Этот камень далее возвещает нам о блаженном покое субботнего дня. Я разумею субботу после пятницы, в которую произошли вспоминаемые нами ныне события. Благочестивые жены проводили эту субботу в покое – по закону. Но сердце первосвященников и фарисеев не знало покоя и внутреннего мира; мучения совести не оставляли их. За день раньше они не хотели войти в языческую преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху ( Ин. 18, 28 ). Но теперь же они не заботятся даже по внешности сохранить вид благочестия и в субботу идут в преторию к язычнику-правителю. «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» ( Ис. 57, 21 ), – эти слова пророка прекрасно определяют душевное настроение фарисеев, когда они спешили к Понтию Пилату и оттуда к гробу Господа. Они осквернили священный субботний покой своими беспокойными действиями, – тем, что приставляли стражу, путешествовали к гробу, протягивали шнур над камнем и припечатывали его с обоих концов. Но великий и священный субботний покой в полной мере зато сохранился в гробу нашего Спасителя. Пусть теперь враги бесчестят Его святое имя! Пусть грубая языческая стража охраняет гроб и запечатанный камень! Он лежит и почивает в тихом, блаженном спокойствии. Над дверями гроба Его как бы надписаны слова той песни, которую некогда воспевал Господу на своем струнном инструменте пр. Давид: «И Ангелы небесные охраняют гроб, дабы покой Его не был нарушен». Внутренним миром и покоем веет на нас, возлюбленные мои, от гроба Спасителя в этот вечерний час. Этот мир и покой мы могли бы ощущать во всякое время и на всяком месте, если бы внешние обстоятельства нашего земного существования не препятствовали тому. Ежедневно и ежечасно мы испытываем на себе справедливость слов праведного Иова, что человек пресыщен печалями ( Иов. 14, 1 ), и часто должны вместе с псалмопевцем взывать к нашей душе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» ( Пс. 41, 6; 12 ). Смущают ее житейские труды и заботы, которые поглощают почти все наше время и часто делают наш жизненный путь столь тяжелым. Угнетают ее укоры совести, нередко нами испытываемые, всевозможные бедствия нашего времени, наконец, страх смерти, терзающий нас и отравляющий нам существование. Кто вселит в наше сердце внутренний мир и покой, блаженный и тихий субботний покой? Единственно и всецело – Господь Иисус Христос, наш возлюбленный Спаситель, Который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 28–29 ). Мы должны принять Его в свое сердце и положить, подобно тому, как Он был положен в каменный гроб. Мы должны тщательно хранить Его в сердце под печатью Святых Таинств и св. Духа, подобно тому, как там Он охранялся стражею и был запечатан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

И этому «уверованию» апостола нисколько не противоречит дальнейшее его замечание, что «они еще не знали из Писания, что Ему (Христу) надлежало воскреснуть из мертвых» ( Ин.20:9 ). Потому и уверовал, что не знал. Если бы знал, то вере не было бы места а вот это незнание Писания и говорит, что истина Воскресения Христа была воспринята верою. И как хорошо согласуется это со словами Христа: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Знаменательно, что эти слова сохраняет также только Евангелист Иоанн, и в них естественно видеть указание на веру ап. Иоанна, уверовавшего в истину Воскресения еще прежде, чем он вместе с другими апостолами увидел Воскресшего Господа. Таким образом ученик, «егоже любляше Иисус», был первым, уверовавшим в истину Воскресения Христова, но не первым, узревшим Воскресшего. Эта радость выпала на долю Марии Магдалины, о чем повествует тот же апостол и Евангелист. Мария, сообщивши апостолам Петру и Иоанну о своем печальном открытии и своих тревогах, конечно, не осталась в городе, а вслед за апостолами снова поспешила ко гробу. Убежденная в том, что Тела Учителя нет во гробе, что оно кем-то унесено, она с плачем и рыданием стояла у гроба, пока апостолы Петр и Иоанн один после другого осматривали пещеру гроба, а когда они ушли, то и она, может быть, безотчетно подражая их примеру, наклонилась во гроб. Тела Учителя действительно не было, и гроб был пуст. Но во мраке гроба Мария увидела двух Ангелов, сидящих – одного у главы, а другого – у ног, где лежало Тело Иисуса, и услышала вопрошающий голос: «жено! что ты плачешь?» Занятая мыслью о краже Тела Учителя, Мария говорит им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Узнать, куда девалось дорогое Тело, кто унес его и куда положил, было неотступной мыслью Марии. Поэтому она даже не обнаружила ни страха, ни смущения пред необыкновенным видением и прямо высказала свою затаенную мысль. И в это время как-то невольно обернулась назад, может быть, инстинктивно почувствовав присутствие позади себя кого-то другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После того как Мария Магдалина первая ( Мк. 16, 9 ) была обрадованя явлением Господа, другие мироносицы, возвращавшиеся от гроба в страхе и великой радости от слов небесных вестников воскресения, также удостоились лицезреть воскресшего, для того чтобы, по выражению святителя Иоанна Златоуста , «благовествовать то, о чем не только слышали, но и что видели». Они спешили возвестить ученкам весть, полученную от Ангелов, и се, на пути, Иисус встретил их и сказал: радуйтеся! всякая тень сомнения исчезла пред благодатным словом Учителя, призывающим к радости: это он – воскресший! с благоговейным трепетом святые жены приблизились, взялись за ноги Его и поклонились: этим «прикосновением они, по выражению святого отца, твердо уверились в Его воскресении». Тогда, устраняя последние следы страха, с которым жены смотрели на необычайное явление, Господь сказал им: не бойтеся, – идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят. опять знаменательное название верующих братьями, и опять заботы о скорейшем успокоении их вестию о воскресении: и Ангелы, и сам воскресший посылают святых жен к апостолам, с тем чтобы предупредить их и приготовить к самоличному удостоверению в великой истине. Господь Иисус Христос хотел, чтобы радость воскресения достигла, в известной последовательности, но возможно скорее, тех, которых он возлюбил в мире и возлюбил до конца ( Ин. 13, 1 ) и которых теперь не стыдится называть своими братьями ( Евр. 2, 11 ). Третье Мф. 28, 11–15 ; Мк. 16, 10, 11 ; Лк. 24, 10–12, 34 ; 1Кор. 15, 5 Когда святые мироносицы, возвратившись от гроба, рассказали одиннадцати апостолам и прочим, бывшим с ними, о том, что они видели и слышали, то слова их показались ученикам Господа пустыми и не заслуживающими веры. Когда также и Мария Магдалина возвестила им – плачущим и рыдающим, – что Господь жив и что она видела Его, то и ей не поверили. Впрочем, Петр, уже бывший у гроба с Иоанном и видевший в пещере погребальные пелены, встал и опять побежал к гробу, чтобы еще раз взглянуть на опустевшее ложе Христово. и в этот раз, наклонившись к входному отверстию пещеры, он увидел то же, что и прежде, – одни пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. Но все сомнения и колебания Петра окончились полным убеждением в истине воскресения, когда Господь явился ему прежде других учеников, предваряя общее уверение апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Показывает нам Господь в Евангелии, каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, а веру всех. Когда ты, читая, веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, оживает. Господь, придя ко гробу, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон ( Ин.11:43 ); это сделал Он для того, чтобы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего воскликнул голосом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того чтобы показать написанное: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Ибо труба издает свой звук от повышения голоса. И воззвал: Лазарь! Иди вон. Для чего добавляется также имя? Конечно, для того чтобы один восставший не был принят за другого, или чтобы воскресение не показалось случайным, а не происшедшим по повелению. Итак, услышал умерший и вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком ( Ин.11:44 ). Можешь ли понять, каким образом Лазарь с завязанными глазами и ногами вышел из гроба? Были на нем узы, но не удержали, покрыты были глаза, но видели. Ибо силой Божия приказания природа остановила свое действие, оставила свой порядок, повинуясь гласу Творца; расторглись узы смертные прежде, чем узы гроба: сила Божия действовала прежде, нежели Лазарь начал ходить. Если это тебе удивительно, то вспомни, Кто это повелел, – и перестанешь удивляться: Иисус Христос , Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых. Сила поставила на ноги лежащего, жизнь дала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. И удивительно ли, что на призыв Божий возвращается душа, возвращается костям кожа, когда от единого прикосновения тела пророка Илии воскрес мертвый: помолился пророк и воскресил умершего отрока. Апостол Петр именем Христовым повелел Тавифе встать и ходить, и тогда многие бедняки, радуясь, думали, что жизнь возвращена ей для творения милостыни; а мы и для спасения еще не веруем. Они воскресение ближнего испросили своими слезами, а мы не верим в существование воскресения и зная о страданиях Христовых. Когда Иисус испускал дух, чтобы показать, что умер для воскресения нашего, тогда явил и сам порядок воскресения: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим ( Мф.27:50–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

228 Такая казнь была известна не только у иудеев ( 3Цар.14:11 ; Иер.8:2 и др.), но и у других народов (Sophoel. Aj. 1156, Herodian. 8, 5, 24; 3, 12, 25 и А. Leben lesu, Rud. Ηοffm., стр. 387). Впрочем, лица, пользующиеся высоким положением в обществе, обыкновенно были погребаемы. По Талмуду в Иерусалиме были даже устроены особенные гробницы для преступных сановников. Таким образом, можно заключать, что угроза иудеев в отношении к Иосифу и осталась угрозой, если только иметь в виду один исторический факт. 229 Иудеи говорили: «Жив Господь, мы не верим вам». Тогда сказали стражи: «Столько знамений видите вы о Человеке сем и не верите, как же можете поверить нам? И вы истинно поклялись, что жив Господь, ибо Он действительно живет». И, сказавши это, стражи продолжали так: «Мы слышали, что того, кто выпросил тело Иисусово, вы заключили в темницу, и двери запечатали, а когда открыли их, то не нашли его. Отдайте нам Иосифа, я мы возвратим вам Иисуса». Иудеи сказали: «Иосиф ушел в свой город». Стражи отвечали: «И Иисус ушел в Галилею, как мы слышали от ангела, который отвалил камень от двери гроба». Услышав это, иудеи очень испугались и говорили: «Если разнесется такая молва, то все последуют за Иисусом». И, сделав совещание, дали довольно денег воинам и сказали: «Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, а вас избавим от неприятностей». Они же, взяв деньги, поступили как научены были. 232 «Когда ушли эти мужи (свидетели вознесения) в Галилею, первосвященники и старейшины собрались в синагогу и, заключивши двери, много сокрушались и говорили: «Что это за знамение случилось в Израиле?» А Анна и Каиафа сказали: «О чем скорбите вы и о чем плачете? Или вы не знаете, что ученики его дали много золота стражам гроба и научили их сказать, что ангел, сошедший с веба, отвалил камень от дверей гроба? Мы сами дали денег воинам, чтобы они говорили так, как мы их научили». Священники же и старейшины сказали: «Допустим, что ученики украли тело Его. Как же душа Его вошла в тело и пребывает в Галилее?» Они же, не зная, что ответить, сказали только: «Не благоразумно верить этому»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Вопросы, к-рые задают П., переданы в разных вариантах, но все они сводятся к обвинению в том, что он ученик Иисуса: его видели с Ним и говор у него галилейский. Несмотря на различия, в основных пунктах повествования все 4 евангелиста сходятся. Все согласны в том, что: 1) Иисус предсказал 3-кратное отречение П. до пения петуха; 2) предсказание сбылось; 3) отречений было три; 4) первой из вопросивших П. была служанка; 5) после 3-го отречения запел петух. Одна сцена описывается евангелистами с разных ракурсов. При этом нек-рые различия могут восприниматься как взаимодополняющие, нек-рые - как взаимоисключающие. После воскресения Иисуса Ап. Петр у Гроба Господня. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Ап. Петр у Гроба Господня. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia В Евангелии от Марка рассказывается о том, как в 1-й день недели рано утром 3 женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматами. Придя, они увидели отваленный от гробницы камень и юношу в белой одежде, к-рый сообщил им о воскресении Иисуса и сказал: «…идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее…» (Мк 16. 1-7). Здесь П. выделен из числа учеников, и это может пониматься как указание на «грядущее воссоединение, в котором они, несомненно, познают истинную природу Иисуса и будут прощены за отступничество. В этом нуждаются все ученики, но Петр - более всех» ( Бокэм. 2011. С. 195). П. упоминается и в рассказе ап. Луки, но в ином контексте. По свидетельству этого евангелиста, после того, как женщины вернулись от гроба и возвестили то, что видели, «одиннадцати и всем прочим», «показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк 24. 10-12). Эпизод, к-рому Лука посвящает одно предложение, более подробно изложен ап. Иоанном. У него к П. присоединяется «другой ученик» (Ин 20.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010