Когда в таком еще смутном и слабом настроении Апостолы ушли от опустелого Гроба Христова, к нему возвратилась опять Мария Магдалина. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и, безутешно скорбя, наклонилась ( Иоан.20:11 ) в низкий вход пещеры, чтобы еще взглянуть туда, где был погребен ее Спаситель. И там видит, в белом одеянии сидящих, двух ангелов 4809 , одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: – Жена, что ты плачешь? Мария отвечает им: – Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его! Горе Марии было столь велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, принявшие вид людей для облегчения ее горя светлым торжественным праздничным своим видом на месте печального погребения Христа, и она отвечает им всё теми же словами, какими говорила Апостолам об исчезновении из Гроба тела Христова. А ангелы, торжественным светлым явлением своим подготовляя Марию Магдалину к возвещению дивного воскресения Христова, однако, не говорят ей, как прочим мироносицам, что Тот, Кого она с такою ревностью разыскивает, славно воскрес, потому что Господу угодно было причислить саму Марию Магдалину к непосредственным вестникам Воскресения Христова. И вот в то время, когда Мария Магдалина в ответе своем ангелам поведала им причину своего плача, Христос Спаситель внезапно появился позади Марии, отчего ангелы приняли особо почтительное к Нему положение; Мария же Магдалина, заметя в них перемену, обратилась назад и увидела «Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус» ( Иоан.20:14 ). – Тягота горестных мыслей, обильные слезы мешали ей хорошо рассмотреть, Стоящего позади нее, да, очевидно, и Самому Христу Спасителю не угодно было, чтобы она сразу узнала Его, как не вдруг открыл Он Себя Эммаусским путникам ( Лк.24:13–32 ), и теперь Мария Магдалина приняла Его за садовника ( Иоан.20:15 ) сада Иосифа Аримафейского, в котором помещалась эта пещера святого Гроба. Не узнанный же Мариею Магдалиною, Христос говорит ей: – Жена, что плачешь? Кого ищешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эта другая Мария у Марка и Луки называется матерью Иакова и Иосии, а под этим именем очевидно разумеется Богородица. «И вот, – говорится, – сделалось великое землетрясение; ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем», и так далее ( Мф.28:1,2 ). Вот первое посещение гроба Магдалиною! Во время пути им встретился Христос, говоря: «Радуйтесь». Ибо тот пол, который некогда услышал слова: «В болезнях родишь детей» ( Быт.3:16 ), первый должен был услышать и возвещение радости. Под влиянием сильного чувства они поступают дерзновеннее, нежели как следовало, приступают к Нему, хватаются за ноги Его и кланяются Ему, а Он повелевает им не бояться, но идти возвестить благую весть о воскресении апостолам ( Мф.28:9,10 ), желая таким образом, чтобы женщина, бывшая причиною печали Адама, была вестницею радости мужчинам. И они возвещают апостолам благую весть. «Петр же, – говорит Евангелие, – первый, встав, когда было еще темно, побежал ко гробу, и наклонясь увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе произошедшему» ( Лк.24:12 ). Когда Магдалина увидела, что Петр, при всей своей горячности, ничего не мог достигнуть, то сочла виденное ею загадочным, даже подумала, что то был обман чувств. Поэтому она опять идет, чтобы увериться в виденном, и утром, когда воссиял день, во второй уже раз приходит на гроб, видит камень отваленным от гроба. Размыслив же с собою, что ученики опять не поверят ей, бежит, – говорит Евангелие, – и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус ( Ин.20:1,2 ), потому что они были самые пламенные ученики, первый как сильно любящий, а второй как любимый. Заметь же мудрость блаженной жены: опасаясь, что ей опять не поверят, она не говорит, что Он воскрес, а говорит: не знаю, правда это или нет, знаю только, что тела нет во гробе: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин.20:2 ). Этим она тотчас же возбуждает учеников и бежит вместе с ними, чтобы узнать исход их исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первый день недели на рассвете, как согласно передают все (евангелисты), приходили иные ко гробу. Уже совершилось то, о чем вспоминает один только Матфей, т.е. землетрясение, отваливание камня, ужас стражей, объятые которым они лежали как мертвые. Первой пришла, как повествует Иоанн, Мария Магдалина; с ней, несомненно, были другие женщины, которые служили Господу. (Но Мария Магдалина) пламенела наибольшей любовью, так что Иоанн не без основания упомянул о ней одной, умолчав о тех, которые были с нею, – о чем свидетельствуют другие (евангелисты). Итак, она пришла и, увидев, что камень отвален от гроба, прежде чем более тщательно присмотрелась к чему-либо, не сомневаясь, что тело Иисуса оттуда унесено, убежала, – о чем говорит тот же Иоанн, – и сообщила Петру и Иоанну. Действительно, он (Иоанн) и есть тот ученик, которого любил Иисус. Они поспешили ко гробу, и опередивший всех Иоанн наклонился и увидел лежащие пелены, но в гроб не вошел; Петр пришел вслед (за ним), вошел во гроб и увидел пелены и головную повязку, лежащую не с пеленами, но свернутую отдельно. Затем вошел и Иоанн, увидел то же самое и поверил тому, что сказала Мария, (т.е.) что Господь был унесен. «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала», т.е. перед этим местом каменного гроба, однако же внутри того места, в которое вошли, потому что там был сад, как упоминает все тот же Иоанн. Тогда увидели ангела, сидящего с правой стороны камня, отваленного от гроба; об этом ангеле сообщают Матфей и Марк. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам». Марк также не пропустил сказать нечто подобное. " А Мария, – продолжает Иоанн, – стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В этом тропаре кратко суммируется содержание праздника христианской Пасхи: мы празднуем упразднение смерти, разрушение ада как места принудительного пребывания душ всех усопших и начало новой, вечной жизни, которую мы имеем во Христе: « Последний же враг истребится – смерть » – говорит апостол Павел (1 Кор 15:26). « От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» – говорит именем Господним пророк Осия (Ос 13:14). Наконец, Сам Христос сказал: « Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день » (Ин 6:40). Как же после этого не воспеть c ликованием (буквально – с плясками) Сказавшего это – Того, Кто есть причина (по-славянски – «виновного») столь великих благодеяний? Песнь 7, тропарь 3 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Яко воистинну священная,/и всепразднственная сия спасительная нощь,/и светозарная,/светоноснаго дне,/востания сущи провозвестница:/в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия. Поистине священна/и в достойна всякого торжества/эта ночь, спасительная и светозарная,/светоносного дня воскресения предвестница,/в которую вечный Свет/из гроба во плоти для всех воссиял. Поистине священна и вся является праздником эта спасительная ночь и светозарная, которая есть предвозвестница светоносного дня восстания и в которую вневременный Свет из гроба плотски всем воссиял. Поистине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую безлетный Свет во плоти для всех воссиял из гроба. В этом тропаре песнописец вновь возвращается к теме света Воскресения Христова, который стал предвозвещением блистательного дня всеобщего воскресения из мертвых: « Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его » (1 Кор 15:22–24). Как и многие другие тропари Пасхального канона, данный тропарь перефразирует 45-е Слово свт.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Поэтому к ней, искавшей живого с мертвыми, с женским неразумением и легкомыслием бросавшейся туда и сюда и разыскивавшей тело как убитого Того, ног Которого уже живого касалась, – к ней обращается Господь и говорит: не прикасайся Мне, ибо для тебя Я еще не восшел к Отцу Моему. Смысл этого такой: не достойна ты касаться живого Того, Кого ищешь мертвым: если ты думаешь, что Я еще не восшел к Отцу, но украден людской хитростью, то ты не достойна прикосновения ко Мне. Говорил же это не для того, чтобы порицать рвение искавшей, но для того, чтобы она знала, что истощание восприятой плоти преображено в славу божества, и чтобы она не желала быть с Господом телесно, относительно Которого должна была веровать, что Он духовно царствует со Отцом. Поэтому апостолы имели больше веры, так как они, не видев ангелов, не лицезрев самого Спасителя, уверовали, что Он воскрес от мертвых, после того, как не нашли тела Его во гробе. – Другие думают, что начало было то, что рассказано у Иоанна: – что Мария Магдалина пришла к гробу и увидела камень отваленный от гроба, и после пришедши опять с Петром и Иоанном, одна осталась при гробе, и еще не веруя в воскресение, была обличена Господом; возвратившись домой, опять пришла ко гробу с Марией, и получив уверение от ангела, вышедши из гроба, поклонилась Господу и припала к ногам Его, услышав от Него равным образом: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Они настолько преуспели в вере, что посылаются к апостолам и слышат первое: не бойтесь, и затем: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня ( Мф. 28:9–10 ). Глава VI Каким образом, при охранении гроба отрядом воинов, Петр и Иоанн свободно вошли в гроб без всякого препятствия со стороны кого-либо из стражей ( Мф. 28 ; Ин. 20 )? Конечно, по той причине, что По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо Я (или он) распространил страх Мой (или свой) в стране живых, и уснул он среди необрезанных вместе с убитыми мечом, фараон и все множество его, говорит Господь Бог. LXX: И было в двенадцатом году, в пятнадцатый [день] месяца: было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! плачь о множестве египетском: и низведут дочерей его умерших народы во глубину земли к отходящим в ров. (Далее под астерисками прибавлено: низойди с прекраснейшей воды и спи с необрезанными, затем по порядку следует: Среди пораженных мечом падут вместе с ним, и уснет вся сила его, и скажут тебе исполины во глубине рва: «сойди. Кого ты лучше? Сойди, и спи с необрезанными среди пораженных мечом». Там Ассур и все сборище его. (Следующего затем: там положены все пораженные, и гроб его во глубине рва, и было сборище его в еврейском нет, но прибавлено Семьюдесятью. Затем говорится: Вокруг гроба его все пораженные, павшие от меча (И снова из издания Феодотиона под астерисками прибавлено: Они поставили гробы его по краям рва, и было сборище вокруг гроба его. Все они пораженные и падающие от меча. После того LXX поставили: Они навели собою страх в стране жизни. Там Елам и вся сила его вокруг гроба его, все пораженные и падающие от меча, и все необрезанные, отходящие во глубину земли, которые собою наводили ужас в стране жизни и получили мучение свое вместе с отходящими в ров среди пораженных. Там положены Мосох, и Фувал и вся сила их вокруг гроба его, все пораженные его, все необрезанные и пораженные мечом, которые собою наводили ужас на страну жизни и не уснули вместе с исполинами, павшими от века: они сошли в преисподнюю с оружием, которое употребляли для войн, и положили мечи свои под головы свои, и остались беззакония их на костях их, ибо они наводили ужас на исполинов во время жизни своей. И ты среди необрезанных будешь сокрушен, и будешь спать с пораженными мечом. Там Едом, и цари его, и все князья Ассура, которые предали силу его на поражение мечом: они уснули вместе с пораженными, с отшедшими в ров. Там все князья севера, все военачальники Ассура, которые сошли пораженные с ужасом их и посрамленные в силе своей; уснули, как необрезанные, вместе с пораженными мечом, и приняли мучение свое вместе с отходящими в ров. Увидит их фараон и утешится о всей силе их: пораженные мечом, фараон и вся сила его, говорит Господь Бог. Ибо Я навел страх его на страну жизни, и будет он спать среди необрезанных вместе с пораженными мечом, фараон и все множество его, говорит Господь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба (не для Воскресшего, но для посетителей гроба) и сел на нём. Войны, окружавшие гроб Иисуса, пришли в ужас и как бы омертвели, и затем, снова придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и сказали о всём, бывшем при гробе Иисуса. Первосвященники, сделав совещание со старейшинами, дали стражам довольно денег и сказали: «Говорите, что ученики Иисуса, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если слух этот дойдет до правителя, то мы умолим его и избавим вас от неприятности». Воины, получив деньги, поступили так, как научены были. Между тем, святые мироносицы Мария Магдалина, другая Мария (мать Иакова и Иосии), Саломия, Иоанна и другие жены идут на гроб с ароматами, чтобы помазать тело Исусово. Они не знали, что ко гробу приставлена стража, и что вход в пещеру запечатан. Одно только беспокоило их: «кто отвалит им камень от гроба? Ибо камень этот был очень велик». Ни одна из них и не думала о том великом событии, которое совершилось в ту самую пору, когда они шли сюда. Пылкая Мария Магдалина первая пришла ко гробу (ещё сущей тьме). Заметив, что камень отвален от гроба, подумала, что тело Господа унесено, и поспешила известить об этом апостолов Петра и Иоанна. Между тем, с восходом солнечным, прибыли ко гробу и прочие жены, вошли во гроб, увидели там Ангела и, получив от него весть о воскресении Спасителя, с радостью побежали возвестить об этом ученикам. Но апостолы не придали этой вести никакого значения, они даже приняли её за чистый вымысел и – не поверили. Последними событиями, решившими участь их великого Учителя, они приведены были в такое уныние, что и не думали увидеть Его живым. Впрочем, Петр и Иоанн (и за ними Мария Магдалина) поспешили ко гробу и, не найдя в нём тела Иисусова, оба возвратились назад, Иоанн веруя, а Петр еще только дивяся бывшему. Мария же осталась у входа в погребальную пещеру и горько плакала. Взглянув нечаянно во гроб, она увидела Двух Ангелов, которые дружественно приветствовали её.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении ( Мф 27, 61 ; Мк 15, 47 ). Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы , совпадавший в тот год с праздником Пасхи . Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами. Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома. Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк , весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV в., Русский музей. Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: " Женщина, что ты плачешь? " - она ответила теми же словами, которые только что сказала апостолам: " Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его " . Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Он спросил Марию: " Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь? " Она же, думая, что видит садовника, отвечала: " Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его " . Но в этот момент она узнала голос Господа. Из груди ее вырвался радостный крик: " Раввуни! " , что значит Учитель. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: " Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: " Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему " .

http://drevo-info.ru/articles/13273.html

Вслед за ним приходит Симон Петр, который, как более смелый и мужественный, решается войти во гроб, и видит там одни только пелены лежащие и плат, которым была обвита голова Господа, " не с пеленами лежащий, но особо святой на другом месте " (Иоан. 20:3-7). Тогда вошел и " другой ученик, прежде пришедший ко гробу " , то есть Иоанн, " И увидел, и уверовал " , то есть уверовал в истину воскресенья Христова, ибо при похищении тела незачем было бы развязывать и совлекать с него пелены и к тому же укладывать их здесь в таком порядке. " Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых " — до того как Господь " отверз им ум к уразумению Писаний " (Лук. 24:45), они многого ясно не понимали: не понимали и речей Господа о предстоящих Ему страданиях и воскресении (как видно, наприм., из Лук. 18:34 и Марк. 9:10), а потому нуждались в вещественных доказательствах. Таким доказательством истины воскресения Христова послужило для Иоанна то обстоятельство, что пелены и плат остались во гробе старательно сложенными. Но это убедило в истине происшедшего только одного Иоанна. О Петре св. Лука говорит, что он " пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему " (Лук. 24:12). Состояние духа его, после троекратного отречения от Господа, было очень тяжелым и не располагало к живой вере. И вот, вероятно, при возвращении его от гроба милосердный Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его, о чем лишь кратко упоминает св. Лука в 24:34 и св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:5. Как видно из этих мест, Господь явился Петру наедине и прежде других Апостолов. Явление Господа Марии Магдалине После того, как Апостолы Петр и Иоанн ушли от гроба, там осталась одна Мария Магдалина, может быть, пришедшая вместе с ними или сейчас же вслед за ними. Душа ее была в смятении, и она плакала, считая тело Господа похищенным. Плача, она наклонилась к отверстию гроба и увидела там двух Ангелов, сидящих на том одре, на котором в гробных пещерах полагали тела мертвых. Скорбь о Господе была столь велика, что заглушала все прочие чувства, а потому Магдалина, видимо, даже не была особенно потрясена этим явлением Ангелов, и на их вопрос, конечно, с желанием ее утешить: " Женщина! что ты плачешь? " она запросто, как бы говоря с земными существами, трогательно выражает свою скорбь все в тех же словах, как раньше Апостолам Петру и Иоанну: " Унесли Господа моего, и не знаю где положили Его " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Некоторые (чтобы освободится от вопроса) хотят видеть в Евангелии Марка одну из Марий, но без прибавления прозвания Магдалина, которое излишне прибавлено по ошибке переписчиков, а прежде не было поставлено у евангелиста. А мне представляется простой и ясный ответ: что святые жены, не перенося отсутствия Христа, всю ночь не однажды, и не дважды, а часто прибегали ко гробу Господа, в особенности когда и землетрясение, и распадение камней, и затмение солнца, и смятение природы, и (что важнее этого) любовь к Спасителю прерывали сон жен. Глава V Каким образом, по Матфею, Мария Магдалина вечером в субботу с другой Марией припадала к ногам Спасителя, когда по Иоанну рано в субботу (mane sabbati) она слышала от Господа: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему ( Ин. 20:17 )? Та, которая прежде с другой Марией видела воскресшего Господа и припадала к ногам Его, после, возвратившись в течение ночи (ибо по любви к Господу она не могла оставаться дома), припала ко гробу и увидев, что камень, которым закрыт был гроб, отвален, прибежала к Симону Петру и другому ученику, которого наиболее любил Иисус, и сказала им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его ( Ин. 20:2 ). Заблуждение жены было соединено с благочестием. Благочестие было в том, что она любила Того, о величии Коего знала; заблуждение – в том, что она говорила унесли Господа из гроба и проч. Потом, когда Петр и Иоанн, вошедши во гроб, увидели одни пелены и плат, которым повита была глава Господа, особо лежащий, и уверовали, что Тот, тела Которого они не нашли в гробе, воскрес: тогда Мария стояла при гробе вне и плакала. И когда наклонилась, увидела двух ангелов, в белом сидящих на месте гроба, у главы и ног, где лежало тело Иисуса, – чтобы при таком величии стражи не думала они, что мог быть украден людьми охраняемый стражами-ангелами. Ангелы, на которых смотрела она, говорят ей: жено, что плачешь – подобно тому, как Господь говорил матери: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой – чтобы, называя женою, обличить ее в напрасном сетовании и сказать: зачем плачешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010