В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

Файл 34918.jpg:   Размер: 597x777, 0.46 MPix, 199 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (50) , (1) . Описание: Девпетерувская икона Богоматери (Девпетуровская, Девпетерусская). Храм Николая Чудотворца с. Батюшково (Никольский Храм), Московская епархия. «Одной из сохранившихся икон «Девпетерувской» является икона XVI в. под серебряным окладом, датированным 1769 г. поступившая в хранение в Государственную Третьяковскую галерею в 1971 г. от родственников Павла Третьякова. Древний список Девпетерувской иконы находился в церкви свт. Николая Чудотворца в селе Батюшкове, Дмитровского района, Московской области[...] Файл 34919.jpg:   Размер: 578x800, 0.46 MPix, 143 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (67) , (3) . Описание: Богородица Девпетеруская. Период создания: Начало XVIII в. Материал, техника: серебро, дерево, левкас, темпера, ткань, чеканка, золочение, темпера. 20,5 х 16,5 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей. Файл 35359.jpg:   Размер: 666x800, 0.53 MPix, 223 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (59) , (1) . Описание: Изображение Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Дептерувския. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35360.jpg:   Размер: 591x1015, 0.6 MPix, 320 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (44) , (1) . Описание: Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Дептерувския. Фрагмент гравюры. Первая половина XVIII в., Москва. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 80 икон Пресвятой Богородицы] РНБ Файл 35490.jpg:   Размер: 445x855, 0.38 MPix, 195 Kb. Дата: 2021-05-16, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (32) , (0) . Описание: Девпетерувская икона Божией Матери: [лубок]. — Одесса: Хромолитография Е. И. Фесенко, 1914 . — л. : хромолитогр.; 13 х 11,3 (изобр.); 13,9 х 11,9 (л.) см Экземпляров в реестре 1 Регистрационный номер 23634 от 17.03.2021. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская государственная библиотека», Отдел изоизданий

http://pravicon.com/icon-90

В 2002 г. иконописцем О. Гундеевой для местного ряда иконостаса (слева от царских врат) был создан еще один образ той же иконографии, отличающийся лишь положением ручек Богомладенца: левая, охватывающая шею Богоматери, не видна из-под мафория. Икона дополнена 17 клеймами с изображением Акафиста Божией Матери. В клеймах с иллюстрациями проимия «Взбранной Воеводе», где представлены служба иконе Божией Матери с литией (1-е клеймо) и 24-й икос «О, Всепетая Мати» с изображением поклонения иконе (17-е клеймо), в центр помещена Д. и. Отдельными сюжетами для 2 клейм стали чудеса от Д. и. В 16-м клейме изображена история исцеления в 2001 г. отрока Василия по молитвам матери перед Д. и. в храме в Батюшкове: Богородица с лентием в руках стоит перед больничным ложем отрока, за оградой, на 2-м плане,- храм. В 15-м клейме представлена история обретения Девпетуровской-Тамбовской иконы, однако вместо тамбовской святыни, извод к-рой отличается от Д. и. из Батюшкова, показан тот же образ, что и в среднике. Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец В. Харламов. 1999 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове) Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец В. Харламов. 1999 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове) Одной из ранних сохранившихся Д. и. является икона XVI в. под серебряным окладом (27,4×21 см), датированным 1769 г., поступившая в ГТГ в 1971 г. по завещанию внучки П. М. Третьякова М. Н. Гриценко; история этой иконы в настоящее время не выявлена. Девпетуровская-Тамбовская икона считается одним из списков Д. и. (празд. 29 февр. и 28 июля - в день памяти св. Питирима , еп. Тамбовского). Согласно преданию, зафиксированному в публикациях XIX в., этот образ называется фамильной святыней («благословение») свт. Питирима (†1698). Икона находилась в доме святителя в период его пребывания на Тамбовской кафедре, «после же смерти и погребения в нижнем соборе поставлена была где-то на другом месте» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Образ прославился в 1833 г., когда в сонном видении некой женщине, чей муж по ложному обвинению был заключен в тюрьму, явился старец (по варианту 1913 г. приводится чудо явления иконы женщине, получившей от нее исцеление, см.: Там же). Он велел отыскать келейную икону святителя в Спасо-Преображенском соборе Тамбова (начало строительства в 1694) и отслужить перед ней молебен. Икона была найдена (по одной из версий, в соборе женщине показали 2 иконы, свт. Питирима и образ Богоматери, в к-ром она признала икону, указанную старцем, см.: Снессорева. С. 111), ее омыли, отслужили перед ней молебен; муж женщины вскоре был оправдан. Икона была поставлена «на южной стене против того места, где покоится Преосвященнейший Питирим» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Согласно описи Спасо-Преображенского собора за 1920 г. (копия - Арх. Тамбовской епархии. Б. н. Л. 9), образ помещался над гробницей свт. Питирима, рядом со Смоленской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/171551.html

После закрытия собора в 1929 г. (возвращен РПЦ в 1993) в нем разместился краеведческий музей. Из его запасников в 1988 г. была передана Девпетуровская-Тамбовская икона. В наст. время она находится в Спасо-Преображенском соборе на горнем месте в алтаре и выносится для поклонения при службе архиерейским чином. Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец О. Гундеева. 2002 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове) Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец О. Гундеева. 2002 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове) Иконография образа отличается от Д. и. из Батюшкова: Богоматерь и Младенец представлены оглавно, левая ручка Богомладенца раскрыта ладонью вовне вверх и едва не касается подбородка Богоматери. Икона написана на тонкой доске, размер с заправленными тканью широкими полями 41,5×36 см. В нижней левой части средника имеется след ожога, на правой щеке и шее Богоматери небольшие вздутия красочного слоя, возможно также являющиеся следствием ожога. По нижнему полю средника идет надпись:        . Описания иконы XIX-XX вв. указывают на древнее происхождение иконы. Так, в 1913 г. сообщалось, что в соборе, «на южной стене Дефтерувския Божия Матери, иконописной работы, небольшого формата... Колорит свеж и почти нисколько не потемнел. Судя по очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе, надобно полагать, что икона Дефтерувския Божия Матери написана и украшена ризой или в конце XV, или в начале XVI в.» (Там же). Находящийся ныне в Спасо-Преображенском соборе образ по стилистическим признакам можно отнести к нач.- 1-й трети XIX в.: традиционные приемы иконописания соблюдены лишь формально, живопись в целом выполнена в академическом стиле. Драгоценный убор иконы не сохранился, известно, что она была «обложена серебряными позлащенными листами с кольцеобразной на них чеканкой» (Там же), серебряные венцы были дополнены эмалевыми вставками ( Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 100-101). На наличие оклада указывают следы гвоздей по контуру мафория Богоматери и небольшой фрагмент желтого металла, покрытый ромбовидным орнаментом, в левом нижнем углу средника.

http://pravenc.ru/text/171551.html

Описание иконы Девпетерувская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса. В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и сам[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Девпетерувская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Девпетерувская. Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Образ полностью соответствует описанию Е. Поселянина, но ныне распространен совершенно другой (оплечный) образ. Файл 13734.jpg:   Размер: 614x700, 0.43 MPix, 72 Kb. Дата: 2011-09-27, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (429) , (49) . Описание: Девпетуровская. Снессорева, стр. 158: Сия икона явилась в 1592 году Древний список сего образа находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

http://pravicon.com/icon-90

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом). Нет достоверных данных о том, когда и при каких обстоятельствах в рус. месяцесловах под 9 окт. появилось празднование К. и. (впервые отмечено в Месяцесловах гражданской печати кон. XVIII в., см.: Любопытный Месяцеслов. 1794. С. 128). Неизвестно также, прославление какой из К. и. послужило причиной включения этого праздника в правосл. календарь. Ни греческие, ни др. христ. месяцесловы такого празднования не приводят, не было также ни одной визант. иконы с таким названием. Уже первые минейные сведения содержат противоречия: «Любопытный Месяцеслов…» сообщает о праздновании «явления чудотворного образа Пресвятые Богородицы Карсунския в 6497 (989) г.» (Там же); в Полном Месяцеслове Востока др. дата - 6501 (993) г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 410; Т. 2. С. 313). Характер календарных сообщений близок к надписям на нек-рых рус. образах XVII-XIX вв. Вероятнее всего, и празднование К. и. 9 окт., и название иконографического типа возникли на Руси не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. При рассмотрении К. и. необходимо учитывать несколько не связанных между собой вопросов: происхождение термина «Корсунская»; время появления и особенности оплечной иконографии Божией Матери «Умиление», получившей название «Корсунская»; история многочисленных отличающихся существенным разнообразием чтимых и чудотворных списков К. и., прославление которых не всегда совпадает с днем празднования чудотворного образа 9 окт. (см., напр., иконы Божией Матери: Горбанёвская , Дегтярёвская Девпетуровская Касперовская и др.). Корсунские иконы в контексте «корсунских реликвий» Согласно широко распространенному на рубеже XIX и XX вв. преданию, культ «корсунских древностей» сложился в среде клириков киевской Десятинной ц. во главе с Анастасом Корсунянином (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.), чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г.; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т. 2. Ч. 3. Указатель 3. С. 659). Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ) Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ) Один из ранних списков Д. и. находился в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Батюшкове Дмитровского у. Московской губ., известной с XVI в. В 1666 г. был построен каменный 3-престольный храм с шатровой колокольней. По сведениям очевидцев, небольшого размера украшенный богатой ризой образ помещался у левого клироса в киоте. Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери (Спасо-Преображенский собор в Тамбове) Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери (Спасо-Преображенский собор в Тамбове) В 30-х гг. XX в. в церковь, убив сторожа, проникли грабители и выкрали икону. Ее нашли близ храмового дома без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник ежедневно выносил икону и возлагал на аналой. В 1939 г. храм закрыли, церковное имущество разграбили, судьба иконы с того времени неизвестна, сведения об особенностях иконографии и точные размеры не сохранились. В 1997 г. храм возвратили РПЦ. Через 2 года иконописец В. Харламов по заказу человека, искавшего помощи от Д. и., написал новый образ, переданный в Никольскую ц. За его основу был взят образец XIX в., широко известный в составе гравированных или живописных изображений Свода чудотворных икон Божией Матери, где Младенец Христос представлен в рост стоящим с правой стороны на коленях Богородицы, правой рукой Она придерживает Христа за плечо, левая - в молении. Христос прильнул к щеке Богородицы и, как на Владимирской иконе Божией Матери , обнимает Ее, охватывая левой ручкой шею, а правой касаясь мафория. Он облачен в длинный, скрывающий ножки хитон. Лики написаны по подобию Владимирской иконы Божией Матери. Икона помещена в киот с зап. стороны сев. столпа. Каждую субботу перед ней совершается молебен с Акафистом Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/171551.html

Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской ц. с. Кувшинова Вологодского у. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской ц. с. Кувшинова Вологодского у. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Скорее всего формирование усеченных вариантов иконографии Богородицы ( Игоревская , Петровская , Корсунская, Казанская и др. иконы Божией Матери) могло стать результатом копирования чудотворных икон, нижняя часть к-рых была скрыта завесами (в силу почитания), т. е. обнаженные части рук Богородицы и ножек Иисуса можно было видеть лишь в момент лобзания образа, когда завесы отодвигались. При повторении такой иконы мастера были вынуждены «сокращать» композицию, воспроизводя открытую поверхность живописи. При этом композицию приходилось переосмысливать, вписывая в нее поднятую правую руку Богоматери и изменяя жест левой руки Младенца. О том, что иконография К. и. представляет краткий вариант поясного образа, свидетельствуют большие, не вполне пропорциональные для столь камерных произведений головы и руки. Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 2-я четв. XVI в. (СПГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 2-я четв. XVI в. (СПГИАХМЗ) Так мог появиться «сокращенный» список некой легендарной «корсунской» по происхождению иконы, который усвоил топоним оригинала. Этой версии противоречит то, что в раннее время «корсунскими» называли только изображения типа «Одигитриия», а не «Умиление». Однако именно пядничные К. и. с иконографией «Умиление» в эпоху позднего рус. средневековья вытеснили древние «корсунские» святыни и, приняв на себя их «корсунское» происхождение, стали ассоциироваться с византийским Херсонесом и служить иконописным образцом для многочисленных копий и повторений. К таковым относятся: святыня причерноморских земель Касперовская икона Божией Матери, появившаяся в районе древней Ольвии в кон. XVI в.; Девпетуровская икона Божией Матери из Спасо-Преображенского собора Тамбова, известная с кон. XVII в.; Дегтярёвская икона Божией Матери (XVII-XVIII вв.); Игоревская икона Божией Матери (XVI в.), чья история связывается с черниговским кн. Игорем (Георгием) Ольговичем.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Начиная, как минимум, с начала 1980-х Марион работает над тем, чтобы дать терминам «икона» и «идол» полноправную прописку в философской терминологии. Во вступительной главе своей книги Бог без бытия 52 он заявляет, что икона и идол «обнаруживают феноменологический конфликт – конфликт между двумя феноменологиями» (GWB, 7). Два термина характеризуют «два модуса бытия существ» (GWB, 8), два, можно сказать, противоположных способа, которыми существа оказываются сущими. Различие между ними Марион описывает так: «Если идол создается взглядом, нацеленным на него, то икона бросает вызов взгляду, мало-помалу насыщая видимое невидимым» (GWB, 17;курсив мой). Предваряя, таким образом, свой дальнейший анализ избыточного феномена 53 , он описывает икону не только как модус видимого, который способен представлять невидимое (оставаясь в то же время собой), но также как точное обращение модальности видения (сродни обратной интенциональности): «Здесь взгляд уже не принадлежит зрителю, даже если он нацеливается на первое видимое, ни тем более художнику; такой взгляд принадлежит самой иконе, где невидимое впервые становится видимым... Икона смотрит на нас, она затрагивает нас» (GWB, 19; курсив оригинала) 54 . Икона – лишь один пример того, как и где мы можем ощущать взгляд Бога. Его также можно ощутить во взгляде всякого подобного нам человека, которого мы встречаем в повседневной жизни. Совсем Другой (tout autre la Деррида) воплощен в этом Другом 55 . Его или ее лицо несет в себе авторитетность Божьего взгляда, ту же неисчерпаемость, которая приходит из запредельной реальности и бросает вызов нашим действиям: лицо Другого запрещает насилие и требует уважения. Марион свидетельствует о близости между иконой и лицом: «Икона раскрывается в лице... Дерзнем сказать, что только икона показывает нам лицо (иными словами, всякое лицо дается как икона)» (GWB, 19). Отсюда синонимичное употребление терминов эйкон (икона) и просопон (лицо, личность) в патриотическом богословии (мы вернемся к отношению между этими двумя терминами и их роли в патристике в третьей части этой главы). Лицо Другого создает пространство, где разворачиваются отношения. Итак, не случайно, что Гуссерль, переходя к анализу трансцендентальной интерсубъективности, оставляет терминологию монады (понятие, взятое у Лейбница) и начинает говорить о личности. Поль Рикер проницательно подмечает это изменение:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Подобное срезание углов верхней части Фаюмских портретов обусловливалось необходимостью помещать этот портрет на месте головы покойника и, следовательно, необходимостью обрезать углы, чтобы затем закутать портрет пеленами, обвивающими мумию, и в то же время не изменить естественной формы закругления в головной части мумии. По словам собирателей Фаюмских портретов, в самом Египте рамки подобных портретов, закрывавших собой голову мумии, делались обыкновенно копытообразной формы или овальной. Срезанные углы, подобно нашей иконе, находим на многих портретах собрания Графа, а также европейских музеев. Но так как вся эта икона была некогда герметически закупорена вместе с мумией, то срезы представляются доселе чистыми и могут показаться свежими и даже недавними, почему и существует догадка, что эту форму придал иконе сам преосв. Порфирий. Икона имеет 0,35 м. вышины и 0,21 м. ширины. Когда доска была приготовлена для иконы, она была сперва покрыта замечательно крепким левкасом, напоминающим современный состав гипса, носящий название «массы из слоновой кости». Однако нелепо предполагать, что здесь действительно примешивали порошок слоновой кости, и если мы знаем, что в древности писали восковой живописью на слоновой кости, то это не имеет никакого отношения к данному составу левкаса. Левкас затем был выглажен, как бы отполирован, и икона была покрыта, по способу так называемой энкаустики, живописью. Живопись эта, как известно, исполнялась восковыми красками, которые, после того как в теплом виде бывали наложены на доску, проходились по мере их всасывания горячими катушками, растапливались и принимали таким образом новые слои красок. В заключение, вся икона слегка проходилась горячим вальком и получала, где надо, эмалевую поверхность, которая придает энкаустической живописи особенную глубину в тонах, сообщает воздушность и сближает эту живопись с масляной. Наша древняя икона, кроме естественного разрушения от древности и трещин в поклеенной доске, пострадала в то время, когда, быть может, была употреблена на покрытие мумии, взамен обычного портрета. Икона, во 1-х, была обрезана так, что на половину убавлены фигуры Матери и Младенца, и, во 2-х, оба нимба – Божией Матери и Младенца, ранее покрытые листовым золотом по левкасу (по способу так называемой ассистки, или наложения золотого листка на проклеенный слой левкаса), залиты слоем черной смолы, быть может, ради того, чтобы скрыть золотой убор иконы и придать ей вид обычного портрета. Икона происходит, очевидно, из местности среднего Египта и была, вероятно, получена нашим знаменитым иерархом в Синайском подворье в Каире, откуда, по его собственному свидетельству, происходили многие древнейшие иконы, им привезенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010