Работы по возобновлению и исправлению древнего Мцхетского собора отданы были с публичных торгов подрядным способом за 28.696 рублей, при чем подрядчик обязался покончить работу в три года со дня заключения контракта (14 июня 1837 года), а именно в первый год: а) разобрать обе боковые пристройки и маленькую церковь с северной стороны собора, устроив везде, где следует, леса; кирпичные колонны, находящиеся на главном своде и поддерживающие верхний свод, на коем лежит крыша, исправить самым прочным образом в местах, где нужно, новыми материалами; и б) разобрав всю крышу, кроме купола, покрыть храм вновь, употребив в дело старые годные плиты с добавкой новых, но при условии, чтобы все новые плиты были одинакового цвета со старыми и притом лучшей доброты и прочности. Во второй и третий год предполагалось окончить другие работы, как-то: штукатурку внутренних стен и свода, устройство карнизов вокруг храма, переделку дверей и окон, перестилку полов и т.д. Указанные работы были окончены, вопреки контракту, позже и по освидетельствовании в них оказались неисправности. В устранение последних, комиссия в составе из инженер-штабс-капитана фон Миллера, Тифлисского городского архитектора Иванова, подполковника Грауэрт и архитектора Грузино-имеретинской Синодальной Конторы Рипарда признала необходимым: 1) всю отдувшуюся от преждевременной штукатурки побелку соскоблить и пензовать кирпичом или ноздреватым камнем, отвалившуюся же штукатурку, как равно и ту, которая по просушке стен окажется непрочною, заправить снова обыкновенною штукатуркой, произведя прежде насечку на кирпиче и очистив предварительно стены от пыли; 2) крышу тщательно исправить везде, где имеется неисправность, чтобы она совершенно не пропускала ни малейшей течи и устроить при свесах желобов водосточные трубы; 3) у основания храма земляную поверхность спланировать, сделав тротуары несколько возвышенными к стене, а возле тротуаров устроить водосточные канавы; 4) внутреннюю побелку произвести тогда, когда, по освидетельствовании, внутри храма не будет сырости, при чем сушка внутри его должна быть произведена посредством частого проветривания при сухой погоде чрез открытые двери и окна. В предупреждение же сырости, могущей проникать в храм снаружи, признано весьма полезным выкрасить внутренние стены масляной краской. 241 Согласно этим указаниям и был произведен дополнительный ремонт собора, при чем, так как подрядчик не замазал швов между кровельными плитами и на крыше собора образовалась течь, породившая сырость, – Синодальная Контора распорядилась замазкой тех швов мастикою. Следует заметить, что при этой реставрации, между прочим, разрушены были в Мцхетском соборе приделы с северной и южной стороны храма и маленькая церковь с северной стороны. Вопреки воспрещению Синодальной Конторы, подрядчик вместо того, чтобы начать ломку с купола и продолжать до основания, взрывал стены приделов порохом, подложив его в основаниях стен с трех сторон, отчего в алтарной части храма образовались трещины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что и имею счастье повергнуть на милосердное благоусмотрение Вашего Императорского Величества. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 85–88. 33. Определение Св. Синода С.-Петербург 10 августа 1823 г. Копия По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: во-первых, рапорт Грузино-Имеретинской синодальной конторы с представлением на рассмотрение обстоятельств о доме в Тифлисе, принадлежащем греческой Иерусалимской Церкви. Дом сей занимала синодальная контора и при ветхости на отделку его употребила 715 руб. 85 коп., а в 1821 году контора помещена в купленном другом доме, а в покоях, занимаемых в означенном прежнем доме, предоставлено жить секретарю конторы. С 1815 года иерусалимские архимандриты имели к тому дому присвоение, прося возвращения издержанных денег на наем для житья в Тифлисе покоев и за четырегодичное занятие дома конторою; но, когда, между тем, главноуправляющий Грузией, генерал от инфантерии Ермолов, к покойному Экзарху Грузии сообщил копию с всеподданнейшего представления своего Его Императорскому Величеству о необходимости принять в казенное ведомство все недвижимые имения, находящиеся в Грузии и Имеретии, кои от царей пожалованы в пользу греческих монастырей иерусалимского и афонского, с назначением вместо их денежной суммы, контора же ходатайствовала о обращении подворья греческого монастыря с церковью в Грузинское духовное ведомство, то Святейший Синод поручил конторе объявить бывшему иерусалимскому архимандриту Матфею, что до разрешения показанного представления г. главноуправляющего Святейший Синод рассмотрения по просьбам его о возвращении дома сделать не может. Ныне г. главноуправляющий, по поводу просьбы того архимандрита требуя о возвращении в распоряжение нынешнего архимандрита Венедикта оного дома, на присвоение которого конторою, кроме самопроизвольного занятия оного, не видит он никакого права, известил притом о разрешении показанного представления его тем, что государю императору по некоторым распоряжениям благоугодно, чтобы имение Греческой Церкви оставалось в настоящем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Эта история со вскрытым пакетом, отвлечение работников Миссии на командировку в Турцию, к тамошним айсорам, тогда как и в Персии работы было чрезвычайно много (Грузинская синодальная контора в данном случае просто переложила ответственность с собственных плеч на плечи неокрепшей еще Урмийской Миссии), и, наконец, вообще в некотором роде печально-пренебрежительное отношение Грузинской синодальной конторы к Миссии побудили архимандрита Кирилла ходатайствовать перед митрополитом Антонием об изменении не вполне нормального административного подчинения Миссии. Дело в том, что еще по прибытии своем в августе 1902 года в Тифлис архимандрит Кирилл убедился, что и высокопреосвященнейший экзарх, и все члены Грузино-Имеретинской синодальной конторы, за исключением отсутствовавшего в то время протоиерея Иоанна Восторгова , признавали совершенно чуждым для себя дело Урмийской Миссии и тяготились им. Тем более, что все другие православные Миссии находились в непосредственном подчинении Святейшему Синоду, и только Урмийская Миссия была поставлена в такое несколько неестественное административное положение. Тогда же архиепископ Алексий (Опоцкий), экзарх Грузии, обещал архимандриту Кириллу ходатайствовать перед Святейшим Синодом о подчинении Урмийской Миссии непосредственному синодальному ведению. Однако такого ходатайства не последовало, и Урмийская Миссия вынуждена была по всем своим вопросам обращаться в Грузинскую синодальную контору, которая только и обладала непосредственным правом представления интересов Миссии перед Святейшим Синодом. Это очень затрудняло решение задач, поставленных перед Урмийской Миссией и требующих, в большинстве случаев, быстрого административного указания. Последнего-то Грузинская контора никак не могла обеспечить. История с пакетом стала дополнительным мотивом к обращению архимандрита Кирилла за отеческим советом и с просьбой о помощи к митрополиту Антонию. «Единственно надежный путь доставки сюда важной казенной корреспонденции, – писал архимандрит Кирилл высокопреосвященнейшему Антонию, – через Министерство иностранных дел. Тогда пакет приходит ко мне в холщовом конверте за консульской сургучной печатью и с обратной почтовой распиской. В этом тоже одно из оснований получать нам распоряжения прямо из Петербурга, а не из Тифлиса, в котором даже адрес наш забыли и надписывают пакеты «через Баку в Тавриз» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экзархом Грузии впервые поставили тогда русского по национальности архиерея – архиепископа Феофилакта (Русанова) . Под председательством экзарха была открыта Грузино-Имеретинская синодальная контора, которая состояла из четырех членов: трех архимандритов и одного протоиерея. Она имела широкие полномочия, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. Упразднение грузинской автокефалии не было актом безупречным с канонической точки зрения, что впоследствии вызывало раздражение у местного духовенства и народа. Но соединение Грузинской и Русской Церквей следует рассматривать в свете государственного единения двух единоверных народов, спасшего от исчезновения и грузинскую национальность, и православие в Грузии. Русская Церковь оказала неоценимую помощь грузинам в устроении их церковной жизни. Своеобразие церковного строя в Грузии заключалось в дробности епархий (по 10–75 приходов в каждой), избыточествовавших епископами, происходившими из семей владетельных князей и феодальной знати; в отсутствие каких бы то ни было епархиальных канцелярий и вытекавшей отсюда безответственности приходского духовенства перед архиереями, управлявшими епархиями через устные распоряжения, в самоуправном вмешательстве в церковные дела местных князей и азнауров. Грузинское духовенство страдало от крайней бедности: на одного священника часто приходилось по 10–20 крестьянских дворов; тарелочный сбор не практиковался, а плата за требы заменялась обильными угощениями. Образование духовенства стояло на крайне низком уровне. В Грузии было много монастырей, но монастырская жизнь находилась в расстроенном состоянии. В народе были распространены языческие обряды и даже языческие верования, уживавшиеся с христианством, в особенности у горцев – сванов, хевсуров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

11 июля 1890 года А. А. Желобовский получил сразу три высочайших указа из Святейшего Синода. Первым указом он был уведомлён о своём назначении на должность протопресвитера военного и морского духовенства. Второй указ сообщал об упразднении с 12 июня того же года должности главного священника Кавказской армии, с оставлением её занимающего протоиерея Стефана Гумилевского в званиях настоятеля Тифлисского военного собора и члена Грузино-Имеретинской синодальной конторы и на представление ему, Гумилевскому, пожизненно получаемого на тот момент содержания. Третий указ доводил до сведения протопресвитера военного и морского ведомства о переходе под его начало в соответствии со ст. 29 «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» всех подвижных и неподвижных церквей, ранее состоявших в ведении главных священников гвардии и гренадер, армии и флота, за исключением церкви в доме военно-духовного ведомства в Санкт-Петербурге по Большой Подьяческой улице. А вскоре, уже в начале 1891 года, протопресвитер А. А. Желобовский получает уточнённый список соборов, переходящих под единое его начало. В первый состав правления при протопресвитере военного и морского духовенства вошли: штатными членами – протоиерей церквей Генерального и Главного Штаба, магистр богословия Григорий Словцов с предоставлением ему председательства в правлении и исполнения обязанностей протопресвитера в случае отсутствия протопресвитера А. А. Желобовского , а также протоиерей церкви Охтинских пороховых и пироксилиновых заводов, магистр богословия Тимофей Дивов и Введенской церкви лейб-гвардии Семёновского полка кандидат богословия Григорий Фалютинский. Сверхштатными – сакелларий Преображенского всей гвардии собора протоиерей Иоанн Философов и протоиерей домовой церкви протопресвитера Александр Соколов. Должность делопроизводителя правления занял состоящий правителем канцелярии главного священника армии и флота, надворный советник Николай Талепоровский; столоначальниками стали коллежский секретарь Михаил Семёнов; регистратором – коллежский секретарь Сергей Петров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1902,8 ноября – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1902.19  ноября – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903,  25 января – письмо из Урмии архимандрита Кирилла российскому генеральному консулу в Азербайджане 1903,1 февраля – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903.20  февраля – указ Св. Синода о переводе Урмийской Миссии из ведения Грузино-Имеретинской синодальной конторы в непосредственное подчинение Святейшему Синоду (предписывалось осуществлять связь через первенствующего члена Св. Синода) 1903, март-апрель – запуск собственной типографии Урмийской Миссии 1903,20  апреля – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903, апрель – завершен перевод чина литургии св. Иоанна Златоуста на древнесирийский язык 1903, октябрь – объявление персидскими властями о передаче всех храмов, числящихся за Урмийской Духовной Миссией «древним назореям» (сирийским несторианам); поддержка персидских властей и несториан инославными миссиями 1903, конец ноября – прибытие архимандрита Кирилла в Петербург для организации защиты интересов Урмийской Миссии 1903,13  декабря – записка архимандрита Кирилла по вопросу принадлежности урмийских храмов Православной Духовной Миссии 1903,  декабрь – 1904, январь – дипломатическое урегулирование вопроса о православных храмах в Урмии 1904,  январь – по рекомендации архимандрита Кирилла был хиротонисан находившийся в Петербурге архимандрит Илия, сирохалдей по происхождению, в епископа Тергяварского; по решению Св. Синода Мар-Илия должен был управлять южной, Барандузской частью Урмии, епископ Супурганский и Урмийский Мар-Ионан – северной, Назлучайской; епископу Мар-Аврааму доставалось в управление селение Марсаргиз 1904, январь – учреждение по инициативе архимандрита Кирилла «Кирилло-Сергиевского Урмийского братства» для содействия утверждению Православия в Урмии и обращению несториан в Православие 1904,12  февраля – прием императором Николаем II архимандрита Кирилла перед его отъездом в Персию

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1-я Чкондидская, состоящая в управлении Преосвященного Митрополита Виссариона; в ней соборных и приходских церквей – 102. Архимандритов – 2. Монашествующих – 17. 2-я Цагерейская, бывшая в управлении Преосвященного Митрополита Иоанна, скончавшегося в исходе 182З года; в ней, Соборных и приходских церквей считается до 70-ти, и одца пустыня, называемая, Саирме. Монашествующих – 28. 3-я Чаишская, которою управлял Преосвященный Епископ Григорий, скончавшийся в исходе 182З года; в ней монастырей нет; Соборная церковь – 1. Приходских церквей около 60, Монашествующих – 4. За смертью Преосвященных сих двух Епархий Цагерейской и Чаишской, управляет оными вышеозначенный Митрополит Виссарион Чкондидский, который происходит из роду владетельного Мингрельского дома Ордена Св. Анны 1-го класса Кавалер. 4-я Гурийская Епархия В Епархии сей также предположено было приступить к приведению в устройство духовной части в 1819 году; но поскольку посыланный туда для собрания сведений о числе церквей, духовенства и крестьян церковных, Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы Прокурор Г. Чилаев донес Экзарху, что Владетель Гуриельский Князь Мамий Гуриель, хотя и расположен без всякого сопротивления ко введению во владении его того порядка по части духовной, который предположено было ввести; но к исполнению сего дела в тогдашнее время препятствовали ему как внешние беспокойства частыми набегами Турок на владения его, с коим они граничат, так и внутренние раздоры между знатнейшими вельможами его: то приведение в известность количества церквей, монастырей, духовенства, церковных крестьян, и собрание других сведений, потребных для улучшения дел духовных, приостановлено. – О чем Святейшему Правительствующему Синоду от покойного Экзарха Грузии Преосвященного Митрополита Феофилакта донесено 8 Июля, 1819 года. Гурийской Епархией управляет Преосвященный Николай, Архиепископ Джуматский. История обращения в Христианство Осетии и других горских народов I. О начале просвещения Осетинцев и других горских народов Святым Крением

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 марта того же года Временное правительство признало автокефалию ГПЦ как национальной Церкви, не ограниченной конкретной территорией (ДВГЭ. 1917. 7/8), 25 июля - как Церкви грузин в Грузии и за ее пределами (ЦВ. 1917. 30). Рус. духовенство на Закавказском Церковном Соборе 25-29 мая 1917 г. вынесло решение о подчинении рус. приходов в Грузии Синоду РПЦ; он в свою очередь отложил рассмотрение дела до созыва Поместного Собора. 15 авг. 1917 г. местоблюстителем Католикоса-Патриарха был избран митр. Леонид, в тот же день начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , куда приходили известия из Тифлиса о присвоении груз. стороной имущества Грузино-Имеретинской синодальной конторы и экзаршего дома, об изгнании рус. монахов из мон-рей ( Герман (Веретенников). 1974. С. 65). В сент. 1917 г. на Поместном Соборе ГПЦ был избран Католикос-Патриарх Грузии - сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , открыто 13 епархий. Фактически ГПЦ заявила о себе как о территориальной Церкви, подчинившей своей юрисдикции также и большинство рус. и греч. приходов на территории Грузии. Католикос-Патриарх сщмч. Кирион разослал Главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако ни одна Церковь ее не признала. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Методы восстановления автокефалии ГПЦ повлекли разрыв молитвенного общения с РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон , обращаясь с посланием (29 дек. 1917) к Католикосу-Патриарху Кириону, митр. Гурийско-Одишскому Леониду, еп. Кутаисско-Гаенатскому Георгию (Аладашвили), еп. Горийскому Антонию (Гиоргадзе) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе), признал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии, однако на основании 9, 13 и 16-го правил Антиохийского Собора осудил самочинный характер ее восстановления (текст см.

http://pravenc.ru/text/638558.html

7 мая 1908 г. по распоряжению Святейшего Синода на базе Грузино-Имеретинской синодальной конторы был основан цензурный комитет (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26974. Л. 6). Он ограничил возможности публиковать статьи, посвященные церковной жизни Грузии. Г. Э. противопоставил активизации политических партий и движений культурно-просветительные и благотворительные мероприятия. Так, в неурожайный 1909 г. были собраны деньги для закупки хлеба и раздачи его по приходам для помощи детям-инвалидам; была выстроена больница в Абастумани, проводились благотворительные вечера духовной музыки, лекции на церковные и духовные темы и т. п. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52959. Л. 1-5; Ед. хр. 53193. Л. 1). Акцент миссионерской деятельности был перенесен на проповедь среди сектантов и противодействие антицерковной пропаганде политических революционных партий (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52986. Л. 7). Циркуляром Святейшего Синода от 18 сент. 1910 г. особое внимание предписывалось обращать на проблему сектантства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52986. Л. 7). При церквах и мон-рях были созданы специальные курсы по изучению миссионерского дела (Кавказ. 1910. 116. С. 3), а при тифлисской ц. во имя Иоанна Крестителя Миссионерский совет Г. Э. открыл специальные курсы обучения миссионеров для работы среди сектантов (Там же). Курсы снабжались из казны учебными пособиями, духовной лит-рой, церковным инвентарем, денежными субсидиями (Сахалхо пурцели. 1910. 82. С. 2), на них помимо основных духовных дисциплин изучались история миссионерства и новейшие методы проповеди. Усилиями студентов и преподавателей открывались б-ки и начальные школы, проводились беседы среди паствы, основывались церковные хоры (АКавАК. Т. 7. С. 258). По ветке Тифлис-Джульфа Закавказской железной дороги курсировал вагон-церковь (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22628. Л. 1-3). В этот период, когда борьба за автокефалию ГПЦ достигла в Грузии своего апогея, Грузинским экзархом был назначен архиеп. Владимирский Никон (Софийский; 9 июня 1906 - 28 мая 1908). Он получил от груз. духовенства, недовольного отрицательным решением Синода вопроса об автокефалии в 1906 г., требование не приезжать на Кавказ. Так, в частности, известна телеграмма свящ. В. Карбелашвили члену Гос. совета кн. И. Чавчавадзе от 27 июня 1906 г., где он просит передать экзарху и митр. Антонию (Вадковскому) в Синод совет «не приезжать в Грузию» (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 2130. Л. 30; см. также: По поводу годовщины. 1909. С. 2-9). По прибытии в Тифлис его отказались встречать груз. священнослужители, объявив ему бойкот.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Анне и Елизавете) и помогала Грузинской церкви материальными средствами. С 1783 г. Грузинская церковь поступила в ведение Св. Синода, и католикос ее Антоний был возведен в звание синодального члена. По совершенном присоединении к России как Грузии, так и Имеретии с Кахетией (1801 г.), бедствия Грузинской церкви прекратились окончательно, но она должна была пожертвовать за то своим прежним самостоятельным устройством. В 1809 г. должность ее католикоса заменена должностью экзарха Св. Синода; для высшего управления делами всего экзархата в 1814 г., по образцу Московской синодальной конторы, учреждена особая синодальная контора Грузино-Имеретинская под председательством экзарха. В 1817 г. в экзархи в первый раз назначен был русский архиерей Феофилакт Русанов , оказавший большие услуги устройству Грузинской церкви. При нем введено было более правильное разделение на епархии экзархата, прежде страдавшего излишней дробностью (11 епархий) и неясностью границ; вся Грузия была разделена теперь на 4 епархии: Карталинскую и Кахетинскую (епархия экзарха) с Горийским викариатством, Имеретинскую, Мингрельскую и Гурийскую. При Феофилакте же заведена была тифлисская семинария. В настоящее время Грузинская церковь имеет 5 епархий и 2 викариатства. Состояние православия в польских областях до Екатерины II На западной окраине Русского государства православная церковь озабочена была старой борьбой с католичеством и унией. С того времени, как по трактату вечного мира с Польшей 1686 г. Россия получила право ходатайствовать за православных жителей Польши, взоры последних не переставали обращаться к русскому правительству с надеждами на помощь. Из года в год однообразным рядом шли оттуда горькие жалобы на гонения за православие. Русское правительство делало от себя сильные представления в пользу православных королям и сеймам и получало в ответ то разные отговорки, то обещания и обнадеживания, иногда даже извещения о состоявшихся уже распоряжениях касательно восстановления законных прав православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010