Глава шестая 1. Попытка о. Булгакова подтвердить свое учение о Софии по кн. Притчей ссылкой на кн. Премудрости Соломона Премудрости Иисуса сына Сираха. Православное толкование библейского выражения: «Премудрость» Такое отрицательное отношение к святоотеческому авторитету о. Булгаков допускает и в своем учении о Софии при толковании им известного места из кн. Притчей – гл. 8:22–31; когда тщетно ищет опоры сему толкованию в словах неканонических книг: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сираха. Здесь он явно отвергает святоотеческое толкование, заявляя, что оно не соответствует истине. О таком, опять должны сказать, полемическом отношении к св. отцам прот. Булгаков свидетельствует в своей книге «Купина Неопалимая». Мы уже приводили выдержки из книги прот. Булгакова «Свет невечерний», где в качестве обоснования для его представления о Софии и авторитетного руководства к пониманию изречений Св. Писания ( Быт. 1:1 ; Ин. 1:1 ) и в частности слов кн. Притчей 8 гл. 22–31 ст. приводится учение каббалы 243 . А здесь в «Купине Неопалимой», о. Булгаков пытается обосновать свою точку зрения на указанные слова кн. Притчей словами Священного же Писания из вышеуказанных неканонических книг Премудрости Соломона 244 и Премудрости Иисуса сына Сирахова 245 , в коих говорится о Премудрости Божией 246 . Он полагает, что эти книги говорят именно о той Софии, о которой он учит и о которых, будто бы, говорится и в кн. Притчей, почему о. Булгаков и называет означенные неканонические книги комментариями к кн. Притчей в вопросе о Софии. Только в том случае мы могли бы согласиться с прот. Булгаковым и считать неканонические книги Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова комментариями к кн. Притчей в учении о Премудрости Божией в желательном для него смысле, если бы св. отцы истолковали нам это учение в означенных книгах, так же как истолковал его о. Булгаков. Но такого толкования Премудрости Божией из кн. Притчей у св. отцов мы не находим. Напротив, мы указывали и очень подробно на свидетельства св. отцов: Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова и бл. Августина, из коих видно, что в кн. Притчей говорится о Премудрости Ипостасной, – как о Слове Божием – Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава седьмая 1. Тщетная попытка о. Булгакова обосновать свое учение о Софии на учении св. Афанасия Впрочем, несмотря на такое отрицательное отношение к объяснению данных слов кн. Притчей о Премудрости Божией св. Афанасием Великим , о. Булгаков каким-то образом находит в этом толковании благоприятное для себя учение о Софии. Прот. Булгаков заявляет, что о той Софии, о которой он учит, будто бы учит и св. Афанасий Великий . В своем сочинении «Купина Неопалимая» он говорит: «в учении св. Афанасия Великого появляется... характерное различие Премудрости извечной и Премудрости тварной, вписанной в мир, причем текст 8:22 (кн. Притчей), по его мнению, говорит и о той и о другой. В таком случае и возникает вопрос об этой Премудрости, и фактически св. Афанасий излагает здесь учение о Софии, как первообразе творения (так понимает этот текст и Митрополит Макарий. Догмат. Богосл. 1. §38, 366, который говорит здесь, ссылаясь на отцов Церкви, – в частности на Иоанна Дамаскина и св. Дионисия Ареопагита о первообразах πρωττυπα и предначертаниях παραδεγματα вещей в Боге). Таким образом, центр тяжести в истолковании переносится с ипостасного Логоса на Премудрость Божию, чрез Него раскрываемую в Духе Святом. Как говорит св. Григорий Богослов : «чем занята была мысль Божия, прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил ее формами? Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты... Мирородный Ум разсматривал также в великих умопредставлениях Своих Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим» (Слово 4-е). «Этот предвечный мир, – говорит прот. Булгаков, – есть основание мира сотворенного, и о нем-то, об этой Премудрости Божией и говорится в Притчах. Этот мир, в творении из ничего, становится миром тварным, оставаясь самотождественным по онтологической основе. Посему и можно говорить о сотворении мира, как грядущем боговоплощении, как истолковывает это св. Афанасий» 288 . Итак, прот. Булгаков полагает, что св. Афанасий, при объяснении им текста из книги Притчей 8:22, учит о Премудрости предвечной, как первообразе творения и о премудрости тварной. Будем пока говорить о первой. По свидетельству о. Булгакова указание на эту Премудрость, будто бы, видит в означенном библейском тексте и М. Макарий вместе с св. отцами – Иоанном Дамаскиным , Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Каменка. Церковь Софии, Премудрости Божией в Стратилатовке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Софии, Премудрости Божией , Рождества Пресвятой Богородицы , Андрея Стратилата Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1812 и 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Каменка Координаты: 49.122129, 37.29433 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Построена по образцу собора Вознесения Господня в Софии (1782-1788, арх. Ч. Камерон) и по инициативе его первого настоятеля Андрея Самборского. Подробнее см.: А.В. Чекмарёв. Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей //МАРХИ. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 8-12 апреля 2013 г. Москва, МАРХИ, 2013. С. 133-135. Карта и ближайшие объекты Стратилатовка – на берегах речки Камянки и вблизи Донца, на дороге из Изюма в Славянск. Первый храм в Камянке, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен был в 1746 году полковым есаулом (впоследствии Изюмским полковником) Федором Краснокутским. Второй деревянный храм построен в 1784 году старанием священника Григория Гринькова. Ныне существующий каменный храм построен в 1832 году дочерью придворного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского и племянником полковником Иваном Васильевичем Малиновским. Храм сей один из самых примечательных как по красоте постройки и богатству украшений, так по историческим памятникам. В нём три престола: главный – во имя Софии Премудрости Божией. Здесь иконы Софии Премудрости Божией и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на Царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила – работы знаменитого художника Венецианова. В южном приделе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, местные иконы на медных досках Василия юродивого и Мученицы Софии, южные и северные двери – медные, с изображением Праведника Симеона и Пророка Моисея, - все четыре писаны знаменитым Венециановым.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: «теперь называемая София» – τις Σφια μν προσαγορυεται νν (Hist. Eccl. II, 16 ; ср. II, 43). Во всяком случае, во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего, в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел ( 1Кор.1:24 ). В IV веке много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности, в связи со знаменитым стихом Притч.8:22 : «Созда мя начало путей своих...». Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Joann. I, 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом, и Премудростью, и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить «великую церковь » именно Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование “Святая София”, что значит: Слово Божие» (κα κτοτε λαβε τν προσηγοραν νος: «για Σοφα», Λγος το Θεο ρμηνευμενος – ed. Preger, р. 74) ... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности, посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве, для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

11. Признаки, по коим узнается Божественное происхождение Библии, как истинного слова Божия Таковых признаков можно находить восемь. Вот они: I. Высота Богооткровенного учения. Главнейшее содержание этого учения состоит в том, что Бог, по безграничному милосердию Своему, послал в мир, для совершения спасения согрешивших человеков, Сына Своего Единородного, и что Сей Сын Божий, для спасения грешников, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и ниспослал Духа Святого; что Дух Святой освящает верующих, действуя в святых таинствах, и приготовляет их для вечной блаженной жизни на небе. Разум человеческий сам собою не мог дойти и никогда не дошел бы до того, чтобы ему изобрести столь высокое учение. Эта тайна превышает его силы и не может быть ему известна без Божественного откровения. «Мы проповедуем, – говорит св. ап. Павел, – Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, и Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость... проповедуем премудрость Божию втайне сокровенную... которой никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 1:23, 24, 2:7, 8 ), и которую Отец небесный утаил от премудрых и разумных» ( Мф. 11:25 ). Такова в главных и общих своих понятиях эта великая тайна Божественного откровения. Но и частные понятия, входящие в состав ее, опять превышают силы разума человеческого и не могли быть изобретены им. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, – это опять премудрость Божия, втайне сокровенная, которой никто из людей, не озаренных светом откровения Божественного, не знал. Воплощение Сына Божия, при чем Божество не переменилось в человечество и само не поглотило человеческого естества, Его страдание, крестная смерть и проч., – это опять тайна Божия, превышающая разум человеческий. Освящение и обновление падшего человека благодатию Духа Святого, действующего в св. таинствах Церкви, – это опять премудрость Божия, превышающая разум человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.В. Духанина Жизнь и творчество Епифания Премудрого Скачать epub pdf 1. Биографические сведения о Епифании Премудром Епифаний Премудрый – инок Троице-Сергиева монастыря, живший во второй половине XIV – первой четверти XV в. Выдающийся русский книжник, исключительно образованный для своего времени, известный прежде всего как автор двух замечательных произведений, представляющих стиль «плетение словес» в древнерусской литературе, – Жития Стефана Пермского и Жития Сергия Радонежского, Епифаний уже в древнерусский период получил прозвище Премудрого или Премудрейшего 1 . Наши сведения о жизни и деятельности Епифания Премудрого в основном почерпнуты из его собственных сочинений, при этом они немногочисленны, крайне отрывочны и нередко дискуссионны. Опираясь на Житие Стефана Пермского, можно предположить, что Епифаний, как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова , так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой [Прохоров 19886, с. 211). Как полагает В. О. Ключевский , он пришел в этот монастырь гораздо позже Стефана, незадолго до ухода последнего на проповедь (поскольку рассказ о подготовке Стефана к миссионерской деятельности изложен Епифанием сбивчиво), то есть до 1379 г. [Ключевский 2003, с. 77]. Именно там, по-видимому, Епифаний познакомился с произведениями славянской и греческой литературы, которые охотно цитирует в своих произведениях, и изучал греческий язык. Немаловажно в этом отношении то, что, как нам известно, в Ростове церковная служба велась параллельно на греческом и «русском» языках (см. сообщение об этом в «Повести о Петре, царевиче ордынском»; текст повести см.: [ПЛДР 1981, с. 20–37]). Впоследствии Епифаний переходит в Троицкий монастырь. В заглавии Похвального слова Сергию Радонежскому Епифаний Премудрый назван «учеником его». Кроме того, в послесловии к нескольким своим редакциям ЖСР Пахомий Серб говорит, что Епифаний «много лет, паче же от самого взраста юности», жил вместе с троицким игуменом (см., например, 4-ю Пахомиевскую редакцию ЖСР по списку Соф. 1248 , л. 374 [Шибаев 2007, с. 319]). Заметим, что и общение его со Стефаном, вероятно, не прекратилось: последний по дороге из Перми в Москву часто заезжал в Сергиев монастырь (об этом упоминается в главе «О епископе Стефане», включенной во все Пахомиевские редакции ЖСР, начиная с 3-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Г.Е. Колыванов Скачать epub pdf 1. Введение Программа изучения Священного Писания Ветхого Завета отводит для IV курса Духовных семинарий Учительные книги. Их всего семь. Пять учительных книг являются каноническими – Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней Соломона. Две учительные книги неканонические – Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Древние отцы и учители Церкви, книги, называемые нами учительными, именовали поэтическими. Так их называют святители Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский , Епифаний Кипрский и преподобный Иоанн Дамаскин . Название учительные впервые встречается у церковного писателя VI века Леонтия Византийского . В еврейской традиции Псалтирь, книга Иова, Притчей Соломоновых, Екклезиаст и Песнь Песней, вместе с книгами Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и Паралипоменон, относятся к разряду Кетубим (Писания). Внутри Писаний (Кетубим) еврейская традиция выделяет раздел Мегиллот (Свитки). Так называются книги, читаемые во время великих праздников. Из учительных книг в раздел Мегиллот входят книги Песнь Песней и Екклесиаст. Есть еще одно название учительных книг – литература Премудрости. Премудрость по-еврейски «хокма». Поэтому в литературе можно встретить и такое название книг премудрости – «хокмические книги». К разряду хокмической литературы обычно относят и книгу пророка Варуха. По определению «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» Учительные книги «содержат учение благочестия». 1 Следует отметить, что в учительных книгах, помимо прямых богооткровенных истин, много человеческих рассуждений. Иногда приведенные рассуждения могут оказаться ошибочными. Это касается, например, речей друзей праведного Иова Елифаза, Вилдада и Софара, которые своими речами навлекают на себя гнев Божий. Поэтому при цитировании учительных книг надо соблюдать сугубую осторожность. Следует помнить слова блаженного Феодорита : «Собственно Писанию принадлежат словеса Духа, Божественные повеления, изречения людей благочестивых; прочее же передает оное исторически. Поэтому надобно обращать внимание не на слова только, но и на личность говорящего». На это же обращает внимание святитель Филарет Московский : «Многие и друзей Иова считают пророками и все речи их богодухновенными, и утверждаются на том, что сказанное одним из них похвалил апостол Павел ( 1Кор. 3, 19 ; Иов 5, 13 ). Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) . Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А) , а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане...» . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, Фессалонитскаго чудотворца, Паламы. Сложенное от Всесвятейшаго Патриарха Филофеа. Поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3: и настоящия святаго на 4, глас 2. Поется последование святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, составленное Святейшим Патриархом Филофеем. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Подобен: Киими похвальными песньми: Киими благопохвалений песньми воспоим иерарха,/богословия трубу, огнедохновенная уста благодати,/честное Духа приятелище,/столпа Церкве непоколебимаго,/великое вселенныя украшение,/реку премудрости, Света светильника,/звезду ясную, тварь просвещающую? Какими похвальными песнями воспоем иерарха,/богословия трубу, огнедышащие уста благодати,/священное Духа вместилище,/столп Церкви непоколебимый,/великое вселенной ликование,/реку премудрости, светильник света,/звезду ясную, все творение просвещающую? Киими песнопений цветами венчаим иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/теплаго веры предстателя,/великаго наставника и учителя,/цевницу всекрасную Духа,/златосияющий язык,/источник кипящий токи исцелений верным,/великаго и досточуднаго Григория? Какими цветами песнопений увенчаем иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/горячего веры защитника,/великого наставника и учителя,/прекраснейшую лиру Духа,/златом сияющий язык,/источник, изливающий верным потоки исцелений,/великого и досточудного Григория? Киими земнороднии устнами/восхвалим иерарха, Церкве учителя,/света Божественнаго проповедника,/небеснотаинника Троицы,/велие монашествующих украшение,/деянием и видением просиявшаго,/Фессалонитскую похвалу,/согражданина имущаго, мироточнаго на Небесех/божественнаго и пречуднаго Димитрия? Какими устами мы, земные восхвалим иерарха,/Церкви учителя, света Божественного проповедника,/посвященного в небесные тайны Троицы,/великое монашествующих украшение,/деяниями и созерцанием просиявшего,/фессалоникийскую похвалу,/имеющего согражданином на небесах/божественного и пречудного мироточивого Димитрия?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010