити официально объявлена пантеоном писателей и общественных деятелей. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ [груз. ] († 623), прп. (пам. среда по Вознесении), ученик и сподвижник прп. Давида Гареджийского (см. ст. Давид и Лукиан ), одного из 12 сир. отцов. Сведения о Д. Г. содержатся в краткой и метафрастической редакциях Жития прп. Давида Гареджийского, а также в Житии прп. Шио Мгвимского . В XVIII в. в связи с оживлением в Грузии агиографической и литургической деятельности по созданию лит-ры о местных святых в рамках гареджийской лит. школы (см. в ст. Грузинская Православная Церковь) был собран материал о Д. Г. Его синаксарное Житие, приписываемое митр. Самтависскому и Горийскому Романозу (Эристави) (1710-1726), впервые встречается в Праздничной Минее 1726 г. (Кекел. A 220) и помещено под 6-й седмицей по Пасхе. Произведение представляет собой расширенный пересказ метафрастического Жития прп. Давида Гареджийского с использованием сведений из Жития прп. Шио. Исключение составляют повествование о месте погребения Д. Г. и описание его усыпальницы, основанные на местных преданиях и традициях. В 70-80-х гг. XIX в. М.-Г. Сабинин составил свою редакцию Жития и опубликовал ее на рус. языке ( Сабинин. 2004. С. 547-550). В 1971 г. под ред. И. Абуладзе было осуществлено критическое издание синаксарного Жития Д. Г. (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 245-249 [исследование], 415-418 [текст]). Прп. Додо Гареджийский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Прп. Додо Гареджийский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Д. Г. происходил из кахетинского княжеского рода и был известен благочестием и склонностью к отшельнической жизни. Услышав о прп. Давиде, он прибыл в Гареджи и подвизался под рук. преподобного в собственноручно высеченной пещере. С увеличением числа братии Д. Г. по благословению прп. Давида основал на юж. склоне горного кряжа, напротив Давидгареджийского мон-ря, мон-рь Додос Рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресв. Богородицы. Согласно Житию, 1-я церковь в Гареджи, в честь Успения Пресв. Богоматери, была высечена именно в Додос Рка. Д. Г. был близким другом и духовником прп. Давида; отправляясь в Иерусалим на поклонение Гробу Господню, прп. Давид поручил Д. Г. и прп. Лукиану Гареджийскому опекать все обители Гареджи во время его отсутствия.

http://pravenc.ru/text/178730.html

Доклад митрополита Алавердского Давида (Грузинская Православная Церковь) на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 26–27 января 2016 года).      «Красно поистине и добро житие монашеское – красно поистине и добро, если оно бывает сообразно с теми правилами и законами, которые положили начальники и основатели онаго, Святым Духом наученны Св. Феодор Едесский Позволю себе начать свое выступление перед вами воспоминанием о начале моей духовной жизни. Она не начиналась в семье, в школьные или студенческие годы, а началась тогда, когда я в качестве архитектора-реставратора начал работать в музее-заповеднике. Этим музеем-заповедником в 1984 году была Лавра великого подвижника VI века преподобного Давида Гареджели в Гареджийской пустыне. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Промысл Божий, по великой Своей милости, начал водить меня ко спасению по путям только Ему ведомым! Это были те годы, когда Слово Божие всё еще скрывали от людей. Прикоснувшись к благодати этого святого места − Гареджийской пустыне, я начал искать Евангелие. Его было сложно найти. Мне одолжили Святое Писание и, вернувшись обратно в Гареджи, я стал переписывать Его для себя. Приехавшие в музей-заповедник паломники подарили мне молитвослов, по которому я начал читать молитвы. Моей обязанностью, как сотрудника музея, было составление описи состояния древнего памятника. Господь дал мне возможность пешком обойти почти все монастыри и келлии Гареджийской пустыни. Выходя рано утром, я целый день проводил в этой исполненной благодати пустыне. Это было великим благословением Божиим − заходить в пещерные келлии великих подвижников Духа. Так проходили дни и месяцы. В 1986 году, на день своей интронизации, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в Гареджи приехал Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II служить Божественную литургию в Лавре прп. Давида. Это была моя первая встреча с Его Святейшеством.

http://pravoslavie.ru/90109.html

105 Гора Зедазени находится на левом берегу реки Арагви, в 8 км на северо-восток от Мцхета, в 15 км на север от Тбилиси. 113 Авессалом – 3-й сын Давида ( 2Цар.3:3 ). Еще при своей жизни Авессалом поставил себе высеченный из камня памятник в царской долине, для сохранения памяти о себе (т.к. не имел сына), известный под именем памятника Авессалома ( 2Цар.18:18 ), который находится на западном склоне горы Елеон, расположенной к востоку от Иерусалима и отделенной от него Иосафатовой долиной и Кедронским потоком (от которого сегодня сохранились лишь остатки русла). 114 Пустыня Гареджи находится в нескольких десятках километров к юго-востоку от Тбилиси, по левому берегу реки Куры. 115 В пустыне Гареджи, в 60 км от Тбилиси, находится величественная Давидо-Гареджийская Лавра, охватывающая около 20 монастырей, высеченных в скалах, и множество пещер-келий. Гареджи простирается на 25 км вдоль склонов Гареджийского кряжа. Главный монастырь Гареджи, расположенный на северном склоне горы, был основан в VI в. преподобным Давидом, поселившемся в пещере, впоследствии превращенной в храм. Там находится гробница преподобного Давида. В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в ХШ в. был разграблен монголами, в конце XIV – начале XV в. – разорен Тамерланом, в 1615 г. – вновь разорен персидским завоевателем Шах-Аббасом I. После установления в Грузии советской власти Давидо-Гареджийская Лавра была закрыта и превращена в туристический объект и военный полигон. В настоящее время монастырь восстанавливается; в храмах совершается богослужение. Давидо-Гареджийская Лавра является одним из наиболее почитаемых святых мест Грузии. 116 Память преподобного Додо Гареджийского († VII в.), ученика преподобного Давида Гареджийского, – 23 мая (5 июня), первая среда по Вознесении. 117 Ной – десятый и последний из допотопных патриархов, отец Сима, Хама и Иафета, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных представителей человеческого рода ( Быт.10:32 ); жил в то время, когда человечество подверглось всеобщему развращению, и заслуженный им гнев Божий выразился в решении погубить весь род человеческий потопом. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды, и в спасении человечества от потопа в ковчеге во дни его дает нам видеть указание на наше спасение через крещение ( 2Пет.2:5 ). История Ноя излагается в Книге Бытия, гл. 6–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Видя твёрдость исповедников, Фортунат предал их жестоким и разнообразным истязаниям, но Бог чудно поддерживал мучеников, и никакие муки не побеждали их терпения. Они перенесли голод в тюремном заключении, строгание тел их острыми орудиями, вышли невредимыми из места, где были заперты вместе со змеями и другими ядовитыми гадами. Наконец, приговорённые к смерти, радостно приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты... Тела их были с благоговением похоронены христианами. Слава этих мучеников была велика. Празднование в честь их начало совершаться с древнего времени. Св. Иосиф в службе говорит о чудесах, источавшихся от св. мощей их. Св. пророчицы Олдамы Пророчица Олдама жила в первой половине VII в. до Р. Хр. Она предсказала 16-му царю Иудейскому, царствовавшему в Иерусалиме, – Иосии, «делавшему угодное в очах Господних и ходившему во всем путём Давида, отца своего, не уклонявшемуся ни направо, ни налево», что за смирение его пред Господом «Господь приложит его к отцам его, и положен он будет в гробницу свою в мире, и не увидят глаза его всего того бедствия, которое Господь наведёт на страну его» ... ( 4Цар.22:20 ; 2Пар.34:28 ). Свв. 600 препп. отец, избиенных Персами в Давидо-Гареджийской пустыни В обители, основанной св. Давидом Гареджийским (одним из учеников великого Иоанна Зедазнийского), вокруг которой ещё при жизни св. Давида образовалось несколько обителей, составлявших как бы Фиваиду Грузии, процветавшую почти до XVII столетия, иноки имели обыкновение, в храмовой праздник Воскресения Христова, сходиться в одной из обителей для совместного празднования Светлого дня. Так было и в 1615-м г. В это несчастное для Иверии время, когда звероподобный шах Аббас разорил всю страну и предал избиению множество жителей, отправился он однажды, именно накануне дня Светло-Христова Воскресенья, поохотиться в степях Караягских, ликуя и превозносясь, что здесь уже верно не встретит он ни одной живой души. Но, к удивлению своему, лёжа ночью в своей палатке, он увидел вдали на горе множество движущихся огоньков. Это и были иноки Гареджийской пустыни, обходившие крестным ходом маленькую свою церковь , воспевая радостное «Христос воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. (Ин. 15: 7) Мамадавити, храм прп. Давида Гареджийского Тбилиси – город особый: почти на каждой его улице – древний храм. Они стоят, подобные неприступным крепостям, эти столпы Православия, куда, поколения за поколениями, приходили и приходят миллионы людей с надеждой на помощь и утешение. Сколько историй помнят и хранят эти стены, сколько слез – слез горя, радости или покаяния, сколько исполненных надежд, сколько благодарности за чудеса Господа, к Которому притекли с упованием и верой. Вид на гору Мтацминда и храм прп. Давида Гареджийского. Фото начала XX в. В самом центре Старого города – святая Мтацминда . От подножия к вершине серпантином вьется дорога – подъем на святую гору крут. И чем выше поднимаешься, тем красивее виды открываются взору, тем больше отрешается душа от привычной суеты… Дорога на Мтацминду Вот и кованые врата, ведущие в просторный двор старинной церкви. Вокруг – могилы тех, кто прославил Грузию подвигами жизни или веры. Мамадавити – храм, посвященный святому Давиду Гареджийскому, – прямо под отвесной скалой, из расселин которой текут три чудотворных источника. Когда пещерку Давида раскрыли, все были поражены: келья словно бы обновилась, от вод святого источника шло дивное благоухание Один из этих ключей собирает свои воды в гроте, в котором устроен маленький храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Тут раньше была келья преподобного Давида. В ней есть и нерукотворное изваяние самого святого, который стоит на коленях и молится Господу. Коммунисты келью замуровали. Но у Господа все во благо. Когда несколько лет назад пещерку раскрыли, все были поражены: келья словно бы обновилась, от вод святого источника шло дивное благоухание, и было чувство, что ты не в веке XXI-м, а в VI-м, когда длилась земная жизнь святого Давида.    Прп. Давид Гареджийский Все три источника чудотворны. Они славны тем, что дают познать радость материнства. Многие бездетные, с последней надеждой приезжавшие к святому и окунавшиеся в источники, потом смогли родить детей. Приезжают не только из Грузии – о чудесной помощи святого Давида знают далеко за ее пределами. Так, в 2013 году к святому Давиду приезжали женщины из Германии.

http://pravoslavie.ru/94317.html

К. б. был помещен в ц. в честь Преображения Господня в лавре прп. Давида. После кончины преподобного на протяжении долгого времени К. б. хранился возле его могилы, доступ к к-рой был открыт для верующих ( Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 8-9). Сохранилось мн. сведений о чудотворениях, связанных с К. б.: прикосновением к нему и молитвой перед ним верующие лечились «от всех болезней и боли». Гареджи, обладающий такой святыней, по благодати приравнивался к Иерусалиму. Считалось, что троекратное паломничество к могиле прп. Давида заменяет паломничество в Иерусалим. В период увеличившихся набегов на Гареджи лезгинских племен и персов К. б. был сокрыт в специальной нише в вост. стене рядом с могилой прп. Давида. В 1811 г. настоятель лавры прп. Давида архим. Иларион (Бебуришвили) начал обновление Преображенской ц., в к-рой находилась могила святого. Во время работ было решено расширить свод, под к-рым помещалась рака с мощами. Когда разобрали один из столпов алтарной преграды, была найдена стена с иконой прп. Давида и его ученика прп. Додо Гареджийского ; когда убрали и ее, «обнаружили другую, тоже оштукатуренную, с небольшой полкой внутри; а за той полкой - маленькое отверстие, в к-ром был спрятан драгоценный Камень... На нем сохранились следы от свечей, выцветшие от древности». Как пишет очевидец событий архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили), братия «по примеру своих предшественников» для безопасности поместила К. б. в тайник в той же церкви, «известный лишь старейшим монахам, и только во время церковных праздников достают его для поклонения, а затем убирают обратно в тайник» ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 42-43; Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 10-11; Он же. 1901. С. 23-24; Каллистрат (Чичуа). 1884. С. 15-16). В сер. XIX в. К. б. хранился в маленькой серебряной дарохранительнице под трапезной Преображенской ц. А. Н. Муравьёв видел его на могиле прп. Давида ( Муравьев. 1848. Ч. 1. С. 106). 18 июля 1851 г., во время нашествия лезгин, лавра прп. Давида была разорена, но Преображенская ц., где находилась могила прп. Давида, которую нападавшие так и не нашли, уцелела. 1 окт. могила прп. Давида все же была обнаружена и вместе с др. сокровищами мон-ря лезгины унесли и К. б. Во время дележа награбленного К. б., назначение к-рого они не знали, спрятали на чердаке одного из домов. За святыней следил взятый в плен иером. Митрофан (Нацвлишвили). Спустя год он был освобожден из плена, тайно вынес К. б. и вернул его в лавру ( Грдзелишвили. 1868. 3. С. 81, 84).

http://pravenc.ru/text/1470105.html

Это было более 30 лет назад. И тогда я имел счастье встретиться с настоятелем этого храма Преосвященным митрополитом Зиновием, которого вы все глубоко почитаете. Он почитается не только в Грузинской Церкви, но и в Русской Церкви, потому что это был удивительный человек, который сочетал святительское служение со служением старчества. Он был старцем, духовником. За советом к нему приезжали многие люди не только из Грузии, но и из России. Запомнился он всем нам как светлый и добрый пастырь, как человек, который еще в этой земной жизни достиг ангельского образа — не только в том смысле, что был монахом, но и в том смысле, что жил он по подобию ангелов, отличался очень глубоким аскетизмом, простотой, смирением. До сих пор память о нем сохраняется в сердцах очень и очень многих людей. Я надеюсь, что в Грузинской Церкви, которой митрополит Зиновий отдал основные годы своего служения, он будет прославлен в лике святых. Дай Бог, чтобы это произошло. Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю помощи Божией. Храните твердо православную веру, храните любовь к святым — и грузинским, и русским. Передавайте православную веру своим детям. Пусть Господь всех вас и каждого укрепляет на жизненном пути. Аминь». После посещения келии митрополита Зиновия председатель ОВЦС и сопровождающие его лица пропели «Вечную память» на могиле приснопамятного святителя и на могиле схиархимандрита Виталия, погребенного при храме. В тот же день митрополит Иларион направился в Бодбийский женский монастырь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, где был тепло принят игуменией и сестрами и поклонился главной святыне обители — гробнице святой Нины. В поездке председателя Отдела внешних церковных связей сопровождали митрополит Самтависский и Горийский Андрей и митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим. 15 января митрополит Иларион по просьбе настоятельницы обители игумении Феодоры прочитал сестрам обители лекцию, посвященную актуальным темам церковной жизни. В завершение поездки по монастырям и святыням Грузии делегация Русской Церкви во главе с председателем ОВЦС посетила Лавру святого Давида Гареджийского, где была встречена экономом Лавры иеромонахом Кирионом и братией монастыря. Делегация поклонилась гробницам преподобного Давида Гареджийского, основателя обители, и его ученика преподобного Додо Гареджийского, после чего возвратилась в Тбилиси. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2734811...

У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО) Через два века после святой равноапостольной Нины, просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. 16 ноября, 2012 Через два века после святой равноапостольной Нины, просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. Через два века после святой равноапостольной Нины , просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов во главе с Иоанном Зедазнийским. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. Комплекс находится в 65 километрах от Тбилиси, в пустынной местности Гаре Кахети, на границе с Азербайджаном. На часть монастырской территории с 1991 года претендует Азербайджан — один из монастырей комплекса, Удабно, находится на южном склоне годы, по которой проходит граница Грузии и Азербайджана. В одной из здешних естественных пещер и поселился монах Давид. Лавра преподобного Давида остается крупнейшим и центральным монастырем комплекса. Несколько столетий спустя, b IX beke, Иларион Картвели построит южнее лавры преподобного Давида келью, церковь и трапезную, а также перестроит сооруженный святым основателем монастыря храм. В дальнейшем эту церковь, освященную в честь праздника Преображения Господня, благоустроил сын святого царя Давида Строителя Дмитрия. Он также известен как автор шедевра грузинской средневековой гимнографии — песнопения «Ты еси лоза виноградная». Комплекс несколько раз подвергался разрушениям. B XI beke на него напали турки-сельджуки. После этого он был восстановлен, Лавра расширилась, были созданы еще три монастыря — Удабно, Бертубани и Чичхитури. Обитель становится крупнейшим культурно-просветительным центром Грузии, здесь действует самая известная грузинская средневековая школа живописи — гареджийская.

http://pravmir.ru/pustyn-prepodobnogo-da...

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010