Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) – из семьи учителя. Член РСДРП с 1892 г., с 1903 г. – большевик. Образование незаконченное высшее. В 1917 г. – председатель следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В 1918 г. – заместитель наркома юстиции, член коллегии Наркомюста, председатель Кассационного трибунала при ВЦИК, член ВЦИК. Участвовал в разработке первых советских гражданских и уголовных кодексов. Руководил отделом культов при Наркомюсте, был председателем комиссии по вопросам культа при ВЦИК. В 1919–1924 гг. редактор журнала «Революция и церковь». С 1924 г. – Прокурор Верховного суда СССР. В 1933–1938 гг. – заместитель Председателя Верховного суда СССР. См.: [Указ (распоряжение) Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о преподавании Закона Божия подрастающему поколению от 3 (16) января 1919 г. ]//Владимирские Епархиальные ведомости. 1919. 1. С. 2; Об обучении детей Закону Божию, а также и взрослых в церквах//Вестник Орловского Епархиального совета. 1919. 2. С. 20. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона 20 от 8 (21) марта 1919 г. по вопросу о сохранении имеющихся религиозно-нравственных церковных библиотек и архивов//Вестник Курского Епархиального совета. 1919. 3. С. 4–5. Указ Московского епархиального Совета благочинным [об устройстве в церквях духовных бесед с детьми прихожан] от 24 сентября 1919 г.//Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2125. Оп. 1. Д. 852. Л. 1–1об. Сочинения учеников на тему «Письмо к товарищу» [Приложения к показаниям свидетеля Е.А. Рожкова, заведующего 4-м Киевским высшим начальным училищем, 23 октября 1919 г.]//ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2, Д. 203. Л. 206, 209, 214–215, 216–217. Указания эксперта VIII отдела Наркомюста М. Галкина Новоладожскому уездному исполкому Петроградской губернии [в отношении преподавания религиозных вероучений], 24 ноября 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 691. Л. 6, 13.  Галкин Михаил Владимирович – бывший священник, публицист, автор антирелигиозных брошюр; в описываемое время служил в VIII отделе Наркомата юстиции, фактически редактировал его журнал «Революция и церковь» (главный антирелигиозный орган в 1919–1924 гг., ответственным редактором которого был заведующий VIII отделом П.А.

http://bogoslov.ru/article/1249526

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих. В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 года и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Архиерейского Собора 2000 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919). После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой. Объектом национализации стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 года. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались. После 1922 года епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 году во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская «епархии» и их немногочисленные приходы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

По свидетельству директора РГАСПИ К.М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " в РГАСПИ отсутствует (как и все остальные " Указания " ). Засекреченной остается только история болезни Ленина. Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизированы строго по датам. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных - это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов. Отсутствует " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицательный отзыв о наличии этого " документа " дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ. Итак, " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Равным образом не существовало никакого секретного " решения ВЦИК и СНК " 1917-1919 гг. о необходимости " как можно быстрее покончить с попами и религией " , во исполнение которого " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " будто бы было выпущено. Не существует никаких " инструкций ВЧК-ОГПУ-НКВД " со ссылками на это " указание " , нет никаких документов о его исполнении. Кроме того, содержание мнимого " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " прямо противоречит фактической стороне истории церковно-государственных отношений 1918 - начала 1920-х гг. Документы СНК РСФСР свидетельствуют, что в 1919 и 1920 гг. и в начале 1920-х гг. по распоряжению Наркомата юстиции РСФСР отдельные церкви неоднократно передавались в распоряжение общин верующих, а решения местных властей об их закрытии отменялись. При действии " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " или подобного ему документа это было бы совершенно невозможно. Кроме того, одним из основных механизмов или методов гонений на Церковь и религию в годы Гражданской войны со стороны центральной большевистской власти было сознательное и молчаливое попустительство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Преподаватель истории в нескольких московских гимназиях и Мариинском уч-ще (1886–1894). Профессор МВЖК (с 1902). Приват-доцент (1894–1901), профессор (1901–1918), заслуженный профессор (1919), секретарь (1902–1904, 1906–1908), декан (1909–1911) историко-филологического ф-та, помощник ректора (1904–1906), ректор (1911–апрель 1916) М. у., профессор исторического отделения ФОН (с 1919), затем этнологического ф-та МГУ (1925–1930). Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (с 1921). Эксперт Народного комиссариата иностранных дел (1918), член коллегии Московского отделения Главного упр-ния архивным делом (1918–1920), инициатор создания и руководитель Высших архивных курсов (1918–1930), директор Древлехранилища (1920–1930). Постоянный заместитель председателя (1917–1919), председатель (1919–1929) ОИДР. В 1930 арестован по «академическому делу», сослан в Уфу, работал в Башкирском НИИ национальной культуры (1931–1935). Скончался в Уфе. Реабилитирован в 1967; Любименко Инна Ивановна (1878–1959), историк, архивист, археограф, доктор философии Парижского ун-та (1908), доктор исторических наук. Архивист Главархива и Центрархива(1921–1926), научный сотрудник Историко-археографического ин-та АН СССР, старший научный сотрудник Комиссии по историии Академии наук при Архиве АН СССР в Ленинграде (1939–1942, 1945–1946), научный сотрудник Ленинградского отделения Ин-та истории АН СССР; Любомудров Константин Павлович (1879–1937), диакон, затем священник нескольких церквей г. Ростова и Пошехонского уезда Ярославской губ. (1903–1915). Вольнослушатель (1915–1917), студент (1917–1919) МДА, и. о. эконома, затем эконом МДА (1916–1919), одновременно учился в Московском археологическом ин-те, окончил его в 1917 с серебряной медалью. Эконом Военной электротехнической академии в Сергиевом Посаде (1919–1921). С 1924 настоятель московских храмов: иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. Климента, папы Римского. В 1932 арестован, выслан в Казахстан на 3 года, по возвращении из ссылки проживал в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Иосиф (Цвийович) (1878–1957), митрополит Скопльский (1932–1957). Воспитанник Киевской духовной академии. Присутствовал в составе делегации Сербской Православной Церкви на выборах в Москве Святейших Патриархов Тихона (1917) и Алексия I (1945). После интернирования и последующего заключения Патриарха Гавриила (Дожича) в концлагерь Дахау исполнял его обязанности (1941–1946). Ираклий (Попов Илья Константинович) (1875–1938), епископ. Родился в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1897). Иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1910–1918), Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря (1919–1922). Архимандрит, наместник Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря (1922). В ноябре 1922 г. приговорен к 3 годам принудительных работ. Содержался сначала в Томском доме лишения свободы, а затем в изоляторе спецназначения. В 1924 г. досрочно освобожден. Архимандрит, благочинный церквей Канского округа (1924–1925). Епископ Киренский (1925–1926), временно управляющий Иркутской епархией (1925–1926). В июле 1927 г. выслан в Красноярск. Епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии (1928–1931); Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1931–1933), Курганский (1933–1934), Сергачевский, викарий Горьковской епархии (1934–1935), Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1935–1937), Пензенский (1937). Арестован в декабре 1937 года, расстрелян 14 февраля 1938 года. Иувеналий (Лунин) (настоящее имя Михеев Иван Иванович), сотрудник советской разведки (см.: Михеев И.И. Священник из фронтовой разведки//Наука и религия. 2005. 8). Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) (1878–1937), архиепископ, священномученик. Родился в дворянской семье. Окончил Казанскую духовную академию (1903). Иеромонах (1902). Игумен, настоятель Спасо-Елиазарова монастыря Псковской епархии (1906). Архимандрит, настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии. Епископ Каширский, викарий Тульской епархии (1914–1917), Тульский и Белевский (с 1919 г. – Тульский и Веневский, с 1920 г. – Тульский и Одоевский). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. В мае 1920 г. избран членом Священного Синода при святейшем патриархе Тихоне. Архиепископ Курский и Обоянский (1923). В 1924–1928 гг. отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал в составлении «Соловецкого послания». С 1928 г. – архиепископ Рязанский и Зарайский, с 1929 г. – Рязанский и Шацкий. В 1936 г. арестован в Рязани. Приговорен к 5 годам ИТЛ. Направлен в Сиблаг. В июне 1937 г. переведен в Томскую инвалидную трудовую колонию. В октябре 1937 г. приговорен Особым Совещанием при НКВД по Новосибирской области к расстрелу. Расстрелян в ночь с 24 на 25 октября 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий ( Лебедев Александр Алексеевич; 1878–1937), епископ. 2 декабря 1923 – хиротонисан во епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии, настоятель Александро-Невской Лавры; с декабря 1925 по июнь 1926 – временно управляющий Ленинградской епархией. 31 марта 1927 – арестован; 19 ноября освобожден; в конце 1927 – отказался поминать митрополита Сергия. В 1928 – ушел на покой. Проживал в городе Кашине Тверской области. 17 сентября 1937 – расстрелян. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1877–1937), епископ. Принял монашеский постриг, миссионер в Пекинской духовной миссии. В 1923 – рукоположен во епископа Стародубского, управлял Черниговской и Глуховской епархией. В 1925 – выслан в Москву. Арестован вместе с митрополитом Петром. Выслан на 3 года в Туруханский край. В 1928 – встретился с митрополитом Сергием в Москве, отделился от него, сблизился с иосифлянами. В 1929 – арестован и приговорен к 3 годам концлагеря. Освобожден в 1933. В 1934 – вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 – арестован в Архангельске, отправлен в Карлаг. 10 сентября 1937 – расстрелян в Караганде. Димитрий (Любимов Димитрий Гаврилович; 1857– 1935), архиепископ. С 1886 – священник в дворцовой церкви св. Пантелеимона в Ораниенбауме. В 1895–1898 – настоятель церкви Михаила Архистратига в Ораниенбауме. В 1898 – назначен в Покровскую церковь в Большой Коломне в Петербурге. В 1922–1925 – в ссылке. 30 декабря 1925 – хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии. 26 декабря 1927 – подписал вместе с епископом Сергием (Дружининым) акт отхода от митрополита Сергия. 28 февраля 1928 – назначен митрополитом Иосифом временно управляющим Ленинградской епархией, возведен им в сан архиепископа. 29 ноября 1929 – арестован; приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения. 17 мая 1935 – скончался в тюрьме Ярославля. Добронравов Викторин Михайлович (1889–1937), протоиерей. С 1919 – настоятель церкви Св. Николая Чудотворца на Петровском острове. 19 сентября 1930 – арестован по делу Ленинградского «филиала» ИПЦ. 8 октября 1931 – приговорен к 10 годам. Отправлен в Сиблаг. В апреле 1937 – освобожден досрочно. Поселился на хуторе Гнездышко Окуловского района, где совершал тайные богослужения. 6 августа 1937 – арестован по делу «контрреволюционной монархической организации». 28 декабря 1937 – расстрелян в Боровичах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

64 Мч. Илья Михайлович Громогласов (1869–1937), богослов, протоиерей, ученый, профессор МДА, профессор Московского университета, специалист в области церковного права и истории старообрядчества. Подвергался арестам в 1922 и 1924 гг. В 1925 г. выслан в Тобольский округ. После освобождения жил в г. Калинине (Твери), где в 1937 г. был арестован в четвертый раз. 4 декабря 1937 г. по приговору тройки расстрелян и захоронен в общей могиле на Волынском кладбище г. Калинина. Один из первых предсказал канонизацию Патриарха Тихона. 65 Сщмч. Александр Туберовский (1881–1937), богослов, доцент и сверхштатный экстраординарный профессор МДА. После закрытия академии уехал на родину, принял сан и служил в сане протоиерея вместе с отцом в с. Маккавеево Рязанской области. 26 сентября 1937 г. был арестован, а 23 декабря того же года 23 человека, среди которых был и о. Александр, расстреляли. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику святых. 66 Сщмч. Иоанн (Иван Михайлович) Смирнов (1879–1937), протоиерей, выпускник МДА, преподаватель академии на кафедре русского и церковнославянского языков и палеографии. В 1919–1935 гг. служил и настоятельствовал в разных московских храмах – до их закрытия. Арестован и 7 декабря 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. имя священномученика Иоанна Смирнова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 67 Мч. Иоанн (Иван Васильевич) Попов (1888–1938), сын священника, приват-доцент Московского университета по истории патристической философии и истории догматов, ординарный профессор патрологии, магистр богословия, доктор церковной истории Петербургской духовной академии, преподаватель московского Высшего женского богословско-педагогического института. Был арестован в 1920 г. Второй раз арестован в 1924 г. за сбор сведений о репрессированном епископате. Три года провел на Соловках, принимал участие в составлении Соловецкого послания, за что срок заключения продлили на 3 года; был отправлен в ссылку на р. Обь под Сургут. В 1931 г. освобожден и тут же снова арестован, отправлен в пустынную местность на север от Тобольска. Неожиданно вызван в Москву в 1932 г. для перевода какого-то труда на латинский. В январе – феврале 1935 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Осужден ОСО НКВД СССР как участник контрреволюционной католической организации и выслан в Красноярский край. Здесь И. В. Попов вновь был арестован 9 октября 1937 г. Расстрелян 8 февраля 1938 г. в Енисейске; сведений о месте захоронения не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 сентября/3 октября 1919 года состоялось заседание Священного Синода Российской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Тихона, на котором рассматривались доклад Московского епархиального совета о согласии его на обращение Сретенского монастыря в миссионерский (пункт 1), об увольнении архимандрита Афанасия от должности настоятеля Сретенского монастыря (пункт 3) . Было постановлено: «Ввиду продолжительного неприбытия архимандрита Афанасия из разрешенного ему в августе 1918 года отпуска, уволить названного архимандрита от должности настоятеля московского Сретенского монастыря. Исполнено 15/28 октября 1919 года» . В документах 1920 года архимандрит Гурий подписывался уже как настоятель Сретенского монастыря. Обращение Сретенского монастыря в миссионерский связано непосредственно с его настоятелем архимандритом Гурием. Еще в январе 1919 года Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном заседании слушали доклад председателя Миссионерского совета при Священном Синоде митрополита Владимирского Сергия (16/29 января, 206) об увеличении числа членов Миссионерского совета приглашением в его состав представителей от разных областей миссионерского делания. К участию в заседаниях совета на 1919 год на правах полноправного члена был приглашен в то время проректор Казанской духовной академии архимандрит Гурий – в качестве представителя от внешней миссии. Святейший Патриарх также сообщал на заседании, что архимандрит Гурий назначается им и покровителем Православного всероссийского миссионерского общества . В июне 1919 года архимандрит Гурий трудился над учреждением «Общества распространения христианства среди язычников» . Святейший Патриарх Тихон дважды в 1919 году служил в Сретенском монастыре. 23 июня/6 июля 1919 года Святейший Патриарх возглавил крестный ход из Казанского собора на Красной площади в Сретенский монастырь и совершил литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря , а также и 26 августа/8 сентября совершал литургию в Сретенском монастыре .

http://pravoslavie.ru/51157.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010