Святой Григорий Великий , объясняя, почему Бог разрешил верующим ловить и вкушать рыбу, «у которой есть перья и чешуя (пойманную. – О.С.) в воде, в морях ли, или реках» ( Лев.11:9 ), писал: «Рыб, которые не имеют плавников, запрещается употреблять в пищу верному народу. Потому что рыбы, которые имеют плавники и чешую, имеют обыкновение выпрыгивать над водою. И что иное прообразуется под видом рыб с плавниками, как не избранные души?... в стремлении к небесному умеют совершать прыжки, чтобы посредством созерцания достигнуть вышних, хотя и вновь соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти» 288 . То есть какие бы моря или реки греховные не поглотили и унесли тебя в свои адские водовороты, если ты способен хотя бы на мгновение в «прыжке» отчаяния, как пишет Григорий Великий , оторваться от них (своих грехов), то от внимания Христа это не ускользнет. И если даже наши души «соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти» , они уже отмечены Богом в желании порвать с прежней греховной жизнью. Данный текст показывает, что оправдание не лежит в плоскости исполнения Закона (не получится не соскользнуть), но, напротив, в плоскости БЛАГОДАТИ. Сказано об устойчивости спасающихся благодатью: «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:39 ); и еще: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:33–35 ). Посему отцы XVI Карфагенского Собора (1 мая 418 г.) учили: кто не верует в благодать спасающую – приводящую нас к купели Крещения, милующую нас в Таинствах Церкви и прощающую нас в Таинстве Покаяния, даже при чтении молитвы «Отче наш» святыми и нами до момента нашей смерти, – да будет анафема 289 . Особенно выразительно по рассматриваемому нами вопросу Правило 7, зачитаем его целиком: «Было решено так: всякий, говорящий, что в молитве Господней святые говорят: “И прости нам долги наши” ( Мф.6:12 ) не за себя, поскольку они не нуждаются в том, чтобы просить об этом, но за прочих из своего народа, которые согрешают, и что потому всякий святой не говорит: “Прости мне долги мои”, а говорит: “Прости нам долги наши”, что и подтверждает, что праведник просит более за других, чем за себя, да будет отлучен от сообщества верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2) Воздержание далее содействует здоровью человека и есть одно из главнейших условий продолжительной жизни человека. Индусы, по словам Перрона, живут долго и весело, потому что почти исключительно питаются рисом и растениями. Жизнь наших подвижников-пустынников при всех трудах, почти постоянном бдении и молитвах, при всей скудости и суровости их образа жизни, отличалась замечательную продолжительностию, благодаря их строгому воздержанию в пище и питье и господству их над страстями плотскими и душевными. (Свящ. Гр. Дьяченко). 5. Самоубийство а) Самоубийство есть величайшее нарушение 6-й заповеди закона Божия. аа) Все более или менее знающие книги ветхого завета и историю евреев единогласно утверждают, что у них самоубийство было и теперь есть самое редкое преступление. И неудивительно: этот народ верил и верит, что человек создан Богом по образу и подобию Его, что его долг воздавать Ему хвалу и исполнять все Его заповеди, чтобы после этого временного, полного испытаний, странствования достигнуть на лоно Авраамово в жизни вечной. Между этими заповедями не последней была «не убий», которая дана вообще без ограничения, не по отношению только к ближним, а и вообще к каждому человеку, который относительно себя самого имеет самые первые обязанности. По убеждению иудеев человек не мог распоряжаться жизнию по собственному усмотрению: они читали в св. писании не раз изложенную истину, что только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. «Я умерщвляю и оживляю», говорит Господь во Второзаконии (гл. стр. 39). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1цар. II, 6). «Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь» (Прем. Солом. XVI, 13). Они имели книгу Иова, которую можно назвать длинной проповедью, где говорится, как должно переносит все телесные и душевные страдания, ниспосылаемые Господом для испытания и утверждения в добродетелях, как часто уже в этой жизни Господь награждает нашу сыновнюю покорность и терпение. Разве разговор жены Иова с мужем не относится прямо к самоубийству? «Ты все еще – говорила она – тверд в непорочности своей! Похули Бога, и умри " . Он отвечал: «ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (гл. II, ст. 9 – 10). Поэтому то во всем ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечем; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице (в Аэндоре) с вопросом» (гл. X, стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8, стр. 378). 3. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. Вслед за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: «так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:1–3 ). Здесь указано основание для счисления времени неделями, которое, несомненно, с этих пор и вошло в употребление, – здесь указан и образец для такого провождения дней недели. Неужели всемогущий Бог подвержен усталости и нуждается в отдыхе? Очевидно, Бог таким распорядком Своей творческой деятельности и покоя подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но и благословил его, а это значит, что он есть день святой или священный, т. е. такой, который человек должен посвящать Богу. Таким образом, седьмой день, как праздник, есть: а) непосредственное установление Божие, б) установление первобытное и в) установление необычайно важное, потому что напоминает о таком важном деле, как завершение творения мира, отчего и самый день седьмой далеко выдвигается из ряда других дней. Самое название свое седьмой день получил от того, что слово суббота на еврейском языке значит покой. Замена эта произошла вскоре же после воскресения И. Христа, которое и послужило для этого основанием. Празднование воскресного дня началось с апостолов. В книге «Деяний св. апостолов» рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собрались для преломления хлеба в первый день недели ( Деян.20:7 ), т. е. они причащались в воскресенье, которое есть первый день недели, как это делали и все христиане в первенствующей церкви. Значит, в воскресенье совершалось общественное богослужение. В первом послании к коринфянам апостол Павел убеждает раздавать в воскресенье милостыню (XVI, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Даже об истории ереси жидовствующих у него весьма странное представление: " Все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву " (с. 139). Автор книжки про " старца Антония " поставил восклицательный знак после слова " все " . А я бы поставил большой знак вопроса с несколькими восклицательными знаками после слов " типографии Литвы " . Дело в том, что в XV веке – веке, когда в Новгороде и появилась ересь жидовствующих (объявилась она в 1471 году), никаких типографий в Литве не было. " В начале 20—х годов XVI века Франциск Скорина приезжает в Вильно и в доме богатого белорусского мещанина Якуба Бабича основывает первую в нашей стране типографию, где издает " Малую подорожную книжицу " и " Апостол " . В церковнославянском и греческом языках " старец " силен ровно настолько, чтобы перевернуть смысл богослужебного выражения с ног на голову: " ад всесмехливый начатое дело высмеивания всего Божьего, духовного доведет до конца " (с. 62). Но в аду нет места для смеха. Там место плача. Христианин же может посмеяться над обманувшимся адом. " Ад всесмехливый " значит " ад, достойный всяческого посмеяния " . В " Полном церковно—славянском словаре " протоиерея Григория Дьяченко говорится: " Всесмехливый – достойный всякого осмеяния или поругания " . Еще апостол Павел говорил: «Ад, где твое жало. Смерть, где твоя победа». Это некая издевка. Надо заметить, что и в некоторых апокрифах, размышляющих о сошествии Христа во ад звучит эта тема иронической издевки над сатаной. Познания " старца Антония " в Писании видны из его призыва: " Евангелие следует понимать буквально – сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса " (с. 207). Но нет таких слов в Евангелии. " Старец " спутал модную ныне проповедь " Анастасии " и Евангелие . Христос говорит не о бегстве из города в пустыню, а о переходе из одного города в другой город же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10,23). О пребывании Церкви в пустыне говорит не Евангелие, а Апокалипсис (вот уж книга, при чтении которой буквализм как раз опасен): " И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени " (Откр.12,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Для распространения хилиастических верований в Англии XVII века сложилась весьма благоприятная почва. Чума неоднократно опустошала эту страну. Особенно губительными были два чумных года – 1665-й и 1666-й. Последний вообще пугал людей. Все со страхом ожидали тех несчастий, которые должны были случиться в 1666 году, получившем название «года зверя» (бестии) по вполне понятным причинам, ибо в Библии именно числом 666 зашифровано имя Антихриста. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо то число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть», – так говорится в Откровении Иоанна (13, 18). Именно в таком ключе был охарактеризован наступающий 1666-й год в известном по всей Западной Европе сочинении некоего Томаса Лаптона «ВаЬу1оп is Fallen», которое было написано в виде толкования знаменитой апокрифической второй книги Ездры, повествующей, в частности, о трехголовом орле. Последнего многие толкователи и пророки отождествляли с библейским зверем из Апокалипсиса, полагали одну голову орла символом Франции, другую – Испании, третью – Священной Римской империи. Т. Лаптон заверял своих читателей, что в страшный 1666-й год орел утеряет разом все свои главы, что означает гибель всех вышеназванных трех государств. Еще в XVI столетии многие толкователи Библии связывали апокалиптический образ «вавилонской блудницы» с римским папой, понимая под Вавилоном католическую церковь . Английский исследователь-прорицатель Т. Гудвин в 1639 г. продолжил изыскания в толковании библейских пророчеств, связав вместе уже два числа, о которых говорилось в Апокалипсисе – 666 и 1260. О природе первого из них мы писали выше. О втором говорится в следующем библейском фрагменте: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Отк. 12, 6 ). Гудвин в этом плане не изобрел ничего нового. Он, как и его предшественники – раннехристианские авторы – сторонники реального эсхатологизма, принял один библейский день за один календарный год и на основании этого решил, что в 1666 году падет царство Антихриста, которое существовало 1260 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Именно и этом контексте следует заново осмыслить формулу Первого Ватиканского Собора относительно определений, которые, будучи произнесенными папой ex cathedra , становятся непогрешимыми «сами по себе, без согласия Церкви». Можно было бы сказать, что папа, когда он говорит ex cathedra , выражает мысль всей Церкви, которая вся целиком ведома Духом Святым, и что, следовательно, определения, которые он произносит, не подлежат никакой демократической проверке именно потому, что они сосредоточивают в себе «ощущение Церкви», выношенное всем народом Божиим, чьим выразителем призван стать папа, но лишь в той мере, в какой он пребывает в полном общении, в полном сотрудничестве с коллегией епископов и со всеми верующими… Ах, мы должны глубже задуматься над судьбой Петра в Евангелии. Петр, писал святой Григорий Палама, это образец нового человека, т. е. прощеного грешника. Христос дает ему обетования, касающиеся таймы Церкви, которую не одолеют врата адовы. Но 11етр не допускает что Мессия, Которого он исповедовал, станет Мессией распятым. И Господь обращается к нему со всей суровостью: «Отойди от меня, Сатана! ты Мне соблазн; потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16.23). И когда Христос обещает Петру прийти на помощь его пере, чтобы он сам утвердил в ней братьев своих, Петр отрекается от Него. И вот поет петух. Петр раскаивается и плачет горько. И Воскресший прощает его: «Любишь ли ты Меня?» и возвращает ему первое место среди апостолов, каким показывает его книга Деяний Апостольских. Но Христос еще раз предупреждает его, Он не обещает ему ничего другого, кроме мученичества — «другой тебя препояшет»… Иоанн же, ученик возлюбленный, знающий тайны сердца своего Учителя, кому Распятый доверил Свою Мать, Иоанн — тот, «кто пребудет»… Если есть в Церкви епископ, который служит «подобием» Петра, то как далеки мы от власти и славы: он остается здесь лишь для того, чтобы напомнить, что Церковь живет прощением Божиим и силой Крестной… Если Петр забывает, что главное его свидетельство — свидетельство прощеного грешника, тогда приходят пророки, как это было в XVI веке на Западе, чтобы «противостать ему, потому что он подвергался нареканию» (Гал 2.11), по образу Павла в Антиохии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антипа Пергамский, сщмч. Описания иконы Антипа Пергамский, сщмч. - житие Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68). В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. - " И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа " (Откр. 2, 12 - 13). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекра[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Антипа Пергамский, сщмч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4069.jpg:   Размер: 329x1200, 0.39 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (241) , (10) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4071.jpg:   Размер: 396x1200, 0.48 MPix, 82 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (170) , (4) . Описание: Святой Антипа Пергамский, священномученик († 69). Начало XX в.Школа Палех. Дерево, левкас, яичная темпера, золото.22.4 × 17.3 см Файл 13958.jpg:   Размер: 800x1017, 0.81 MPix, 167 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (333) , (11) .

http://pravicon.com/icon-1210

Не останавливаясь даже кормить лошадей, извозчики всю ночь быстро ехали. На другой день на рассвете прибыли в родную слободу. Умершего кресторугателя похоронили как следует по старообрядческому обычаю и старались держать в секрете это ужасное событие. Но не прошло и двух месяцев, как все стародубские слободы во всей подробности все это узнали. (В. день 1888 г.). 8. Отчаяние а) Совет св. Иоанна Златоуста против отчаяния. Прекрасный совет подает св. Златоуст против отчаяния. «Если, говорит он, по небрежению низвергнемся в глубину зол: и там не будем отчаиваться, дабы не впасть в совершенное нерадение и тяжкую сонливость. Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых. Это их грех, потому что нечестивый, пришедши в глубину зол, не радит. Отчаяние рождается не от множества грехов, но от произвола нечестивых. Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения. Аще, говорит Он, будут грехи ваша, яко багряное, яко снег убелю. Не будем же отчаиваться; ибо не так тягостно пасть, как падши лежат, и не так горестно быть раненым, как израненному не желать врачевания». (Толк. на 1 посл. к вор. 3, 11). б) Библейские тексты об отчаянии. Отчаяние приводит к пребыванию в грехе: они (жители Иерусалима) говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер. XVIII, 12). – И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый ангел вылил чашу свою на престол вверя; и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Апов. XVI, 9 – 11). Самоубийству: а будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф ( Uep. VIII, 3 ). – И, бросив серебренники, в храме, он (Иуда) вышел; пошел и удавился ( Mф. XXVII, 5 ). – Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам; покройте нас (Лук. XXIII, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По словам св. Григория Богослова , «одним разумением Бог истинно приемлется и сохраняется и возрастает в нас» (I, 180). Судьей своей жизни в христианстве признается прежде всего сам человек: он ведает, что добро и что зло, его совесть судит его деяния и помышления, он разумеет пути жизни и смерти. Правда, и в христианстве есть таинства, но они не предваряют учения, а им предваряются, ему доследуют 20 . Посему-то Господь наш Иисус Христос, Сам быв на земле учителем, и апостолам Своим, как последнее завещание, дал заповедь: идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Mp. XVI, 15; Mф. XXVIII, 19 ). И апостолы так высоко смотрели на служение слова, что без колебания предпочитали его даже раздаянию хлеба ( Дeяh. VI, 2 ); ап. Павел говорил о себе: Христос послал меня не крестить, а благовествовать ( 1Kop. I, 17 ), он называл благовествование Божие священнодействием ( Puм. XV, 16 ). Так же смотрели на служение слова и преемники апостолов. Св. Григорий Богослов называл слово самой приличной жертвой Богу, даром, который святее жертвы подзаконной, святее начатка первородных, угодным Богу паче всего, чем закон держал во власти Израиля, драгоценной евангельской жемчужиной, а себя называл служителем слова (I, 179. 180). Изложение вопроса о предмете проповеди может быть двоякое – или практическое, или теоретическое. Так мы имеем сочинение прот. I. Толмачева Православное собеседовательное богословие или практическая гомилетика. Это труд, широко задуманный, основательно и добросовестно исполненный; из него мы легко узнаем, в чем состоит практическое изложение вопроса о предмете проповеди. «Мы, пишет почтенный автор в предисловии, не касаясь никаких гомилетических правил, самым делом вводим проповедника в круг его гомилетических занятий, раскрываем пред ним библию и предлагаем ему всевозможные материалы для его проповеднической деятельности. Таким материалом служат темы с расположениями для проповедей». Он «предлагает множество самых разнообразных тем с расположениями для проповедей, как на Евангелия, так и на Апостол, предпосылая выводу и развитию частных проповеднических тем общее экзегетико-гомилетическое обозрение дневного Евангелия и Апостола».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Св. Григорий Богослов упоминает еще среди ангельских чинов: после властей – «сияния» и «восхождения» (2-е слово о Богословии). 53. Какие ангелы поставлены наиболее близко к роду человеческому? Богом поставлен каждому из нас Ангел-хранитель. Он руководит нашей совестью, оберегает от падений и предстоит перед лицем Божиим ходатаем о нашей духовной участи. «Смотрите, да не презрите ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Mф. XVIII, 10 ). 54. Все ли духи ангельского мира пребывают в славословии Бога и в служении Ему? Есть духи, отпавшие от Бога, злые ангелы , называемые: нечистыми духами, демонами, бесами. Слово Божие упоминает главного из них, который именуется диаволом, или что то же – клеветником, или искусителем, или сатаною, или князем мира сего, вельзевулом, велиаром. Деятельность диавола состоит: в сопротивление законам Бога; в противодействии Христовой любви; в совращении человеков в грех; диавол не может человеку велеть, но может увлечь его в грех ложью . Оставаясь, конечно, во власти Божией, злые духи своею волею обращены ко злу: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Uoah. VIII, 44 ). 55. Как Всемогущий Бог попускает ослушание и столь пагубную деятельность диавола? Торжество добра и правды настанет путем, теперь для нас еще не постижимым; знаем только, что последний след зла будет искоренен Последним Судом . Можно себе представить, что зло должно быть изжито, когда оно вполне откроется миру, как безсильный путь возстания на Вседержителя. " Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них« ( I Цap. II, 10 ); »... ибо приидет Сын Человеческий во Славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» ( Mф.XVI, 27 ). Людей, пошедших за диаволом и ставших на служение злу можно узнавать по тому, что они отвергают и ненавидят Господа Иисуса Христа, Его Евангелие, Его Крестную жертву . Но основная масса людей, не враждуя против Христа, погруженная в суету мирскую, знает и Христа и диавола только по имени; думает, что Господь далеко на небе, а диавол к нам не относится. Только в наведенных на нас испытаниях, опытом сердца познаем и благое иго Христово и тяжкий плен диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010