6) Епархия Темишварская. Кафедра в г. Темишваре. Епископ Никанор Попович, бывший протосинкел и настоятель монастыря Беочина, школьный товарищ нынешнего митрополита Георгия Бранковича. Родился 1831 г. в селе Кишфалюде, в Баранском комитате, где отец его был учителем. Гимназию проходил в Старом Вербасе, а философские и юридические науки слушал в Будапеште. За тем изучал богословские предметы в Карловцах, где потом два года был учителем при гимназии. С 1862 г. он приходский священник, и в этом сане был избираем членом церковно-народного конгресса и принимал деятельное участие в составлении статутов, имеющих целью упорядочить церковно-народные отношения. Овдовев, он в 1890 г. постригся в монахи и получил в управление сперва монастырь Шишатовац, а потом Беочин. Избран епископом Темишварским в 1891 г. и посвящен 12 декабря 1891 г. 217 7) Епархия Горно-Карловицкая. Это – самая большая епархия; в ней насчитывалось в 1892 г. 311,904 души. 218 Кафедра в г. Плашком. Епископ Михаил Груич. Как и епископ Темишварский, Груич сын учителя, родился в Петриньи в 1861 г. Гимназию окончил в Загребе, где слушал и первый курс юридических наук (в Загребском университете, открытом в 1874 г.). Богословские предметы изучал в Карловцах. Епископом Горно-Карловицким Феофаном Живковичем он рукоположен был в священника помимо женитьбы. Этот случай – по сообщению прот. Ф. К-ича, вызвал в Карловицкой митрополии горячую полемику и заставил епископа Живковича написать обширную записку в оправдание своей решимости допустить такое небывалое здесь новшество. В 1890 г. приняв монашество, он получил место профессора в Карловицкой семинарии. Избран во епископа в 1891 г. и посвящен 15 декабря 1891 г. 219 Сербы, переселившиеся в пределы нынешней Венгрии, нашли здесь немало монастырей, существовавших издавна, достаточно благолепных и обеспеченных. Благочестивая ревность переселенцев заботилась о поддержании и сохранении этих старинных светочей христианской жизни и благочестия, возобновляла бывшие в развалинах, и по мере надобности, строила новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Были попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. 236 Архиерейский Собор, состоящий из всех наличных епископов под председательством митрополита, необходимо созывается для избрания епископа на вакантную кафедру. Для этой именно цели созван был в Карловцах Архиерейский Собор в первый раз под председательством нынешнего патриарха в октябре 1891 года. Тогда было три вакантных епископских кафедры: темишварская, горно-карловицкая и бачкская. Управление последнею патриарх взял в свои руки; на темишварскую кафедру избран был Никанор Попович, на горно-карловицкую – Михаил Груич. 237 Обыкновенно Собор избирает кандидатов на епископские места из лиц, предлагаемых митрополитом, трех на каждое место. За предложенных митрополитом кандидатов каждый епископ подает свой голос письменно, с собственноручным подписом и приложением печати. – В октябре 1893 г. Архиерейский Собор созван был также главным образом для избрания епископов бачкского и будимского. 238 Епископом бачкским избран был и утвержден Герман Опачич, а епископом будимским Герасим Петрович, однако ж избрание его не было утверждено верховною властью. Кроме избрания епископов, в заседаниях этого собора были решены и другие, более или менее важные дела, как-то: выработаны правила для «катехизаторских экзаменов»; определено ввести преподавание русского языка в богословской школе; по просьбе профессоров назначено им квартирное пособие; обсуждались, но не решены были окончательно, проекты о монашеских правилах, о дисциплинарных правилах для белого духовенства и об уставе для богословской школы. Согласно просьбы приходских священников разрешено им, при совершении церковных треб вне домов, покрывать голову камилавкой, для защиты от холода и непогоды. 239

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии посмертно реабилитировали церковного историка прот. Радослава Груича 19.03.2014 Как сообщает информационное агентство «Танюг», 14 марта Высший суд Белграда принял решение об отмене вынесенных в 1945 г. против прот. Радослава Груича обвинений, по которым он был обвинен в «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в области культуры», уволен из университета и лишен права избирательного голоса. «Реабилитированное лицо Радослав Груич не должен считаться обвиненным», — говориться в официальном сообщении суда. В сообщении подчеркивается, что профессор стал жертвой политических, религиозных, национальных и идеологических мотивов. Судья Предраг Васич сообщил, что в полицейских и гестаповских документах проф. Груич характеризовался как противник Рейха и национал-социализма, прорусски ориентированный упорный противник немецкого влияния на высшее образование в Сербии . Инициатором реабилитации был представитель Богословского факультета В. Давидович, который в своем обращении он настаивал, что профессор внес неоценимый вклад в изучение сербской истории и сохранение сербского культурного наследия. Прот. Радослав Груич (родился в 1878 г. в Земуне, ныне в черте Белграда, рукоположен в 1899 г.) окончил семинарию в Сремски-Карловцах, университетские курсы права в Вене и философии в Загребе. С 1920 г. преподавал историю Сербии в университете в Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом философского факультета этого университета. С 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви преподавал историю СПЦ на Богословском факультете Белградского университета. Был основателем и первым директором Музея СПЦ. Член Сербской академии наук и искусств (1939). В предвоенные годы объезжал Югославию и соседние страны для регистрации памятников сербского церковного искусства. После начала второй мировой войны был инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей». Оказывал помощь беженцам и узникам концлагерей. В 1942-1943 гг., во время немецкой оккупации Югославии, перенес мощи кн. Лазаря, царя Стефана Уроша V и кн. Стефана Штиляновича и многие предметы церковного искусства в Белград, чем спас их от уничтожения. После окончания войны предложил создать комиссию по возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из сербских храмов, благодаря действиям которой многие реликвии вернулись в свои храмы, либо поступили в фонды музея СПЦ. Опубликовал более 270 научных исследований по истории СПЦ, а также ок. 500 статей по истории СПЦ в «Народной энциклопедии сербско-хорватской-словенской» (Загреб, 1925–1929. 4 кн.).

http://drevo-info.ru/news/16825.html

§244 Теперешний архиепископ белградский и митрополит Сербии, так точно и настоящий епископ нишский удерживают доселешнее свое жалование под условием, чтобы нормальным жалованьем считалось 10000 динаров, а остальное как добавление. §245 Когда настоящий закон вступит в действие, то отменяются: 1) Закон о церковных властях восточно-православного вероисповедания от 30 сентября 1862 г. (Сборник XV, стр. 104); 2) Закон от 16 октября 1865 года (Сборник XVIII, стр. 166); 3) Закон об изменениях и дополнениях от 31 декабря 1882 г. (Сборник XXXVIII, стр. 202); 4) Изменения и дополнения к тому же закону от 31 октября 1886 года (Сборник XLII, стр. 196); 5) все другие законы, постановления и распоряжения, которые противоречат настоящему закону. §246 Настоящий закон вступает в действие, когда утвердит (букв. подпишет) его Король. Поручаем всем нашим министрам сделать к обнародованию и приведению в исполнение настоящего закона надлежащее распоряжение; властям же повелеваем принять его к своему руководству, а всем и каждому подчиняться ему. 27 апреля 1890 г. В Белграде. Иов. Ристич с.р. К.С.Протич с.р. И. Бели-Маркович с.р. (М. П.) Читал и государственную печать приложил хранитель государственной печати, министр юстиции М.Кр.Дьордьевич с.р. (Далее следуют подписи всех министров с председателем министерского совета во главе): Председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Исправляющий должность военного министра, председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Министр финансов д-р М.В. Вуич с.р. Исправляющий должность министра просвещения и церковных дел, министр финансов, д-р М.В. Вуич с.р. Министр внутренних дел К.С. Таушанович с.р. Исправляющий должность министра народного хозяйства, министр внутр. дел, К.С. Таушанович с.р. Министр юстиции, М.Кр. Дьордьевич с.р. Министр общественных работ, М. Иосимович с.р. 1 Т.е. церкви и монастыри, по обету построенные и облагодетельствованные на помин души, называются у сербов задушбинами. Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Константин Победоносцев 11 февраля 1888 Письмо 74 Думаю, что Вашему Императорскому Величеству будут не без интереса некоторые подробности о нынешнем киевском торжестве. Я приехал сюда поутру 11 июля, в тот самый час, когда происходило открытие памятника Б. Хмельницкому. В городе шли торопливые приготовления к празднику; но дело об устройстве его было в каком-то неопределенном состоянии, – каждый час распоряжения менялись, и пришлось довольно беседовать и с митрополитом, и с головою, и с А. Р. Дрентельном, чтобы примирить разногласия. Покойный А. Р. относился к этому торжеству с каким-то недоверием и подозрительностью; он опасался до болезненности, чтоб не вышло каких-нибудь манифестаций по поводу славян и славянского вопроса, и потому старался даже до щепетильности устранить всякое участие в торжестве гражданских и военных властей. Ему хотелось сжать все дело в рамки ежегодного празднования 15 июля, исключительно церковного. А между тем, дело принимало широкие размеры, далеко за пределы этих тесных рамок: дело оказывалось торжеством поистине всенародным, и являлось одушевление замечательное. Ежечасно прибывали депутации из разных городов и учреждений. Из Нижнего голова с гражданами привезли великолепную хоругвь в дар Киеву; московские хоругвеносцы привезли 4 драгоценные хоругви; депутации из разных городов, особливо имеющих историческую связь с Киевом, привезли патриотические адресы; наезжали представителями разных епархий епископы из Нижнего, из Чернигова, из Петербурга и Москвы, из Кишинева и пр.; приехал митрополит черногорский со своим дьяконом. Приехали, несмотря на препятствия, из Сербии, Протич и Груич (бывшие министры и посланники в России); из Румынии – преданные России – кн. Богоридзе, Разновано и несколько других лиц (епископу Мельхиседеку румынское правительство, к стыду своему, не дало отпуска в Киев!). В Австрии правительство формально запретило давать паспорты в Киев; однако, прибыли из Галиции и из Венгрии с риском преследования те же галичане и словаки, которые были в Петербурге на день Кирилла и Мефодия и за то подвергались уже гонению. 13 числа явилось 11 крестьян из Галиции; они тайно пробрались через границу, – их устроили гостеприимно в лавре. Все эти люди благоговейно, со слезами на глазах, ходили по храмам и улицам киевским. Памятник Хмельницкому производил на них сильное впечатление; на нем надпись: “Водим под царя восточного православного”, и эту надпись они пожирали глазами. Даже сербы, проходя мимо, говорили: “Вот наша программа, зачем нам искать другую”.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

регулировалось соборное устройство, учреждался комитет собора или конгресса, как постоянный его представитель, епархиальным скупщинам предоставлялось право выбирать в соответственном количестве духовных и светских членов епархиального управления, депутаты на народно-церковный конгресс баллотировались совместно духовными и светскими избирателями (тогда как раньше священники избирали отдельно своих депутатов числом 25, а светские члены также своих в количестве 50-ти). Проекты эти были утверждены высшей административной властью. Но когда за тем следовало приступить к выбору митрополита-патриарха, и когда депутаты между собой уговорились не делать торжественной встречи по заранее составленному церемониалу королевскому комиссару, который для этой цели был выслан и уже прибыл в Варадин, – конгресс немедленно был распущен, Арсений лишён звания администратора, и на его место назначен в 1872 г. епископ пакрачский Никанор Груич, двухлетнее управление которого ознаменовалось полным застоем в развитии церковной автономии. В 1874 г. созван был конгресс для выборов митрополита-патриарха, – избран был Арсений Стойкович, но после того, как выбор этот не был утверждён правительством, конгресс, минуя своих отечественных епископов, избрал на патриаршую кафедру романского митрополита Прокопия Ивачковича. При этом митрополите также состоялся народно-церковный конгресс, выработавший некоторые проекты в прежнем свободолюбивом направлении, но постановления конгресса не были утверждены правительством. Между тем в одной части духовенства проявилась реакция под предводительством бачского епископа Германа, который постановления конгресса провозгласил за „антиканонические“ и „протестантские“, и которому удалось устранить Прокопия и самому получить пост администратора митрополии в 1879 г. Мало того, – епископ Герман, „grata persona“ при дворе, в 1881 г. от правительства назначен был и патриархом-митрополитом, с устранением народных избранников – Арсения Стойковича (второй раз был избираем) и Феофана Живковича. Для народно-церковной автономии наступили теперь тяжёлые времена. Не могло быть и речи о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1922 г. Синод Сербской Церкви одобрил предложение проф. Белградского ун-та прот. Лазаря Мирковича о создании МСПЦ и в 1923 г. инициировал сбор сведений о предметах церковного искусства, хранящихся в серб. храмах и мон-рях. В 1927 г. Синод разрешил каждой епархии Сербской Церкви создать свой церковный музей и издал «Правило» для их организации. В 1936 г. патриарх Сербский Варнава (Настич) вновь поднял вопрос о формировании центрального музея Сербской Церкви и др. церковно-просветительских орг-ций. Для подготовки открытия музея пригласили прот. Радослава Груича , к-рый начал поиск предметов церковного искусства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в соседних странах. В 1937 г. Груич и Миркович на выделенные Сербской Патриархией средства объехали Румынию и Венгрию для регистрации памятников серб. искусства. В том же году Сербская Патриархия арендовала на 50 лет дом (конак) кнг. Любицы в Белграде для размещения в нем буд. музея. В нач. 1940 г. в связи с планировавшимся в окт. того же года открытием музея были приобретены витрины для экспонатов. Но по причине предвоенных событий в июне 1940 г. лица, занимавшиеся созданием музея, были освобождены от своих обязанностей. В 1942 г. Груич вновь был назначен управляющим музеем, в 1948 г. на этой должности его сменил проф. С. С. Душанич (оставался на ней до 1990 г.). Благодаря Груичу после окончания войны, в апр. 1946 г., в музей были переданы предметы церковного искусства, эвакуированные во время военных действий из храмов и мон-рей Сербской Православной Церкви в Загреб (11 вагонов). В мае 1946 г. Мин-во финансов Югославии расторгло договор с Сербской Церковью об аренде Дома кнг. Любицы, поэтому все предметы к концу года были перевезены в здание Сербской Патриархии. 14 июня 1954 г. при участии патриарха Сербского Викентия (Проданова) состоялось торжественное открытие музея в здании Сербской Патриархии. С 1990 по 2005 г. управляющим музеем был проф. С. Милеуснич , затем - М. Илич (до 2010) и В. Радованович (по наст. время). В 2011-2013 гг. были проведены реконструкция музея, реставрация, съемка и оцифровка многих его экспонатов. Помимо постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся выставки.

http://pravenc.ru/text/2564318.html

В 1857 г. Д. посетил рус. консул в Боснии и Герцеговине А. Ф. Гильфердинг . Согласно его заметкам, в Д. проживало ок. 15 монахов, в окрестных селах Дечани, Лочане и др. было всего 11 правосл. домов и более 3 тыс. мусульманских. Мон-рь имел лишь виноградник под Призреном и существовал благодаря милостыне, собираемой в освобожденных от турок областях Сербии. В кон. 50-х гг. XIX в. в Россию для сбора милостыни приехали дечанские иеромонахи Агафангел и Кирилл и привезли для поклонения монастырский напрестольный крест с частицей Животворящего Креста, вклад св. царя Душана. В 1862 г. в Архангельске на собранные по всей России пожертвования для Д. были отлиты 4 колокола. В 1863 г. рус. фрегаты «Димитрий Донской» и «Ослябя» доставили их в ближайший к Д. порт Бар (Черногория). В 1897 г. настоятелем Д. был назначен архим. Иоанникий, при котором за 4 года обитель была почти полностью разорена: долги удвоились, мн. рукописи и документы из б-ки и святыни были проданы, братия насчитывала 1-2 чел., велись переговоры о ее пополнении монахами-униатами. В 1902 г. митр. Рашско-Призренский Никифор (Перич) обратился к иеросхим. Кириллу (Абрамову) из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста, приписанной к серб. мон-рю Хиландар , но населенной в тот период рус. монахами, с просьбой прислать монахов и «устроить общежитие в запустевшем монастыре». Для ознакомления с положением в Д. был послан иером. Арсений. Идею перевода рус. монахов в Д. поддержал министр иностранных дел Сербии С. Груич. В янв. 1903 г. митр. Никифор и иеросхим. Кирилл подписали акт передачи монастыря, который заверили представители общин Призрена, Печа и Джяковицы. Обитель была взята под покровительство рус. консула в Призрене. В Д. поселились 28 рус. монахов во главе с иеросхим. Кириллом. Они возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский «русский» корпус. Близ мон-ря стали селиться правосл. сербы, а албанцы перестали разорять обитель. Хотя рус. монахи поселились в Д. по просьбе серб. церковной власти, серб. общественность выступила с осуждением этого акта, а серб. печать называла его «дечанской аферой» и «захватом русскими сербской святыни». С мая 1903 г. серб. правительство пыталось расторгнуть либо изменить условия договора. В результате в договор были внесены дополнения: при игумене ввели должность наместника, обязательно серба по происхождению, количество рус. монахов ограничивалось 10, а срок соглашения истекал в сент. 1913 г.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватским фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь были перенесены в Раваницу. Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так говорит о подвиге святого Лазаря и его месте в жизни сербского народа: «Святосавский всенародный идеал «Все за Христа – Христа ни за что» никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».

http://pravicon.com/info-2763

В правление патриарха Паисия в Россию отправился и Вршацкий епископ Антоний, который появился там как посланник патриарха Паисия. По мнению Стефана Димитриевича визит Антония в Россию имел и политическую миссию, а не был только обычным поиском милостыни для пострадавших церквей Печской «Столь прекрасному приему Антония при дворе естественно способствовали его добродетели, политические сообщения и разговоры с царскими приближенными и с самим царем Михаилом Феодоровичем, хотя из этих разговоров на бумаге отражено только то, что «государь молил епископа о Василь Попович также подчеркивал, что просители, в основном выдающиеся церковные деятели, давали во время бесед полезные сведения об обстановке и событиях в Турции и в странах, через которые они О характере этих политических миссий, о предложениях, которые наши церковные люди делали русскому царю и его правительству мы не знаем почти ничего, потому что высказывания такого характера не заносились в протоколы «Записывалось в основном только то, что касалось переезда через границы и количества полученной ими Высказывания политического характера делались устно. Радослав Груич видит связь между отъездом Антония в Россию и прерванными переговорами патриарха Паисия с Римом. Когда он не имел там успеха, то «начал обращать больше внимания на православную 7 июня 1641 года в Москву прибыл Скопский митрополит Симеон. О нем сообщается, что он «установил тесные контакты между Печской патриархией и 23 июля 1641 года митрополит Симеон передал царю прошение, в котором просил о том, чтобы царь дал «сербской соборной церкви (печской) златопечатную грамоту и чтобы эта грамота была выдана на имя патриарха Паисия, так как, говорит он «соборная церковь сильно страдает от нечестивых 1 августа 1641 года царь выдал требуемую грамоту на имя На основании нее в июне 1643 года в пограничный город Путивль прибыл архимандрит Печского монастыря Кентерион с иеромонахом Иаковом и келарем Из Путивля, где они были задержаны на три месяца Кентерион 16 сентября 1643 года направил прошение царю, в котором сообщал, что его в качестве своего полномочного представителя послал патриарх Паисий на основании грамоты, полученной митрополитом Симеоном. Далее он сообщает, что везет с собой поклон от патриарха Паисия. В прошении подчеркивается, что патриарх уже совсем стар, что ему сто лет и что он находится в оковах, потому что из-за высоких налогов попал в большой долг, а страна Сокрушенным тоном человека, который многое выстрадал и еще не увидел зарю своего национального рассвета, но все таки ожидает «пока не придет какая-нибудь утешительная надежда», архимандрит Кентерион умолял царя о

http://pravoslavie.ru/40750.html

  001     002