Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. Прибавления к Творениям святых Отцов.Т. 10. С. 505. Церковная История преосвященного Филарета. Ч. III. ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт . — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников) . Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред . Рукопись НСБ. 1466. Л. 112–114 об. Рукопись Соловецкой библиотеки. 685. Л. 19 об. и 21 об. Записки Арцыбашева III, примеч. CXII. Стоглав. С.51:99. Рукопись Толстовской библиотеки. Отд. II. 68. Л. 349 об. Рукопись НСБ. 1289. Л. 209 об., 214. Стоглав. С. 99; АИ. Т. 1. 35. С. 68; 112. С. 167; 267. С. 498. Известия II Отдел. Академии наук.Т. V. С. 200. Стоглав. С. 202; АИ. Т. 1. См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин . О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С.151:165, 171, 173; Стоглав. С.57:44, 166. Стоглав. С. 137. Сочинения Нила Сорского. С.70:170. АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. АИ. Т. 1. 204. С.377:383, 385, 386, 388, 391. Там же. С.379:380, 382, 387; ср. с 212 и 242; Стоглав. С. 174. Стоглав. С. 44. Из жития Пафнутия Боровского. — Сборник НСБ. 1491. Л. 368 об. Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Иосиф. 2011/02/25, 11:17:55 Отче! Николай Чюдотворец! Помоги мне наити работу по душе и с хорошим зароботком.,даи мне и моим родным здоровья и безбедного ссуществования! 2011/02/21, 18:57:51 О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Благодарю тебя за помощь и заступничество.На тебя надеемся , с Верой истинной обращаемся. Лариса 2011/02/21, 00:29:55 Сегодня мамочке моей годины,3 года как она нас покинула.Николай Чудотворец,помолись за рабу божью Веру ! Мы её очень любим и помним! АМИНЬ!!! раба божья Надежда 2011/02/20, 23:37:22 ПРЕСВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ,БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ,ЗА ЧТО ТЫ ДЛЯ НАС ДЕЛАЕШЬ.О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.О, всесвятый Николае Угодниче! С мольбой прошу ,помоги моему гражданскому мужу рабу божьему Димитрию,наставь на пут истинный. Пусть он зарабатывает двадцать тысяч рублей в месяц и отдаёт их мне .ПУСТЬ ОН БРОСИТ ПИТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ, ВОДКУ И ДАЖЕ ПИВО. Пусть он будет очень счастлив из-за того,что стал трезвенником и хорошо зарабатывает деньги.Пусть будет добрым ,ласковым и любящим мужем и отцом,а то совсем тяжко жить на одну мою зарплату,да ещё и когда мой муж злоупотребляет спиртное,и пропивает все деньги.Ведь у нас есть ещё и две дочери.Помоги моим дочерям,дай им здоровья и ума,пусть у них в школе будут отличные оценки и всё запоминают с урока. УМОЛЯЮ, ПОМОГИ НАМ !!! АМИНЬ!!! И прости меня за всё ,что я плохого сделала! Помолись за нас!!! АМИНЬ!!!

http://isihazm.ru/?id=490&c_pid=91

Жмакин. Ук. соч. С. 110; ПСРЛ. 6. С. 288, 289; ААЭ. 1. 238; АЮ. 1. 381; РИБ. 6. С. 61. Горский. Описание Троице-Сергиевой лавры. 1 (1890). С. 77, 80, 84, 85, 88, 97, 130, 156. По эпохе царя Алексея: ААЭ. 3. 262, 307, 331; 4. 37, 225, 253, 275, 322.    Преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Герасим Болдинский, Елеазар Анзерский, Макарий Калязинский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский и др.    В XVII в., когда настоятель стал назначаться царем, соборные старцы постепенно утратили свою прежнюю роль в управлении монастырем. В Савво-Сторожевском монастыре, пользовавшемся особым благоволением царя Алексея, в 1688 г., например, было лишь три соборных старца, а монахов — более 150. Белокуров. Материалы для русской истории (1888). С. 161.    Ср. главу XV.    Горский. Ук. соч. 1. С. 73; ААЭ. 1. 237. С. 247. Курбский. Сказание (1842). С. 134, 132. О непослушании настоятелю см.: АИ. 1. 265 и 276 (оба по XV в.).    Житие Иосифа, неизвестного автора, в: Чтения. 1903. 3. С. 18; Жмакин. Ук. соч. С. 664. Сочинение Даниила: там же. Приложение. С. 55—57. В других сочинениях Даниила также подчеркивается необходимость послушания.    АИ. 5. 75; ААЭ. 4. 311, 312; ПСЗ. 1. 412.    Успенский Н. О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря, в: Чтения. 1897. 1. С. 3, 4, 11—12, 17.    Голубинский. 1. 2. С. 692; АИ. 1. 100, 192, 292; 3. 69; ДАИ. 3. 87; ААЭ. 1. 381; 3. 47, 104, 294 и др.; Кедров. Авраамий Палицын, в: Чтения. 1880. 6. С. 18. Горчаков. Монастырский приказ. С. 78.    ВЧМ. Сентябрь. С. 607; ААЭ. 1. 221; 3. 298; АИ. 1. 212; Макарий, еп. Историческое описание Красногорского мон., в: Чтения. 1880. 3. С. 81; Богословский. Ук. соч. 1. С. 72; Белокуров. Материалы (1888). С. 164; Доброклонский. Ук. соч. С. 11.    ВЧМ. Сентябрь. С. 607.    ААЭ. 3. 298.    АИ. 1. 25, 178; 5. 65, 195; ААЭ. 4. 144.    Серебрянский. Ук. соч. С. 472; ВЧМ. Сентябрь. С. 600, 605, 588—590; житие Варлаама Хутынского, в: ОЛДП (1881). С. 72, 78, 80, 93; ААЭ. 2. 298; ИРИ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А июля въ 3–й день я, богомолец твой, ждал от тебя, государя, не дозжая до Троицкого монастыря, за семь верстъ, чая твоего, государева, указу. И июля въ 4–й день до 3-го часа дни на том же стану дожидался, и твоего, государева, указу никакова ко мн, богомольцу твоему, не бывало же. И я, богомолец твой, дошед в твое, государево, богомолье, в Троицкой монастырь, в храме Жи//(л. 2) воначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго, чюдотворца, о вашем, государеве, многолтном здравии соборне молебен пл, и божественную Литоргию служил, и после обда по прежней твоей, государеве, грамоте, какова прислана ко мн, богомольцу твоему, с сотникомъ с стрелецким, что велено хати к теб, государю, к Москве, со всяким спхом. И я, богомолецъ твой, по тому твоему, государеву, указу с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита из Троицкого монастыря к теб, государю, к Москве, похал. И, отъхав отъ Троицкого монастыря шесть верстъ, и встртил твой, стольникъ Алексй А сказал: велено мн, твоему, государеву, богомольцу, с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита твоего, государева, указу дожидатьца в Троицком монастыр. И я, богомолец твой, твоего, государева, указу дожидаюсь в твоемъ, государеве, сел Вздвиженскомъ. Примечания Л. 2 ...государевь, стольникь Алексй Богданович. – Боярин Алексей Богданович Мусин, государев спальник. 8 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне и царевнам (июнь) Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 25об.–26об.: Лобачёв 2003, 357–359 (датир. между 11 и 20 июня 1652 г.); Севастьянова 2004, 327–329. Документ датирован по упоминанию в нём о посланиях царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону, составленных 25–27 мая 1652 г., в которых сообщалось о кончине патриарха Иосифа, погребении новгородского митрополита Аффония – ДАИ 4, 75–87 57) (л. 19) Божия смотрения строителю, и святыхъ его заповдей непреложному хранителю, и всхъ добрыхъ всяколюбителю великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всеа России, не точию сему, но идже благоврия во Христа концы достигаютъ, по того благоволнию самодержца, и благоврной христолюбивой государыне цариц и великой княгин Марии Ильинишн, и благоврнымъ государынямъ царевнам! Богомолцъ вашъ, смиренный Никонъ митрополить. Бога молю, о еже умножити лтъ живота вашего и избавити отъ всякия скорби, гнева и нужды, от всякия 1563 болзни душевныя и телсныя, и простити вамъ всяко согрешение вольное и невольное, и даровалъ бы вамъ Господь на нь желание ваше доброе благоволить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

А мн, богомольцу твоему, еще немало время, чаю, в пути промешкается. А о брате нашемъ, паче же отц преосвященномъ, Аффонии вельми добро твое благоволние. Азъ и брать мой – единое. А савинское дло я чолъ 1583 и, будучи Савинскомъ я 1584 , богомолць твой, казначея того теб, государю, не хвалилъ. А грамоту твою 1585 , государеву, что вместе з бояриномъ по указу твоему, государеву, чолъ, и статейной 1586 списокъ чолъ, и, чтучи его, все плакалъ со удивлениемъ многимь, како сотворилося то смотрение Божие. И твою, государеву, премногую любовь и по смерти отцу нашему по-премногу благодарю, и покланяюсь твоим щедротамъ, яко Богу и царю ныне и во вся дни живота своего. Писано, отъхавъ отъ моря рекою Онгою семьдесятъ верстъ, в Турчасове, лта 7160 (1632)-го июня въ 1587 день. Примечания Л. 19 «Слава въ вышнихь Богу, и на земли миръ, въ человецхъ благоволение»... – Лк. 2:14 . ...по образу блудницы, иже слзами умы ноз Исусу. – В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как в доме фарисея Симона некая женщина, грешница, облобызала ноги Христа, отёрла их волосами головы своей и помазала миром, символически приготовив Иисуса к смерти. По евангельскому преданию, Христос простил ей грехи – Лк. 7:36–50 . ...всемирного отца нашего, святйшаго Иосифа патриарха... и нетлнная преселити... – Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г. Ход болезни патриарха, его кончина и погребение подробно описаны царём Алексеем Михайловичем в одном из трёх писем к митрополиту Никону, составленных в конце мая 1652 г. – ДАИ 4, 75–87 57); Кротов 1989, 149–178. Л. 20 ...о отц преосвященномъ, Аффонии митрополите... – В первом из трёх писем митрополиту Никону (от 25 мая 1652 г.) Алексей Михайлович подробно рассказал о погребении бывшего новгородского митрополита Аффония. Документы сохранили свидетельства о встречах Никона и Аффония. Новгородский митрополит Аффоний поставил иеромонаха Никона игуменом Кожеозерской пустыни – Шушерин 1997, 30. Весной 1649 г., сразу после поставления в новгородского митрополита, Никон посетил Аффония, проживавшего на покое в Спасском Хутынском монастыре – БАН, собр. текущих поступл., оп. 2, 1342, л. 69. По свидетельству И. Шушерина, Никон просил у Аффония благословения. Однако тот, сам приняв благословение от новопоставленного новгородского митрополита, назвал Никона патриархом – Шушерин 1997, 32–33. Митрополит Аффоний скончался 6 апреля 1652 г. Погребение же его состоялось поздней весной, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

о событиях, случившихся при митр. Макарии. Кормчая, составленная Н. по собственному почину «по граням, а не по соборам», была осуждена как митр. Даниилом, так и митр. Макарием, что было отмечено Н. в записи, оставленной в рукописи: «Данил митрополит видел их (правила.- М. К.) и мне говорил: «Про себя, деи, еси писал, а тако, деи, не надобе писати». И Макарию митрополиту есми казал, и он рек: «Толко, де, так писати, и еретики, де, все роскрадут»» (Л. 15-18). Составление канонического сборника, в котором правила распределены по тематическим рубрикам («граням») «Номоканона XIV титулов», исключило часть правил из Кормчей, что было поставлено в вину Вассиану (Патрикееву) и послужило поводом для его обвинения в ереси. Н. было запрещено копировать свою Кормчую, к-рая сохранилась в единственном списке, вложенном самим составителем в Иосифов Волоколамский мон-рь, о чем он оставил запись на л. 10-29. Кормчая книга Н. остается неизданной. М. В. Корогодина Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 365. 218; АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56; С. 83-85. 87; С. 96-99. 102-103; С. 122-136. 130-137; С. 144-145. 149; С. 147-148. 153; С. 314-324. 302; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 564; Т. 13. С. 237, 250, 268. Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ист. виде. М., 1829. С. 13-14; Строев. Списки иерархов. Стб. 142, 182, 1034; Попов А. Библиографические мат-лы: Запись Нифонта, еп. Крутицкого//ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 64; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА//Там же. 1882. Кн. 3. С. 61-65. 112 (433); С. 274-277. 214 (629); Соловьёв Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархии//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 54-55; Дмитриев И. Д. Московский 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 92; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Нифонт Кормилицын//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 141-144; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); Плигузов А. И. Противостояние митрополичьей и вассиановской Кормчих накануне судебных заседаний 1531 г.//Исследования по источниковедению истории СССР доокт.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Основными вкладчиками и постриженниками Б. м. были донские атаманы (часто ходатайствовавшие перед царями за обитель, напр. Епифан Радилов, Наум Васильев, Корней Яковлев, Фрол Минаев) и казаки. Опираясь на поддержку воронежского воеводы и Войска Донского, настоятели и ктиторы мон-ря часто вступали в конфликты с епархиальными архиереями, а иноки, не оставившие казачьих обычаев, споры с соседями зачастую решали с помощью оружия. 9 февр. 1686 г. Б. м. был приписан к воронежскому архиерейскому дому. Мон-рь продолжал принимать донских казаков, желавших принять постриг, др. людям нельзя было оставаться в мон-ре более 3 дней. Неск. раз Б. м. посещал свт. Митрофан , еп. Воронежский. В 1764 г. обитель была упразднена, Троицкий храм стал приходским. К наст. времени постройки мон-ря не сохранились. Ист.: Вейнберг Л. Б. Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1891. Т. 2. С. 227-230; ДАИ. Т. 9. С. 106; Т. 10. С. 47; Донские дела. СПб., 1898. Кн. 4. Стб. 814; Окладныя книги Рязанской митрополии 1676 г. Воронежский и Елецкий у.//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. С. 116; Переписные книги Воронежской епархии мон-рям 1702 г.//Там же. 1903. Вып. 2. С. 211; Мат-лы по истории монашества на Дону. I. Обзор грамот Коллегии экономии//Там же. С. 120-149; Мат-лы по истории монашества на Дону//Там же. 1904. Вып. 5. С. 17-20, 26-31. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 178-179; Положение мон-рей Воронежской епархии при свт. Митрофане//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 170-210; Никольский П. В. Монашество на Дону//Там же. 1907. Вып. 6. С. 55-62, 130, 144-151; Олейников Т. М. Воронежский архиерейский дом в кон. XVII и XVIII в.//Там же. 1913. Вып. 12. С. 326, 336-347; Калганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хозяйственном освоении Воронежского у. XVII века//История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1986. С. 34-46; Глазьев В. И. Страницы ранней церковной и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. С. 57.

http://pravenc.ru/text/153237.html

Преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Герасим Болдинский, Елеазар Анзерский, Макарий Калязинский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский и др. В XVII в., когда настоятель стал назначаться царем, соборные старцы постепенно утратили свою прежнюю роль в управлении монастырем. В Савво-Сторожевском монастыре, пользовавшемся особым благоволением царя Алексея, в 1688 г., например, было лишь три соборных старца, а монахов — более 150. Белокуров. Материалы для русской истории (1888). С. 161. Ср. главу XV. Горский. Ук. соч. 1. С. 73; ААЭ. 1. 237. С. 247. Курбский. Сказание (1842). С. 134, 132. О непослушании настоятелю см.: АИ. 1. 265 и 276 (оба по XV в.). Житие Иосифа, неизвестного автора, в: Чтения. 1903. 3. С. 18; Жмакин. Ук. соч. С. 664. Сочинение Даниила: там же. Приложение. С. 55–57. В других сочинениях Даниила также подчеркивается необходимость послушания. АИ. 5. 75; ААЭ. 4. 311, 312; ПСЗ. 1. 412. Успенский Н. О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря, в: Чтения. 1897. 1. С. 3, 4, 11–12, 17. Голубинский. 1. 2. С. 692; АИ. 1. 100, 192, 292; 3. 69; ДАИ. 3. 87; ААЭ. 1. 381; 3. 47, 104, 294 и др.; Кедров. Авраамий Палицын, в: Чтения. 1880. 6. С. 18. Горчаков. Монастырский приказ. С. 78. ВЧМ. Сентябрь. С. 607; ААЭ. 1. 221; 3. 298; АИ. 1. 212; Макарий, еп. Историческое описание Красногорского мон., в: Чтения. 1880. 3. С. 81; Богословский. Ук. соч. 1. С. 72; Белокуров. Материалы (1888). С. 164; Доброклонский. Ук. соч. С. 11. ВЧМ. Сентябрь. С. 607. ААЭ. 3. 298. АИ. 1. 25, 178; 5. 65, 195; ААЭ. 4. 144. Серебрянский. Ук. соч. С. 472; ВЧМ. Сентябрь. С. 600, 605, 588–590; житие Варлаама Хутынского, в: ОЛДП (1881). С. 72, 78, 80, 93; ААЭ. 2. 298; ИРИ. 7. С. 193, 194; Доброклонский. Ук. соч. С. 11, 14; Макарий, еп. Ук. соч. С. 81; Богословский. Ук. соч. С. 72; Белокуров. Материалы. С. 164; АИ. 1. 212; ААЭ. 1. 56, 75. Голубинский. 1. 2. С. 689. Число иеромонахов и иеродиаконов было различным: так, в Кирилловом монастыре в 1582/83 г. было 7 иеромонахов и 3 иеродиакона; в Савво-Сторожевском монастыре в 1688 г. насчитывалось 20 иеромонахов и 15 иеродиаконов. АИ. 1. 212; Белокуров. Материалы. С. 164.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Вечернее богослужение в среду 5-й седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 4/17 марта. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской. Хор Сретенского монастыря. MP3 (MP3 файл. Продолжительность 197:45 мин. Размер 95 Mb 17 марта 2010 г. Рейтинг: 5.7 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Николай 29 марта 2012, 08:56 Спасибо!роботойте Господу! со страхом! и радуйтеся с трепетом! да славят има Господня!рабы Господни! стоящие в храме Господнем! Анастасия 28 марта 2012, 20:24 Божьей помощи Вам. Константин 28 марта 2012, 19:01 Спаси Господи! Константин 28 марта 2012, 17:45 Спаси Господи! Тамара 28 марта 2012, 00:09 СПАСИБО!Как всё нужно и интересно. Андрей 24 марта 2010, 17:59 Да, действительно, это замечательня возможность приобщиться к богослужению (часто бывает так, что с работы убежать вовремя просто невозможно). Большое спасибо! Валентин 19 марта 2010, 11:59 Нигде не мог найти Великий канон полностью (mp3). Огромная Вам за это благодарность. dmitriy 19 марта 2010, 10:28 Даи вам всем БОГ здоровие и спаси вас БОГ. раб Божи Дмитрий. Молдова. гагаузия 2010.18 Вера 19 марта 2010, 09:57 Вчера весь день ждала когда вы выложите. Спаси Вас Господи. Сергей 18 марта 2010, 14:27 Спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34554.html

Ист.: АИ. Т. 1. 159. С. 287-290; 160. С. 290-296; 172. С. 328-331; 292. С. 531-534; 300. С. 545-546; ААЭ. Т. 1. 184/IV. С. 162-163; 213. С. 203-204; 229. С. 220-222; 253. С. 275-277; ДАИ. 1846. Т. 1. 25. С. 22-23; 28. С. 27-30; 39. С. 41-53; 40. С. 53-55; 46. С. 63-65; [Толстой Д. Н.] Описание Евангелия, вложенного Макарием в Боровский Пафнутьев мон-рь, с публ. текста вкладной записи//ИИАО. 1857. Т. 1. Вып. 3. С. 179-182; ПСРЛ. Т. 8, 13, 19; Т. 20. Ч. 1, 2; Т. 21. Ч. 1, 2; Т. 22, 27, 29, 30, 34; Стоглав. Каз., 1862; С[уббот]ин Н. И. К мат-лам для истории Стоглава и его времени//Летописи Тихонравова. 1863. Т. 5. С. 126-136; РИБ. Т. 3. Стб. 198-205; Смирнов С. К. «Изложение соборное» Макария митрополита//ЧОЛДП. 1878. 3. С. 428-429; Жмакин В. И., прот. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 57-62, 84-85; Барсов Е. В. Древнерус. памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами: С ист. очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 1. С. 49-90; Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных чинех (Стоглав). М., 1890; П-ий М. Об одном послании митр. Макария Новгородскому архиеп. Пимену//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 4. С. 141-145; Кунцевич Г. З. Сказание о последних днях жизни митр. Макария: 15 сент.- 31 дек. 1563 г.//Там же. 1910. Т. 14. Кн. 4. С. 155-164 (То же//Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1907-1910 гг. СПб., 1911. С. 1-27. (ПДП; 176)); Моисеева Г. Н. Старшая редакция «Писания» митр. Макария Ивану IV//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 466-472; АФЗХ. Ч. 1. 45. С. 59; 244. С. 209-210; Ч. 2. 191. С. 192-193; 261. С. 265-266; 275. С. 282-284; 276. С. 284-286; Ч. 3. 5. С. 16-17; 11. С. 29-30; 23. С. 43-47; 58. С. 97-100; Доп. 2. С. 360-363; 4. С. 365-366; Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказание о начале моск. книгопечатания: Тексты и переводы//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 199-200; АСЭИ. Т. 1. 568. С. 446-447; 637. С. 549-550; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер. Л., 1986. 2. С. 29-30; 3. С. 30; 5. С. 31-33; РФА. Ч. 3. С. 683; Ч. 4. С. 723-748; Смоленская «наказная» грамота Всерос. митр. Макария по ркп. прот. А. Горского из собр. МДА 108: (Из истории Стоглава)/Изд. подгот.: Т. А. Исаченко. М., 1996; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Свт. Макарий, митр. Московский: Служба, Акафист и Житие/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2000; Россия и греч. мир в XVI в./Подгот. к публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова. М., 2004. Т. 1 (по указ.); Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI в. из собр. Т. Ф. Большакова//НИС. 2005. Вып. 10(20). С. 374-378; Курбский А. История о делах великого князя Московского/Изд. подгот.: К. Ю. Ерусалимский. М., 2015. (Лит. памятники) (по указ.); Стоглав: Текст. Словоуказ. М.; СПб., 2015.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010