Содержание     Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.    Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!    Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».    Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.    Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский, к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня».    По описанию проф. Дмитриевского в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима. В истории настоящего праздника, весьма кратко рассказанной св. евангелистом Лукою (2:22–39), едва ли не самое видное место отведено св. праведному Симеону Богоприимцу. О нем боговдохновенный писатель замечает: „И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведный и благочестив, чая утехи Исраилевы, и Дух бе свят в нем. И бе ему обещано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. И прииде духом в церковь : егда введоста родителя отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о нем. И той прием его на руку своею и благослови Бога и рече: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко“... И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о нем. И благослови я Симеон и рече к Марии матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо: и Тебе же самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления“. Ни до этого знаменательного события в земной жизни нашего Спасителя раньше, ни после него мы более не встречаемся с этою высокоправедною и пророчески-вдохновенною личностью иерусалимского старца Симеона в книгах Священного Писания . Кто были родители св. старца, из какого колена они происходили, где он жил в Иерусалиме, какое общественное положение он занимал, когда скончался и где погребен – все это покрыто мраком неизвестности, и на многие из этих вопросов, волнующих пытливые умы, возможны ныне ответы лишь предположительные, гадательные. Даже повод, почему ему „обещано Духом святым не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“, – с величайшею трудностью, и то лишь до некоторой степени, уясняется церковным преданием. Праведный Симеон Богоприимец был для своего времени весьма образованным человеком, прекрасно владевшим языками еврейским и греческим. Некоторые предполагают, что он был сыном еврейского патриарха Гилеля и якобы отцем знаменитого законоучителя апостола Павла Гамалиила. За свои глубокие богословские познания и широкое лингвистическое образование праведный Симеон был приглашен в числе прочих семидесяти двух старцев в Александрию известным любителем просвещения, египетским царем Птоломеем Филадельфом, для перевода св. Библии с еврейского языка на греческий. Перевод этот впоследствии получил название перевода семидесяти толковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

IV. История пребывания Иисуса Христа на земле от воскресения до вознесения Его на небо 104. Воскресение Иисуса Христа. Явления Его Марии Магдалине и женам-мироносицам. Мф. 28:1–15; Мк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18. Когда Иосиф и Никодим погребали тело Господа, Мария Магдалина и Мария Клеопова смотрели, желая знать, где именно положат Его. Смотрели издали и другие женщины, следовавшие за Господом всюду. Все они намеревались воздать последние почести телу Господа, то есть помазать его ароматичными составами и затем проститься; но немедленно после погребения началось празднование пасхи и субботы; и они отложили исполнение своих намерений до окончания субботнего покоя. По прошествии же субботы, то есть вечером в субботу, они купили ароматы и ожидали наступления следующего дня. Ночью, до рассвета, они все тронулись в путь к гробу Господню. Но Мария Магдалина шла скорее; она ушла вперед и пришла одна к пещере, когда еще было темно, то есть когда не было ещё дневного света, но светила луна. И видит она, что камень отвален от гроба. Не входя в пещеру, она решила, что тело Господа перенесено в другое место. В страхе и недоумении, бежит она назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом Апостолам Петру и Иоанну. Между тем, еще до прихода Марии Магдалины, сторожившие гроб воины услышали шум, как от землетрясения; и увидели они, как отвалился камень, приложенный ко входу в пещеру, и как сел на него Ангел; они пришли в трепет и стали, как мертвые; когда же очнулись, то пошли в Иерусалим доложить обо всем первосвященникам. Пока Мария Магдалина бегала з а Петром и Иоанном, подошли к пещере остальные женщины, отставшие от нее. Еще дорогою они были озабочены вопросом, кто отвалит им камень от двери гроба? Камень этот был очень велик, и отвалить его было бы им не по силам. Но вдруг они видят, что камень уже отвален, и на нем сидит Ангел. Они испугались; но Ангел сказал им: «Не бойтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; но Его здесь нет: Он воскрес! Пойдите, посмотрите место, где Он лежал». Когда они вошли в пещеру, то увидели опять Ангела, который сказал им: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете распятого? Он воскрес! Его здесь нет; Вот место, где Он был положен. Идите же скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес и будет ожидать их в Галилее».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Описание моделей Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимских храмов, купели при втором храме Гроба Господня и вертепа Вифлеемского Источник Вчитываясь в приведенные слова Библии и стараясь на основании их составить модель Ковчега, с техническим, насколько я понял, устройством его, я убеждаюсь, что это сказание Библия дает нам понять, что Ковчег был устроен в виде большой лодки, на что указывают слова: «сведи верх в локоть», т. е. на лодке сделай крышу, на что и указывают слова: и открыл Ной кровлю и посмотрел. Но надо заметить, что все меры, приведенные в Библии , относятся к внутренней стороне Ковчега, а не к наружной стороне его, т. е. в локоть были сведены все внутренние части как к верху, так и к низу и на концах. Ковчег был сделан из не гниющих деревьев, т. е. из свежих деревьев, которые на корне не начинали еще гнить, и обтесанных четвероугольных и плотно прилегавших друг к другу. Сказано: «осмоли его внутри и снаружи». Осмолить снаружи было необходимо – чтобы вода не приставала к дереву, а внутри – для очищения воздуха и для предохранения от промокания и гниения, в особенности нижней части Ковчега. «Сделай отделения в Ковчеге», т. е. разные помещения как для зверей, так и для скота, чтобы они не сбивались в кучи, отчего могло потеряться равновесие, – а также для птиц и разных гадов. Вместе с тем эти отделения были необходимой связью для прочности устройства Ковчега, чтобы он не мог распасться, – так как капитальные связи требуются не только при постройке большого корабля, но и большой лодки. «Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье». Мер разделения не сказано, но я думаю, что они были разделены на равные части – по 10 локтей, т. е. в Ковчеге, кроме дна и крыши, было еще два пола. Под первым полом поверх дна Ковчега находилось нижнее жилье: 1 оно могло быть также 10 локтей в середине, а бока сходились к боковым частям; там могли помещаться змеи и всякие гады; питаться они могли пометом и мочой людей, скота и зверей, который падал на дно Ковчега. Этим уничтожался дурной и вредный запах от помета, а дурной запах от гадов и зверей вообще уничтожался смоляным запахом от стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

I глава Мы имеем традиционный, веками сложившийся и принятый тип изображения воскресения Господа Иисуса Христа, в котором на первом плане помещается гроб Воскресшего. Эта иконографическая подробность встречается решительно во всех композициях нашего сюжета. Каковы ни были бы его персонажи, как ни была бы сложна и запутана обстановка события, в какой бы форме – символической или историко-реалистической – ни передавалось евангельское повествование об этом центральном во всем христианстве факте, мы везде встречаем изображение гроба Господня. Возьмем ли мы древнейшую композицию на барельефе латеранского саркофага 171), который считается первым и начальным памятником нашего изображения, когда древние христиане еще не дерзали касаться резцом или кистью самого воскресения, – остановимся ли на реалистической композиции Таддео Гадди в ц. Марии Новой во Флоренции, пред нами – прежде всего гроб Христа или под символической монограммой Спасителя, или же в форме классического саркофага, на котором сидят ангелы. И конечно, гроб Христа в Иерусалиме – этот уникум в целом мире – был единственным предметом, который притягал, до сих пор притягает особенное внимание всех христиан и который заставил одного благочестивого паломника воскликнуть в священном восторге: εουσαλμ… μφαλος τς γς, μση το σμου! Отсюда, для иконографии воскресения Христа очень важно определить отношение между св. гробом в Иерусалиме и воспроизведением этого гроба первыми христианскими художниками-реалистами, которые пытались передать евангельское повествование в исторической обстановке, и их попытки в истории искусства получили значение в некотором смысле норм. Так, наши изображения в своей основе имеют исторический гроб Христа. Отсюда, мы должны прежде всего обратиться к представлениям древних евреев о загробной жизни и посмотреть, к чему обязывали они живых? Однако в настоящее время нельзя говорить о религии иудейской без того, чтобы не определить своего отношения к догме рационалистов, по которой – иудейские эсхатологические воззрения вообще целиком заимствованы были у древних вавилонян, и, следовательно, погребальные обычаи древних евреев также представляли простую копию обычаев вавилонских. Факты говорят обратное, и к ним мы должны также обратиться (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

     В последнее десятилетие Великим Постом, когда православные пребывают в тихом молитвенном состоянии, готовясь к встрече Светлого праздника Христовой Пасхи, со стороны воинствующих атеистов, досужих сплетников и скептиков, ревнующих к доказательству истинности Православной веры с её церковным календарём, стала прицельно вбрасываться «информация» для разжигания споров, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме появляется Благодатный огонь: чудесным ли образом с Небес или с помощью неких мифических пиротехнических «фокусов» — от «зажигалки» в кармане Греческого Иерусалимского Патриарха Феофила, от спрятанной за иконой в Кувуклии таинственной лампады, от специально смазанных «белым фосфором» пучков стеариновых свеч... Все эти попытки скомпрометировать веру в Чудо схождения Святого Света, очевидцами которого благодаря телевидению ежегодно становятся миллионы людей по всему миру, отсылают нас к недоброй памяти массированным демаршам большевистских «союзов безбожников» и идейной борьбе с религией коммунистических кафедр «научного атеизма». Сегодня, в Великую Субботу, в преддверии Светлого праздника Пасхи, по молитвам Иерусалимского Патриарха и десятков тысяч верующих, собравшихся как в храме Воскресения Христова, так и на подступах к нему, человечеству вновь будет явлен Святой Нетварный Огонь, исходящий от Гроба Господня, — подобный тому, который увидел на горе Синай великий Ветхозаветный пророк и законоположник Моисей в образе Неопалимой Купины и который поразил трёх ближайших учеников Иисуса Христа в Евангельском «Свете без пламени» при Преображении Господнем на горе Фавор. Хочу поделиться воспоминаниями о личном опыте участия в ежегодном Знамении милости Божией в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале апреля 2004 года на Страстной неделе я впервые совершила десятидневное паломничество в Святую Землю. В тот год совпали православная и католическая Пасхи, предваряемые иудейским Песахом, который праздновался, начиная с Великой Среды. Политическая обстановка в Святой Земле была невероятно напряжённой. Ясиру Арафату оставалось жить всего семь месяцев. А спустя ещё год будет госпитализирован с обширным инсультом и впадёт в многолетнюю кому Ариэль Шарон.

http://pravoslavie.ru/112121.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский католик князь Иван Гагарин, Благодатный огонь и протодиакон Кураев 15.04.2023 742 Время на чтение 9 минут Новая русская народная примета: если протодиакон Кураев беснуется в Великую Субботу, значит в этом году Благодатный огонь опять сойдет. I. Величайшее чудо Божие – ежегодное схождение Благодатного огня на Святой Гроб Господень в канун Православной Пасхи, празднуемой в соответствии с александрийской пасхалией, когда службу совершает православный Патриарх, представляет собой поразительное доказательство величия Церкви Православной и истинности ее веры. В 1859 году госпожа Варвара Брюн де Сент-Ипполит, пребывая в Иерусалиме, присутствовала при схождении Благодатного огня в Великую Субботу и описала это чудо в своем письме к духовному отцу своему, игумену Антонию, опубликованному под заголовком «Торжество Пасхи в Иерусалиме» в санкт-петербургском журнале «Странник» (апрель, 1860 год). В этом описании упоминается присутствовавший в храме Гроба Господня князь Иван Сергеевич Гагарин, перешедший в католичество в 1842 году и через год вступивший в орден иезуитов. «В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви – все свечи. Во всем городе и даже в окружности не осталось ни у кого и одной искры огня. Только в домах католиков, евреев и протестантов огонь не угасает. Даже турки следуют обычаю православному и в этот день тоже приходят в храм Гроба Господня. Я видела, как дети их держали в руках своих пучки свечей, и говорила с ними через переводчицу. С этими детьми были и взрослые. В 12 часов пополудни двери храма были отворены, и собор полон народу. Все без исключения – старый и малый – идут в церковь. На переходе из Воскресенского храма в Кувуклию есть особенные места, где расположено несколько широких лестниц за решеткой. С этих возвышений открывается вид и на Воскресенский собор, и на Кувуклию. Греки в большие праздники предоставляют их русским дамам. По множеству народа мы с трудом пробрались туда. Кавас нашего русского преосвященного пришел и поставил нас на хорошие места. Толпами поклонников не только наполнены были все пять ярусов хор, но и на стенах, где только можно было сколько-нибудь держаться, везде сидели арабы. Один обратил на себя особенное внимание: он уселся на ручке большого канделябра перед иконой и еще посадил к себе на колени дочь свою, девочку лет семи, и все время оставался на своем месте. В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами. С ними были и дети разных возрастов. Все это суетилось и хлопотало и нетерпеливо ожидало Благодатного огня. Между народом стояли турецкие солдаты и ружьями унимали волнующихся арабов. На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в латинскую церковь...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/ru...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/30088.html

Белоезерския дела, 428, к Госуд. Архиве при Прав. Сенате. Книга Царскаго жалованья Москов. церквам с 1625 по 1677 год, в Главн. Москов. Архиве Минист. Иностран. Дел. В Моск. Ведом. 1840. 30, ст.; Новинский монастырь бывший в Москве, по которому названо Новинское гулянье, бываемое в Светлую неделю праздника. Г. Хавскаго. Дела Синодальнаго правления 1757 года, 1592. Там же, 1746 года, Список описей всех Церквей в Пречистенском сороке с 1747 г. в Архиве Моск. Дух. Консистории. Истории Росс. Иерархии, I. 76. Карамз. И. Г. P. IX пр. 485. Archælogia biblica I. Jahn ed. 2. Viennæ, 1814, in-8. Жизнь Пресвятыя Девы Богородицы, сочин. Е. Глинкою, изд. 2. М, 1842 в 12. Собор в честь Покрова Божией Матери в селе Покровском Арцыбышева повествование о России, т. III. Там же. В делах Придворнаго Архива 1672 г. Рубцово называется новым Покровским селом. См. Записная книга Московскаго стола в Разрядном Архиве 1. Декабря в 16 день у Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии, на дворе в селе Покровском, в столовой Иерусалимскаго Патриарха Паисея, Ексарх города Назарета Благовещенской Митрополит Гавриил, да Турския земли города Кастория, монастыря Успения Пречистыя Богородицы Епископ Кипреян, да Гречанин, Царегородец, Фома Иванов и Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии челом ударили Благовещенской Митрополит Гавриил поднес Государю Святыни складна Образ Спасов, Мощи Св. Иакова брата Господня, вода Иорданская, водка Вифлеемскаго саду, мира Гроба Господня, свечи от Гроба Господня, мыла Иерусалимская; Турския земли Успенской Епископ Киприан поднес Государю Святыни Святое Миро да Смирно. см. Выход. книги. Лантратская книга Московскаго уезда 1713 г. 4. и Записки П. С. Максютина. Церковь Св. Николая, что у Красных колоколов Приходская книга Патриаршего Приказу, 7132 и 42 г. Дела Патр. Казен. Приказу, 1680 г. Карамз. И. Г. Р. т. VIII. прим. 191. «У Вознесенья у хорошия колокольницы.» Надгробный камень с изглаженною надписью над могилою отца М. Платона, Иерея Георгия Данилова доныне стоит у западнаго входа в церковь на левой стороне. Церковь Чуда Архангела Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском ( " на Церковной горке " ). Карта и ближайшие объекты С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный " путевой дворец " , для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя (справа) и царицы (слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе " Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме " . Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=03623

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010