Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стихиры Пасхи 6 мин., 18.04.2017 Стихиры Пасхи, глас 5 Стихиры Пасхи - текст: Да воскреснет Бог,/и расточатся врази Его. Пасха/священная нам днесь показася;/Пасха нова святая;/Пасха таинственная;/Пасха всечестная./Пасха Христос Избавитель;/Пасха непорочная;/Пасха великая;/Пасха верных./Пасха двери райския нам отверзающая./Пасха всех освящающая верных. Яко исчезает дым,/да исчезнут. Приидите/от видения жены благовестницы,/и Сиону рцыте:/приими/от нас радости благовещения, Воскресения Христова:/красуйся, ликуй/и радуйся, Иерусалиме,/Царя Христа узрев из гроба,/яко жениха происходяща. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены,/утру глубоку,/представша гробу Живодавца,/обретоша Ангела/на камени седяща,/и той провещав им,/сице глаголаше:/что ищете Живаго с мертвыми;/что плачете Нетленнаго во тли?/Шедше, проповедите учеником Его. Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Пасха красная,/Пасха, Господня Пасха!/Пасха всечестная/нам возсия. Пасха,/радостию друг друга обымем./О Пасха!/Избавление скорби,/ибо из гроба днесь,/яко от чертога/возсияв Христос,/жены радости исполни, глаголя:/проповедите апостолом. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Воскресения день,/и просветимся торжеством,/и друг друга обымем./Рцем братие,/и ненавидящим нас,/простим вся Воскресением,/и тако возопиим:/Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,/и сущим во гробех живот даровав.  Стихиры Пасхи, слушать: Исполнение хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обиходный распев Стихиры Пасхи на русском: Да восстанет Бог и рассеются враги Его. Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных Да исчезнут они, как исчезает дым. Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: " Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом! " Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.

http://foma.ru/stihiryi-pashi.html

Тайна Святого Огня Скачать epub pdf Из всех богослужений Страстной Седмицы и Пасхи в Иерусалиме наиболее известным и наиболее привлекающим внимание иерусалимских верующих и паломников из всех православных стран является, несомненно, «литания Святого Огня», или, как говорили в XIX веке русские богословы, «торжестве освящения огня на Гробе Господнем». Таинство схождения Огня в иерусалимском храме известно с древнейших времен. Его прообраз видят в ветхозаветном повествовании об освящении воздвигнутого Соломоном храма, когда на приготовленные жертвы сам собой пал с неба огонь. Что касается новозаветного таинства, самое раннее свидетельство о нем сохранил церковный историк Евсевий Памфил . По его рассказу, когда однажды не хватило лампадного масла, Патриарх Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба Огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Храм Воскресения, или, как называют его преимущественно в современных путеводителях, храм Гроба Господня – это, по сути, не храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), кафоликон, то есть кафедральный храм Патриарха Иерусалимского, принадлежащий армянам храм святой равноапостольной Елены и, наконец, подземный храм Обретения Животворящего Креста. Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где Царь царствующих и Господь господствующих был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, Первенец из мертвых, открывая всем нам путь к воскресению. Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, которая еще с IX века до Р.Х. служила каменоломней. Скала, которую евангелист называет Голгофой, несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по склонам которого устраивали захоронения (в пределах храма Воскресения археологами обнаружено несколько древних гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день. Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копие, отправленное туда по распоряжению шаха. За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый. Между тем Ираклий не смирился с поражением и не утратил надежду возвратить в лоно империи утраченные провинции. В течение весны и лета 622 года он проводил военные учения, одновременно погрузившись в книжное изучение военной теории, разрабатывая стратегию войны и оттачивая приемы боевой тактики, а осенью он повел армию в Каппадокию и там нанес персам, которыми командовал их лучший полководец Шахрбараз, поражение, вынудив их уйти из понтийских провинций в Армению.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Вклад Русской Церкви в реставрацию кувуклии Гроба Господня - самый большой Архимандрит Александр (Елисов) Источник: Интерфакс-религия В 2017 году будет отмечаться сразу несколько памятных дат, связанных с русским присутствием на Святой Земле: 135-летие основания Императорского православного палестинского общества, 145-летие Троицкого собора в Иерусалиме, 170-летие основания Русской духовной миссии в Иерусалиме и 200-летие со дня рождения одного из наиболее знаменитых русских тружеников Святой Земли - архимандрита Антонина (Капустина). О том, какие праздничные мероприятия планируется провести, и о жизни Русской Палестины рассказал корреспонденту " Интерфакс-Религия " Наталии Федотовой начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов). - Ваше Высокопреподобие, какие акценты расставляет XXI век для Русской духовной миссии в Иерусалиме? - Век двадцать первый, но, по сути своей, задачи Миссии не поменялись. Она была основана как место устройства и опеки над паломниками, приезжающими на Святую Землю из пределов Русской Православной Церкви, это осталось ее главным служением. И нас радует, что эта задумка, осуществленная в свое время отцами-основателями, в том числе архимандритом Антонином (Капустиным), двухсотлетие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем году, сегодня востребована. Был период, когда Святая Земля опустела от русских паломников. Это были несколько десятилетий томительного ожидания. Господь вел наш народ и Русскую Православную Церковь по пути испытаний, и в то время, когда мы не имели возможности полнокровно жить церковной жизнью в пределах своей Церкви, мы были лишены возможности побывать и в Святой Земле. К счастью, этот период завершился, и начался новый поток верующих паломников, и сегодня мы понимаем тот пророческий взгляд основателей Миссии, которые чувствовали внутренне, что эта задача Русской духовной миссии будет так актуальна в новейшее время. Сегодня мы принимаем порядка пяти тысяч человек из Русской Православной Церкви, со всех ее пределов и из дальнего зарубежья, которые находят у нас и приют, и заботу, и духовное руководство. Экскурсии для приезжающих проводят сестры Горненского монастыря.

http://pravoslavie.ru/99198.html

И.П. Ювачев XXXIX. Отъезд из Иерусалима У иерусалимского патриарха. – Обокраденный диакон. – Торговые ряды. – Отъезд из Иерусалима. – Афонские монахи. – Еврейские колонии. – Условия выкупа Палестины.– Всемирное царство евреев. – Яффа – ,,уста Святой земли». – Общее впечатление от Палестины. – Прощание с Иерусалимом. Утром, на второй день праздника, идя из Храма Гроба Господня, я встречаю кавасов, а за ними русского консула, начальника нашей духовной миссии архимандрита Александра и множество других лиц, служащих на русском подворье, а также приезжих из России на Пасху. – Куда вы? – спрашиваю. – Христосоваться с патриархом. Пойдемте с нами. – Я присоединился к ним и таким образом был случайным свидетелем официального пасхального визита представителей России «блаженнейшему и святейшему отцу и патриарху святого града Иерусалима и всей Палестины, Сирии и Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и святого Сиона». Таков полный титул иерусалимского владыки Дамиана. Патриарх имеет помещение в западной части города, недалеко от храма Гроба Господня. Здесь нас ожидали монахи и препроводили в большой приемный зал. После первых приветствий владыке все уселись вдоль стен. Сначала обнесли гостей водою с вареньем, а потом розовым ликером. Патриарх хорошо объясняется по-русски и почти все время говорил только с консулом. Визит продолжался недолго, минут десять, пятнадцать – не больше. На прощание патриарх каждого благословлял и одарял крашеными яйцами с художественно выскобленными на них словами и виньетками. На «неизменном» Востоке поразительно часто меняются патриархи. Стоит лишь пробежать список константинопольских владык за последнее столетие. Да и иерусалимская кафедра в последние годы не может выдержать патриарха более пяти-шести лет. Такая частая смена архиереев, конечно, говорит не в пользу здешних церковных порядков. Но я не буду теперь касаться этого вопроса. Это завело бы меня слишком далеко в сторону от главного предмета настоящих очерков. Весь этот день я употребил на сборы в дорогу и на прощальные визиты. Между прочим посетил и добродушнейшего диакона, одного из моих спутников по Галилее. С ним произошло неприятное приключение, о котором я нахожу нужным рассказать для характеристики наших наивных простецов-паломников, забывающих, что они не в своей Калужской или Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года архимандрит Исидор (Минаев) Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне В Избранное – Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. Среди них самое главное – это чудо схождения Благодатного огня, поэтому многие специально стремятся сюда на Пасху, чтобы присутствовать в Великую Субботу в храме Гроба Господня. Вот, одна паломница пишет: «Мы с дочкой приехали на Пасху, чтобы увидеть Благодатный огонь, но, к нашему глубокому разочарованию, на схождение огня попасть так и не удалось. Мы пришли в храм Гроба Господня еще в Великую Пятницу, заняли место и почти целые сутки пробыли там. А под утро израильские солдаты силой вытолкнули нас не только из храма, но и из Старого Города. Лишившись возможности приобщиться благодати Святого огня, мы ни с чем вернулись домой. Отец Исидор, посоветуйте, как нам попасть на огонь в следующий раз?» Это одновременно и вопрос, и разочарование, и претензии. – Я бы ответил на это так: сейчас, после десятилетий подавления веры в России, духовная жизнь понемногу начала возрождаться, стала доступной всем, но у многих верующих нет церковной культуры. Понятно, что нужно стремиться к святыне, нужно стремиться в храм, приходить туда на праздники, совершать паломничество – все это правильно. Но не имеющие церковной культуры люди многое путают: например, в престольные праздники приходят исповедоваться, что недопустимо. В престольный праздник надо совершать красивое богослужение, приобщаться Святых Христовых Таин, принимать гостей, общаться с паломниками, с прессой, но уж никак не исповедовать толпы прихожан. Люди этого просто не понимают, и это явный признак отсутствия духовной культуры. Никто в день свадьбы сына не стирает белье и не переклеивает обои. У новоначальных христиан немало странных, экзальтированных желаний и заблуждений, например, «венчаться хорошо бы в Иерусалиме, а креститься лучше в самом Иордане» – но это называется духовной безвкусицей. Венчаться и креститься надо в своем приходском храме, как это было до революции. Венчание в те времена проходило только в храме жениха или невесты, к которому они были приписаны. Так же и праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя, ведь здесь есть люди, которые нуждаются в нашей заботе: старики, дети, заключенные, больные. К тому же, это праздники тихие, спокойные, они не должны быть перегружены никакими путешествиями, паломничеством или тяжелыми хозяйственными делами. Как раз в своем приходском храме мы имеем наибольшую возможность спокойно помолиться и не сталкиваться с огорчительными сюрпризами, которые таит в себе путешествие. А это – современное псевдоцерковное убеждение, что в эти праздники надо куда-то поехать – в самую толпу, в самую гущу событий. Понятно, что всех тех, кто на это решится, ждет разочарование.

http://azbyka.ru/beseda-s-arxim-isidorom...

IV. Новый Иерусалим 30 июля определено было для посещения обители Воскресенской, и дорога к ней пролегала мимо села Тушина, где так долго держался второй Лжедимитрий, устрашая столицу именем Тушинского вора: немного далее лежит другое историческое село Чернево, Никонов Назарет, где Патриарх вынужден был отдать посох святого Петра, взятый им из собора Успенского в последний таинственный приход свой, и где в скором времени услышал он третий зов на суд Вселенских Патриархов. Братия основанной им обители торжественно приняла, во святых вратах Элеонских, высокого Посетителя, идущего в их Иерусалим. Уединенно стоял я в пещере святого Гроба, когда Великий Князь, отслушав многолетие посреди храма Воскресения, взошел на коленях, сквозь низкое отверстие во внутренность вертепа. С благоговением простерся он пред подобием той гробницы, которая, по выражению Шатобриана, одна только из всех гробниц, никого не отдаст из недр своих в последний день. – Бездна божественных воспоминаний, необычайность самого вертепа поразили Царственного поклонника. Видя его простертого на молитве пред священным гробом, помыслил я о державных богомольцах Запада и Востока, приходивших в течение стольких веков разрешать свои обеты в святилище Иерусалимском, и весь исполнился минувшего. На гробовой плите лежала перламутровая раковина с изображением Рождества Спасителя и поклонения Пастырей и Волхвов; – я предложил пришедшему, подобно им, на поклонение Христу Богу взять с подобия Христова ложа сию икону, принесенную от самого гроба Господня, как память и благословение Святой земли. Его Высочеству угодно было, по выходе из пещеры, отдохнуть несколько в калиях настоятельских, чтобы тем временем дать разойтись народу из храма. Пользуясь сим кратким отдыхом, показал я Цесаревичу планы обоих Иерусалимов, почти совершенно сходные между собою, и сказал несколько слов о начальном устроении обители Патриархом Никоном . Речь зашла о Востоке, Царьграде, и св. Софии; Жуковскому хотелось, чтобы Его Высочество слышал одно предание, под названием Цареградская обедня: как в самый час завоевания Константинополя, Патриарх совершал литургию соборно в храме Софийском, как заключился алтарь пред толпою неверных, ворвавшихся в святилище, и как продолжается доныне сия таинственная служба до заветного дня освобождения. Предания простонародные о пришествии Северных людей для избавления Царьграда и Святого града так вкоренены на Востоке, что ими объясняют там всегдашнее заключение златых ворот Константиновых и вербных Спасителя, которые даже закладены камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И.П. Ювачев XXXIV. Святые места у католиков Русская церковь «на раскопках». – Двенадцать станций Страстного пути. –Наглядные изображения евангельских событий. – Место гефсиманской молитвы Спасителя. – Монастырь кармелиток. – Вечные молчальницы. – Галлерея Молитвы Госдодней. – Культ Сердца Иисусова. Все путешественники замечают, как резко различаются католические святые места от православных. В противоположность обычаю греческих монахов, у католиков вам не помешают молиться, не станут вас тормошить за рукав и тянуть куда-нибудь в сторону, чтобы выпросить денег. Кроме того, с первого же взгляда примечается у них блестящая чистота. Впрочем, в таком же роде есть одно место в Иерусалиме и у православных, но только не у греков, а у русских. Это место «порога» древних городских ворот на раскопках, близ храма Гроба Господня. Еще в 1859 году куплен был русскими участок земли около 200 квадратных сажен, но до возникновения Православного Палестинского общества он был заброшен без всякого употребления. Между тем раскопки археологов показали, что здесь лежит драгоценное указание на древнее расположение городских стен, а вместе с тем и подтверждение, что почитаемые места Голгофы и Гроба Господня находятся вне прежнего Иерусалима, «потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города», и «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый» (Иоанн. 19: 20, 41). Как теперь евреи стараются поближе быть погребенными к стенам священного города, так, вероятно, и богатый Иосиф Аримафейский имел свою усыпальницу недалеко от ворот Иерусалима. От этих ворот остался теперь истертый каменный порог, и сохранились следы петель в старых стенах, найденньгх на русском месте. Протестанты, однако же, не довольствуются этими доказательствами и принимают за Голгофу небольшой холм по северную сторону современного Иерусалима, недалеко от Дамасских ворот (около четверти версты). Но и тут Гробница Господня указывается в двух различных местах: по Гордону она находится вправо от дороги, а по Кондеру (командированный Английским обществом – Palestine Exploration Fund) – влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Скачать epub pdf Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме». Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня. Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский , к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня». 1 По описанию проф. Дмитриевского 2 в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010