Итак, пророческая характеристика Иуде, потому что он (Иаков) сказал: « И я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» ( Быт.49:8 ). И мы читаем: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего » ( Быт.49:8 ). Это пророчество о царях: о псалмопевце и пророке царе Давиде, прежде всего, который крепкой рукою остановит филистимлян, это пророчество о царских домах пророка Давида. Далее очень интересно: « Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » ( Быт.49:9 ). Здесь говорится о духовной мощи этого колена, потому что « лев » в некоторых текстах Ветхого Завета – это символ Мессии, один из символов Христа. И далее – этот текст был написан Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Кумранские рукописи этого текста датируются II-м и даже VI-м веком до Рождества Христова! И вот смотрите, что было сказано о времени, когда придет Мессия из колена Иудина, Иаков пророчествует, он говорит: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » ( Быт.49:10 ). Какой смысл этих слов? Скипетр – это символ царской власти! И когда умирающий Иаков пророчествует: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе (то есть: пока. – О. С.) не придет Примиритель »! Иными словами, он говорит: «Христос-Примиритель придет тогда, когда царем евреев будет не еврей и не из дома Давида». « Когда скипетр отнимется от дома Иуды », то есть от дома царя Давида! А когда рождается наш Господь Иисус Христос? Во дни Ирода Великого. А Ирод Великий кто по нации? Идумеянин! Скипетр был отнят из дома царя Давида, потому что даже хасмонеи – предшествующая династия – имели какое-то отношение к дому царя Давида. А Христос-Примиритель приходит именно тогда, когда скипетр отнят, когда будет царь над евреями – сам не еврей, Идумеянин. И известен случай, который описывается в Талмуде, когда один из сыновей Ирода, который тоже стал царем иудеев, читал как-то в Храме Иерусалимском законы о царях. Он читает эти законы о царях (это в Пятикнижии такие законы), а там сказано: «то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» ( Втор.17:15 ). Ну, то есть из еврейского народа. А он читает, читает… – так он же не еврей!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Псалом 61 Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстания Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» ( Пс.61:5 ), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи ( Пс.61:5 ) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени. Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2–5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6–13). Пс.61:3 .  Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. «Он – твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он – скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. – «Не поколеблюсь более» – у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение. Пс.61:4 .  Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно. Пс.61:5 .  Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола ( «с высоты») враги «прибегли ко лжи». Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, «а в сердце... клянут». Такие приемы – обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Искушение, которое повлекло за собой целую цепь трагических событий, настигло Давида, когда он взошел на вершину власти. Годы скитаний позади. Бывший пастух, помазанник Божий, военачальник завистливого царя Саула, давно уже сам царь. Его армия так сильна, что он уже не считает нужным лично усмирять неприятеля. В центре его столицы высится роскошный дворец. Особое, чисто восточное величие придает его двору быстро разрастающееся семейство – в Библии упоминаются имена восьми жен царя, а были еще и наложницы. В свободное от государственных дел время мудрый правитель Давид разбирает тяжбы подданных – он проницательный судья. Казалось бы, благословение Божие неизменно почивает на Давиде. «Однажды под вечер, встав с постели, – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». И послал Давид разведать, кто она. Ему ответили, что это Вирсавия – жена Урии, храброго воина, находившегося в тот момент на поле боя. Одно это должно было бы охладить пыл Давида: к браку на Древнем Востоке относились с почтением. Но нет, известие о том, что перед ним жена воина, не стало преградой: по-видимому, Давид уже давно отвык отказывать себе хоть в чем-то. Как сказано в Библии: «Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею». Через некоторое время, «сделавшись беременною», Вирсавия сообщает об этом царю. По закону Моисея за прелюбодеяние обоим виновникам полагалась смерть, поэтому Давид решает вызвать из войска Урию – под предлогом того, что хотел бы узнать от него новости с поля боя. Ход мысли Давида прост: после приезда Урии домой беременность Вирсавии не вызывала бы вопросов. Поговорив с ничего не подозревающим Урией, Давид милостиво отпускает его: «Иди домой, омой ноги свои». И вслед, в знак особой чести, посылает кушанья со своего стола. Каково же было удивление Давида, когда на следующее утро он узнал, что Урия к красавице жене не пошел, а ночевал с воинами у ворот царского дворца. Вечером Давид опять зовет к себе храброго воина и на этот раз не только кормит его, но и поит вином. Расчет Давида не оправдался и на этот раз: ночевать домой Урия не пошел.

http://pravoslavie.ru/46742.html

После того как Саул нарушил волю Бога, Господь тайно послал Самуила помазать нового царя в Вифлеем. Тот пришел к Иессею и призвал его сыновей. Отец последовательно подводил к пророку своих детей, но всех их Господь признал недостойными. – Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце, – сказал Бог. Тогда Самуил спросил Иессея, все ли его дети здесь. На что тот ответил, что есть еще младший, Давид, который пасет овец. Привели его, и сказал Бог: – Помажь его. Это он. И Самуил возлил рог священного елея на голову Давида и помазал его в царя над Израилем среди братьев его. Дух Божий почил на Давиде с этого дня, а Саул был отвержен Творцом. Злой дух стал мучить его, и Саул искал человека, который помог бы ему, и нашли Давида, который играл на псалтири (гуслях). И когда он играл псалмы, злой дух отходил от Саула (злые духи и сейчас боятся молитвословий из псалмов Давида). В то время отряды филистимлян вторглись в Израиль. Саул с войсками вышел им навстречу. Со стороны филистимлян выступил великан Голиаф, он был ростом почти три метра. Голиаф вызывал евреев на поединок и хулил Бога Всемогущего, но все боялись, и никто не хотел сразиться с ним. Три старших сына Иессея пришли на эту войну, и отец послал Давида проведать их и передать им гостинцы. Давид, придя в лагерь, услышал хулу Голиафа на Господа и вызвался идти на бой с ним. Несмотря на возмущение старшего брата, он пришел к Саулу и стал просить пустить его на бой, но тот боялся, что Давид проиграет битву из-за своей молодости. Но Давид сказал: – Я пас овец отца. Когда нападал лев или медведь, то я отнимал их из его пасти, а зверя убивал. Так же будет и с этим необрезанным, который поносит воинство Бога живого. Тогда Саул одел его в свою броню, но она была для Давида неудобной. Он снял с себя вооружение и положил в сумку пращу и пять гладких камней. Голиаф, увидев Давида, рассмеялся и сказал: – Разве я собака, что ты идешь на меня с камнями? Подойди ко мне, и я скормлю тебя зверям! На это Давид отвечал: – Ты идешь против меня с мечом и копьем, а я иду с именем Господа Саваофа, Бога воинств Израильских. Я убью тебя ныне, и узнают все, что не мечом и копьем спасает нас Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Подобно другим государям востока, Давид имел несколько жен и наложниц; связанная с этим роскошь и пышность царского двора имели изнеживающее и расслабляющее влияние на нравственную природу Давида. Поэтому, когда однажды, гуляя на кровле своего дворца, он увидал на соседнем дворе купающуюся красивую женщину, то не захотел подавить в себе преступной страсти, а приказал привести женщину к себе. Женщина эта, по имени Вирсавия, была женою одного из военачальников Давида Урии, бывшего в то время в походе, и сделалась от царя беременною. Узнав об этом, Давид сначала пытался скрыть свой грех от мужа, для чего и призвал его к жене в Иерусалим, но когда это не удалось, приказал своему главнокомандующему поставить Урию во время сражения в наиболее опасное место. Урия был убит в сражении, а Вирсавия сделалась женою Давида и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа. Для обличения царя пришел к нему пророк Нафан, который сказал Давиду именем Господним: — Зачем ты пренебрег слово Господа, сделал злое пред очами Его? И так не отступит меч от дома твоего вовеки за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии. Вместе с тем пророк предсказал скорую смерть ребенка, родившегося от Вирсавии. Дитя действительно заболело, семь дней молился Давид о ребенке в полном уединении без пищи и без сна. Когда дитя скончалось, Давид смиренно покорился воле Божией, покорность эта была столь же совершенна, как искренно и глубоко было его раскаяние в соделанном грехе, сокрушение его сердца выразилось в пламенном покаянном псалме, который навсегда стал покаянной молитвой всякого кающегося грешника ( Пс. 50 ). Суд Божий за совершенное преступление вскоре сказался в семействе Давида целым рядом гнусных и кровавых событий. Между двумя любимыми сыновьями Давида от разных жен, красавцами Амноном и Авессаломом, возгорелась смертельная вражда за то, что Амнон оскорбил сестру Авессалома — Фамар, а брат отмстил за это бесчестие Амнону, изменнически убив его во время пира, и бежал из страны. Горько оплакивал царь потерю детей-любимцев и только через несколько лет дозволил Авессалому возвратиться к царскому дворцу. За эту высокую милость преступный сын отплатил отцу черной неблагодарностью. Он возбудил восстание против престарелого уже Давида; благодаря своей угодливости и льстивомуучастью к нуждам простого народа Авессалом сумел собрать около себя множество приверженцев и провозгласил себя царем в Хевроне; составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

Со временем Давид простил Авессалома, но тот, кто однажды убил брата, захотел теперь свергнуть отца. Он вернулся в Иерусалим и стал вести умелую пропаганду среди израильтян: «Если бы поставили меня судьею в этой земле! Ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде». Популисты во все времена обещают именно это: немедленное удовлетворение всех требований, счастье для всех с завтрашнего дня! Добившись расположения народа, Авессалом поднял открытый мятеж. Давиду пришлось бежать из Иерусалима с немногими приверженцами, а его собственный сын захватил его столицу и на виду у всех вошел в его гарем, что было для восточного царя наивысшим оскорблением. Так сбылось пророчество о наказании Давида за его грех с Вирсавией и Урией, а в стране началась гражданская война. Здесь Библия повествует о сторонниках Давида, помогавших ему во вражьем стане. За Авессалома выступил мудрый советник Ахитофел. Он предлагал ему сразу погнаться за Давидом и покончить с ним одним ударом, пока он не успел собрать войско и приготовиться к сражению, ведь он бежал из дворца в сопровождении немногих сторонников и совсем не был готов к войне. Видимо, в таком случае шансы Авессалома были неплохими. Но Давид подослал к Авессалому еще одного мудреца, Хусия, чтобы тот стал агентом Давида и смешал планы его противников. Он уговорил Авессалома сначала самому как следует подготовиться к битве – и так выиграл время для военных приготовлений Давида, а заодно и сообщил ему обо всех планах мятежников. Ветераны былых сражений сошлись к своему царю, и кто теперь мог устоять перед их натиском? В решающей битве они разгромили мятежников. Авессалом бежал с поля боя верхом на осле, но запутался своей роскошной шевелюрой в ветвях раскидистого дерева, повис меж небом и землей и так попал в руки воинов Давида. Вопреки приказу царя, они немедленно убили главу мятежа. Но для Давида радость победы померкла перед известием о смерти любимого сына. Войско ликовало, Давид рыдал: «Авессалом! Сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Резиденция Давида была теперь в Маханаиме и, фактически, Давид был царем только за Иорданом. Евреи по сю сторону Иордана, поголовно ставшие на сторону Авессалома, были теперь в странном положении. Только что признанный ими царь погиб, а от Давида они отказались и поднимали против него оружие. Давид оказался непобедимым и царствовал за Иорданом, а они, как стадо без пастуха, оказались в положении, подверженном серьезным опасностям. Не было другого исхода, как изъявить покорность Давиду и возвратить его на Иерусалимский престол. Первые голоса в пользу Давида раздались в северных коленах: «весь народ, – сказано, – спорил и говорил: «Давид избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук филистимлян... Авессалом, которого мы помазали над нами, умер на войне. Почему же теперь вы медлите возвратить царя»? Такое настроение северных колен сделалось известным Давиду. Колено же Иудино сохраняло загадочное молчание, не подавая никаких надежд для Давида. Это обстоятельство представляется несколько странным и требует некоторого объяснения. Давид, как мы видели, был справедливый царь и мудрый правитель. Зная соперничество северных колен с могущественным Иудиным коленом, зависть первых к последнему, он старался быть вполне беспристрастным, чтобы не подать повода к неудовольствиям. И, действительно, северные колена лично против Давида ничего не имели, потому что, хотя он и принадлежал к колену Иудину, но они не чувствовали обидного для себя возвышения этого колена над ними. Но умиротворяя мятежный дух ефремлян в надежде, что родственное ему колено останется приверженным к нему и без особых благостынь и привилегий, он обманул, так сказать, ожидания этого колена и возбудил его неудовольствие. «Разве мы что-нибудь съели у царя или получили от него подарки, или от податей освободил он нас?» – говорили раз представители колена Иудина представителям северных колен и тем обличили свои тайные желания и причину неудовольствия на Давида. Это-то неудовольствие и дало пищу мятежу Авессалома в колене Иудином 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

(1, 66) Все слышавшие положили это на сердце своем. Положили это, как нечто памятное. (1, 66) И говорили: что будет младенец сей? Говорили в недоумении или размышляя над этим. Стоит задаться вопросом: почему Захария освободился от немоты не тогда, когда родилось дитя, но тогда, когда было наречено по имени? И мы ответим, что это произошло по предсказанию Ангела. А именно, он сказал ему: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется» 58 . Ведь сказав: «это», он указал на два события, и на рождение, и на наречение имени, но не только на рождение, чтобы произошло и чудо согласия относительно имени. (1, 66) И рука Господня была с ним. Сила, благодать Божия. (1, 67–68) И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он пророчествовал это о вочеловечении Христа. Ведь посредством его Он посетил и избавил народ Свой от тирании не только невидимых врагов, но и видимых, поскольку они не могут одолеть веры его. Народ же Свой – первоначально ветхий, а когда тот оказался непокорным, тогда, наконец, новый. Говорит же он о том, что будет, как о том, что уже состоялось, по закону пророчества. Но почему Он называется Богом только Израиля? Ведь и правда, Он Бог не только израильтян, но всех людей, как Творец всех. Дело в том, что если для всех других людей Он – Бог помимо их воли, то только для израильтян – по их доброму согласию, в силу осознанного выбора. Но ты не смущайся из-за труднодоступности слов Захарии. Ведь таковы пророческие речи. Мы же постараемся объяснить их соответственно тому знанию, которое нам предоставлено. (1, 69–70) И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. Рог здесь указывает на царство, поскольку с помощью рога цари помазываются и поставляются. Или он означает силу, поскольку в роге заключена сила у всех рогатых животных. Но не просто «рог», а «рог спасения», то есть, спасительный. Царством же и спасительной силой он называет Христа, как Царя царствующих, силу Отца и Спасителя тех, которые веруют в Него. Под домом же понимай род Давида. Итак, Он говорит, что Бог восставил нам, Его народу, царство или спасительную силу из рода Давида, раба Своего. Ведь от семени Давида была Дева, от Которой родился Христос. Сотворил же Он это, как было возвещено устами святых, ясно, что издревле бывших, пророков. Ведь через них Он обещал восставить могучего Царя в доме Давида, Спасителя Израиля. И об этом учат многие псалмы Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Второй царь – Давид явил полную противоположность Саулу. Давида, пожалуй, можно отнести к величайшим праведникам Ветхого Завета, хотя нужно понимать, что ветхозаветная праведность ограниченна, она не дает раскрыться полностью той нравственности, которая преподана Господом Иисусом Христом во святом Евангелии. И когда мы говорим о ветхозаветных праведниках, нужно понимать, что это та вершина, которую может достичь человечество до Христа. Оставшиеся в живых потомки Саула были окончательно отстранены и Мелхола, первая жена Давида, дочь Саула была возвращена Давиду. Это как бы закрепило его положение, как царя. Итак, воин, певец, беглец превратился в Израильского царя. Это произошло приблизительно около 1000 года до Р.Х. Давид несомненно видел превратности своей судьбы и во всем видел поддержку Бога Израилева, которого избрал для спасения народа. И хотя вера Давида носила на себе печать ветхозаветного времени, она была искренней и пламенной, являя собой пример личного и живого отношения к Богу. Мы можем посмотреть один из псалмов Давида, написанных им в то время. Псалом Давида об избавлении от врагов. «Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет, да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю, ибо Ты услышал меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои» ( Пс. 16 ). Дивный псалом, написанный в период, когда он избавился от Саула и стал царем Израиля. В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, верящий в Бога и верящий в покровительство Бога Израиля. Пока шло соперничество между Саулом и Давидом, Филистимляне в эту распрю не вмешивались. Но как только Давид стал царем всего Израиля, это очень не понравилось. Они создали свое войско и двинулись на Хеврон, где была столица Давида. Однако, Давид имел уже боевой опыт, он нанес жестокое поражение Филистимлянам, напав на них с тыла и преследовал их до самого Газера. Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии еще несколько удачных сражений полностью обессилили Филистимлян и принудили их заключить мир с Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Псалом 20 Спасение, благословение и прославление Царя при победе над врагами и страшном истреблении их. 1. Псалом Давиду. Псалом этот выражает не только восторг царя Давида и народа Израильского при славной победе их над своими врагами, но и пророчество о вечной славе Царя-Мессии и последней гибели врагов Церкви Божией. 2. Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Царь – глава народа – прежде и более всех отвечает за благоденствие царства, а потому и более всех проникается чувством скорби в день печали ( Пс.19:2 ), – при нападении на его страну сильных врагов: настолько же велика бывает и его радость, когда таких врагов он побеждает. Такова была радость именно царя Давида, потому что он при содействии силы Господней – лучшего, отборного Израильского войска – победил многих неприятелей; такая победа и соединенное с ней спасение радуют Давида; и эту радость он выражает в псалме, при торжественном, богослужении, при общем ликовании народа. 3–4. Желание сердца его дал ecu ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил ecu его благословением благостынным, положил ecu на главе его венец от камене честна. Господь возрадовал и возвеселил царя (ст. 1) тем, что желание сердца его дам ему или дал то, что желало его сердце и хотения устну его неси лишил его, или не лишил того хотения, какое он выражал своими устами, т. е. о чем он молился, именно – о победе над врагами и о спасении отечества (ст. 2). И Господь не только услышал молитву царя, но даже предварил его благословением благостынным – даровал ему благословение, выразившееся в великой благости, ибо не только отразил и истребил врагов, но и особенно прославил царя, возложил на главу его венец из золота, украшенный драгоценными камнями. Так было во время войны с Аммонитянами. Давид, «собрав весь народ, подступил к Аммонитскому городу Равве, и воевал против нее, и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень, и положил его Давид на свою голову»... ( 2Цар.12:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010