Самый образ нашей речи должен привлечь к нам ваше сердце, и убедить вас в истине того, что вам говорим. Мы говорим с вами, как учители истины, а отнюдь не так, как говорят с вами ваши наставники. Когда мы доказываем вам какую-нибудь истину, то в доказательствах наших всегда идем прямою дорогою; но ваши наставники, дабы не дать почувствовать силы нашего доказательства себе и вам, руководимым ими, почти всегда тотчас бросаются в сторону, и, оберегая свою ложь от поражения, представляют в ослабление указуемой вам истины что-нибудь постороннее, частное и нередко явно неуместное. Но такой образ действования не есть образ действования прямой, а есть образ действования кривой – змеиный.   ПРИЛОЖЕНИЕ УСТАВ СВЯТЫХ АПОСТОЛ И ИЗЛОЖЕНИЕ СВ. БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ СЕДМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ СВ. КРЕЩЕНИЯ РОДУ ЧЕЛОВЕЧУ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВ. ДУХА, БЫВАЕМЫЙ НАД ОГЛАШЕННЫМ, СИРЕЧЬ ХОТЯЩИМ КРЕСТИТИСЯ Чин Оглашения   Сего примечания нет ни в Иовлевском, ни в Филаретовском, ни в Православном Требниках, а есть еще только в Потребнике Иоасафовском. По Иосифовскому Потребнику аще будет по рождении болен младенец, и не ссет сосца матерня, но и к смерти будет, не подобает ждати, якоже нецыи зле рекоша, до пяти или до шести дней не крестити, но в той час токмо воньже родится, омывше и крестити е, да не умрет не просвещено. Это примечание есть еще только в Филаретовском и Православном Требниках. По Иовлевскому Служебнику: аще ли в возрасте. первее совлечется от риз своих, и изует нозе. Священник же поставляет его пред дверми церковными к востоку лицем. и дунет на него 3-жды. и знаменает ему лице и уста его, и перси. Следующее примечание находится во всех Потребниках. аще ли же младенец крестяися, развивают его, и разрешают от пелен. держимо бабою, стоит такоже на восток лицем. По Иосифовскому Потребнику. Священник же сотворит знамение крестное глаголя. благословен Бог наш. таже, Царю небесный. трисвятое, по Отче наш , возглас, яко твое есть царьство. посем, тропари дневные и храму, и прилучившемуся святому. Слава, и ныне, богородичен, молитвами Господи всех святых и Богородица (ы), твой мир даждь нам, и помилуй нас, яко един щедр. таже иерей, Господу помолимся. и глаголет молитвы сия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Благовестник говорит: «Чтем Иерейский чин яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими, яко и ослом Валаамовым глагола: не ставляет (не удерживает) бо благодати наше недостоинство» 1308 . Толковый Апостол говорит: «В сердце наше не внидет сие нечестивое и вреждающе дерзновение, имже быхом восхотели от них (псов в Церкви) разлучитися, да грехами их не осквернимся, и прочих с собою не отлучим, аки чистых и святых учеников от единения, аки отлученных от клевретов и сожительства злых. И да воспомянем оныя глаголы Божия зело несумнительныя, имиже повелеся и предвозвестися яко злым в Церкви смешение с добрыми даже до кончины мира и до дня судного будет, и яко добрых, в единости и в причастничестве догматов с ними сущих и дел их не творящих, ничесоже не вредят» 1309 .   3. Ваши наставники, совращая малосведущих из православных, и многие из вас самих, часто говорят: «Держащиеся старой Веры живут гораздо богатее держащихся веры новой, а это показывает, что Бог благословляет не новую, а старую Веру. Убо яве есть, яко Ему угодна не новая, а старая Вера».   Други! ежели вы не хотите оставить так вами называемой старой Веры, и присоединиться к Церкви Православной только потому, что в так называемой вами старой Вере люди живут богатее держащихся Церкви Православной, то в глубине вашей души гнездится не уверенность в истине вашей Веры и не любовь к истинной Вере и к благам вечной жизни, а любовь к житейским выгодам, к богатству и довольству в жизни временной. В вас действует любы мира, а она, по свидетельству св. Апостола, вражда Богу есть 1310 . Ибо кто держит и хочет держать Веру, исповедники которой живут богатее, тот, очевидно, любит не Веру и вечные блага, а богатство и блага житейские, житейское довольство; он держит свою Веру не для души, а для тела. Но когда и кому Господь Иисус Христос обещал богатство и довольство в жизни за то, что он приимет Его истинную, Им принесенную и дарованную Веру? – Никогда, никому! Напротив Он не только не обещал Своим последователям богатства, но заповедывал им даже не искать, не домогаться богатства; не скрывайте (не собирайте) себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Наконец 4) это учение было бы явно противно другому, в том же самом Номоканоне заключающемуся учению, следующему: «Ведомо буди. Аще кто без повеления местного Епископа дерзнет приимати помышления и исповеди, сицевый по правилом казнь приимет, яко преступник Божественных правил: ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исловедани суть; и елицех связа, или разреши, не исправлени суть» 789 . И так необходимо должно предположить, что означенный, напечатанный в Номоканоне ответ переведен, с какого-либо бессмысленно написанного или неправильно понятого греческого списка. Издатели сего ответа сами ясно видели его неправильность; ибо они неоднократно старались исправить его, и однако ж ни однажды не довели его исправлением до ясного и определенного смысла. Именно в изданиях Номоканона в 7132 (1624) и 7137 (1629) годах в Киеве, последняя часть ответа, в которой находятся рассматриваемые нами слова, напечатана так: «Елици убо суть освящении, по повелению Епископа исповеданиа человеческая да приемлют: не священному же иноку, наказание его и искуство дает власть примирениа: аще усебесамого безбедно соблюдает, и исповедающихся, Богови да примиряет». – Какое и чье наказание? – Не видно. Также: что значат слова: аще усебесамого безбедно соблюдает? – Не понятно. – В издании того же Номоканона при Патриархе Иосифе в 7159 (1651) и 7160 (1652) годах напечатано: «Елицы убо суть освященни, по повелению Епископа исповедания человеческая да приемлют: не освященному же наказание его искуство дает власть примирения, аще убо себе самого безбедно соблюдает, и исповедающихся Богови да примиряет». – Что дает неосвященному власть примирения? Наказание или искусство? – Два подлежащих, которыя между собою не связаны. Бестолково! Ежели наказание, то необходимо должно спросить: чье и какое? – Но ответа нет. – По ходу мыслей, заключающихся в означенных словах Номоканона, должно предположить, что в нем заключается мысль противная той, какую хотят видеть в нем ваши наставники. Надежно должно предполагать это, потому что в первом издании сего Номоканона, именно в 7128 (1620) году в Киеве означенные слова Номоканона напечатаны так: «Елици убо суть освящени, по повелению Епископску исповеданиа человеческая приемлют: не священному же иноку, ниже дар Епископскую дает власть примирения и себе самим безбедно соблюдающим и исповедающихся, Богови примиряющиим.» – Последние слова и здесь не имеют ясного смысла, но мысль касательно принятия исповеди неосвященным иноком явно противна той, какая заключается в Номоканоне всех других изданий – мысль православная. – И так это третье основание, выставляемое отступниками в доказательство прав принятия исповеди неосвященному лицу, слишком не твердо. На таком основании нельзя созидать ничего, и те, которые желают что-нибудь твердое создать на нем, не суть люди ни рассудительные, ни добросовестные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

3) Некоторые из ваших наставников говорят: «Священник разрешает и связывает грешников не только с такою же силою, как Епископ, но разрешает даже тех, коих связал Епископ» 74 , следовательно он равен Епископу. – Отвечаем: что Священник подлинно имеет власть разрешать и связывать своих духовных детей, это бесспорно. Но что Священник имеет власть разрешать связанного Епископом, это несправедливо. Связанного Епископом Священник может разрешить только с дозволения связавшего Епископа, и именно в том случае, когда находящийся под епитимиею Епископа не может по какой-либо уважительной причине, например, по своей тяжкой болезни, испросить себе прощения у самого Епископа, а между тем показывает дух покорный Господу и Церкви. Ибо соборное правило говорит так: «Сущаго в беде некоей, Иерей хотя примирити к святому жертвенику, да вопросит Епископа, и якоже повелит ему, да творит». В толковании на это правило сказано: «Се правило повелевает, по воли Епископа, и Презвитеру таковое (т.е. прощение) творити: «глаголет бо, аще некто в запрещении сый разболится к смерти, или в некую в напасть впадет, со вопрошением Епископа, да разрешит его Презвитер от запрещения, и святых даров причастие даст ему» 75 . 4) Место, в доказательство означенного мнения приводимое из читаемой Духовником разрешительной молитвы, напечатанной в Потребнике, изданном при Патриархе Иоасафе первом, не имеет силы доказательства. В означенной молитве после слов: «по заповеди Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, прощаю тя и аз отец твой духовный, имярек, духовное чадо мое, имярек, да будеши прощен», духовник говорит Господу Богу следующее: «аще же... или от Архиерея в тяжкое отлучение впад, о немже нерадив и в лености пребывая, не получив прощения, прости сего мною грешным и недостойным рабом Твоим, имярек, и тело убо сего, от нихъже сложено бысти разреши, и душу его в скиниях святых учини» 76 . – Но эти слова, как всякий сам собою видит, отнюдь не заключают в себе разрешения связанному от Епископа, а только молитву к Господу Богу о прощении связанного Епископом. Впрочем в этих слов в Потребниках последующих изданий, например, в Потребниках, изданных при Патриархе Иосифе, уже нет. В разрешительной молитве, употребляемой в настоящее время духовниками Православной Церкви, читаются слова, подобные тем, какие находятся в молитве Потребника, изданного при Патриархе Иоасафе первом; но и в нынешнем Требнике означенные слова составляют только молитву о разрешении, а не самое разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Вполне же это правило читается так: «Дошло до святого и великого Собора, что в некоторых местах и градах Диаконы преподают Пресвитерам Евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити преподавали приносящим Тело Христово. Также и то соделалось известным, что даже некоторые из Диаконов, и прежде Епископов, Евхаристии прикасаются. Сие убо все да пресечется: и Диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители Епископа, и низшие Пресвитеров. Да приемлют же Евхаристию по порядку после Пресвитеров, преподаваемую им Епископом или Пресвитером. Но ниже сидети посреде Пресвитеров позволено Диаконам. Ибо то бывает не по правилу, и не в порядке. Аще же кто, и после сего определения, не хощет послушен быти: да прекратится его Диаконство» 113 . Блаж. Симеон Солунский называет должность Диакона только служебною Иерею и Архиерею, и поставляет его при священнослужении в совершенную зависимость от них. Он говорит: «Диакони суть служительное достоинство имуще токмо. Не мощно тым в священную одеватися одежду (надевать стихаря) без благословения Архиереа или Иереа, ниже начинати кую священную службу без Пресвитера или благословения Пресвитерова» 114 . XIV. Нужны ли в Христовой церкви Диаконы? Диаконы, как показывает самое наименование Диакона, в св. Христовой Церкви, конечно, нужны; впрочем они нужны не сами по себе, а только как лица служебные Епископу и Священнику: «Диакони подслужителя чин имут, и не могут кроме Иерея что деяти», – говорит блаж. Симеон Солунский 115 . Посему особенно доказывать нужду для святой Церкви в Диаконах не усматриваем причины, тем более, что касательно диаконской степени в св. Церкви никогда не было, и ныне нет ни малейшего разногласия. XV. Нужны ли в христовой церкви пресвитеры, и как много нужны? Пресвитеры в истинной Христовой Церкви весьма нужны. Священная История ясно сказывает, что св. Апостолы по всем местам, в которых они обращали несколько душ ко Христу, и из которых им должно было удаляться в места другие, сами рукополагали в Пресвитеров, кого находили достойными 116 . А рукополагать нужное число Пресвитеров в те места, в которых они оставляли вместо себя Епископов, приказывали тем Епископам 117 , н для правильного исполнения сего дела давали им законы 118 . Это несомненно. А такое действование св. Апостолов уже само собою показывает, что они почитали Пресвитеров в Церкви Христовой весьма нужными; иначе они не поставляли бы их так повсеместно сами, не делали бы приказания Епископам поставлять их, и не писали бы законов для их избрания и поставления. Впрочем нужда Пресвитеров очевидна сама собою: «Епископы не могли быть везде сами, дабы удовлетворять всем потребностям возложенной на них должности: им весьма нужны были помощники, т.е. Пресвитеры. Весьма нужными для св. Церкви почитали Пресвитеров и св. Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Эти Пресвитеры посредством рукоположения получали, как видим из древнего чина рукоположения Пресвитеров, право и обязанность: 1) «священнодействовать слово истины», т.е. учить вверенных им людей благоверию, заповедям Божиим и всем христианским добродетелям; и 2) «тайнами святыми совершати человека в жизнь христианскую духовную: крещати, миропомазывати, исповедывати, литургисати, венчати, елеосвящение над болящими совершати и вся церковная последования и чины действовати, яко служители Христовы и строители таин Божиих» 39 . Что таковые Пресвитеры действительно имели и имеют означенное право и обязанность, видим из 1-го правила Анкирского Собора, которое говорит: «Презвитери и Диакони, иже пожерше идолом, и потом истинным сердцем обратившеся, токмо места и чести да приобщатся, никако же к святым прикасающеся». – Толкование: «слицы убо от Презвитер и Диакон, во время гонения понуждени бывше пожрети идолом, и потом истинно приступиша паки к Соборней Церкви, кающеся о них же согрешиша, токмо седания и чести сподоблени быти должни суть: священническое же что соделовати, не достойни суть, якоже се, хлеб, или чашю принести, или слово учения к людем сотворити, и отнюд ничтоже от святыя службы сотворити» 40 . Следовательно сии Пресвитеры, до своего падения, имели право приносить хлеб и чашу, творить слово учения людям, совершать св. службы, и потеряли это право своим падением. Представлять дальнейшие доказательства в подтверждение сего права Пресвитеров не считаем нужным. XII. Пресвитерство в первенствующей церкви не составляло ли одной степени с епископскою? Или: епископы тогда не были ли то же, что пресвитеры? Нет. К сему вопросу подало повод сначала в пятом веке, а потом в недавние времена то, что имена Епископ и Пресвитер, коими означаются высшие церковные степени или чины, давно имели в языке, кроме особенного значения церковного, свое общеупотребительное значение; а посему, прежде нежели церковное значение вошло в твердое употребление в народе, имена сии употреблялись не с довольною точностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

1409 Так и в Филаретовском Потребнике, но в Иоасафовском, а за ним и в Иосифовском поправлено: херувимы, серафимы. 1413 Ответ на возражение, делаемое на сие место, как оно находится в Православном Требнике, смотр. выше стран. 16 и 17. 1414 Слова: воду очищение в Иоасафовском, а за сим и в Иосифовском, Потребнике исправлены: воду очищения. Правильнее. 1415 Воде сей. Так во всех старых Патриарших Потребниках. В Православном же сказано: на воде сей. Правильнее и яснее. 1416 Да будет соединен уподоблению смерти твоей ради крещения. Не понятно. Все место заимствовано из посл. к Римл. 6:5 . (зачал. 91). В Православном Требнике стоит: да быв сраслен подобию (весьма уподобившись) смерти твоея крещением. Яснее. 1418 Преклоняет иерей главу свою над сосудом масленым, держиму от кума или бабою. Не понятно, кого держиму? Главу иерея? – Для чего? – Не сосуду ли масленому держиму? Но для выражения такой мысли надобно было бы сказать: держимым. 1419 Пременения образ спасения еже от потопа. Так во всех старых Патриарших Потребниках. Не понятно! В Православном Требнике стоит: примирения знамение, спасения же от потопа. Яснее. 1420 Отбегателно. Не понятно. В Иоасафовском Потребнике, а за ним и в Иосифовском, исправлено: отразительну. Яснее. 1421 В других Потребниках сего обязательства нет. В Иоасафовском стоит: восприемником Так и приличнее. 1422 Упрекают, что Православный Требник не велит помазывать всех означенных частей тела. Не правда. Он не говорит только подробно, а между тем ясно говорит: «И егдаже помажет все тело». См. Правосл. Требник. 1423 Держа к себе лицем. Так и в Филаретовском и Иоасафовском Потребниках. Но в Иосифовском Потребнике предписывается держать крещаемого лицем к себе только тогда, когда он, по погружении, возводится из воды; а когда погружается, тогда предписывается держать его лицем к востоку. – Предписание не дельное: верующему при всяком священном действии приличнее быть обращенным к востоку. В исправленном Требнике предписывается, чтоб крещающий держал крещаемого зрящим к востоку. Так приличнее, так и должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

И якоже людие Божии, егда в работе египетской были, веры не отпадоша, и первии христиане, в триста лет в тяжкой неволе будучи, веры не погубиша: тем же образом, и в нынешнее время, в неволе турецкой, христиане веру православную целу соблюдают. А кто бы хотел сие лучше разумети, прилагаю зде слова, от послания святыя памяти Мелетия Патриарха Александрийского, до границ наших в лето афчз-го писаныя, который таковую о постановлении нынешнем Церкви Божии в Греции будущей, ведомость истинную сими словесы свидетельствует: или не имате удивлятися сему, яко на востоце, аще и царство опровержено есть, обаче же Вера Православная, волею Божиею стоит, и пребывает нерушима: веруем бо, яко Бог милосердый николи же оставляет раб своих, наипаче же светлейше и яснейше сияет благочестие християнское, и наипаче во искушениих без царства распространяется, коли благодать Божия совершене господьствует, посреде безбожных мучителей, и яко крин процветает межи тернием, силу приемля не человеческою мудростию, якоже ухищряя утвержают, не богатствы, ни силою укреплена, но самою рукою Божиею защищена? Или не достойна удивлению сия превеликая вещь видится вам? До зде словеса Мелетиа Патриарха, ихже сего ради зде положихом, чтобы правовернии християне ведали, с яковым умыслом, с каким смирением и благодарением, той терпения крест истиннии хвалебници Божии, во Греции сущии, на раменах носят, яко вину своего временнаго печалования на непостижимую судеб Божиих глубину возложивше, неизреченней благодати промыслу и милосердию Его пресвятому сия причитают, яко по неизреченной божественной Своей судбе, посреди явных имене Своего врагов, якоже Даниила посреде лвов без всякаго сумнения и без ущербу в Вере, дивным Своим прозрением сохраняет. К сему же не бо просто и сие в божественном писании положено: иже кого любит Господь, того и наказует. Потом, да заградятся всякая уста глаголющих неправду, гордынею и уничижением, на смиренных Греков» 1290 . – Так говорит уважаемый вами учитель. То ли говорит он, что ныне говорят ваши наставники? Говорит ли он, что Вера в Сионе пропала? Напротив не явно ли превозносит он Веру Греков?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Н. И. Петров. К., 1875-1879. 3 вып.). «Систематический каталог книг библиотеки Киевской Духовной Академии» был составлен в 4 т. (11 вып.) (К., 1890-1912) и имел 2 дополнительных выпуска, один из к-рых (1906) посвящен описанию фонда бывш. Полоцкой униатской б-ки, переданной в КДА в 1879 г. IV. КазДА, основанная в 1842 г., собирала б-ку прежде всего из пожертвований б-к духовных учебных заведений (КазДС, СПбДА, МДА, КДА и Тверской ДС), затем (1853) в нее были переданы дублеты из Публичной б-ки в С.-Петербурге, часть книжного собрания Соловецкого мон-ря (более 1500 ркп. и старопечатных книг (см. «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии». Каз., 1881-1898. 3 вып.) и личные б-ки архиереев: архиеп. Казанских Григория (Постникова) (1850 и 1867) и Афанасия (Соколова) (1866), архиеп. Астраханского Афанасия (Дроздова), еп. Якутского Мелетия (Якимова) (коллекция рукописей, принадлежавших тибет. и монг. князьям,- 318 названий), а также собрание (в т. ч. кит. книг) мон. Иакинфа (Бичурина) и мн. др. «Систематический каталог книг библиотеки Казанской Духовной Академии» был опубликован в 1874 г., имел дополнительный том (1915) и «Алфавитный указатель» (1883). После закрытия КазДА в 1921 г. рукописный фонд б-ки был передан в ЦГА ТАССР (ныне НАРТ), а большая часть книг в КазГУ, откуда в 1992-1993 гг., после открытия КазДС, частично возвращена (ок. 50 тыс. ед.). V. Фонды б-к духовных семинарий в ряде случаев были полностью либо частично отражены в печатных каталогах: в «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Казанской духовной семинарии» (Каз., 1889), «Каталоге ученической библиотеки Вифанской духовной семинарии» (Серг. П., 1915. 2 ч.), «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семинарии» (Томск, 1915), рукописное собрание КДС отражено в «Описании рукописных собраний, находящихся в г. Киеве», сост. Н. Петровым (3 вып.: ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Разд. 2; 1897. Кн. 2. С. 129-296; 1904. Кн. 1), также опубликовано «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской семинарии» (сост. М. И. Лилеевым. СПб., 1880) (подробно см.: Дьяконов А. Библиотека//ПБЭ. Т. 2. Стб. 467-470). VI. Печатные каталоги были составлены на нек-рые монастырские собрания (напр., «Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки» - сост. архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1875; Систематический каталог книг б-ки Киево-Печерской лавры. К., 1908-1912. 2 т. и др.), а также на коллекции ряда крупных б-к, располагающих значительным фондом богословских изданий и рукописей (Систематический каталог книг Московской епархиальной б-ки. М., 1913. Т. 1: Богословие; Систематический каталог книг б-ки имп. Православного Палестинского об-ва. СПб., 1907. 2 т.; см. также: Степанов. Мат-лы. С. 35-36, 94-131).

http://pravenc.ru/text/149151.html

Всевозможно чаще вспоминай о земной бедности нашего Спасителя, Который, живя на земле, не имел, где главу подклонити. Чаще вспоминай многострадательного Иова. Всевозможно чаще вспоминай, что самая наибольшая часть святых провели свою жизнь в бедности. Если при твоей бедности подавляют тебя еще какие-нибудь другие тягости, то не теряй духа и здесь, а утешай себя святыми мыслями. Например: тебя ненавидят, презирают? Думай: «что за беда! Мой Господь и Спаситель был Бог , но ненавидели и Его, презирали и Его». Тебя теснят, обижают? Думай: «что за беда! Кого больше всех теснили и обижали, как не Самого Господа»! Думай еще: «Если кого-нибудь не презирают и не уничижают, то как он будет упражняться в смирении? Если кого не оскорбляют, то как он научится терпению, кротости и тому подобным добродетелям христианским»? Наконец, чаще вспоминай о благах небесных, которыми верно будешь наслаждаться, если терпеливо будешь переносить свою бедность до конца. Нищий, упоминаемый в Евангелии, был на земле беден, как едва ли кто иной: но как славен был конец его жизни! Ангелы взяли и отнесли душу его на лоно Авраамово, – где он вечно наслаждается благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яко же уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Как поступать когда нас хвалят? Когда тебя хвалят, будь крайне осмотрителен, потому что тогда ты – в опасном положении: можешь впасть в гордость, тщеславие, беспечность или иное пагубное обольщение. Чтобы не случилось с тобой этого, старайся смотреть на сделанную тебе похвалу с недоверчивостью; а если хвалят в глаза, лучше всего – приличным образом – прерви разговор и обрати речь на другой предмет. Твердо помни, что достойное в тебе похвалы не твое, а Божие; ибо Бог дал тебе расположение, способность, силы, желание и случай приобрести нечто достойное похвалы, и следовательно, не тебе принадлежит слава за это, а Богу. Когда усматриваешь в себе нечто достойное похвалы, и чувствуешь в себе желание рассказать о том другим, старайся истребить в себе это желание представлением, что из похвалы человеческой соделаешь себя недостойным похвалы у Бога, потому что получаешь награду от людей. Помни и сии весьма важные слова Господа: горе вам, егда доброе рекут вам вси человецы ( Лк. 6:26 ). Как вести себя когда нас порицают?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010