Например, в одном из самых древних поэтических народных произведений, так называемом «Стихе о Голубиной Книге», — встречаются указания на вселенскую роль русского монарха. Сам стих сложился, по мнению большинства исследователей, еще в эпоху Киевской Руси, но замечания о царе скорее всего были внесены в него в шестнадцатом веке. В стихе говорится: Наш царь над царями царь, Светла Русь земля — всем землям мать. Очень похожи на эти строчки и определения другой версии Голубиной Книги: Почему Белый царь над царями царь? Он принял царь веру хрещенную, Хрещенную православную, Он и верует единой Примечания Русские отклики на флорентийскую унию были недавно разобраны в статьях М. Cherniavsky: The Reception of the Council of Florence in Moskow и I. Shevchenko: Ideological Repercussions of the Council of Florence Church History XXIV (1955), 147-157 и 291-323, см. также Т. Gill: The Council of Florence, Cambridge, 1959. Т. Барсуков: Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью, Москва, 1878, 183. Schaeder, 13 и сл. Повесть временных лет, Москва-Ленинград, 1950, I, 12. Там же, 147. Дьяконов, 61. РИБ, VI, 798-799. Иосиф Волоцкий: Просветитель, Казань, 1896, 30. ПСРЛ, I, 294-298. С. Зеньковский: Преп. Иосиф Волоцкий и иосифляне, Вестник РСХД, 1956, XL, 27-28; P. Fournier: Etudes sur Joachin de Fiore et ses doctrines, Paris, 1909, 17 и P. Rene de Nantes: Histoire des Spirituels, Paris, 1909. H. H. Розов: Повесть о новгородском белом клобуке, ТОДРЛ IX, 181. Правосл. Собеседник, 1863, 73. В. В. Зеньковский: История русской философии, Париж, 1950, I, 48 Малинин, 383 и приложения, 45. Там же, 428-443. Там же, 442. там же, стр. 56-57 приложений, тексты Филофея. И. С. Чаев: Москва третий Рим в политической практике Московского правительства, Ист. Зап., XVII, 17-22. Стоглав, Казань, 1862, 19-20. Там же, 24. Там же, 134. Там же, 202-203, Прав. Собеседн. 1872, 731-734 и 1866, II, 148-165, ПДПИ, CLXXXIII, 28-29, Хр. Чт., 1857, I, 721-722 Макарий, ИРЦ, VI, 40; СГГД, V, 192; ДАИ, II, 192. Розов, ук. соч. 209-218. Г. А. Ляцкий, Духовные стихи, СПБ, 1912, 188 и Г. П. Федотов, Стихи Духовные, Париж, 1935, 143, 18-19, 106-107. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439463/

И. участвовал в составе освященного Собора в земском Соборе 1621 г. В 1624 г. «был у стола» государя в с. Тайнинском во время похода Михаила Феодоровича в Троице-Сергиев мон-рь. В том же году И. удалился на покой в Спасо-Прилуцкий мон-рь под Вологдой, 12 дек. Сарским и Подонским митрополитом стал Киприан (Старорусенников) . Бывш. Крутицкий митрополит был погребен на монастырском кладбище, напротив алтаря соборной церкви, его надгробие сохранялось в нач. XX в. И. упоминается в постановлениях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , отменившего решения Собора 1620 г. о повторном крещении католиков (ДАИ. Т. 5. С. 495-496). Арх.: РГБ. Ф. 304/I. 741, XVII в. [материалы суда над И.]. Ист.: Требник мирской. М., 1639. Л. 48 об., 97 об.; СГГД. Т. 3. 57. С. 227; ААЭ. Т. 3. С. 483-485, 330; ДАИ. Т. 2. С. 209, 215; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 340, 396, 403, 405, 620; Грамота патр. Филарета Никитича Новгородскому митр. Макарию о разрешении Вологодского архиеп. Нектария, 24 мая 1521/Сообщ.: архим. Макарий (Миролюбов)//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Отд. 5. С. 8-10. Лит.: Павел (Подлипский), архим. Описание переславского Троицкого Данилова мон-ря, из подлинных монастырских бумаг составленное в 1829 г. М., 1834. С. 34-35, 94-96; Свирелин А. И. О разорении переславского Данилова мон-ря и вотчин его поляками и литовцами (1610 г.)//ЧОИДР. 1859. Кн. 2. С. 9-13; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1884. С. 24; Соловьёв Н. А. Сарайская и Крутицкая епархия. М., 1894. Вып. 1; Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова мон-ря в г. Переславле-Залесском. Серг. П., 1908; Русский провинциальный некрополь/Сост.: В. В. Шереметевский; изд.: вел. кн. Николай Михайлович. М., 1914. Т. 1. С. 363; Смирнов М. И. Смутные годы XVII ст. в Переславле-Залесском. Владимир, 1915; Левицкая Н. В. Монастырские вкладные книги Переславля-Залесского//Реализм исторического мышления: Проблемы отечеств. истории периода феодализма: (Чтения, посвящ. памяти А. Л. Станиславского). М., 1991. С. 152-154; Соловьев. История. 1990. Кн. 5. С. 299-304; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Булычев А. А. О публикации постановлений церк. Собора 1620 г. в мирском и иноческом «Требниках» (М., 1639)//ГДРЛ. М., 1989. Вып. 2. С. 35-62; Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI-XVII вв.: Очерки ист. биографии и генеалогии. М., 2007. Кн. 1. С. 248-250, 255; она же. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619)//Рос. история. 2010. 5. С. 119-137; Тюменцев И. О. Смутное время в России нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. М., 2008. С. 331, 392, 427, 480; Лисейцев Д. В. Приказная система Московского гос-ва в эпоху Смуты. М., 2009. С. 435-437, 674-675.

http://pravenc.ru/text/578296.html

   См. несудимые грамоты: Важскому монастырю (1548). ДАИ. 1. 44; Николаевскому Корельскому монастырю (1542). АИ. 1. 141; Строкиной пустыни (1547). Там же. 147; Троицкому монастырю в Астрахани (1573). Там же. 184; Коневскому монастырю (1578). ДАИ. 1. 122; Троице-Сергиеву монастырю (1535 и 1551), в: Акты. Изд. Федотовым-Чехоским. 1. 57 и 75; Ферапонтову монастырю (1534). Там же. 42; Покровскому монастырю в Суздале (1528). АИ. 1. 131; Чухломскому монастырю (1518). АИ. 1. 125; Антониеву-Сийскому монастырю (1545). СГКЭ. 1. 109; Волоколамскому монастырю при жизни прп. Иосифа (1500). ААЭ. 1. 136. По XV в. назовем несудимые грамоты: Кирилло-Белозерскому монастырю. ААЭ. 1. 95; Троице-Сергиеву монастырю (1494). Там же. 1. 131. Монастырские владения, а также боярские наследственные вотчины уже в XIV и XV в., по мнению исследователей, обладали иммунитетными правами: Пресняков. Княжье право (1909). С. 296; Сергеевич. Ук. соч. 1. С. 328 и, особенно: Павлов-Сильванский. Соч. 3. С. 281, 295; Павлов. Курс церковного права (1902). С. 158—160.    Петров В. Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1922).    Например, уставные грамоты в: ААЭ. 1. 9 — дана великим князем митрополиту Киприану (1392), и 11.    Например в: АЮ. 1. 8, 12, 16, 17 и др.    Например в: АЮ. 1. 32, 63; часто в качестве данной грамоты выступало завещание; древнейшим примером служит завещание имения Васильевскому монастырю в Суздале (1253), в: АЮ. 1. 439; или Чухченемскому монастырю (XV в.), в: СГКЭ. 1. 24, 19, 26, 11, 27 и др. Ср. мою работу: Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2. Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jahrhundert, в: Kyrios. 4 (1939). Вотчина — это наследственное имение, в отличие от поместья, которое жаловалось в условную собственность, за службу; западноевропейские аналоги — аллод и бенефиций.    Например в: АЮ. 2. 156; СГКЭ. 1. 45, 49, 156.    Например в: АЮ. 2. 178, 179, 180 и др. Эти заезжие грамоты служили источниками для жалованных грамот и часто вносились в них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

См. несудимые грамоты: Важскому монастырю (1548). ДАИ. 1. 44; Николаевскому Корельскому монастырю (1542). АИ. 1. 141; Строкиной пустыни (1547). Там же. 147; Троицкому монастырю в Астрахани (1573). Там же. 184; Коневскому монастырю (1578). ДАИ. 1. 122; Троице–Сергиеву монастырю (1535 и 1551), в: Акты. Изд. Федотовым–Чехоским. 1. 57 и 75; Ферапонтову монастырю (1534). Там же. 42; Покровскому монастырю в Суздале (1528). АИ. 1. 131; Чухломскому монастырю (1518). АИ. 1. 125; Антониеву–Сийскому монастырю (1545). СГКЭ. 1. 109; Волоколамскому монастырю при жизни прп. Иосифа (1500). ААЭ. 1. 136. По XV в. назовем несудимые грамоты: Кирилло–Белозерскому монастырю. ААЭ. 1. 95; Троице–Сергиеву монастырю (1494). Там же. 1. 131. Монастырские владения, а также боярские наследственные вотчины уже в XIV и XV в., по мнению исследователей, обладали иммунитетными правами: Пресняков. Княжье право (1909). С. 296; Сергеевич. Ук. соч. 1. С. 328 и, особенно: Павлов–Сильванский. Соч. 3. С. 281, 295; Павлов. Курс церковного права (1902). С. 158–160. 416 Петров В. Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1922). 417 Например, уставные грамоты в: ААЭ. 1. 9 — дана великим князем митрополиту Киприану (1392), и 11. 418 Например в: АЮ. 1. 8, 12, 16, 17 и др. 419 Например в: АЮ. 1. 32, 63; часто в качестве данной грамоты выступало завещание; древнейшим примером служит завещание имения Васильевскому монастырю в Суздале (1253), в: АЮ. 1. 439; или Чухченемскому монастырю (XV в.), в: СГКЭ. 1. 24, 19, 26, 11, 27 и др. Ср. мою работу: Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2. Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jahrhundert, в: Kyrios. 4 (1939). Вотчина — это наследственное имение, в отличие от поместья, которое жаловалось в условную собственность, за службу; западноевропейские аналоги — аллод и бенефиций. 420 Например в: АЮ. 2. 156; СГКЭ. 1. 45, 49, 156. 421 Например в: АЮ. 2. 178, 179, 180 и др. Эти заезжие грамоты служили источниками для жалованных грамот и часто вносились в них. 422

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

5. С. 150, 151 и др.). К случаям небогослужебного пения П. п. можно отнести пение во время торжественных выходов, шествий, встреч высокопоставленных особ. Напр., 15 мая 1656 г., при выступлении царя Алексея Михайловича «в поход» против швед. короля, в процессии принимал участие патриарх, а П. п., «идучи, пели разные стихи в красных стихарях до Лобного места» (РГАДА. Ф. 156. 141. Л. 12; Дубровский. 1869. С. 18). Проводы войск во главе с воеводами «в походы» или важных «посольств» также не обходились без П. п. Многочисленны в документах XVII в. описания выходов патриарха к торжественным службам в Успенском соборе. Перед пасхальной службой в окружении «властей» патриарх шествует в Золотую или Столовую палату к царю. Идущие перед ним подьяки поют «Христос воскресе» трижды и песнопения из пасхального канона, а придя в Золотую палату, они «пропоют: Светися и Плотию уснув». Затем патриарх идет в собор, «пред ним идут подьяки со свещами и поют стих: Воскресение Твое» (РИБ. Т. 3. Стб. 127, 130; см. также: Голубцов. Чиновники московские. С. 129; ГИМ. Син. 425. Л. 32 и др.). С пением сопровождали певцы и шествие патриарха после торжественных служб в соборе и «столов». 10 февр. 1667 г., после «стола» в Грановитой палате, «провожали власти патриарха в Крестовую; правой крылос певчие дьяки и подьяки провожали и пели» (ДАИ. Т. 5. С. 103). Сопровождение выходов или выездов пребывавших в России «вселенских» патриархов нередко совершали певцы государева хора, иногда - певцы обоих главных хоров России. 4 июля 1669 г. Александрийский патриарх Паисий «ходил» к царю, «пели пред ним певчие дьяки государевы, а как от государя сверху пошел - певчие дьяки Патриарха [всея Руси] Иоасафа и подьяки» (Там же. С. 143). К небогослужебным обрядам относится и обычай ежегодного славления Христа на Рождество (по некоторым источникам, и на Пасху). Все певцы государева и патриаршего хоров, напр., 25 дек. 1667 г. «в вечеру славили у государя царя и Передней». В следующем году «славили в самый праздник после вечерни в Сенях перед Переднею государевых хором, а мед пили - государево жалованье - в Сенех перед Переднею государевых хором, подносил боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Да в то же время, в вечеру, отславя у государя царя, ходили... к патриарху Иоасафу Московскому славити, а к Паисию патриарху ходили славить наутро в 26 день, в субботу. Деньги были по-прежнему» (ДАИ. Т. 5. С. 119, 138; как правило, певчие славили у царя в Столовой избе: об этом сохранились почти погодные упоминания времени правления царей Михаила, Алексея, Феодора - Строев. 1844. С. 57, 88, 108, 134, 147 и др.).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Ок. 1505 г. в К. м. принял постриг прп. Нил Столобенский , основатель Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни , в сер. XVI в. в обители подвизались прп. Никандр Псковский , в будущем пустынножитель, основатель Никандровой Благовещенской пуст., и агиограф иером. Варлаам. После присоединения Пскова к Российскому гос-ву К. м., как и Елеазаров Трехсвятительский монастырь, находился в Торошинской губе Бельской засады Псковского у. ( Французова. 2006. С. 114). В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал пергаменную жалованную тарханную несудимую грамоту игум. Серапиону на двор в Запсковье и на деревни в Псковском, Изборском и Кобыльском уездах (подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1538, царями Феодором Иоанновичем в 1584, Борисом Феодоровичем Годуновым в 1599, Михаилом Феодоровичем в 1614 и 1623). Вторая грамота была пожалована в 1520 г. по указу Василия III дьяком М. Г. Мунехиным (Мисюрем) (адресатом инока Елеазарова мон-ря Филофея ) на ряд деревень, данных К. м. в обмен на взятые в казну монастырские деревни ( Евгений (Болховитинов). 2006. С. 207-208). В 1542 г. игум. Феоктист получил от псковичей вклады, а также купил пожни, нивы, сады, огороды и дворы в Запсковье и за Великими воротами Пскова, кроме того, мельницу на р. Пскове и неск. мест для рыбной ловли на Чудском оз. (Там же. С. 208). 17 дек. 1555 г. царь Иоанн IV Васильевич выдал К. м. («Успения Пречистые Богородицы и святого апостола и еваггилиста Иванна Богослова»), игумену Феоктисту с братией, оброчную грамоту на огород, пожню и двор в Запсковье (ДАИ. Т. 1. С. 137-139. 84). В честь Успения Пресв. Богородицы была освящена церковь при монастырской трапезной. В 1556/57 г., согласно Строевскому списку Псковской 3-й летописи, при игум. Феоктисте было закончено строительство каменной ц. св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235). При церкви был построен придел во имя свт. Саввы Сербского, в к-ром был погребен прп. Савва Крыпецкий (по мнению В. В. Седова, строительство собора завершилось до 1555, когда псковские мастера были массово привлечены для каменного строительства в Казани).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

M. Les filigranes. Geneve, 1907. 15457 (1538 г.), Лихачёв Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. 1652 (около 1538 г.). Благодарю Ю. В. Анхимюка за указание на данную рукопись. 14. Серафимов А. А. Правила и практика Церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан. Кострома, 1882. С. 198–199, 201–203. 15. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884. С. 322. 16. Ломизе Е. М. Письменные источники сведений о Флорентийской унии на Московской Руси в середине XV в.//Россия и христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 69–85; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 328–433; Турилов А. А. К истории древнерусской рукописной традиции сочинений, связанных с Ферраро-Флорентийской унией//Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. С. 437–467; Сапожникова О. С. Богословие Иоанна Дамаскина в составе древнерусских сборников XV в. и Флорентийская уния//Византийский временник. Т. 67. М., 2008. С. 117–141; Чумичева О. В. Флорентийская уния и один из этапов формирования антилатинских полемических сборников в России//Между Москвой, Варшавой и Киевом. М., 2008. С. 71–82. 17. Подскальский Г. Берестейська з перспективи Вселенського (Царгородського) Nampiapxamy в XVII ст.//Держава, i Церква в XVII 1996. С. 57, 62; Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты: Очерк социальнополитической истории и источниковедения. Ч. 1. Киев, 1993. С. 328–368; он же. Московський Irhamiй у Церкви//Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Romae. 1996. Vol. 15, fasc. 1–4; он же. Смутное время. М., 2006. С. 272–273; Булычев А. А. История одной политической кампании XVII в.: Законодательные акты второй половины 1620х гг. о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 72–107. 18. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией (далее — ДАИ). Т. 1. СПб., 1846. 151; Успенский Б. А. Царь и Патриарх. М., 1998. С.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

( Храмцовский. 2005. С. 331; Добровольский. 1895. С. 73; Денисов. С. 539; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 72) не соответствуют действительности. В этой грамоте, как и в Писцовой книге по Н. Новгороду 1621-1622 гг. (на основе к-рой была составлена сотная грамота), говорится не о мон-ре, а о ц. Воскресения Христова близ Никольских ворот Нижегородского кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 69). Но через 10 лет мон-рь несомненно существовал. В 1632 г. в Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «под начало в смиренье» был отправлен «Нижнего Новагорода Воскресенского девича монастыря поп Иван» (ААЭ. Т. 3. 198. С. 284). В 1647 г. на средства «нижегородского гостя» Семена Задорина в обители близ Никольских ворот была построена каменная церковь, главный престол к-рой посвящен Обновлению храма Воскресения Христова, а приделы - свт. Иоанну Златоусту и вмц. Екатерине ( Гациский. 1866. С. 57; Храмцовский. 2005. С. 331). Из государевой казны мон-рь получал ругу. На церковный обиход ему было определено 4 фунта ладана и пуд воска. Денежного и хлебного жалованья священнику, дьячку, диакону, игумении, 25 старицам, старице-просвирнице и пономарю полагалось в целом 34 р. 15 алтын 2 деньги, а ржи и овса - по 139 четвертей «с осьминою» (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В заволжских лугах мон-рь имел сенокос. Обители принадлежали 8 лавок и городская земля, к-рая сдавалась для поселения. По местному преданию, в мон-ре приняла постриг с именем Мария и скончалась новгородская посадница Марфа Борецкая ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 57; РБС. Т. 3. С. 219). А. С. Гациский пытался подкрепить достоверность предания ссылками на документы, найденные и опубликованные в 30-х гг. XIX в. архим. Соловецкого мон-ря Досифеем ( Гациский. 1866. С. 57). Однако в опубликованных архим. Досифеем актах таких сведений не содержится. Без ссылок на конкретные источники архим. Досифей писал лишь, что «знаменитая Марфа отвезена с семейством в Нижний Новгород, и с пострижением в монахини наименована Мариею, и заключена в тамошний Девичий монастырь» ( Досифей (Немчинов), архим.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолуцкий (1619-1626). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Высказывались предположения о возможности идентифицировать Макария - настоятеля Клопского Михайловского во имя Св. Троицы мужского мон-ря в 1602-1608 гг. с будущим митрополитом М. (СбРИО. Т. 62. С. 690; Аннушкин, Буланина. 1993. С. 317), но достаточных оснований для подтверждения этой гипотезы нет. Первые достоверные сведения о духовной карьере М. относятся к 1614-1617 гг., когда он был игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Согласно имеющимся док-там, М. был активным сторонником власти Романовых в борьбе против швед. интервентов. В первый год игуменства М. обители пришлось выдержать осаду. Сохранилась записка М. белозерскому воеводе П. И. Чихачёву от 1614 г., в к-рой М. просит прислать запас «зелья и свинца», чтобы «было чем государевым воеводам и ратным людем против Немецких и Литовских людей стояти и в осаде безстрашно седети» (ДАИ. Т. 2. 30.2. С. 55-56). М. часто «печаловался» перед властями об экономическом и о хозяйственном возрождении и развитии Тихвинского мон-ря. 20 июля 1614 г. он добился выдачи своей обители подтверждения жалованной тарханно-несудимой и заповедной от постоя и незваных гостей грамоты от 11 февр. 1607 г., выданной ранее Тихвинскому мон-рю царем Василием Иоанновичем Шуйским (Мат-лы по истории Успенского Тихвинского мон-ря/Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. Вып. 1: Акты и мат-лы писцового дела. Ч. 1: 1560-1644. 19. С. 46, 50. (Сер. «Тихвинский архив»)). В 1613/14 г. М. получил от нового царя Михаила Феодоровича жалованную данную грамоту на пустоши Николаевского Мостищского мон-ря в Антониевском Дымском погосте. Как и Тихвинский мон-рь, они находились в Обонежской пятине (Там же. 25. С. 57-58). Между сент. 1614 и 4 дек. 1615 г. последовала указная грамота царя тихвинским воеводам В. Ф. Неплюеву и И. И. Баклановскому, чтобы они отделили «Макарью з братьею» вотчины в Николаевском Шунгском погосте Обонежской пятины «за их многое разорение и за осадное сиденье в вотчину» (Там же. 27. С. 83), что и было исполнено (Там же. 28. С. 83-84; 36. С. 180-181; см. также: Там же. 30. С. 117-127; 37-38. С. 194-198).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

Григорьев 2004 – Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004. Гринберг 1983 – Гринберг М. Московские книгопечатники в середине XVII века//АБ. М., 1983. Вып. 15. С. 142 – 159. Гришин 1984 – Гришин В. П. Восстановление изразцовой надписи фриза барабана крестовой части Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре (1979 – 1983 гг.)//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 54 – 57. Гришин 2002 – Гришин В. П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского собора Но- во-Иерусалимского монастыря//Никоновские чтения 2002. С. 163 – 170. Гришунин 1987 – Гришунин А. Л. Цитата//ЛЭС. С. 492. Груздев 1974 – Груздев В. Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома I/ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 343 – 348. Гура 1995 – Гура А. В. Ворон и ворона II Славянская мифология 1995. С. 116 – 118. Гуревич 1977 – Гуревич А. Л. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1977. Вып. 411. С. 4 – 26. Гусев 1900 – Гусев П. Л. Новгород XVI века по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». С 24 рисунками. СПб., 1900. Гусев 2004 – Гусев А. В. Письма царя Алексея Михайловича как исторический источник II Исследования по источни- коведению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2004. С. 82 – 101. Даен 1970 – Даен М. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Пред- течи» из Махрищского монастыря)//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV – XVI вв. М., 1970. С. 207 – 225. ДАИ 3, 4 – Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией. СПб., 1848. Т. 3; СПб., 1875. Т. 4. Даль 1, 2, 3, 4 – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Репринтное издание. СПб., 1996. Т. 1: А – 3; Т. 2: И – О; Т. 3: П; Т. 4: P – V. Данилов 1955 – Данилов В. В. Некоторые приемы художественной речи в грамотах и других документах Русского государства XVII века//ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 209 – 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010