Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

6) Епархия Темишварская. Кафедра в г. Темишваре. Епископ Никанор Попович, бывший протосинкел и настоятель монастыря Беочина, школьный товарищ нынешнего митрополита Георгия Бранковича. Родился 1831 г. в селе Кишфалюде, в Баранском комитате, где отец его был учителем. Гимназию проходил в Старом Вербасе, а философские и юридические науки слушал в Будапеште. За тем изучал богословские предметы в Карловцах, где потом два года был учителем при гимназии. С 1862 г. он приходский священник, и в этом сане был избираем членом церковно-народного конгресса и принимал деятельное участие в составлении статутов, имеющих целью упорядочить церковно-народные отношения. Овдовев, он в 1890 г. постригся в монахи и получил в управление сперва монастырь Шишатовац, а потом Беочин. Избран епископом Темишварским в 1891 г. и посвящен 12 декабря 1891 г. 217 7) Епархия Горно-Карловицкая. Это – самая большая епархия; в ней насчитывалось в 1892 г. 311,904 души. 218 Кафедра в г. Плашком. Епископ Михаил Груич. Как и епископ Темишварский, Груич сын учителя, родился в Петриньи в 1861 г. Гимназию окончил в Загребе, где слушал и первый курс юридических наук (в Загребском университете, открытом в 1874 г.). Богословские предметы изучал в Карловцах. Епископом Горно-Карловицким Феофаном Живковичем он рукоположен был в священника помимо женитьбы. Этот случай – по сообщению прот. Ф. К-ича, вызвал в Карловицкой митрополии горячую полемику и заставил епископа Живковича написать обширную записку в оправдание своей решимости допустить такое небывалое здесь новшество. В 1890 г. приняв монашество, он получил место профессора в Карловицкой семинарии. Избран во епископа в 1891 г. и посвящен 15 декабря 1891 г. 219 Сербы, переселившиеся в пределы нынешней Венгрии, нашли здесь немало монастырей, существовавших издавна, достаточно благолепных и обеспеченных. Благочестивая ревность переселенцев заботилась о поддержании и сохранении этих старинных светочей христианской жизни и благочестия, возобновляла бывшие в развалинах, и по мере надобности, строила новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Были попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. 236 Архиерейский Собор, состоящий из всех наличных епископов под председательством митрополита, необходимо созывается для избрания епископа на вакантную кафедру. Для этой именно цели созван был в Карловцах Архиерейский Собор в первый раз под председательством нынешнего патриарха в октябре 1891 года. Тогда было три вакантных епископских кафедры: темишварская, горно-карловицкая и бачкская. Управление последнею патриарх взял в свои руки; на темишварскую кафедру избран был Никанор Попович, на горно-карловицкую – Михаил Груич. 237 Обыкновенно Собор избирает кандидатов на епископские места из лиц, предлагаемых митрополитом, трех на каждое место. За предложенных митрополитом кандидатов каждый епископ подает свой голос письменно, с собственноручным подписом и приложением печати. – В октябре 1893 г. Архиерейский Собор созван был также главным образом для избрания епископов бачкского и будимского. 238 Епископом бачкским избран был и утвержден Герман Опачич, а епископом будимским Герасим Петрович, однако ж избрание его не было утверждено верховною властью. Кроме избрания епископов, в заседаниях этого собора были решены и другие, более или менее важные дела, как-то: выработаны правила для «катехизаторских экзаменов»; определено ввести преподавание русского языка в богословской школе; по просьбе профессоров назначено им квартирное пособие; обсуждались, но не решены были окончательно, проекты о монашеских правилах, о дисциплинарных правилах для белого духовенства и об уставе для богословской школы. Согласно просьбы приходских священников разрешено им, при совершении церковных треб вне домов, покрывать голову камилавкой, для защиты от холода и непогоды. 239

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии посмертно реабилитировали церковного историка прот. Радослава Груича 19.03.2014 Как сообщает информационное агентство «Танюг», 14 марта Высший суд Белграда принял решение об отмене вынесенных в 1945 г. против прот. Радослава Груича обвинений, по которым он был обвинен в «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в области культуры», уволен из университета и лишен права избирательного голоса. «Реабилитированное лицо Радослав Груич не должен считаться обвиненным», — говориться в официальном сообщении суда. В сообщении подчеркивается, что профессор стал жертвой политических, религиозных, национальных и идеологических мотивов. Судья Предраг Васич сообщил, что в полицейских и гестаповских документах проф. Груич характеризовался как противник Рейха и национал-социализма, прорусски ориентированный упорный противник немецкого влияния на высшее образование в Сербии . Инициатором реабилитации был представитель Богословского факультета В. Давидович, который в своем обращении он настаивал, что профессор внес неоценимый вклад в изучение сербской истории и сохранение сербского культурного наследия. Прот. Радослав Груич (родился в 1878 г. в Земуне, ныне в черте Белграда, рукоположен в 1899 г.) окончил семинарию в Сремски-Карловцах, университетские курсы права в Вене и философии в Загребе. С 1920 г. преподавал историю Сербии в университете в Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом философского факультета этого университета. С 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви преподавал историю СПЦ на Богословском факультете Белградского университета. Был основателем и первым директором Музея СПЦ. Член Сербской академии наук и искусств (1939). В предвоенные годы объезжал Югославию и соседние страны для регистрации памятников сербского церковного искусства. После начала второй мировой войны был инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей». Оказывал помощь беженцам и узникам концлагерей. В 1942-1943 гг., во время немецкой оккупации Югославии, перенес мощи кн. Лазаря, царя Стефана Уроша V и кн. Стефана Штиляновича и многие предметы церковного искусства в Белград, чем спас их от уничтожения. После окончания войны предложил создать комиссию по возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из сербских храмов, благодаря действиям которой многие реликвии вернулись в свои храмы, либо поступили в фонды музея СПЦ. Опубликовал более 270 научных исследований по истории СПЦ, а также ок. 500 статей по истории СПЦ в «Народной энциклопедии сербско-хорватской-словенской» (Загреб, 1925–1929. 4 кн.).

http://drevo-info.ru/news/16825.html

§244 Теперешний архиепископ белградский и митрополит Сербии, так точно и настоящий епископ нишский удерживают доселешнее свое жалование под условием, чтобы нормальным жалованьем считалось 10000 динаров, а остальное как добавление. §245 Когда настоящий закон вступит в действие, то отменяются: 1) Закон о церковных властях восточно-православного вероисповедания от 30 сентября 1862 г. (Сборник XV, стр. 104); 2) Закон от 16 октября 1865 года (Сборник XVIII, стр. 166); 3) Закон об изменениях и дополнениях от 31 декабря 1882 г. (Сборник XXXVIII, стр. 202); 4) Изменения и дополнения к тому же закону от 31 октября 1886 года (Сборник XLII, стр. 196); 5) все другие законы, постановления и распоряжения, которые противоречат настоящему закону. §246 Настоящий закон вступает в действие, когда утвердит (букв. подпишет) его Король. Поручаем всем нашим министрам сделать к обнародованию и приведению в исполнение настоящего закона надлежащее распоряжение; властям же повелеваем принять его к своему руководству, а всем и каждому подчиняться ему. 27 апреля 1890 г. В Белграде. Иов. Ристич с.р. К.С.Протич с.р. И. Бели-Маркович с.р. (М. П.) Читал и государственную печать приложил хранитель государственной печати, министр юстиции М.Кр.Дьордьевич с.р. (Далее следуют подписи всех министров с председателем министерского совета во главе): Председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Исправляющий должность военного министра, председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Министр финансов д-р М.В. Вуич с.р. Исправляющий должность министра просвещения и церковных дел, министр финансов, д-р М.В. Вуич с.р. Министр внутренних дел К.С. Таушанович с.р. Исправляющий должность министра народного хозяйства, министр внутр. дел, К.С. Таушанович с.р. Министр юстиции, М.Кр. Дьордьевич с.р. Министр общественных работ, М. Иосимович с.р. 1 Т.е. церкви и монастыри, по обету построенные и облагодетельствованные на помин души, называются у сербов задушбинами. Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Г. опубликовал более 270 научных исследований по истории СПЦ, ок. 500 статей по истории СПЦ для Народной энциклопедии, выходившей под рук. С. Станоевича ( Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925-1929. Knj. 1-4), к-рые образуют своеобразную малую серб. церковную энциклопедию. Собранные им в период обучения сведения по истории сербов в Славонии и Венгрии легли в основу монографии «Anoлoruja српскога народа у Xopbamckoj и Cлabohuju» (Нови Сад, 1909. Београд, 19892. Загреб, 20023). Много исследований посвящено истории Карловацкой митрополии СПЦ: «Како се поступало са српским молбама на двору aycmpujckor године живота nampujapxa Apcehuja III (Нови Сад, 1906), српско napoxujcko свештенство» 1923), «Пакрачка enapxuja: Споменица o српском православном владичанству пакрачком» (Нови Сад, 1930), nampujapcu и Карловачки митрополити у XVIII в.» (1931), «Духовни живот Срба у Bojboдuhu» (1939 и 1941) и др. Монография Г. «Православна Српска Црква» (Београд, 1921. Kparyjebaц, 1989р. Београд; Kparyjebaц, 1995р) стала одним из главных справочников по истории СПЦ. Огромный материал по истории СПЦ стараниями Г. был собран в музее г. Скопье и музее СПЦ. Он завещал СПЦ богатую личную б-ку рукописных книг (в т. ч. 153 рукописи XIII-XVIII вв.). Соч.: осн. библиогр. см.: Бuблuorpaфuja радова др. Радослава М. Матице Српске за друштвене науке. 1956. Св. 12. С. 109-124; Бuблuorpaфuja Радослава Д. Н. С. Београд, 1980. 24(39). Св. 1/2. С. 48-71; Каталог книга на jeзuцuмa jyrocлobehckux народа 1868-1972. Београд, 1982. С. 326-330; Српска бuблuorpaфuja. Београд, 1990. 4. 18037-18114; Бuблuorpaфuja Радослава Р. Азбучник Српске православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993. С. 313-334. Лит.: С. Прот.-ставрофор др. Р. проф. универзитета у nehзuju//Гласник: Служебни лист СПЦ. Београд, 1955. Бр. 6. С. 104-107; Р. Некролог//ИЧ. 1956. 6. С. 259-261; Saria B. R. M. Gruji, 1878-1955//Südost-Forschungen. Münch., 1957. Bd. 16. S. 449-450; Д. Др. Р. М. Н. С. Београд, 1980. 24(39). Св. 1/2. С. 47-48; С. Азбучник Српске православне Цркве по Р. Поговор// Р. Азбучник Српске православне Цркве. Београд, 1993. С. 335-344; он же. Р.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 336-337; он же. Три «сахране» прот.-ставрофора Р. 1999: Календар Српске Православне Nampujapшuje. Београд, 1998. С. 92-96.

http://pravenc.ru/text/168207.html

регулировалось соборное устройство, учреждался комитет собора или конгресса, как постоянный его представитель, епархиальным скупщинам предоставлялось право выбирать в соответственном количестве духовных и светских членов епархиального управления, депутаты на народно-церковный конгресс баллотировались совместно духовными и светскими избирателями (тогда как раньше священники избирали отдельно своих депутатов числом 25, а светские члены также своих в количестве 50-ти). Проекты эти были утверждены высшей административной властью. Но когда за тем следовало приступить к выбору митрополита-патриарха, и когда депутаты между собой уговорились не делать торжественной встречи по заранее составленному церемониалу королевскому комиссару, который для этой цели был выслан и уже прибыл в Варадин, – конгресс немедленно был распущен, Арсений лишён звания администратора, и на его место назначен в 1872 г. епископ пакрачский Никанор Груич, двухлетнее управление которого ознаменовалось полным застоем в развитии церковной автономии. В 1874 г. созван был конгресс для выборов митрополита-патриарха, – избран был Арсений Стойкович, но после того, как выбор этот не был утверждён правительством, конгресс, минуя своих отечественных епископов, избрал на патриаршую кафедру романского митрополита Прокопия Ивачковича. При этом митрополите также состоялся народно-церковный конгресс, выработавший некоторые проекты в прежнем свободолюбивом направлении, но постановления конгресса не были утверждены правительством. Между тем в одной части духовенства проявилась реакция под предводительством бачского епископа Германа, который постановления конгресса провозгласил за „антиканонические“ и „протестантские“, и которому удалось устранить Прокопия и самому получить пост администратора митрополии в 1879 г. Мало того, – епископ Герман, „grata persona“ при дворе, в 1881 г. от правительства назначен был и патриархом-митрополитом, с устранением народных избранников – Арсения Стойковича (второй раз был избираем) и Феофана Живковича. Для народно-церковной автономии наступили теперь тяжёлые времена. Не могло быть и речи о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Константин Победоносцев 11 февраля 1888 Письмо 74 Думаю, что Вашему Императорскому Величеству будут не без интереса некоторые подробности о нынешнем киевском торжестве. Я приехал сюда поутру 11 июля, в тот самый час, когда происходило открытие памятника Б. Хмельницкому. В городе шли торопливые приготовления к празднику; но дело об устройстве его было в каком-то неопределенном состоянии, – каждый час распоряжения менялись, и пришлось довольно беседовать и с митрополитом, и с головою, и с А. Р. Дрентельном, чтобы примирить разногласия. Покойный А. Р. относился к этому торжеству с каким-то недоверием и подозрительностью; он опасался до болезненности, чтоб не вышло каких-нибудь манифестаций по поводу славян и славянского вопроса, и потому старался даже до щепетильности устранить всякое участие в торжестве гражданских и военных властей. Ему хотелось сжать все дело в рамки ежегодного празднования 15 июля, исключительно церковного. А между тем, дело принимало широкие размеры, далеко за пределы этих тесных рамок: дело оказывалось торжеством поистине всенародным, и являлось одушевление замечательное. Ежечасно прибывали депутации из разных городов и учреждений. Из Нижнего голова с гражданами привезли великолепную хоругвь в дар Киеву; московские хоругвеносцы привезли 4 драгоценные хоругви; депутации из разных городов, особливо имеющих историческую связь с Киевом, привезли патриотические адресы; наезжали представителями разных епархий епископы из Нижнего, из Чернигова, из Петербурга и Москвы, из Кишинева и пр.; приехал митрополит черногорский со своим дьяконом. Приехали, несмотря на препятствия, из Сербии, Протич и Груич (бывшие министры и посланники в России); из Румынии – преданные России – кн. Богоридзе, Разновано и несколько других лиц (епископу Мельхиседеку румынское правительство, к стыду своему, не дало отпуска в Киев!). В Австрии правительство формально запретило давать паспорты в Киев; однако, прибыли из Галиции и из Венгрии с риском преследования те же галичане и словаки, которые были в Петербурге на день Кирилла и Мефодия и за то подвергались уже гонению. 13 числа явилось 11 крестьян из Галиции; они тайно пробрались через границу, – их устроили гостеприимно в лавре. Все эти люди благоговейно, со слезами на глазах, ходили по храмам и улицам киевским. Памятник Хмельницкому производил на них сильное впечатление; на нем надпись: “Водим под царя восточного православного”, и эту надпись они пожирали глазами. Даже сербы, проходя мимо, говорили: “Вот наша программа, зачем нам искать другую”.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1922 г. Синод Сербской Церкви одобрил предложение проф. Белградского ун-та прот. Лазаря Мирковича о создании МСПЦ и в 1923 г. инициировал сбор сведений о предметах церковного искусства, хранящихся в серб. храмах и мон-рях. В 1927 г. Синод разрешил каждой епархии Сербской Церкви создать свой церковный музей и издал «Правило» для их организации. В 1936 г. патриарх Сербский Варнава (Настич) вновь поднял вопрос о формировании центрального музея Сербской Церкви и др. церковно-просветительских орг-ций. Для подготовки открытия музея пригласили прот. Радослава Груича , к-рый начал поиск предметов церковного искусства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в соседних странах. В 1937 г. Груич и Миркович на выделенные Сербской Патриархией средства объехали Румынию и Венгрию для регистрации памятников серб. искусства. В том же году Сербская Патриархия арендовала на 50 лет дом (конак) кнг. Любицы в Белграде для размещения в нем буд. музея. В нач. 1940 г. в связи с планировавшимся в окт. того же года открытием музея были приобретены витрины для экспонатов. Но по причине предвоенных событий в июне 1940 г. лица, занимавшиеся созданием музея, были освобождены от своих обязанностей. В 1942 г. Груич вновь был назначен управляющим музеем, в 1948 г. на этой должности его сменил проф. С. С. Душанич (оставался на ней до 1990 г.). Благодаря Груичу после окончания войны, в апр. 1946 г., в музей были переданы предметы церковного искусства, эвакуированные во время военных действий из храмов и мон-рей Сербской Православной Церкви в Загреб (11 вагонов). В мае 1946 г. Мин-во финансов Югославии расторгло договор с Сербской Церковью об аренде Дома кнг. Любицы, поэтому все предметы к концу года были перевезены в здание Сербской Патриархии. 14 июня 1954 г. при участии патриарха Сербского Викентия (Проданова) состоялось торжественное открытие музея в здании Сербской Патриархии. С 1990 по 2005 г. управляющим музеем был проф. С. Милеуснич , затем - М. Илич (до 2010) и В. Радованович (по наст. время). В 2011-2013 гг. были проведены реконструкция музея, реставрация, съемка и оцифровка многих его экспонатов. Помимо постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся выставки.

http://pravenc.ru/text/2564318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУИЧ [серб. Радослав (17(29).06.1878, Земун, ныне в черте Белграда - 25.05.1955, Хвар, Хорватия), прот., серб. историк. С 1895 по 1899 г. учился в семинарии в Сремски-Карловци. В 1899 г. после женитьбы рукоположен во иерея и направлен в клир храма Св. Троицы в Земуне. С 1904 по 1914 г. преподавал катехизис в семинарии в Бьеловаре. Совмещал служение и преподавание с учебой: в 1908 г. окончил курс права в Вене, в 1911 г.- курс философии в Загребе. В 1919 г. защитил докт. диссертацию. В сент. 1914 г., после начала первой мировой войны, обвинен австр. властями в измене и арестован. В 1915 г. переведен под домашний арест, потом перемещен в Госпич, через 2 года Г. разрешили вернуться в Бьеловар. В 1919 г., по окончании войны, переехал в Белград. Преподавал во 2-й гимназии, затем - в семинарии св. Саввы. В 1920 г. приглашен преподавать историю Сербии на философский фак-т в ун-т г. Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом фак-та. В 1921 г. учредил при ун-те дом для малообеспеченных студентов, основал Скопьевское научное об-во и руководил им до 1937 г. Совместно с М. Костичем был учредителем и редактором «Гласника Скопьевского научного общества» (Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. 1-21). Выпускал «Сборник по истории Южной Сербии и соседних земель» (Зб. за ucmopujy Jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1). В 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви (СПЦ) переехал в Белград, в звании профессора преподавал историю СПЦ на Богословском фак-те Белградского ун-та. По благословению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) возглавил процесс формирования и до 1948 г. был директором музея СПЦ (официально открыт 14 июня 1954). Вместе с прот. Лазарем Мирковичем объехал Румынию и Венгрию, регистрируя и по возможности выкупая памятники серб. искусства. В 1939 г. избран членом САНУ, Матицы Сербской, почетным членом Студенческого исторического об-ва в Белграде. Сотрудничал с Сербским географическим об-вом и Югославянским историческим об-вом в Белграде.

http://pravenc.ru/text/168207.html

  001     002    003    004