1 Преподобный Григорий Декаполит. Историческое сказание, весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал [и стал] мучеником за Господа нашего Иисуса Христа/Пер. с греч. Ю. Максимова//Альфа и Омега. 2002. 3(33). С. 70–75. 2 Цит. по: Sahas D.J. Gregory Dekapolites and Islam//Greek Orthodox Theological Rewiew. Vol. 31.e 1–2. 1986. P. 45. 9 Gero S. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its Sources//Byzantinische Zeitschrift.e 68. 1975. Р. 4–22. 11 Об этом см.: Никонова Т. В. Несколько замечаний о Прологе//Труды Казанской лингвистической школы. Казань, 2001. С. 47. К сожалению, мы не имели возможности проработать вопрос о том, входил ли этот пересказ в первую редакцию нестишного Пролога, составленную в начале XII в. 12 Очень жаль, что это не было учтено в книге Braida E., Pelissetti C. Storia de Rawh al-Qurasi. Torino, 2001. 13 Griffith S. H. Disputing with Islam in Syriac: The Case of the Monk of Bet Hale and a Muslim Emir//Hugoye: Journal of Syriac Studies. Vol. 3. e 1. 2000. P. 42. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-grigoriy-...

XVII в., Центр. Россия (Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве),- правой рукой благословляет, в левой - свиток; на правой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собр. В. Бондаренко, Москва); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - неск. различаются прически: с кудрявыми до ушей волосами в 1-м случае и с большими залысинами во 2-м. В рус. памятниках тоже встречается образ Г. Д. в одеждах епископа, напр. на иконе кон. XVI в. (ГИМ). Причиной появления такого изображения могло стать несоответствие описательной и изобразительной частей иконописного подлинника: в сводном подлиннике по списку С. Т. Большакова (XVIII в.) Г. Д. назван «преподобным отцом», с внешностью старца: «Сед, плешив, на плеши маленька власов, брада аки Николина [свт. Николая Мирликийского] или Власиева [сщмч. Власия Севастийского], поуже», в характеристике одежд отсутствуют элементы епископского облачения (фелонь или саккос, омофор): «Риза вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 50). В лицевой части сборника надписи над прорисями преподобного и епископа перепутаны. В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым , о Г. Д. сказано: «Старец греческого типа, сед, плешив, с малыми на плеши волосами; борода небольшая, кругловатая, но раздвоенная на конце; ходил он в одной грубой одежде, но следует писать его в мантии и епитрахили, как пресвитера» (С. 79). Указание изображать «как пресвитера» не соответствует тексту Жития Г. Д. Возможно, составитель, руководствуясь известными ему изображениями, принял за епитрахиль схиму. Тем не менее описанию Фартусова соответствует эмалевая иконка кон. XIX в. «Св. прмц. Евдокия и Григорий Декаполит» (Ростов, ГИМ; опубл. в кн.: Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 2000. Март. С. 14), на к-рой Г. Д.- в легком 3/4-ном повороте влево, правая рука (с четками) прижата к груди, в опущенной левой - развернутый свиток, он облачен в зеленый хитон и коричневых тонов мантию, поверх нее - красная с желтыми крестами епитрахиль. Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 429-430; Менолог. С. 201, 269, 380; Евсеева. Афонская книга. С. 76, 201, 253, 279; «И по плодам узнается древо…»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства. М., 2005. C. 86. Кат. 49. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/166830.html

С помощью исповедания веры выражает в житии Григория Декаполита свои взгляды об иконах Игнатий Диакон. Перечисление и описание добродетелей святого составляет как бы отдельный раздел в тексте жития вслед за описанием странствий прп. Григория и собранием историй о людях, которым помог преподобный. Православная вера – одна из названных Игнатием добродетелей прп. Григория наряду с бодрствованием, воздержанием, терпением, смирением и другими. Каждую из них Игнатий иллюстрирует двумя-тремя фразами, а на православии святого останавливается чуть подробнее и для описания его составляет небольшой вероучительный текст. Этот текст использовал безымянный автор жития Никиты Патрикия. Сопоставить фрагменты этих памятников предлагает издатель последнего жития 420 , что мы сделаем это в приведенных ниже таблицах. Это позволит нам, во-первых, более подробно ознакомиться с работой Игнатия и увидеть типичный пример краткого исповедания, во-вторых, понять, следует ли использовать анализировать этот отрывок в житии Никиты как отдельное исповедание. В житии Григория Декаполита он выглядит следующим образом: Таблица 2 421 Κα Χριστν ποστολικας κα πατρικας μολογαις θεν ληθς κα νθρωπον τν ατν μολογ σας περγραπτον τν ατν κα περιγραπτν δοξολογεν πεπαδευτο. νθεν κα τς ατο θεας σαρκ σεως νιστορν τ κτπωμα ς προσκυνητν κα σεπτν κα προσκυνεν κα σβειν κατ τν τς κκλησας παρδοσιν οκ πκαμεν, ο περιγρφων τ σαρκ τ τς θετητος ναφς (μ γνοιτο! οδ γρ περιτομν θετητος πμεινεν οδ κπους κα δρτας κα τν λοιπν δι’μς παθ ημτων συμμετσχεν, παγε! Δι τοτο οδ τ εκνι συμπεριγραφσεται οδ γραφσεται ) · τς γρ θεας σαρκς ατο μμημα τν εκνα οσαν δδασκεν. σατως δ τς θεομτορος κα τν θεων γγλων . Κα πντων τν γων σεβε σχετικς τ μορφματα οχ ς ο ληρωδοντες κα φληναφοντες ναιδς βατταρζ ουσι λατρευτικν τοτοις πονμων προσκνησιν, λλ τν ς ερηται σχετικν προσφρων διθεσιν . И был научен славить Христа неописуемого и описуемого, исповедуя Его апостольскими и отеческими исповеданиями истинно Бога и человека. Потому и творя изображение Егобожественного воплощения как почитаемое и священное, согласно церковному Преданию, поклоняться ему и чтить его не престал, не описуя вместе с Плотию неосязаемое божества (да не будет! ибо не подверглось божество обрезанию, ни труды и пот, и ни в чем ином из наших страстей не соучаствовало, нет! Посему ни на иконе не будет соописано, ни изображено). Ибо учил, что икона есть подобие божественной плоти. Таким же образом и Богоматери, и божественных ангелов. И всех святых относительно чтил образы. Не как несущие вздор и пустяки бесстыдно косноязычествуют, объявляя поклонение таковым служительным, но, как было сказано, воздавая относительное почитание

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

— Войдя в город, — говорится здесь, — Иосиф не застал в живых своего любезного наставника, святого Григория Декаполита. Последний отошел уже ко Господу. Он видел только ученика Григория, блаженного Иоанна, а по Григории долго плакал, потому что не сподобился еще раз свидеться с ним. Он пребывал около его гробницы вместе со святым Иоанном; но по прошествии некоторого времени отошел ко Господу и Иоанн, и Иосиф похоронил его близ гробницы святого Григория. После сего преподобный Иосиф переселился в другое уединенное и безмолвное место, находившееся за городом недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого. Поселившись здесь, преподобный Иосиф создал церковь во имя святителя Христова Николая и в нее перенес мощи святых Григория и Иоанна. Некоторые утверждают, что сей преподобный Иоанн, ученик святого Григория Декаполита, после преставления своего учителя удалился в Палестину, и здесь подвизался в обители святого Харитона где и почил о Господе. Но сие относится к другому святому с именем Иоанн, который действительно и подвизался в обители святого Харитона в то время, когда эта обитель находилась в цветущем состоянии Воспоминаемый же ныне святой Иоанн жил спустя много лет после того Иоанна, в царствование императора-иконоборца Льва Армянина, когда в Палестине не было уже и обители святого Харитона. Эта последняя была окончательно разорена магометанами в царствование Константина и Ирины живших за много лет до Льва Армянина; об этом разорении упоминается в повествовании о страдании преподобных отцов, избиенных в обители преподобного в суккийской обители святого Харитона, «Ветхой Лавре». Память святого Иоанна ветхопещерника совершается 19-го апреля. Память святых мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана В то время, когда нечестивый император Диоклитиан воздвиг на христиан жестокое гонение, был схвачен и подвергнут без милосердия мучением святой Георгий Во время мучений силою Божиею святой Георгий творил дивные чудеса, видя которые многие из язычников уверовали во Христа. Но уверовавшие немедленно подвергались мучениям от рук нечестивых, причем одни из них отсылались в темницы, другие были сожигаемы огнем, третьи — усекаемы мечем. Из числа таковых-то и были сии святые мученики: Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. Они, увидавши святого Григория привязанным к колесу (которое должно было терзать его тело) и не потерпевшим от того никакого вреда, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, за что мучители немедленно и отсекли им головы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Феодор и в изгнании продолжал руководить православными, громадной перепиской поддерживая в них дух бодрости, и даже сам обращался письменно и к папе, и к патриархам. Скорее всего это можно объяснить тем, что прп. Феодора уже в живых тогда не было. Когда православные лишились таких своих защитников, как преподобный Феодор, а это уже после 826 г., то они обратились к Григорию и Иосифу. Во-вторых, если мы будем считать, что преподобный Иосиф возвратился из Критской тюрьмы по смерти Льва Армянина (25 дек. 820 года), то у нас получится большое затруднение с дальнейшим историческим материалом из жизни преподобного Иосифа. Допустим, что он возвратился из ссылки в Константинополь в 821 году. Здесь он узнает о смерти своего учителя и друга преподобного Григория Декаполита , горько оплакивает его и наконец решается остаться на месте его подвигов вместе с учеником преподобного Григория – Иоанном. Сколько лет он находится здесь, точно неизвестно. Но оба главных источника одинаково утверждают, что он живет тут «много времени». 62 Вероятно, не год, не два, а гораздо более. По смерти Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита , преподобный Иосиф переходит ко храму св. Иоанна Златоустог о и живет здесь в продолжение пяти лет (π τη πντε). 63 Здесь около него собирается множество лиц, желающих монашеской жизни, и он устраивает свой монастырь, где скоро появляется τ πλθο τν μαθητν. 64 При таком распределении исторического материала (а он взят всецело из двух основных источников – житий Большого и Малого) получается, что основание и усиленный рост монастыря, да еще в пределах самого Константинополя, падает как раз на время царствования Феофила, точнее, почти на начало иконоборческого движения, поднятого этим императором (832 г.). Мы не можем допустить появления в пределах столицы нового монастыря, быстро наполняющегося монашествующими, в то время когда всех монахов и вообще лиц, так или иначе сочувствующих монашествующим и их идеям, изгоняли, сажали в тюрьмы, словом, всячески и «нещадно» преследовали как защитников иконопочитания 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( < < back) Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира гл. 22–24. Валаам — пророк из города Пефора, близ Харрава, в Месопотамии. О нем была такая молва, что кого он благословит, тот будет благословен, и кого проклянет, тот будет проклят. Валак, царь Моавитский, устрашенный победами Израильтян, призвал Валаама, чтобы он проклял их, но, вразумленный Богом, Валаам вместо проклятия произнес слова благословения. Страдание святого мученика Варлаама мученик Варлаам ум. в 304 г. в Кесарии Каппадокийской. площадь, на которой у Греков и Римлян производились гимнастическая игры, или сражения. алмаз, — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью своей веры и характера. Житие преподобного Варлаама Печерского Антоний — первоначальник иноческого жития на Руси, подвизавшийся в затворе в пещерах Киевских; память его совершается 10-го июля. Преп. Феодосий — игумен Киевопечерский, начальник монашеского общежития на Руси: память его совершается 3-го мая и 14-го августа (перенесете мощей). Преп. Никон — первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его совершается 23-го марта. Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого, внук св. Владимира великого, княжил в Киеве с 1054–1068 г. — Вышата — воевода Киевского ополчения, отправившегося при Ярославе, с сыном его Владимиром, в 1042 году на Греков. — Остромир — Новгородский посадник; с его именем сохранилось Евангелие — один из древнейших памятников церковно-славянской письменности. 1065 года. < >< back) > < >< back) > Память святого мученика Илиодора римский император, царствовал с 270–275 г. область на юге Малой Азии. 273 года. Житие преподобного отца нашего Григория Декаполита по-гречески Декаполь — союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь — один из этих городов. По имени этого союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Двадцатый день. Поучение 2-ое. Препод. Григорий декаполит. (Несостоятельность возражений против монашества). I. Препод. Григорий, память коего совершается ныне, родом из Декаполя в Исаврии, с детства полюбив учение, достиг обширного образования, но рядом с этим, под влиянием благочестивого домашняго воспитания, еще ревностнее изучал и любил свящ. писание и свято, уже с 8 летняго возраста, соблюдал такую жизнь, какую предписывало оно. Достигнув совершенного возраста и уклоняясь от брачной жизни, он оставил свой родной дом и «принял иночество». Не избирая для себя постоянного пристанища, Григорий ходил по разным странам, и так как в то время сильно распространены были еретические учения, то он деятельно вразумлял повсюду заблуждающихся, утверждал народ в православии и утешал посещениями своими томящихся в заключении. Этот подвижник св. веры и благочестия мирно скончался в Константинополе около 820 г. Св. церковь так прославляет его: «светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче; темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче премудре Григорие!» II. Мы сказали, что препод. Григорий с детства полюбил благочестивую жизнь и по достижении совершеннолетняго возраста принял монашество. Мы слышали также, сколько добра он сделал и как за это прославляет его св. церковь . Подобную же пользу принесли церкви и ближним и другие монахи. Тем не менее в наше время слышатся разные возражения против монашества, несостоятельность коих совершенно не трудно показать. Мало того: можно удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а, напротив, самого горячого сочувствия и одобрения. Только злой дух времени, не без влияния врага нашего спасения, может предлагать мнимо научныи основания для возражений против монашества. а) «Монашество», говорят, «несовременно; оно отжило свой век». Если так, то и христианство будет уже несовременно, потому что обеты монашеские прямо вытекают из духа Евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей общих для всех христиан без различия, евангельским учением и церковию предлагаются советы для желающих подражать ангельскому житию; эти советы состоят в соблюдении постоянно девства (целомудрия), совершенной нестяжательности и полного послушания, а за сим в усиленной молитве и постничестве. Как же называть несовременными эти высокие добродетели? Ужели можно ограничивать каким-либо временем лучшие, святыя стремления бессмертного нашего духа? И если наш век называется веком просвещения или прогресса – движения вперед во всем, то на каком же основании уничижать желание стремящихся выше и выше к Богу по своей жизни? – Итак называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Описываемое видение Евхаристии приобретает смысл в контексте истории иконоборчества. Иконоборцы утверждали, что есть лишь одна истинная икона, которую знает Церковь — Евхаристия 9 . Для иконопочитателей же таинство Евхаристии не было “иконой”, образом, но непосредственно Самим Христом, Его плотью. VII Вселенский собор 787 г. в Никее опроверг и этот аргументиконоборцев, утвердив, что хлеб и вино Евхаристии есть истинно Плоть и истинно Кровь Христа. Центральный эпизод “Сказания” наглядно утверждает, что Евхаристия — не образ, а именно таинство и хорошо вписывается именно в контекст полемики иконопочитателей с иконоборчеством 10 . Таким образом, перед нами сочинение автора, жившего в IX веке, монаха, полемизировавшего с иконоборцами, и нет оснований думать, что это не преподобный Григорий Декаполит, который соответствует всем перечисленным параметрам и имя которого стоит в надписании. В славянском “Прологе” — памятнике, развившемся из перевода греческого Синаксаря, сделанного в начале XII в., — состоящем из кратких рассказов из житий святых и назидательных историй, распределенных по месяцам в соответствии с церковным календарем, под 26 ноября, днем памяти великомученика Георгия Победоносца, мы находим пространный пересказ этого произведения. Текст входит во вторую редакцию нестишного Пролога, составленную в XIII в. 11 . Нами он рассматривается по рукописи XV в., Ms. 4661 библиотеки им. Лобачевского Казанского государственного университета, листы 269–271. Прежде всего следует заметить, что наличие славянского перевода памятника, датированного XIII в., опровергает предположение Бека о том, что сам памятник был написан на греческом в XIV в., и доводы Сахаса об аутентичности произведения получают еще одно косвенное подтверждение. Теперь несколько замечаний по содержанию указанного славянского пересказа. 1. В надписании славянского пересказа ничего не говорится об авторстве преподобного Григория Декаполита. Однако это не означает, что в рукописи, с которой был сделан перевод, его имени не стояло, поскольку имена для авторов Пролога были не так важны, как смысл той или иной назидательной истории; кстати, имени героя рассказа — Пахомия, пересказ также не упоминает.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-grigoriy-...

Как интересное наблюдение следует отметить место, где преподобный Григорий Декаполит указывает на ислам как на религию, которая держится на страхе своих последователей перед смертной казнью (один из сидящих у халифа вельмож говорит ему, что если тот не будет казнить за вероотступничество, тогда все они примут христианство). Противопоставление христианства как религии любви и ислама как религии страха станет распространенным пунктом византийской полемики более позднего периода (см., например, у Мануила Палеолога). Не отрицая указанных Сахасом параллелей описания евхаристического видения с православной полемикой против иконоборцев, следует, на наш взгляд, отметить, что “Сказание” более непосредственно касается таинства Евхаристии как одного из традиционных пунктов христиано-мусульманской полемики. В богословском диалоге этот вопрос затрагивается уже автором “Диспута против арабов”, монахом Авраамом из монастыря Бет Хале (ок. 725) 13 , и, более подробно, Феодором бар Коно (†792). Из грекоязычных авторов ему посвящает отдельное сочинение (22) Феодор Абу Курра — старший современник преподобного Григория. И в “Сказании” также присутствует тема свидетельства мусульманам истинности таинства Евхаристии. В соответствии с законами агиографического жанра, творение преподобного Григория выражает идею свидетельства истинности таинства перед лицом мусульман со стороны самого Бога, посредством чуда. Это очень важное дополнение к интеллектуальной полемике, которая не могла себе позволить такого, что вполне было возможно в рамках исторического повествования. Уместно здесь провести параллель со сказанием о I Вселенском соборе, когда, как повествует традиция, святитель Спиридон Тримифунтский посредством чуда убедил упорствующего философа-арианина, на которого логические доводы прочих Отцов Собора не производили никакого действия, и он продолжал выдвигать все новые контраргументы. Для христианского читателя эта тема не перестанет быть актуальной и подобные сюжеты будут еще возникать в Византийской литературе. Так, например, подобную историю про другого мусульманина, обратившегося в христианство, — святого Варвара, составит Константин Акрополит (†1324). Установить генеалогическое родство, влияние или заимствование этих сюжетов от “Сказания” преподобного Григория вряд ли возможно, но его проповедь является первой в этом ряду.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-grigoriy-...

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов) Некая странница Татьяна Павловна, посещавшая Надеевскую пуст., рассказала подвижнику о 3 мон-рях Русского Севера, удобных для пустынножительства, в их числе были Нилова Сорская пуст., Успенский мон-рь прп. Гурия Шалочского и Александров Ошевенский монастырь . Написав названия обителей на бумаге, Никон положил записки перед келейной иконой и молитвенно просил Богородицу указать ему место спасения. Он извлек записку с названием Ниловой пуст., к-рую с тех пор называл своим Богоданным жребием. Та же странница рассказала об иером. Никоне настоятелю Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иннокентию (Рудневу), и последний пригласил подвижника посетить его обитель. В 1836 г. Никон, исполняя давний обет, отправился на богомолье к Тихвинской иконе Божией Матери, на обратном пути из Тихвина заехал в Кириллов. Архим. Иннокентий предложил ему стать настоятелем Ниловой Сорской пуст. После долгих сомнений и чудесного явления прп. Нила Сорского, разрешившего их, иером. Никон дал согласие: «Я принял на себя управление пустынею, хотя еще не был переведен из Костромской в Новгородскую епархию» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 11 об.). 24 янв. 1837 г. Никон был официально назначен строителем Сорской пуст. «Убогие ея храмы, священная гробница ея основателя - преподобнаго Нила - духовно пленили собою боголюбивую душу отца Никона» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 314). Иером. Никон ввел в обители общежительный устав; церковная служба совершалась ежедневно знаменным распевом. Новый настоятель запретил употребление вина на трапезе. За 3 года в обители были построены новые деревянные братские кельи, трапезная, келарня и др. хозяйственные службы, а также гостиница для паломников. Вокруг Ниловой пуст.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010