Собор сей отделяется как от дома Архиерейского, так и от селения, невысокою ветхою каменною оградою, имеющею в окружности до 40 саженей, с тремя небольшими дверями с западной, северной и южной сторон. На северо-восточном углу оной небольшая деревянная комната для караульни, над коею колокольня на 6-ти деревянных столбиках с двумя небольшими колоколами. Собор сей имеет крестьян, пахотныя земли и другие имения. 3-я Мингрельская Епархия Ко введению в Мингрелии устройства по делам духовным, на основании Высочайше Конфирмованного в 28-й день Декабря, 1818 года доклада Святейшего Правительствующего Синода, покойный Экзарх Грузии, Преосвященный Митрополит Феофилакт приступил вместе с образованием части, духовной в Иметрии, в 1819 году: но поскольку посланный от него Преосвященного Экзарха в Мингрелию для собрания сведений о числе церковных крестьян и доходов церковных, количестве церквей, монастырей, приходских дымов и священно и церковнослужителей, член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, Квабтахевский, что ныне Московского Ставропигиального Донского монастыря Архимандрит и Кавалер Афанасий, донес, что владетель Мингрелий, Князь Леван Дадиан, при всей со стороны его готовности, не находит себя в силах допустить его к исполнению поручений Экзарха; то всякое действие но части духовной на Мингрелию приостановлено. Нынешний Преосвященный Экзарх Грузии Архиепископ Иона, по прибытии своем в Грузию, руководствуясь высочайше утвержденным в 19-й день Ноября, 1821 года Докладом Святейшого Правительствующего Синода, вошел вновь в сношения по сему предмету с Г. Главноуправляющим в Грузии, и о затруднениях, какие встретились ему при исполнении сего Дела, донесено от него 12 Августа, 1824 года Святейшему Правительствующему Синоду. Наконец, быв от Святейшего Синода разрешен приступить ко введению в том краю устройства по делам духовным, согласно с предположениями Владетеля Мингрелии, паки вошел в сношения с Г. Главноуправляющим. По собранным в 1819 году Членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы Архимандритом Афанасием, в бытность его в Мингрелии, сведениям, было тогда там три Епархии:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экзарх архиеп. Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882) пытался восстановить авторитет Г. Э., во многом утраченный в правление его предшественника архиеп. Евсевия. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Тифлисской ДС было создано братство Андрея Первозванного (1880), преподавателям духовных школ были предоставлены нек-рые денежные льготы. Большое внимание экзарх уделял сохранению груз. церковных песнопений. Паства запомнила его как справедливого и оказывавшего благодеяния архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода экзарха Иоанникия из Грузии, груз. общественность послала ему в Киев в связи с 50-летием архиерейского служения поздравительную депешу (Могзаури. 1901. 4. Стб. 362). Экзархи Павел (Лебедев) и Палладий (Раев), как и архиеп. Евсевий, не снискали популярности в среде груз. духовенства и груз. общества. При экзархе Павле из Метехского храма пропала икона Божией Матери в золотом окладе (датировка неизв.), из тифлисского Сиони - чудотворная икона св. Нины (датировка неизв.); во дворе Тифлисской ДС были сожжены груз. книги, в т. ч. неск. древних груз. рукописей (см. воспоминания Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе) - Кекел. Л. ф. Католикоса Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 109. Л. 125). Экзарх Палладий пригласил из С.-Петербурга фотографа С. Сабин-Гуса, к-рый выдавал себя за художника. Исполняя поручения экзарха, он под предлогом реставрации вывез из церквей и монастырей Зап. Грузии (Джумати, Хоби, Мартвили, Шемокмеди) множество икон, к-рые были проданы в частные коллекции. Коллекционер А. В. Звенигородский с согласия экзарха вывез из Грузии неск. десятков драгоценных предметов церковной утвари. Знаменитые коллекции Боткина, Звенигородского и др. были созданы в основном за счет вывезенных из Грузии церковных святынь и реликвий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 63115. Л. 14). С большим уважением к груз. традициям относился экзарх сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898). По его инициативе был основан возглавленный им Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, назначены пенсии педагогам ОВПХК. Он выдвинул в Святейшем Синоде предложение о реорганизации Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одобрил направленный груз. общественностью в 1894 г. в Святейший Синод доклад, где указывалось на притеснения груз. духовенства со стороны церковных властей, а также на произвол церковных чиновников, превративших церковное имущество в источник личного обогащения. В докладе, так и оставшемся без ответа, выдвигались требования об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы, о назначении экзархом груз. архиерея, об увеличении количества епархий и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 62115. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В Бодбийском монастыре был устроен бунт монахинь против настоятельницы. Священники смешанных русско-грузинских приходов перестали повиноваться Экзарху, не поминая его за Богослужениями, или в лучшем случае, поминали после имени местоблюстителя Католикоса. Вопреки пункту 3-му постановления Временного Правительства, Ректор Семинарии продолжал не представлять журналов Правления на утверждение Экзарха. Сигнахский Исполнительный Комитет отдал распоряжение Сигнахскому уездному Казначейству о том, чтобы за отстранением от должности Игумении Бодбийского монастыря и переходом заведывания хозяйством в руки старшего священника о. Георгия Шишниева, Казначейство, без разрешения Комитета, никому денег не выдавало. Игумению мог отстранить от должности только Экзарх Грузии, чего он, однако, не делал. Епископ Антоний, Архимандрит Назарий и другие члены Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы продолжали не являться в Контору, между тем, через чиновников Конторыгрузин, без ведома Прокурора Конторы, Временное Управление Грузинскою Церковью делало выемки из архива Синодальной Конторы. Особо уполномоченный Временного Правительства по делам Грузинской церкви, профессор В. Н. Бенешевич , прибыв в Тифлис 11 апреля, в тот же день начал свою работу ознакомлением на местах с тем материалом и вопросами, которые народились с 12 марта. Поставив себе задачей, как агент Правительства, строго выполнять предначертания Правительства, выраженные им в постановлении от 27 марта, проф. В. Н. Бенешевич вскоре же вызвал по отношению к себе неприязнь со стороны грузин, полагавших, что с приездом уполномоченного тотчас же будут осуществлены их желания, вопреки постановлению Вр. Правительства. Газеты, приветствовавшие назначение Бенешевича, вскоре же начали обнаруживать враждебное к нему отношение. Работа по укреплению автокефалии на национальных началах, что делалось в согласии с постановлением Временного Правительства, вызывала выражения подозрительности и недоверия к совершенно беспристрастному ведению дела проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

Синода (опред. Св. Син. 31 Янв.–27 Февр. 1903 г. Ц. Вед. г.). 7) Хозяйственная часть подворий и других православных заграничных учреждений: а) Иерусалимского Патриаршего подворья, б) Константинопольского, в) Антиохийского, г) Александрийского, д) Сербского митрополичьего, е) Греческого Николаевского монастыря, ж) Пантелеимоновской Афонской часовни. 8) Кроме того, заведыванию Прокурора Московской Св. Синода Конторы ныне подлежит управление: а) принадлежащими Св. Синоду в Москве и ее окрестностях имуществами, каковы в самом гор. Москве: владения бывших, ныне упраздненных, монастырей: Георгиевского– 4 дома на Дмитровке, Крестовоздвиженского – 3 дома на Воздвиженке, и так называемыми певческими домами, а именно: 2 дома Синодального училища по Никитской улице и Кисловке и торговые помещения – теплые ряды на Ильинке, Заиконоспасские ряды на Никольской улице и в окрестностях Москвы владения упраздненных монастырей Крестовоздвиженского, в Серпуховском, Богородском и Московском уездах, Георгиевского, в Дмитровском и Московском уездах, Гергиевского, в Дмитроском, Верейском, Подольском и Серпуховском уездах; управление сими имуществами состоит в их охранении и планомерной эксплуатации на нужды Синодальных учреждений в Москве, и б) Синодальным училищем церковного пения и Синодальным хором, содержимыми на доходы с вышеперечисленных Синодальных имуществ. По штату 9 Июл. 1819 г. (П. С. З., в Синодальной Конторе положены: 1 архиерей, 1 архимандрит и 1 протоиерей. Но в настоящее время членами Конторы состоят одни епископы, числом шесть: митрополит, которому в силу Имен. Высоч. указа 18 Март. 1868 г. ( П. С. З., присвоено звание первоприсутствующего Конторы, первый викарий Московской митрополии, 3 епископа из управляющих монастырями в Москве и один проживающих здесь на покое. б) В 1814 г. учреждена Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, состоящая, под председательством экзарха Грузии, из двух выборных епископов и одного архимандрита, а также одного протоиерея из местного духовенства в качестве сверхштатного члена.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

При открытии этой комиссии Государь Император соизволил пожаловать из Собственного Своего Кабинета два архиерейских облачения, да для всей духовной свиты по три полных облачений со всеми другими принадлежностями при архиерейском служении. Осетинская комиссия под управлением преосвященного Досифея, архиепископа Телавского и Грузино-кавказского, находилась до сентября месяца 1817 года, по каковое время ею обращено в христианство 6059 душ. После же этого она со всем своим штатом и канцелярией поступила в непосредственное ведение Грузино-имеретинской Синодальной Конторы 89 . По предположениям вновь прибывшего в Грузию высокопреосвященного экзарха Феофилакта, удостоившимся высочайшего одобрения и утверждения в 28 день декабря 1818 года, комиссии были даны, между прочим, следующие правила: для обращения горских жителей в христианскую веру употреблять больше духовные, чем мирские, побуждения; считать дело проповеди довершенным не прежде, как если обращенные пожелают иметь у себя церковь и священника; в разбирательство мирских дел не входить и никакой власти не ослаблять ни тайными, ни явными внушениями; идти на дело благовестия без малейшей огласки и без конвоя, и выдавать себя не за посланных от правительства, но за простых странников, желающих всем спастись. Наконец, где не примут их учения, оттуда уходить с миром, а где примут, там оставаться для научения и утверждения в вере. Не преподавать крещения спешно, но удостоверяться многими опытами в искренности обращения 90 . С этого времени деятельность комиссии по обращению горцев в христианство, как доносил архиепископ Феофилакт, пошла успешнее и плодотворнее, что и можно видеть из нижеследующего. За время с сентября месяца 1817 года по 10 мая 1820 года обращено из язычества и магометанства осетин 28592 души, хевсур 3405 человек 91 . Всегоже 31997 душ обоего пола. Кроле того возвращено в недра святой православной церкви 130 дымов удинцев, отпавших от христианства под давлением магометан 92 . Надо заметить, что у удинцев, которые соседние народы называют гурджами, даже при предпоследнем грузинском царе Ираклии II, были священники из грузин, но затем в силу несчастных обстоятельств они совратились частью в мусульманство, частью же в армяно-григорианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учреждение при экзархе Грузии особой канцелярии как личного органа, при посредстве коего он входит непосредственно в сношения с различными учреждениями по церковным делам, не входящим в круг ведения Грузино-имеретинской Святейшего Правительствующего Синода Конторы, относится к 1814 году» 61 . 25 октября 1865 года высочайше утвержден новый штат канцелярий экзарха Грузии 62 . Штаты эти остаются в силе и в настоящее время, хотя Грузино-имеретинская Синодальная Контора еще в сентябре месяце 1898 года возбудила пред Святейшим Правительствующим Синодом ходатайство о расширении их, а равно и об увеличении содержания чинам канцелярии, приравняв последних в служебном положении с служащими в других государственных учреждениях Закавказского края. II. Церковное управление в западной Грузии (Имеретинский католикосат): а) Имеретии; б) Гурии; в) Мингрелии; г) Абхазии и д) и на Северном Кавказе. Указав на перемены, произведенные русским правительством в первые годы водворения своего владычества в епархиях грузинского (иверского) католикосата, коснемся преобразований, сделанных в Имеретии, Гурии, Мингрелии, Абхазии и Северном Кавказе. Православная церковь в этих областях первоначально зависела от Константинопольского патриарха, от которого затем перешла в ведение Иверского католикоса. В 1390 году, существовавшая в Пицунде, Бичвинтская архиепископия провозглашена автокефальною, под именем католикосата Абхазского и Бичвинтского. Абхазскому католикосу, по своему служебному положению, ставшему равным Иверскому, подчинялись епархии в Имеретии, Раче, Мингрелии, Абхазии и Сванетии. В 1455 году Бичвинтские католикосы стали называться Абхазскими и Имеретинскими, а по перенесении кафедры в Гелат (близ Кутаиса) в 1657 г., Имеретинскими и Абхазскими. В 1783 году, т.е. когда Ираклий II, царь Карталинский и Кахетинский формально признал над Грузией покровительство России, католикос имеретино-абхазский Максим Нижарадзе удалился в Киев, где 30 мая 1795 года и умер, оставив кафедру свою (католикосскую) никем не замещенную. Высшее управление Имеретинскою церковью (т.е. Имеретиею, Гуриею, Мингрелиею и Абхазией) перешло к Гаэнатскому митрополиту. В силу соборного постановления, в 1759 г. была восстановлена Кутаисская митрополия 63 . После недоразумений, возникших между имеретинским царем Соломоном II и русским правительством, следствием чего было бегство первого в 1814 году в Турцию, Имеретия окончательно была присоединена к России. С этого именно времени Имеретинский католикосат входит под непосредственное влияние Святейшего Правительствующего Синода и экзарх Грузии, в силу Высочайшего указа, данного Синоду 30 августа 1814 года, получает наименование экзарха и Имеретинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковым викарным епископом назначен был 29 декабря 1874 года из архимандритов Гелатского монастыря Виссарион (князь Дадиани), состоявший в этой должности и звании по 12 июня 1885 года и затем назначенный 1 марта 1886 года епископом Алавердским, вторым викарием Грузинской епархии. 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийскою под общим названием Гурийско-мингрельской. В Гурии также предположено было приступить к устройству духовной части в 1819 году, в силу указанного выше высочайше утвержденного 28 декабря 1818 года доклада Святейшего Правительствующего Синода, но так как посланный туда для собрания необходимых сведений о числе церквей, монастырей, духовенства, церковных крестьян, количества церковных доходов, прокурор Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, надворный советник Чиляев донес экзарху, что хотя владетель Гурии князь Мамия Гуриели и расположен к ведению во владении его предположенного по духовной части порядка и устройства, но к исполнению сего ему препятствуют частые набеги на владения его турок, а равно и происходившие в Гурии раздоры между знатнейшими вельможами его; поэтому приведение в известность количества церквей и собрание других сведений по духовной части было приостановлено до более благоприятного времени, о чем преосвященным экзархом Грузии, митрополитом Феофилактом и было донесено Святейшему Правительствующему Синоду 8 июля 1819 года. В эпоху присоединения Грузии к России, в ней была всего одна епархия, которою управлял преосвященный митрополит Николай (князь Шервашидзе), имевший кафедру свою в городе Озургетах, в Преображенском соборе и умерший в 1827 г. В 1833 г. епархия эта, называвшаяся раньше Джуматскою митрополией, присоединена к Имеретинской епархии, а с 1 апреля 1844 года снова восстановлена под названием Гурийской, с кафедрою в Джуматском монастыре и пребыванием епископа в Джуматах и местечке Нагомери. Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Евфимий (князь Цулукидзе), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 29 июня 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дед мой Николай Павлович начал это дело в сороковых годах, а я его только продолжаю " . Значительно улучшено было положение военного духовенства. В 1887 г. упорядочено назначение пенсий военному духовенству. В 1883 г. утвержден новый устав духовных консисторий. В 1884 г. издан новый устав духовных академий и семинарий. Профессорам и учителям увеличено содержание, применительно к ведомству народного просвещения. По всеподданнейшему отчету обер-прокурора Св. Синода за 1900 г., число протоиереев доходило до — 2230, священников — 43784, диаконов — 14945, причетников — 43857. По тому же отчету, кроме заграничного, придворного и военно-морского духовенства, причты 24660 церквей получали казенное содержание. Средством содержания были и земельные наделы — от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли никаким налогам не подлежали и могли быть отчуждаемы только с Высочайшего соизволения. Монастыри, Подвижники К началу XX столетия при Св. Синоде существовали следующие, подчиненные ему учреждения: 1) Синодальные Конторы Московская и Грузино-Имеретинская. Первая управляла ставропигиальными монастырями, за исключением Соловецкого, Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковною библиотекой и ризницей; она же снабжала епархии св. Миром. В 1892 г. при ней учреждено было Училище церковного пения. Вторая — управляла церковными делами в Закавказском крае и заведовала там церковными имуществами; представляла Св. Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Председателем первой конторы был митрополит московский, второй — экзарх Грузии. Членами первой — один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей, второй — четверо настоятелей и протоиереев. При обеих конторах состояли прокуроры. 2) Канцелярия. 3) Хозяйственное управление (с 1839 г.). 4) Контроль. 5) Духовно-Учебный Комитет (с 1867 г.). 6) Училищный Совет (с 1885 г.). Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении Обер-прокурора. В 1865 г. учреждена была должность Товарища Обер-прокурора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Простите, Владыко, что так долго задержал Вас, но мне представляется слишком нужным, чтобы Вы все это знали. В среду 6-го числа пришла очень запоздавшая почта, и я получил Ваше письмо от 12 октября, по силе которого я в тот же день сдал на почту представление в Св. Синод о священнике Павле Иванове. В настоящую пору этот священник допущен мною к преподаванию в нашей городской школе древнего и новейшего сирийского языка, а сам священник поручен особенному вниманию о. Сергия. Прося архипастырского благословения себе и сотрудникам моим, честь имею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший послушник архимандрит грешный Кирилл. (РГИА, ф. 834, on. 4, д. 938, л. 2–11об.) Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Урмия, 19 ноября 1902 года Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь. Вместе с этим письмом я отправляю рапорт в Святейший Синод о назначении сюда еще одного члена Миссии и прошу послать на это место о. Павла Невдачина. О поводе вчинять это ходатайство теперь, а не позднее Вы узнаете из рапорта, и я не стану повторяться. Но чего нельзя говорить в рапорте, о том чувствую себя и вправе и обязательным сказать Вам по силе моего духовного сыновства по отношению к Вашему Высокопреосвященству. При самом назначении сюда я был немало смущен подчинением вверяемой мне Миссии ведению Грузино-Имеретинской Святейшего Синода конторы, но такова была Ваша воля, и я не осмелился представлять Вам свои мысли о неудобствах этого порядка, совершенно исключительного и примененного только к Урмийской Миссии, так как все другие учреждения того же характера сносятся по делам своим или через Вас или непосредственно с Синодом. По прибытии своем в августе месяце в г. Тифлис я убедился, что и Высокопреосвященнейший Экзарх, и все члены Синодальной конторы, за исключением отсутствовавшего протоиерея Восторгова, признают совершенно чуждым для себя дело Урмийской Миссии, тяготятся им, и тогда же решил ходатайствовать пред Святейшим Синодом о подчинении Урмийской Миссии непосредственному его ведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010