4 раздел В четвертых, – «не покидавшее грузин XVII века сознание необходимости точно исполнять канонический порядок, выразившееся в том, что кукосонский митрополит Никифор, наместник антиохийского патриарха, будучи избран на место умершего католикоса Захарии (1603–1634) и не имея возможности рукоположиться в Антиохии, где в это время были смуты из-за патриаршего престола, обратился с просьбой о рукоположении к московскому патриарху и, получив отказ, вследствие бывшего сомнения в чистоте православия грузинской церкви, убедительно просил царя Теймураза отпустить его для рукоположения в Иерусалим; иначе, говорил он, рукоположение будет не «по порядку» (Церковные ведомости, стр. 10–11). Таким образом, этот аргумент для отрицания автокефальности грузинской церкви устанавливает: 1) в XVII веке после смерти католикоса Грузии Захарии на его место был избран кукосонский митрополит Никифор, 2) этот Никифор состоял наместником антиохийского патриарха, 3) по каноническому порядку избранный кандидат должен был получить рукоположение в Антиохии, 4) за невозможностью выехать для рукоположения в Антиохию, Никифор обратился с просьбой о рукоположении его в католикосы к московскому патриарху, но последний вследствие сомнения в чистоте православия грузинской церкви в просьбе ему отказал, почему Никифор после этого стал проситься для принятия рукоположения в Иерусалим. 1) Насколько нам известно, из источников, бывших в руках архимандрита Никандра, наиболее определенно говорит о католикосе Захарии лишь Пл. Иосселиани, по хронологии которого католикос этот действительно правил церковью между 1603–1634 гг. В виду сего можно было бы думать, что сведения о преемнике католикоса Захарии архимандрит Никандр заимствовал именно у сего историка – археолога. Однако, Пл. Иосселиани, не обмолвившись ни единым словом о выборе на место умершего католикоса Захарии кукосонского митрополита Никифора, прямо указывает на занятие освободившегося католикосского престола Эвдемосом I (Иосселиани. Краткая история грузинской церкви, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет поэтому ничего удивительного в том, если иерархи восточные во время своих путешествий кое-кого из виновных лиц – как светских, так и духовных – подвергали наказанию, а выдававшихся способностями, незазорной жизнью и полезной деятельностью поощряли. В виду такого положения вещей, для нас вполне понятны как наказания некоторых особенно порочных лиц («с согласия местных правителей») антиохийским патриархом Макарием, так и «благословение в архиепископы иерусалимским патриархом Феофаном Заведея алавердэли» (Там же): там, где есть согласие, всё возможно. Укажем и на следующий факт. Тот-же патриарх Макарий в бытность свою в Москве не только рукополагал священников и диаконов, но даже «дал разрешение служить четырем священникам из страны ляхов (поляков), совершив над ними положенный чин и препоручив их одному из монастырских иереев, дабы он обучил их, в течение не скольких дней, чину проскомидии и литургии» (Путешествие антиох. патриарха в Россию, вып. 4, стр. 17). Хотя в повествовании об этом и не говорится о получении патриархом Макарием от московского первосвятителя Никона согласия на совершение положенного чина, но на этом основании мы не вправе заключать, что Макарий действовал в данном случае в Москве не как «в равночестной антиохийской епархии». Все эти факты говорят за то, что антиохийские патриархи не имели власти над грузинской церковью и если творили «суд и расправу», то на одинаковых со всеми другими патриархами Востока основаниях и с обязательного согласия местных правителей. Но г. Самуилову этих фактов мало. По его словам «в посещениях Грузии константинопольским и иерусалимским патриархами не указано случаев суда и власти сих последних над грузинской церковью, тогда как в рукописи патриарха Макария (о посещении им Грузии) эти случаи есть (Церковные ведомости, 1906 г., 4, стр. 187). Иначе говоря – будь на лицо случаи суда и власти других патриархов над грузинской церковью, тогда нельзя было бы считать это право (власти и суда) прерогативой исключительно патриарха антиохийского, или, что одно и тоже, тогда смело можно отрицать верховное главенство этого патриарха над церковью грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание патриарха Иова к Грузинскому митрополиту Николаю Первый русский патриарх (1589–1605) меньше всех пользуется у нас известностью со стороны своей литературной деятельности. Между тем как напечатанные уже в разных изданиях 1 его произведения, о которых покойный преосв. Филарет черниговский , скорее строгий, чем снисходительный в своих приговорах, говорит, что они «писаны с живым одушевлением, пером красноречивым 2 », так, в особенности печатаемое здесь в первый раз его послание к грузинскому митрополиту Николаю, дают видеть в нем пастыря сколько ревностного, столько же и просвещенного, обладавшего значительною начитанностью, и дают основание думать, что своим высоким саном, избранием в патриархи, Иов был обязан не одной приязни с Годуновым, как привыкли у вас думать в след за Карамзиным, но и действительным своим достоинствам и заслугам – пастырской ревности и богословской образованности. Предлагаемое послание Иова одно из всех, известных до настоящего времени его сочинений, оставалось доселе не напечатанным. Представляется непонятным, почему археографическая комиссия, напечатавшая в «актах исторических» «умное», по выражению преосв. Филарета, послание Иова к грузинскому царю Александру, оставила без внимания гораздо более важное во всех отношениях послание к митрополиту Николаю, написанное одновременно с первым и находящееся в том же самом сборнике новгородской софийскойбиблиотеки, из которого комиссия заимствовала (в неоконченном виде) послание Иова к царю Александру. Между тем и по своей обширности, и по своим литературным достоинствам, и, главное, по важности своего содержания, как один из не многих памятников вероизложения древней русской церкви – послание к митрополиту Николаю должно занимать, по нашему мнению, одно из самых видных мест не только между сочинениями самого патриарха Иова, но и вообще в ряду учительных пастырских посланий древней Руси 3 . Древнерусская богословская литература так не богата самостоятельными символическими вероизложениями, что и независимо от своих литературных достоинств «образ здравых словес», – предлагаемый первостоятелем одной поместной церкви иерархии другой – должен быть отмечен крупными чертами в истории отечественного богословия и заслуживает сделаться известным ученому миру. Таковы причины, почему предполагая, от времени до времени, печатать в «Христианском Чтении», по рукописям софийской библиотеки, не изданные произведения древней русской литературы, мы остановили, на первый раз, свой выбор на «послании патриарха Иова к грузинскому митрополиту Николе и всему освященному собору иверской земли» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Митрополит Эммануил: Католикос-Патриарх Грузии обладает мудростью, чтобы принять мудрое решение об автокефалии Украины 31.01.2019 13:53 Версия для печати Тбилиси, 31 января. Католикос-Патриарх Грузии обладает мудростью, чтобы принять мудрое решение об автокефалии Украины, заявил представитель Вселенского патриархата митрополит Галльский Эммануил после встречи с Илией II, состоявшейся накануне в Тбилиси, сообщет Грузия Online . По его словам, «это была братская встреча между братскими Церквами». «Хочу выразить особую радость, что мы находимся в Грузии, и у нас есть возможность снова встретиться с Католикосом-Патриархом всея Грузии. На встрече обсуждались определенные вопросы, состоялся обмен мнениями между Вселенским патриархатом и Грузинской патриархией. Конечно, мы говорили и о вопросе автокефалии Украинской Церкви и о томосе», — сказал митрополит Эммануил. По заявлению Эммануила, целью встречи было информирование по определенным деталям, связанным с Украинской Церковью. «Что касается автокефалии Церкви Украины, то нашей целью было не навязать какое-либо мнение, оказать давление или сделать предложение. Это была только информативная встреча и согласование деталей по тем вопросам, о которых говорится в томосе. Католикос-Патриарх Грузии обладает мудростью, чтобы принять мудрое решение. Это была братская, церковная и согласованная встреча между представителями Вселенского патриархата и Грузинской Церкви», — заявил митрополит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 23 января 2013 г. 19:07 23 января 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей подмосковной резиденции в Ново-Огарево встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II . Двумя днями ранее Предстоятель Грузинской Православной Церкви был удостоен премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Приветствуя Католикоса-Патриарха всея Грузии, В.В. Путин, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, очень рад Вас видеть и рад возможности лично Вас поздравить и с днем рождения, который недавно был, с 35-летием Вашего служения и вот теперь с наградой Фонда единства православных народов». «Но особую благодарность хочу Вам выразить за то, — продолжил Президент, — что Вы в сложных условиях сегодняшнего дня (в сложных — имею в виду непростые межгосударственные отношения между Россией и Грузией) делаете все возможное для поддержания гуманитарных, духовных, культурных контактов между нашими братскими народами. Без всякого преувеличения хочу сказать эти слова. Большое Вам спасибо. Очень рад Вас видеть в Москве. Добро пожаловать!» В ответном слове Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия поблагодарил Президента России за поздравления и передал В.В. Путину приветствие от премьер-министра Грузии Б. Иванишвили: «Ваше Превосходительство господин Президент, сердечно приветствую Вас от лица Грузинской Православной Церкви. Хочу передать Вам большой привет от нашего нового премьер-министра». «Он делает все необходимое и возможное, чтобы наладить отношения со всеми, — заверил Католикос-Патриарх. — Думаю, что те проблемы, которые существуют между нами, будут устранены, и мы по-прежнему будем братьями. Спасибо Вам за поздравления». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2744473.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 23 января 2013 г. 18:50 23 января 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин  в своей подмосковной резиденции в Ново-Огарево встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II . Двумя днями ранее Предстоятель Грузинской Православной Церкви   был удостоен премии Международного фонда единства православных народов  «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Приветствуя Католикоса-Патриарха всея Грузии, В.В. Путин, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, очень рад Вас видеть и рад возможности лично Вас поздравить и с днем рождения, который недавно был, с 35-летием Вашего служения и вот теперь с наградой Фонда единства православных народов». «Но особую благодарность хочу Вам выразить за то, — продолжил Президент, — что Вы в сложных условиях сегодняшнего дня (в сложных — имею в виду непростые межгосударственные отношения между Россией и Грузией) делаете все возможное для поддержания гуманитарных, духовных, культурных контактов между нашими братскими народами. Без всякого преувеличения хочу сказать эти слова. Большое Вам спасибо. Очень рад Вас видеть в Москве. Добро пожаловать!» В ответном слове Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия поблагодарил Президента России за поздравления и передал В.В. Путину приветствие от премьер-министра Грузии Б. Иванишвили: «Ваше Превосходительство господин Президент, сердечно приветствую Вас от лица Грузинской Православной Церкви. Хочу передать Вам большой привет от нашего нового премьер-министра». «Он делает все необходимое и возможное, чтобы наладить отношения со всеми, — заверил Католикос-Патриарх. — Думаю, что те проблемы, которые существуют между нами, будут устранены, и мы по-прежнему будем братьями. Спасибо Вам за поздравления». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2744148.ht...

Существовали даже особые Чины на принесение в жертву тельца и овна 1034 . Животные жертвы приносили в грузинской церкви и в память умерших 1035 . По авторитетному заявлению одного из литургистов-грузин, «принесение животных в жертву и в настоящее время практикуется в грузинской церкви, а в старину оно являлось одним из главнейших средств содержания духовенства в Грузии» 1036 . Молитва над жертвою скота встречается и в славянском Глаголитском евхологии Гейтлера 1037 . После приведенных документальных данных, приходится признать тот факт, что и в христианской церкви, несмотря на отмену ветхозаветных приношений, существовало (и теперь, как видели, существует в церкви грузинской) нечто, подобное последним. Проф. Мансветов, принимая во внимание указанные нами молитвы «над жертвою скота», или «на заколение волу», полагал даже, что посвящение Богу животных соединялось в христианской церкви не только с закланием их при чтении особых молитв, но даже и с сожиганием некоторых частей такого животного 1038 . Наблюдалось ли действительно в православно-христианской церкви такое, уж очень напоминающее отмененную ветхозаветную обрядность, священнодействие, как принесение и сожигание кровавых жертв, сказать, за неимением других положительных данных, не беремся. Для других деловых занятий, в древнерусских требниках также существовало несколько молитв. Так, особою молитвою благословлялось путешествие 1039 , причем, имелось иногда ввиду и путешествие с торговой целью. Думается, что к такому виду путешествия и приурочена «молитва, в гости идущим» 1040 . Завятие рыболовством и пчеловодством, так же, как и теперь, благословлялись особыми молитвами 1041 . В монастырях с особою молитвою исполняли некоторые работы и по приготовлении пищи. По крайней мере, в некоторых требниках мы встречаем еще молитву с таким назначением: «молитва, егда месити тесто на хлебы во обители» 1042 . Отразились на «молитвах потребных» и некоторые социальные явления жизни древнерусского человека. Так, в одном из требников нам пришлось встретить «молитву, егда хотят простити раб»: «Тогда глаголати имярекше: он сице (онсица?) прощает своего раба, емуже праведно прощение дарова, помолимся убо за него, иже прощает, да Господь за то подаст ему небесных Своих даров. И прощенному ктому не належити нань игу работну. И вы послуси вернии, егоже пред вами во святей Божией и соборней церкви прощена да за простившаго. Рцем вси, Господи помилуй» 1043 . Врачевальные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

10 июля Св. Синод, определением своим за 4423, утвердил нижеследующие временные правила об устройстве Православной Русской церкви в Закавказье, в пределах губерний: Тифлисской, Елисаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской и Черноморской; областей: Карсской, Батумской и Закаспийской; округов: Артвинского, Закатальского и Сухумского. 1) В экзархат Русской Церкви на Кавказе входят православное русское население и другие народности некартвельского племени, по выраженному ими на то желанию. 2) Кафедра экзарха находится в г. Тифлисе, где сосредоточиваются и органы церковного управления Экзархата. 3) Экзарх именуется митрополит Тифлисский, экзарх Кавказский. 4) Экзархат делится на епархии, управляемые епископами, подчиненными Экзарху и 5) Экзарх управляет судебно-административными и церковно-просветительными учреждениями Экзархата через экзаршеские органы. Эти правила утверждены Временным Правительством. 25 июля Временное Правительство опубликовало следующее свое постановление об установлении временных правил о положении Грузинской Православной Церкви в Российском Государстве: I. Установить временные правила о положении Грузинской Православной Церкви в Российском Государстве, при сем приложенные. II. Поручить особой комиссии, состав коей определяется Временным Правительством, разработку вопросов о выделении подлежащих церковных учреждений из Грузинского экзархата для передачи в ведение Грузинского католикосата, а равно о размерах и основаниях отпуска из государственного казначейства кредитов на содержание Грузинской Православной Церкви, с тем, чтобы заключения комиссии представлялись на усмотрение Временного Правительства. III. Впредь до окончательного устройства Грузинской Церкви, в соответствии с настоящим постановлением, и впредь до учреждения министерства вероисповеданий, сохранить за обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода в отношении Грузинской Церкви те права, кои принадлежали ему в отношении Грузинского экзархата. Подписали: Министр-Председатель А. Керенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тотчас же после разрыва грузин с Русскою Церковью чувствовалось, что наступает церковная анархия. Св. Синод безмолвствовал. Грузино-Имеретинская Синодальная Контора не могла работать, так как большинство ее членов, грузины, не являлись в заседания. Ректор Семинарии, Прот. К. Кекелидзе прекратил подачу журналов Правления на утверждение Экзарха и т. п. Возле вопроса об автокефалии начали разгораться страсти национального характера, грозя перейти в серьезные осложнения государственного характера. Положение Экзарха, лишенного руководственных указаний Церковной высшей власти, было трагическое. По инициативе пастырского собрания военного духовенства г. Тифлиса 19 марта решено было на 22 марта созвать общее собрание русского приходского и военного духовенства г. Тифлиса, представителей приходов и духовно-учебных заведений для определения своей позиции к Грузинской автокефальной Церкви. Собрание состоялось 22 марта в здании Тифлисской Александро-Невской церковно-приходской школы и постановило организовать союз русского духовенства, мирян и представителей учреждений Экзархата, находящихся в Тифлисе. 23 марта в покоях Экзарха было общее собрание русского духовенства, законоучителей и служащих в учреждениях и заведениях Экзархата. Экзарх Грузии, Архиепископ Платон принял вновь образовавшийся союз под свое покровительство и подробно доложил собранию о событиях и фактах, которые произошли с 12 марта, дня объявления автокефалии Грузинской Церкви, а также и о том, что Св. Синод по этому поводу доселе не дал руководственных указаний. Принимая во внимание, что Высшая церковная власть не только не санкционировала провозглашенную автокефалию, но даже и вообще не высказалась по ее поводу, собрание постановило: 1) основываясь на свободе самоопределения религиозных обществ, сохранить самостоятельность Русской Церкви в Закавказье, оставив ее по-прежнему в подчинении Св. Синоду; 2) в целях восстановления нарушенной церковной жизни, учредить Исполнительный Комитет из представителей духовенства и мирян г. Тифлиса для сношения с Временным Правительством и его представителями в Тифлисе, с Временным Управлением Грузинской церковью, а также для разработки вопросов организации Русской Церкви в Закавказье. В состав Комитета, под председательством Архиепископа Платона, избрано 12 членов при 3-х секретарях. Исполнительный Комитет 27 марта представителем Временного Правительства, Комиссаром В. А. Харламовым, был признан правомочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нины» ничего не говорят нам об этом путешествии св. Евстафия. Мнение это, довольно распространенное в новейшее время грузинской истории (Н. d. la G. р. I. р. 118 n. 3), обязано своею популярностью католикосу Николаю («Рай Грузии» стр.96), заимствовавшему его у монаха Ефрема, который, в свою очередь, взял его из антиохийского хронографа. Трудно решить, насколько вероятно это предание антиохийской церкви, основанное, как думают, на факте зависимости грузинской церкви от антиохийской. По преданию, св. Евстафий путешествовал в Грузию вскоре после получения им антиохийской кафедры (325), к каковому времени относит это событие и высокопреосвященный Филарет архиепископ Черниговский (историческое учение об отцах церкви ч. II, изд. 2 стр. 19. СПБ. 1882 г.). Однако, историки этого времени Руфин, Совомен, Сократ и Феодорит, немало писавшие об Евстафии и в то же время сообщавшие сведения об обращении грузин, ничего не говорят об этом. Ясно, что, когда св. Евстафий «был у дел», т. е. правил своею епархиею (325–331), он не предпринимал этого путешествия, а отсюда нам представляется более вероятным мнение Сен Мартена (Lebeau t. I. р. 293 n. I), полагающего, что св. Евстафий мог посетить Грузию после 331 г., хотя академик Броссе (Н. d. la G р. I. р. 118 п. 3) и думает, что Константин Великий не мог поручить подобного предприятия прелату, находившемуся не в милости, и потому относит это событие к 328 г. (ibid. р. 128 п. 4). Однако, что путешествие св. Евстафия в 328 году не только не могло состояться, но и было бы совершенно излишним – это, по-нашему, видно из того, что грузины приняли христианство не ранее его низложения арианами. Что же касается того, что св. Евстафий был не в милости, то это верно, но только отчасти, наполовину: Константин В., ссылавший под влиянием Арианских епископов таких столпов православия, как Афанасий, Евстафий и др., не сомневался нисколько, что лица эти и православны, и невинны в взводимых на них обвинениях, но если и ссылать их, то совсем по другим побуждениям: как, в самом деле, должна была смотреть на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010