«Синодальный обер-прокурор сообщает мне, что государь император, обратив внимание на то, что святейший синод доселе не имеет влияния, ниже сведения о делах грузинского, духовенства, высочайше поручает мне, для лучшего соображения предполагаемых на счет сей постановлений, снестись с вашим преосвященством и сообразно с местными обстоятельствами представить мое мнение, в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством, так чтобы оно было в зависимости Святейшего Синода. Почему я покорнейше прошу ваше преосвященство уведомить, в каком виде нашли вы положение здешнего духовенства при обращении вашего на оное внимания, какие предполагаете меры к приведению оного в должный порядок и к учреждению здесь духовной дикастерии, имеете ли на сей предмет в руководство какое-либо наставление из святейшего синода, или от кого какие лица должны войти в состав правления духовенством» 29 . Из вышеприведенного отношения генерала Тормасова к архиепископу Варлааму нельзя не усмотреть, что последнему необходимо было выработать проект учреждения дикастерии, как органа управления грузинским духовенством в зависимости от святейшего синода, указать затем на меры, при помощи которых можно было бы улучшить и упорядочить состояние церковного хозяйства в Грузии. Трудность этого поручения, помимо сложности дела подчинения автокефальной грузинской церкви святейшему синоду, усугублялась еще тем обстоятельством, что число церквей и самого духовенства не было приведено в известность, да и вообще дела, по управлению грузинским духовенством, не были еще точно регламентированы, вследствие чего невозможно было дать определенной цифры доходов, приносимых грузинскими церковными крестьянами церквам и монастырям 30 . Последнее обстоятельство, по словам Варлаама, было в зависимости от того, что доходы сии «состоят до сего времени в распоряжении епархиальных архиереев, которые никому никакого отчета не дают, да и сами о доходах точного сведения не имеют, ибо не одни епархиальные архиереи, но и принадлежащие церквам дворяне обоюдно доходами пользуются без всякого положительного назначения, а единственно по позволению грузинского католикоса» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинский Патриарх будет еженедельно задавать своей пастве прочтение книги 14 августа, 2012. Новостная служба Он сказал, что будет лично присутствовать на обсуждениях. «Так что волей-неволей придётся прочитать заданную книгу», — отметил Глава Грузинской Православной Церкви. 14 августа. ПРАВМИР. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II хочет ввести новую традицию для своей паствы: еженедельно читать какую-нибудь конкретную книгу, сообщает  Благовест-Инфо . Патриарх выразил тревогу по поводу того, что Грузия оказалась в списке тех стран, которые по уровню чтения книг занимают одно из последних мест. «Мы не беспокоим себя чтением. Мы переключились на интернет и телевидение. Все это поверхностно… С сегодняшнего дня по воскресеньям я буду давать вам задание, чтобы вы прочитали какую-нибудь конкретную книгу. По четвергам в 19:00 мы будем собираться в Центре духовного и интеллектуального развития молодежи и обсуждать смысл и содержание книги. Один человек сделает доклад, а после этого начнется обсуждение», — объявил Патриарх Грузинский о своём решении. Он сказал, что будет лично присутствовать на обсуждениях. «Так что волей-неволей придётся прочитать заданную книгу», — отметил Глава Грузинской Православной Церкви. Первым заданием Патриарха стала Библия. По его словам, это величайшая из книг, и знать её должен каждый из живущих. «Но, разумеется, до четверга Библию целиком вам прочитать вам не удастся, поэтому даю своё благословение на прочтение Книги Иова. Он претерпел великие мучения, но остался непоколебим в своей вере. В четверг вечером мы с вами обсудим содержание этой книги», — заключил Патриарх Илия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024

http://pravmir.ru/gruzinskij-patriarx-bu...

Народ не может и не станет так играть прошлым и своей религией; этого можно ожидать только от политиканствующих и забывших свой долг священства безрелигиозных пастырей, к тому же весьма и весьма малочисленных в Грузии, ибо, повторяем, огромное большинство иереев в Грузии чужды политиканства, любят православие и, не мудрствуя лукаво, в простоте сердца творят свое дело. Попробуйте предложить им католичество, схизму или ересь. Если же, допустим, почва для такого обращения религии в политическое знамя и в знамя отделения от России подготовлена, то не спасет никакая автокефалия. В таком случае роковой ход истории свершится. Тому доказательство – та же Византия: при наличии автокефальных церквей на окраинах ее, сепаратистические тенденции в Египте создали монофизитство, в Сирии – несторианство, а в Армении политические замыслы и влияние Персии, с одной стороны, и, с другой, вековая политическая вражда армян к византийцам создали ересь армяно-григорианскую. Но неужели здравый смысл оставит грузинский народ? Мы верим в этот смысл, который в течение веков проявили грузины в своей истории и который спас их от поглощения мусульманским миром. В жизни церковной в Грузии, конечно, много неустройств и недостатков. Но ведь это не плод намеренной деятельности тех или иных церковных деятелей из русских, ибо недостатков и неустройства много и в жизни Церкви русской. Несомненно, также, что все в Грузии, святопреданное, отцепреданное, древле-православное, самый язык грузинского богослужения, уклад церковный, – все это должно быть предметом заботливой любви и хранения. Но отсюда далеко до возведения всего этого в национализм и в политическое орудие. Пусть грузинский язык, грузинское богослужение, грузинское пение, грузинский обряд и проч., – пусть все это служит тому, чему служить подобает: религиозному созиданию и просвещению грузинского народа. Против этого никто из верующих и искренно-православных людей не станет спорить. Об этом-то и следовало бы поговорить в предстоящем совещании о делах грузинской Церкви. Может быть, до настоящего времени в Грузинском экзархате и бывали явления, которыми были недовольны истинно-добрые грузины, ревнители православия, ревнители искренние, благородные, а не политиканы. Это зависало от ложного положения, в которое поставлен был экзарх Грузии, – поставлен между паствой грузинской, гражданским начальством Кавказа и требованиями из Петрограда. Нужен ли теперь экзархат и нужен ли экзарх?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

d (буква ы) по грузинский (мхедрули) z выражает звук з; d (буква ) по-грузински же (мхедрули) T обозначает звук th d (буква ч) по-грузински a выражает звук а 198 ; u (буква в) по-грузински (мхедрули) u=у; S (буква в) по-грузинский S=ш; 199 Церковно-славянское пение. История древнего славянского церковно богослужебного пения показывает, что русские летописи сохранили два несогласных свидетельства о происхождения русского церковного пения: свидетельство Иоакимовской летописи и Степенной книги. Первая, говоря о крещении св. Владимира, замечает о прибытии демественников от Славян; вторая упоминает о трех греческих певцах с их родственниками, «и от них же начать быти в Рустей земле ангелоподобное пение, нарядное осмогласие, наипаче же трисоставное сладкоглосование и самое красное демественное пение...» 200 . Эти противоречивые о свидетельстве ясно показывают, что дееписатели не знали определенно от какого народа к русским перешло трехголосное пение. Обращаясь к греческому пению, мы находим, что у них пение унисонное, не полифонное 201 . Основная мелодия у них вполне самостоятельная, она отдается всецело одному, более твердому голосу, при чем другие лишь дополняют его, варьируя главный мотив пьесы Это пение ультраэстеричное. Вот такое пение приняли бы Балканские славяне и от последних перешло бы оно и к русским. Спрашивается- откуда же в таком случае появилось в русской церкви трехголосное пение? Если бы в Византии существовало многоголосое гармоничное церковно-богослужебное пение, то оно сохранилось бы до настоящего времени, ибо простое монотонное скорее может пропасть, чем гармонизованное. Допустим что в самой русской церкви явилось такое мелодичное пение не имеем основания, ибо для выработки мелодичного пения требуются долгие века и известная степень культуры. Глубокий знаток церковной музыки С. В. Смоленский сделавший на Афоне и в Вене огромное количество о фотографических снимков IX-XIII в.в., дотированных по Дамаскинскою системою песнопений, полагает, что «графические разности между греческими и русскими певческими нотациями, множество знаков, присущих каждой нотации ослабляют связь между греческим и русским пением; общие в начале (?) впоследствии искусства обеих народностей развились самостоятельно». Об общем начале можно решительно утверждать лишь после изучения древнегрузинского церковного пения по сохранившимся у нас грузинским нотациям VIII-XI веков. Мы думаем, что мелодичное Трехголосное пение славяне заимствовали от халдеев-грузин,-прежде переняли, по всей вероятности, болгаре, а потом от последних оно перешло к русским, хотя нет ничего невероятного, что и русские, подобно болгарам, непосредственно могли позаимствовать пение от грузин 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II призывает улучшить положение заключенных в грузинских тюрьмах 15 апреля 2007 г. 15:26 Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II оценивает положение в грузинских тюрьмах как неудовлетворительное. Об этом Предстоятель Грузинской Православной Церкви заявил журналистам 13 апреля после посещения тбилисских тюрем и а также лечебного учреждения для заключенных и осужденных, где поздравил заключенных со светлым праздником Пасхи. Католикоса-Патриарха всея Грузии, который благословил заключенных и передал им пасхальные дары, сопровождали духовные лица, министр юстиции Грузии Гия Кавтарадзе и руководитель департамента по исполнению наказаний министерства юстиции Грузии Бачо Ахалая. «Те условия, в которых находятся наши заключенные, неудовлетворительны. Человек не может быть в таких условиях — их очень много вместе», — заявил Илия II. По его словам, руководство страны и духовные лица должны сделать все, чтобы число заключенных в стране сократилось. «Мы должны сделать все для того, что бы облегчить им жизнь и иметь как можно меньше заключенных. Мечтой моего детства было увидеть Грузию без тюрем», — сказал Католикос-Патриарх всея Грузии. Он сообщил, что предложил заключенным направить к ним учителя, который научит их иконописи. Кроме того, Илия II попросил заключенных в течении месяца изложить свое видение будущего развития Грузии — как они видят вопрос восстановления территориальной целостности страны — и переслать ему. Министр юстиции Грузии Гия Кавтарадзе, в беседе с журналистами отметил, что проблемы, о которых говорил Предстоятель Грузинской Православной Церкви, открыто ставятся министерством юстиции. «Наша ежедневная деятельность направлена на то, что бы исправить то тяжелое наследство, которое мы получили, что мы и делаем все это время. Строятся новые тюрьмы, и делается все для улучшения материально-технической базы в этой системе», — отметил Гия Кавтарадзе. Со своей стороны руководитель департамента по исполнению наказания Бачо Ахалая отметил, что условия в целом во многих местах сложные, но через два года эти проблемы будут искоренены. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229236.htm...

Один из лидеров грузинской оппозиции Ираклий Батиашвили поблагодарил за свое освобождение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II 12 января 2008 г. 10:37 Один из лидеров оппозиции Ираклий Батиашвили, помилованный 11 января,  заявил, что ему нужно время после заключения, чтобы осмыслить свое политическое будущее. Об этом он заявил журналистам после освобождения из Авчальского учреждения по исполнению наказаний, отвечая на вопрос, кого он будет поддерживать как политик. Ираклий Батиашвили поблагодарил за свое освобождение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II , своих сторонников и всех тех, кто поддерживал его во время заключения. «Я узнал о своем освобождении сегодня по телевидению. Я благодарен всем, кто боролся за мое освобождение, благодарен Патриарху, всем своих соратникам и тех, кто поддерживал меня, благодарю все общественность», — заявил Ираклий Батиашвили. Он также сказал, что из заключения внимательно следил за политическими событиями в стране, но для того, чтобы вернуться в активную политику, ему нужно некоторое время. Сразу после освобождения Ираклий Батиашвили направился в Патриархию на встречу с Предстоятелем Грузинской Церкви . Указ о помиловании Ираклия Батиашвили по просьбе Патриарха подписала и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе. Хотя ранее сообщалось, что Батиашвили будет освобожден только после инаугурации новоизбранного президента Грузии, он был освобожден 11 января. Один из лидеров оппозиции Ираклий Батиашвили был осужден на семь лет лишения свободы по статьям 25-й и 315-й часть 2 УК Грузии — «оказание помощи в бунте с целью свержения государственной власти Грузии, повлекшем за собой тяжкие последствия». Вместе с тем суд снял с Ираклия Батиашвили обвинение по статье 307-й УК Грузии — государственная измена. Ираклий Батиашвили был задержан 29 июля 2006 года, а 1 августа были обнародованы аудиозаписи его телефонных переговоров с бывшим уполномоченным президента в Кодорском ущелье Эмзаром Квициани, объявившему неповиновение центру, где Батиашвили сообщает ему, какие оппозиционные партии поддержали его выступление и советует обратиться посредством СМИ к направляющимся в ущелье офицерам и военнослужащим с призывом «не стрелять в своих братьев». «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/349372.htm...

В самый день праздника в семинарском же храме совершена была высокопреосвященным владыкою литургия, а после оной благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому. После этого в семинарском храме состоялся акт, который почтили своим присутствием многие высокопоставленные лица города Тифлиса. Тифлисская духовная семинария, за время своего существования и до наших дней, управлялась 13 ректорами, из коих все, за исключением одного – протоиерея, были в сане архимандрита 157 . Грузинское церковное пение Церковно-грузинское пение, для выражения которого существует на грузинском языке особый термин – галоба (), в отличие от светского пения – симгера (), есть пение многоголосное, имеющее шестнадцати вековую давность. Образовавшись из религиозных мотивов грузин-язычников и получив христианское освещение, оно с того времени стало оглашать своды грузинских храмов родными мотивами. В церковно-грузинских мотивах слышно что-то древнее, из глубины веков идущее. Пение это, прежде всего, просто: в нем нет ни одного вычурного пассажа, ни выкриков. Но в нем есть иное богатство: сердечность и глубина непосредственного религиозного чувства, в нем поет не искусство, а душа, поет сердце, полное пламенной, самоотверженной любви к Вогу, готовое всегда служить своему Создателю и Всеблагому Промыслителю. Заключая в себе неисчерпаемое богатство мелодий, оно, будучи подвергнуто научной разработке, без всякого сомнения внесет немало ценную лепту в общую сокровищницу пения. И действительно, еще не так давно известный знаток церковной музыки, директор синодального хора в Москве г. Смоленский, разбирая грузинское церковное пение, нашел в нем: «поистине удивительные и богатые голосоведения и ритмы» 158 . До нас дошли три пергаментных сборника нотированных грузинских церковных песнопений, из коих два находятся в церковном музее духовенства грузинской епархии, 596 и 603 и один – в библиотеке грузинского общества распространения грамотности ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Владивостокская духовная консистория Владикавказские епархиальные ведомости. Владикавказ, 1895–1917. 2 раза в месяц; в 1907–1908 годах еженедельно Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1917 2 раза в месяц, с 1906 года – еженедельно Изд.: Владимирская духовная консистория Вологодские епархиальные ведомости (Официальная часть). Вологда, 1864–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Вологодская духовная консистория Неофициальная часть – см. «Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям» Волынские епархиальные ведомости. Кременец (Тип. Почаевская Лавра), 1867–1907; Житомир, 1908–1917. 2 раза в месяц; с 1880 года – 3 раза в месяц, с 1908 года – еженедельно Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866–1917 2 раза в месяц, с 1910 года – еженедельно Восточный благовест. Листок для религиозно-нравственного чтения. Приложение к журналу «Владивостокские епархиальные ведомости». Владивосток, 1912–1913 Неопределенно. Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863–1918. 2 раза в месяц, с 1906 года – еженедельно Гродненские епархиальные ведомости. Гродно, 1901–1915. Еженедельно. В 1907, 1909–1915 годах неофициальный отдел – 2 раза в месяц Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1869–1917. Еженедельно, с 1870 года – 2 раза в месяц, с 1901 года – 3 раза в месяц, с 1915 года – еженедельно. Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно, с 1915 года неофициальный отдел выходил под заглавием «Донской православный вестник» Донской православный вестник. Прибавление к «Донским епархиальным ведомостям» (Неофициальный отдел). Новочеркасск, 1915–1917. Ежемесячно. Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891–1906. 2 раза в месяц В 1901–1904 годах приложение к каждому номеру под заглавием «Прибавление к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» Позже взамен стал выходить «Вестник Грузинского Экзархата», 1910–1917 Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886–1917. Еженедельно, в 1901–1906 годах – 2 раза в месяц, с 1907 года – еженедельно

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Грузинский Патриарх против учебы детей за границей Тбилиси, 7 октября 2010 г. Грузинский Патриарх выступает против учебы детей за границей Глава Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Илия II заявил, что учеба за границей может пойти во вред грузинским детям. Это заявление многие сочли критикой в адрес прозападного правительства Грузии, сообщает Newsru.com , с ссылкой на BBC . " Грузины отправляют своих детей, малолетних детей за границу на учебу. Человек пока не окреп в духовности, культуре - и едет в совсем чужую страну. Это в частых случаях принесет вред ребенку " , - сказал Патриарх. Свое заявление Илия II сделал во время воскресной проповеди, говоря о проблеме эмиграции населения Грузии. По его словам, почти половина грузин находится за границей, и нет уверенности, что уехавшие вернутся на родину. " Из-за куска хлеба человек не должен оставлять Грузию, свою родину. Такой человек теряет больше, нежели приобретает " , - заявил Илия II. С этим утверждением вряд ли смогут согласиться молодые люди, волею судеб оказавшиеся в европейских странах или за океаном. BBC приводит пример студентку второго курса магистратуры в университете Вебстер в Голландии Анну Чичинадзе. Девушка надеется после окончания университета остаться в Европе на какое-то время. " Я знаю, что с таким образованием у меня есть шанс найти работу в Грузии. Может, это прозвучит непатриотично, но я бы все-таки хотела остаться здесь еще, по крайней мере, на несколько лет " , - говорит Анна. По словам Анны, знания - не единственное приобретение за год, проведенный в Голландии. Изменилось отношение как к жизни, так и к религии. " Здесь люди стараются быть либералами, быть более толерантными и свободными в мыслях. Я не атеистка, в Грузии я тоже вела духовную жизнь. Но для этого нужна среда религиозных людей, а здесь такого нет. Мы учимся вместе с людьми со всего мира и если говорим о религии, то это дискуссии. [В Грузии] мы далеки от всего этого " , - говорит Анна. По словам экспертов, заявление Патриарха, который пользуется доверием у абсолютного большинства населения Грузии, вряд ли охладит стремление к западному образованию, которое значительная часть грузин считает основой для успешной карьеры.

http://pravoslavie.ru/41904.html

Диптих, принятый в Русской Православной Церкви Диптих, принятый в Константинопольской Церкви Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Грузинская 7. Сербская 8. Румынская 9. Болгарская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Албанская 13. Польская 14. Чешских земель и Словакии 15.Американская и Канадская Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3. Японская 4.Китайская Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Сербская 7. Румынская 8. Болгарская 9. Грузинская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Польская 13. Албанская 14. Чешских земель и Словакии  Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3.Эстонская Константинопольский Патриархат не признает автокефальный статус Православной Церкви в Америке и поэтому не включает ее в свой диптих. Остальные отличия в приведенных списках, обусловлены различием мнений по поводу времени дарования автокефалии или автономии той или иной Церкви. Следует иметь в виду, что сегодня диптихами принято именовать не только списки Поместных Церквей, но и списки их епархий и епископов. Диптихом также именуется ежегодное издание Элладской Православной Церкви, включающее в себя месяцеслов, богослужебные указания, полные списки епископата всех Поместных Церквей и подробный справочник по каноническому устройству Элладской Церкви и Вселенского Патриархата. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/192554

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010