8), и благоволил сообщить пророку откровение о благих последствиях смерти Раба Своего. Господь за его смерть и погребение даст ему во лукавых и богатых врагов его для совершения карательного суда над ними; этим хочет Господь очистить его от позора осуждения на смерть, так как он ни делом, ни словом ни в чем не – согрешил (ст. 9 и 10). Предание же его на смерть в жертву за грех людей послужит к очищению души верующих («душа ваша»), и они узрят в себе неумирающее семя безгрешной жизни (ст. 10, ср. 1Иоанн.3:9); таким образом Господь отнимет от души его скорбь о погибающих людях, даст ему увидеть свет среди мрака заблуждающихся и образовать разумное, духовное царство, и тем оправдает праведного Раба Своего, который совершил спасительное служение многим (ср. Мф.20:28 ) и понес грехи ах (ст. 11). Посему он, как царь, унаследует многих народов и получит добычу, как могущественный победитель; это за то, что он предал жизнь свою на смерть и причтен к злодеям во время казни (см. Мр.15:27 и 28), а между тем он вознес телом своим на древо грехи многих (ср. 1Пет.2:24 ) и за беззакония их предан смерти (ст. 12), чтобы воскреснуть для оправдания их (см. Рим.4:25 ). 1. Кого нужно разуметь под страдающим «Рабом Иеговы?» – По свидетельству самого Иисуса Христа, написанное у пр. Исаии о Рабе Иеговы: «и со беззаконными вменися» относится к Нему ( Лк.22:37 ср. Мр.9:12 ); евангелисты Матфей (8:17), Марк (15:27) и Иоанн (12:87 и 88) толковали это пророчество в приложении к событиям из жизни Иисуса Христа; ап. Павел пророчество Исаии о неверии Иудеев (53:1) и о проповеди о Рабе Иеговы язычникам (52:15) понимал, как исполнившееся в его время ( Рим.10:16 и 15:20 и 21); ап. Петр исповедание пророком веры в искупительное и очистительное для всех грешных людей значение страданий безгрешного Раба Иеговы выразительно относит к пострадавшему за нас Иисусу Христу ( 1Пет.2:21–25 ); наконец в книге Деяний св. Апостолов описывается, как один из семи диаконов Филипп евнуху царицы Ефиопской, читавшему это пророчество Исаии (53:7 и 8), «благовествовал об Иисусе, начав от сего Писания» ( Деян.9:27–85 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Облагодатствование членов Святой Церкви совершается вместе с начертанием креста и под образом его в Миропомазании и Елеосвящении, чрез крестное благословение в Покаянии и Браке, чрез крестообразно сложенные архиерейские руки в Таинстве Священства. Воды крещения пред погружением сюда крещаемого знаменуются троекратным начертанием того же креста. Благословением крестным освящаются, наконец, и Святые Дары, предлагаемые к причащению верующих. Неразрывную связь облагодатствования христиан с крестным знамением Святая Церковь провозглашает как непреложную истину. Вот почему в церковно-богослужебных молитвах и песнопениях весьма часто говорится, что «древо Креста освящает концы мира», всеми дарованиями, «своею светлостью», «Божественным светом» «привлекает к Богу». Видимо он [крест] «маловиден, но своею силою шире небес» и соединяет в себе такое сокровище благодатного освящения, что им в избытке «осиявается и светится вся Божия Церковь ». Низведение светозарной благодати Божией каждым Таинством в изображении креста дает основание дополнить школьное догматическое понятие о Таинстве вставкой подробности о крестном действии. В целом тогда получаем такое определение: Таинство есть церковно-богослужебное священнодействие, в котором под образом креста и в видимом образе креста Самим Христом Спасителем в Отчем Духе изливается на нас невидимая благодать как светозарная сила Божественной любви. Приступая к ближайшему рассмотрению благодатных дарований в каждом церковном Таинстве, остановим свое внимание прежде всего на действии благодати Святого Крещения. Святое Крещение Священное Писание описывает дарование Таинства Крещения следующими словами: «все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор.12:13 ). «Во Христа крестившиеся во Христа облеклись»... и суть «одно во Христе Иисусе» (ср. Гал.3:27, 28 ). «Да крестится каждый из вас для прощения грехов» (ср. Деян.2:38 ). «Как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» ( Гал.4:6 ). Курсы догматического богословия разграничивают пять моментов в действии Святого Духа на крещаемых: 1) богоосияние, 2) изглаждение следов греховных дел, 3) ослабление многострастной силы самолюбия и одновременное возрождение чувства любви к Богу и людям, 4) изгнание благодатию злого духа из сердца крещеного и 5) усыновление его Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Предпразднство Воздвижения честного и животворящего Креста. Из церковных песнопений этого дня. «Днесь древо явися, днесь род еврейский погибе, днесь верными цари вера является, и Адам древа ради испаде, и паки древом демони вострепеташа». «Веселяся небо, и земле радуйся: пресвятый бо крест происходит», «имже разрушися клятва и процвете нетление, и земнии обожихомся», «и вознесохомся от земли к небесным», «и диавол всеконечно низвержеся». «Священному и божественному древу креста поклонимся», «пред всеми предлежащу», «его же целующе, душами просвещаемся», «почерпающе богатно велию милость». «Днесь воздвизаема» крест Господень «видяще руками архиерейскими», «в веселии пришедше вернии, почерпем яко от источника чиста, креста присноживущия воды, и спасаеми Бога восхвалим». Тропарь, гл. 4. Животворящий крест Твоея благости, егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву: спаси ИМПЕРАТОРА, и град твой молящийся, Богородицею, едине Человеколюбче. Св. священномуч. сотника. «Языков начаток», «первый» из язычников принявший «крещение святое и благодать Духа», он был сотник из полка, называвшегося Италийским. В язычестве он украшал душу свою «милостынями и молитвами» и со всем семейством своим жил честно и благочестиво. И вот «Христос, призрев» «на благотворения и молитвы» сотника, посылает к нему ангела, желая соделать Корнилия наследником Своего царства. Ангел сказал сотнику: «молитвы твоя и милостыни взыдоша на память пред Бога». «Призови Симона, Нарицаемаго Петра», «Той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты, ж весь дом твой» ( Деян.10:4, 5, 6 ). Корнилий в точности исполнил приказание ангела. Ап. Петр, получивший в чудесном видении наставление огласить Корнилия словами евангельского учения, прибыл к Корнилию, проповедал ему Христа распятого, причем Дух Святой сошел на всех слышавших Слово Божье, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Дом св. Корнилия был обращен в церковь . Св. Корнилий много потрудился для распространения: веры Христовой, «отгоняя тму идолопоклонства» «и плевелы подавляя многобожия». Есть предание, что св. Корнилий некоторое время делил труды ап. Петра и поставлен был им епископом Кесарии Палестинской. Св. Корнилий закончил свои проповеднические подвиги в Скепсии, где он совершил много чудес и после многих страданий от язычников (см. 11 сен.) скончался мирно, в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мужие братия, «елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася» (Рим.15:4). Святый Пророк написал сие, поучая и увещевая нас, чтобы и мы, занимаясь повседневно исследованием словес Господних, умудрялись и познавали путь спасения. Чтенные словеса Богомудрого Павла суть словеса Божии. Хотя же мы и на ином уже месте исследовали оные (Смот. Недел. 21), но займемся ими же и теперь, обратившись вниманием и испытанием нашим к сим преимущественно Божественным словам: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:19-20).    Подтверждается сие тем, что пред сими словами сказал Павел. Ежели мы в точности предыдущее уразумеем, то уразумеем и последующее, то есть, настоящие слова. Пред сими словами сказал он: «аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду» (Гал.2:19). Сие мы уразумеем, если заметим, что сказал Бог Моисею, когда говорил о пришествии Сына Своего в мир. «Пророка», сказал, «возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него» (Втор.18:18-19). Когда же сошедши с небеси глас воззвал так Павла: «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян.9:4) Тогда он крестившись и отверзши не только заключенные очи телесные, но и душевные, познал, что Пророк, о котором Бог говорил чрез Моисея, есть Иисус Христос: тогда он просветившись Божественною благодатию уразумел, что все в Законе бывшее было знаменованием того, что Христос учредил и совершил: тогда познал он, что плотское обрезание было образ обрезания нерукотворенного, то есть, отложения чрез святое крещение «грехов плоти» (Кол.2:11): а змий, на древо вознесенный — образ вознесенного на крест Христа (Ин.3:14); Иона во чреве китове три дни бывший, и потом исшедший жив и невредим, — тридневного погребения Иисуса, восстания Его из мертвых и нетления (Мф.12:40); манна в пустыни — Божественного причащения хлеба животного (Ин.6:49, 51): тогда познал он, что и прочее, чему учил закон, было знаменованием того, что Иисус Христос совершил. Посему он говорил: «аз бо законом закону умрох», то есть, я, руководствуясь словами Закона, поучающими меня слушать имеющего от Бога возставиться Пророка, «закону умрох», то есть, умертвил в себе ревность и горячесть к закону: познавши, что закон был только образователен и знаменователен, оставил знаменования, и последовал истине, оставил образ, и прилепился к первообразному, отбежал от тени, и пришел к благодати. «Законом умрох», то есть, не живу, и не веду себя по образовательным установлениям закона. Для чего же сие? «Да Богови», говорит, «жив буду», то есть, да живу не жизнию несовершенною, которой поучает Закон, но житием совершеннейшим, которое узаконено Евангелием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так напр. Иоанново свидетельство об Иисусе Христе: се агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ) удобно изъясняется местами параллельными: а) слова се агнец ясно указывают на пророчество Исаии: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих (53:7); б) из выражений жертва Господня и дар Божий, находящихся в книге Левит, видно, что агнец Божий означает агнца, Богу посвященного: жертвы Господни дары Бога своего сами священники приносят и будут святи (21:6 и др.); в) слово грех означает тяжесть греха и наказание за грех , как видно из следующих мест: душа яже согрешит, и сотворит едину от всех заповедей Господних, ихже не леть есть творити, и не уведе, и согрешит, и приимет грех свой ( Лев.5:17 ); да сохранят повеления моя, да не приимут сих ради греха, и измрут за них, аще осквернят их (22:9); человек человек, иже аще прокленет Бога своего, грех приимет (24:15, также Чис.9:13, 18:22,32 и др.); наконец г) слово вземяй (ó ιρων) выражает мысль, которая многократно встречается в параллельных местах; напр. Сей грехи нашя носит (φρει), и о нас болезнует ( Ис. 53:4 ). Иже грехи нашя сам вознесе (ννεγκεν) на теле своем на древо ( 1Пет.2:24 ). Христос единою принесеся, во еже вознести (νενεγκεν) многих грехи ( Евр.9:28 ). И весте, яко он явися, да грехи нашя возмет ( ρη) ( 1Ин.3:5 ). 2) при различении переносных слов и выражений от собственных. Напр. святый Лука говорит: и начаша Апостолы глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). Здесь выражение иными языки должно принимать в собственном, а не в переносном значении: потому что параллельные места, в которых говорится о том же предмете, подтверждают собственное, а не переносное значение, именно: Иисус Христос говорит, что знамения веровавшим между прочими сия последуют, что они языки возглаюлют новы (Мк.16:17); св. Лука повествует, что собравшиеся иудеи слышаху един кийждо их своим языком глаголющих Апостолов и, изумленные необычайностию события, говорили друг ко другу: не се ли вси сии суть глаюлющии галилеане? и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся?...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В Великом же посту, в дни седмичные, когда в них не случается никакого праздника, положено пред часами 3-м, 6-м, 9-м ударять в колокол: перед 3-м часом – три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз, перед повечерием же – двенадцать раз. Это называлось, для отличия от благовеста, словом «часить» 114 . Кроме троекратного ударения в колокол, пред 3-м часом бывает особый благовест 115 . Подобно сему, если расходятся из храма после 6-го часа (как бывает в монастырях), то о 9-м часе кандиловжигатель ударяет в древо.... по 1-м же Трисвятом ударяет в кампан 9 крат (Послед. понед. 1 седм. Вел. поста). Но к повечерию положено только 12 раз ударить, а на благовест не указано 116 . В среду же и пяток сырные «на часех не ударяем в кампан» (т. е. пред часами бывает благовест, а отдельно пред каждым часом не ударяют в колокол 3, 6, 9 раз). В день Благовещения «на часех в кампан не ударяем» (Тип., послед. 25 марта). Также и в праздник с полиелеем в Великом посту, «егда поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Тип., послед. 24 февр., понед. 2, 3, 4-й седьм. Вел. поста). Кроме выше указанного церковного назначения при храмах колоколов: 1) возвещать о Богослужении, 2) выражать торжество церкви, 3) возвещать присутствующим в храме о известных молитвословиях и чтениях Богослужения, совершаемого в храме, колокола имеют и иное употребление: так, они в сельских церквах служат для путешествующих спасительным звоном 117 . О светильниках и об освещении При Богослужении, хотя бы оно совершалось при солнечном свете, всегда возжигаются светильники. Это делается не только для прогнания мрака, но и: 1) в ознаменование того, что Господь, живущий в свете, неприступном ( Деян.20:7, 8 ), просвещает мир духовным светом ( Ин.1:9, 8:12 ), озаряет наши сердца, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:6 ). И святые угодники Божии суть светильники, горящие и светящие, как Господь сказал о св. Иоанне Предтече ( Ин.5:35 . Сн.17:22). Светильники при богослужении служат также 2) для означения того, что сердце верующих согрето пламенем любви к Богу и святым Его ( 1Сол.5:19 ) 118 и 3) наконец, для изображения духовной радости и торжества Церкви ( Ис.60:1 ) 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

§ 175. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 62, 64, 67), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в Св. Писании разными именами, как-то: исходом ( Лк. 9:31 ), концем ( Мф. 10:22 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141:8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1:23 ), отшествием ( 2Тим. 4:6 ), успением ( Деян. 13:36 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть возвращается в землю, якоже бе, а Дух возвращается к Богу, Иже даде его ( Екк. 12:7 ) и остается всегда живым и бессмертным (§ 58). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2:17; 3:19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 2:23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2:9 ). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на всё их потомство, смерть необходимо сделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5:12 ). 4. Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что, по смерти, невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель Своей притчей о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой, немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог, через покаяние, освободиться от своих страданий ( Лк. 16:26 ). Выразил потом св. Апостол Павел, когда писал о самом себе: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды ( 2Тим. 4:8 ) и когда наставлял христиан: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:2 ); темже убо Дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем ( Гал. 6:10 ). § 176. Действительность частного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О создании церкви на кресте, вот что он пишет в 8 гл. своей книги. «Во время Своей земной жизни Господь наш Исус Христос, когда Пётр исповедал Его Сыном Божиим, рек: «на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». ( Мф.16:18 ). Когда же и как Он создал церковь ? ... Он создал её тогда, когда пролил Свою честную и животворящую кровь на кресте, и этим стяжал, приобрёл, или выкупил её от власти диавола, восставил от падения, в котором она находилась со времени падения Адама. Это и есть самый момент создания Господом новоблагодатной церкви на земле (мой курсив). Об этом св. ап. Павел свидетельствует. говоря, что церковь Господь «стяжа кровию Своею» (Деян. зач. 44). И в песнопениях церковных воспевается: «утверди Господи церковь Свою, юже стяжа честною си кровью». (Ирм. 3 п. Срет.). «Вознеслся долготерпеливе на древо и вотче (водрузил) на нем церковь Свою». (Ирм. I гл., 4 песн). «Юже Своею кровию искупи, церкви Твоя о Тебе утвержается». (Ирм. 5 гл., п. 3. Ольге). «Написано, – читаем в деяниях 3 вс. соб., – и будут два в одной плоти; – эти два суть: Бог и человек, Христос и Церковь , которая произошла от плоти Жениха в то время, когда она, при истечении из ребра Распятого крови и воды, получила таинства искупления и возрождения». (т. III, стр. 87; Усова стр. 37–8). О чём же говорится в приведённых свидетельствах? Только о том, что Христос искупил церковь Своей кровью, и что по истечении из ребра Распятого крови и воды церковь получила таинства причащения и крещения, но ничего не говорится об устройстве или составе церкви, который окончательно определился и установился только по сошествии Св. Духа. Далее Усов говорит: «церковь существовала и раньше этого, но она не была искуплена, находилась как бы (к чему это: как бы? когда дальше сам же говорит: «искупив её... от власти диавола») в плену у диавола и называлась ветхозаветною. Когда же Христос искупил или выкупил её Своей кровью, с того момента получила начало церковь Христова, называемая новозаветною«. (там же 38).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Господь не только благословил дом Марии, но и посещал каждый раз, когда приходил в Иерусалим. Здесь, по словам мон. Александра, Христос совершил Тайную вечерю, ап. Фома вложил персты в раны Господа и Св. Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы . Однако господствующая православная традиция связывает эти события с Сионской горницей . По сиро-яковитскому преданию, дом Марии находился на месте современной церкви ап. Марка в Старом городе, на границе между Еврейским и Армянским кварталами (XII в., на месте визант. постройки). Сиро-яковиты тоже считают, что в нем была Тайная вечеря . Многие современные исследователи не разделяют мнение, что Тайная вечеря совершалась в доме Марии . Тем не менее дом Марии являлся одной из первых домовых христианских церквей. Высказывалось предположение, что в нем собирались только женщины, т. к. ап. Петр , посетив этот дом, не увидел там ап. Иакова, брата Господня, и др. сыновей Иосифа Обручника ( Деян 12, 17 ) . Мария была родственницей апостолов Варнавы и Аристовула , происходивших с Кипра. Степень их родства с Марией зависит от толкования относящегося к ап. Марку греч. слова νψιος ( Кол 4, 10 ), которое может означать как двоюродного брата, так и племянника. В настоящее время библеисты отдают предпочтение первому варианту . Александр Кипрский называет Марию теткой ап. Варнавы , и это толкование принято в совр. Кипрской Минее . Тем не менее Х. Бусьяс считает, что Мария была сестрой Варнавы и Аристовула и, следов., киприоткой по происхождению . Афанасий (Киккотис) , митр. Киринский, основываясь на том, что апостолы Марк и Варнава были двоюродными братьями по муж. линии, и на сообщении Каталога апостолов от 70 Псевдо-Епифания (V-VI вв.), где ап. Марк назван Киринянином , делает вывод, что он мог быть уроженцем Кирены (Кирины) только по матери, т. к. родственники, связанные с ап. Варнавой, происходили с Кипра. Т. о., митр. Афанасий считает, что Мария род. в Кирене . Память св. Марии отсутствует в византийских и ранних латинских календарях.

http://drevo-info.ru/articles/13681007.h...

Павла, который строго преследовал всегда мысль о разных наставниках, кроме единого, Иисуса Христа (Кор. 1:1, 12, 13, 14). Между тем, сверх настоящего случая, оно употреблено во всем Новом Завете только два раза. В один раз (Деян. 26:28) Агриппа Царь, выслушав апостола Павла, сказал: ты едва не убедил меня стать христианином; в другой раз св. Петр в послании своем (1, 4, 16) написал: да не кто убо от вас постраждет яко убийца или яко тать, или яко злодей, или яко чуждопосетитель; аще ли же яко христианин, да не стыдится. Из обоих случаев видно, что верующим во Христа имя христиан давали сторонние и что оно считалось тогда укоризненным или поносительным. Так точно упоминали о верующих писатели языческие первых веков, именуя их так называемыми христианами; так точно имя сие употребляется в апологиях христианских, где объяснения были с язычниками; так обыкновенно встречается оно в описаниях мученичеств. Христианин есмь, христианин есмь, ответствовал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей: «Кто он или не христианин ли он?» И будете ненавидими, от всех имене Моего ради, предсказывал Господь ученикам Своим. Но со славою страданий за Христа и с распространением Веры между всеми народами, славою нашею сделалось имя христиан, подобно тому, как и крест, древо клятвы, орудие казни. Посему-то писатель Деяний Апостольских заметил, при описании основания Церкви апостольской, когда именно началось имя христиан, столь впоследствии времени известное и для язычников, но не бывшее сперва в употреблении между верующими. Именем сим на языке гонителей наших заменены другие имена, коими дотоле называли нас в укоризну: дотоле называли нас Назореями или Назорянами и Галилеянами, как называли и Господа нашего Иисуса Христа Назорянином. Но такие названия могли иметь укоризненный смысл наиболее между иудеями, где Галилея и Назарет находились в презрении. В странах языческих потребовалось имя для нас другое; и вот оно в первый раз дано нам в Антиохии. Впрочем, таким образом исполнено предназначение Божие, через пророка сказанное; работающим Мне наречется имя новое, еже благословится на земли, благословят бо Бога истиннаго (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010