архимандрит Лавр Скачать epub pdf К столетию со дня кончины – 1866–1966 гг. В 1966 году, 9 августа старого стиля, исполнилось сто лет со дня кончины одного из выдающихся Святителей Русской Церкви, Высокопреосвященного Филарета (Гумилевского) , Архиепископа Черниговского. Архиепископ Филарет, в мире Димитрий, родился 23 октября 1805 года, в селе Лесное-Конабеево, Тамбовской губернии, в семье священника отца Григория, который по селу носил фамилию Конабеевского. В день рождения у о. Григория сына, который был назван в честь Св. Великомученика Димитрия, никто еще не знал об этом событии, кроме юродивого Алексея, проживавшего в селе. Он взобрался на колокольню и трезвоном возвестил всему селу о рождении Димитрия. Когда народ в недоумении собрался к храму и стали спрашивать юродивого – зачем он звонит, то он отвечал: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь». Раздосадованные односельчане не вняли пророческому голосу блаженного и отомстили ему свою досаду на его спине. Димитрий уже в пятилетнем возрасте начал помогать петь на клиросе. Псалтирь читал он на память, чему его обучила тетка его, сестра отца. Христианская жизнь всей семьи о. Григория, служившая примером для его пасомых, доброта и ласка всех, в особенности матери, благотворно действовали на душу восприимчивого мальчика. Отец его был замечательным проповедником и примерным пастырем, мать же, Анастасия Васильевна, была образцом благочестивой женщины. Детей своих она воспитывала в страхе Божием, водила их в храм и примером своей молитвы учила молиться и их. Вот, такая семейная обстановка, а к тому-же аскетическая жизнь тетки-наставницы, рано развили в будущем Филарете склонность к иночеству. Отец Григорий имел обыкновение собирать свою семью к столу и в свободные часы, особенно в зимние долгие вечера, сам читал для всех жития святых из Четьи-Минеи или из Пролога. Маленький Димитрий, которому было, около 7 лет, подпершись рученками, с жадностию слушал чтение отца и объяснения жизни и мученических подвигов святых Божиих угодников. Все это он впитывал в себя, и в его детской душе складывались образы великих по движников Церкви, а в сердце разгорался огонь любви к Богу и Его святым, который, как мы дальше увидим, обратившись в пламя, объял всего его в мужественную пору его служения Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

протоиерей Георгий Соколов Содержание Библиография Поучение о подвизе иночьскаго жития Завет уным чернцем Заповедь юным инокам     Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский ; 1805–1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников 3–103]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Двадцатипятилетний иеромонах, занимавший одновременно хлопотные должности академического библиотекаря и цензора, с назначением на кафедру профессора церковной истории в короткий срок сумел изменить отношение к этому предмету, и поныне пользующемуся любовью воспитанников духовных школ. Вот как это произошло: «Академическая библиотека сделалась жилищем молодого профессора. Здесь занимался Филарет составлением своих лекций, которые были полны интереса, новы по содержанию и увлекательны по изложению. До него студенты занимались предметом этим плохо, без малейшего интереса, преподаватели тяготились читать его, стараясь переменять на предмет более интересовавший студентов, а поэтому более года, много двух, никто не оставался на этой кафедре. Читали обыкновенно по учебникам митрополита Филарета («Начертание библейской истории») и Иннокентия Пензенского («Начертание церковной истории»), делая кое-какие дополнения. Не так отнесся к этому предмету Филарет, не любивший стеснять себя учебниками. Он сам стал работать над этим предметом, придав своим лекциям увлекающий интерес и тем вызвал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, А.В.Горского. Он приучил его, вначале в качестве помощника своего, к кропотливой работе историка» 19].

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» С.В. Никитина (ПСТГУ) Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века В Избранное Понимание догмата, задач догматики и богословского метода Период с середины XIX века до 1917 года занимает особое место в истории русского богословия. В это время подводятся итоги прошлого и намечаются перспективы дальнейшего развития, активно обсуждается проблема освобождения православного богословия от влияния западных схоластических образцов, предлагаются различные варианты методологических подходов, решается вопрос о месте и значении разума в богословии. Данный период обращает на себя внимание чрезвычайным разнообразием учебной, апологетической и популярной просветительской литературы догматического содержания. Многочисленные учебные пособия, изданные в это время для академий, семинарий, светских университетов и институтов, начального и среднего светского образования, отличаются гибкостью, учитывают особенности как самих учебных заведений, так и слушателей, и в значительной степени носят авторский характер. При этом между курсами догматического богословия для духовных и светских учебных заведений данного периода прослеживаются значительные различия, обусловленные особенностями светского высшего образования. Наряду с традиционными курсами догматики, предназначенными для светских университетов и институтов, получили заметное распространение учебные пособия, отмеченные своеобразием структуры и стиля изложения 1 . Учитывая невозможность изучения в университетских условиях полного круга богословских предметов, необходимых для всестороннего усвоения догматики, составители таких своеобразных учебных курсов часто включают в них разнообразные сведения из смежных богословских дисциплин. Отличительной особенностью светских курсов догматического богословия является также насыщенность апологетикой и полемикой, связанная с ориентацией на представителей светской образованной среды 2 . Среди учебных курсов для духовных академий и семинарий выделяются пять крупных догматических систем, составленных архимандритом Антонием (Амфитеатровым) (1815–1879), митрополитом Макарием (Булгаковым) (1816–1882), архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1805–1866), епископом Сильвестром (Малеванским) (1828–1908) и протоиереем Николаем Платоновичем Малиновским (1861–1917).

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) (1805–1866) Экзегетика Догматическое богословие Патрология Агиография Церковная история Описания монастырей и епархий Педагогические работы. Публицистика Издания источников, библиография и критика Беседы, слова Письма Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель Ректор МДА (1835-41). Историк церкви, богослов, патролог, библеист, талантливый проповедник и миссионер, автор капитального труда «Православное догматическое богословие». Ученик свт. Филарета Московского. Родился в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. Фамилия Гумилевский ему была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом (от лamuhckoro humilis — низкий, незнатный). Существуют сведения, что в юности Дмитрий посетил Саровскую пустынь, где Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж». Окончил Шацкое духовное училище (1820), Тамбовскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). Перед окончанием академии, 19 августа 1829 года он был пострижен в монашество. При пострижении митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему своё имя - беспрецедентный случай в истории академии. C февраля 1830 года - иеродиакон, с июня 1830 года - иеромонах. Ещё во время обучения он был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней бакалавром и с 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года - профессор по кафедре Священного Писания. С сентября 1832 года он был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия, а 1 мая 1833 года стал инспектором Московской духовной академии. С 27 января 1835 года - архимандрит, а с 14 декабря 1835 года - ректор Московской духовной академии. С 9 марта 1837 года был, одновременно, настоятелем московского Богоявленского монастыря. Филарет считается основателем академического журнала Московской духовной академии: «Творения Св. Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В сотню великих латвийцев вошли православные иерархи и священнослужители Рига, 22 декабря 2004 г. епископ Рижский Иринарх (Попов) Латвийская газета " Час " выступила инициатором и организатором акции " 100 великих латвийцев за 150 лет " . Среди названных читателями и экспертами имен " главных латвийцев " , которые за последние 150 лет внесли исключительный вклад в развитие и популяризацию Латвии как в ее пределах, так и в эмиграции, оказался ряд православных иерархов и священнослужителей, сообщает «Благовест-инфо». Например, среди названных оказался первый православный епископ Рижский Иринарх (Попов) (1790-1877). Магистр богословия, он владел иностранными языками, служил при российских посольствах в Милане, Флоренции, Риме и Афинах. За время его деятельности в Риге с 1836 до 1841 г. начался первый переход из лютеранства в Православие латышских и эстонских крестьян, местное немецкое дворянство обвинило Иринарха в подстрекательстве, добилось перевода из Риги во Псков. Епископ Филарет (Гумилевский) Второй православный епископ Филарет (Гумилевский) (1805-1866), овладев латышским и эстонским, выступил с инициативой перевода богослужебных книг на эти языки, при нем для подготовки кадров местного духовенства в Риге было учреждено православное духовное училище с обучением на латышском и эстонском. Он поддержал начавшийся после неурожая 1844 года второй переход в Православие, в 1848 году под давлением немецкого дворянства удален из края с повышением в должности. архиепископ Платон (Городецкий) Третий православный архиепископ Платон (Городецкий) (1803-1891) – энергичный организатор и талантливый проповедник, при нем в 1850 году была учреждена отдельная епархия, объединившая Лифляндскую, Курляндскую, позднее и Эстляндскую губернии, его заботами в епархии было построено 44 новых храма, продолжился переход в Православие. Православный архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) (1898-1982) и его сын протоиерей Сергий, сохранившие для потомков чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. В 1944 году святыню перевезли из Пскова в Ригу, затем в Лиепаю, откуда через Западную Европу она попала в США. За три дня в июне 2004 года в рижский Христорождественский собор приложиться к иконе, возвращающейся в сопровождении отца Сергия Гарклавса в Тихвинский Богородично-Успенский монастырь, пришло около 200 000 человек. Архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) 22 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12217.html

Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации архиепископа Филарета (Гумилевского) 16 апреля 2009 г. 11:43 14 апреля на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира было принято решение о прославлении в лике местночтимых святых Черниговской епархии видного иерарха XIX века, знаменитого церковного историка и духовного писателя архиепископа Филарета (Гумилевского). В своем докладе Синоду глава Комиссии Украинской Церкви по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн подробно осветил многообразную архипастырскую и литературную деятельность владыки. «Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание архиепископа Черниговского Филарета», Синод принял решение о его прославлении в лике святых. Было утверждено иконописное изображение нового святого, а его останки отныне считаются святыми мощами. Память святителя Черниговского Филарета будет праздноваться 9/22 августа. Справка Архиепископ Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805-1866 гг.) — известный богослов и историк Церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского; в Тамбовской семинарии, за малорослость и смирение, прозван был Гумилевским (от humilis — «тихий, смиренный»). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Филарет, затем был последовательно профессором, инспектором и ректором. Будучи широко начитан, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Его стараниями был основан академический журнал «Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». Архимандрит с 1835 г., он в 1841 г. был рукоположен во епископа Рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал «Черниговские Епархиальные Известия» и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений. Из трудов святителя Филарета наибольшее значение имеют «Православное догматическое богословие» (Чернигов, 1864; 3-е изд., 1882), «История русской церкви» (1847 и сл.; 6-е изд., Санкт-Петербург, 1894; доведено до 1826 г.) и «Обзор русской духовной литературы» (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884 Православие.ru/Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/618267.htm...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf В чем цель воспитания? Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд. ( Быт. 18:18–19 ). Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Праздность и не внушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай – не принесёт желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Все родители должны воспитывать своих детей для Бога. Итак, установим и разовьем в нем такое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть, и чтобы умел пренебрегать ими и стремился к высшему. И запечатлеем у него в памяти такой совет: «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого». Это сделает его человеком разумным и приятным: ибо ничто не мешает разуму в такой степени, как эти страсти. Страха Божия достаточно для мудрости и для того, чтобы иметь должное и правильное суждение о человеческих делах. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Питая юную душу верою Христовою, христианские родители как нельзя более облагораживают её, расширяют силы её для нравственного возрастания, и там, где остаётся безуспешным всякое человеческое усилие, благодать Божия изменяет человеческую природу на лучшее. Так, например, родители угрозами могут запретить ребёнку на некоторое время делать худое. Но надолго ли угрозами и наказаниями можно его удержать? Запретить же не только делать худое, но и думать о худом, желать худого может только мысль веры о Всеведущем Боге, Судии сердец. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866). Воспитать человека в благоговении и любви к Богу, в любви к человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия – вот сложнейшая задача, абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы – воплощения, крестной смерти и воскресения Самого Бога (Второго Лица Святой Троицы – Бога Слова). Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели. Педагог Константин Ушинский (1824–1870). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как сделать воспитание действенным? Во всем показывай в себе образец добрых дел. ( Тит. 2:7 ). Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь? Святитель Василий Великий (330–379). Учение чрез поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь геенский. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Юные бо люди более научаются от дел, нежели от слов и наказания... Потому сугубое горе отцам, которые не токмо не научают детей добра, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу! Таковые отцы не телеса, но души христианские убивают. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Когда дети видят, что их родители посещают храмы Божии, в домах совершают благоговейные молитвы, все свои занятия и все слова срастворяют богобоязненностью, тогда мало-помалу их юные сердца наполняются любовью к благочестию и чистоте нравов. Посмотрите в домы, где родители богобоязненны, благочестивы, богомольны, сострадательны, правдивы. Там и дети послушны, почтительны и подают отрадную надежду Святой Церкви и обществу. Напротив, взгляните на те семейства, где родители не исполняют правил религии и Церкви. Там дети большей частью самолюбивы, своевольны и беспечны. Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский (1792–1850). Ваш пример, отцы и матери, ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца… Не говорите ребёнку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьёте воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянётесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадёт без плода. Вы говорите сыну, что надобно любить и благодарить Господа, а сами вместо храма идёте туда, где вовсе не думают о Боге, где бесчестят Его дела. Что вы делаете? Вы убиваете веру в сыне. Добрая мать! Ты учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте, и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чем наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Нет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божией и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Гнев и благословение Божие переходят от вас к детям и внукам. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но заповедь о любви к ближнему все же вторая. А первая и наибольшая , напомним, такова: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим . И если любовь к ближнему можно вывести из любви к себе, то как быть с любовью к Богу? Ведь, наверное, эта любовь должна быть чем-то иным, нежели простое доброжелательство и человеческое отношение «как к себе самому»? Все апостолы были очень привязаны ко Христу в дни Его земной жизни, а горячий Петр убеждал Его: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Но как только в Гефсиманский сад пришли стражники и увели Христа на допрос в дом первосвященника, апостолы в страхе разбежались, а Петр трижды отказался от Господа. Спрашивается — любили ли они Его? В этом смысле очень характерно, что грех Петрова отречения уже воскресший Господь «исцеляет» троекратным вопросом: любишь ли ты Меня? И только услышав: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя , — восстанавливает Петра в апостольском звании (см.: Ин 21:15–17). Это свидетельствует, что грех Петра был грехом против любви. А ведь это были Его ближайшие ученики, знавшие Христа не один год, делившие с Ним пищу и кров, ежедневно слушавшие Его! Если даже они разбежались в час опасности, что уж тогда говорить о простых верующих, которые Бога не видели и с Ним не говорили? Как они могут всерьез уверять себя и других, будто любят Бога? Не будет ли это с их стороны лицемерием? Ответ дает Евангелие: критерий любви к Богу — неуклонное следование Его заповедям. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня , — говорит Христос апостолам совсем незадолго до Своего ареста и казни (Ин 14:21). Та же мысль впоследствии прозвучит у апостола Иоанна Богослова: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин 5:3). Вот как рассуждал на эту тему святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (1805–1866): «Иметь заповеди Иисуса значит принять их из Откровения и содержать, как дорогое сокровище, в уме. Но этого не довольно, чтобы любовь наша была достойна Господа Иисуса. Надобно, чтобы не только мысль занята была Господом, но чтобы вся душа со всеми силами посвящала себя исполнению заповедей Его. Тогда дела будут показывать, что душа любит Господа».

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010