Одна из высших клятв в Ветхом Завете была клятва семенем Авраама, клятва будущим Спасителем. Обрезание означало обуздание похотливости, и это было знаком обрезания греха. Восьмой день – знак будущего века. Обрезание провело черту между возникающим народом (евреями) и другими народами. Бог занимается селекцией, Он берет одного человека (угодившего Ему) и начинает селекцию святости. В Израиле происходит постепенный подъем духовности. Бог не сразу дает заповеди во всей полноте, Он постепенно обучает человечество – в той мере, в какой народ это может усвоить. Сначала Бог запрещает идолослужение, убийство, взятие в жены иноплеменниц, затем, во времена Моисея, было запрещено прелюбодеяние, браки с родственниками, ко времени Христа исчезает многоженство. Жертвоприношение Исаака. Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына Исаака ( Быт. 22, 1–24 ). Зачем это было нужно? 1 . Это было нужно Аврааму, а не Богу. Бог хотел, чтобы Авраам дошел до края, чтобы он понимал: Исаак – дитя обетования, которое Авраам родил в сто лет, и дитя – не его, он Божий. 2 . Бог выявил в Аврааме верность. 3 . Жертвоприношение Авраама не только является прообразом жертвы Христа (это происходило на соседней горе, Исаак сам нес на себе дрова, на месте, где нашли овна для жертвоприношения, теперь храм Гроба Господня), но и показывает причинно-следственную связь. Бог как бы говорит, что если человек ради Меня не пожалел сына своего, то и Я не пожалею Сына Своего ради человека. Выбор Христа сформировался выбором его предков, происходит как бы накопление добрых дел. В чем был для Авраама особый ужас этого жертвоприношения? Авраам мог усомниться в Боге. Бог обещал ему умножение потомков, но в то же время приказал принести в жертву единственного сына. Апостол Павел пишет о вере Авраама: Авраам верил, что Бог может воскресить Исаака ( Евр. 11, 8–20 ). Почему Бог принимает одного и отвергает другого. «Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:45–46) В день распятия Христа на Голгофе собралось много народа. И если тогда многие оказались равнодушными свидетелями смерти Праведника, то сегодня среди нас нет равнодушных. Паломники делятся на группы по нескольку десятков человек и попадают в созданный из передвижных конструкций и плотных штор кинозал. Свет в зале гаснет, и на экране появляется расшифровка «пятого Евангелия»  — крупным планом нам показывают фрагменты Плащаницы: руки и ноги, пронзенные гвоздями, капли крови, исполосованную плетью спину.... Эти кадры невозможно воспринимать спокойно. Кто-то продолжает молитву, кто-то не сдерживает слез. Вход в храм совсем близко. Оставшийся отрезок пути мы проходим в полной тишине и сосредоточении. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф 27:59–60) В закрытой камнем пещере, где покоилось снятое со Креста Тело Иисуса, было очень темно. Мы вступаем в каменный храм и словно оказываемся в стенах той самой пещеры: свет выключен, и мозаику и настенные росписи не разглядеть. Наши взгляды устремлены в центр зала, где, освященная ярким светом, так, что видно малейшую складку, выставлена Плащаница. У нас есть несколько минут, чтобы рассмотреть святыню. И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мк 4:39) Порой единственным правильным ответом на сложные вопросы бытия остается молчание. Когда сталкиваешься с чем-то необъяснимым, великим и очень важным для тебя самого и для целого мира, любые слова кажутся непростительной дерзостью. В такие моменты лишь благоговейное созерцание тайны и молитва могут что-то объяснить. Даже японские туристы, непрестанно щелкающие затворами своих фотокамер, не способны отвлечь внимание от созерцания этой тайны. В конце концов, и их, этих туристов, тоже любит Всемогущий Господь.

http://foma.ru/put-k-pyatomu-evangeliyu....

Пост – дело любви. Неделя 5-я Великого поста В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. 4 апреля, 2014 В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. Две недели отделяют нас от Пасхи, и евангельское чтение этого воскресного дня напоминает нам беседу Христа с учениками, в которой Он говорит о предстоящих страданиях и Воскресении: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34). Тогда апостолы не поняли смысла этих слов: одни «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10,32), другие просили Его дать им сесть «одному по правую сторону, а другому по левую» (Мк. 10,37), когда наступит Его «слава». И Христос еще раз говорит им, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Эта беседа происходила на пути в Иерусалим, и «Иисус шел впереди их» (Мк. 10,32). Христос всегда идет впереди, и мы должны следовать за Ним. Во время поста мы много раз слышали Его призывы: «Иди за Мною» (Ин. 1,43), «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Образец следования за Христом мы видим в жизни преподобной Марии Египетской, память которой Церковь совершает в этот воскресный день. Великая подвижница подает нам пример искреннего обращения человека от греховного состояния к праведной жизни. Проводя блудную жизнь в Александрии, она, «чтобы больше предаваться разврату», отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня с ней произошло чудо. Сила Божия не допустила ее к святыне, вследствие чего вчерашняя блудница внезапно осознала свое греховное падение. Только молитва перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться Кресту Христову. С чувством глубокого покаяния она уходит в пустыню, 47 лет проводит там в подвигах внутренней борьбы со страстями и достигает великой святости.

http://pravmir.ru/post-delo-lyubvi-nedel...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Храм Гроба Господня в Иерусалиме Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане 21 мин., 11.06.2019 Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Об этом ко дню рождения Церкви, празднику Пятидесятницы, — в материале «Фомы». Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве?     На сороковой день после Воскресения Христос на глазах у Своей Матери, немногих учеников и последователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян 1 :9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов в одиночестве на этой земле. Он пообещал им, что к ним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14 :16–17). Когда Он придет, то в этом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым и во главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто и никогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу и тело своими таинствами. Церковь — это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12 :12–13). Что делали апостолы после Вознесения Христа?

http://foma.ru/kto-pridumal-tserkov-kak-...

С Давидом царем и Авраамом, отцом иудейского народа, Иисуса Христа связывает Иосиф. Иосиф не есть Его отец по плоти (ср. Мф.1:18 и след.). Но его положение отца по закону Матфей подчеркивает ( Мф.1:19–20, 24 ). Ему даются свыше указания относительно Младенца ( Мф.1:20 и след. Мф.2:13, 19 ). Он нарекает Ему имя ( Мф.1:25 ср. Лк.2:21 ). Его отеческое попечение спасает Мессию от ярости Ирода ( Мф.2:13 и след.). Но Ветхому Завету приходит конец. Фарисеев, признанных толкователей закона, Господь отвергает, как лжецерковь. В этом – смысл обличений XXIII главы (ст. 4–7; ср. 8–12). Начальники Иудейские главные виновники предательства Иуды ( Мф.27:4 ). Они же настаивают на страже у гроба и подкупают ее ( Мф.27:62 и след. Мф.28:11–15 ). Господь и Его ученики вправе уже не платить дидрахмы на храм. Христос поручает Петру внести ее, чтобы нам не соблазнить их ( Мф.17:25–27 ). Иисус Христос благовествует приближение Царствия Небесного ( Мф.4:17 ) – оно еще не наступило, – но семя уже брошено; зерно горчичное уже посеяно; закваска уже квасит тесто; сокровище, зарытое в поле, уже стало известно; купец уже нашел жемчужину, и невод уже захватывает рыб всякого рода( Мф.13:3, 24, 31, 33, 44–50 ). Это относится к Церкви. Церковь в Евангелии от Матфея изображается, как Церковь вселенская. Воскресший Господь говорит ученикам: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:18–20 ). Существо Церкви есть любовь. Ее начало – в лю6ви Божией, в любви хозяина виноградника, дающего равную плату перенесшим тягость дня и зной и тем, которые пришли в последний час ( Мф.20:9–14 ). Любовь есть основа власти в Церкви, как это вытекает из слов Господа сыновьям Зеведеевым, восхотевшим почетных мест в Царствии Небесном. В контексте Евангелия от Матфея эти слова получают особое значение ( Мф.20:20–28 ). Но любовь Божия требует любви человеческой, и на человеческую любовь в Евангелии от Матфея падает главное ударение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сей милости да сподобит всех нас Иисус Христос.    Прославляя Его погребение и сошествие Его во ад для изведения отсюда в рай узников ада, будем надееться, что Он услышит наши молитвы за грешников, низведенных в адскую темницу и откроет им заключенные врата ада для выхода в рай или по крайней мере облегчит их участь и горькое положение в аде, если они положили хоть малое начало покаяния перед смертью. Храм гроба Господня в Иерусалиме. Поучение в неделю мироносиц. «И будет покой Его честь» (Ис. 11:10).   Сии слова входят в состав одной из пророческих речей Исаии, относящихся к Мессии. В сей речи говорится о Мессии, что Он произойдет из племени Иессее, иначе из царственного рода Давида, в то время, когда этот род утратит свою славу и возвратится в то уничиженное состояние, в каком находился отец Давида Иессей, то есть сравняется с незнатными родами. На сем потомке Иессее почиет Дух Божий всею полнотою даров Своих. Он водворит на земле истинное богопочтение, правду и мир. Под Его владычеством наступит золотой век, когда «волк будет жить вместе с ягненком, барс будет лежать вместе с козленком, когда теленок и молодой лев и вол будут вместе..., и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11:6). Этими образными чертами пророк изображает имеющее наступить в царстве Мессии такое блаженное время, когда между людьми повсюду водворятся мирные отношения, когда в христианском обществе уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, когда все сделаются кроткими и доброжелательными друг к другу, когда сильные не будут обижать слабых. Далее о Мессии говорится у Пророка, что к Нему обратятся язычники, Его духовное царство, то есть Церковь распространится по всей вселенной. Не только имя Его будет повсюду славно, как имя Царя и Бога, искупившего нас Своею крестною смертью, но и самый «покой Его будет честь», то есть самое место погребения Его будет предметом чествования. Христос умер на кресте, потерпел казнь, к которой были приговариваемы величайшие злодеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Слово Божие ясно учит, что по смерти человека только одна часть его, и именно тело, «попадает» в гроб, а душа, соответственно своему нравственному состоянию, отходит в то или другое, но особое (от могилы) место. Так «умер (телом) нищий, и отнесен был на лоно Авраама (очевидно, душа нищего отнесена в то место, пребывала душа праведного Авраама, а не в гроб), умер и богач, и похоронили его (тело, хижину); и в аде (куда «попала» душа его), будучи в муках, увидел вдали Авраама ( Лк.16:22–23 ). Души святых загробной жизни находятся в единении с Господом ( Ин.14:2–3; 17:24 ; Евр.12:22–23 ), а не в гробах, и это единение наступает по разрешении от тела непосредственно ( Лк.23:43 ; Фил. 1:23 ; 2Кор.5:8 ), а не после всеобщего воскресения и страшного суда. Тайнозритель видел на небе под жертвенником (чем указывается на близость душ святых к Богу) души убиенных за слово Божие ( Откр.6:9–10 ; тела их, умерщвленные, остались, конечно, на земле). Господь Иисус Христос телом почивал во гробе, а душою сходил в ад, где пребывали души умерших ( 1Пет.3:18–19 ). Среди Израильского народа еще в ветхозаветное время существовала вера в пребывание душ умерших людей в особом месте, отдельном от «гроба». «Скончался Авраам и умер в старости доброй... и приложился к народу своему» ( Быт.25:8 ), т.е. душою приложился к сонму душ своих предков, а не телом, так как погребен был в земле Ханаанской, а все предки его, исключая Фарры ( Быт.11:32 ), умерли и погребены в земле Месопотамской и Халдейской. В том же смысле следует понимать и сказанное Моисею: «взойди на сию гору Аварим, на гору Нево... и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приложился к народу своему» ( Втор.32:40–50 ). Гора Нево находилась в земле Моавитской ( Втор.32:49 ), а гора Ор – у пределов земли Едомской ( Чис.33:37 ); предки же Моисея и Аарона умерли в других землях (Халдейск., Ханаан., Египетск.). Иаков говорил: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ), – т.е. сойду душою в то место, где находится душа моего сына, а не в могилу моего сына (в которой он не был погребен, так как тело Иосифа, по убеждению Иакова, было съедено зверями – Быт.37:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Также и в неблагополучной вечности непрестанная будет смерть. Однажды умерев, осужденные непрестанно будут умирать и желать смерти; непрестанно будут мучиться и страдать, и никакого не будут чувствовать утешения, прохлаждения, облегчения. Это смерть вторая, и смерть вечная. Где ни живет человек, пока в мире сем живет, не без опасности живет. Человеку от утробы материнской до гроба – непрестанная брань. Поэтому прилично и правильно о вечной жизни слово такое говорить нам, христианин: там нам воистину безопасно будет. Там ничего мы опасаться не будем; там будем жить без всякого страха, будем жить во граде спокойном и мирном; там совершенный мир и покой будем иметь, почему вечная жизнь в Священном Писании называется покой (см.: Мф. 11, 29 ; Евр. 4, 11 ). Если только в одной вечной жизни безопасность, мир, покой, радость, веселье, и истинное, и совершенное, и вечное блаженство, поспешим туда, христианин, поспешим, презрев всю суету мира сего. Там нам безопасно будет. Блажен, кого Ты избрал и принял, вселится он во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой, дивен правдою. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко ( Пс. 64, 5–6 )! Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6, 23 ). Ибо человек, как грешник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, ничего не может заслужить и не заслуживает, как только смерти, как сказано: возмездие за грех – смерть ( Рим. 6, 23 ). Сам себя может погубить и губит, но сам себя спасти не может. Надобно Сыну Божьему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см.: Лк. 15, 4–6 ) и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14, 6 ). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих гласа его, и по Нем грядущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Ученики Его, – говорит, – сперва не поняли... того, что так было написано о Нем, но они сделали это Ему» ( Ин.12:16 ). Видишь ли, что они сделали, не зная значительнейшего? Но когда Он воскрес из мертвых, тогда они вспомнили, что это было написано о Нем, и что они это сделали Ему, а Он не открыл им. То же и когда Иисус сказал: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2:19 ), – ученики не поняли этого. Другой евангелист говорит, что это слово было сокровенно от них, и что они не знали, что Ему надлежит восстать из мертвых. Но это справедливо было скрыто от них. Поэтому, другой евангелист говорит, что, слушая каждый день о страданиях, они огорчались и были в печали: это оттого, что они не знали смысла Воскресения. Это справедливо было скрыто от них, – потому что было больше, чем они могли вместить, – но то, что касается ослицы, почему это не было им открыто? Потому что и это было велико. Посмотри на мудрость евангелиста, как он не стыдится исповедать прежнее их незнание: что было написано, – это они знали; но что было написано о Нем, – не знали, и они были бы в смущении, если бы узнали, что Царь должен так пострадать. Во всяком случае они не скоро вместили знание Царства, о котором говорилось, – другой евангелист именно говорит, что они думали, что речь идет об этом царстве. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» ( Ин.12:17 ). Весь народ потому встретил Его, что слышал, что Он сотворил это чудо. Столько народа не обратилось бы вдруг, если бы не поверили чуду. «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Ин.12:19 ). Мне кажется, эти слова принадлежали тем, кто мыслил о Нем здраво, но не смел исповедать это вслух. И Павел, рассуждая о Воскресении, употребил тот же прием. Итак, какое же имеют оправдание те, кто не верит в Воскресение? Поэтому, возлюбленные, чтобы нам не задерживать вас напрасно, и чтобы слово наше не показалось лабиринтом, оставивши это, мы скажем следующее: внимайте Священным Писаниям и не спорьте бесполезно на погибель слушающих. Это и Павел заповедал Тимофею, хотя он, конечно, исполнен был великой мудрости и имел силу знамений. Послушаем же его и мы и, оставив празднословие, запасемся делами, – я говорю о братолюбии и благотворении, – усвоим великий смысл милостыни, чтобы сделаться нам причастниками возвещенных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым слава Отцу со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Чистое око Его зрит все греховные скверны, но Он не только не сочувствует им, но мерзок Ему даже помысел неправедный ( Притч. 16:26 ). Подобного нравственного совершенства Господь требовал от всех ветхозаветных верующих. Он не только Сам свят, но и они должны стремиться к уподоблению Ему в святости. Заповедь о сем, данная первоначально ветхозаветным людям, сделалась обязательною для новозаветных верующих. Первые в наказание за то, что отвергли Христа, лишены права называться избранным народом, людьми святыми, т.е. посвященными Богу. Это право предоставлено верующим новозаветным. Они, по слову апостола Петра, суть народ избранный, люди святые ( 1Пет. 2: 9 ). Посему и Церковь Христова именуется святою: верую во едину святую Церковь , Она есть общество людей освященных благодатью для служения Господу. Посему, наследовав от ветхозаветной Церкви или от ветхозаветных верующих имя и достоинство святых, они вместе наследовали от них и обязательство вести жизнь свою свято и непорочно. Обращая речь свою к христианам из язычников, апостол Петр говорит им: «не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы потому, что и Я свят» ( 1Пет. 1:14, 15, 16 ). Христиане, по смыслу сих слов, до своего обращения к вере во Христа предавались похотениям, т.е. увлекались греховными чувственными желаниями и благо жизни поставляли в удовлетворение их. Таковую жизнь они вели в неведении, т.е. потому, что не были просвещены светом истины и в самих богах своих находили пример грубой чувственности. Для обращенных ко Христу верующих время этого неведения прошло. Вступив в Христову Церковь , они уже не должны сообразоваться с прежними похотями, бывшими в неведении, не должны возвращаться к прежнему образу жизни. Им не только дана заповедь быть святыми, но и указан пример для подражания в лице призвавшего их Святого Господа. Церковь Христова есть царство не от мира сего. Посему и принадлежащие к сему царству, хотя живут в мире, должны заботиться о том, чтобы не оскверняться мирскою нечистотою, вести себя так, чтобы видно было, что у них ничего нет общего между светом и тьмою, Христом и велиаром ( 2Кор. 6: 15 ), правдою и беззаконием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010