На это Даниил объявил сему лжецу: солгал ты на твою голову; Ангел Божий … рассечет тебя пополам. Потом Даниил спросил другого старца: под каким деревом он видел…? Сей последний отвечал: под зеленым дубом (υπο πρινον – ясень или вечно зеленеющий дуб). Обличив его во лжи, Даниил объявил ему: солгал ты на твою голову; Ангел Божий с мечом ждет, чтобы истребить вас. Тогда всем стала очевидна лживость обвинителей и судей неправедных. Народ восстал на них и предал той казни, которую они готовили ближнему по точному определению закона Моисеева. Сусанна была освобождена. Даниил же стал велик перед народом с того дня и потом (13:52–64). в)  Рассказ о Виле  ( Дан 14:1–22 ). По смерти Астиага или Дария Мидянина воцарился Кир Персиянин, с которым Даниил находился в особенно близких отношениях или пользовался преимущественною его доверенностью (14:1–2 854 ). У Вавилонян был идол или статуя Вила, изображавшая, как полагает святой Григорий Нисский , не изменяющуюся и неизмеримую окружность неба (Против Евномия, книга 5: стр. 5). На жертву или к столу этого божества ежедневно отпускалось двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер(μετρητων каждый по три с половиной ведра), т. е. более двадцати ведер вина. Царь ходил ежедневно на поклонение этому истукану (14:3–4). По обязанностям службы Даниил сопровождал своего государя в это капище, и тут однажды Кир заметил Даниилу: почему не поклоняешься Вилу? Даниил отвечал, что не может поклоняться мертвым или бездушным изображениям (14:5 855 ). В доказательство жизни или одушевленности Вила Кир указал на огромное количество жертв, ежедневно съедаемых Вилом. Но Даниил объявил царю, что Вил, снаружи медный, внутри наполнен глиной и никогда ничего не ел и не пил (14:6–7 856 ), давая чрез это понять, что жертвы употребляются в пищу жрецами. Кир потребовал, чтобы жрецы доказали, что Вил, а не кто другой съедает поставляемую ему ежедневно трапезу, и в случае успеха обещал казнить Даниила, как богохульника (14:8–9 857 ). Жрецы предложили царю, чтоб в их отсутствие он сам поставил Вилу трапезу; затворил и запечатал двери храма; а на утро освидетельствовал – останется ли что нибудь из предложенного в жертву Вилу (14:10–13 858 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Однажды преподобный Даниил, объятый пламенным желанием видеть святые места, где жил, пострадал и умер наш Спаситель, оставил свой монастырь и пошёл в Иерусалим. А нужно заметить, что в то время в Иерусалиме были смуты и самаряне воевали с христианами. Даниил знал об этом, но лучше желал принять смерть, чем оставить своё намерение быть в Иерусалиме. Когда он находился в пути, к нему подошёл преподобный Симеон Столпник и сказал ему: «Куда идёшь?» Даниил отвечал: «Если Бог изволит, то иду к святым местам». Симеон продолжал: «Да, хорошо хождение в Иерусалим, когда на оное Бог изволит; а твоё путешествие не хорошо, ибо на оное Бог не соизволяет. Слышал ли ты, что в Палестине мятежи и брани идут?» – «Да, слышал, – сказал Даниил, – но уповаю на Бога, что Он помощником мне будет, и, вследствие сего, думаю, что никакое зло не коснётся меня, а если и коснётся, то и такового не боюсь, ибо «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем«»( Рим.14:8 ). – «Так-то так, – отвечал Симеон, – но ведь знай, что сказано ещё и то, что «не даждь во смятение ноги твоея», то есть будь благоразумен, и тогда только не воздремлет над тобою хранящий тебя Ангел». Слыша сие, Даниил всё продолжал настаивать на своём и говорил, что он, если нужно, то и на пути готов умереть за Христа. Тогда Симеон с негодованием отвратил лицо своё от Даниила и сказал: «Бог не повелел того, чтобы мы безрассудно предавали себя на смерть, а сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой»» ( Мф.10:23 ). При сих словах Даниил смирился и сказал, что он возвратится назад. Преподобный сказал: «Безусловно намерение своё идти в Иерусалим оставь, ибо ты был бы безумным, если б в такое злое время пошёл туда. Если же хочешь идти молиться, то ступай или в Византию, или во Фракию, или к устью Понта, где спокойно. Никогда не помышляй, возлюбленный, что в таком-то месте ты найдёшь Бога, а в таком-то нет; знай, что на всяком месте обретается присутствие Его и никаким местом Бог не ограничивается». Даниил после сего направил путь свой вместо Иерусалима в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Так решив, Даниил вышел тайно из монастыря и пришел к той ограде, которая была около столпа святого Симеона; пробыв здесь четырнадцать дней, он хотел уже уйти. Но святой Симеон, любя Даниила, посоветовал ему остаться с ним; Даниил же, имея сильное желание видеть святые места в Иерусалиме и уйти во внутреннюю пустыню на подвиг безмолвия, пошел в путь по направлению к Палестине. В Палестине в то время происходили войны: самаряне восстали против христиан, — и оттого дорога по той местности была небезопасною. Всё это Даниил знал, но всем этим он пренебрег и с твердым намерением и безбоязненным сердцем, не страшась смерти, начал путь свой, весь объятый одним только сильнейшим желанием совершить свой путь, издавна намеченный. Пройдя довольно значительное расстояние, он встретил некоего почтенного инока, преклонного годами, благообразного на вид, с седыми волосами, по всему похожего на преподобного Симеона Столпника. Обняв Даниила, старец спросил его по-сирийски, куда он идет. Даниил отвечал, что если Бог благословит, то ко святым местам. Старец сказал: — Верно, — сказал ты, — если Бог благословит; теперь же знай наверное, что твое настоящее путешествие не с Божьего благословения. Разве ты не слыхал про мятежи и распри в Палестине? Даниил отвечал: — Слышал, но я надеюсь на Бога: Он будет мне помощником, и потому я думаю, что со мною не случится ничего худого; а если и случится что-нибудь такое, то я не боюсь: ибо «живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим.14:8). Но старец в ответ на это привел Даниилу слово пророческое: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя» (Пс.120:3) Ангел. Даниил же, возражая старцу, высказал готовность даже и умереть за Христа во время этого путешествия. Тогда старец с гневом отвернул от него лицо свое и произнес: — Бог не повелел нам безвременно подвергать себя смерти и как бы поневоле идти на верную смерть, когда изрек: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). Даниил начал склоняться к совету старца и сказал ему: — Если, отче, тебе представляется так, я готов возвратиться назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Тут в пиршественную палату вошла царица — мать Валтасара. — Есть в твоем царстве человек по имени Даниил. В нем дух Святого Бога, — сказала она. — При дворе Навуходоносора он был главным мудрецом. Даниил может толковать загадочное и объяснять сны. Прикажи позвать его, и он раскроет тебе значение этих таинственных слов. Когда к Валтасару был введен Даниил, царь обратился к пророку с такой речью: — Слышал я о тебе, Даниил, что ты умеешь разгадывать тайны. Если сможешь прочитать и объяснить то, что здесь написано, то будет дарована тебе пурпуровая одежда, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь ты в царстве моем. Даниил ответил царю: — Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому, а то, что написано, прочитаю тебе и значение объясню. За то, что ты оскорбил Всевышнего, начертаны эти слова: мене, текел, фарес. «Мене» — значит исчислил Бог время твоего царства и положил ему конец. «Текел» — взвесил тебя и нашел очень легким. «Фарес» — значит разделил Бог твое царство и отдал его мидянам и персам. Слова пророка сбылись очень быстро. В ту же ночь войска мидян и персов во главе с персидским царем Киром вторглись в город Вавилон и овладели им. Валтасар был убит. Так пало «золотое» вавилонское царство. Его место заняло царство мидо-персидское — «серебряное», как предсказывал Даниил еще царю Навуходоносору. Содержание Земля обетованная Вавилон В царской школе Необыкновенный сон царя Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Загадочные слова: мене, текел, фарес Пророк Даниил во рву с дикими львами Откровения Божии Новый Иерусалим Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/93483.html

«Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение» ( Дан. 5:9–12 ). Он побледнел, он «потерял» лицо свое. Раньше он гордился, высокомерничал, поднимал глаза свои к Небу, а теперь сидит испуганный, и все вокруг в испуге, не знают, что делать. Валтасар набрал себе вельмож, но Даниила среди них не было, он собрал тысячу вельмож, но главного мудреца среди них не было, даже на этот совет он его не позвал, потому что, скорее всего, он чувствовал, что не получит одобрения за те поступки, которые сделал. Он прекрасно помнил, что Даниил знает, что у него стоит на столе, из чего он пьет вино. И он поэтому стеснялся попросить прощения, и даже не то, что стеснялся – у него это из головы вылетело. У Валтасара, вылетело из головы, что есть Даниил, с которым можно посоветоваться. И царица напоминает ему: Даниил был главным мудрецом при Навуходоносоре, твоем отце, поэтому обратись к нему. Приглашение Даниила. Объяснение надписи «Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» ( Дан. 5:13–14 ). Оказывается, что царь пророка Даниила не знает даже лично. Валтасар, конечно, не мог его не видеть, но, придя к власти, стал бездарно править, а чтобы его не обличал Даниил, царь его отстранил – до тех пор, пока не случилась такая безвыходная ситуация. К этому времени Валтасар даже лицо Даниила забыл. И он начинает Даниилу льстить, он чувствует, что совесть его гложет, поэтому он говорит: я знаю, что в тебе есть Дух Божий, в тебе высокая мудрость, и тайны, и свет, ты все разгадки знаешь, и поэтому ты мне, конечно, все объяснишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дан. 2 :16. И вошел Даниил и упросил царя дать ему время, и он возвестит царю значение его 45 . Дан. 2 :17. И вошел Даниил в дом свой и разсказал о деле друзьям своим Анании, Азарии и Мисаилу. Дан. 2 :18. И просили милости у Бога небесного об этой тайне, чтобы не погибли Даниил и его друзья с прочими мудрецами Вавилонскими. Дан. 2 :19. Тогда Даниилу во сне 46 ночью была открыта тайна. И благословил Даниил Бога небесного. Дан. 2 :20. И сказал: да будет имя Господа 47 Бога благословенно от века и до века, ибо у Него мудрость и ведение и сила, Дан. 2 :21. И Он изменяет времена и лета, поставляет царей и низлагает, дает мудрость мудрым и понимание имеющим разум. Дан. 2 :22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает находящееся во тьме, и свет с Ним пребывает. Дан. 2 :23. Тебя, Боже отцев моих, исповедую и хвалю, ибо Ты дал мне мудрость и силу и 48 открыл мне, чего мы просили у Тебя, и видение царя Ты открыл мне. Дан. 2 :24. И пришел Даниил к Ариоху, которому повелел царь погубить мудрецов Вавилонских, и сказал ему: мудрецов Вавилонских не губи, но введи меня к царю и я возвещу ему 49 значение сна 50 . Дан. 2 :25. Тогда Ариох поспешно ввел Даниила к царю и сказал ему: „я нашел человека, из пленных 51 Иудеев, который возвестит царю значение (сна)“. Дан. 2 :26. И ответил царь и сказал Даниилу, которому было имя Валтасар: „можешь ли мне разсказать сон, который я видел, и значение его?“ Дан. 2 :27. И сказал Даниил в ответ царю: „тайны, о которой спрашивает царь, не имеют (силы) 52 открыть царю мудрецы, волхвы, чародеи-газарины 53 . Дан. 2 :28. Но есть на небе Бог, открывающий тайны, Он и возвестил царю Навуходоносору, что должно быть в последние дни. Царь! сон твой и видение головы твоей на ложе твоем были таковы: Дан. 2 :29. Ты 54 думал 55 на ложе твоем о том, что должно быть после сего? А Открывающий тайны 56 явил тебе, что должно быть. Дан. 2 :30. И мне открыта эта тайна не потому, что я мудрее всех живущих 57 , но для того, чтобы я возвестил значение (ея) царю, чтобы ты знал помыслы сердца своего.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Даниил начал соображать «число лет», – прошло ли 70 лет «над опустошением Иерусалима». – В таком случае пророк Даниил был таким же непосредственным продолжателем Исаии в пророчестве о судьбе иудейского народа под игом царств языческих, каким был Исаия в отношении к пророчествам Моисея о плене народа Израильского (хотя отрицательная критика утверждает обыкновенно, что пр. Даниил жил во времена Маккавейские). Что пророк Даниил имел пред собою книгу Исаии, когда «соображал по книгам число лет» и размышлял о судьбе царств, это видно из следующего за молитвою Даниила видения о 70 седьминах. В конце 9-й главы пр. Даниил употребляет выражение, заимствованное именно из Исаии 28:22: «окончательная определенная гибель»; о зависимости Даниила 9:27 от Ис.28:22 свидетельствует еще то, что пр. Даниил употребляет, как образ неразрушаемого со стороны царств мира царства Божия «камень» ( Дан.2:44 ), – образ пророка Исаии в той же 28 главе 16 ст. 319 Но можно думать, что книга пророка Исаии была пред Даниилом именно в теперешнем ее виде. Так, слова пр. Даниила: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» – не есть ли раскрытие смысла пророчества (в Ис.53 гл.) о Рабе Господнем «Праведнике», Который «оправдает многих» (ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»), Который «понесет грехи многих и за преступников сделается Ходатаем»; Который «предан на смерть», но «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (ср. Дан. «предан будет смерти Христос, но не ради себя» 320 ), Который будет «заветом народа» ( Ис.49:8; 42:6; 55:3 ; ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»). Название – «Христос Владыка» соответствует Исаии 55:4 и 61:1. Название «Сын Человеческий» также, по-видимому, стоит у Даниила (7:13) не без отношения к словам Исаии в 52:14: «обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих» 321 . Если же у пророка Даниила оказывается сходство с 28, 29, 25, 26 главами, теперь помещенными рядом в книге пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем» ( Дан.1:8–10 ). Посмотрите, каков принцип поведения христианина в такой ситуации. Христианин мог бы, в принципе, сказать: «Не пойду я учиться и все, хоть убивайте меня, но не пойду». Он мог бы сказать: «Никакой науки от вас я не приму». Но Даниил так не поступил, он со своими друзьями Ананием, Азарием и Мисаилом пошел учиться всей мудрости халдейской, но при этом он оградил себя в самом важном – участии в религиозной жизни. Дело в том, что участие в трапезе – это одна из важнейших вещей. Когда человек вместе с кем-то ест, значит, он таким образом показывает свою дружбу, вместе трапезничая, люди раскрываются. А здесь Даниил себя огораживает, говоря: «Не буду есть от этого стола». «Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь» ( Дан. 1:11–13 ). Почему он просит дать овощи и воду? Потому что это еда, которая заведомо не осквернена, вода в принципе неоскверняема. Например, если что-то из скверны упало в колодец, то он вычерпывался до дна, туда сыпалась благословлённая соль, и колодец опять становился чистым. А прикосновение любого нечистого предмета к горшку с едой приводило к тому, что он становился полностью нечистым, и его нужно было разбить. Таким образом, вода и овощи всегда чистые, потому что Бог в самом начале творения сказал: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам [сие] будет в пищу» ( Быт.1:29 ). В начале творения все овощи были благословлены Богом, и, с другой стороны, они никогда не приносились в жертву богам. Жертвы были хлебные и винные, елей могли приносить в жертву, а овощи не приносили. Поэтому считалось, что вода и овощи были заведомо не идоложертвенной пищей. Таким образом, Даниил наложил на себя пост, чтобы воздержаться от того, что могло быть осквернено идолами. «Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» ( Дан.1:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Для позднейшей иудейской традиции такое место книги в каноне и, следовательно, тот факт, что Даниил – не пророк или не вполне пророк, были значимыми; например, Моисей Маймонид, выдающийся еврейский богослов XII века, утверждал, что Даниил получал свои откровения в сновидениях, а не непосредственно, как пророки. 2. Двуязычие книги В 1-й главе описано чудо, в результате которого, Даниил и его трое друзей, несмотря на благочестивый пост, оказались красивее и «телом... были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» ( Дан. 1:15 ). Во 2-й главе Даниил чудесным образом напоминает царю Навуходоносору поразивший его сон: во сне царь видел истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами из меди и ногами из железа и глины, – и дает его толкование. Части его тела символизируют последовательность мировых царств, а камень – последнее царство, которое «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» ( Дан. 2:44 ). В 3-й главе, Даниил не упоминается, а речь идет о трех его друзьях, которые отказались поклониться языческому истукану и были брошены в раскаленную печь; благодаря помощи ангела Божия, они вышли из печи невредимыми, а царь, увидев это, прославил их Бога. В 4-й главе, Даниил толкует сон царя о гигантском дереве, которое было срублено, но корень которого был оставлен. По объяснению Даниила, дерево – это сам царь, который будет отлучен от людей и станет подобным животному. Пророчество сбылось: «отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него – как у птицы» ( Дан. 4:30 ); синодальный перевод этого стиха следует за Септуагинтой, в масоретском тексте говорится, что волосы у царя выросли не «как у льва», а «как у орлов». Разум вернулся к Навуходоносору лишь после того, как он прославил Всевышнего. 5-я глава рассказывает о пире царя Валтасара, сына Навуходоносора. На этом языческом пиршестве было совершено страшное кощунство – по приказу царя были использованы священные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма. Внезапно появившаяся рука, написала на стене загадочные слова, которые, по объяснению Даниила, предвещали завоевание Вавилона. Глава завершается сообщением об убийстве Валтасара и воцарении Дария Мидянина. В 6-й главе повествуется о том, как Даниила оклеветали перед царем Дарием, который бросил его в ров со львами. Львы, однако, не тронули его, а Дарий прославил Бога и приказать бросить в ров оклеветавших Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010