Н.А. Сикорская Скачать epub pdf Век 19 в России – не только век «золотой» для литературы и искусства. Этот век расцвета богословской науки в России дал миру множество великих иерархов, бывших не только успешными церковными деятелями, но и людьми творчески одаренными, политически талантливыми, глубоко энциклопедичными. Достаточно назвать имена святителя Филарета Московского , известного, в том числе и поэтической перепиской с А.С. Пушкиным, и богословов-святителей еп. Игнатия (Брянчанинова) , Феофана (Говорова) Затворника. Особо важным явлением можно считать активное развитие церковно-исторической науки. История Русской Церкви была введена в программы Духовных Семинарий и Академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории Церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева. В середине XIX века на поприще этой науки является выдающийся историк-иерарх: архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) . Будущий пастырь и ученый, в миру Димитрий Григорьевич, родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника. Ещё никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, а юродивый Алексей взобравшись на колокольню стал трезвонить. Удивленные люди бросились к церкви и стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» – отвечал юродивый. Первоначальное воспитание и образование получил Димитрий в семье родителей. Благочестие их и аскетическая жизнь тетки-наставницы, прожившей 90 лет в девичестве, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Умственные способности мальчика обнаружились в раннем детстве. Пяти лет от роду он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. В семь лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь, через два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (лат. humilis – низкий, незнатный).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (Гумилевский Дмитрий Григорьевич) Родился 23 октября 1805 года в селе Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. В момент его появления на свет с церковной колокольни в неурочное время раздался звон. Все бросились к колокольне узнать, кто и зачем звонит. Увидев там местного юродивого, народ спросил его: «Зачем ты это делаешь?» Тот ответил: «Рад Алёшка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» Мальчика назвали Дмитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Особенное влияние оказала на него мать, Анастасия Васильевна, женщина благоразумная и благочестивая, а также тётя, девяностолетняя старица, которая обучала маленького Дмитрия церковному пению. Замечательные умственные способности Дмитрия обнаружились очень рано: «будучи пяти лет, он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти наизусть». Дмитрий был небольшого роста, худенький, живой и резвый. Семи лет Дмитрий был отдан отцом в Вышенскую пустынь к учёному иеродиакону Никону, который был префектом Рязанской духовной семинарии. За два года Дмитрием были пройдены все предметы начального училищного курса. В девять лет он поступил в Шацкое духовное училище. Способности у Дмитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что накладывало свой отпечаток на характер будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь, и уже будучи архиереем, несмотря на свою занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Одним из лучших учеников Дмитрий был и в Тамбовской духовной семинарии. Во время учёбы епископ Тамбовский Иона (Василевский; † 1849), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis – низкий, смирный).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глухов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1720 и 1805. Год утраты:1962 (разобран) Адрес: Украина, Сумская обл., Глуховский район, г. Глухов Координаты: 51.678273, 33.90768 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом следующий в Глухов и через Глухов, виходить на автостанции Глухов Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый деревянный Троицкий собор был построен в Глухове в 1657 г. В 1720 году было принято решение о его перестройке из кирпича. Предполагалось что «его длина будет 15 саженей, высота до купола 9 саженей, а чертежи и пропорции как господин Гетман Скоропадский соизволит: на строительство выделить 750 рублей, кроме этого муку, крупу, мясо и масло на прокорм». Рассказывая о судьбе Троицкого собора архиепископ Филарет Гумилевский приводит перечень происшествий при его строительстве: В 1720 году было запланировано строительство Троицкого каменного храма взамен деревянного. Средства выделило российское правительство. Однако после смерти И. Скоропадского работы почти прекратились; Только в 1746 году закончили разборки деревянного собора и заложили новый; В 1748 году произошёл пожар, и почти все, что успели построить, и заготовленные материалы сгорели; В 1759 году здание, наконец, довели до покрытия, но построенная колокольня упала, при этом разрушила угол храма, а на стенах возникли трещины; Строительство возобновили только в 1765 году, привлекая к работе архитектора А. Квасова, но после этого он заболел и поручил надзор за строительными работами своему ученику Ф. Савичу; В 1784 году строительство почти закончили, но снова произошёл пожар, и в соборе сгорело все, что могло гореть; Только в 1805 строительство храма было закончено.

http://sobory.ru/article/?object=45653

2 . НИКИФОР, уроженец острова Корфу из фамилии Графов Феотоки. В Архиепископа хиротонисан в 1779 году, Августа 6, из Иеромонахов. В 1786 году, Ноября 28, переведён в Астрахань. Екатеринославские и Херсонские 3 . АМВРОСИЙ Серебреников, Архиепископ, переведён из Олонецких Епископов в 1780 году, Ноября 23. В 1789 году, Декабря 23, наименован Блюстителем Молдо-Влахийской Екзархии. В 1792 году, Сентября 13, скончался. 4 . ГАВРИИЛ Бодони, родом из Молдавии, Митрополит, определён из Ясских в 1793 году, Мая 10. В 1799 году, Сентября 29, переведён в Киев. Примечание. В 1797 году Архиереям Епархии сей именоваться велено Новороссийскими и Днепровскими, а в 1803 году опять Екатеринославскими, Херсонскими и Таврическими. 5 . АФАНАСИЙ Иванов в 1799 году, Октября 1, переведён из Воронежской Епархии. В 1805 году, Августа 13, переведён в Астрахань, но Августа 18 в Екатеринославле скончался. 6 . ПЛАТОН Любарский, Архиепископ, в 1805 году, Августа 18, переведён из Астрахани и находится доныне. Прибавление о Преосвященных Викариях Екатеринославских Екатеринославская Викарная Епархия учреждена в 1787 году. Епископам велено именоваться Феодосийскими и Мариупольскими. Епископы 1 . ДОРОФЕЙ Возмуйлов, родом Грек, пожалован в 1787 году, Марта 7, из Архимандритов Нежинских, и того же года и месяца хиротонисан. В 1790 году, Сентября 10, скончался в Таганроге. 2 . МОИСЕЙ Гумилевский пожалован в 1791 году, Мая 31, из Архимандритов Спасо-Николаевского Екатеринославского монастыря, и в том же году хиротонисан. В 1792 году, Октября 5, убит в Крыму. 3 . ИОВ Потёмкин хиротонисан в 1793 году, Февраля 27. В 1796 году Мая 13, переведён в Минскую Епархию. 4 . ГЕРВАСИЙ хиротонисан в 1796 году, Мая 29, из Архимандритов Новгородского Юрьева монастыря. В 1798 году, Января 7, скончался в Крыму. 5 . ХРИСТОФОР хиротонисан в 1798 году, Февраля 28, из Архимандритов Елецких Черниговских. В 1799 году, Октября 16, переведён в Слободскую Украинскую Епархию, а Екатеринославская Викарная с тех пор упразднена. Глава IX. Епархия Могилёвская и Витебская

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Беседы отца с детьми о богослужении. Воскр. Чт. 1845. 12–25. Дионисия Ареопагита о церковной иерархии с толкованиями. Христ. Чт. 1855. Январь, Февраль, Март и проч. Симеона Солунского –сочинения о богослужении в толковании на литургию Дмитревского (М. 1803) и в Христ. Чт. 1856. Январь, Февраль, Март в 1851 году; в Воскр. Чтении, 1856 г. 8. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении с присовокуплением рассуждения об алтарных украшениях. Спб. 1804. О служении и чиноположениях православной Греко-российский церкви–митрополита Гавриила. Спб. 1792. О церкви,утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных–Иакова Воскресенского. 1821. Спб. Б Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию–Ивана Дмитревского. М. 1805, 1807. Краткое изъяснение на литургию– Григория Мансветова . Спб. 1822–25. Краткое толкование на литургию–протоиерея Иакова Воскресенского. Спб. 1815 и 1822. Созерцание или изъяснительное описание литургии Алексея Морева. Спб. 1806. Взгляд на Божеств, литургию восточной церкви. 1844. О литургии. Спб. 1842. Беседы на Божеств. литургию Василия Нордова . М. 1843, 1844. Благоговейные размышления при слушании литургии Ивана Дмитревского. М. 1842, 1853. Краткое изъяснение литургии, в вопросах и ответах, протоиерея Стефана Гумилевского. М. 1852, 1853, 1854. Историческое рассуждение о чинах Греко-российской церкви. Д. Малиновского. 1805 г. Памятники древней христианской церкви, Иродиона Ветринского. Спб. 1824–44, 1845. Краткое изъяснение утрени, литургии и вечерни, выбранное из книг духовных. М. 1839, 1840. О великих Господских и Богородичных праздниках. Киев, 1835. Харьков, 1843. Памятник веры. 1831. Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых Греко-российскою церковью. А. Кузнецова. 1840. О важности Воскресного дня и всех вообще праздников. Спб. 1846. О почитании праздников Господних. М. 1847. Круг подвижных праздников церкви (в беседах). Киев 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В «Украинском Вестнике» 1818 года он поместил несколько статей «Об обрядах и обычаях древних евреев». В сборнике рукописей И.А. Вахрамеева (по каталогу т. II, 459) есть проповедь его «на день Иоанна Предтечи», говоренная 29 августа 1794 г. и «на день Преображения» – 1803 г. (Геннади. Словарь, т. 1-й; Филарет. Обзор, Изд. 3. Спб. 1884 г.; Сборн. Имп. Р. Ист. Общ. т. LX). Гумилевский Матвей Иванович Гумилевский Матвей Иванович , сын священника села Петровского, по фамилии Дубинина, родился в 1770 г., учился в Ярославской семинарии, и в 1790 г. поступил священником в село Спасское, Рыбинского уезда, а в 1807 г. переведен в Рыбинск. В 1830 г., заболев, испросил себе, уже в сане протоиерея, увольнение и жил на покое, сначала в Толгском монастыре, а потом в Рыбинске, где и скончался 14 декабря 1852 года. Он составил «Описание города Рыбинска» (Спб. 1857), а в Страннике 1860 г. 7) помещено одно из «поучений» Гумилевского, произнесенное им в 1816 г. Геннади называет его «замечательным проповедником». (Геннади. Словарь, т. 1; Филарет. Обзор; Сб. Имп. Рус. Ист. Общ. LX). Дамаскин Дамаскин , в мире Дмитрий Петрович Алешковский, родной брат Аполлона Петровича Петрова 11 , родился в Ростове, где отец его 12 был священником; воспитывался в Ярославской семинарии и с 1828 года был учителем в Борисоглебском (Ростовского уезда) духовном училище, где вскоре и принял монашество; в 1838 г. перешел он в Ярославское училище, а в 1845 г. опять в Борисоглебское. Оставив в 1855 г. учебную службу, поселился он в Афанасьевском Ярославском монастыре, где и умер в 70-х годах. Он известен был как опытный преподаватель древних языков особенно греческого. Им составлена «Записка о начальниках и наставниках Ростовского Борисоглебского училища», напечатанная уже после смерти его в Яросл. епарх. ведом. 1891 г. 7). Зефиров Михаил Алексеевич Зефиров Михаил Алексеевич , учился с 1793 г. в Ярославской семинарии и по окончании в ней курса поступил в 1805 году диаконом к Ярославской Николомокринской церкви, а в 1812 г, определен священником к Скорбященской церкви при доме призрения ближнего, каковым был до смерти, 15 июля 1840 г. С 1812 по 1819 г. состоял он законоучителем приходского училища при губернской гимназии, с 1818 г. законоучителем в доме призрения ближнего, с 1822 по 1827 г. секретарем Ярославского комитета Библейского общества, со 2 сентября 1836 по 28 сентября 1837 г. – экономом семинарии. В 1828 г. он приводил в порядок архив Ярославской консистории, за что объявлена была ему благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Одновременно по указанию Николая I было усилено преподавание эстонского и латышского языков в Псковской духовной семинарии, введенное еще в 1840 г. На место преосвященного Иринарха викарием в Ригу был утвержден преосвященный Филарет (Гумилевский) . Это был человек, известный своей осторожностью и тактом, причем Николай I на аудиенции дал ему инструкции действовать «с согласия гражданского начальства» и быть разборчивым в деле присоединения крестьян к Православию. В инструкцию Рижскому викарию были внесены новые пункты. «Внимание, с благоразумием соединенная заботливость и осторожность требуются со стороны викария и в обращении с иноверцами, коими большею частью населены Лифляндская и Курляндская губернии; в сношениях с местными светскими начальниками необходима особенная осмотрительность по таким делам, по которым его мнения оказываются неодинаковыми с мнением духовного начальства; в сих случаях прежде решительного действия викарий испрашивает руководства от епархиального архиепископа и, смотря по важности дела, доводит оное до сведения обер-прокурора Св. Синода; при сем единомыслие и согласное действование начальства должно быть охраняемо с крайним тщанием... Особенно дела о присоединении к православной Церкви должны быть основаны на чисто духовном и нравственном убеждении, без малейшего примешивания посторонних видов». Преосвященный Филарет I (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский) родился 23 октября 1805 г. в семье священника села Конобеева Шацкого уезда Тамбовской губернии. После окончания Тамбовской духовной семинарии в 1826 г. поступил в Московскую Духовную Академии), в 1829 г. принял иноческий постриге именем Филарет, в 1830 г. иеромонах Филарет окончил Академию вторым магистром и остался при Московской Духовной Академии преподавателем церковной истории, а затем и курса Священного Писания . 1 мая 1833 г. иеромонах Филарет назначается инспектором Академии, а 14 декабря 1835 г. в возрасте 30 лет в сане архимандрита становится ректором. Как архимандрит он управлял московским Богоявленским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Предисловие Небо говорит:– У меня светило и звезды! Земля говорит:– У меня праведные и кроткие 1 . Славна наша древняя Черниговская земля праведными и кроткими, которые как драгоценные камни составляют ее духовное сокровище. Некоторые из этих «камней», по неизреченному промыслу Божьему, были извлечены из ее глубин и приобрели общецерковное почитание, а многие, так-же по неисповедимому Божественному промыслу, так и остались в ее недрах до явления Дня Господня. Одним из таких угодников Божьих, сокрытых до времени, и является архиеп. Черниговский и Нежинский – Филарет (Гумилевский) . Он был и деятельным архипастырем и выдающимся ученым 19 века. Слава его как ученого была известна по всей России и за ее пределами. За свои научные труды он был избран действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, Императорского Русского Археологического Общества и Общества Географического; почетным членом Копенгагенского Общества Древностей, Харьковского и Московского Университетов, Санкт-Петербургской, Московской и Киевской Духовных Академий, последняя так-же удостоила его еще и степени доктора богословия. Но, кроме ученой деятельности, он самолично управлял обширными епархиями (Рижской, Харьковской и Черниговской), был талантливым администратором, не упускавшим ничего из виду, деятельным насадителем просвещения, ревностным служителем алтаря Господня и, самое главное, был истинным угодником Божьим. Краткое жизнеописание Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам словоБожье, и, взирая на кончину ихжизни, подражайте вере их. ( Евр. 13.7 .) Родился архиепископ Филарет 23 октября (5 ноября) 1805 года в деревне Лесное – Конобеево, Тамбовской Губернии, Шацкого уезда в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. При святом крещении был наречен Димитрием, в честь св. великомуч. Димитрия Солунского. При его появлении на свет, местный юродивый всполошил весь поселок неурочным трезвоном. Сбежавшийся народ услышал в ответ на свое недоумение: «Рад Алешка, что родился великий Тимошко! А он будет звонить на всю Русь». Будучи пяти лет мальчик уже читал в церкви псалтырь и пел на клиросе. Когда наступило время учения, отрока отдали в Вышенскую Пустынь, а потом определили в Шацкое духовное училище. В это время Димитрию вместе с теткой довелось побывать в Саровской Пустыни и встретиться со святым старцем Серафимом. Посмотрев внимательно на мальчика, преподобный сказал: «Сей отрок будет великим светильником церкви и прославиться на всю Русь как ученый муж.» Во время экзаменов в Шацком духовном училище, Тамбовский Владыка Иона был удивлен способностями Конобеевского, и собственноручно написал на списке учащихся: «Конобеевскому впредь называться Гумилевским.»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Познакомимся ближе с лицом, которому принадлежат нижеследующие письма, а также с тем лицом – к кому они писаны. Сведения об архиепископе Филарете главным образом мы почерпнули из биографии святителя, написанной И.С. Листовским и напечатанной в Русском Архиве 1887 года. I Приснопамятный историк Русской церкви Филарет (Гумилевский) , скончавшийся в сане архиепископа Черниговского и Нежинского, родился 23-го октября 1805 года в древнем селе Конобееве, находящемся на берегу Цны, Шацкого уезда, Тамбовской губернии. Село это принадлежит Нарышкиным. Отец Филарета Григорий Афанасьевич священствовал в этом селе. При рождении Филарет был наречен Димитрием в честь св. великомученика Димитрия Солунского, которого память совершается 25-го октября. По свидетельству И.С. Листовского, первым вестником явления в свет светильника нашей церкви и молитвенника за нашу родину был юродивый Алексей, колокольным звоном возвестивший селу Конобееву об этом событии. Отец Филарета отличался, при глубоком благочестии, как замечательный проповедник и примерный священник, а мать Филарета Настасья Васильевна была „образцом русской благочестивой женщины“. Красота местности, в которой находилось село Конобеево, заставила Дмитрия с детства полюбить природу. Сделавшись ректором Московской духовной академии, он ухаживал за цветами; из Риги он писал, что под окнами „кое-как, с усилиями, развел садик в церковной ограде“; в Чернигове превратил он монастырские дворы в сады с куртинами роз и других цветов. Семи лет Дмитрий был помещен в Вышинскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, бывшему префекту Рязанской семинарии, где пробыл два года. Из Выши Дмитрий поступил в Шацкое духовное училище. Во время каникул Дмитрий со своею теткою посетил Саровскую пустынь. Посещение это было замечательно предсказанием о Дмитрие старца Серафима: „Сей отрок будет великим священником церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж“. В 1819 году на экзамене в Шацком училище Дмитрий обратил на себя внимание Ионы, епископа Тамбовского и Шацкого (впоследствии экзарха Грузии). В Тамбовской семинарии Дмитрий отличался необыкновенным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010