Демиург (гр. Demiurgos) – при гностиците – творец, създател на света; при платониците – върховен разум, творческа сила. Демон (бяс) (гр. зъл дух. дявол, сатана) – В древната класическа литература демонът е добър бог или същество с божествена сила, но в Евангелията демоните винаги са враждебни на Бога. Техният водач е Велзевул (Сатана). Хората, обладани от демони, проявяват симптоми като нямота, епилепсия и ненормално поведение. Деструктивен (разрушителен) култ – разновидност на религиозния култ, чиято практика (религиозна, както напр. «Семейството» или комерческа, както напр. при движението «хърбалайф») е призната от авторитетни институции в дадено общество (народ) за разрушителна 1) по отношение на личността в дадено общество, нейното духовно, психическо и/или физическо здраве; 2) по отношение на самото общество със създадените от него традиционни структури, учреждения и институции, култура, норми на обществен порядък и нравственост, ценности и начин на живот. Вж. също секта. Деций Траян (Гай Мессий Квинт Траян Деций) (лат. Gaius Messius Quintus Trajanus Decius) (ок. 200–251) – римски император (249–251), влязъл в историята най-вече като организатор на първото систематическо гонение на християните. Диаспора (гр. «разсейване, разпръсване») – християни, които живеят извън пределите на църквата, към която юрисдикционно принадлежат. Дикирий – двусвещник – свещник с две свещи, с които архиереят благославя, символизиращ Божественото и човешкото естество на Господ Иисус Христос. Виж също: църковна утвар. Св. Димитрий Мироточиви – Солунски Чудотворец († 306 г.) – светец, великомъченик, особено почитан от древност от всички балкански народи. Родом от Солун. По времето на императора-гонител на християните Диоклетиан (286–305) заемал поста градоначалник на Солун. Получил заповед да преследва християните, но вместо това той станал техен защитник. Заради вярата си в Христа св. Димитър бил затворен в тъмница и убит (прободен с копие). Извън речника: Св. Димитър Солунски. Св. Димитрий Ростовски ( Дмитрий Ростовский , 1651–1709) – до приемането на монашество Даниил Савич Туптало – именит руски църковен писател и проповедник от времето на Петър I, одухотворен богослов, философ и поет, светител, Ростовски-Ярославски митрополит (от декември 1651 до 28 октомври 1709). Завършил Киево-Могилянската духовна академия. През 1668 г. приел монашество, бил игумен в редица манастири в Малорусия. Оглавявал дълго време Ростовската катедра и бил представител на «старата школа» руски архипастири, които поддържали император Петър I в държавните му дела. През 1702 г. бил избран за митрополит на Ростов. Тук той основал първата в Русия духовна семинария с преподаване на гръцки и латински езици. Автор на много духовни съчинения, сред които множество слова и «Духовна азбука». Главен труд на живота му са «Четьи-Минеите» (Житията на светците), които имате възможност да четете в български превод и на страниците на Pravoslavieto.com. Извън речника: Св. Димитрий Ростовски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ср. эту же мысль в июльско-августовском «Дневнике писателя» за 1877 г., гл. II, § 3 «„Анна Каренина“ как факт особого значения». Обобщающую оценку Пушкина Достоевский дал в речи, произне-Егиной 8 июня 1880 г. на торжественном заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия в Москве памятника поэту. 105 …преклониться пред правдой народной и признать ее за правду, даже и в том ужасном случае, если она вышла бы отчасти и из Четьи-Минеи. — Четьи-Минеи — сборники духовно-учительной литературы, в которых материал для чтения распределен по месяцам и числам. В XIX b. преимущественное распространение имели «Четьи-Минеи» Димитрия Ростовского (Даниил Савич Туптало, 1651–1709), составленные в конце XVII b. из житий святых. В июльско-августовском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. (гл. III, 3) Достоевский отмечал, что «по всей земле русской чрезвычайно распространено знание Четьи-Минеи распространен дух ее по крайней мере…». 106 Предсказывают, например, что цивилизация испортит народ — (Я думаю, никто ведь не заспорит, что мы начали нашу цивилизацию прямо с разврата?) — Очевидно, эти мысли Достоевского связаны с впечатлением от статьи К. С. Аксакова «О современном человеке», в которой неоднократно говорилось о развращающем влиянии на русское общество со времени петровских реформ западной цивилизации. Ее растлевающее воздействие, указывал К. С. Аксаков, проникает и в народную среду, хотя в массе народ сохраняет еще «свои древние основы быта и жизни», «свои начала» (Братская помочь… С. 252–253, 273–274). Несколько страниц в статье посвящено «губительной силе» «света», и, в частности, говорится: «Уже полтораста лет русское общество приняло (мы говорим об отделившихся от народа верхних классах) образ света со всеми принадлежностями и последствиями и со всем его гибельным вредом для каждого человека как лица, и даже для всего народа (…). Вместе с появлением света в России началась приятная безнравственность» (там же. С. 273–274). Кроме статьи К. С. Аксакова подобную мысль Достоевский встречал в рецензии Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Присмотревшись внимательнее к этой пестрой картине, мы всё же сможем увидеть человека, в чьей личности − инока, иерарха, богослова, проповедника, литератора – сошлись, пожалуй, все те линии напряжения, которыми была пронизана эпоха, одна из самых бурных в истории Русской церкви. Этим человеком был митрополит Димитрий Ростовский . Димитрий Савич 4 заслуженно считается одним из наиболее выдающихся отечественных церковных деятелей Раннего Нового времени. Он был уникальной фигурой среди российского духовенства рубежа XVII–XVIII в. и принадлежал к первому поколению, связавшему Малорусскую и Великорусскую церкви. Будущий Ростовский владыка был сыном казацкого сотника Саввы Туптало и в миру носил имя Даниил. Окончив Киево-Могилянскую коллегию, он в 5 1668 г. принял монашеский постриг. Тем самым Димитрий Савич связал свою жизнь с Малороссийской церковью, попав в среду таких выдающихся богословов и проповедников как Варлаам Ясинский, Иннокентий Гизель, Иоанн Максимович , Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. Незаурядные способности, редкостный дар слова молодого инока не остались незамеченными: в 1675 г. после рукоположения в иеромонахи архиепископом Лазарем Барановичем, Димитрий был оставлен в Чернигове проповедником. В 1677–1678 гг. он совершал поездки в литовские монастыри, посещал Вильно и Слуцк, где монахам так пришлись по сердцу его яркие проповеди , что они долго не желали его отпускать, несмотря на настойчивые требования священноначалия из Чернигова. Вернувшись из Литвы, Димитрий стал проповедником в Никольском Батуринском монастыре 6 . В 1684 г. Димитрий Савич был назначен казнодеем, т.е. проповедником Киево-Печерской Лавры 7 . Также с этого времени он начал работать над составлением «Книги Житий Святых» (Четий-Миней) − нового агиографического свода для Русской церкви, а в 1689 г. Димитрий совершил поездку в Москву с делегацией Киевской митрополии в связи с шедшими тогда евхаристическими спорами. К концу 1690-х гг. Димитрий Савич получил широкую известность как учёный муж и красноречивый проповедник. Поэтому когда в 1701 году царь Пётр I обратился с просьбой к киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому прислать для поставления в сибирские митрополиты игумена или архимандрита, способного организовать масштабную миссионерскую работу 8 , кандидатуру Димитрия сочли самой подходящей. Но обстоятельства сложились так, что Димитрий так и не поехал в Сибирь, несмотря на то, что был хиротонисан во митрополиты Тобольские, а в 1702 году, после года, проведенного в столице, он был произведен в митрополиты Ростовские. В этом сане Димитрий Савич пробыл лишь восемь лет, начиная с прибытия в марте 1702 г. на кафедру и вплоть до кончины 28 октября 1709 г. За этот срок он к тому же дважды отъезжал в Москву: с августа 1705 по сентябрь 1706 и в августе 1708 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский) . Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Димитрий Ростовский. Икона последней трети XVII века.В левом верхнем углу - икона Богоматери Ватопедская - келейная св. Димитрия Ростовского. Димитрий (Туптало) ( 1651 - 1709 ), митрополит Ростовский , церковный писатель, проповедник, святитель Память 21 сентября (обретение мощей в 1752 году), 28 октября , 19 июля в Соборе трех русских святителей , в Соборах Киевских , Полтавских , Ростово-Ярославских , Сибирских и Черниговских (Укр.) святых В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители , где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно. В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище , где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии. В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей. 9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины . В это время он начал писать свой " Диарий " (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.

http://drevo-info.ru/articles/6218.html

470 ...по Имянному... императрицы Елисаветы Петровны указу... – Императрица Елизавета Петровна (18.12.1709–25.12.1762). дочь Петра I и Екатерины I, принимала участие в деле канонизации Димитрия Ростовского . В апреле 1757 г. Святейший Синод постановил и отправил Арсению Мацеевичу указ 788, согласно которому с повеления императрицы Елизаветы и Синода мощи Димитрия Ростовского были признаны нетленными, и Димитрий Ростовский стал первым святым синодального периода Русской православной Церкви. Тогда же были установлены праздники святому: 21 сентября – в день обретения мощей, 28 октября – в день преставления. 474 ...отца именем Саввы, иже в воинстве малороссийском бысть чином сотник.. – Савва Григорьевич Туптало (1599(?)–06.01.1703) – отец Димитрия Ростовского . Традиционно принято считать, что фамилия святого Димитрия Ростовского – Туптало, но это лишь казацкое прозвище его отца, сам же святитель Димитрий всегда подписывался как Савич Савва Григорьевич прожил 103 года, как об этом свидетельствовал сам Димитрий, служил в Запорожском войске при гетманах Богдане Хмельницком. Петре Дорошенко, Иване Самойловиче, был сотником Макаровской сотни Киевского полка, а с 1660 г. числился киевским сотником, переехав в Киев, где он поселился в самом центре Подола, между Флоровским монастырем и церковью Николая Притиска, в доме, принадлежавшем ранее армянину Солтановскому. Документально известно, что Савва Туптало был ктитором Киевского Троицкого Кирилловского монастыря. Сохранился портрет Саввы Григорьевича, известен его родовой герб – треугольник на красном фоне. 475 ..матере же Марии. – Мать Димитрия Ростовского – Мария Михайловна (?–1689) Святитель Димитрий посвятил в «Диариуше» своей матери надгробное слово: «Того ж 1689. 29 дня, в святый Великий пяток спасительныя страсти матка моя Мария Михайловна, законная супруга отца моего Савы Григориевича. преставися в девятий час дне, власне в тую пору, когда Спаситель наш, на кресте страждущи за спасение наше, духа своего Богу Отцу в руце отдал. Мела лет от нараженья своего больш седмидесяти. Да помянет ю Господь в Царствии своем Небесном. Кончилася з доброю диспозициею, и памятию, и мовою. О бы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами. Праве христианская ея была кончина (бо зо всеми обрядками христианскими и с приналежитыми сакраментами). безстрастна, непостыдна, мирна. Еще да сподобит ю Господь доброго ответа на Страшном своем Суде, якож и не вонтплю о Божой ласце, а о ея спасении, знаючи по ея статечном, цнатливом и побожном житии. А и то за добрый спасения ея знак маю, же того дня и той годины, коли Христос Господь разбойнику во время волныя своея смерти рай отверзл, тогды и ея душе от тела разлучитися повелел».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. 70-х гг. XVII в. по инициативе архим. Иоанникия (Галятовского) гетман Демьян Игнатович утвердил за Е. м. «давние его владения»: села Горбов и Авдеевка с перевозами и с угодьями, перевоз на р. Десне «против хутора Онисова под Черниговом», оз. Богородичное, села Серединка и Надиновка «с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями». Универсалом от 22 июня 1672 г. гетман И. Самойлович утвердил за Е. м. села Авдеевка, Надиновка, Серединка, Анисов, Горбов, перевоз через Десну и все ранее принадлежавшие обители угодья. В дек. 1687 г. новый гетман И. С. Мазепа также выдал обители подтвердительный универсал. О благоустройстве Е. м. заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых внесены в монастырский синодик: «Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской», «Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом», «Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную». По инициативе архим. Феодосия (Углицкого) на р. Смолянке, между селами Надиновка и Копачов, была насыпана плотина и построена водяная мельница. Универсалом от 10 февр. 1689 г. гетман Мазепа по просьбе Феодосия (Углицкого) с. Мощёнка приписано к Е. м. Гетман позволил архим. Феодосию занять «своими людьми» и с. Лемешовка, соседнее с Мощёнкой. В 1695-1697 гг. архим. Иоанн (Максимович) получил универсал Мазепы на владение мельницей на р. Белоус близ Чернигова, подаренной обители полковником Л. Полуботком. Архим. Димитрий (Савич (Туптало)) устроил близ с. Копачов мельницу, выхлопотал разрешение монастырю продавать водку на монастырских паромах. Зимой 1697/98 г. вслед. неурожая в Черниговском крае был сильный голод. Димитрий (Туптало) покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и кормил в обители всех бедных за свой счет. По просьбе архим. Димитрия гетман Мазепа освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы «козаки в селах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне». Универсалом от 22 мая 1698 г. Мазепа разрешил Е. м. на монастырских перевозах близ Чернигова и в Авдеевском «горелку свою для шинку держати и продавати оную».

http://pravenc.ru/text/189789.html

Гетман принимал сторону обители во всех судебных спорах, ходатайствовал за нее, в частности, перед царем Петром Алексеевичем. По сведениям комиссии, расследовавшей траты казны по смерти Мазепы в Бендерах, на К. м. гетман выделил в общей сложности ок. 10 тыс. червонцев. Некоторые исследователи (Ю. С. Асеев) считают, что живопись (на клеевой основе) в соборе была создана во времена игуменства Иннокентия: Божия Матерь «Оранта» - в конхе центральной апсиды и Богородица, сидящая в беседке на фоне райского сада,- на сев. стене нартекса, у входа на хоры (переписаны маслом в XIX в.); коронованная Богородица с Младенцем на коленях, Который правой рукой благословляет, а в левой держит сферу,- на сев. стене нартекса, под хорами (этот образ в наст. время не обнаружен). На плане Ивана Ушакова 1692-1695 гг. собор 5-главый, что свидетельствует о его перестройке при игум. Иннокентии; слева от собора - трапезная с храмом свт. Василия Великого, а справа - въездные ворота с колокольней. В росписи собора кон. XVII в. на пилоне юж. стены сохранился портрет игум. Иннокентия. Он находится над возможным погребением игумена, найденным во время археологических раскопок в 60-х гг. XX в. Запись о смерти игум. Иннокентия в ночь на 18 янв. 1697 г. и о его погребении оставил следующий игумен К. м., Димитрий ( Савич (Туптало); впосл. митрополит Ростовский). Родители игум. Димитрия (отец Савва Григорьевич, макаровский и киевский сотник, мать Мария Михайловна) и его сестры были ктиторами К. м. (погребены в соборе возле входа на хоры: в 1689 - мать, в 1703 - отец, в 1704 - сестра мон. Александра, в 1710 - сестра игум. Параскева); над погребением висел портрет Саввы Туптало (сохр. в неск. разновременных копиях, напр. в НКПИКЗ) и ок. 1707 г. была поставлена родовая икона Божией Матери в серебряном окладе (не сохр.). После окончания Киево-Могилянской коллегии 9 июля 1668 г. буд. игум. Димитрий принял постриг в К. м. В 1668-1675 гг. был монастырским писарем; в 1680 г. братия избрала его игуменом, но он не согласился, поскольку уже решался вопрос о назначении игуменом Иннокентия (Монастырского).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XV ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Гливенко (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Феофанович Игнатенко (1872-1935), прот., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Григорьевич Казанский (1884 - 1942), свящ., сщмч. (пам. 4 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Васильевич Касаткин (1884-1942), свящ., сщмч, (пам. 15 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Дата памяти П.- 4 окт., под к-рой его Мученичество помещено в груз. Минологии, засвидетельствована и в визант. традиции. Под этим числом краткое сказание о П. приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 105-106); в нем уточняется, что П. был поставлен во иереи митрополитом Бостры, очевидно уже после того, как стал вести уединенный образ жизни. В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под тем же числом (PG. 117. Col. 85) П. назван епископом Капитолиады; описание его истязаний в целом соответствует повествованию Мученичества, но исторический контекст изменен: П., согласно Минологию, был обращен в христианство вместе с семьей из язычества и пострадал от идолопоклонников (на этой версии, вероятно, основана встречающаяся в лит-ре ошибочная датировка его смерти III - нач. IV в.). В нек-рых более поздних визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память П. отмечена под 5 окт. (SynCP. Col. 107-108). В Палестино-грузинском календаре (Sinait. iber. 34, X в.) память П. как епископа Капитолийского указана под 23 нояб.; по мнению Ж. Гаритта , в этом сказалось влияние соседних памятей сщмч. Петра I , еп. Александрийского (25 нояб.), и Петра , патриарха Иерусалимского (26 нояб.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 105, 393). В слав. Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., сказание о П. было включено на основании сведений из Синаксаря К-польской ц. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 15). В ВМЧ митр. Макария оно было заимствовано из Минология имп. Василия (ВМЧ. Окт. Дни. 4-18. Стб. 795). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 4 окт. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. как о преподобномученике ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 179 об.); в совр. изложении она была незначительно расширена (ЖСв. Окт. С. 111). В 1-е издание Римского Мартиролога 1583 г. память П., очевидно, была включена дважды: под 21 февр.- как Петра Маюмского (вместе с памятью еп. Петра Дамасского на основании сообщения прп. Феофана Исповедника; Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 32-33) и под 4 окт.- как пресвитера «в Амасии у Меотидского озера» (Ibid. P. 176), что Петерс интерпретировал как искаженное «в Эмесе, мон-ре Дайр-Мимас» ( Peeters. 1940. P. 123-125). В пересмотренном издании Мартиролога 1586 г. обе памяти отсутствуют, а на 4 окт. перенесена память Петра, еп. Дамасского (MartRom. P. 433).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010