Русские паломники у Гроба Господня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь рус­ских паломников в Палестину — колыбель христианства. Паломники из сла­вянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иеруса­лим, совершенном монахом Варлаамом, от­носится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина — храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень — мес­та, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими вой­сками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова — храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной ма­тери Елены. “Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года” 1 , — писал один из рус­ских паломников в конце XVIII века.

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу «Нынешнее празднование св. огня при Гробе Господнем, пишет покойный проф. A. А. Олесницкий , отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман, в особенности те, которые имеют в Палестине какую-нибудь собственность. Семейный очаг не мыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от Святого Гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками Св. Гроба из Европы. Таким образом праздник Гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Неудивительно после этого, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о св. огне и его чудесных свойствах, что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня, его цвете, яркости и проч. народ видит признаки счастливого и несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира, – что ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали Св. Гроба 146 ». Литанию великой субботы, дня получения «благодати святого огня», проф. A. А. Олесницкий называет «торжеством освящения огня при Гробе Господнем», и начало появления этого торжества относит ко временам ветхозаветным, к построению Соломонова храма в Иерусалиме, когда на приготовленные жертвы пал с неба огонь, который постоянно потом поддерживался священниками. «Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть, говорит названный профессор, для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя Великого и Его святыню. Только свой очаг огонь имеет ныне не среди опустошенных дворов Соломонова храма, а в святилище новозаветном, в вещественном ковчеге Нового Завета – Гробе Господнем. Как ветхозаветный огонь разгорался особенно во дни великих жертвоприношений, так и новозаветный св. огонь разгорается в день великой новозаветной Жертвы, когда воспевается Церковью красное Солнце правды, зашедшее во Гроб, чтобы воссиять из него светоносным днем воскресения. Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти, он был перенесен к предшествующему дню».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Разделы портала «Азбука веры» В детстве одной из самых любимых моих книг была «Книга для чтения по Истории Средних веков». В этой книге, в частности, красочно описывались крестовые походы на Святую Землю для освобождения Гроба Господня и других святынь Иерусалима, находившихся под властью мусульман. Детская память цепка, в ней ярко и образно запечатлеваются прочитанные страницы книг. Огненная проповедь папы Урбана в ноябре 1095 года с ярким описанием бедственного положения христиан на Святой Земле, поругания святынь Иерусалима, что является позором для христиан и т.п. Халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся паломников развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование. «Как вы, военные люди, на это можете спокойно смотреть?!» — обращался папа к слушателям. Папа обещал прощение грехов участникам похода. Народ рыдал и тут же нашивал кресты на свои плащи и выражал готовность выступить в поход. Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II„ а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно, о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной.

http://azbyka.ru/o-krestovyh-pohodah-na-...

     В последнее время в средствах массовой информации наблюдается особая активность вокруг вопроса о реставрации Кувуклии Гроба Господня, проводимой в Иерусалиме. В общем информационном потоке можно видеть и весьма смелые публикации о якобы бывших над Иерусалимом знамениях – трубящих ангелах и сверхъестественных явлениях на небе, что является откровенно ложными информационными вбросами, поскольку таковые явления в действительности не имели места. Поскольку в церковном сообществе до сих пор наблюдаются различные сомнения, мы как живущие и осуществляющие свое служение непосредственно в Иерусалиме хотели бы помочь нашим читателям правильно расставить акценты в этом вопросе, понимая, что эти сомнения естественным образом рождаются от недостатка адекватной информации. Однако прежде, чем мы приступим к изложению фактов, необходимо условиться о терминах, так как от правильного обозначения вещей зависит и их правильное понимание. Нам надо четко понимать, что реставрационные работы в Кувуклии нельзя в принципе называть «вскрытием Гроба». Термин «вскрытие Гроба» рождает невольные ассоциации со вторжением в некую сакральную неприкосновенную область и даже с осквернением. И если в иных случаях это может быть справедливо по отношению к гробницам, хранящим человеческие останки, то ни в какой мере не может экстраполироваться на погребальное ложе Христа – здесь просто нет гробницы в обычном понимании, как места, которое заключает в себе человеческий прах. Гробница Христа пуста – Христос воскрес, " несть зде, се место, идеже положиша Его " (Мк. 16, 6). Таким образом, мы говорим не о «вскрытии Гроба Господня», а о временном снятии с погребального ложа Христа мраморных плит, защищавших его от вандализма паломников. Более того, если это не было бы сделано в наши дни и сам камень погребального ложа и окружающей его скалы, который элементарно является фундаментом сооруженной на нем Кувуклии, не был бы тщательно укреплен современными средствами, то процесс разрушения скального основания Кувуклии принял бы необратимый характер.

http://pravoslavie.ru/99279.html

И. Глебов (Историко-экзегетическое исследование) Предисловие Прежде чем приступить к экзегетическому анализу евангельских повествований о воскресении Господа, мы считаем необходимым сделать несколько замечаний относительно плана нашего труда. Так как о воскресении Господа повествуют все евангелисты с некоторыми отличиями друг от друга, то мы сочли за лучшее передавать события в хронологическом порядке, причем особенное внимание обращаем на согласие евангелистов в описании одного и того же события. Затем мы старались представить обстоятельный анализ евангельского текста. Преследуя такую задачу, мы должны были входить в критическую оценку разнообразных мнений по тому или другому вопросу. Чтобы не уклоняться от главного предмета, мы старались излагать эти мнения очень кратко. Вообще мы стремились к тому, чтобы представить обстоятельное, стройное и ясное толкование евангельских повествований о воскресении Господа. Содержание своего сочинения мы разделили на девять глав. Деление это обусловливается историей воскресения Господа, которую можно изложить следующим образом. В Светлое Воскресение утром жены мироносицы пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его. Приблизившись ко гробу, они увидали, что камень от дверей гроба был удален. Одна из жен мироносиц, Мария Магдалина, заключила отсюда, что тело Господа было украдено и побежала назад, чтобы сказать об этом апостолам Петру и Иоанну. Между тем причиной удаления камня от гроба Господа служило другое обстоятельство. По воскресении Иисуса Христа, ангел Господень сошел с неба, удалил камень от гроба и сел на нем. Стражи гроба, вследствие явления ангела и случившегося при этом явлении землетрясения, испугались и убежали. После этого приблизились ко гробу жены мироносицы. Они вошли во гроб и увидали здесь двух ангелов, которые сказали им, что Иисус Христос воскрес и явится ученикам в Галилее. Жены со страхом побежали в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам и прочим верующим о таком чрезвычайном обстоятельстве. В это время по другой дороге быстро приближались ко гробу Господа апостолы Петр и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

К.А. Панченко Глава VII. Святые места Латинский церковник... на пол бросил Евангелие с православного престола. Уже дрались между собою подсвечниками оба кандиловозжигателя, а латинский поп в белом облачении безмолвно стоял у Яслей. Митрополит Дионисий, не входя в Пещеру, понуждал поклонников идти туда бить латин, иеромонах же его вынес из соборного алтаря палки и дубинки и роздал их поклонникам. Один грек схватил кованное из серебра Евангелие наше, подскочил к попу в белой одежде и, прокричавши: «так вы бесчестите наше Евангелие», – начал бить его по голове этою книгою со всей мочи и окровавил. Порфирий Успенский , 1848 год. Христианские общины у мест поклонения. Истоки конфликта: кто виноват? XVI век. Феофан и Паисий: греческий прорыв. Взлет и падение Досифея Нотары. XVIII век: маятник качается. Пожар храма Гроба Господня. Попытка осмысления. Христианские общины у мест поклонения Святая земля, Палестина на протяжении всей истории Христианской цивилизации была ее сакральным центром, объектом благоговейного почитания, точкой устремления миллионов паломников. Места, связанные с жизнью и смертью Спасителя, другие памятники библейской и евангельской истории были извечным «яблоком раздора» между христианскими церквями. Обладание Св. местами Палестины той или иной конфессией в огромной степени увеличивало ее вес в христианском мире, подкрепляло притязания на правоверие, «первородство», лидерство и прямое преемство с прославленной эпохой раннего христианства. В силу этого, борьба христиан разных толков за Св. места стала чуть ли не основным содержанием истории православной церкви на Арабском Востоке на протяжении столетий. Главными объектами соперничества являлись храм Гроба Господня в Иерусалиме и церковь Рождества в Вифлееме. Храм Св. Гроба (называемый также церковь Воскресения) в османскую эпоху представлял собой хаотичное скопление построек, над которыми доминировали полуразрушенная колокольня греческой патриархии и два купола – ротонда Св. Гроба и греческий храм Воскресения (кафоликон), примыкавший к ротонде с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV Иерусалим. Вопросы по истории храма Гроба Господня. Разбор древних свидетельств о храме от Евсевия до крестоносцев; предположения, извлекаемые из древних текстов, по вопросу о Константиновой базилике Св. Гроба. Пропилеи базилики. Детали северного нефа и церкви Св. Елены. Обозрение развалин древних храмов Иерусалима и капителей, сохранившихся в Омаровой мечети, мечети Эль-Акса, Давидова места и Золотых ворот, храмов: Св. Анны, Стефана, Элеонских сооружений. Капители церкви Рождества Христова в Вифлееме. Монастыри Св. Саввы и Св. Креста Весьма естественно, если главным предметом научного изучения в Иерусалиме является храм Св. Гроба: превысшее значение самой святыни, сложные исторические судьбы ее зданий, древность их происхождения, и самая загадочность их остатков, все это приковывает внимание, увлекает любознательность историка. А в той специальной задаче, которая была предложена для экспедиции Православного Палестинского Общества, этот памятник играет роль заглавия, источника, основной, и конечной цели исследования; в самом деле, храм Св. Гроба не только главная святыня, но и главный, исконный памятник христианства, важный не для одной Палестины, и только потому, что мы доселе не в силах даже мысленно восстановить его облик, этот памятник еще не поставлен в главу всей истории восточно-христианского и древнехристианского искусства. На протяжении всей истории христианского искусства основным ее пунктом является вопрос о форме храмового здания, его богослужебном распределении, постепенном развитии отдельных его частей, их влиянии на художественную форму целого здания, словом, история сложения и развития храмовой идеи, и способов ее выражения во внешней форме. В этой истории, построение Константином базилики над Гробом Господним составляет первое, основное и исходное положение, и от его понимания многое должно выясниться. Но, чтобы на деле представить, как слагаются по этому пункту самые задачи научного исследования, мы должны начать с анализа древних текстов, говорящих нам о знаменитом храме. Только, выработав себе определенный, хотя смутный в деталях, образ прошедшего, мы можем приступить к изучению его скудных остатков и вопрошать их о древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Глава V Ризница храма Гроба Господня. Приложение: древнехристианские мозаические композиции на тему «Славы Креста» Мы употребили много усилий, чтобы проникнуть тайну пресловутой ризницы храма Св. Гроба. Известно, какие разнообразные и крайне преувеличенные слухи ходили всегда и ходят доселе на ее счет не только вдали от Иерусалима, но и в самом святом городе и между людьми, наиболее интересующимися и близкими! Понятно, с каким недоумением приходилось слышать, с одной стороны, что в ризнице ничего нет, и все, что было, давно продано, и с другой, что все, в ней находящееся, держат под великим секретом и никому не показывают, кроме нескольких дорогих и святых предметов, которые ризничий выносит любителям паломникам. Ни то, ни другое не подтвердилось на деле, и истина может быть посредине, которая, впрочем, оказывается далеко не золотою: а именно, в ризнице нашлось несколько предметов церковной старины, сохраненной от XVII–XVIII в., и совсем не оказалось предметов древности. Равно, мы не были допущены в самую ризницу и не знаем, что в ней находится, кроме показанного, но и то, что было нам показано, достаточно иллюстрирует ее состав и освобождает от пустых догадок. В самом деле, ризничий, убедившись, что мы ищем только предметов древности, видимо, выносил нам все, что по этой части имелось, так сказать, самый хлам и лом, хотя, при полном незнании ризничих, нельзя было поручиться и за то, что предмет, ими не показанный, как совершенно новый, мог быть переделкою древнего. Это было причиною, что мы, под конец осмотра, просили, чтобы нам показали ризницу, но в этом желании было отказано нам, на основании, будто бы, «устава» святогробской ризницы. Единственная льгота, которой можно было добиться, – осмотреть ризницу церкви Воскресения в храме Св. Гроба, о чем скажем ниже. В ризнице Св. Гроба нам показали, во-первых, частицу Животворящаго Древа, или, как не точно говорят паломникам, Св. Древо, принесенное Ираклием, тогда как, в действительности, находящаяся в оправе серебряного креста на подножии (работы XVIII века), частица может представлять собою только очень незначительную часть Св. Древа, принесенного Ираклием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Глава XI. Храм Гроба Господня «И всю юдоль мертвых и пепела, и весь Ассаримоф даже до водотечи Кедрския, даже до угла коний врат восточных, освящение Господеви, и ктому не исторгнется и не потребится даже до века!» ( Иер 31:40 ) Место, где основан храм Гроба Господня, называлось некогда юдолью мертвых. Поразительны пророческие слова Иеремии: «И вся юдоль мертвых и пепла и предградия до потока Кедрского, даже до угла конских врат восточных – будет священным местом Господа и не истребится и не разрушится вовеки» ( Иер 31:40 ). Все это свершилось! и будущее утешительно сердцу христиан! Евреи называли это место Голгофою; значение этого слова объяснено в самом Евангелии. Кресты распинаемых видны были здесь в груде праха и пепла сожигаемых тел. Торжественный Крест Спасителя, вознесший человечество до небес, таился под этими грудами около трехсот лет. Язычники, злобствующие на многочисленных последователей учения Христова, приходивших сюда поклоняться втайне, воздвигли при Адриане, на Голгофе, храм Венере, а на месте Воскресения храм Юпитеру – чтобы христиане, поклоняясь своим святыням, казались поклонниками идолов. Но в 326 году по Р. X. царица Елена сама прибыла в Палестину. Прежде всего, она разрушила капища идолов. Всем известна история обретения Креста и Гроба Господня. Замечательно, что храм Воскресения хотя бы и должен был называться по-арабски Кенисат аль Киамат (т. е. Храмом Воскресения), но он доселе называется аль Комамат – словом, означающим груду обломков или праха, в память построения храма Еленою, когда она очистила это место запустения. Местность святынь Иерусалимских, и вообще всей Палестины, были тогда еще в памяти у всех, и благочестивая царица сама собрала все изустные предания и увековечила их сооружением храмов и письменами. Тогда был создан на этом священном месте видимый нами великолепный храм, дополненный и украшенный впоследствии; бывший столько раз добычею пламени и сохранивший нам, чудесным Промыслом Божиим, два неоцененные сокровища – скалу Голгофу и погребальный вертеп Спасителя!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

И.П. Ювачев XXIX. Разделение христиан Католическая капелла. – Колонна бичевания. – Крестный ход у Гроба Господня.– Святогробские монахи – Их денежные средства.–Драка женщин в храме. – Ссоры монахов разных вероисповеданий. – Омовение ног .– Денежный сбор напоминанье.– Разрешительная молитва . – Тайна омытия ног Господом. На другой день у всех восточных христиан был праздник Входа Господня в Иерусалим, а у католиков – Пасха. В ожидани православного богослужения и крестного хода в стенах храма Гроба Господня, я прошел в католический придел с северной стороны от кувуклии. Там меня встретил францисканец фра-Иосиф с ключами в руках и любезно предложил осмотреть капеллу. Фра-Иосиф уроженец Италии, но жил некоторое время в Могилевской губернии, а потому свободно изъяснялся по-русски. Сперва он подвел меня к колонне бичевания Христа. Я приложился к ней но католическому обычаю, то есть прикоснулся к ней кончиком палочки чрез небольшое отверстие каменной ширмы и затем поцеловал конец палочки. Это делается для сохранения святыни от грубых и нечистых прикосновений, да и для обеспечения от благочестивых искушений отделять себе частицы священного камня. Осмотрев в капелле иконы и богослужебные книги, я опять прошел в ротонду Гроба Господня. Народу собралось чрезвычайно много. Половина, если не больше, всех собравшихся были туземцы разных исповеданий. Многие стояли в храме в красных фесках, а один прилично одетый европеец – в шляпе. Женщины-арабки, разряженные в широкие светлые платья, со множеством ювелирных украшений, заняли северную часть коридора храма Воскресения. Крестный ход три раза обошел вокруг кувуклии Гроба Господня, а четвертый – вокруг греческого храма Воскресения. Здесь, как и всюду у греков, которых мне приходилось наблюдать в Палестине, богослужение и религиозные процессии не отличались такою величавою торжественностью, как у русских в больших городах. На лице святогробского монаха обыкновенно замечаешь или равнодушие, или скуку; все его движения ленивы, апатичны. – Сыты, заелись! – ответил мне мой сосед на мое замечание, – богаты стали! Они, ведь, тут служат не Богу, а мамоне. Вы спросите, сколько ему стоило, чтобы получить местечко при Гробе Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010