Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Историческое сказание Григория Декаполита Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Историческое сказание Григория Декаполита, весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал и стал мучеником за Господа нашего Иисуса Христа Стратиг Николай, называемый также Юлием, рассказал мне, что в его город, который сарацины называют на своем языке Виноградником, послал эмир Сирии своего племянника управлять некоторыми работами по ремонту его дворца. Есть же там большая церковь, древняя и дивная, посвященная святому и преславному мученику Георгию; и когда увидел этот сарацин 1 церковь издалека, приказал своим слугам принести его вещи в церковь, также и верблюдов завести, числом двенадцать, чтобы сверху осмотреть их. Священники почтенной сей церкви просили его, говоря: “Господин, не делай этого, не причини церкви Божией нечто подобное; и не презирай ее настолько, чтобы ввести верблюдов в святой алтарь Божий”. Но сарацин, будучи жестоким и упрямым, не хотел даже слушать просьб пресвитеров, но сказал своим слугам на арабском наречии: “Почему вы не делаете приказанного вам?”. И тотчас его слуги сделали так, как он приказал. Но вдруг, по повелению Божию, верблюды, как только были приведены в церковь, все разом упали замертво. Когда же сарацин увидел столь необычайное чудо, он пришел в изумление и приказал слугам своим, чтобы вынесли мертвых верблюдов и бросили их прочь из церкви; и сделали так. А день тот был праздником, и приближался час совершения Божественной литургии, священник же, которому надлежало начинать Божественную проскомидию, очень боялся сарацина; как он мог начинать бескровную жертву перед ним! И тогда другой священник, сослужащий тому, сказал священнику, которому надлежало священнодействовать: “Не бойся. Разве ты не видел великое чудо? Что смущаешься?”. Итак, вышеуказанный священник без страха начал святую проскомидию. Узнав об этом, сарацин пришел посмотреть, что намеревается делать священник. Священник начал Божественную проскомидию и взял хлеб, чтобы подготовить святую жертву, сарацин же увидел, будто священник взял в свои руки младенца, и закалав его, наполнял его кровью чашу, и тельце его разрезая на части, клал их на дискос!

http://pravmir.ru/istoricheskoe-skazanie...

Двадцать седьмой день. Поуч. 2-ое. Преп. Прокопий Декаполит. (Почитание св. икон необходимо и полезно). I. Преподобный Прокопий, память коего ныне, родился в области Десятиградия (посему и называется Декаполит, что с греческого значит – из страны Десятиградия), лежащей при море Галилейском, которую посещал некогда Господь Иисус Христос. Св. Прокопий принял в одной обители иночество и подвизался в посте и молитве. Когда настало иконоборчество, преподобный мужественно стал против иконоборцев, защищая правое и благочестивое почитание святых икон. За это, по повелению царя Льва Исаврянина, он был взят и подвергнут мукам. Его жестоко били, строгали железными когтями и ввергли в мрачную и смрадную темницу, где он томился до самой смерти императора – иконоборца. После того Прокопий получил свободу и жил опять в обители, предаваясь иноческим подвигам. Скончался в мире в начале 9-го века. II. Братие! Как в древния времена были, так и ныне есть люди, кои, увлекаясь духом лжеименного разума, отвергали и отвергают поклонение святым иконам: посему, в день памяти страдальца за св. иконы, преп. Прокопия, благоприличным нахожу я предложить нечто любви вашей о святых иконах вообще, и о спасительном для всякого христианина почитании оных. а) Чествование святых икон имеет свое основание в самом существе человека. Облеченный перстию, в настоящем его состоянии, неиначе он может видеть истину, как в образах и начертаниях. Плотский человек мир духовный, блага грядущия, Самого Бога, а равно и святых Его может созерцать только в телесных, или вещественных изображениях. Как ветхозаветная Церковь взирала на грядущия, обетованные ей блага? в сени и гаданиях: солнце правды – Иисуса Христа она видела издалека во мраке. Чада новозаветной Церкви хотя удостоились видеть Богочеловека очами телесными, удостоились осязать Его, по свидетельству возлюбленного ученика; но видение это не доставило им еще того блаженства, которое откроется, когда узрят Его якоже есть ( 1Uoah. III, 2 ). Такового познания, как говорит святый Григорий Богослов , в настоящей жизни не возможно иметь, сколько бы ум ни старался выйти из круга телесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцатый день. Поучение 2-ое. Препод. Григорий декаполит. (Несостоятельность возражений против монашества). I. Препод. Григорий, память коего совершается ныне, родом из Декаполя в Исаврии, с детства полюбив учение, достиг обширного образования, но рядом с этим, под влиянием благочестивого домашняго воспитания, еще ревностнее изучал и любил свящ. писание и свято, уже с 8 летняго возраста, соблюдал такую жизнь, какую предписывало оно. Достигнув совершенного возраста и уклоняясь от брачной жизни, он оставил свой родной дом и «принял иночество». Не избирая для себя постоянного пристанища, Григорий ходил по разным странам, и так как в то время сильно распространены были еретические учения, то он деятельно вразумлял повсюду заблуждающихся, утверждал народ в православии и утешал посещениями своими томящихся в заключении. Этот подвижник св. веры и благочестия мирно скончался в Константинополе около 820 г. Св. церковь так прославляет его: «светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче; темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче премудре Григорие!» II. Мы сказали, что препод. Григорий с детства полюбил благочестивую жизнь и по достижении совершеннолетняго возраста принял монашество. Мы слышали также, сколько добра он сделал и как за это прославляет его св. церковь . Подобную же пользу принесли церкви и ближним и другие монахи. Тем не менее в наше время слышатся разные возражения против монашества, несостоятельность коих совершенно не трудно показать. Мало того: можно удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а, напротив, самого горячого сочувствия и одобрения. Только злой дух времени, не без влияния врага нашего спасения, может предлагать мнимо научныи основания для возражений против монашества. а) «Монашество», говорят, «несовременно; оно отжило свой век». Если так, то и христианство будет уже несовременно, потому что обеты монашеские прямо вытекают из духа Евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей общих для всех христиан без различия, евангельским учением и церковию предлагаются советы для желающих подражать ангельскому житию; эти советы состоят в соблюдении постоянно девства (целомудрия), совершенной нестяжательности и полного послушания, а за сим в усиленной молитве и постничестве. Как же называть несовременными эти высокие добродетели? Ужели можно ограничивать каким-либо временем лучшие, святыя стремления бессмертного нашего духа? И если наш век называется веком просвещения или прогресса – движения вперед во всем, то на каком же основании уничижать желание стремящихся выше и выше к Богу по своей жизни? – Итак называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Григорий Декаполит об исламе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Краткая биография Сведения о преподобном Григории мы черпаем из его жития, составленного Игнатием, “диаконом и ризничим Великой Церкви Божией”. Преподобный Григорий родился ок. 780–790 гг. в Иренополисе, одном из десяти городов ( pTleij), которые составляют комплекс Десятиградия Исаврийского во внутренней Сирии. Он оставил дом ради подвигов аскетизма и созерцательной жизни в монастыре. После нескольких лет, которые он провел в монастырях или в уединении как отшельник на Пелопоннесе, около 827 г. он ощутил необходимость отправиться в миссионерское путешествие, чтобы защищать иконопочитание и исцелять людей. Во время своей большой поездки он посетил Эфес, Христополис, Фессалоники, Коринф, Неаполь, Рим, Сиракузы, Отранто и Константинополь. Этот период жизни Григория совпал с правлением императора Феофила (829–842), во время которого снова свирепствовало иконоборчество. Преподобный Григорий был знаком с мусульманами. Житие повествует об одном инциденте с участием арабов-мусульман: преподобный Григорий, оставив Отранто (Италия), встретился на пути с отрядом солдат-сарацин. Когда один из них поднял руку, чтобы убить Преподобного копьем, рука солдата немедленно окостенела. Преподобный исцелил своего обидчика, прикоснувшись к этой руке. Другая точка соприкосновения преподобного Григория с мусульманским миром — то, что его ученик, преподобный Иосиф Песнописец, с которым они вместе путешествовали из Фессалоник, по дороге в Рим попал в плен к арабам и провел в мусульманском плену шесть лет. Жизнеописатель (Игнатий) не упоминает сочинений преподобного Григория. Однако этот пробел сам по себе не дает оснований считать, что рассматриваемое нами сочинение не принадлежит преподобному Григорию Декаполиту. Житие сообщает твердую дату смерти Преподобного: 20 ноября 842 г. Сочинение В собрании Миняесть краткая историческая проповедь под длинным названием: “Историческое сказание Григория Декаполита, весь­ма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал [и стал] мучеником за Господа нашего Иисуса Христа” 1 .

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-grigoriy-...

После чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения 17 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Инок отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813–820) – время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину. Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-борца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

18-е Преподобного Иоанна, ученика Григория Декаполита, святого Косьмы и ученика его Авксентия Иоанн, в юности оставив мир, пошёл к преп. Григорию Декаполиту , пострижен им, разделял его труды и подвиги, и сопутствовал ему в странствованиях. В 814 г. прибыл с учителем своим в Константинополь, и здесь они вместе с Иосифом Песнописцем наставляли и укрепляли православных против ереси иконоборцев. Когда Иосиф, посланный в Рим, попал в руки врагов и томился в заточении на острове Крите, тогда Григорий скончался; а Иоанн продолжал свои подвиги на спасение ближних. По возвращении же Иосифа скончался (может быть 821) и похоронен им при гробе Григория. Косьма, епископ Халкидоиский, терпел скорби и изгнание со св. Авксентием во время Льва Армянина (813–820 г.), скончался в изгнании. † Память о преподобн. Евфимии, Антонии и Феликсе Корельских Преподобный Евфимий был основателем Корельского Николаевского монастыря, на Корельском берегу невдали от Белого моря 236 . Это было около 1410 года. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя и несколько келий, как в 1419 году Норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков 237 . Надлежало вновь устроять обитель, и преп. Евфимий принялся за святое дело. Между тем сыновья Марфы посадницы, владевшей на севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины. Поражённая потерей их Марфа предоставила преп. Евфимию богатые средства для устроения обители. По летописи Марфа называется женой Исаака Борецкого. В грамоте своей монастырю пишет она: «вот я, раба Божия Марфа, написала при жизни сие рукописание, поставив храм св. Николая в Корельском, над гробами детей моих Антония и Феликса; я дала в дом св. Николая покупку мужа моего Филиппа – село на острове Лавле, да два села в Конечных... Приказываю дом св. Николая господину моему деверю Феодору Григорьевичу и его детям и зятю моему Ефрему Васильевичу» 238 . Поэтому видно, что Антоний и Феликс были сыновья первого мужа Марфы Филиппа Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18. Страстная седмица. Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник. Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу: «Во время оно, свидетельствоваше народ, сый со Иисусом...» (конец в зач. 43-м «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»). Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца. По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 4-й: «Паче блудницы...», и икос, глас тот же: «Яже первее блудница жена...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Грешная тече к миру...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруженная грехом...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...». Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину. На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-01/

6-е Пр. Илариона, игумена и исповедника Иларион, сын придворного служителя, двадцати лет принял монашество в Далматском монастыре и был учеником пр. Григория Декаполита (20 ноября), там жившего тогда; через десять лет, проведённых в подвигах монастырского послушания, удостоен сана священства. По смерти игумена, братия хотела иметь себе его наставником, но он, бегая славы, удалился в некоторую обитель близ Никеи; открытый, убеждён был патриархом Никифором принять игуменство (в 806 году). Через девять лет, когда имп. Лев Армянин воздвиг гонение на православных, пр. Илариона принуждал он к своей ереси и отдал в распоряжение единомысленного себе патриарха Феодота, а этот держал его в тюрьме, томя голодом и жаждой. Монахи Далматского монастыря обещали царю исполнить его волю, если он возвратит им игумена их, и царь освободил Илариона. Но через год, уверившись в обмане со стороны монахов, послал туда военную силу, строго наказал всех, а Илариона заключил в тюрьму, потом посылал на заточение в разные монастыри около столицы (где игумены еретичествовали), где он терпел всякие озлобления. По смерти Льва (25 дек. 820) и пр. Иларион освобождён был, но в монастырь не возвратился, так как там игуменствовал еретик, а жил в поместье некоторой благочестивой вдовы, которая устроила ему келью с садиком при ней. Более семи лет прожил тут Иларион, а в царствование Феофила, снова нудимый к иконоборству, обличил царя в нечестии, наказан сто семьюдесятью ударами и выслан на остров Афузию (близ Константинополя, в Мраморном море), где и пробыл до смерти Феофила. По восстановлении же православия (842 г.) имп. Феодорой Иларион принял снова игуменство в Далматской обители и, прожив три лета, отошёл ко Господу. Преп. Виссариона Родом из Египта, преп. Виссарион всецело посвятил себя на служение Богу с ранней молодости. Посетив многих великих подвижников пустыни, между прочим и св. Герасима за-Иорданского, он, проникнутый духом их, и сам окончательно отрешился от всего мирского, скитался по горам и пустыням, не имея не только постоянного крова, но даже редко останавливаясь и под чужим кровом. Едва прикрытый ветхой одеждой, не обращая внимания ни на зной, ни на холод, дни и ночи проводя в молитве, среди которой часто подолгу забывал даже о пище, Виссарион, в безмолвном возношении ума и сердца к Богу, как бы отделялся от всего земного и удостоился от Бога дара великих чудотворений. Однажды, молитвой и крестным знамением превратил горькую морскую воду в годную для пития, чтобы утолить изнемогавшего от жажды своего ученика. Молитвой низводил дождь во время засухи, переходил через реки, как бы по земле, исцелял больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава II. Св. София Игнатьево Ж. патр. Тарасия. – Ж. патр. Никифора. – Ж. Григория Декаполита . – Ж. Евдокима Младого.– Стефаново Ж. Стефана Нового. – Ж. патр. Антония Кавлея. – Ж. патр. Евфимия. Патриаршая школа при Великой Церкви, существовавшая с давнего времени, при первых иконоборцах пережила острый кризис. Возродилась она вместе с временным церковным успокоением и со вступлением на престол патр. Тарасия. Во втором периоде иконоборчества деятельность школы снова замерла, пока наконец торжество православия 842 г. окончательно не восстановило этой академии риторико-философских и богословских наук. Авторы, вышедшие из этой академии, прошли прекрасную литературную школу и почти все известны нам по именам. А наблюдение над агиографическою письменностью привело нас к заключению, что произведения с именами авторов есть обыкновенно сочинения, отмеченные печатью таланта и литературными достоинствами. Переходим к обзору литературной деятельности одного из видных писателей IX века, человека хотя и мало писавшего, но усвоившего себе приемы классиков, и выражавшегося на изысканно-чистом языке с примесью языка старого времени. И этот носитель древнеэллинского духа, блестяще образованный, сумевший удачно гармонировать представления древности с библейскими, евангельскими и современными ему понятиями, был диакон и сосудохранитель Софии. От Игнатия мы прежде всего имеем Житие патр. Тарасия. 159 Автор, имел близкие связи со вселенским патриархом, в молодости своей под его руководством изучал античную поэзию. Заканчивая биографию своего учителя, Игнатий с благодарностью замечает: «не забуду пользы твоего преподанного мне учения и времени моего горячего тебе служения, когда я в цветущую пору юности с наслаждением научался у тебя лучшим урокам о триметрах, тетраметрах, трохеях, анапестах и ироических произведениях, когда я проводил время за беседами, рачительно тобою произносимыми ежедневно к устроению душ и возрастанию всечестной церкви: я записывал их скорописною ставкою и чернилами, отдавал (для переписки) лучшим писцам и заботился о том, чтобы тщательно восстановить твой образ в книгах...; если я забуду тебя, да забудет меня Бог» (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010