В Большом Номоканоне сказано: «Ведомо буди, аще кто без повеления местного Епископа дерзнет приимати помышления и исповеди, сицевый по правилом казнь приимет, яко преступник Божественных правил: ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть; и елицех связа или разреши, не исправлени суть» 354 . В другом месте тот же Номоканон говорит: «Святии отцы ниже Священником изволяют без повеления Архиерейска примирити кающихся» 355 . В Малом Катехизисе спрашивается: «Которая есть пятая тайна?» И отвечается: «Покаяние, еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надежею о отпущении, ради излиания честныя крове Сына Божия, и то разрешением Священническим, имже сила дана есть от Христа вязати же и решити» 356 . В том же Катехизисе далее спрашивается: «Что подобает разумети в сей тайне?» – И ответствуется: «Первее кающемуся подобает быти христианином православно верующим: понеже без благия веры ни единое же покаяние быти может. Второе, разрешити кающагося никтоже может, точию православный Священник, понеже кроме Церкви несть спасения и разрешения» 357 . Там же еще спрашивается: «Како бывает разрешение грехов от духовного отца?» И ответствуется: «По слышании исповеди от кающагося, Священник добре разсудивши истинное его исповедание, сокрушение же сердечное и усердие и устроение ко целомудрению, такоже и произволение соблюдатися от грехов, разрешает его по достоинству покаяния от грех , в нихже имать разрешити или удержати. Разрешает же его... глаголя: аз данною мне властию от Христа разрешаю тя, во имя Отца и Сына и Святого Духа» 358 . В Большом Катехизисе читаем: «Вопрос: «Написано, еже во второе пришествие Христово книги разгибаются, и вся грехи наша обличаются. Все ли грехи наша в сих книгах написаны будут, о нихже во святей Церкви прощение и оставление получиша? – Ответ: Сия токмо грехи там написаны будут, о нихже аще кто зде в настоящем житии не исправил совершеного покаяния, и очищения кровию Христовою, якоже православным християном очищати своя прегрешения довлеет» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Запрещение 2-е. Господу помолимся.   Бог святый, и страшный и славный. иже во всех делех своих и силе, непостижим и неизследованен сый. той предповелевый тебе диаволе, вечныя муки томления. нами недостойными его рабы повелевает ти, и всей споспешней ти силе. отступити от новознаменаннаго, именем Господа нашего Иса Ха, истиннаго Бога нашего; запрещаю ти убо диаволе вселукавый, и нечистый и скверный и омраченный, и туждий душе, силою Ис Христовою. иже всю власть имущаго на небеси и на земли. рекшаго глухому и безгласному бесу. изыди от человека, и да нектому внидеши вонь. отъиди и познай свою суетную силу, юже ни во свиниях власть имуща. помяни повелевшаго ти, по твоему прошению во стадо свиное внити. убойся Бога создавшаго небо, егоже повелением земля на водах утвержена бысть, и поставльшаго горам предел, и холмом ярем. и положьшаго песок морю предел, и в водах зелных путь спасеный и крепкий. прикасающагося горах и воздымятся. одевающагося светом яко ризою. простершаго небо яко кожу. покрывающаго водами превыспреняя своя. основающаго землю на утвержении ея, не преклонится во век века. призывающаго воду морьскую и проливающаго тую на все лице земное. изыди и отъиди, от иже ко святому просвещению готовящагося; Запрещаю ти спасителным страданием Господа нашего Иса Ха. и честным его телом и кровию, и пришествием его страшным. приидет бо на облацех, приидет бо и не умедлит судяй всей земли. и тебе, и споспешествующую ти силу, умучит вгеоне 1388 огненей. предав во тму кромешьную, идеже червь неусыпая 1389 и огнь не угасает. яко держава Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом. ныне и присно и во веки веком, аминь.   Запрещение 3-е, Господу помолимся.   Господи Саваоф, Боже израилев. исцеляяй всяку болезнь, и всяк недуг. призри на раба своего, имрк. взыщи истяжи, и изжени от него всяка действа дияволя. запрети духовом нечистым, и пожени 1390 их. и очисти дело рук твоих. и быстрое свое восприим действо, сокруши сатану под ноги его вскоре. и даруй ему победы нань, и на нечистыя его духи. яко да еже от тебе милости получив, сподобится безсмертных и небесных ти таиньств. и славу возслет тебе Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Скрывайте же себе сокровища на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут 1311 . Преданнейшим же своим ученикам Он советовал раздавать даже и то имущество, какое кто из них имеет, дабы удобнее и надежнее было им приобрести сокровища вечные. Продадите имения ваши, и дадите милостыня, сказал Господь, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеваемо на небесех 1312 . А богатым Он говорил: горе вам богатым, яко отстоите утешения вашего! Горе вам насыщеннии ныне, яко взалчете 1313 . С другой стороны, когда и кому Иисус Христос или Его св. Апостолы говорили, что истинную Веру можно узнать потому, что исповедующие ее живут богато? – Никогда, никому! Если бы подлинно таков был признак истинной Веры, то всем нам давно должно было бы перейти в ересь жидовскую; потому что ни в каком народе, как показывает История, нет столько богатых и богатства, как у Жидов. Други! И богатство и бедность в настоящей жизни у Господа Бога суть только средства, употребляемые Им к нашему спасению, употребляемые для того, чтоб мы всем сердцем прилеплялись к Нему, нашему Господу, и непрестанно созревали в святой жизни. Именно так судили о богатстве и нищете все св. Отцы Церкви. Св. Златоуст говорит: «Никто же нищету безчестия виновную быти да непщует... руководство бо есть некое ведущаго путя к небеси» 1314 . А кроме сего он же говорил: «Вопросим убо: еда всяко богатство и всяка нищета от Господа? – И кто сие речет? Ибо видим, и от хищения, и от еже о гробех злодеяния, и от чарования, и от иных сицевых изветов много многими собираемо богатство, и имущих то, ниже жити достойны сущие. Что убо, рцы ми, сие от Бога ли богатство быти речем? – Не буди. – Но откуду? – От греха... Навыкни и нищету не от Бога бывающую... Аще кто от праздности будет нищ, аще кто от неразумия в нищету низведется, аще кто бедныя и законопреступныя начиная вещи: несть ли весьма благоявленно, яко никтоже от сих и сицевых в нищету сию от Бога низведеся?..» 1315 – Еще он говорит: «Чесо ради Бог оставляет богатитися сицевым (греховно живущим)? – Яко долготерпелив есть, яко хощет на покаяние нас привести, яко геенну уготова, яко постави день, в оньже хощет судити вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

– Но слова в означенном послании – мощно быти без них – отнюдь не давали православным людям, в Царстве Польском, такой мысли, будто им можно было оставаться и жить без всех Епископов и Пресвитеров. Эти слова давали только такую мысль, что им можно было остаться православными без пастырей, отпадших от Православия. Ибо хотя у них отпало от Православия к Унии шесть Епископов, но эти шесть Епископов не составляли всего числа их Епископов. У них оставалось еще два православных Епископа – Львовский и Перемышльский 275 , от которых они удобно могли получать себе Священников, да и на место отпадших Епископов Вселенский Патриарх мог скоро рукоположить им других Епископов православных 276 , так как и в самом деле на место отпадших Феофаном Патриархом Иерусалимским вскоре поставлены были новые Святители 277 . Что у означенных Православных тогда еще оставались Епископы, это, кроме Истории, ясно видно из самой надписи означенного послания. Послание надписано так: «Благочестивому Князю... и всем християном православным, от сана и чина господьского начальствуемого князем, и воеводам, такоже и духовным Епископом, и до последнего степене, и простым смиреным гражданом и пр.» Ежели принять, будто слова означенного послания – мощно быти без них – дают такую мысль, что истинным христианам можно быть без Епископов вообще и всегда, то должно принять, что то послание совершенно противно православной Вере, и следовательно – послание еретическое; ибо в Православной Вере, как мы уже видели, всегда признавалось и ныне признается за непременную истину то, что быть истинным христианином и спастися без Епископов не возможно, и что без Епископов нет никаких таинств, никакой спасительной благодати. Но означенное послание писано монахами православными, а посему не должно предполагать в нем ничего неправославного. Означенное послание должно было бы почитать еретическим по той же самой книге Кирилловой; ибо в ней ясно сказано, что речь, «иерейства и жертвы в Церкви Христове несть потребы, есть речь еретическая» 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Не есть ли это хула действительная? – У св. Ипполита, говорят они, написано: «И даст им (антихрист) знамение на руце десней и на челе, да никтоже честный и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но связана рука его будет: и оттоле власти не имать знамепати своя уды, но прелестнику приложится, и тому единому послужит, понеже таковому покаяния несть, всяко убо яве, яко погибе от Бога и от человек, и дарует тем льстец малы снеди, печати ради своея скверныя» 1013 . – Есть ли тут доказательство на их мысли? И не явно ли эти самые Ипполитовы слова показывают, что их мысли суть хула на употребляемое Православною Церковью крестное знамение? Ипполитовы слова отнюдь не показывают, что под выражением печати своея скверныя должно разуметь употребляемое Православною Церковью треперстное сложение для крестного знамения. Напротив явно показывают, что предъявляемое вашими наставниками мнение совершенно противно собственным его словам и самой вещи. Ибо а) св. Ипполит говорит, что «антихрист даст свою печать не только на руку, но и на чело» 1014 , а треперстное знамение находится только на руке. Ежели скажете, что при сем надобно доразумевать, что треперстие кладется на чело, то скажем: не право; ибо тогда св. Ипполиту должно было бы упомянуть и о персях и о плечах, на которые крест полагается, но он о них не говорит. 2) Св. Ипполит говорит, что «никто приявший знамение антихристово сотворит честный животворящий крест десною своею рукою на челе, но связана рука его будет и оттоле власти не имать знаменати своя уды» 1015 . Но все православные для того и слагают три перста, чтобы знаменовать себя крестным знамением, и знаменуются именно тем же четвероконечным крестом, каким знаменуетесь вы. 3) Св. Ипполит пишет: «Печати же его (антихриста) на челе и на десней руце есть число шесть сот шестдесят шесть», и прибавляет: «еже непщую, не бо опасно свем сего писания: многа бо имена в числе сем обретаются. Суть же сия: злый вождь, агнец неправедный, древле завистник, потрясет велми, титин, еже преисподний бес 1016 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Что же касается до исповеди таинственной, которую кающиеся приносили и приносят не для того только, чтобы получить наставление, но и чтобы получить разрешение (прощение) в грехах, то совершение таковой исповеди, как совершенно ясно видно из всех выше представленных свидетельств принадлежит только Епископам и Священникам. Ибо ни священное Писание, ни правила св. Соборов, ни правила св. Отцов Церкви решительно не дают позволения на принятие таинственной исповеди лицу не священному, как-то простому иноку, а особливо – мирянину. Усердно желающие принести искреннейшую исповедь в своих грехах, конечно, могут быть в такой же великой или крайней нужде, в какой могут быть усердно желающие принять св. Крещение; а посему, кажется, и усердно желающие принести искреннюю исповедь, при великой нужде, должно быть сделано снисхождение, подобное тому., какое в крайних случаях делается желающим Крещения. Но такого снисхождения для желающих принести истинное покаяние нигде не сделано, и частию понятно, почему. Не принявшие Крещения еще не в союзе с Господом Богом, и посему Господь Бог , желающий всем людям спастися, сделал им снисхождение в принятии крещения; но все крещенные уже в союзе с Господом Богом, и посему, в случае невозможности принести покаяние по установленному порядку, могут обратиться с своею исповедию прямо к Господу Богу. Именно такой совет дается в книге уважаемого в св. Церкви духовного юриста Севаста Арменопула, где читаем: «Вопрос. Аще не обрящу человека, к немуже имам исполношениа исповести, что долженствую творити? – Ответ. Исповеждься Богу особ, осуждая себе, и глаголя по подобию мытаря: Боже наш, Ты веси, яко грешен есмь, и недостоин всякого прощения, но спаси мя ради милости Твоея» 378 . Правда, некоторые Епископы, за недостатком или отсутствием Священников, по некоторым нетерпящим отлагательства нуждам, позволяли участвовать в принятии таинственной исповеди Диаконам и частию простым монахам (мирянам не дозволялось сего никогда); но это участие простым монахам дозволялось всегда с тем ясным ограничением, чтоб они приняв от кающегося исповедь, представляли ее на суд Епископу или Священнику, и только им предоставляли разрешение. Это подтверждает блаж. Симеон Солунский , показывая впрочем, что Епископы и это дозволение делывали не по праву, и следовательно – не безгрешно. Он говорит: «Слышася мне, яко монахом простцем дается от Архиереев еже помыслы приимати. Аз же прежде рех и ныне глаголю мысль мою, и чаю Отцев быти, яко Священства сие дело (т.е. принимать исповедь и давать разрешение) есть, и от Архиереев и иереев подобает сие действоватися, никако же сие от простцев. Аще негде нужда кая, не сущу Иерею, принудит соделати и монаха с даянием (т.е. с разрешения) Архиерея, бдагоговейна суща и законы ведуща Божия, священныя глаголю каноны. Обаче якоже токмо прияти помыслы, да возвестит Епископу, или да разсудит душеполезных нечто ищущему; не убо якоже простити и разрешити» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Како бо от анафемы и от клятв благословение изыдет? или от диавола духовное и святое дело совершится? От анафемы бо благословение не бывает, и от проклятия молитва не исходит, и от диавола Христово таинство не совершается, ни паки от ереси или от неверия духовное действо исполняется; ни от неверных, ни от зловерных и нечестивых совершенное крещение может быти. Ибо от тех крещении не крещени и поставлении не причетницы. Не крещение бо от таковых, и хиротонию и освящение кое, но скверну веруем исходатайствовати». Лист. 30 и 31. 838 В книге об антихристе читаем: «Последнее отступление (антихрист с своими последователями) Исуса Христа отметается и вместо Христа противную Христу, иную главу, новаго Иисуса Сыном Божиим проповедует, и вся божественная смотрения и человеческое спасение о нем слагает и вт. него вся тайны заключает. К сей же богопротивной главе и люди Божия нуждею привлекает». Стат. 6. 839 Эти слова помещены в известной Соловецкой Челобитной, поданной Царю Алексею Михайловичу. Смотр. Сборник, начинающийся Историею о отцех и страдальцех Соловецких, лист. 70 на обор. 847 Соловецкая Челобитная, в Сборнике, начинающемся Историею о отцех и страдальцех Соловецких, лист. 72 на обор. 849 Соловецкая Челобитная, в Сборнике, начинающемся Историею о отцех и страдальцех Соловецких, лист. 72 на обор. и 73. 850 Соловецкая Челобитная, в Сборнике, начинающемся Историею о отцех и страдальцех Соловецких, лист. 73 и на обор. 851 Смотр. ответы Преосвящ. Никифора стр. 70 и 71. изд. 1839 г. и Месяч. Минея Август. 14 д. лист. 240 на обор. 855 В одном из последующих изданий ваши наставники, вероятно, для некоторого поправления, вместо мылом напечатали маслом. Не поправились ни мало. 858 Смотр. путешествие к св. местам Василия Барскаго, изд. 1819 г. в 4. стран. 344. И ответы Никифора Феоток. стр. 79. 863 Соловецкая жалоба, в Сборнике, начинающемся Историею о отцех и страдальцех Соловецких, лист. 73 на обор. 865 Любопытный может видеть подлинник сего Евангелия в С.-Петербургском Публичной Библиотеке, и строжайше верный список с сего Евангелия, изданный в 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Поскольку таинство Миропомазания для нашего спасения необходимо, то надобно полагать, что они приняли св. миропомазание, подобно крещенным в Самарии 703 , спустя несколько времени после своего крещения, когда т.е. им оказывалась к тому возможность. А ежели кто, крестившись среди мучений, не мог принять миропомазания, то сего случая невозможности, равно как и других подобных случаев, нельзя вам принимать за право уклоняться от установленного порядка; ибо вы имеете полную возможность держаться порядка. Некоторые мученики умерли за Христа, крестившись не водою, а только своею кровью. Кто же, основываясь на сем примере, может говорить, что нам можно обойтись без крещения водою? В случае невозможности принять святое Миропомазание, Св. Дух, конечно, может сойти на крещенного и без совершения таинства Миропомазания, как Он сошел в день Пятидесятницы на св. Апостолов 704 ; но так вам должно полагать и верить только в отношении к случаям невозможности принять св. Миропомазание. При возможности же принять св. таинство Миропомазания всем вам должно следовать установленному порядку. Иначе для чего установлен порядок? И где дано позволение удаляться от установленного порядка, при удобности следовать порядку? Своевольное уклонение от установленного порядка всегда есть тяжкий грех . – Что же касается до слов из книги постановлений Апостольских, то эти слова не уважительны, так как означенные постановления, по замечанию 2-го правила 6-го Вселенского Собора 705 , повреждены еретиками, и Собором сим отвергнуты. Впрочем представляемые из книги Апостольских постановлений слова не показывают ли сами своей испорченности? Положим, что вода довольствует для помазания и печати; потому что можно помазывать водою; но как вода может довольствовать к исповеди умирающего?! Господь Иисус Христос не только, как мы видели, повелевает вкушать Свое святейшее Тело и пить Свою святейшую Кровь, но и весьма сильно внушает потребность того для получения жизни вечной, потребность необходимую, говоря; Аз есмь хлеб животный, иже съшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет в векы, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моа есть 706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

1) «Несть тако: мнози бо и простии провещаваху Евангелие, и быша мученицы» 226 . – Отвечаем: Правда, при первоначальном распространении христианства, многие и из неосвященных людей проповедывали Христово учение; но о сем должно заметить следующее: 1) При начале христианства, как известно, многие получали от Господа чрезвычайные дары, которых в настоящее время не видно, и посему не все действия первых веков христианства должны быть поставляемы в пример для нашего времени. 2) Когда говорим, что право проповедывать Евангелие принадлежит только Епископам и Священникам, то разумеем проповедь всенародную, проповедь в церкви: ибо вне церкви всякий христианский отец семейства обязан учить Христовой Вере своих домашних, и всякий христианин обязан вразумлять своего соседа, когда видит, что он поступает несогласно с Христовым учением. Ибо св. Апостол Павел обязывает всякого отца воспитывать своих детей в наказании и учении Господни 227 . А в другом месте он обязывает и всех христиан, без исключения, вразумлять безчинныя 228 . Посему св. Отцы часто с особенною силою внушали православному народу сию обязанность. Так св. Златоуст по одному случаю говорил: «Да не речеши себе: мирский человек есмь... сия иерейская суть, сия иноческая... Ты, егда видиши кого требующа врачевание, или телесное или душевное, не глаголи к себе: чесо ради онъсица и онъсица того не уврачева? но премени его от болезни, и не истязуй онех вины небрежения. Аще обрящеши злато лежаще, еда глаголеши к себе: чесо ради онъсица и онъсица то не взяша, но спешиши прежде инех сам взяти. Тако и падших от братии помышляй, и вменяй сокровище обрести прилежание о них. Аще бо излиеши нань елей словеса учительства; аще обяжеши тихостию, пожданием; аще уврачуеши, сокровища всякого богатейша тя той соделает: изводяй бо честное от недостойна, яко уста моя будет» 229 . Т.е. «Не скажи себе: я человек мирской... это дело Священников, дело монахов... Ты, когда увидишь, что кто-либо нуждается в пособии для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, – избавь больного от болезни, а от тех не требуй отчета в беспечности. Ведь, ежели ты найдешь лежащее золото, ужели говоришь себе: почему такой-то и такой-то не поднял его? Напротив не спешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и о падших братьях и попечение о них почитай находкою золота. Ибо ежели ты возлиешь на падшего слово учительное как бы масло, ежели обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением, то он обогатит тебя более всякого сокровища. Аще изведеши, говорит Бог, честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Щепоть же не есть нечто достойное неуважения или презрения. Сажать огурцы и редьку отнюдь не предосудительно. А употребление щепоти для держания пера св. Пророками, Апостолами и Евангелистами, было весьма почтительно. Злоупотребление же вещи не делает самой вещи преступною. Нашим языком, как знаем и как утверждает св. Апостол, не редко кленем человеки, бывшыя по подобию Божию 988 . Посему неужели нам не прилично тем же языком славить нашего Господа, и употреблять его при молитве Ему? – Все пять перстов правой руки вы употребляете, и часто необходимо должны употреблять, на дела очень не священные; почему же не считаете неприличным употреблять их в сложении для вашего крестного знамения? Сверх сего щепоть, т.е. сложение трех первых перстов правой руки, едва ли где употребляется для сажания семян: огурцов, редьки и проч., тем паче для взимания табаку; для сего употребляются, как вероятно все видали и знают, только два первые перста правой руки. Други! судите праведный суд! Впрочем, что треперстное сложение для крестного знамения прежде времени Никона в Православной Церкви несомненно было в употреблении, это кроме свидетельства Никонова ясно показывают следующие вами самими уважаемые книги:   1) Макарьевская Четия Минея. В ней в месяце Декабре сказано: «Рече греческий философ Никифор Панагиот Латине: есть у вас семдесять и две ереси: и рече: се не якоже мы крестимся, прообразяще истиннаго креста треми персты, на главу и на сердце, и на правом плече и на левом» 989 . – Тот же Панагиот в Четие Минее за месяц Июнь говорит Азимиту: «почто не слагаеши три персты и крестишися десною рукою, и не полагаеши на челе твоем... и не одеваешися оружием Христа моего, но твориши крест со обоими персты, и въображение креста твоего зрит вонь, вместо еже бы ся с ним одеяти, а ты свлачишь животворящаго креста» 990 . – Этими словами Панагиот явно требовал согбения трех перстов для крестного знамения, без сомнения, потому что в 1256 году по Р. Х., когда происходило означенное обличение, треперстное сложение для крестного знамения составляло во всей Православной Церкви общий обычай; ибо иначе его обличение не имело бы силы. – Правда, в месяце Августе Макарьевской Минеи вместо слов треми поставлено двема персты, именно так: «почему (креститеся) не якоже мы крестимся, прообразяще истиннаго креста двема персты?» 991 Но эта перемена, без сомнения, была следствием постановления о двуперстном кресте, сделанного Стоглавным Собором; ибо месяц Август был писан уже много после Июня, в котором написаны были прежние слова Панагиота. Слова Панагиота показанные в Августе, не могут быть признаны вернейшими прежних его слов, потому что прежние его слова были сказаны в двух разных местах одинаково. На перемену же его слов в Августе видна причина.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010