и Варсонофий - в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря ( Яблоков. С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII - нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода - святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее - святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия). Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. В 1-й четв. XVIII в., когда Свияжский мон-рь, как и при Г., вновь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев (прежде всего черемисов), по заказу митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) была написана икона Г. на кипарисовой доске (31,2×26,7 см) в чеканном серебряном позолоченном окладе, почитавшаяся чудотворной. В 1710 г. в медный посеребренный киот иконы была вложена большая часть мощей Г. Со 2-й Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням (Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894. С. 32; Яблоков. С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления ( Викентий, иером.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Московский свт. Макарий возвел игум. Варсонофия в сан архимандрита. Царь повелел архим. Варсонофию создать в Казани новый мон-рь, к-рый должен стать главной обителью в новоучрежденной Казанской и Татарстанской епархии , оплотом Православия на завоеванных землях Казанского ханства (Свт. Ермоген. 2005. С. 383). 31 июля 1555 г. архим. Варсонофий вместе с архиеп. св. Гурием, пешношскими иноками келарем Тихоном, клирошанином Феодоритом, клирошанином Иовом (Долматовым), Андроником, Сильвестром и мон. Симеоном [Симоном] (Нероновым) из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря прибыли в Казань. К 1568 г. в К. м. были возведены первые храмы - во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной и в честь Преображения Господня. Одновременно велись работы по расширению территории Казанского кремля, новая стена строилась на 150 м дальше от прежней. На этой присоединенной земле, по левую сторону от главной кремлевской улицы, и был заложен мон-рь. Рядом находилась главная проездная башня Кремля - Спасская, построенная в 1555-1562 гг., поэтому за мон-рем вскоре закрепилось название «Спасо-Преображенский». В «Повести и честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него» (1594-1595) патриарх Ермоген называет мон-рь «обителью Боголепного Спаса» (Там же. С. 345). В 1567 г. архим. Варсонофий был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, но в 1570 г., удалившись на покой, вернулся в К. м., где скончался и был погребен у алтаря Преображенского собора, рядом с могилой свт. Гурия, архиеп. Казанского. Чин погребения совершил Казанский архиеп. Тихон . 4 окт. 1595 г., при архим. Арсении, мощи обоих святителей были обретены нетленными. Впосл. мощи основателя находились в юж. приделе Преображенского собора. Материальное положение Историк обители Е. М. Лебедев относил начало устройства К. м. к 1557 г., когда в крае закончились боевые действия ( Лебедев. 1895. С. 12-13). В мае 1557 г. казанский воевода П. И. Шуйский начал массовую раздачу опустевших в ходе войны земель новым владельцам.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Новгороде. После 1918 г. икона оставалась в распоряжении общины Андреевской ц. В февр. 1928 г. община ликвидирована, ее имущество передано в Госфонд ( Галай. 2014. С. 270-271). К 2018 г. местонахождение иконы неизвестно. В обители почиталась икона свт. Алексия, митр. Московского, к-рую до нач. ХХ в. относили к памятникам «греческого письма» и датировали XV или XVI в. На иконе был изображен святитель с распростертой левой рукой, держащей небольшое Евангелие, в котором помещена частица его мощей. Икону украшала серебряная риза с финифтью. Первоначально этот образ обрамляла рама-киот со сценами из жития свт. Алексия; позднее рама хранилась отдельно в ризнице, а сама икона лежала на аналое у левого столпа Благовещенского собора. Анализ содержания житийных клейм и подписей к ним показал, что рама создана не ранее сер. XVII в. В правом приделе Алексиевской ц. находился образ Божией Матери «Скоропослушница» (Афон) с частицами мощей святителей Григория Богослова, Амвросия, еп. Медиоланского, Афанасия Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Меркурия, мч. Трифона, мц. Марины и частицы крови вмч. Димитрия Солунского. В Успенской ц., у сев. стороны, находилась «очень древняя» Смоленская икона Божией Матери, а в приделе - точная копия Толгской иконы Божией Матери и образ прп. Иоанна Лествичника (нач. XVII в.?), на котором имелась стихотворная надпись из 52 строк на тему «Лествицы». Благодаря вкладу нижегородского уроженца архиеп. Казанского и Свияжского Тихона († 1589), к-рый принял монашеский постриг в Н. Б. м., в обители хранился киот (сребропозлащенная доска под слюдяным покрытием) с частицами Ризы и Крови Господней, Древа Креста Господня, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, первомч. Стефана, святителей Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, митрополитов Петра, Ионы, Алексия, Филиппа, Гурия, архиеп. Казанского, Иоанна, архиеп. Новгородского, вмч. Димитрия Солунского, мц. Татианы, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Евфимия Суздальского и Антония Римлянина. В Н. Б. м. хранился большой напрестольный серебряный позолоченный крест, украшенный жемчугом, с изображениями на лицевой стороне: Господа Саваофа, ангелов и Распятия Господня; на обороте креста изображены святители Московские Петр, Иона, Алексий и Филипп, св. кн. Александр Невский и св. Прокопий Устюжский. Внизу креста - надпись: «лета 7187 (1679) марта 23 дня в сей животворящей крест вложена часть саккоса св. Алексия Митрополита и часть св. мощей благоверного царя Константина и других святых». Др. напрестольный сребропозлащенный крест был пожертвован обители в 1637 г., при архим. Вениамине.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В 1567 г. в Москве митр. св. Филипп (Колычев) хиротонисал В. во епископа Тверского и Кашинского. Несмотря на епископский сан, В. оставался смиренным подвижником, каким был в Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ) Песношской обители и в Казани. Дни он проводил в трудах, ночи - в молитве, отдыхая шил клобуки, к-рые дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В 1570 г. В. удалился на покой и вернулся в казанский Преображенский мон-рь, где и скончался. Святитель был погребен Казанским архиеп. Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со свт. Гурием. 4 окт. 1595 г. при подготовке к строительству нового храма мощи обоих святителей были обретены нетленными. По указу Патриарха св. Иова В. и Гурий были канонизированы. Мощи В. находились в Преображенском соборе, в юж. приделе во имя святителей В. и Гурия. В сент. 1918 г., после закрытия монастыря, св. мощи перенесли в собор Богородицкого жен. монастыря, закрытого в 1929 г. Современное местонахождение мощей В. неизвестно. В фондах Национального музея Республики Татарстан хранятся позолоченные серебряные детали раки. По повелению царя Феодора Иоанновича и Патриарха Иова житие святителей Гурия и В. составил Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), к-рый хорошо знал В., будучи еще священником Никольского Гостинодворского храма в Казани. Рукописный подлинник жития - автограф свт. Ермогена - до 1918 г. хранился в Преображенском мон-ре. Встречающееся в лит-ре XIX в. утверждение, что В., вернувшись в Казань из Твери, принял великую схиму, в тексте свт. Ермогена отсутствует. Служба святителям Гурию и В. была составлена Ростовским митр. св. Димитрием (Туптало) . Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32; Гермоген, Патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912; Барсуков. Источники агиографии. С. 141-143; Церковные древности Казани//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409; Невоструев К. [И. ] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. 108; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, 88; С. 282, 87; С. 296, 95; С. 326, 129.

http://pravenc.ru/text/154327.html

511 Архиеп. Никанор (Бровкович) , 1883 † 1890, известный церковный оратор и писатель. От него сохранилась рукопись (в библиотеке Казанской духовной академии), содержащая правдивое и беспристрастное повествование о ходе соборных действий и вне соборных совещаний. Она по другому списку напечатана в «Рус. Архиве» 1908 г. На Киевском соборе представителем государственной власти был синодальный обер-прокурор. Официальные данные о Киевском съезде в статье «Церковных ведомостей» 1905, 47. 512 Гр. А.П. Игнатьев, с 1885 Иркутский генерал-губернатор по 1889 г., когда назначен товарищем министра внутренних дел. 519 Статья эта напечатана в «Томских Епархиальных Ведомостях», 1885, 5 и 9, без подписи автора. Без имени же автора вышла она отдельными оттисками, с добавлением трех приложений. Биограф архиеп. Владимира И. И. Ястребов цитирует ее как безымянную («Миссионер высокопр. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский», Казань 1898. 176, пр.), и думает, что она написана пр. Макарием. Наше личное мнение, основанное на свидетельстве архиеп. Вениамина и на внутренних признаках (сходстве в мыслях и выражении их), склонялось на сторону еп. Владимира. Но теперь, после писем к нам пр. Макария Томского от 21 дек. 1905 г. и 14 февр. 1906 г., в которых он заявляет, что статья написана им и что пр. Владимиру принадлежат одно из приложений к ней, – мы должны изменить свое мнение об авторе ее. 520 Учреждена 29 янв. 1885 г. В состав ее вошли пять уездов Пермской губернии, расположенных за Уральскими горами. 521 Суждение об этом было на соборе («Ирк. Еп. Вед.», 1887, 288, 289), но епархия Забайкальская открыта только 1894 г., а Семипалатинская – в 1895 г. 525 В Казани были архиереи: Казанский Палладий, Чебоксарский Кирилл, Астраханский Евгений, Оренбургский Вениамин, Симбирский Варсонофий, Уфимский Дионисий, Пермский Ефрем, Екатеринбургский Нафанаил, Вятский викарий Тихон. Некоторые из них приехали с «сведущими людьми». Кроме того к совещанию были приглашены Н. И. Ильминский , прот. Е. А. Малов, Н. И. Ивановск ий и Н. И. Субботин . Присутствовали также на заседаниях обер-прокурор св. синода К. П. Победоносцев и управляющий синодальной канцелярией В. К. Саблер. (Деяния Казан. Собора – «Прав. собес.», 1885, апр. ). В Иркутске же, кроме преосвященных: местного архиепископа Вениамина, б. Камчатского (тогда Таврического) Мартиниана, Томского Владимира, Енисейского Исаакия, Селенгинского Мелетия, Киренского Макария и вновь рукоположенного Гурия Камчатского, присутствовали Иркутский генерал-губернатор гр. Игнатьев, в качестве заместителя Приамурского ген.-губернатора – Забайкальский военный губернатор, генерал-майор Барабаш, Енисейский губернатор Педашенко и и. д. Иркутского губернатора Петров. Официальные данные об обоих соборах. – «Церк. вед.», 1905, 48 и 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Святые Гурий, архиеп. Казанский и Варсонофий Тверской. –Первое жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия Казанских составлено было, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патр. Иова, первым казанским митрополитом Гермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея России. Это жизнеописание в рукописи, в лист, писанное уставом, хранится в Благовещенском Казанском соборе. Гермоген, как можно догадываться по предисловию к составленному им житию, был родом из Казанской епархии, и еще при жизни св. Варсонофия, именно в то время, когда этот святитель, отказавшись от управления Тверскою епархией, жил на покое в основанном им монастыре поступил в число белого Казанского духовенства, был потом настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и в сане Митрополита 18 лет управлял Казанской Митрополией. (Гр. Елисеева, жизнеописания святит. Гурия, Германа и Варсонофия, Казань, 1847 г. стр. 57). Но, по-видимому, он все-таки мало знал жизнь и деятельность казанских первосвятителей, потому что говорит в предисловии их жития: «не нашел я никого, кто бы достоверно знал житие и отечества сих святителей и преподобных отцов от младенчества; но обаче, еже слышах от ведящих сия, написати дерзнул» (Там же, стр. 59). Проложное чтение составлено по Гермогену. Сохранилась «Наказная Память» (инструкция), с которой преп. Гурий был отправлен в Казань (Акты Археогр. Эксп., т. 1-й 241) и письмо к нему царя Ивана Васильевича Грозного. Последнее очень важно и мы позволим себе привести его здесь... «Список с своеручнаго письма царя Иоанна Васильевича к Гурию, архиепископу Казанскому. – Преблагаго, единосущнаго, в Тройце славимаго Бога освященному и боголюбивому архиепископу царства Казанскаго Гурию челобитье от нас, и от всех наших ниский поклон. Господь Бог, да сохранит пути твои, и продолжит ти лета, и спасет тя от всякаго зла душевнаго же. – Писал еси ты ко мне, в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казане сострояеш монастырь, еже аз начах, и другии хощеши строити се дело доброе содеваеши, помози тебе Бог за тое; а чтоб старцы ненужны были руками работати, и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житнице гниющия собирати, а да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилище вечьное учением, сия да наследят царство небесное и блага вечная; а на тое просите, а быхом дали есма отчины в Арской и Ногайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

«После богослужения беседовал с ними о жизни христианской, о состоянии отшедших душ по смерти, об ангелах-хранителях. Последнее они слушали с особым вниманием, и удовольствие свое, что у них есть невидимые и сильные поборники против злобы диавола, они выражали жестами» С. 84]. Вместе с Чевалковым иеромонах Макарий переводит и редактирует старые переводы Священного Писания, богослужения и т. д. В 1865 г. литургия впервые была совершена полностью на телеутском языке. Собран был огромный материал по переводам на алтайский язык, поэтому в 1864—1865 гг., а затем и в 1867—1868 гг. миссия командирует о. Макария в Петербург для издания в Синодальной типографии переводов на алтайский язык 84 . В 1868—1869 гг. по приглашению Н. И. Ильминского о. Макарий жил в Казани, где вместе с выдающимся ученым занимался исправлением и подготовкой к печати «Грамматики алтайского языка» 85 . Всего на алтайском и шорском языках были опубликованы в эти и последующие годы в Казани с помощью братства свт. Гурия Казанского: «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Указание пути в Царствие Небесное» (1884), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (1882—1884, в 4 вып.) и др. Впоследствии, с конца 80-х гг., книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. Он также помогал Николаю Ивановичу в его центральной крещено-татарской школе: создал ученический хор, составил церковные напевы по образцу алтайских и переложил их на ноты. В 1869 г. он впервые отслужил литургию на татарском языке и тем положил начало богослужению на местных языках в Казанской епархии. За эти труды братство свт. Гурия избрало его в свои пожизненные члены, а архиеп. Казанский Антоний (Амфитеатров) представил к возведению в сан игумена. В 1870 г. он возвратился в Алтайскую миссию, принеся в нее опыт Н. И. Ильминского, прежде всего опыт крещено-татарской школы. Организованная по ее образцу школа в с. Чопоше 86  выпустила первых учителей-алтайцев, а ее ученики несли веру в соседние аулы проповедью, пением, учением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

919 У Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. и именно на основании записи Соломониды Бартеневой (Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. Прим. 141). Но Бартенева говорит только, что отдает игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж ее купил у Сторожевского игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. прп. Иосиф Волоколамский признает «Каллиста, бывшаго Сторожевскаго игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом Сторожевским в 1495–1512 гг. 923 В настольной грамоте 1592 г. игумену Герману читаем: «преподобный отец Савва Сторожевский» (Акты юридические. 383). В грамоте апреля 28 1595 г.: «пре- подобнаго игумена Саввы Сторожевскаго монастыря строитель Нафанаил» (Акты исторические. Т. 1. 248). Келарь Симон в своем описании новых чудес прп. Сергия передает несколько случаев, в которых прп. Савва является действующим чудесно то один, то вместе с прп. Сергием (Симон (Азарьин). Сказания о чудесах или Книга о чудесах прп. Сергия). 926 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря//ЧОИДР, 1847. Кн. 7. Отд. 4. Письмо царя Иоанна Васильевича к Гурию архиеп. Казанскому см. в: Продолжение Древней российской вивлиофики. 1789. Ч. V. 930 Ркп. писание Гермогена о житии свв. Гурия и Варсонофия. Ркп. святцы: «прпп. отцы Иова и Нектарий, боляре, ученицы св. Гурия архиепископа, с ним же и мощи их обретены в лето 7104 (1595) месяца октября 4 день». 937 Пахомиево житие свт. Алексия с прибавлениями времени митр. Макария. Книга степенная. Ч. 1. Пролог 20 мая: «сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше». Снегирев И.М. Памятники московской древности; Русская старина в памятниках. Т. 3. 939 Обыск и донесение до нас не дошли, но дошла грамота митрополита к Геннадию от 15 февраля 1488 г. (Акты исторические. Т. 1. 286), где читаем: «писал еси к нам свои грамоты, к господину, сыну моему, к вел. князю, да и ко мне, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поруганья от священников и от диаконов и от дьяков и от простых людей, да и списки еси на тех еретиков прислал к нам, почему еси обыскивал, как они хулили Сына Божия и Пречистую Его Богоматерь и ругались св. иконам; а величают жидовскую веру, а нашу Православную Христианскую веру хулят». О том же в писании к Зосиме (Древняя российская вивлиофика. Ч. XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010