Христианские богословы видят в этом пророчество Даниила о Христе, подтвержденное потом видением самому пророку: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится  (Дан 7:13–14). А перед падением Вавилона Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» о скорой гибели самого царя и его царства, появившееся на стене дворца во время пира, когда Валтасар велел принести золотые сосуды из Иерусалимского храма и поил из них вином своих наложниц (Дан 5:5–28). Даниил объяснил, что «мене» означает исчислил Бог твое царствование и положил конец ему ; текел —   ты взвешен на весах и найден слишком легким ; перес —   разделено царство твое и дано Мидянам и Персам  (Дан 5:26–28). В туже ночь персы захватили Вавилонскую империю и убили Валтасара. Праведники в печи. Книжная миниатюра Позже пророк с помощью архангела Гавриила вычислил срок в семьдесят седьмин  (Дан 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии. А в царствование Кира Даниил показал ему пророчество о нем Исаии, чем сподвиг царя освободить евреев из плена и начать восстанавливать Иерусалимский храм. «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до100 лет) и был похоронен в городе Сузы на юге Ирана. Впрочем, еврейский писатель I века Иосиф сообщил, что тело пророка лежало в башне в Экбатане в Парфии рядом с телами царей. По другим версиям его гробница находится либо в Киркуке, либо в Самарканде — считается, что останки святого привез туда Тамерлан, — а рядом растет 500-летнее фисташковое дерево, которое совсем было засохло, но в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Пещное действо. Н. Рерих, 1905 А вот иудейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот разговаривал не напрямую с Богом, а с «ангелами Господними».

http://foma.ru/prjamo-v-hrame-stavjat-pe...

Что ж, царю Дарию показалось, наверное, что это – знак уважения к нему. Все князья согласились? Ну, пусть помолятся, он дает согласие. Он не понимает, что это – ловушка для Даниила. Верующий, православный человек не может надеяться на кого-либо, кроме Бога: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Надежда православного человека всегда в Господе, и надежда пророка Даниила была в Господе, и в течение тридцати дней Даниил не мог молчать и не молиться. Все язычники подчинились этому указу, они забыли своих богов, они перестали молиться Зевсу, Астарте, они перестали молиться многим своим языческим богам и “молились” только Дарию, живому царю. Но Даниил не мог и одного дня не обращаться к Господу своему. Сказано: Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима (Дан. 6, 10) – окна его были открыты, он молился на святой город Иерусалим, и говорится: он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу (Дан. 6, 10). Враги знали об этом, знали, что каждый день, и не просто каждый день, а три раза на дню Даниил преклонял колени, падал пред своим Богом, Богом Авраама, Исаака и Иакова, и молился, взирая туда, в даль – ведь он был в Вавилонском плену – в ту даль, где остался святой город Иерусалим. И вот эти люди решили подсмотреть за ним в те самые открытые окна, ведь Даниил и не закрывал их, он специально открывал их пошире, чтобы молиться на святой город. И так он молится, и вдруг в окна заглядывают эти люди, эти сатрапы, эти язычники. И вы, наверное, представляете, какая злорадная улыбка появилась у них на лицах – поймали! Но в чем вы его поймали? В молитве? Посмотрите, если человек действительно истинный пастырь, то начинают смотреть за ним – как и чего. Надо преступников ловить на улице, а у нас в стране стремятся уловить в чем-то тех, кто идет истинным путем. Послушайте, что говорят о Церкви: то Патриарх кому-то не нравится, то митрополит какой-либо, то еще что-то не нравится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это видение было одному только Даниилу, бывшие же с ним не видели его, потому что разбежались от страха. Даниил, оставшись один, при виде этого таинственного мужа пришел в великое смущение, а когда услышал голос его, то не мог даже держаться на ногах и в страхе упал лицом на землю. Тогда явившийся прикоснулся к нему своею рукою и несколько приподнял (востави мя на колена) с земли (7–10 ст. ср. Иез. 2:1–2 ), и при этом сказал ему: «Даниил, муж желаний (ср. 9:23), размысли о словах, которые я скажу тебе, стань на ноги твои (на стоянии твоем), ибо я послан к тебе». Как только он изрек эти слова, Даниил тотчас же встал (11 ст.). После этого явившийся объясняет Даниилу, что с самого первого дня, как он расположил (подал еси) сердце свое к тому, чтобы достигнуть разумения (еже разумети) и для этого нес труды перед Господом Богом (2–3 ст.), молитва его услышана и он пришел бы по словам его (приидох в словесех твоих); но князь царства персидского стоял против него двадцать один день. Но вот пришел к нему на помощь Михаил, один из первых князей, и он, оставив там (состязаться) с князем персидским Михаила, сам пришел сюда возвестить Даниилу, что ожидает народ его в последние дни (12–14 ст.). Когда он говорил это, Даниил преклонил лицо свое до земли и онемел (и умилихся). В это время некто подобный сыну человеческому прикоснулся к его устам и Даниил, открыв уста свои, сказал стоявшему перед ним: «Господи при виде Тебя (в видении твоем) внутренности повернулись во мне (обратися утроба моя во мне) и не стало во мне силы. Как может раб твой, Господи, говорить с тобою? ибо я ослабел и нет во мне силы» (15–17 ст.). При этом снова (приложи) прикоснулся к нему некто, имеющий вид человека (ср. 16 ст.), укрепил его и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся и крепись». При этих словах пророк действительно почувствовал в себе силу (после предшествовавшего изнеможения) и сказал: «пусть говорит Господь мой, ибо Он укрепил меня» (18–19 ст.). Тогда явившийся сказал ему: «знаешь ли зачем (почто) я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Это срок пребывания Антихриста у власти: три с половиной года – время, времена и полувремя. «Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем» ( Дан. 7:26–28 ). Заканчивается власть последнего рога при наступлении Судного Дня, ставятся престолы судей. Какие судьи будут сидеть? Апостолы, о которых было сказано, что они будут судить, как 12 колен Израиля, а святые, т.е. христиане, будут судить падших ангелов. Глава восьмая Видение двух животных – козла и овна В книге пророка Даниила, которую мы продолжаем с вами изучать, видим то, как Бог раскрывает свою волю на путях мировой истории. В восьмой главе книги пророка Даниила, рассказывается о продолжении откровений, данных Даниилу, показывающих тайны мировой истории. В прошлый раз мы видели, что Даниил видел четырех живых существ – зверей, которые символизировали четыре мировых империи, постепенно сменяющих одна другую. Теперь же Даниил видит нечто иное, видит, как между ними возникает война и как они пытаются уничтожить народ Божий. «В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, – как бы я был у реки Улая» ( Дан.8:1–2 ). Сузы – это нынешний город Шуша, в западном Иране. Это была древняя столица Персии, а до того, как там появились потомки Ариев, это была территория Еламского царства. В этом городе Даниил находился в ссылке, потому что в столице вавилонской империи пророк был не ко двору. Валтасар решил отказаться от всех советников своего отца Навуходоносора. Как часто бывает, новый царь «умнее» прежнего, поэтому старых советников нужно сослать. Будучи в Сузах, Даниил снова увидел откровение Божие, которое пришло к нему внезапно. Если раньше он готовился к нему постом и молитвой, то сейчас Господу было угодно его просто воззвать к этому видению. И увидел он, что стоит на берегу реки Улай. Это река, которая течет недалеко от Суз, сейчас называется Карун.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

107. Сон Навуходоносора Навуходоносору снился сон, от которого возмутился дух его. Царь велел созвать тайноведцев и чародеев, чтобы они рассказали ему сновидение, которое он позабыл, и объяснили его. Так как царь позабыл, что видел во сне, то вавилонские мудрецы ничего не могли сказать ему, и он велел истребить их всех. Когда вышло это повеление, искали Даниила и его товарищей, чтобы умертвить и их. Но Даниил пошел, попросил у царя времени и обещал представить ему толкование сна. Тайна эта была открыта Даниилу в ночном видении Богом. После этого Даниил пришел опять к царю и сказал ему, что сон его и видения были следующие. Царь думал о том, что будет, и Бог, открывающий тайны, сказал ему, что будет. Царю приснился какой-то большой истукан, он стоял пред ним в чрезвычайном блеске и вид его был страшен. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра – медные, голова железная, а ноги частью железные, частью глиняные. Камень оторвался от горы без содействия человеческих рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все раздробилось; железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, ветер унес их и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, начал расти, сделался великою горою и наполнил землю. Даниил объяснил этот сон так. Ты, говорил он Навуходоносору, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, ты золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего (мидо-персидское) – серебряное, и еще третье царство, медное (здесь разумеется царство, Александра Македонского), которое будет царствовать над землею. А четвертое царство (здесь разумеется царство римское) будет крепко, как железо. Как железо разбивает и раздробляет, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Ноги и пальцы частью глиняные, частью железные – это значит, что железное царство будет разделено и в нем останется несколько крепости железа; но так как в нем была и глина, то оно и будет частью крепкое, а частью хрупкое. В дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, оно раздробит и сокрушит все царства, а само будет стоять вечно (здесь разумеется царство Христово). Навуходоносору понравилось это сообщение о сне и толкование его, и он дал Даниилу большие подарки и поставил его начальником над всею областью Вавилонской и над всеми мудрецами вавилонскими. По просьбе Даниила царь поставил и его товарищей, Ананию, Азарию и Мисаила, начальниками в стране Вавилонской; а Даниил остался при царском дворе. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

14 . [Даниил] показал, что во дни тех царей, правящих [четвертым] царством, Бог Небесный воздвигнет Царство, что во век не разрушится и не (212) прейдет 105 . Это Царство Царя Христа, которое сместит четвертое царство. Сперва [Даниил] сказал: Ты видел как камень, оторвавшийся без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и совершенно разбил их 106 . Он не сказал, что [камень] ударил истукана в голову или в грудь или в руки, или в живот или же в бедра, но [сказал, что он ударил его] в ноги, потому что из всего истукана камень этот, придя, найдет только ноги. А в следующем стихе он 107 сказал: Тогда все вместе раздробилось: железо, медь, серебро и золото 108 . Ведь когда воцарится Царь Христос, то Он покорит четвертое царство и разобьет всего истукана. А истуканом назван весь мир: голова его – Навуходоносор, грудь и руки его – царь Мидии и Персии, живот и бедра его – царь греков, голени и ноги его – царство сыновей Исава. Камень, который поразил истукана и разбил его, и которым наполнилась вся земля – это Царство Царя Христа, Который упразднит царство мира сего и будет царствовать во веки веков. Послушай еще о видении четырех зверей Даниилу, что поднимались из моря и не походили друг на друга. Вот это видение: Первый 109 – как лев, но у него крылья орлиные; (213) я видел, что вырваны были у него крылья, и стал он на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему 110 . Второй зверь похож на медведя, он стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его 111 . Третий зверь как барс, у него четыре крыла и четыре головы 112 . Четвертый зверь, страшный и мощный и весьма сильный; у него большие зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 113 . Великое море, которое видел Даниил – это мир сей, а четыре зверя – четыре царства, о которых написано выше. 16. [Даниил] сказал, что первый зверь подобен льву с орлиными крыльями, так как первый зверь есть царство Вавилонское, что подобно льву, ибо так написал Иеремия: Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, сильнейший его-Навуходоносор, царь Вавилонский 114

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

17-е Св. пророка Даниила и св. мучч. отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне Даниил, происходивший из рода царей Иудейских, и сверстники его – Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков Иудейских, которых царь Вавилонский, когда (за 606 л. до Р. X.) взял Иерусалим, разрушил храм Соломонов и увёл в плен множество Иудеев, велел воспитывать при своём дворе, чтобы они потом могли служить в его царстве, помогая ему в сношениях с чужими, подвластными ему народами. Жизнь этих отроков, окружённых придворной роскошью и чужеземными, противными Иудейским законам, обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, не смотря на свою молодость, они пребыли твёрдыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своём – не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьёт царь» 230 , и просил начальника, поставленного над ним, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Но тот, обязанный беречь отроков, опасаясь, чтобы они не похудели и не расстроили своего здоровья от недостаточной пищи, не позволил им лишать себя пищи, назначенной им с царского стола. – Сделай опыт над рабами твоими в течении десяти дней, – стал уговаривать тогда Даниил своего начальника Амелсара, – пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, – и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. – Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. «И даровал Бог четырём этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны» 231 . По окончании воспитания Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, «царь приказал представить их себе и говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных им, и стали они служить перед царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его» 232 . Так, напр., когда однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который не мог он отчётливо вспомнить при своём пробуждении, и потому созвал всех мудрецов и требовал от них под угрозой смерти, чтобы они отгадали и объяснили ему его сон, то только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было ни для какой человеческой мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27 Во время последней седмицы и в середине той седмицы положит конец приношениям и жертвам. до тех пор пока разорителя города Видение о Муже в льняных одеждах 10 В третий год правления Кира, царя Персии, Даниилу (или, как его еще называли, Бельтешаццару) было ниспослано откровение а . Слово то было о великой борьбе б и оно было истинно. Понял Даниил это откровение; его значение было раскрыто ему в видении. 2 «В то время я, Даниил, пребывал в глубокой печали уже три недели. 3 Не ел я изысканных яств, ни мяса, ни вина в рот не брал, не прикасался к благовониям, пока три недели не истекли. 4 В двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу великой реки Тигр. 5 Подняв глаза, увидел я некоего Мужа а . На Нем были льняные одежды и пояс из чистого золота б . 6 Тело Его светилось, как топаз , лицо его сияло, как молния, глаза горели ярко, как светильники, а руки и ноги Его блестели, словно начищенная бронза. Когда же Он говорил, то голос Его был подобен шуму большого войска. 7 Только я, Даниил, видел это видение; те люди, что были со мной, не видели его, их охватил такой страх, что они разбежались и попрятались. 8 Поэтому я один созерцал это великое видение. Силы покинули меня, от прежней бодрости ничего не осталось – в изнеможении я едва стоял на ногах; 9 но как только я попытался вслушаться в слова Его, то пал на землю и лежал в беспамятстве лицом к земле . 10 Тут прикоснулась ко мне рука ангела и помогла приподняться ; смог я тогда стать на колени, опираясь руками о землю. 11 И ангел сказал мне: „Даниил, ты избран Богом ! И ныне я послан к тебе, поэтому встань на ноги и вникни в слова, которые я скажу тебе!“ Он проговорил это – и я поднялся, весь дрожа. 12 „Не бойся, Даниил! продолжал он. С того самого дня, как ты решился искать объяснения того, что было показано тебе, и начал смирять себя перед Богом своим, твои слова были услышаны. В ответ на твою молитву я и пришел к тебе. 13 Владыка персидского царства противостоял мне двадцать один день, но Михаил, первый из небесных верховных владык, пришел мне на помощь, когда я оставлен был с царями Персии . 14 И вот я здесь, чтобы разъяснить тебе, что будет с народом твоим в последние дни, потому что видение это – о днях грядущих“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

2, 31–35). И затем Пророк начинает истолковывать значение этого сна. Он объясняет Навуходоносору, что золотая голова – это Вавилонское царство, одно из могущественнейших на земле. Далее, продолжая свое толкование, Даниил объясняет царю, что серебряные грудь и руки – это Мидо-Персидское царство, которое придет на смену Вавилонскому. Потом, говоря о медном чреве и бедрах, Пророк предвозвещает о силе и славе царства Греческого, которое создаст своими усилиями Александр Македонский. Железные голени – это крепкая, как железо, Римская империя. А когда мы слышим, что железо смешано с глиной, то должны понимать под этим период ее распада. Но самым главным из того, что было открыто Даниилу, является значение камня, который, как сказано, оторвался от горы без содействия рук и, ударив в истукана, разрушил его. Сей камень символизирует Господа нашего Иисуса Христа. Великие империи Вавилона, Мидии и Персии, Греции и Рима давно уже лежат в прахе. А Царство, которое создано Иисусом Христом, торжествует и днесь. В своих истолкованиях Даниил подчеркивает, что это Царство – вечное, говоря: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2, 44). Вспомните слова Иисуса Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Невозможно разрушить, невозможно одолеть Церковь Божию. Даниил далее говорит: И царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44). Церковь разрушает все человеческие границы, она выше истории человеческих империй, человеческих царств. Кто может сказать, какие были политические течения в древнем Риме в первой половине I века по Рождестве Христовом? Это мало кто помнит, за исключением специалистов-историков. А о том, что был некогда диалог между Понтием Пилатом и Господом нашим Иисусом Христом, знает вся вселенная, потому что вечное значение имеет то, что последовало за ним. Даниил говорит Навуходоносору: ...так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(3) После того, как все это в известное время совершилось с Навуходоносором именно так, как открыл нам блаженный Даниил в своем видении и как согласно с ним рассказал сам царь, — и после того, как власть была отнята в лице Валтасара, когда этот последний за совершенные им дела был убит ночью, — а царство принял ‚Дарий Мидянин, будучи шестидесяти двух лет (5:31), пророк справедливо указывает на другого выходящего [из моря] зверя — медведя, имея ввиду обозначить в данном случае царство Персидское. И три, говорит он, ребра в устах его. Тремя ребрами он называет те три народа, которыми владел это зверь, — то были Мидяне, Ассирийцы и Вавилоняне. Ему было сказано: «встань, ешь мяса много!». И действительно, Персы, восставшие в то время, опустошили и разрушили всю страну, обратив множество людей в рабство. В самом деле, как раз подобным зверю медведю, этому нечистому и кровожадному животному, растерзывающему свою добычу когтями и клыками, оказалось тогда Персидское царство, которое владычествовало в продолжение двухсот тридцати лет. Впрочем, некоторые историки полагали, что оно господствовало двести сорок пять лет до царствования Дария, которого Александр Македонский покорил на седьмом году [своего царствования] и, таким образом, превратил царство Персидское в царство Эллинское. Так об этом говорит и Даниил: видел: и вот другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, в четыре головы были у зверя. Именем барса пророк очевидно обозначает царство Эллинское, которым владел Александр Македонский. Уподобил же он Эллинов барсу потому, что они были остры умом, изворотливы в мыслях и жестоки сердцем, словом, точь-в-точь как и этот зверь красивый на вид, но коварный и кровожадный. Над ним, говорит [Даниил], четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. Этим указывается на то, что после того, как царство Александра возвысилось, возросло и стало известным всему миру, оно распалось на четыре отдельных владычества. И действительно, в конце своей жизни царь Александр разделил свое царство между четырьмя друзьями, своими родственниками: Селевком, Деметрием, Птолемеем и Филиппом, и все они возложили на свои головы короны, как об этом говорит Даниил согласно тому, что написано в Первой книге Маккавейской (1:8—9).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010