Идя далее от иконостаса, в придел святителя Тихона, за левым клиросом, видна икона, в сребропозлащенной ризе Богоматери Иверской; рядом икона святителя Тихона, присланная из Задонска ко дню освящения храма; над нею, в меньшем размере, икона преподобного Тихона Калужского в золотой раме. Рядом в киоте икона Царицы Небесной «Взыскание погибших», в ценной сребропозлащенной ризе. Икона дивно написана; работа иноков Валаамского монастыря. Икона, киот, риза, лампады и подсвечник – все это пожертвовано вдовой г. Коломны A. М. Петровой, проживающей в Никитском монастыре. Против сей иконы, к югу, образ Богоматери «Умиление», присланный в дар от Дивеевской обители преподобного Серафима Саровского . Над иконою Богоматери устроена меньшего размера икона Спасителя в сребропозлащенной ризе. Эти иконы находятся на столбе, за левым клиросом, на северной стороне его. На западной стороне – Афонская икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», большого размера, на кипарисовой доске, с сребропозлащенными венцами, украшенными простыми камнями; рядом с сей иконой, к северу, отдельно стоит большой вырезной Крест, укрепленный на Голгофе из дерева. Распятие в натуральный рост человека, с предстоящими – Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. На южной стороне сего столба помещается Афонская икона Богоматери, именуемая «Отрада и Утешение», на кипарисовой доске, в серебряном окладе, с серебропозлащенными венцами и короной, украшенными простыми камнями. В углу к столбу, между иконами Богоматери, устроен ковчег на резном столике, в виде гробницы, в который врезана икона Смоленской Богоматери, 73 в сребропозлащенной ризе, с жемчужным убрусом. Рядом тоже врезан в дерево ковчег, в коем хранится часть одежды и часть срачицы преподобного Серафима Саровского ; тут же находится большая часть камня, на котором молился преподобный, с изображением его. Над сим ковчегом устроен образ преподобного Серафима Саровского , писанный на золоточеканной доске, поясного размера. На столбе за правым клиросом, с северной стороны его, помещается Афонская икона Богоматери, именуемая «Троеручица», на кипарисовой доске; к сей иконе с особой верой и мольбой всегда прибегала почившая игуменья Макария и перед ней ежедневно, после литургии, поют певчие «Под Твою милость прибегаем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Он умер в 1293 году. Иоанн неизвестен. 8 . Икона Спаса, серебрянная, чеканная, вышиною 0,69 м и шир. 0,52, внизу несколько разрушена. Спаситель, сидящий на престоле, благословляет именословно; в 8 медальонах по раме и по сторонам лика представлены архангелы и святые; в поле образок святого воина. 16. Икона Богоматери в Гелати 9 . Икона Божией Матери (рис. 16), стоящий, с Младенцем на левой руке вышиной 0,7 м и шириной 0,5 м, серебряная, чеканная, украшенная разводами по фону и 10 медальонами с погрудными изображениями Апостолов. Грузинская надпись гласит: «Мы, Мхецидзе Пиран и супруга, наша дочь Абашидзе Елена оковали икону сию и украсили ее жемчугом и каменьями, при чем пожертвовали ей трех крестьян: Бежана, Беридзе и др.». Лица неизвестны, как неизвестна и сама фамилия Мхецидзе, но икона может относиться к XIII–XIV векам. 10 . Икона (рис. 16) серебряная, чеканная, Божией Матери, выш. 0,71 м и 0,5 м шир., представленной по грудь, с Младенцем на левой руке. Икона украшена по бордюру медальонами с образами Деисуса, евангелистов, св. Георгия и Димитрия. На иконе же прикреплена в поле драгоценная эмалевая, византийской перегородчатой эмали, пластинка, вышиной 0,12 м и 0,045 м шириной, с изображением Апостола Петра, с греческой надписью имени; мельчайшая детальная техника перегородочек, образующих своего рода сеть или паутину, относить пластинку к концу XII века. Под изображением Богоматери представлены в молитвенном положении две фигуры: начальника казнохранителей Саргиса Мхецидзе и жены его племянницы царя царей Баграта, дочери Амилахвари Амириндо Зедгинидзе Елены, в иночестве Екатерины. Они молят о спасении их и их сыновей: Кайхосро, Джангама, Мураба, Пирана и Гарсевана. Лица эти неизвестны, как неизвестна и самая фамилия Мхецидзе. Икона перенесена в Гелати из монастыря Сохастера, расположенного в верхней части Гелата и ныне упраздненного (см. выше, 6, 8). Икона эта должна быть отнесена ко времени Баграта III († 1548). 17. Икона Богоматери в Гелати 11 . Икона Божией Матери, в типе Одигитии, серебряная, чеканная, высокого рельефа, 0,52 м выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Икона преподобного Серафима была обнаружена в хорошем состоянии и в реставрации не нуждалась. Украшена икона ризою, шитою золотой нитью. История появления этой иконы в храме преподобного Иоанна Лествичника неизвестна. Стены храма украшают другие иконы из собраний Церковно-археологического кабинета МДА. Все они разного письма, датируются приблизительно XIX в. Это иконы Божией Матери Тихвинская с надписью «Образ Пресвятыя Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинския», икона Покрова Божией Матери, икона Спас в силах и другие. На правом клиросе располагается большая икона явления Божией Матери преподобному Сергию, на левом – икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Эти две иконы отличает характерная умиротворенность и молитвенная сосредоточенность. Еще одна икона " Спас в силах " – келейная икона ректора МДА архиепископа Александра (Тимофеева), завещанная владыкой храму незадолго перед кончиной. Справа и слева за клиросом находятся также икона явления Спасителя Женам-Мироносицам и икона святых жен, в русской земле просиявших. Такое обилие икон святых жен во всем храме не случайно: большинство учащихся Регентской школы – девушки, желающие трудиться на благо Церкви. Лики святых жен призваны являть им образ молитвенного покровительства и воодушевлять их к богоугодной жизни. По материлам: дипломной работы архимандрита Михаила (Борея) «Храм преподобного Иоанна Лествичника Московской Духовной Семинарии: история, архитектура, святыни (опыт церковно-археологического исследования)»; Церковь Иоанна Лествичника - храм при новой монастырской больнице, построенной в 1893-1896 г.г. к западу от стен лавры, в Пафнутьевом саду, и связанной с лаврой переходом. Одноглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, помещенная в центральной части больничного корпуса. В нижнем этаже в 1901 г. устроен храм св. вмч. Варвары, Анастасии и Акилины. В 1920-х г.г. здание занято больницей. Возвращено верующим в 1988 г., в настоящее время корпус передан Московской духовной семинарии, храм служит домовым при семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=04149

«Пантанасса» («Всецарица») -  икона Божией Матери ( ХУП в.)  в Ватопеде, именуемая «Губительницей раковой язвы», врачующая больных раковыми заболеваниями. «Парамифия» ( «Увещание»)  - икона XIY века, от которой игумен три раза слышал голос. Два раза   икона предупреждала, чтобы  монахи не открывали ворота и отразили нападение пиратов, причем, Младенец простер руку, чтобы заградить уста Богоматери. Божья Матерь, удерживая руку Младенца,  в третий раз повторила предупреждение. Монахи защитили монастырь. Однако после этого чуда изображение на иконе изменилось: лик Божией Матери повернут вправо и .Она отклоняет от своих уст руку Младенца.   «Пироволифиса» ( «Простреленная») - икона в монастыре Ватопед, в которую в 1822 году выстрелил турецкий воин, после чего он лишился рассудка и повесился на дереве перед входом в монастырь.  Тело  злодея осталось непогребенным. «Попская» - икона в монастыре Хиландарь. Изображенный на  ней Предвечный Младенец, находящийся на руках Богородицы, во время совершения крестного хода строго обличил в неправославии еретика-иерея, несшего эту икону. «Портаитисса» ( «Иверская», «Вратарница»)  - знаменитая  икона Божией Матери в Иверском монастыре. «Похвала Пресвятой Богородицы» -  икона в монастыре св. Дионисия, прославленная истечением мира и  помогавшая грекам в борьбе с сарацинами. Будучи два раза украдена, чудесно возвращалась в обитель. «Предвозвестительница»  -  см. «Антифонитриа». «Простреленная» - см. «Пироволифиса».  «Самонаписавшаяся – см.  «Ясская».   «Святитель Николай Чудотворец» («Стридис») -  икона в монастыре Ставроникита. К лику святого на иконе, обнаруженной рыбаками в морской пучине, приросла большая перламутровая раковина. Из одной ее части сделано блюдце для верха Богородичной просфоры, а из другой – панагия, икона Богородицы, хранившаяся в Патриаршей ризнице в Москве. «Святитель Тихон Задонский» – икона в Покровском храме Свято-Пантелеимонова монастыря, присланная по просьбе братии вскоре после прославления  этого угодника Божия в России. При иконе обнаружены священные реликвии: части гробовой доски, детали облачений и башмочок св.Тихона.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Иначе главнейшая святыня или находилась бы на открытом воздухе, или для неё пришлось бы построить лишь часовню. А чудотворная Икона Божией Матери утверждена на иконостасе, откуда и опускается она к народу для прикладывания посредством особого прибора, наподобие Чудотворной Иконы Божией Матери, что в Лавре Киево-Печерской. Одно из лучших и богатейших украшений Успенского соборного храма – иконостас. Это – дар в Бозе почившего Государя Императора Александра II, который устройством нового иконостаса исполнил завет своего отца Императора Николая. Много стоили средства, и трудов новый иконостас, но зато доставил он Успенскому храму благолепие, приличествующее великой святыне, и в настоящее время служит вечным воспоминанием о царе, показавшем пример того, как надо чтить святыню. Иконостас этот был окончен в 1861 году и состоит из четырех ярусов. Вот его описание, сделанное одним описателем Почаевских святынь 3 . «В первом ярусе помещаются: царские врата резные, позолоченные; по правую сторону от них – местная икона Спасителя, на южной вратнице Архистратиг Михаил, а затем храмовая икона Успения Божией Матери. По левую сторону от царских врат: местная икона Пресвятой Богородицы, на северной – Архистратиг Гавриил и затем икона преподобного Иова, игумена Почаевского. Вместе с ним над северными вратами икона св. Александра Невского, и над южными–св. Николая, и над карнизами 1-го яруса четыре иконы с изображением 12 апостолов. Второй ярус составляют иконы: над царскими вратами: Тайная Вечеря, а по сторонам её Рождество Богородицы, Покров и Введение славы. В третьем ярусе поставлены иконы: св. мученицы Царицы Александры, и за нею в отдельной раме икона Иоанна Крестителя; над ним чаша в сиянии; по левую сторону икона св. великомученицы Екатерины, за нею в отдельной же раме икона пророка Моисея и над нею скрижали Завета. Выше 3-го яруса – Нерукотворный Образ, по сторонам которого два ангела превосходной резной посеребренной работы; еще выше над ними икона Воскресения, затем Дух Святой в виде голубя, и наконец, на самом верху, восьмиконечный позолоченный крест». Поистине только русские православные Государи умеют так чтить святыни. Долго, как увидим, Почаевская Лавра не принадлежала России, и ни один польский король не почтил её великой святыни чудотворной иконы так, как почтили ее государи русские, являвшиеся в Лавру, чтобы поклониться, приносившие щедрые дары и таким образом подавшие пример народу...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время (то есть в 1909 году) монах Евфимий имеет от роду 39 лет, из них на Афоне он прожил три года. Это удивительное событие раскрывает пред нами неисповедимую любовь Божией Матери к насельникам смиренной Фиваиды. Владычица мира явила богатство Своего милосердия, прославила чудом благодатного исцеления Свою святую икону и явно объявила смиренным обитателям пустынной Фиваиды о драгоценной святыне, как бы повторяя Свое древнее изречение: «С сим образом благодать Моя и сила». Пресвятая Матерь Божия, наша неусыпная незримая Попечительница и Помощница, всегда готова даровать Свою благодатную помощь тем, кто имеет живую веру, любит и почитает Ее и всячески заботится о своем спасении. Счастлива наша юная обитель, обладающая таким сокровищем, как эта чудная икона Божией Матери! Икона Божией Матери «Умиление» В 1899 году осенью в качестве поклонника посетил пустынь Фиваида один из служащих при Иерусалимской миссии, иеромонах Серафим, духовный сын Афонской Пантелеимоновой обители. Отец Серафим пожертвовал от себя в пустынь Фиваиду свою келейную икону Божией Матери, именуемую «Умиление». Святая икона, замечательной живописной работы, писана для отца Серафима одной инокиней Дивеевской женской обители близ Сарова. Лик Божией Матери изображен с выражением молитвенных и богомысленных чувств, руки Божией Матери крестообразно сложены на груди, выше венца полукружием сделана надпись: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта икона имеет подобие той чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой в молитвенном подвиге скончался преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Икона Божией Матери Корсунская Монах Сергий Вавилов из братии Пронской пустыни Рязанской губернии пожертвовал от себя отцу Августалию в 1887 году древнюю святую икону Божией Матери, именуемую «Корсунская». Живопись, ее древнеиконная, правильная, сохранена в целости, святая икона не в ризе – на ней сребро-позлащенный венчик с камнями. Также к святой иконе привешаны два нагрудных серебряных креста, в одном из них в мастике сохраняется небольшая часть древа Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5322. МАЛОВИЧКО И. Городищенские святыни. (История почитание святой великомученицы Параскевы – Пятницы Иконийской в с. Городище Волгоградской области). – 1993, 3, 63. 5323. МИЗЬ Н. Порт-Артурская икона Божией Матери. – 1998, 10, 68. 5324. ИОАНН, архим. Глинская икона Рождество Пресвятой Богородицы. – 1992, 6, 5. 5325. КРЕКШИН А. Свенская икона Божией Матери. (К 700-летию со времени прославления). – 1988, 5, 14. 5326. БАЙДА О. Калининградская “Скоропослушница”. – 1999, 8, 51. 5327. КОРЕЦКАЯ икона Божией Матери “Споручница грешных”. – 1999, 5, 52. 5328. ГЕРМАН, иером. Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод. (К 600-летию со дня кончины преподобного Сергия Радонежского). (Затрагивается история Тихвинской иконы Божией Матери). – 1990, 7, 64. 5329. ФЕОФИЛАКТ, иером. Празднование 600-летие явления Тихвинской иконы Божией Матери. – 1984, 3, 13. 5330. ТУРКИНА Е. Толгская икона Божией Матери. – 1988, 8, 28. 5331. ИННОКЕНТИЙ (EPOXIH), иеродиак. Обретение иконы “Торжество Пресвятой Богородицы”. – 1998, 10, 71. 5332. АРЦЫБУШЕВ А. Икона “Умиление” возвратится в Дивеево. – 1992, 4, 62. 5333. ЛЮБЕЗНОВА А. Время строить храмы. (Затрагивается история иконы Божией Матери “Утоли моя печали”). – 1996, 1, 53. 5334. ИЛЬЧЕВСКИЙ К., прот. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. – 1987, 8, 28. 5335. АФАНАСИЙ В. Купина Неопалимая. (Сказание о чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери). – 1994, 1, 126; 2, 121. 5336. МУМРИКОВ А., диак., КОЗЛОВ В., ЛОРЕНЦ М. Руно орошенное сея вселенныя Мати. (К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери). – 1989, 1, 66. 5337. ЮСОВА О. Крест преподобной. – 1991, 7, 25. 5338. КОВАРСКАЯ С. Рака с мощами святых в Благовещенском соборе Московского Кремля. – 1996, 10, 64. 5339. ЛОГАЧЕВ К. Передача мощей святого благоверного князя Александра Невского. – 1989, 9, 22. 5340. АВГУСТИН, архим. Церковные празднества на невских берегах. (Перенесение мощей святого князя Александра Невского из Владимира в Петербург). – 1989, 12, 12. 5341. ИСТОРИЯ второго обретения мощей преподобного Александра Свирского . –2000, 5, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Донская икона Божией Матери находилась в войске Димитрия Донского во время славной Куликовской битвы 8 сентября 1380 г 85 . Икона Знамения Пресвятой Богородицы, Курская-коренная, явилась в 1295 году на корне дерева в лесу одному жителю города Рыльска. На месте явления иконы внезапно открылся источник, и здесь сначала построена была часовня, а потом обитель Коренная. Икона Божией Матери Толгская явилась в 1314 году ростовскому епископу Трифону на берегу Волги, недалеко от Ярославля. На месте явления св. иконы построена была обыденная церковь , и при ней основан Толгский монастырь. Икона Божией Матери Тихвинская являлась в 1383 году в нескольких местах новгородской области, окружённая светом, и остановилась недалеко от города Тихвина, где и сооружён был храм и монастырь Тихвинский. Икона Божией Матери Колочская явилась в 1413 г. одному селянину Луке в лесу в 15-ти вёрстах от Можайска. Лука принёс св. икону сначала в Можайск, потом в Москву, где от неё совершилось бесчисленное множество чудес, и, наконец, отнёс опять на место её явления, и здесь был сооружён храм и потом монастырь Колочский. Икона Божией Матери Казанская явилась спустя 27 лет после взятия Казани. В 1579 г. одной девятилетней девочке Матроне, жившей со своей матерью в Казани, в сновидении было открыто место, где была сокрыта икона Богоматери. 8 июля мать Матроны пришла на указанное место н начала копать землю. Долго копала она, но св. иконы не находила. Когда начала копать Матрона и прорыла землю на пол-аршина, вдруг явилась чудотворная икона, обёрнутая в ветхое сукно. Св. икона, прославленная многими чудотворениями, была перенесена в ближнюю церковь св. Николая, а царь Иоанн повелел на месте обретения иконы построить храм во имя Пресвятой Богородицы и основать женский монастырь. Благовещенский собор в Москве Число праздников в русской Церкви увеличилось чрез установление новых, в честь русских святых, св. икон и в память знаменательных событий. В XIV в. последовало открытие мощей святителя Петра и благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Начиная, как минимум, с начала 1980-х Марион работает над тем, чтобы дать терминам «икона» и «идол» полноправную прописку в философской терминологии. Во вступительной главе своей книги Бог без бытия 52 он заявляет, что икона и идол «обнаруживают феноменологический конфликт – конфликт между двумя феноменологиями» (GWB, 7). Два термина характеризуют «два модуса бытия существ» (GWB, 8), два, можно сказать, противоположных способа, которыми существа оказываются сущими. Различие между ними Марион описывает так: «Если идол создается взглядом, нацеленным на него, то икона бросает вызов взгляду, мало-помалу насыщая видимое невидимым» (GWB, 17;курсив мой). Предваряя, таким образом, свой дальнейший анализ избыточного феномена 53 , он описывает икону не только как модус видимого, который способен представлять невидимое (оставаясь в то же время собой), но также как точное обращение модальности видения (сродни обратной интенциональности): «Здесь взгляд уже не принадлежит зрителю, даже если он нацеливается на первое видимое, ни тем более художнику; такой взгляд принадлежит самой иконе, где невидимое впервые становится видимым... Икона смотрит на нас, она затрагивает нас» (GWB, 19; курсив оригинала) 54 . Икона – лишь один пример того, как и где мы можем ощущать взгляд Бога. Его также можно ощутить во взгляде всякого подобного нам человека, которого мы встречаем в повседневной жизни. Совсем Другой (tout autre la Деррида) воплощен в этом Другом 55 . Его или ее лицо несет в себе авторитетность Божьего взгляда, ту же неисчерпаемость, которая приходит из запредельной реальности и бросает вызов нашим действиям: лицо Другого запрещает насилие и требует уважения. Марион свидетельствует о близости между иконой и лицом: «Икона раскрывается в лице... Дерзнем сказать, что только икона показывает нам лицо (иными словами, всякое лицо дается как икона)» (GWB, 19). Отсюда синонимичное употребление терминов эйкон (икона) и просопон (лицо, личность) в патриотическом богословии (мы вернемся к отношению между этими двумя терминами и их роли в патристике в третьей части этой главы). Лицо Другого создает пространство, где разворачиваются отношения. Итак, не случайно, что Гуссерль, переходя к анализу трансцендентальной интерсубъективности, оставляет терминологию монады (понятие, взятое у Лейбница) и начинает говорить о личности. Поль Рикер проницательно подмечает это изменение:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010