Башнин Н. В. «Часа ради смертнаго»: последние дни жизни архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла в документах Вологодского дома Св. Софии     Биография архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла (на кафедре с 16 января 1645 г. до смерти 22 марта 1663 г. была освещена в научной литературе И. А. Устинова и О. А. Зверева в энциклопедической статье суммировали сведения об этом Казалось бы, данную тему можно считать в целом изученной. Однако в Государственном архиве Вологодской области в ф. 1260 (Коллекция столбцов) и ф. 883 (Н. И. и И. Н. Суворовы) выявлены документы, содержащие последние распоряжения архиепископа, сведения о его вещах, имуществе московского архиерейского подворья, а также о хлопотах архиерейских людей после преставления иерарха. Частично они были введены в научный оборот Н. И. Суворовым Источники такого вида о Вологодских владыках Симоне и Гаврииле (Кичигине) опубликованы, И. Н. Шамина подготовила к публикации опись келейного имущества архиепископа Коломенского и Каширского Никиты (Тотемкого) Незадолго до своей смерти, архиепископ Маркелл 15 марта 1663 г. «Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго» призвал к себе архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Иону, келаря старца Селивестра, приказного Василия Григорьевича Данилова-Домнина, казначея Софийского дома старца Исайю, дьяков Данила Столбицкого, Артемия Озерова, Лукьяна Аленина и приказал им переписать свои вещи. После смерти владыки «рухлядь» передали в казну Вологодского архиерейского дома. По «изусному» приказу иерарха, его келейные деньги – серебряных 100 рублей и медных 260 рублей 22 алтына 2 денги – былирозданы «на выносе в соборную церковь тела его священиком и нищим в милостыню» Вскоре после составления описи иерарху стало хуже. На небольшом листе бумаги, который вклеен между другими в столбце с черновиками домовых документов, находим описание последних дней жизни архиепископа Маркелла: «Государь архиепископ Маркел заскорбел февраля с 15 числа, а первую неделю Великого поста постился и тое же недели в суботу Федорову в соборной и апостолской церкви Софеи Премудрости слова Божия святую Божественную литургию служил и Божественных страшных Христовых Тайн причастился и в Неделю Православия на выходе был. А марта в 16 день маслом соборовался. А посхимился марта в 19 день. А преставись в 22 день в третью неделю Великаго поста в третьем часу дни. И того же числа с отпискою к великому государю к Москве послан сын боярский Козма Борзунов о его архиепископле

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

Богослужение Православной Церкви зиждется на семи Таинствах, как дом премудрости Божией, утвержденный на семи столпах ( Притч.9:1 . 1Тим.3:15 ). Хотя неисчислимы действия благодати Божией на человека, как и Сам Господь сказал: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин.3:8 ); по Таинстве сем, потому что столько указано Священным Писанием и преданием. Если же действия благодати Божией беспредельны, а Таинств семь, то следует, что Таинства суть чрезвычайные средства сообщения Божества с человечеством. Таинства суть священнодействия, установленные Богом для получения, – как говорит Церковь , – высшей благодати Божией 87 , для совершенства нашей веры в Бога и любви к Нему, для совершенного примирения и единения с Ним. Ум и воля приемлющего Таинства покоряются уму и воле Творца и Спасителя, и притом не по исследованию и знанию, – ибо предмет Таинств неисследим и непостижим, – а по смиренной вере и любви. Но когда растленное естество человека, покоряясь благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, всецело предается ей: тогда действует и совершает Бог . Веруют и бесы ( Иак.2:19 ), но чужды благодати Божией, потому что Таинства, как непосредственные действия Бога, Который есть огнь поядающий ( Евр.12:29 ), для них недоступны, – страшны для непреклонной гордости их ума и воли. «Как осуществленное некогда на самом деле Спасителем домостроительство обновило вселенную, пишет Иеремия, святейший Патриарх Константинопольский, о Таинствах, так и ныне, созерцаемое постоянно, оно соделывает душу Божественной. Но как тогда, так и теперь оно не даровало бы никакой пользы, если бы не было созерцаемо и принимаемо верой; потому оно и было проповедано. Потому и Бог бесчисленными способами приводил людей к верованию в него. Но тогда, будучи проповедуемо, оно только созидало благоговение, веру и любовь ко Христу в душах благоприемлющих; а теперь, будучи благоговейно созерцаемо душами уже верующими, оно не производит только, как в первый раз, в них веру и любовь, но сохраняет, возобновляет и возвращает эти святые чувствования, уже лежащие в сердце; оно соделывает верных крепчайшими в вере, пламеннейшими в любви: ибо то, что оно сильно было соделать из несущего сущим, оно весьма легко может сохранять, возобновлять и возвращать» 88 . Таинства в отношении к жизни верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В.М. Кириллин Скачать epub pdf Перу Епифания Премудрого , по-видимому, принадлежит немало. Он был автором посланий к разным лицам, панегирических текстов, жизнеописателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием. И можно полагать, играл заметную роль в жизни русского общества конца XIV – первых двух десятилетий XV в. Но о жизни этого замечательного древнерусского писателя известно только по его собственным сочинениям, в которых он оставил автобиографические сведения. Первые свои шаги на поприще духовного служения Епифаний сделал во второй половине XIV в. в Ростовском монастыре св. Григория Богослова , «нарицаемом Затворе близ епископии». Этот монастырь был известен богослужением на греческом языке параллельно с церковнославянским, а также своей богатой библиотекой, в которой, помимо славянских, содержались и греческие книги: «книги многы бяху ту доволны». Так что Епифаний изучил здесь греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие и агиографические тексты. Широта образованности Епифания хорошо охарактеризована В. О. Ключевским : «По цитатам в трудах его видно... что он читал хронографы, палею, лествицу, патерик и другие церковно-исторические источники, также сочи-нения черноризца Храбра. В житии Сергия он приводит выдерж-ки из житий Алимпия и Симеона Столпников, Федора Сикста, Ефимия Великого, Антония, Феодора Едеского, Саввы освящен-ного, Феодосия и Петра митрополита по редакции Киприана; наконец, характер изложения обличает в Епифании обширную начитанность в литературе церковного красноречия». Надо думать, свои книжные знания Епифаний укрепил также личными впечатлениями, побывав в Константинополе, на Афоне и в Святой Земле. Наконец, большую роль в деле его образования сыграло общение с будущим святителем Пермским Стефаном, также подвизавшемся в Григорьевском монастыре. Вероятно, в 1380 г. Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» тогда уже знаменитого на Руси подвижника Сергия Радонежского. Здесь он, будучи грамотником, занимался книгописной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии 7 , около 330 года 8 . Он был сын молитв отца, и тем же молитвам вторично обязан был жизнью, когда в младенчестве тяжкая болезнь угрожала ему смертью. Ночью в сновидении Господь Иисус Христос сказал скорбящему отцу то же, что некогда царедворцу в Капернауме: иди, сын твой жив есть. ( Ин.4:50 ). И младенец выздоровел 9 . Первые годы своей жизни Василий провёл у своей бабки, Макрины, в сельском уединении, близь Неокесарии, пользуясь её благочестивыми наставлениями. Макрина соблюдала в своём сердце ещё уроки Св. Григория Неокесарийского , какие преемственно сохранялись в памяти его Церкви 10 . В последствии Св. Василий, сам вступив на чреду служения церковного, при тогдашних смутных обстоятельствах, почитал особенным счастьем для себя быть столь близким наследником здравого учения сего богопросвещённого Пастыря. От Макрины Св. Василий возвратился в родительский дом. Здесь уроки матери довершили образование его сердца, a отец начал занимать его науками 11 . Но если умственное образование и не могло ещё быть совершенным, по самому возрасту отрока и ограниченности домашнего воспитания: то для образования нравственного почти нельзя было желать ничего лучше надзора и руководства матери, пламеневшей любовью к Богу. Брат Св. Василия Великого , Св. Григорий Нисский , сам вышедший из сего же домашнего училища, изобразил, как воспитывалась сестра его Макрина. Конечно, те же правила, в своей мере, прилагались к образованию и прочих детей благочестивых родителей. «Мать сама заботилась, – пишет он, – об образовании дочери своей, но не о том внешнем образовании, которое дети обыкновенные почерпают из стихотворческих произведений. Она почитала постыдным и вовсе неприличным для нежной и благовоспитанной души изучать женские страсти в трагедиях, или знакомиться с бесстыдством в комедиях, и, некоторым образом, осквернять себя нескромными рассказами о женщинах. Юная дочь изучала то, что мать находила для неё удобопонятным из богодухновенного Писания, особенно Премудрость Соломонову, и ещё более то, что служит к образованию нашей нравственной жизни (вероятно, Притчи) Она также знакома была и с книгою Псалмов, и в своё время прочитывала из них свою долю. Вставала ли с ложа, принималась ли за учение, отдыхала ли пред обедом и после обеда, идучи ко сну, стоя на молитве, везде она имела при себе псалтирь, как добрую спутницу, которая никогда не отлучается от своей подруги» 12 . При таком воспитании семейство Василия и Еммелии соделалось истинным рассадником святых и верных служителей Церкви на земле, и блаженных наследников царства Христова на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вера Необходимость веры Живая и сердечная вера в Бога Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля так же необходима для нашей духовной жизни, как необходим корень для дерева. Св. Тихон Задонский говорит: «У дерева чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, тем больше приносит духовных плодов. Когда корень в дереве начнет портиться, то и дерево начинает сохнуть; так, когда вера в человеке начинает оскудевать, он оскудевает в плодах духовных – добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом; только тело его живет, а душа умерла» (из Творений Тихона Задонского ). Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в Него Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и – падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь – избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не входить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа; но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! (Прот. Иоанн Сергиев Кронштадский; см. его кн. «Моя жизнь во Христе»). Вера и разум

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всеми этими чертами, которые премудрый сын Сирахов приписывает или внушает любителю премудрости, вполне обладал в Боге почившим 7 сентября сего 1892 года маститый иерарх, высокопреосвященнейший митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священно-архимандрит Исидор, который, вышел из более чем скромного положения и бедного состояния, в каком находился во время своего детства и юношества, мало по малу, путем всегдашнего смирения, при уповании на помощь Божью, при твердости правил действования и неуклонном соблюдении меры во всем, достиг того, что с царями беседовал, среди вельмож занимал почетное место и среди братии по архиерейству пользовался честью старейшинства, возвысившись до звания первенствующего члена Святейшего Синода. Благодаря этому возвышению, высокопреосвященнейший Исидор сделался высшим руководителем управления всею Российской церковью и сильно влиял, особенно после кончины блаженная памяти святителя Московского Филарета в 1867 году, на все течение церковной жизни в нашем отечестве, не только самой по себе, но и в связи с жизнью гражданской. Такое влияние было весьма важно, ибо совпало с периодом реформ прошлого царствования, когда, при всеобщей почти ломке, трудно было сохранить устойчивость и нужна была большая осторожность и глубокая мудрость практическая, чтобы удержать от падения то, что по неизменным церковным канонам, требовалось сохранить от ломки, и чтобы, с другой стороны, уклониться от напора влияний сильных мира сего, чрезмерно зараженных духом западничества при проведении реформ в законодательство и жизнь. И высокопреосвященнейший Исидор, образцовый блюститель меры во всем, и в этом отношении вполне соблюдал меру, тихо, но неуклонно шествуя путем золотой середины между крайностями либерализма и ретроградства, что было тем более важно, что духом либерализма в известной степени заражены были от светских и некоторые лица, даже стоявшие более или менее близко к высшему церковному управлению. Если же принять во внимание, что такое руководствование делами высшего церковного управления со стороны высокопреосвященнейшего Исидора продолжалось не 5–6 лет, как то было в отношении к значительному числу его предшественников, каковы митрополиты: Михаил (1818–1821), Антоний (1843–1848), Никанор (1848–1856) и Григорий (1856–1860), а целых почти 33 года (1860–1892) 1 , причем высокопреосвященнейший Исидор, обладал свежестью и ясностью мысли до последних минут жизни, крепко держал в своих руках кормило управления церковью за все это время 2 : то мы не можем не признать, что в таком событии Господь явил великое знамение во благо Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава первая Ин.1:1 . В начале бе Слово, и Слово бе у Бога и Бог бе Слово " В начале» ν ρχ, ранее всего. Чтобы понять это выражение, надо сравнить его с первым стихом книги Бытия, в котором мысль переносится в вечность, предшествующую творению мира. Мир, как проявление воли и премудрости Божией, возникший по Его повелению среди ужасающих ум наш и непонятных ему вечности и беспредельности, – появлением своим определяет в необъемлемой вечности минуту, с которой только начинается время, эта часть бесконечного. Но ранее времени существовала Премудрость Божия ( Притч. 8:23 ), существовала слава Божия, существовали Предвечная Мысль; иначе Бог во святой Троице поклоняемый. «Прослави Мя ты, Отче, говорит Господь наш Иисус Христос , – «у Тебе самого славою юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Ин. 17:5 ). К этому времени, к этой лучше сказать эпохе, предшествовавшей самому времени и сотворению мира переносит нас словами ν ρχ «в начале» боговдохновенный писатель, как переносил нас к той же домировой эпохе Моисей, поведавший по повелению Духа Божия о начале мира вещественного. « В начале бе Слово». Прежде чем мы остановимся на этом священном речении, укажем на величественный параллелизм трех первых выражений, заключающихся в первом стихе: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Для внимательно изучающего Св. Писание здесь открывается и в полном тожестве Бога и Слова и в троекратном повторении священного имени «Слово» таинство Св. Троицы, единой и нераздельной. Но не все три Ипостаси св. Троицы названы здесь, ибо учение о Св. Духе Утешителе должно было быть раскрыто позже ( Ин. 15 ), но здесь раскрывается тайна о Слове, о Логосе; и бытие Слова определяется с трех точек зрения: 1) времени – «в начале»; 2) места и обстоятельств, – «у Бога»; 3) существа, – «Слово было Бог». Это определение навсегда отстраняет мысль, что Слово восприяло Личность или Ипостась отдельную от Отца в какой-либо момент времени. Сын и Отец вечно нераздельны в понятии о Боге. Имя Отца, говорит св. Григорий Богослов 63 , «несть ни существа ниже действия, но имства или отношения, каковое имеет Отец к Сыну и Сын к Отцу»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Двадцать первый день. Поучение 2-ое. День восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича. (Печальные плоды умственного образования без религиозно-нравственного воспитания). «Не престаю, благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего» ( Еф. 1, 16–18 ). I. В нынешний торжественный день остановим наше внимание на этих словах св. апостола Павла, написанных им в послании к ефесским христианам. Благожелание, высказанное св. апостолом ефесянам, важно для христиан всех времен и народов, так как оно указывает, какие силы душевные должны развивать в себе христиане, стремящиеся к высшему и высшему совершенству. Для нашего же времени приведенное благожелание апостольское имеет особенно важное значение, так как направление нашей жизни и нашего образования уклонилось от того пути, на который указывает святой апостол. По мысли св. апостола, просвещенным будет тот христианин, который образовал и развил свой ум всесторонне, направивши его на изучение не только видимой природы, но и невидимого Бога, познаваемого в мудрости творения и в откровении Его, – который притом просветил свое сердце, приучивши его к добрым и чистым чувствам, чтобы благоговейно постигать все величие благодеяний Божиих для нас и во всю жизнь возгревать в сердце святой огонь любви к Богу и искреннее благорасположение к нашим братьям – ближним. Здравый человеческий ум рассуждает вполне согласно с учением св. апостола. Хорошо развит и образован тот человек, у которого согласно развиты все душевные силы: ум, воля, сердце, а не одна какая-нибудь в ущерб другой. Кто же из нас похвалит человека с развитым умом, обладающего разнообразными сведениями, но в то же время безнравственнаго и безчестнаго, не заслуживающего ни малейшего доверия и уважения по своим правилам и поведению? Кто из нас похвалит человека умнаго, но бессердечного и жестокого, готового причинить своему ближнему всякое зло? Кто из нас не знает, что для мирного и счастливого течения жизни общественной имеют более значения люди безукоризненной честности и скромности, неимоверной доброты и чистоты сердечной, чем люди только большего ума и широких сведений? Кто не знает, что одностороннее развитие человека никогда и никем не одобрялось, а напротив люди всегда стояли за всестороннее развитие и всегда выражали желание, чтобы во всяком человеке были с одинаковою тщательностию развиваемы: и ум, и воля, и сердце? Что же мы, однако, видим на деле?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать пятый день. Поучение 1-е. Третье обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. (Для чего Господь дарует нетление телам святых?) I. Ныне празднуется третие обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Во времена смятений, бывших в Константинополе по случаю ссылки св. Иоанна Златоустаг о, глава предтечи Господня была унесена обратно из Константинополя в Емессу в Сирии. Когда усилились притеснения от сарацын (в 8 веке) ее из Емессы перенесли в Команы (место ссылки Иоанна Златоустаг о) и по случаю гонений на св. мощи от иконоборцев скрыли в землю. Но по устроению Божию в «третий» раз глава Предтечи обретена была в Команах и принесена в Константинополь после восстановления иконопочитания при императоре Михаиле и патриархе Игнатии около 850 г. и положена в придворной церкви. В день третьяго обретения честные главы предтечи церковь взывает: «яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». II. Итак, в настоящий день свят. церковь ублажает память одного из величайших избранных Божиих, св. Иоанна предтечи и крестителя Господня, коего св. глава, несмотря на троекратное сокрытие ее в земле, трижды была открываема по устроению Божию и явлена верующим, как Божественное сокровище; она хранится нетленною в роды родов среди окружающего тления и смерти, и, как неоскудеваемый источник, источает силу чудотворения и исцелений для всех, приходящих к ней с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным Своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростию предуставлен от вечности, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла? Не столько для самих праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, странствующих еще на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышняго, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которою прославлены они у Бога; но для нас, земных странников, непрестаемое чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010