Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XVI Том XVI ДОР в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного м., к югу от г. Кармил (Кармель) ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце] (1347 - 1394), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОРТСКИЙ СИНОД [Дордрехтский синод] Голландской реформатской церкви, проходивший 13 нояб. 1618 - 9 мая 1619 г. в Дордрехте (совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

С. 193). Еп. Софроний (Цулукидзе), близкий родственник митр. Германа (Цулукидзе), был последним никорцминдели. При нем произошло упразднение Мцхетского (Восточногрузинского) (1811) и Абхазского (Западногрузинского) (1814) Католикосатов ГПЦ, эти территории были введены в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . В Зап. Грузии процесс реформирования Церкви был более болезненным, чем в Восточной: в 1819-1920 гг. вспыхнул т. н. церковный бунт, восстание возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели), митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), еп. Хонский Антоний (Чиджавадзе). Священномученики Досифей и Евфимий погибли, еп. Антония отстранили от управления епархией. В состав Имеретинской епархии, включавшей территории Имерети и Рачи, были включены территории Кутаисской, Гелатской, Хонской епархий и Н. е. Еп. Софроний принял сторону российских властей, что было ими оценено. После подавления восстания 19 нояб. 1821 г. он был официально утвержден архиеп. Имеретинским, хотя фактически управлял Имеретинской епархией с кон. марта 1820 г. (Описание груз. рукописей: А. 1954. С. 390). Б. Гаприндашвили После 1917 г. В связи с провозглашением автокефалии ГПЦ в 1917 г. в числе др. епархий была восстановлена и Н. е. Согласно Положению об управлении Грузинской Церковью, принятому на 1-м Поместном Соборе ГПЦ (9-17 сент. 1917), в состав территории Н. е. вошел Рачинский у. (Онский и Амбролаурский районы), кафедрой стал храм Никорцминда, резиденцией архиерея - г. Они. Однако архиерей на Никорцминдскую кафедру назначен не был, окормление епархией было поручено митр. Кутаисскому и Гаенатскому Антонию(Гиоргадзе; до 1918). До кон. 70-х гг. XX в. Н. е. окормляли либо Кутаисско-Гаенатские архиереи, либо католикосы-патриархи всей Грузии. После советизации Грузии в 1921 г. антирелиг. кампания развернулась по всей стране; к апр. 1923 г. в Раче было закрыто 117 церквей, к 1937 г. почти 80 священнослужителей были репрессированы или лишены сана. В июле 1978 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Дом груз. экзарха в Тифлисе. Фотография. 2-я пол. XIX в. Дом груз. экзарха в Тифлисе. Фотография. 2-я пол. XIX в. Действия церковных чиновников вызвали в Имерети и Гурийском княжестве народные волнения, затем и вооруженное восстание. Правителю Имерети ген. И. Д. Курнатовскому пришлось просить помощи у управляющего Грузией (2-е лицо после главноуправляющего) ген. И. А. Вельяминова, поскольку главноуправляющий ген. Ермолов воевал в Дагестане. Ген. Вельяминов обратился к населению Имерети с заявлением, что опись церковного имущества и имений будет прекращена, церкви вновь открыты, прежняя церковная администрация будет сохранена, а митр. Феофилакт покинет Имерети (Там же. С. 392). 9 июля 1819 г. экзарх уехал в Тифлис, составление описи прекратилось, но эти меры не успокоили население, наоборот, волнения приобретали все большие масштабы ( Киквидзе. 1977. С. 95). Тогда экзарх обвинил митрополитов Кутаисского Досифея (Церетели) и Гелатского Евфимия (Шервашидзе) в подстрекательстве народа и разжигании восстания и убедил светские власти, что разрядить обстановку может только высылка архиереев из Имерети. В Имерети были отправлены дополнительные военные силы, нерешительный Курнатовский заменен полковником В. Пузыревским, к-рому было поручено любой ценой подавить народные выступления и схватить зачинщиков волнений, в т. ч. и митрополитов Досифея и Евфимия. Ген. Вельяминов 12 февр. 1820 г. писал Пузыревскому, что «всех труднее схватить Кутателя (от груз. Кутатели - Кутаисский, имеется в виду еп. Кутаисский Досифей.- З. А.) и князя Ивана Абашидзе; сообразите, чтобы эти молодцы не ускользнули; если нельзя живых схватить, то истребить, но тогда тело Кутателя отнюдь не оставлять, а вывезти из Имерети и далее из Грузии, ибо убийство митрополита может произвести в народе вредное для правительства влияние» (АКавАК. Т. 6. С. 576). 4 марта 1820 г. отряд Пузыревского вошел в Кутаиси, начальник корпусного штаба ген.-лейтенант Вельяминов арестовал митрополитов и нек-рых имеретинских князей. В ту же ночь арестованные были вывезены в Вост. Грузию и оттуда должны были быть отправлены в Россию. По дороге, недалеко от сел. Сурами, скончался митр. Досифей.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ [груз. ] (Дадиани; г. р. неизв.- 1815, Нахаребоуский мон-рь), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 13 окт.), митр. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (1777-1789). Сын кн. Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского кн. Шошиты Эристави. После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата - кн. Самегрело Кации Дадиани. Время и место пострига неизвестны. Духовную школу прошел в Мартвильском мон-ре . Нек-рое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с Православием. Ок. 1757 г. с целью продолжения учебы направился в Тбилиси, а затем - в Телави, где в основанной царем Ираклием II (приходившимся А. Ч. свояком) школе совершенствовал свои знания. По возвращении в Самегрело (ок. 1761) был возведен в сан епископа на Цагерскую кафедру. В 1777 г. переведен в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII-XVIII вв. главами епархий здесь становились в основном представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани). А. Ч. прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди. В 1789 г. передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребоуский мон-рь. А. Ч. оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Он предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме Крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 гг. под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие - виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей. А. Ч. во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 г. добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребоускому и Саирмскому мон-рям . По инициативе А. Ч. Филип Каитмазашвили осуществил переводы с арм. «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», к-рые А. Ч. отредактировал. Мощи А. Ч. покоятся под спудом в Нахаребоуском мон-ре. Соч.: /. . , 1898. Лит.: . -// . , 1980. Т. 1. С. 391-395. Б. Кудава Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795)

http://pravenc.ru/text/116116.html

К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Новый экзарх Грузии митр. Феофилакт (Русанов ; 14 мая 1817 - 19 июля 1821) продолжил политику своего предшественника, не прислушавшись к предупреждениям Е. о серьезности ситуации в крае и о необходимости отложить все реорганизации. Затеянная унификация управленческой структуры правосл. Церкви в Зап. Грузии - сокращение числа епархий до 3, закрытие храмов, увольнение ряда местных священнослужителей, интенсификация работы над описью церковного имущества, появление митр. Феофилакта в Кутаисе, а прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы в Гурии и Мегрелии - привела к широкому антироссийскому выступлению, направляемому местными митрополитами при поддержке части дворянства. Митр. Феофилакт был вынужден уехать в Тифлис под защиту российских войск. Неосторожные и непродуманные действия митр. Феофилакта спровоцировали сначала Имеретинское, а затем и Гурийское и Мегрельское восстания; в Зап. Грузию были введены части Кавказского корпуса, волнения были подавлены ген. А. А. Вельяминовым лишь летом 1820 г. Митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) погиб, др. лидеры Имеретинского восстания (митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) , царевна Дареджан и неск. имеретинских князей) высланы из Грузии, кн. Иван Абашидзе и лидер Мегрельского восстания кн. Георгий Дадиани бежали в Турцию. Е. поощрял колонизацию Кавказа рус. и нем. переселенцами из России, развитие торговли, сельского хозяйства и промышленности. По его инициативе выделялись казенные средства на улучшение путей сообщения, и прежде всего Военно-Грузинской дороги, а также на строительство новых. С 1821 г. в Закавказье была объявлена льготная 5-процентная транзитная торговля для стимулирования товаропотока из Персии в Европу, что позволило увеличить доходы края и закрепить за Закавказьем статус торгового моста между Европой и Востоком. Росло количество городов (основаны Пятигорск и Кисловодск), выделялись средства на улучшение существовавших, в первую очередь закавказских. Особое внимание Е. уделял Тифлису, он начал реконструкцию города в европ. стиле, в это время были построены монетный двор, меднолитейный и пороховой заводы. В 1817 г. открыта Тифлисская ДС, затем при поддержке Е. в Тифлисе было учреждено отд-ние Российского библейского об-ва - Комитет Грузинского отд-ния Российского библейского об-ва.

http://pravenc.ru/text/190211.html

20 апр. 1923 г. М. был закрыт. 20 июня того же года мощи великомучеников Давида и Константина, а также часть церковного имущества были переданы в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Благодаря усилиям митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе; 1953-1957), протоиерея кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила Наума Шавианидзе (епископ Кутаисско-Гаенатский в 1957-1969) и свящ. Трифона Сулакадзе М. разрешили открыть: в обитель были возвращены мощи великомучеников Давида и Константина, 2 окт. 1954 г. митр. Батуми-Шемокмедский Ефрем (Сидамонидзе; католикос-патриарх Грузии Ефрем II в 1960-1972) и митр. Кутаисско-Гаенатский Гавриил торжественно освятили кафоликон. В 1954-1955 гг. на частные пожертвования были проведены ремонтные работы в храме и на колокольне, для мощей изготовлена новая деревянная рака. В 1957-1963 гг. к М. провели дорогу, в мон-ре устроили водопровод, подключили электричество, выстроили 2-этажный дом для насельников. В 2009-2011 гг. по инициативе Национального агентства защиты культурного наследия Грузии в М. были проведены восстановление комплекса и археологические работы. Были отремонтированы кафоликон (заменены перекрытие и алтарная преграда, открыта древняя кладка стен), трапезная, центральные ворота, средневек. мост, ограда. В ходе археологических раскопок выявлены культурные слои V-VI вв., в т. ч. остатки крепостных стен, башен, ворот, склепа, найдены осколки черепицы, а также высеченная в скалах тропа, предназначенная для вьючного транспорта; были обнаружены грузинские и трапезундские монеты XII-XIV вв., фундаменты и фрагменты келий, марани и др. строений жилого, хозяйственного и инженерного назначения XIX - нач. XX в. ( Гегечкори. 1991. С. 22-23; Ткешелашвили. 2010. С. 56-61). В наст. время в М. подвизаются 6 чел.: настоятель архим. Елеазар (Иванеишвили, с 2008), протоиерей (деканоз) Сулхан Гудушаури (с 1982), 2 иеромонаха, иеродиакон и монах. Настоятели М. архим. Симеон (ок. 1650), игум. Сильвестр (Гогаберидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1766), архим. Герасим (Лорткипанидзе; 1785-1825), игум. Порфирий (Церетели; 1825-1851), иером. Иоанн (Пурцхванидзе; 1851-1860), игум. Серапион (Ахвледиани; 1861-1865), архим. Митрофан (Лорткипанидзе; 1865-1880), архим. Виссарион (Ахвледиани; 1880-1905), архим. Пирр (Окропиридзе ; 1905-1907, позже еп. Алавердский), архим. Нестор (Кубанеишвили; 1910-1912, 1916-1919), архим. Досифей (Бердзнишвили; 1912-1916), архим. Николай (Наморадзе; 1919-1923), прот. Трифон Сулакадзе (1957-1977), архим. Торникий (Мосешвили; 1978-2007), архим. Елеазар (Иванеишвили; с 2008). Святыни

http://pravenc.ru/text/2564254.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010