Но я, прилежно взирая умом своим на Господа и на Рабу Его, вижу как Господа моего, в Трех Лицах Единого, Отца и Сына, и Святого Духа, так и Рабу Его, и нашу Царицу, в едином лице изъявившую три особые стороны служения Богу, ибо особым образом послужила Она Богу Отцу, особым – Богу Сыну и особым – Богу Духу Святому. Богу Отцу была она Дочерью, Которой Он говорит: «Слушай, Дщерь, и смотри» ( Пс. 44:11 ). Богу Сыну – Матерью; Богу Духу Святому – Безневестной Девой, Невестой Неневестной. Послужила Богу Отцу как Дочь, Богу Сыну – как Мать, Богу Духу Святому – как уневещенная Дева. Поработала Святой Троице особыми способами верно и истинно. Здесь снова спрошу: по каким ступеням эта Раба Господня, царскую честь Себе заслужившая, достигла столь великого достоинства, столь высокой чести – быть Дочерью Бога Отца, Матерью Бога Сына и уневещенною Девой Бога Духа Святого? Воистину, она «восхождения в сердце Своем положила» ( Пс. 83:3 ): положила ступени восхождения к Богу в жизни Своей, а именно, к уневещению Богом Духом Святым взошла девственной чистотой, к материнству по отношению к Богу Сыну – смирением: " Призрел, – говорит Она, – на смирение рабы Своей» ( Лк. 1:48 ); Дочерью Богу Отцу стала любовью. И теми же ступенями, которыми Она приблизилась во временной Своей жизни к Богу, Единому в Троице, Она взошла и в бессмертном Успении Своем на небо к Отцу и Сыну, и Святому Духу, то есть девственной чистотой, смирением и любовью. Прежде всего от юности Своей взошла к Богу Духу Святому девственной чистотой, сделавшись Его живой церковью и одушевленным храмом. Ибо нигде Дух Святой не вселяется так, как в девствующих, потому что девство, по свидетельству святых отцов, родственно Ангелам и дружественно Богу. А Пречистая Матерь Божия по словам святого Амвросия, была Девой не только телом, но и духом. Внемлем умом своим словам этого учителя, который о Пречистой Деве говорит: «Она была Девой не телом только, но и духом», – и подумаем: что значит девствовать телом и духом? Что значит быть чистым телом и духом? А так как мы вспомнили о чистоте, то да выслушают слова эти не только девствующие, или вдовствующие, или охраняющие покаянием чистоту свою, но и находящиеся в супружестве, ибо ко всем вообще говорит апостол: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа; вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»; и еще: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 6:19, 3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Неизвестно, о каком именно грешнике говорит Давид: «Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время» ( Пс. 9:25–26 ); но известно то, отчего пути грешного человека оскверняются на всякое время. Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего иной осмеливается обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего тать крадет, разбойник убивает, вор ворует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего не имеющий стыда сквернословит, привыкший лгать лжет, клятвопреступник напрасно божится, клянется, досадитель досаждает? Отчего человек, сам весь во грехах, других осуждает? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего мздоимный судья неправедно судит, лживый свидетель ложно свидетельствует, злобный коварствует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего пьяница пьянствует, грехолюбец любодействует, прелюбы творит, не довольствуется законным супружеством, оскверняет многих и оскверняется со многими? Оттого, что нет Бога пред ними. Нет страха Божия пред ним, не имеет Бога пред очами, не помнит о Боге, не боится ни Суда Его, ни мук вечных не трепещет, ни Царствия Небесного не ожидает. Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время. О, если бы пред очами грешника был Бог, если бы он помнил будущий Суд и казнь, он не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию своего и Воздаятеля. Вспомните историю о целомудренной Сусанне и о двух беззаконных старцах, судиях Израилевых, хотевших насильно осквернить чистую жену, что давало им смелость совершить скверное дело и что отклоняло праведную Сусанну от скверного беззакония? Беззаконным старцам дало смелость сотворить грех то одно, что они не имели пред очами своими Бога, ибо они говорили: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит» ( Дан. 13:20 ). О, беззаконные судьи! Блуждательные старцы! Что вы говорите: никто не видит нас? А разве не видит вас Бог? Вы укрылись от очей человеческих, но можете ли укрыться от очей Божиих? Вы от людей затворились дверьми, чтобы не видели вас, а чем закроетесь от Бога? Какие сады, какие многолиственные деревья, какие густые леса и пустыни и дебри или вертепы и пропасти земные сокроют вас пред Всевидящим Богом? Не знаете ли, что говорит Священное Писание : «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его» ( Сир. 39:25 ). Вы же, окаянные, говорите: «Никто нас не видит». Таким образом забвение о Боге соделало их дерзновенными ко греху, потому что они не имели Всевидца Бога пред очами своими: «Никто нас не видит», – говорили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но увы! «Ждал сочуствующего Мне – и не было, и утешающих – и не нашел» ( Пс. 68:21 ). «Гнушаются Мною наперсники Мои, и те, которых Я любил, обратились против Меня» ( Иов. 19:19 ). «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своей страны, чтобы посетовать с ним и утешить его. И увидев его издали, они не узнали его; и воскликнули и зарыдали; и разодрали верхние одежды свои, и посыпали землей головы свои. И сидели с ним семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели его язвы жестокие и великие» ( Иов. 2:11–13 ). Видим мы «язвы жестокие и великие» от ног до головы и в мысленном нашем Иове – Христе Спасителе. Вы! Кто верный друг, пусть поспешит прийти к Тому, Кто называет нас истинными друзьями: «Вы друзья Мои», чтобы не сказал Он: «Друзья Мои и ближние Мои вдали от Меня встали» ( Пс. 37:12–13 )! Кто Его друг, пусть сядет рядом с Ним набожным размышлением о Его страстях, не медля семь дней и семь ночей, как друзья Иовлевы, но в сей же самый настоящий час, чтобы не сказал Он и нам, как Петру: «Не могли вы один час бодрствовать со Мною» ( Мф. 26:40 )! Кто истинно любит Его, раздери не ризы, но сердце твое для Того, Кто дал сердце Свое ради тебя на раны. Пролей слезные капли ради Того, Кто пролил ради тебя Кровь Свою! Теперь, в этой Его великой беде и болезни, покажи себя Его другом, чтобы и Он в твоей беде оказался Благодетелем! Итак, начиная повествовать о страстях Христовых к пользе душевной, с Его помощью буду говорить от Гефсиманского сада, в котором Он взят, и до самой Его смерти. Любовь же вашу прошу внимательно послушать и приклонить ухо ваше к словам уст моих, о которых вместе со святым Иовом скажу: «Слова мои жестоки» ( Иов. 6:3 ). К этому слушанию Сам Господь в Плаче пророка Иеремии нас призывает: «Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь Мою; болезнь Моя сильнее всех болезней, и сердце Мое скорбит» ( Плач. 1:18, 22 ). Итак, приклоните ухо, приступите с набожной мыслью, сокрушите жестокое сердце, возведите мысленные очи. Воззрите, скажу с блаженным Августином , на раны Висящего, на Кровь Умирающего, на цену Искупающего, сострадайте и соболезнуйте Ему сердечной болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сын Божий естественный, желая, чтобы сыны Божии приобщенные были сообразны Ему на земле не в чем-либо ином, как в страданиях, показал это Свое хотение при Своем рождестве. Ибо, сойдя с неба в землю, чтобы возвести от земли на небо род человеческий, и родившись от Пречистой Девы в Вифлееме, тотчас же дарует спасение четырнадцати тысячам младенцев, подобных Ему в младенчестве, и дарует его не иначе, как только мученичеством, чтобы те, которые будут сообразны Ему в небесной славе, прежде всего были сообразны Ему на земле в страдании. Ныне празднуемый святой Иоанн Предтеча явил себя сообразным Спасителю в страдании, на что хорошо указывает и самый настоящий день пятничный – день воспоминания о двух тех смертях. И когда воспоминание о двух смертях соединяешь в одно место, то видишь как бы одну истину. Взят и связан Христос: «Взяли и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Взят и связан святой Иоанн, ибо «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду» ( Мф. 14:3 ). Умирает Иоанн в темнице; и во время смерти Христовой тьма была по всей земле ( Лк. 23:44 ). Христос преклонил на Кресте главу Свою, Иоанн преклонил главу свою под меч; и оба проливают кровь свою. Иоанн пострадал за истину с радостью. Христос, Сама Истина, пострадал за наши неправды: «Тот грехи наши понес» ( Ис. 53:4 ). Так, сообразуясь между собой в смерти, Господь и раб, Христос и Предтеча беседуют друг с другом по Писанию: «Возлюбленный Мой Мне, и Я ему» ( Песн. 2:16 ), Христос говорит: «Возлюбленный Мой Иоанн, раб Мой и Предтеча Мой подобен Мне, а Я ему». Иоанн же отвечает: «Иисус Христос, Господь Мой, «у Которого я недостоин развязать обувь на ногах» ( Деян. 13:25 ), сообразен мне, ибо принял на Себя образ мой, и я подобен Ему, умирая от беззаконного Ирода, как Он от синагоги иудейской». Разве только в том можно усмотреть между ними разницу, что Христос умер на Кресте, а Иоанн усечен мечем. Но это случилось для того, чтобы сбылись слова, сказанные Иоанном: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Христос возрос высоко, вознесенный выше всех на Кресте, Иоанн же умалился мечом и отпавшею от тела на землю главой поклонился до ног Христу Господу своему, до ног, стоящих на Кресте, что он предвидел пророческими своими очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поистине драгоценен тот жемчуг, без которого невозможно как быть христианином, так и получить спасение. Апостол говорит: «Без веры угодить Богу невозможно». И еще: «Праведный верою жив будет» ( Евр. 11:6 ; Рим. 1:17 ). Следовательно, подобает купить этот жемчуг, продав все. Но святой апостол Иаков, пришедший на тот же торг, не хвалит то, что мы прилепились своими очами к одной только вере и одной верой хотим обогатиться, то есть получить спасение. Он не унижает жемчужины веры, но говорит, что без других он не приносит прибыли, что он хорош только вместе с другими жемчугами, а сам один – ничто. И если хочешь его купить, то покупай вместе с ним и другие, одного же его не покупай, ибо он не принесет тебе никакой пользы. «Что пользы, братия мои, – говорит святой Иаков, – если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш?» ( Иак. 2:14, 19–21 ). Вера – добрый жемчуг, но сам по себе он ничто. Посмотрим еще другие! Вот гость из западных стран, чужой человек, но не с худым товаром – это Фома Кемпийский. Он открывает пред нами свой сундучок, т.е. книжку свою «О подражании Христу», и показывает одну жемчужину, которая называется смирение; жемчужину, которой цену мало знают гордые чада Адамовы, ибо не хотят уразуметь силу ее и потому не обращают на нее никакого внимания. А жемчужина эта столь драгоценна, что люба и Самому Богу, Сам Царь Небесный любит смотреть на него, «в вышних живый и на смиренныя призираяй» (Молитва утренняя 5-я). «На кого призрю, – говорит Он, – только на кроткого и смиренного» ( Ис. 66:2 ). Тот бисер имеет силу возносить нищего от гноища и сажать его с князьями. Не принижает этот товар и святой Василий Великий , называя смирение безопасным хранилищем всех добродетелей, не боящимся воров. Другие говорят, что эта добродетель, то есть смирение, слагается из тех бисеров, которые при служении носил ветхозаветный архиерей в числе своих украшений на доске, именуемой «слово судное». Она носилась на груди и имела двенадцать драгоценных камней, по числу двенадцати колен Израилевых (см. Исх. 28:15 ), а также по числу будущих двенадцати апостолов, но не менее и по числу двенадцати особых высших добродетелей, которые обозначались теми камнями и перечислить которые ныне недосужно по недостатку времени. Между теми бисерами был один, называемый аметист, который знаменовал собой смирение, как рассуждают об этом толкователи Божественного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Среди всех этих впечатлений, из которых каждое приводило на память сердцу еврея и когда-то бывшую древнюю славу, и настоящее унижение отечества, взоры всех и каждого как-то невольно обращались к Иисусу из Назарета 34 , Который теперь, шествуя на осляти, как бы нес Иерусалиму его прежнее святое величие. В радостном восторге, взирая на Иисуса, многие снимали с себя верхние одежды и постилали их по пути шествия; другие срезали ветви тут же в изобилии растущих финиковых пальм 35 и устилали ими путь; иные держали их в руках или торжественно потрясали ими в воздухе. – Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! – беспрестанно слышалось со всех сторон. Так с торжеством и ликованием встретил Иерусалим своего Царя – Мессию. Таким образом сбылось то, что предсказано было еще в древности пророком Захарией 36 : ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ). Но несмотря на эту радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Скорбел же Он о том, что народ иудейский не хотел узнать часа посещения своего. Он знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: «Осанна, Сын Давидов!» – через несколько дней будет неистово вопить: «Распни, распни Его!» – Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его обитателей. Его святым взорам ясно представилось теперь, как рушатся стены этого славного города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибают от меча неприятельского, и весь Израиль, как пыль, развеваемая ветром, рассеивается по всему лицу земному. Уже совсем приблизившись к Иерусалиму и взглянув на него еще раз, Господь восплакал и сказал: – О, если бы хотя бы в сей день ты узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих!.. Вот придут дни, когда враги твои окружат тебя, окопают тебя со всех сторон и стеснят отовсюду; побьют детей твоих и разорят тебя, так что не оставят в тебе камня на камне, – и все это сделают за то, что ты не узнал времени посещения твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Третье ношение язв Господа Иисуса – в боголюбивом сердце, которое, как невидимо, так и неисследуемо и неудоборассматриваемо. Ибо кто может узнать тайны сердца? Два первые образа ношения язв Господа Иисуса – страдание за Христа и самоумерщвление – не для всякого выполнимы, третий же образ – ношение язв Господних в сердце, возможен для каждого христианина, только бы он пожелал этого. Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали из рук мучительских и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа, и не за отвержение Его. Таковые, если благодарят Бога за свои страдания, то носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и сами мученики Христовы. Не для каждого удобовыполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19:11 ). Если хотя бы отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, то было бы у мирян, по крайней мере, воздержание! От сердечного же любления Бога никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их венца мученического! Другой образ – совершенное самоумерщвление, отошлем в монастырь для чина иноческого. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношение язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, – рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копьем на Кресте. В Песни Песней я вижу некое лицо, как будто девическое, сидящее под прекрасным садовым деревом, под яблоней, преисполненной прекрасных яблок, и говорящее: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» ( Песн. 2:3 ). И затем опять вижу это лицо как бы изнемогающим от некоей внутренней раны, стонущим, воздыхающим из глубины сердца и говорящим: «Я изнемогаю от любви» ( Песн. 2:5 ), и еще: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как спящий человек, воспрянув от сна, забывает, что ему снилось, и не рассказывает, а если и помнит что-нибудь и рассказывает другому, то вскоре забывает, так и прежде бывшие монархии прошли, как бы во сне, и мы слушаем повествование о них как рассказ о минувшем сне. Была монархия Вавилонская, Мизийская, Персидская, и была горда, ибо была богата золотом и серебром, и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже не найдешь и места ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Была монархия Греческая, Римская, и была горда, ибо была храбра и сильна, как медь и железо, была – и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже едва найдешь место ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Есть и ныне много монархий в поднебесной. Есть, но долго ли они будут стоять, Бог весть! Но в конце концов наступит время, когда и их не будет, когда и они пройдут, «как сон пробудившегося», ибо жизнь наша течет, как сон. Хорошо говорит святой апостол Иаков: «Что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4:14 ). На другой же вопрос: почему образование всех царств и монархий показано под образом не какого-либо лица, а идола Навуходоносорова, – отвечаем так: для явления глупой премудрости мира сего. Мудрость мира сего, как сказано выше, заключается в золоте, в богатстве. Кто богат, тот и мудр, того все слушают, почитают, ублажают и слово его считают чем-то великим. Не правда ли? Пусть засвидетельствует это святой Павел, который пишет Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе» ( 1Тим. 6:17 ). Внемлем: кто высокомудрствует? Богатые мира сего. Следовательно, мудрость мира сего – это богатство. Богат был идол: серебра и золота, меди и железа имел довольно, но глуп. А почему глуп? Осмотрим его с головы до ног и увидим его глупость. Голова золотая, но безмозглая, пустая, ума в ней нет. Очи и уши золотые, а слеп и глух. Уста золотые, а нем; руки серебряные, а ничего никому не дают; чрево медное, но без дыхания; голени железные, а не сойдут с места. Глупее же всего то, что все это богатство, золото и серебро, медь и железо, стоит и утверждается на глиняных ногах. Пусть бы на каменных или, по крайней мере, на деревянных дубовых, чтобы мог долго стоять, а на глине можно ли стоять долго? Глуп богатый идол! Глядит вверх, высокомудрствует, а скорого падения ног своих не видит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так ослепленным не являет Господь лица Своего, ибо говорит у Иеремии: «Спиною, а не лицем обращусь к ним» ( Иер. 18, 17 ). Не велят врачи здоровому всматриваться в больного или ослепленного, чтобы не повредились и зеницы здоровых. И небесный Врач от ослепления нашего лицо Свое со светлыми очами Своими отвращает: " Сокрою, – говорит, – лице Мое [от них] в тот день за все беззакония их, которые они сделают» ( Втор. 31, 18 ). Когда же Господь отвращает от нас лицо Свое, тогда все беды нас постигают, что Он Сам нам изъявляет: «Возгорится гнев Мой на них в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он (народ Израильский) истреблен будет, и постигнут их многие бедствия и скорби» ( Втор. 31, 17 ). Потому и Давид сетует: " Ты же отвратил лицо Твое, и я смущен был:; " когда Ты отвернешь лицо – смятутся» ( Пс. 29:8, 103:29 ). Воспрянем же и ко благому Врачу, просвещающему всякого человека, со слепотою нашей душевною притечем, молясь: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения. «Не отвергни меня от лица Твоего. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо скорблю. Тебе сказало сердце мое: Господа взыщу. Тебя искало лицо мое – лица Твоего, Господи, взыщу» ( Пс. 50:13, 68:18, 26:8 ). Прилог Ослепленный душою ослеп и телесне. Гробный вор окрался, прибыв себе очей болезни. Поведал нам авва Иоанн следующее: Однажды, войдя с отцом Софронием в притвор великой Александрийской церкви и никого не найдя тай, кроме трех сидящих слепцов, мы тихонько подошли к ним и сели молча. Слепцы же, не предполагая постороннего присутствия, беседовали между собой. И сказал один другому: «По правде, брат, скажи, как ты ослеп?» Тот отвечал: «Еще в юности, когда я был корабельщиком и мы плыли из Африки, во время бури я ослеп из-за бельма на моих глазах». И сказал другому слепцу: «А ты как ослеп?» Тот отвечал: «Гутником (печником) я был и от ярости огненной ослеп». И спросили они третьего: «Ты как ослеп?» Он же отвечал: «Истину скажу вам, братия: когда был юн, ничего не хотел делать я руками своими и, не имея чем питаться, крал. Однажды, сотворив уже много зла, стоял я на торжище и увидел, что несут мертвеца на погребение, одетого в богатые ризы. Последовал и я за ними, чтобы посмотреть где его погребут. Они принесли его в церковь святого Иоанна и положили там. Придя ночью, я совлек с него ризы, что были на нем, оставив лишь хитон, и хотел уже уходить, как злой дух стал внушать мне: «Возьми и хитон, он очень хорош». Окаянный, я возвратился, собираясь снять хитон и оставить нагое тело. Вдруг мертвый, восстав, сел предо мною и протянул ко мне руки; перстами своими он изодрал мне лицо и изъял оба глаза. Тогда, окаянный, оставил я все со многой скорбью и едва убежал от гроба. Вот, братия мои, я рассказал вам, как ослеп». Как только мы это услышали, взял меня отец Софроний и мы ушли. И сказал мне отец: «Воистину, отче Иоанне, много пользы мы сегодня получили». Написано же это ради пользы слышащих: да увидят все, что творящий злое не утаится от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выслушав перечисленное старцем, женщина говорит ему: «Божией ради благодати и святых твоих молитв, ничего такого не сотворила, но иные мои согрешения». «Если же иные, – ответил он, – то не сердцеведец я, не знаю тайн человеческих». Она же сказала: «Молись обо мне», – и ушла. Идя же по улице, видит она некоего чернеца – старого, парализованного, лежащего на земле, брошенного всеми, – и говорит ему: «Хочешь ли, возьму тебя в дом мой, буду тебя покоить, а ты умолишь Бога о моем недостоинстве?» Он отвечал: «Да, хочу, госпожа, дабы ты сотворила милость на мне окаянном». И она, пойдя в свой дом, приготовила постель, послала купить иноческие ризы и повелела рабам нести расслабленного монаха в баню, омыть его, облечь в новые одежды, принести и положить на уготованную ему постель. Все это было исполнено, и она начала служить ему, помазывая и врачуя его струпья. Шло время, приспел Великий четверг, спасительные Страсти. Говорит та женщина старцу: «Хочу сотворить тебе нечто, отче, но потерпи и не говори ничего». – «Как велишь, госпожа моя, так и сотворю». Наступил час Божественной службы. Иерей служил в церкви ее дома Божественную литургию, и когда начал читать Евангелие: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» ( Мф. 26, 6–7 ), – взяла та женщина сосуд мира, приступила к черноризцу и, возливая миро на его ноги, лобызала их, обливала слезами и отирала своими волосами, исповедуя свои грехи. И едва она это совершила, началось страшное землетрясение, но не во всем городе, а только в ее доме. После землетрясения же был глас: «Оставляются тебе грехи твои». С пришедшим тем Божественным гласом восстал черноризец здоровым, не имея больше ни единого струпа, ни единой язвы на теле, и прославил он Господа нашего Иисуса Христа, творящего великие и страшные чудеса. А блаженная женщина, приняв прощение своих грехов от неисследимого и неизреченного милосердия Божия и прочие годы своей жизни прожив в покаянии, преставилась к Богу, оставив пример всем хотящим прийти к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010