Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙСКО-МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата РПЦ с кафедрой в ц. свт. Николая в Поти. Образована путем слияния территорий Гурийской и Мингрельской епархий Грузинского Экзархата в 1885 г. Охватывала территории западногруз. исторических провинций: Мегрелии (Мингрелии) (в 1829-1873 в составе Мингрельской епархии, в 1873-1885 - Имеретинской), Гурии (Озургетский у.; в 1844-1885 в составе Гурийской епархии), Сванети и Одиши (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; в 1857-1885 в составе Гурийской епархии), Аджарии, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Колы, Артаани, Олтиси (Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; в 1878-1885 в составе Гурийской епархии). В 1901 г. в Г.-М. е. насчитывалось ок. 322 тыс. исповедующих Православие, 352 прихода (358 причтов), 458 церквей (4 собора, 352 приходские, 90 приписных, 2 кладбищенские, 8 домовых, 2 при учебных заведениях), где служили 8 протоиереев, 425 иереев, 90 диаконов, 375 псаломщиков. Действовали: Джуматский ( Джумати ) муж. мон-рь во имя арх. Михаила (с. Джумати, Озургетский у.); Иоанно-Крестительская муж. пуст. (с. Амаглеба, Озургетский у.); Мартвильский ( Мартвили ) муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Мартвили, Сенакский у.); Нахаребовский муж. мон-рь в честь Благовещения (с. Нахаребо, Сенакский у.); Хопский ( Хоби ) муж. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Хопи, Зугдидский у.); Шемокмедский ( Шемокмеди ) Спасский муж. мон-рь (с. Шемокмеди, Озургетский у.); Теклатский жен. общежительный мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (с. Теклати, Озургетский у.); Джихетская жен. община (мест. Джихети, Озургетский у.). На территории Г.-М. е. были открыты 2 муж. ДУ (Мингрельское и Озургетское), 141 церковноприходское попечительство, 7 церковных б-к, 135 церковноприходских школ и 16 школ грамоты (9633 учащихся), 4 монастырские школы. Действовали епархиальные канцелярия и попечительство о бедных духовного звания. Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)

http://pravenc.ru/text/168392.html

Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» ((?)... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией ((?)... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) ( //... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г. В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская , Бедийская и Моквская епархии. Собор Никорцминда. 1014 г. Зап. фасад В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV , объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети , что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (...

http://pravenc.ru/text/62536.html

В 1-й пол. XVI в. на территории К. е. были образованы новые епархии: Хонская и Гелатская (Гаенатская) в Имерети, Никорцминдская в Раче, Джуматская , Шемокмедская, Хонская в Гурии, что существенно сократило площадь К. е. В состав Гелатской епархии (1519) вошли вост. части К. е. В документе об основании новой кафедры ее границы описаны следующим образом: «Вверх по Риони и от города Кутаиси, по эту сторону Квирилы и вплоть до границы с Кацхи, начиная с Хреиты до Рачинской горы, вся Окриба… по ту и эту стороны были поселки и села» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 250). Отсюда можно заключить, что вост. граница К. е. стала проходить по нижнему течению р. Цкалцители до впадения ее в р. Квирила. Земли выше устья Цкалцители и населенные пункты на левом берегу р. Риони до с. Кацхи (совр. Чиатурский муниципалитет) оставались в К. е. В том же году из состава К. е. была выделена Хонская епархия, граница между ними прошла по р. Губисцкали, правому притоку Риони (ПГП. 1970. Т. 3. С. 279-343). На севере Рачинский хребет отделил К. е. от Никорцминдской епархии, на юго-западе граница между К. е. и Джуматской епархией проходила по р. Саирао и далее по вершинам Сакинуле, Бугкари, Меписцкаро, на юге Месхетский хребет отделял К. е. от Ацкурской епархии (КЦ. 1959. Т. 2. С. 453; Парижская хроника. 1980. С. 41). Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати Образование К. е. связано с объединением груз. царств и княжеств в единое царство, с выходом западногруз. христ. епархий из юрисдикции К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. К. е. была создана на завершающем этапе объединения страны в последнее 20-летие Х в. на территориях, окормлявшихся кафедрами в Родополе (груз.- Варцихе) и Петре (груз.- Цихисдзири) Лазской митрополии К-польского Патриархата (Георгика. 1952. Т. 4. Ч. 2. С. 140). Во время археологических раскопок в Кутаиси в 2005 г. в интерьере храма Баграта были обнаружены остатки разновременных базилик, наиболее ранняя относится к IV в. ( Ланчава. 2007. С. 166). В этот период, т. н. ахалкалакоба (от - новый и - город) началось возрождение города: на горе Архиели была выстроена 6-угольная крепость, с 3 сторон защищенная крутыми склонами, с запада - двойной стеной с 2 прямоугольными башнями и воротами. В сер. IV в. возле нее вырос т. н. внутренний город, обнесенный стеной метровой ширины, выполненной в рим. технике строительства opus incertum. Помимо замка со множеством помещений, прямоугольной казармы (26×12,3 м) и др. была выстроена большая 3-нефная базилика (38×29 м). В сер. V в. началось возрождение городской жизни. Среди зданий внутреннего города выделился комплекс бань V-VII вв., включавший баню анфиладного типа, дровяной склад, водный резервуар, зал для отдыха и малую церковь. Был проведен новый водопровод с горы Тетрамица. Большая базилика IV в. была переделана и облицована крупными квадрами (opus reticulatum), еще одна, малая, базилика была основана в цитадели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

В Мегрелии к 20-м гг. XIX в. существовало 4 епархии: Цагерская, Цаишская, Чкондидская и вдовствующая Бедийская. После кончины в 1823 г. епископов Цагерского Иоанна и Цаишского Григория (Чиковани) обе епархии были присоединены к Чкондидской, к-рая с 23 июня 1829 г. стала называться Мингрельской. До кончины в 1828 г. этой епархией управлял митр. Виссарион (Дадиани), после него кафедру занимали митр. Никорцминдский Давид (Церетели; 30 мая 1829 - 9 июня 1834), еп. Георгий (Кухалашвили; 19 мая 1835 - 2 апр. 1842) и еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - 9 дек. 1852). В Гурийском княжестве оставалась вдовствующая Шемокмедская епархия и действующая Джуматская, к-рую до кончины в 1827 г. возглавлял митр. Николай (Шервашидзе). В 1833 г. Джуматская и Шемокмедская епархии были присоединены к Имеретинской, в 1844 г. Джуматская была восстановлена под названием «Гурийская», первым ее епископом стал Евфимий (Цулукидзе ; управлял до 1853; † 4 апр. 1856). В нач. XIX в. территории Абхазского княжества, где до тур. оккупации существовали Бичвинтская (Пицундская), Моквская и Драндская епархии, в церковном отношении были присоединены сначала к Цагерской, а затем к Чкондидской епархии, пока в 1851 г. с вхождением этих территорий в состав России не была образована Абхазская епархия ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Экзарх Иона (Василевский) переустроил и улучшил преподавание в Тифлисской ДС. На благоустройство и украшение существовавших храмов и постройку новых он много жертвовал из личных средств. Известно, что с особой любовью он относился к церковным богослужениям: за 10 лет пребывания в Грузии он не пропустил ни одной службы. 12 марта 1832 г. экзарха Иону сменил еп. Саратовский Моисей (Богданов-Платонов ; † 13 июля 1834). Он оставил о себе память как о кротком, мягком, радушном и общительном архипастыре. 1 сент. 1834 г. в сан архиепископа с назначением экзархом Грузии был возведен еп. Минский и Гродненский Евгений (Бажанов) . 12 нояб. 1843 г. на экзаршем посту его сменил архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) . При нем политика Г. Э., следовавшая либеральному гос. курсу, была плодотворной и отличалась миролюбием. В 1852-1857 гг. на средства, полученные от секуляризации церковных земель, были восстановлены Мцхетский, Алавердский, Кватахевский и Марткопский мон-ри, в 1857 г. при жен. мон-ре Самтавро в Мцхете основано уч-ще для девочек. По указанию экзарха Исидора груз. историк П. Иоселиани привез с Афона груз. рукописи.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В царствование Николая I учреждено 13 новых епархий: в 1828 году олонецкая из района новгородской и саратовская из пензенской, в 1829 году новочеркасская, в 1842-м переименованная в донскую, в 1832 году симбирская из казанской и томская из тобольской, в 1838 году полоцкая, в 1837 году херсонская из екатеринославской, в 1839 году литовская, в 1840 году варшавская из волынской и камчатская из иркутской, в 1842 году кавказская из астраханской, в 1850 году рижская из псковской и самарская из симбирской. Кроме того, одна епархия, украинская, в 1837 году переименована в харьковскую. В Грузии одна епархия переименована, в 1829 году, мингрельская из чкондидской, одна заменена, в 1844 году, гурийская на место упразднённой джуматской, в 1837 году сигнахская упразднена и в 1851 году восстановлена абхазская епархия. В 1828 году дана инструкция благочинным монастырей. В 1839 году издана книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, обработанная составленной в 1836 году комиссией под непосредственным руководством святейшего синода. Сначала книга была издана с греческим текстом, потом, в 1848 году, переиздана на одном славянском языке. В 1843 году издано святительское поучение к новопоставленному иерею. В 1840 году, в связи с выработкой устава духовных консисторий, упразднены прежние духовные правления, признанные излишними. В следующем году новосоставленный устав духовных консисторий после высочайшего утверждения, издан для всеобщего применения 288 и принёс по сравнению с прежними порядками строгую организацию епархиальному нашему управлению. Предварительно, в 1888 году, проект устава был разослан епархиальным начальствам для временного пользования и на заключение. В 1840 году учреждена третья должность обер-священника, для управления духовенством кавказской армии 289 и, с 1846 года, линейными казаками. Ведомство войскового духовенства значительно было расширено на счёт епархиального, после того как к нему в 1826 году отчислены и неподвижные войсковые церкви: госпитальные, крепостные, батальонные. В 1853 году были увеличены права обер-священников по управлению подведомым им духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Практиковалась такая система, что с каждым годом казенная ассигновка на жалованье духовенству увеличивалась на несколько сот тысяч рублей, с целью со временем достигнуть обеспечения всех причтов казенным жалованьем. В царствование Николая I учреждено 13 новых епархий: в 1828 году олонецкая из района новгородской и саратовская из пензенской, в 1829 году новочеркасская, в 1842-м переименованная в донскую, в 1832 году симбирская из казанской и томская из тобольской, в 1838 году полоцкая, в 1837 году херсонская из екатеринославской, в 1839 году литовская, в 1840 году варшавская из волынской и камчатская из иркутской, в 1842 году кавказская из астраханской, в 1850 году рижская из псковской и самарская из симбирской. Кроме того, одна епархия, украинская, в 1837 году переименована в харьковскую. В Грузии одна епархия переименована, в 1829 году, мингрельская из чкондидской, одна заменена, в 1844 году, гурийская на место упраздненной джуматской, в 1837 году сигнахская упразднена и в 1851 году восстановлена абхазская епархия. В 1828 году дана инструкция благочинным монастырей. В 1839 году издана книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, обработанная составленной в 1836 году комиссией под непосредственным руководством святейшего синода. Сначала книга была издана с греческим текстом, потом, в 1843 году, переиздана на одном славянском языке. В 1843 году издано святительское поучение к новопоставленному иерею. В 1840 году, в связи с выработкою устава духовных консисторий, упразднены прежние духовные правления, признанные излишними. В следующем году новосоставленный устав духовных консисторий после высочайшего утверждения, издан для всеобщего применения 111 и принес по сравнению с прежнимя порядками строгую организацию епархиальному нашему управлению. Предварительно, в 1838 году, проект устава был разослан епархиальным начальствам для временного пользования и на заключение. В 1840 году учреждена третья должность обер-священника, для управления духовенством кавказской армии и 112 , с 1846 года, линейными казаками. Ведомство войскового духовенства значительно было расширено насчет епархиального, после того как к нему в 1826 году отчислены и неподвижные войсковые церкви: госпитальные, крепостные, батальонные. В 1853 году были увеличены права обер-священников по управлению подведомым им духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Таковым викарным епископом назначен был 29 декабря 1874 года из архимандритов Гелатского монастыря Виссарион (князь Дадиани), состоявший в этой должности и звании по 12 июня 1885 года и затем назначенный 1 марта 1886 года епископом Алавердским, вторым викарием Грузинской епархии. 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийскою под общим названием Гурийско-мингрельской. В Гурии также предположено было приступить к устройству духовной части в 1819 году, в силу указанного выше высочайше утвержденного 28 декабря 1818 года доклада Святейшего Правительствующего Синода, но так как посланный туда для собрания необходимых сведений о числе церквей, монастырей, духовенства, церковных крестьян, количества церковных доходов, прокурор Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, надворный советник Чиляев донес экзарху, что хотя владетель Гурии князь Мамия Гуриели и расположен к ведению во владении его предположенного по духовной части порядка и устройства, но к исполнению сего ему препятствуют частые набеги на владения его турок, а равно и происходившие в Гурии раздоры между знатнейшими вельможами его; поэтому приведение в известность количества церквей и собрание других сведений по духовной части было приостановлено до более благоприятного времени, о чем преосвященным экзархом Грузии, митрополитом Феофилактом и было донесено Святейшему Правительствующему Синоду 8 июля 1819 года. В эпоху присоединения Грузии к России, в ней была всего одна епархия, которою управлял преосвященный митрополит Николай (князь Шервашидзе), имевший кафедру свою в городе Озургетах, в Преображенском соборе и умерший в 1827 г. В 1833 г. епархия эта, называвшаяся раньше Джуматскою митрополией, присоединена к Имеретинской епархии, а с 1 апреля 1844 года снова восстановлена под названием Гурийской, с кафедрою в Джуматском монастыре и пребыванием епископа в Джуматах и местечке Нагомери. Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Евфимий (князь Цулукидзе), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 29 июня 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1828 году гурийская епархия была вверена управлению имеретинского архиепископа Софрония, 377 хотя в прежнее время она всегда считалась самостоятельною и имела своего епископа и даже архиепископа, жившего в Джуматском монастыре. Сигнахская епархия, которая дотоле оставалась в пожизненном заведовании сигнахского митрополита Иоанна Бодбеля, в 1837 году также была упразднена. Наконец, в 1841 году народное возмущение, происшедшее в Грузии, между прочим, и от распоряжения преосвященного имеретинского и гурийского Софрония, чтобы священники гурийского уезда получали от своих прихожан за брак по три, а за погребение по пяти рублей серебром, побудило передать управление имеретинской епархией грузинскому викарию и, вместе с этим, прекратить самостоятельное её существование. Таким образом, в это время грузинский экзархат состоял только из двух епархий: карталинской и кахетинской, слитых в одну, и мингрельской; имеретинская же и гурийская вошли в состав первой, с поручением заведования ими грузинскому викарию. Синод, при увольнении Софрония от управления имеретинскою и гурийскою епархиями, не назначил ему преемника по следующим соображениям: «а) по новому образованию Кавказского края, Имеретия и Гурия вошли в состав Тифлисской губернии, следственно существование двух епархий в одной губернии несовместно с общим иерархическим порядком управления в Империи; б) архиепископ Софроний, как местный уроженец, возведенный в архиерея еще до подчинения св. синоду тамошних духовных дел, мог оставаться в настоящем положении. Для приемника же его нужно все то, что составляет епархиальное управление, а установление оного не может быть сделано в скором времени без подробных сношений с местным духовным начальством и изыскания к тому способов, тем более, что нужно еще решить, по надлежащем сношении, не предстоит ли надобности в особом епархиальном управлении по Каспийской области, что и иметь в виду при предстоящем рассмотрении о преобразовании духовного управления в Закавказском крае; в) необходимость теперь ближайшего надзора в Имеретии и Гурии посредством высшего духовного сановника может быть удовлетворяема временными посещениями викария».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010