О просветительской деятельности Григория Синаита повествуется в его жизнеописании 35 . В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – умной молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку. Он также особо подчеркивал, что высшие формы созерцательного богопознания требуют полного ухода от мира и значительного аскетического опыта, однако практика умной молитвы как непрерывное безмолвное памятование о цели религиозной жизни доступна всем ищущим спасения, т. е. не только инокам, но и мирянам. Иными словами, не будучи утопистом, Григорий Синаит отнюдь не призывал всех и каждого уйти в отшельническую аскезу, а проповедовал практику исихазма как форму духовного устроения любого православного христианина. Упражнение в «безмолвной» молитве направляло христианскую совесть к Вечности путем любви к Богу, но при этом позволяло человеку в его повседневной деятельности не порывать с земным (природным) временем. Сведения о жизни Григория запечатлелись в двух агиографических источниках, переведенных на русский язык: в «Афонском патерике», где в переводе с греческого языка приводится его житие, составленное Никодимом Агиоритом (Святогорцем) 36 , и в отдельном жизнеописании, составленном учеником Григория – патриархом Константинопольским Каллистом. Родился Григорий предположительно в конце 1260-х гг. в Кукуле – сельской местности на территории Малой Азии. В юности он подвергся пленению во время набега турков-османов. Пребывая пленником в турецком военном лагере, разбитом на Лаодикийской земле, Григорий имел возможность вместе со своими товарищами по несчастью посещать близлежащий христианский храм, где участвовал в церковных песнопениях. Местные христиане, пораженные проникновенным вокальным искусством Григория, выкупили его из турецкого плена. Оказавшись на свободе, юноша не стал возвращаться в отчий дом, а предпочел мирской жизни паломничество к местам иноческого подвижничества в восточном Средиземноморье. Согласно агиографическим источникам, он посетил остров Кипр, гору Синай, Палестину, Критскую пустынь, Парорийскую пустынь (в приграничье между Болгарией и Византией), Афон. Пребывая на Синае, Григорий удостоился пострижения в малую схиму и вел высокую аскетическую жизнь, за что был наречен Синаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агатангехос указывает, что был «очевидцем» событий, изложенных им. «Получив приказ твоего царского величества, о, храбрый из мужей, Трдат, написать все это как надлежит в летописных книгах, мы изложили все, упорядочив все по образцу греческого мастерства». Из «Предисловия» понятно одно – автора звали Агатангехосом, родом он был из Рима, обучался латинской и греческой письменности, состоял секретарем при дворе армянского царя Трдата Аршакуни (298–330) и, возможно, был двоюродным братом Григория Просветителя. Мовсес Хоренацй называет Агатангехоса «искусным секретарем Трдата», а Лазар Парпеци неизменно именует его «блаженным». Труд Агатангехоса можно разделить на три части. В первой речь идет о том, что Арташир Сасанид в Персии организовал заговор и убил царя Артавана из Парфянской династии. Армянский царь Хосров Аршакуни (Аршакид. – К.А.) десять лет воевал с Арташиром, который подослал к нему убийцу Анака (парфянина). За это потомство Анака было истреблено; спасся только младенец Григор (будущий св. Григорий Просветитель, Григор Партев Лусаворич, 301/14 – ок. 320), которого увезли в Кесарию, где он был воспитан как христианин. Арташир, покорив Армению, приказал уничтожить потомство Хосрова, из детей коего спасся только младенец Трдат: его увезли в Рим, там он вырос, стал могучим мужем, совершил великие подвиги и, наконец, при поддержке римлян, отвоевал у персов отчий престол. Именно в это время на службу к Трдату поступил Григор. Трдат, узнав, что Григор христианин, стал уговаривать его отречься от христианства, затем подверг мучениям и велел заточить в арташатском Хор Вирапе. Из последующего повествования можно узнать о мученичестве Рипсимянских дев, об умопомешательстве Трдата и о том, как Григор был призван из Хор Вирапа для излечения Трдата. Вторая часть («Учение св. Григора»)пространная проповедь, а третья («Спасительное обращение нашей страны Армении»), представляющая собой, фактически, житие св. Григора, повествует о видении Григора, о постройке гробниц-часовен для святых дев Рипсимянских, о рукоположении Григора в Кесарии, об обращении армян в христианство, о разрушении языческих капищ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 августа 1946 года. Митрополит Григорий в Париже на похоронах почившего митрополита Евлогия... Попутно разрешается ряд дел, связанных с окормлением и жизнью русских приходов Западной Европы 450 . 11 ноября – 16 декабря 1946 года. Владыка возглавляет делегацию по обозрению русских приходов Востока и разрешает попутно ряд вопросов, связанных с налаживанием нормальных отношений между Московской Патриархией и восточными Патриархатами. На пути делегации – Тегеран, Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Каир, Александрия. Везде митрополит Григорий получил заверения от глав Церквей, что «возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую Патриархию в международных церковных вопросах» 451 . Деятельность Высокопреосвященнейшего вновь вызывает теплые сердечные отклики русских зарубежных людей 452 . 26 мая – 15 июня 1947 года. Митрополит Григорий только что торжественнейшим образом отпраздновавший в Ленинграде 50-летие своего священнослужения и духовно-учебной деятельности и начавший 78-ю годовщину своей жизни, сопровождает Святейшего Патриарха в поездке в Румынию 453 . Тот же год постановлением Патриарха Московского и всея Руси и Священного при нем Синода Русской Православной Церкви от 9 июля 1947 года, член Священного Синода митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) командируется в Соединенные Штаты Северной Америки для всестороннего выяснения и ускорения там дел Русской Православной Церкви в качестве полномочного представителя Патриарха Московского и всея Руси. Действуя от лица самого Патриарха он имел в Северо-Американских Соединенных Штатах те же права и полномочия, что и Патриарх, как глава Русской Церкви, согласно церковным канонам и Положению об управлении Русской Православной Церкви. В частности, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий уполномачивался: 1) входить в сношения и вести переговоры с архипастырями, пастырями и мирянами, а также делать постановления и распоряжения по всем вопросам, касающимся Русской Православной Церкви в Америке, соответственно правам и компетенции Патриарха Московского и всея Руси;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 . Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Ленинград. 1926 г. [Магистерская диссертация.] (Рукопись, стр. VII + 273 + XV.) 13 . Лекции по Христианской педагогике с дидактикой Закона Божия, читанные студентам Петроградского Богословского института в 1920–1922 г.г. Саратов. 1942 г. (Рукопись, 259 лист, 516 стр.). 14 . Лекции по церковному учительству, читанные на Высших Богословских курсах в Ленинграде в 1927/28 г.г. Саратов. 1941 г. (Рукопись, стр. 82 +137.). 15 . «Мои воспоминания». Часть I. (1870–1889 г.г.). Детство и годы учения. Ленинград. 1932 г. (Рукопись, стр. 66). 16 . «Мои воспоминания». Часть II (1889–1895 г.г.). На службе в Духовном училище и Духовной академии. Ленинград. 1934 г. (Рукопись, стр. 19 + 36.) 17 . «Мои воспоминания». Часть III. Церковно-школьная деятельность (1895–1911 г.г.) Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 56 + 79+ 12+ 16.) 18 . «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918 г.г.) Саратов. 1937 г. (Рукопись, стр. 104 + XX.) 19 . «Мои воспоминания». Часть V. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 г.г.). Саратов. 1938 г. (Рукопись, стр. 282.) 20 . «Мои воспоминания». Часть VI. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 г.г.). Саратов. 1939 г. (Рукопись, стр. 533.) 21 . «Процесс Петроградских церковников 1922 года». (Дневник участника.) Петроград. 1922 г. (Рукопись, стр. 128 + 68 + 16.) 22 . «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Исторический очерк, с приложением «Положений», инструкций и списков личного состава. Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 65 + 39.) 23 . Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Часть первая – общего характера. Часть вторая – церковного характера. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. VII + 132 + IV + 156.) 24 . Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на Педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Саратов.1940 г. (Рукопись, стр. 164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Как ваша семья отреагировала на диагноз? — Я сделал УЗИ — и уже в кабинете сказали, что у меня множественные метастазы в печени. Была зима или ранняя весна. Я, может быть, сначала не прочувствовал до конца. Приехал, сказал супруге Ире, что такая история. Она за год до этого тоже пережила онкологию, хоть и немножко другого характера. Тем не менее, для нас и для нее это тоже было испытание. Последние несколько лет мы привыкли жить в атмосфере такого накала по разным причинам — не только в том, что касается здоровья. Протоиерей Виктор Григоренко — Что за причины? — Были, как мне казалось, мои личные поражения и поражения той команды, которая со мной работала, в плане сохранения наследия отца Александра Меня. Это для нас: для моей семьи, для семей, близких к отцу Александру, крещенных отцом Александром, тех, кто реально серьезно занимался его наследием и продолжает заниматься сейчас — был мощный удар. (Речь идет о затяжном конфликте с администрацией Сергиева Посада, в результате которого музейный отдел отца Александра Меня в культурно-просветительском центре «Дубрава» перестал существовать. — Прим. ред .) Было зачищено наше музейное подразделение в культурно-просветительском центре. Мы больше 18 лет потратили на эту работу. Когда митрополит назначил меня здесь настоятелем, я еще работал художником-реставратором в музее-заповеднике Абрамцево. Я бросил свою специальность, хотя уже был аттестован на первую категорию, и плотно взялся за создание музея. Мы собрали 2,5 тысячи единиц хранения и зарегистрировали их в музейном фонде. В этом участвовали люди, близкие к отцу Александру, которые отдавали вещи и документы. У нас это все просто забрали и перенесли в Библиотеку иностранной литературы в Москве. Там, конечно, по моему мнению, должна быть экспозиция, посвященная отцу Александру, потому что он там трудился, — но не музейная, а скорее то, что связано с его творческим и литературным наследием. Один мой знакомый священник сказал, когда выступал на Совете депутатов, что убрать с места жизни и убийства отца Александра музейную коллекцию, которая собиралась 18 лет, и отправить ее в Москву, оставив здесь лишь дом-музей, по сути, не функционирующий, — это потрясение. 

http://pravmir.ru/schastliv-potomu-chto-...

Соч.: Презвитер Косма и неговата Беседа против богомилите. Карнобат, 1921; Славянските просветители Кирил и Методий: Живот и дейност. София, 1923, 19312, 19463; Средновековна Парория и Синаитовият манастир//Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 103-118; Св. Теодосий Търновски. София, 1926; Българската книжнина през Симеоновия век. София, 1928, 19432; Григорий Синаит, представител на мистицизма в Византия през XIV в. София, 1928; Килифаревският отшелник Теодосий//Българска историческа б-ка. 1929. Год. 2. Т. 2. С. 103-136; Патриарх Евтимий - живот и обществена дейност//Там же. Т. 3. С. 94-130; Св. Ромил Видинский//ДК. 1929. Кн. 40. С. 157-175; Кн. 41. С. 215-260; Евтимиевият ученик Андрей//Училищен преглед. София, 1931. Т. 30. 2. С. 246-254; Кирил и Методий. София, 1931; Митр. Иоасаф Бдински и словото му за св. Филотея//Българска историческа б-ка. 1931. Год. 4. Т. 1. С. 83-120; Григорий Цамблак//Училищен преглед. 1935. Т. 34. 9. С. 71-90; Рилският манастир. София, 1937; Патриарх Евтимий. София, 1938; Рилският книжовник Мардарий//Училищен преглед. 1939. Т. 38. 9. С. 82-111; Народност на Владислав Граматик//Отец Паисий: Журнал. София, 1940. Год. 13. Кн. 2. С. 61-72; Св. Климент Охридски: Живот, дейност и жития. София, 1941; Автентичен ли е Рилският хрисовул//Списание на БАН. София, 1945. Т. 70. С. 1-48; По въпроса за народността на св. братята Кирил и Методий//ДК. 1945. Год. 25. Кн. 4/5. С. 21-27; Митр. Григорий Цамблак. София, 1946; Славянските просветители Кирил и Методий. София, 1946; Кирил и Методий в Рим и папа Адриан II//ИП. 1946/1947. Год. 3. Кн. 1. С. 98-105; Владислав Граматик и неговата Рилска повест. София, 1947; Век на презвитер Косма//Език и лит-ра. София, 1949. Год. 4. Кн. 3. С. 179-192; Най-старата слав. азбука//Там же. 1955. Год. 10. Кн. 3. С. 215-220; Съшествувал ли е поп Богомил?//ИП. 1958. Год. 14. Кн. 2. С. 57-67; За авторство на пространните жития на Кирил и Методий//ИИЛ. 1961. Кн. 11. С. 31-53; Кирилометодиевският култ в България//Хиляда и сто години слав. писменост. София, 1963. С. 339-358; Софроний Врачански: Живот и творчество. София, 1963.

http://pravenc.ru/text/1841127.html

С мученичеством апостола Фаддея были знакомы уже авторы V в. Павстос Бузанд, Агатангехос, Мовсес Хоренаци (см.: Г. Мелконян. Из истории армяно-сирийских отношений. Ереван, 1970; на арм. яз.). Апокрифическое сказание о Варфоломее, имеющееся также у других народов, было известно Мовсесу Хоренаци, который в своем сочинении «Сказа­ние о преставлении Богородицы и ее образе, написанное евангелистом Иоанном» приводит подробности, которых нет в сохранившемся варианте мученичества (см.: Мовсес Хоренаци. Сочинения: Ответ на послание Саака. Венеция, 1865, с. 283–296; на древнеарм. яз. В русск. пер.: Переводы и статьи Н. О. Эмина, с. 13–16). 29 Житие Григория Просветителя и Мученичество Рипсимэ и Гаянэ не дошли до нас как самостоятельные произведения, а были использованы Агатангехосом как первоисточники по истории крещения армян и как составные час­ти вошли в его «Историю», которая послужила источником проложных редакций названных памятников. 30 См.: Соперк, т. X. Венеция, 1853, с. 46–72. Жития и мученичества сыновей и внуков Григория Просветителя частью изложены Павстосом Бузандом, частью – Мовсесом Хоренаци. Источником проложных мученичеств и житий этих деятелей являются труды упомянутых авторов (см.: История Армении Павстоса Бузанда. Пер. М. Геворкяна. Ереван, 1953, гл. II, III, V, VI, на арм. яз. История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина. М., 1893, кн. II, § 91, кн. III, §§ 2, 3.). 31 Здесь мы не касаемся длинных молитв Рипсимэ и Гаянэ, которые органически не вплетаются в повествование и кажутся поздними дополнениями. 32 См.: E. Тер-Минасян. Историко-филологические разыскания. Ере­ван, 1972, с. 119–208 (на арм. яз.); Л. Тер-Петросян. Мученики Востока. Ереван, 1976 (на арм. яз.). 33 Интересно, что с утверждением царства Багратидов в Армении (886 г.), способствовавших экономическому и культурному расцвету страны, и вплоть до их падения (1045 г.) в армянской литературе почти нет мартирологов. 34 См.: Г. 3арбаналян. Библиотека древнеармянских переводов (IV–XIII вв.). Венеция, 1889, с. 664 (на арм. яз.). 36 См.: К. Тер-Давтян. Армянская житийная литература XI–XV вв. Ереван, 1980, с. 105–126 (на арм. яз.). 37 См.: А. А. Казинян. Панегирик в средневековой армянской литературе. – В кн.: Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 258–282 47 К. Мелик-Оганджанян, основываясь на соответствии композиции «Жития Маштоца» Корюна канонам «Книги хрий», заключает, что последняя была известна адептам армянской литературы до 40-х годов V века (там же, с. 27) 52 Эти же явления наблюдаются в русской житийной литературе XIV- XV вв. См.: Д . Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 72–92; его же: Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.-Л., 1962, с. 40–94

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. – М.: Euroasitica, 2002. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.186–191. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.16–19. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.300–303.  Библиография работ автора: О Пасхе//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч.4. Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте//Христианское чтение. – СПб.,  1843. – Ч. 4. Письмо о вере//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч. IV. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении//Христианское чтение. – СПб.,  1842. – Ч. 1. Слово о воскресении мертвых//Христианское чтение. – СПб.,  1837. – Ч. III. Слово о смирении//  Христианское чтение . – 1827. – Ч. 26. Тахвита о сынах Завета/Пер. прот. Леонида Грилихеса и Г.М.Кесселя//БТ. – 2003. – Сб. 38.  Тахвиты " О посте " и " О молитве "/Пер. с сир.: прот. Леонид Грилихес и Г.М.Кессель//Богословский вестник. – Московская Духовная Академия и Семинария; Сергиев Посад. – 2004. – 4.  Библиография работ автора на языке оригинала: Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes/Ed. J. Parisot. P., 1894-1907. (PS; 1/1-2); Pereira E. Jacobi Episcopi Nisibeni Homilia de Adventu Regis Persarum adversus urbem Nisibis//Orientalische Studien T. Nöldeke gewidmet. Gießen, 1906. S. 877-892; Garitte G. La version géorgienne de l " Entretien VI d " Aphraate//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 301-306; La version arménienne des œuvres d " Aphraate le Syrien/Ed. G. Lafontaine. Louvain, 1977-1980. 3 t. (CSCO; 382-383, 405-406, 423-424); Sauget J.-M. Entretiens d " Aphraate en arabe sous le nom d " Ephrem//Le Muséon. 1979. T. 92. P. 61-69; Baarda T. Another Treatise of Aphraat the Persian Sage in Ethiopic Translation//Neutestamentliche Studien. 1981. Bd. 27. S. 632-640; Aphraate le Sage Persan. Les Exposés/Trad. et préf. M.-J. Pierre. P., 1988-1989. (SC; 349, 359) [франц. перевод]; Арнганат. Demonstrationes. Unterweisungen/Übers. P. Bruns. Freiburg, 1991. 2 Bde. (Fontes Christiani; 5/1-2) [нем. перевод].

http://bogoslov.ru/person/2599009

Собор св. Григория Просветителя в Ереване. Архит. С. Кюркчян. 2001 г. Собор св. Григория Просветителя в Ереване. Архит. С. Кюркчян. 2001 г. Как и др. советские республики, А. утратила ряд функций суверенного гос-ва: не имела самостоятельных дипломатических отношений, не располагала национальными вооруженными силами, не вела внешнеторговой деятельности. Пережив гражданскую войну, коллективизацию, А. за советский период добилась значительных успехов в хозяйственном и культурном развитии, превратившись из аграрной страны в индустриальную. В годы Великой Отечественной войны арм. народ внес свой вклад в победу над фашизмом. После войны началась массовая репатриация зарубежных армян в республику. За 1946-1948 гг. в А. переехали 89,7 тыс. армян из Сирии, Греции, Болгарии, Румынии, Ливана, Ирана, Ирака, Франции, США (часть их в 1949 была выслана в Алтайский край), а за период 1962-1973 гг.- еще свыше 26 тыс. Правда, впосл. многие из них вновь уехали за рубеж; эмиграция части населения А. стала заметным явлением с 70-х гг. XX в. 7 дек. 1988 г. на севере А. произошло катастрофическое землетрясение. Число погибших превысило 25 тыс. чел., 530 тыс. чел. лишились крова. Были разрушены города Ленинакан, Спитак, Кировакан, Степанаван, свыше 100 сел. C сер. 80-х гг., в период начавшегося кризиса в СССР, вопрос о Нагорном Карабахе стал одним из наиболее сложных в отношениях А. с соседними союзными республиками, а впосл.- суверенными странами. После столкновений на национальной почве в Азербайджане - в Сумгаите (февр. 1988), Кировабаде (нояб. 1988), Баку (янв. 1990) - началась длительная кровопролитная карабахская война 1990-1994 гг., стоившая арм. и азерб. народам огромных жертв. С мая 1994 г. военные действия фактически прекратились, и в наст. время в обстановке «ни войны, ни мира» продолжается миротворческая деятельность международных орг-ций. 23 авг. 1990 г. Верховный Совет Армянской ССР принял «Декларацию о независимости Армении», согласно к-рой была провозглашена Республика Армения. В дек. 1991 г. А. в числе 11 бывш. союзных республик подписала декларацию об образовании СНГ. В А. восстановлена частная собственность, начата приватизация земли, установлена многопартийная система; осуществлена деидеологизация гос. учреждений, учебных заведений, воинских подразделений; ликвидирована цензура, созданы условия для беспрепятственной деятельности Армянской Апостольской Церкви. В марте 1992 г. А. стала членом ООН, в 1992-1994 гг. была принята в ряд международных орг-ций (ЮНЕСКО, ОБСЕ, Межпарламентский союз и др.). А. является членом всех межгос. структур СНГ. В 1995 г. была принята Конституция. В 2001 г. А. отметила 1700-летний юбилей принятия христианства как офиц. религии.

http://pravenc.ru/text/76104.html

«Митрополит Григорий был тем, кто поддерживал учащихся. Помнится его кабинет в Никольском соборе. Нужда гнала туда многих. Понимание, приветливость, ласка были ответом. „Как дела, Коля, Саша, Петя, Вася? Не трудно ли тебе совмещать занятия в институте и то, что ты хочешь иметь в будущей Семинарии? Как здоровье твоей мамы и чем я могу помочь?“ – это было так родственно-мило, совсем не официально. А за той заботой об учащихся светился большой человечески сердечный разум большого человека... Обычно открывался ящик большого письменного стола, где пачка сторублевых бумажек, видимо, лежала, чтобы помочь людям. 300 рублей с самого начала и после вынимались оттуда для многих. Как было вкусно съесть кусок хлеба, купленный на эти деньги, – деньги не от излишества, а деньги для помощи... Для учащегося это была помощь не только ему, но семье, матери. Сам-то он, будучи в армии, продавал свою пайку хлеба, сахар, табак, чтобы послать матери хоть сколько-нибудь. Наверное, своим чутким сердцем понимал это Митрополит Григорий... Да разве одни семинаристы испытывали его доброту? ... М. Добрынин, впоследствии преподаватель ЛДА, окончил университет с помощью Митрополита Григория. Еще были студенты университета, которым Митрополит Григорий помогал материально. То, что было главным в жизни Митрополита Григория, что сделало его отцом возрожденных школ Московского Патриархата, распространялось не только на широкие сферы богословского образования и образования вообще, но и на маленькие нужды людей, в коих Митрополит Григорий видел что-то для идеи, коей он жил». В подходе к постановке дела и в своих требованиях Митрополит Григорий был принципиально целенаправлен и четок. Мыслитель и педагог, администратор и руководитель, он обладал быстрым, острым, логически отточенным умом, умением понимать реальную обстановку. Так характеризовали Владыку Григория те, кто работал под его руководством. Примером четкости и требовательности в работе может служить резолюция на журнале Совета 10 от 20 февраля 1947 года: «1. Журнал заседания должен предоставляться мне не на восьмой день, как это сейчас произошло, а не дальше третьего дня после состоявшегося решения; 2) каждый обсуждаемый вопрос должен быть снабжен всеми справками, необходимыми для ясности и точности, секретарем собрания».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010