Слово «жид» я впервые услышал на улице, когда мне было уже лет семь-восемь. У ворот Экспедиции стоял бородатый сторож в тулупе и смеялся над очень худой, бледной, ёжащейся от холода еврейкой в черном платке. Тоненьким и гаденьким голосом бородач повторял одно и то же слово: — Жи-и-и-и-д! А женщина сердилась и отвечала ему: — Это ты не хочешь жить, а я хочу жить. — Что он говорит? — спросил я маму. — Это нехороший человек, — сказала мама. «Нехороший человек», «нехорошее слово»… Как «чорт», как божба, как те грязные, страшные и непонятные слова, которые со смаком выговаривал в уборной приготовительного училища толстощекий штабс-капитанский сын Василевский. Коротенький, как перекличка патрулей, разговор с Женей Шварцем в коридоре Госиздата запомнился мне, запечатлелся в памяти, как на магнитофонной или кинематографической ленте. А вот когда и как я узнал, что верят в Бога Самуил Яковлевич Маршак, Тамара Григорьевна Габбе [xviii] , Даниил Иванович Хармс [xix] , — при всем желании вспомнить не могу. Но ведь была же минута, когда и Самуил Яковлевич спросил: — Ты в Бога веришь? И я ответил: — Да. В какого же Бога он верил?.. Он читал и возил с собой повсюду две маленьких книжечки: русскую Псалтырь и английского Блейка [xx] . Об этом я писал в воспоминаниях о Маршаке, думая, что сообщаю этим очень много. Боюсь, что большинство читателей расценили это лишь как свидетельство эстетических вкусов Маршака. О том, как он верил, я его не спрашивал. Обо мне он знал, что я хожу в церковь, ношу крест, что я православный. Бог у нас был один. В ленинградские и в первые московские годы он молился. Сколько раз слышал я от него в трудную минуту: — Молись! Молись! И руку твою при этом крепко сожмет, как будто внушает, передает, перекачивает в тебя свое высокое молитвенное состояние. Хорошо помню, как молились мы с ним в тот страшный, незабываемо страшный вечер 1937 года, когда пришли мы втроем измученные, истерзанные с улицы Воинова на улицу Пестеля и когда Софью Михайловну [xxi] оставила обычная ее собранность и сдержанность, когда она с рыданиями упала в столовой на тахту, забилась в истерике и стала кричать:

http://pravmir.ru/ya-veruyu-chast-4-kak-...

Некогда эта рукопись принадлежала Тверскому музею А. К. Жизневского. Согласно обзору И. Ф. Голубева, в настоящее время рукопись находится в ГА ТО, в ф. 1409 (Коллекция рукописных, старопечатных книг и документальных материалов) ( Овсянников Н. Н. Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. Переписи князя Григория Волконского. Тверь, 1888. С. 8; Голубев И. Ф. Указ. соч. С. 445 62)). РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 11447, л. 195, 691, 701–702. Там же, ед. хр. 11448, л. 22,1227–1236 об. Под таким названием источник известен по книге Н. А. Попова и введен сегодня в научный оборот. На заглавном листе рукописи имелась следующая надпись: «Книга достопамятным вещам различным Бежецкой воевоцкаго правления канцелярии… Петра Воинова 1751 года домовная». Мы же используем то название источника, которое сегодня является общеупотребительным, а именно «Хронологион Петра Воинова» ( Попов Н. А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII–XVIII веков//ЧОИДР. Кн. 3. М., 1882. Предисловие. С. 3. «В лето 6969(1461) было начатие бежецкаго Никольскаго Антонова монастыря от иеромонаха Антония»,– отметил П. К. Воинов в «Хронологионе». Краткость, лаконичность и детализированность свидетельства Воинова, на наш взгляд, свидетельствует о его знакомстве с историей монастыря, которое могло состояться как через знакомство с текстом «Летописца», или в результате личного общения с кем-либо из монастырской братии во время посещения монастыря, так и при знакомстве с другими монастырскими документами. К сожалению, сам текст «Хронологиона» не сохранился и известен преимущественно по изданию Н. А. Попова, который не только уделил внимание тексту Воинова, но и выявил возможные источники, которыми тот пользовался. В частности Попов отметил, что П. К. Воинову были известны «Писцовая книга 7134–7137 (1626–1629) году письма и меры Данила Свечина, да подьячего Федора Второва», «Описная книга Бежецкаго Николаевскаго Антоновскаго монастыря 1617 г.» (вероятно, одна из монастырских описей). Далее Попов отмечает, что для составления своего «Хронологиона» П.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Длина собора, со стенами и папертью, 35 саж., ширина против купола 20 саж., в малом поперечнике 16; ширина купола 8, высота храма, с куполом 29 саж., высота колоколен 22 сажени. В соборе достопримечательны: 1) Иконостас из белого итальянского мрамора. Вокруг местных образов – красный сибирский агат; нижний цоколь клиросов – из синего итальянского мрамора; перила клиросов бронзовые, вызолоченные. Иконы в иконостасе – работы лучших художников. Так, направо от царских врат, икона Воскресения Христова, а на лево – Вознесения Божией Матери; над иконостасом – лики Господа Саваофа, писаны на меди профессором Акимовым; шесть икон на царских вратах писаны, также на меди, профессором Меттенлейтером; над южными вратами – Спаситель – Ван-Дика († 1641), над северными – Богоматерь с Предвечным Младенцем – кисти Куверчино. На правом клиросе средняя икона Богоматери с Предвечным Младенцем и верхняя – Спасителя, приемлющего поругание, и на левом – Богоматери, а над Нею – воскресения Лазаря, писаны художником венецианской школы Бассано. 2) Множество икон, расположенных по восточной стене храма. Таковы суть: Воскресение Христово – Рубенса. За левым клиросом, Снятие со креста, приписываемая Рубенсу и Введение во храм Пресвятой Богородицы, копия с картины Петра Теста, сделанная русским художником Дрождиным. Вверху, над северными дверями, помещены изображения: Воскресения Господня – Григория Угрюмова, пророков Давида и Малахии – Бельского, Аггея и Захарии – Дрождина, Тайной Вечери – копия Пустынина с Павла Веронезского, Спасителя, изгоняющего торжников – Воинова «копия с Моисея Валентина (французской школы), отречение Петра – копия того же Воинова с оригинала Моисея – Валентина. По сторонам южных боковых дверей, на одной – Василий Великий возбраняет Валенту св. причащение, на другой – св. Амвросий возбраняет Феодосию вход во храм. Первая картина писана греком Георгием Скливою, вторая – художником Бельским. Над южными дверями – Преображение Господне – Мошкова, пророки: Даниил, Иеремия, Исаия и Михей – Уткина. Тут же находятся картины событий из жизни св. Александра Невского, именно: вход св. Князя во Псков, видение Пелгуя – Уткина, и Невская битва – Георгия Скливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2447 Переписку об этом между митрополитом Филаретом и архиепископом Иннокентием см. в упомянутой раньте книге И.П. Барсукова об Иннокентии (стр. 546–547 и 553–554. Москва. 1883). 2448 Правосл. Обозрение 1851 г., II. 370. Срав. замечание самого А.И. Муравьева о том же в Письмах к нему митроп. Филарета, стран. 664. Киев, 1869. 2449 Рассказывают, что сам же А.Н. Муравьев старался, по возможности, содействовать назначению преосвящ. Иннокентия в преемники митроп. Филарету. См. о сём в той же книге; Барсукова, на стран. 556–557. 2452 Разумеется потухавшее зрение, с которым приехал в Москву митрополит Иннокентий, уже тогда носивший синие очки. См. о сём воспоминания покойного архимандрита Григория (Воинова) , помещённые в Правосл. Обозрении 1889, III, 743. 2453 При этом, по словам упомянутого сейчас архимандрита Григория, святитель Иннокентий обратился лицом к храмовой иконе Успения Божией Матери, и „предстоявший народ благоговейно взирал на святителя, побуждаемый к тому самым священнолепным видом его.“ Правосл. Обозр. 1889, III, 744. 2454 Творения Иннокентия, митроп. Московского, собр. И.П. Барсуковым. Кн. I, стр. 148–150. Москва, 1886. 2460 Речь эта у Петра Симоновича приведена в сокращении. В полном виде она напечатана в „Богословском Вестнике“ 1895 г.. декабрь, стран. 287–288. 2461 Быть может потому, что представлялись тогда митрополиту не одни члены академического братства, а и монашество, приходское духовенство и посадское купечество. 2474 Ректор, протоиерей А.В. Горский ещё в 1864 году от СПб. университета получил степень доктора истории. 2478 Протоиерей (ныне протопресвитер) И.Л. Янышев, бывший ректор С.-Петербургской духовной академии. 2479 В согласии с тем у П.С. Казанского от 10 февраля читаем: „ректор (А.В. Горский) пишет, что инициатива его вызова, кажется, от самого митрополита, который интересуется юбилеем, ибо на нём хотят провозгласить его почётным членом. Митрополит сказал ему, что может быть пригласят его к участию в обсуждении академического устава, чем торопят, решившись принять во внимание мнение многих преосвященных и сданное недавно мнение покойного митрополита Филарета. Душ. Чтен. 1889, II, 436.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другая дочь Н. И. Федоровского, Вера, была замужем за протоиереем при церкви Иоанна Воина в Москве, Иоанном Михеевичем Борзецовским († 22 февр. 1885). Сын их Иван, носивший фамилию Воинова и принявший за год до окончания курса в московской духовной Академии монашество с именем Григория (1857), был, после 9-летней духовно-учебной службы, настоятелем московских монастырей Златоустова (1867), Высокопетровского (1873) и, наконец, Спасо-Андрониева (1882, † 1 авг. 1896) и известен как духовный писатель многочисленными статьями и заметками в разных журналах, изданными частию им потом в особых сборниках (ср. о нем статью С. Рункевича в Правосл. богосл. энциклопедии А. П. Лопухина , т. IV, 1903, 693–4). Им написаны были, между прочим, биографические очерки о своем деде по матери и вместе деде И. В. Чельцова , Н. П. Федоровском, который жил при нем в Златоустовом монастыре с июня 1867 г. и скончался 16 ноября 1872 г., на 92 году жизни (Архим. Григорий „Сборник для любителей духовного чтения“, ч. III, М. 1890, 205–231, в очерке „Подвижники московского Златоустова монастыря»: „Брат Андрониевского архимандрита Гермогена, дьякон Николай Прокопьевич Федоровский»; ср. также в первой части „Сборника», М. 1889, 33–34, 35–37: „Нечто о митрополите Московском Платоне“ (из „Моск. Епарх. Ведом». 1872, 45), и „К воспоминаниям о 1812 годе» (из „Моск. Епарх. Ведом.» 1871, 24, и „Соврем. Известий» 1871, 163); „Из моих воспоминаний», вып. III, М. 1893, 41), также о брате деда архимандрите Гермогене, бывшем некоторое время бакалавром и инспектором московской духовной Академии (1816–1818) и скончавшемся 14 июня 1845 г. (в „Душеполезн. Чтении», 1866, март, затем в дополненном виде в „Сборнике для люб. дух. чтения», ч. III, 77–127: „Архимандрит Гермоген, настоятель Московского Спасо-Андрониева монастыря»). И. В. Чельцов , будучи профессором, посещал своего двоюродного брата в Златоустовом монастыре, когда проезжал через Москву, и останавливался у него. В своей книге „Из моих воспоминаний“, вып. III, М. 1893, стр. 31–33, 33–34, архим. Григорий приводит два письма к нему И. В. Чельцова, одно от 1868 сент. 14, где он, между прочим, благодарит его за гостеприимство при посещении и за доставленную ему возможность видеться с дедом, говорит также о посылаемой вместе с письмом своей фотографической карточке, снятой в 1864 г. (снимок с нее приложен к экземпляру книги, имеющемуся у прот. Г. В. Чельцова), и другое от 1870 окт. 9, в котором он отвечает на поздравление по случаю его докторского диспута.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

е. митрополиту Московскому Филарету). Гладом гибну я окаянный и многие – не гладом хлеба, а слова св. отец, издаваемых в русском переводе. Будучи в Ситхе, я пользовался сим и другими журналами из семинарской библиотеки; а здесь никто никакого журнала духовного не выписывает, а сам я не могу ещё справиться своими финансами». Прибавл. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 606. 72 Письма митрополита Филарета к архим. Антонию, ч. III, стр. 402. Москва, 1883. Равно также митрополит Филарет с 1860 года, т. е. с первого года издания получивших от него благословение на начало своего существования Московских духовных журналов: «Душеполезное Чтение» и «Православное Обозрение», также без ведома самого преосвященного Иннокентия, стал подписываться на свой счёт для него и на эти журналы, о чём см. в книге И.П. Барсукова о преосв. Иннокентии, стр. 491 и 492. Москва, 1883. 73 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 564: срав. также стран. 565, 579 и др. Это, – очевидно, – потому, что его письма к митроп. Филарету печатались в «Приб. к Твор. св. Отцев». 76 Срав. также приведённое выше в одном из примечаний письмо преосв. Иннокентия к А.Н. Муравьёву о «гладе слова св. отец, издаваемых в русском переводе». Здесь, очевидно, разумеются и творения св. отцев, издаваемые при Моск. дух. академии. 79 Переписку об этом между митрополитом Филаретом и архиепископом Иннокентием см. в упомянутой раньше книге И.П. Барсукова об Иннокентии (стран. 546–547 и 553–554. Москва, 1883) 84 Разумеется потухавшее зрение, с которым приехал в Москву митрополит Иннокентий, уже тогда носивший синие очки. См. о сем воспоминания покойного архимандрита Григория (Воинова) , помещённые в Правосл. Обозрение 1889, III, 743. 85 При этом, по словам упомянутого сейчас архимандрита Григория, святитель Иннокентий обратился лицем к храмовой иконе успения Божией Матери, и «предстоявший народ благоговейно взирал на святителя, побуждаемый к тому самым священнолепным видом его» Правосл. Обозр. 1889, III, 744. 86 Творения Иннокентия, митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Синодик 1735 года, переписанный при отце игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, Св. Синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, войска Донского полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова; С.–Петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина. Роды с города Выборга: выборгского протопопа Мокия Лаврентьева, выборгского губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина. Роды с города Олонца и Олонецкого уезда: олонецкого собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкого, Шагевского, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмского собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; войска Донского: полковников Андреева и Хрисанова, роды с Кексгольмского уезда Якимварского погоста, Сердобольского погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерского, Салминского. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4. Синодик, составленный при отце игумене Назарии с братией в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырьмя рисунками; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившего брата; за ними смерть с косой в одной руке и эмблемой скоротечности времени в другой, кргом надписи: «летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами». – «Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся». «О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будеши, яко же аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антоний, митрополит Московский, 74, 259. Антоний Бараночников, иеромонах, 227. Антоний, Балахонец, черной поп, 225. Антоний Болотников, старец, 258. Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 297. Апраксин, Корнилий Феодорович, 281. Апраксин, Петр Никитич, 210, 211, 212, 213. Апраксин, Феодор Никитич, 214. Арефа Тормасов, Троицкий старец, 175. Арефьев, Иов, чернец, 36. Арсений Глухой, чернец, 330. Арсений Суханов , Троицкий келарь, 12, 137, 215. Афанасий Петров, Ярославский кормовой иконописец, 11. Афанасий Сергеев, сапожный мастер, 338. Афанасий Тимофеев, иподиакон митрополита Рязанского, 314. Б Банстоф, Иоахим, 209. Бараночников, Антоний, иеромонах, 227. Барташев, Пахомий, Троицкий казначей, 49. Бирев, Исаак, инок, 29. Болотников, Антоний, старец, 258. Булатников, Александр, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. В Варлаам, Махрищский чудотворец, 186. Варлаам, митрополит Московский, 28, 82, 84. Варлаам, Вязмитин, чёрный священник Троицко-Сергиева Пятницкаго монастыря, 309. Варсонофий Якимов, соборный старец, 232, 346. Василий Васильевич, великий князь, 43, 56, 190. Василий Димитриевич, великий князь, 27, 53, 343. Василий Иоаннович, великий князь, 28, 73, 81, 82, 84, 87. Василий Афанасьев, священник Моск. Рождеств. жен. монастыря, 180. Василий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Вассиан, игумен Троицкий, 190, 192. Вепрева, Матрона, 240. Вепрев, Феодор Васильевич, 240. Викентий, Троицкий архимандрит, 11, 17, 23, 26, 57, 58, 131, 174, 185, 191. Владимир Андреевич, князь Старицкий, 247. Владимир, ключарь Архангельский, 222, 288. Воеводин Логгин, соборный старец, 5, 187. Воинова, Анастасия, 82, 84. Воинов, Иван Захарьевич, 82, 84. Волконский, князь Василий Богданович, окольничий, 18, 165. Воротынский, князь Иван Михайлович, 158. Г Гавриил, некто, 238. Гермоген, патриарх Московский, 324. Глинская, княжна Анна Ивановна, 293. Глинский, князь Василий Михайлович, 235. Глинский, князь Иван Михайлович, 293. Глухой, Арсений, чернец, 330. Годунова, Елена (в схиме), мать Никиты Васильевича Годунова, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010